Роль школьного музея в патриотическом воспитании подрастающего поколения.
классный час (3 класс) на тему

        Хранителями Памяти всегда были и остаются музеи, среди которых достойное место занимают школьные музеи. И пусть они не так солидны, как государственные центральные, но их роль в воспитании подрастающего поколения огромна. Для многих ребят именно с таких музеев начинается их гражданское становление, здесь дети начинают осознавать свою причастность ко всему, что происходит вокруг, а слова «Родина», «Родной край», «любовь к Отчизне», патриотизм, подвиг наполняются новым смыслом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль школьного музея в патриотическом воспитании подрастающего  поколения.

 С какой огромной скоростью течёт время, особенно это ощущается в периоды каких-либо социальных изменений в обществе. Любой переломный момент в жизни людей сопровождается и появлением новых, порой с трудом воспринимаемых и принимаемых, ценностей.  В эти периоды хочется держаться за что-то прочное, незыблемое. Такой опорой  у людей всегда была и остаётся Память, вмещающая в себя большой исторический опыт выживания в любых условиях, дающая силы принять новое,  не теряя при этом то ценное, что накоплено человечеством.

        Хранителями Памяти всегда были и остаются музеи, среди которых достойное место занимают школьные музеи. И пусть они не так солидны, как государственные центральные, но их роль в воспитании подрастающего поколения огромна. Для многих ребят именно с таких музеев начинается их гражданское становление, здесь дети начинают осознавать свою причастность ко всему, что происходит вокруг, а слова «Родина», «Родной край», «любовь к Отчизне», патриотизм, подвиг наполняются новым смыслом.

У истории на виду.

Историко-биографическому музею «Память» МОУ СОШ №5, г. Георгиевска.

История – наука о прошедшем,

Каким был мир и как жила страна.

Музей же в пятой школе всем известный.

Наполнен экспонатами сполна!

О прошлом в чудных залах хранится память

О подвигах славных героев – борцов:

Картины, предметы, Российское знамя

И фото погибших сынов и отцов.

Не все мы о прошлом в музее имеем.

Подумайте, юноши, даже о том,

Что самым бесценным, важным музеем

Есть ваша квартира, собственный дом.

Ушедших из жизни остались портреты

Всех ваших прабабушек и стариков.

А может, есть письма и даже заветы,

Чтоб строить грядущее было легко?

Кужелев И.Ф., ветеран войны и труда, участник поэтических клубов «Парус» города Георгиевска и «Слово, Искусство, Музыка» /СИМ/ г. Пятигорска.

26 сентября 2008 года

       Школьный историко-биографический  музей «Память» открыт 1 апреля 2005 года.  Он является тематическим систематизированным собранием  подлинных материалов и документов  о жизни и подвиге бывшего ученика нашей школы Героя Советского Союза лётчика-испытателя Олега Васильевича Гудкова, чьё имя носит школа, о выпускниках и учителях школы, о георгиевцах – участниках Великой Отечественной войны, истории заселения предкавказья.

      Деятельность музея определяется следующими функциями:

  • развивающая – музей как центр творческого общения и досуга,
  • образовательная – музей многопрофильный и междисциплинарный, социально-адаптационный, музей как консультативный, методический и проектный центр, представляющий возможность общения разных поколений.

      Руководитель и актив музея проводят следующую работу по направлениям деятельности:

  • Организуют сбор, накопление, оформление материалов и документов для пополнения фондов музея
  • Осуществляют поисковую работу по всем направлениям деятельности музея
  • Обеспечивают сохранность музейных материалов и документов    
  • Проводят экскурсии по экспозиции музея, беседы, лекции
  • Сотрудничают с другими музеями города, края, страны и общественными организациями
  • Организуют встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, выпускниками школы, известными людьми различных специальностей,
  • Проводят декады, вечера, конкурсы, уроки мужества, конференции и другие мероприятия, посвящённые участникам Великой Отечественной войны, памяти О.В.Гудкова
  • Создают и обновляют экспозиции

Основные формы работы музея:

  • Создание постоянно действующих экспозиций со сменными экспонатами
  • Деятельность в мультимедийной мастерской, использующей компьютер как инструмент творческого развития
  • Проведение методических консультаций и семинаров для педагогов, родителей и музейных волонтёров Организация издательской деятельности, обеспечение выставочной и методической работы музея.      

