Доклад «Патриотическое воспитание подрастающего поколения»
статья
В настоящее время в нашей школе сложилась система краеведческой работы, цель которой – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, село, район, край, страну. Ведь краеведение, обращая к прошлому, нацеливает школьников на создание достойного будущего.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_patrioticheskoe_vospitanie_shkolnikov.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Верхнекужебарская СОШ им. В. П. Астафьева»
Доклад
Тема: «Патриотическое
воспитание подрастающего поколения»
Автор:
педагог дополнительного
образования Селина
Елена Владимировна
с. Верхний Кужебар
Наша жизнь – лента событий. Событий ярких и обыденных. Но каждое событие начинается с яркой вспышки, с мгновения решающего нашу дальнейшую судьбу…
Стать патриотом своей Родины – России, не зная истории своей земли, того места, где ты родился и вырос – своей малой родины, невозможно. Поэтому, важнейшим средством воспитания гражданственности и патриотизма школьника является краеведческая деятельность. Она позволяет на конкретных примерах приобщать ребят к культурному и историческому наследию и, тем самым, воспитывать патриота и гражданина.
В настоящее время в нашей школе сложилась система краеведческой работы, цель которой – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, село, район, край, страну. Ведь краеведение, обращая к прошлому, нацеливает школьников на создание достойного будущего.
Работа по сбору краеведческого материала в школе ведется со времён ее основания. Самобытность и уникальность села Верхний Кужебар, его интересная 170-летняя история позволили сделать краеведение основным вектором воспитательной работы школы.
Материал, собранный учащимися многих поколений, за последние четыре года систематизирован, дополнен новыми разделами и оформлен с применением современных цифровых технологий. Это позволило вывести данную деятельность на новый уровень. В 2005 году нами разработана долгосрочная программа детского творческого объединения «Наш Кужебар, храни себя, храни», рассчитанная на учащихся 5 - 11 классов. Программа прошла лицензирование и реализуется в нашей школе с 2005 года, решая ключевые, задачи воспитания:
- формирует у учащихся систему знаний об истории, экономике, культуре родного села;
- воспитывает у учащихся чувство любви к своей малой родине, гордости за своё село, за людей, проживающих на его территории.
- развивает навыки исследовательской деятельности.
В 2006 году в рамках школьного этапа конкурса социальных проектов «Мой край – моё дело» учащимися 10 класса (ныне выпускниками) был представлен проект по возрождению музея, который занял первое место.
В 2007 году был открыт школьный музей, который регулярно пополняется новыми экспонатами. К пополнению экспонатов музея мы привлекаем педагогов, учащихся школы, их родителей, старшее поколение села, наших выпускников и просто всех заинтересованных жителей.
Профиль нашего музея историко-археологический. Творческой группой детей, созданы постоянно действующие экспозиции и выставки музея: «Археологический уголок»; «Деревенский быт 20 века»; «История села»; «История организаций и учреждений села (прошлое и настоящее)»; «Выдающиеся люди села»; «Выпускники школы»; «Кужебарцы о Кужебаре» (стихи и песни о селе); «Деревянное кружево села» (культура оформления наличников); «Новостройки в годы перестройки»; «Обряды и традиции села»; «Моя родословная»; «Ах, война» (воспоминания, очерки, документы, интервью и др.) по направлениям: «Дети войны», «Они остались на полях сражений», «Не стареют душой ветераны», «Труженики тыла».
Эти материалы, собранные учащимися школы, представляют собой яркие страницы истории и культуры села. Все собранные материалы представляются на школьных, районных и региональных краеведческих конференциях, Экспозиции музея регулярно оформляются и выставляются в верхней рекреации школы. Экспонаты и фонды музея используются в качестве учебно-наглядных пособий на уроках истории, географии, внеклассных мероприятиях, а также классными руководителями для проведения тематических экскурсий, устных журналов, конкурсов, викторин и других мероприятий, связанных с историей села. Все это способствует повышению качества образования.
Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет красочно, наглядно и современно оформлять собранный материал, расширять горизонты получения информации, экономить время занятий. У воспитанников развивается одна из ключевых образовательных компетенций школьника – информационная, которая обеспечивает навыки работы ученика с информацией.
В 2006 году участниками творческого объединения на основе организованного нами фотоконкурса «Мое село родное», создана электронная презентация к 50-летнему юбилею школы «Наш Кужебар, храни себя, храни». Она была положительно оценена всеми гостями и организаторами праздника. Данная презентация была выпущена юбилейным тиражом в 50 экземпляров, подарена именитым гостям, а также пользовалась широким спросом у выпускников.
