«Историко-патриотическое воспитание подрастающего поколения как социально-значимая проблема»
статья на тему
Местный компонент в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста. Патриотизм, любовь к своей Родине, к своим истокам должен формироваться с самого раннего детства, а в школе развиваться целым комплексом мероприятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriko-patrioticheskoe_vospitanie_podrastayushchego_pokoleniya_.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
«Историко-патриотическое воспитание подрастающего поколения как
социально-значимая проблема»
Местный компонент в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста. В словаре русского языка С.И.Ожегова понятие «патриотизм» рассматривается как преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. Очевидно, патриотизм в нашем понимании этого слова, должен лежать в основе воспитательной работы, проводимый как классными руководителями, заместителем директора по воспитательной работе, старшими вожатыми, так и педагогами в целом.
Патриотизм, любовь к своей Родине, к своим истокам должен формироваться с самого раннего детства, а в школе развиваться целым комплексом мероприятий.
Башкортостан – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Башкирам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежности России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему родному, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни. Социально-экономические условия жизни на селе ограничили круг общения сельских школьников. Отсутствие многообразия учреждений культуры, специализированных объектов патриотического воспитания, таких как музей, мемориальные комплексы, культурно-этнографические центры учреждений и дополнительного образования на селе привели к ограничению средств развития сельского школьника. Кроме того, в результате урбанизации разрушаются вековые устои традиционной башкирской семьи. Отсутствие на селе перспективы социального и экономического развития накладывает свой отпечаток на мировоззрение сельчан, что в свою очередь оказывает отрицательное воздействие на гражданско-патриотическое воспитание младшего поколения. По использованию же фольклора, с появлением телевидения и компьютеров, деревня практически сравнялась с городом, т.е. нарушился естественный способ сохранения и передачи основ народной культуры. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности. Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
На базе нашей школы в 2008 учебном году, была организованна опытно-экспериментальная площадка по патриотическому воспитанию, под руководством доцента кафедры дошкольного и предшкольного образования ИРО РБ, кандидата педагогических наук Агишевой Р. Л.
Прежде чем начать работу над этой проблемой, была создана творческая группа учителей начальных классов, которые разработали рабочую программу по патриотическому воспитанию «Зианчура- земля Усерган». Неоспоримым подтверждением актуальности для создания этой программы, послужила принятая в 2010 году третья по счёту Государственная программа РФ « Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011 – 2015г.г.».
Цель программы:
Помочь педагогу, родителю раскрыть перед ребенком окружающий мир, развивать в младшем школьнике чувство привязанности, преданности и ответственности по отношению к своей Родине, воспитывать свободную, творческую, толерантную личность, знающую и уважающую родную культуру и культуру народов ближайшего национального окружения.
Задачи программы:
-формировать у детей общее представление об истории края, жизни народа, культуре родного народа и культуре народов, живущих в Башкортостане;
-формировать в растущем человеке начала духовности, необходимые для развития внутреннего мира личности;
- формировать адекватное отношение ребенка к себе, к своим родным и близким, друзьям, обществу в целом; формировать основы гражданственности, уважения к правам человека.
Ключевые принципы программы:
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. Программа определена по 8 направлениям и соответствует возрастным особенностям детей 6 – 11 лет.
Направления:
-Я, мои права и обязанности.
-Я - ученик. Моя школа.
- Моя семья, моя родня.
- Мое родное село.
- Природа Зианчуринского района (животный и растительный мир, заповедники, памятники, родники, места отдыха)
- Славные сыны и дочери Зианчуринского района.
- Быт и традиция народов, проживающих в Зианчуринском районе.
- Мир искусства (художники, певцы, кураисты, танцевальные и фольклорные коллективы …,
Содержание направлений
1. Я, мои права и обязанности.
Задачи:
Формировать у ребенка представление о происхождении имени: кто и почему дал ему (ей) это имя, что оно обозначает. Рассказ взрослых о разных периодах жизни ребенка.
Помочь детям осознать, что:
- независимо от расовой, национальной, социальной принадлежности, пола, возраста, языка, личностного и поведенческого своеобразия, все люди равноправны, свободны ( у каждого есть свое мнение, желание, способности, каждый имеет право выбирать друзей, по своему проводить свое личное время, играть в любимые игры, иметь личные вещи ит.д.)
Каждый имеет право на фамилию, имя, отчество, гражданство. Знакомить детей с устройством человеческого тела, внутренними органами и системами.
Помочь детям осознать, что соблюдение режима дня является обязательным условием для формирования здорового образа жизни.