Вся воспитательная  работа  в рамках  краеведения   строится  с  учётом   возрастного  критерия, в младших классах учащиеся   знакомятся  с краеведением   через  прослушивание  и обсуждение  определённых  краеведческих  тем,  через  встречи экскурсии.  Учащиеся    исследуют  и то  что  их окружает,  изучают  родословную  своей   семьи, своего дома. В  5-6 классах  используется  активное   восприятие и участие   в краеведческой  работе.  Учащиеся   этих классов  изучают   историю школы через экскурсии и знакомством  с архивом  музея, выполняют   разовые   поисковые  задания. Учащиеся  7-8 классов  готовят    и проводят  экскурсии  по стендам музея, участвуют в подготовке  тематических  классных  часов  по краеведению в  младших   классах,   выполняют  поисковые   задания  в течение   нескольких лет,   собирают и записывают  воспоминания   старожилов. Учащиеся  9-11  классов   занимаются  исследовательской   работой, обобщают  имеющиеся     материалы  музея, изучают  историю родного  края, проводят  исследования   по   определённой    краеведческой  теме.

     Опыт показывает, что школьный  музей  соединяет   разные формы внеклассной   работы  и позволяет  выделить  общую    тенденцию:  системность   в работе,     массовое  приобщение  учащихся    к истории, искусству, к  углублённому  изучению   предметов, интеграцию и творческое  развитие  личности.

          Среди множества самых различных определений понятия «Патриотизм» есть и такое: «Нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого являются  любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины».

(Краткий словарь философии)

Школьный музей воспитывает это в детях, являясь опорой в формировании и развитии их  личности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль школьного музея в патриотическом воспитании подрастающего поколения Подготовила: Старшая вожатая Аланина В.И. 2015 год.

Слайд 2

У истории на виду История – наука о прошлом, Каким был мир и как жила страна. Музей же в пятой школе всем известный, Наполнен экспонатами сполна! О прошлом в чудных залах хранится память О подвигах славных героев – борцов: Картины, предметы, Российское знамя И фото погибших сынов и отцов. Кужелев И.Ф ветеран войны и труда

Слайд 3

Первый зал музея

Слайд 4

Второй зал школьного музея.

Слайд 5

Школьный историко-биографический музей «Память» открыт 1 апреля 2005 года.

Слайд 6

Функции музея Деятельность музея определяется следующими функциями: Развивающая – музей как центр творческого общения и досуга, Образовательная – музей многопрофильный и междисциплинарный, социально-адаптационный, музей как консультативный, методический и проектный центр, представляющий возможность общения разных поколений.

Слайд 7

Собирают воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны

Слайд 8

Проводят декады, вечера, конкурсы, уроки мужества, конференции и другие мероприятия, посвящённые участникам Великой Отечественной войны, памяти О.В.Гудкова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страни...

статья "Патриотическое воспитание подрастающего поколения"

статья "Патриотическое воспитание подрастающего поколения"...

«Историко-патриотическое воспитание подрастающего поколения как социально-значимая проблема»

Местный компонент в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста.     Патриотизм, любовь к своей Родине, к своим истокам должен формироваться с самого раннего детства, а ...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ВОВЛЕЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ АКЦИИ.

 Патриотизм, милосердие, сострадание, применительно к ребёнку  школьного возраста, определяется, как потребность участвовать в посильных делах на благо семьи, школы, родного села, Род...

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения и молодёжи.как составная часть стратегии государственной безопасности

Понятие "гражданина" и "патриота".Что написано в определении слова "патриот" в энциклопедическом словаре?Современное понимание значения слов "патриот" и "п...

Доклад «Патриотическое воспитание подрастающего поколения»

В настоящее время в нашей школе сложилась система краеведческой работы, цель которой – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, село, район, край, страну. Ведь краеведение, обращая к про...