В октябре 2008 года программа творческого объединения «Наш Кужебар, храни себя, храни» заняла 1 место в районном этапе краевого конкурса образовательных программ патриотической направленности. А по итогам краевого конкурса мы стали победителями, за что отмечены Дипломом 1 степени и ценным призом – лазерным принтером. В 2009 году в районном конкурсе наша Программа заняла 1 место.
Мы не только собираем материалы о народных праздниках, обычаях, традициях, но и бережно храним их, отмечая праздники, проигрывая обряды, разучивая народные песни, совместно с сельским центром культуры. Проведение таких праздников, как Рождество, Масленица, Сорок сороков, Троица, Иван Купала стало традицией в селе и школе.
Одним из важных направлений в работе объединения является поисково-исследовательская деятельность. Старшеклассники ведут исследования родословной своей семьи, узнавая историю своих предков, сохраняя память о них для своих потомков. В ходе этой работы у школьников формируются начальные навыки работы с архивными материалами, закрепляются навыки работы со справочниками, энциклопедиями, они учатся добывать знания самостоятельно. Ежегодно, начиная с 2007 года, участники творческого объединения представляют свои работы на всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия - XX век» в номинациях «История семьи», «Человек и война», «Моя малая родина».
Ежегодно мы принимаем участие в районном форуме музеев, где представляем наиболее значимые исследовательские работы за текущий год.
При организации поисковой работы используем метод проектов, который формирует важные компетентности и специальные умения у учащихся. В ходе работы над проектами педагоги направляют деятельность учащихся, которые исследуют выбранную тему, собирают полную информацию о ней, систематизируют полученные данные и представляют их, используя современные компьютерные технологии. Эта работа формирует коммуникативные, организаторские, конструкторские умения, позволяет выявить школьнику свои слабые стороны, над которыми в дальнейшем ему необходимо работать, развивает самокритичность у учащихся.
С 2008 года реализовывается проект «Когда душа перерастает в слово…» направленный на поддержку литературного творчества учащихся и педагогов школы. В эти сборники собраны стихи и сочинения учащихся нашей школы и местных поэтов, прославляющих природу и красоту села.
Издание школьным музеем литературных альманахов и сборников стихотворений – это проявление того, что каждая творческая личность в нашей школе и селе имеет возможность самореализоваться, а окружающие могут открыть для себя талантливых детей и взрослых, незаметных в повседневной быстротечной жизни.
Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперёд, и у школы, в том числе у школьных музеев, нет иного выбора, кроме как адаптация их в век информации. Пополнение музея новыми экспонатами ведётся постоянно, но чтобы быть востребованным поколением Next, музей должен быть мобильным, находиться в постоянном поиске не только новых экспонатов, но главное, новых форм и методов музейно-педагогической работы, которые позволят заинтересовать современную детскую аудиторию.
На школьном сайте нами создана WEB-страница «Музей», постоянно пополняющаяся новой информацией по разделам:
- экспозиции и выставки,
- исследовательские работы,
- наши достижения,
- мероприятия, проводимые музеем,
- документы.
Благодаря усилиям педагогов изо дня в день растет интерес учащихся к возрождению национальных ценностей, к богатому историческому наследию, государственной символике нашей страны.
Научить школьников почитать эти символы – задача сегодняшнего дня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страни...
статья "Патриотическое воспитание подрастающего поколения"
статья "Патриотическое воспитание подрастающего поколения"...
Роль школьного музея в патриотическом воспитании подрастающего поколения.
Хранителями Памяти всегда были и остаются музеи, среди которых достойное место занимают школьные музеи. И пусть они не так солидны, как государственные центр...
«Историко-патриотическое воспитание подрастающего поколения как социально-значимая проблема»
Местный компонент в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста. Патриотизм, любовь к своей Родине, к своим истокам должен формироваться с самого раннего детства, а ...
НПК "Школа - центр гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Программа научно-практической конференции "Школа - центр гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения....
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ВОВЛЕЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ АКЦИИ.
Патриотизм, милосердие, сострадание, применительно к ребёнку школьного возраста, определяется, как потребность участвовать в посильных делах на благо семьи, школы, родного села, Род...
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения и молодёжи.как составная часть стратегии государственной безопасности
Понятие "гражданина" и "патриота".Что написано в определении слова "патриот" в энциклопедическом словаре?Современное понимание значения слов "патриот" и "п...