Отметить, что у каждого человека есть документ – это свидетельство о рождении ( показать и рассказать).
Познакомить детей с правами на жизнь; учить пользоваться своими правами и защищать их; учить беречь свое здоровье.
Формировать у детей представление о праве человека на свое имущество; учить отстаивать это право; приобщать к выполнению одной из обязанностей - содержать в чистоте и порядке свой дом.
Формировать у детей представление о праве на получение образования, о том, какие «друзья» помогают им в этом.
2.Я - ученик. Моя школа.
Знакомить детей с традициями школы им. Ф.Султанова
Прививать социально значимые нормы поведения.
Проследить направленность интересов учащихся, содействовать сплочению классного коллектива.
Способствовать становлению нравственных позиций детей, формированию понятий об основных принципах нравственности и морали.
Развитие гражданских качеств детей: личного достоинства, внутренней свободы, уважения к сверстникам и самоуважения.
Воспитывать лидеров, организаторов, которые обозримом будущем могли бы взять на себя ответственность в решении задач экономического, политического, культурного характера.
Выявление и удовлетворение интересов каждого ребенка, вовлечение его в социально значимую деятельность коллектива.
3. Моя семья – моя родня.
Задачи:
Формировать представление о том, что семья состоит из живущих вместе родственников, который любят друг друга и заботятся друг о друге.
Организовать выставку фотографий « Моя семья» обратить внимание детей на лица – научить находить сходства и различия, сравнивать себя или других членов семьи с неродственными людьми.
Учить схематично оформлять свою родословную – шэжере « Дерево моего рода».
Беседы с детьми о членах семьи, укладе жизни, традициях, стилях взаимоотношений ( доброе – как оно проявляется), привычках, правилах; о том, как они отмечают знаменательные для семьи даты, праздники, готовят друг другу подарки, сюрпризы, вместе отдыхают.
Содержание программного материала: что мы знаем и не знаем о том откуда я, и где мои корни; работа в семейном архиве, установление имен и фамилий своих предков; сбор воспоминаний родственников, фотографий, реликвий, заметок различного характера.
Вырабатывать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома.
4. Мое родное село – Исянгулово
Задачи:
Знакомить детей с историей Зианчуринского района, символикой, гимном, флагом, гербом, историей нашего рода Усерган и его происхождением.
Познакомить детей с названиями улиц села Исянгулова; формировать представление о том, что по названиям улиц можно многое узнать об истории села Исянгулова.
Организовывать экскурсии по достопримечательностям села Исянгулова : «Зианчуринский историко-краеведческий музей», памятник С.Чекмарева, обелиск памяти павшим героям, обелиск Героям Советского Союза Зианчуринского района , по улицам села Исянгулова, и по той улице, где расположена школа.
Знакомство с творчеством поэтов ,писателей– земляков: Каримова М., М.Буракаевой ,Тулибаева М.,
Участие в благоустройстве родного села Исянгулова ,(участие в трудовых десантах, экосубботниках, озеленение школьного участка) .
5. Природа Зианчуринского района.
Задачи:
Формировать у детей представление о животном и растительном мире Зианчуринского района, познакомить с помещенными в Красную книгу животными и растениями : цветок Венерин башмачок, Дор-Дор, кувшинка,; животные: лось,кабан,бобр
Знакомить с такими природными богатствами, как лес, полезными ископаемыми (песок, глина,) а также с достопримечательностями природы (заповедники , родник «Соленый ключ»,источником святого Аулия .
Знакомить с названиями рек (Большой Ик, Малый Ик, Малая Сурень,), с названиями гор( Усман-гора, Ивановские горы,) Зианчуринского района.
Формировать представление о том, что в районе есть лесные, степные и горные зоны (на карте уточнить, каким цветом они представлены).
6. Славные сыны и дочери Зианчуринского района
Задачи:
Знакомить детей с известными людьми, прославившими Зианчуринский район в области производства ( Даминев Р.Г., сельского хозяйства ( Бурангулов И.З,) здравоохранения(Базаргулов М.,М., Янтилина Р.,Я., образования( Буракаева М.С., Вагапова Р.С., Файрушина Р.А.,) литературы( Абдуллин А.Х., Абдуллин С.,А., искусства и культуры ( Карабулатов Р.Р., Идрисов Ф.Ф.).
Знакомить с именами героев разных воин ( Батталов И.М., Валитов Н.Х, Байгельдин В.Р.)и их подвигами.
Знакомить с улицами, названными в честь известных людей и героев(Ф.Султанов, А.Р.Ахметшин, Б.Ишемглов)
Знакомить с памятниками, воздвигнутыми в честь героев войны и труда.
7. Быт и традиции народов, проживающих в Зианчуринском районе.
Задачи:
Формировать представление о традиционных народных праздниках(Сабантуй, праздник гусиного пера, ярмарка , праздник грачиной каша, Масленица, Рождество) и национальных играх.
Знакомить с традициями быта, убранством старинного дома: посудой, орудиями труда, с башкирской национальной одеждой и национальной одеждой других народов района.
Знакомить с национальными блюдами башкирского народа( чак-чак. Бишбармак, бауырсак,вак-беляш,курут,эремсек) и других народов района.
Познакомить детей с историей возникновения меда: бортничеством и пчеловодством, развивать интерес к труду предков, воспитывать желание больше о них узнать.
8. Мир искусства (художники, певцы, кураисты, танцевальные и фольклорные коллективы
Знакомить с местными мастерами - умельцами ( шалевязанием (Калиева Р.Б. Ягафарова С.Г.,) пимокатным производством (Давыдов Н.И.) изготовлением кумыса (Юлдашбаев Н.Р,) талкана (Буракаева М.С.) обработки и резьбы по дереву(Красницкий А.И).
Знакомить с архитектурой села Исянгулова (физкультурно-оздоровительный комплекс «Салават», дворец бракосочетания, районный дом культуры).
Знакомить с историческо - краеведческим музеем, где представлены предметы декоративно- прикладного искусства.
Знакомить с местами ( центральный рынок) , где реализуются предметы декоративно- прикладного искусства.
Знакомить с композиторами, и их произведениями, прославившими Зианчуринский район.(Идрисов Ф.Ф. «Гимн Республики Башкортостан» «Гимн Зианчуринского района»)
Знакомить с народным и современным танцевальным творчеством Зианчуринского района, его исполнителями.(танцевальный ансамбль «Коралай»,)
Знакомить с современными и с народными музыкальными инструментами.(курай,кубыз,домбра)
Знакомить с дополнительными образовательными учреждениями, где обучают первоначальным навыкам искусства.(школа искусства имени С.А.Абдуллина,)
Знакомить с центрами (РДК, ЦРТДЮ, ФОК «Салават», парк «Ак сатыр» и др.), где проводятся различные культурно- массовые мероприятия.
Познакомить детей с библиотеками села (школьной, детской, районной).
Портрет выпускника начальной школы «Я-Зианчуринец»
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
На основе всего этого, нами был разработан диагностический материал, для мониторинга знаний учащихся о родном крае, которые включают тестовые задания и ответы к ним, мониторинг знаний обучающихся о родном крае, протокол результатов мониторинга и план работы на будущее. Было запланировано проведение вводного, промежуточного и итогового мониторинга. Вводный мониторинг был проведён в сентябре 2011 года и показал, что знания обучающихся на среднем уровне, промежуточный мониторинг был проведён в 3 четверти и показал уже более высокие результаты. Итоговый мониторинг планируется провести в мае 2012года.
На данном этапе идёт подготовка издания брошюры по опытно-экспериментальной площадке, которая поможет распространить наш опыт патриотического воспитания, основанный на местном компоненте. В брошюру будут включены календарно-тематические планы к каждому классу, поурочные разработки, работы детей, фотографии и т.д.
Воспитание граждан и патриотов своей Родины процесс длительный, требующий от воспитателя настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за 4 года не предоставляется возможным. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости.
И в нашей программе отражена преемственность между начальным и средним звеном. Это говорит о творческом применении инноваций в массовом опыте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль отца в воспитании подрастающего поколения.
В работе раскрывается роль отца в воспитании детей в семье....
Социальный проект как средство нравственного воспитания подрастающего поколения.
Социальный проект как средство нравственного воспитания подрастающего поколения. Учитель начальных классовРФМЛИ г. Владикавказа РСО -Ал...
"Сотрудничество школы и семьи в системе нравственного воспитания подрастающего поколения" Выступление
VIII Рождественские педагогические чтения. Выступление "Сотрудничество школы и семьи в системе нравственного воспитания подрастающего поколения"...
Патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страни...
статья "Патриотическое воспитание подрастающего поколения"
статья "Патриотическое воспитание подрастающего поколения"...
Роль советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в воспитании подрастающего поколения
Роль советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в воспитании подрастающего поколения...