Патриотическое воспитание подрастающего поколения.
статья (4 класс) по теме

Жигулина Лидия Васильевна

Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhigulina_l.v.3.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Жигулина Л.В.

г.Старый Оскол

МБОУ «Основная общеобразовательная школа №17»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.

В  настоящее время школьное военно-патриотическое воспитание стоит не на должном уровне, чему в некоторой мере способствует отсутствие литературы, отсутствие базовой идеологии, а так же  усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития России.

Таким образом, тема патриотического воспитания младших школьников  является в данный момент актуальной и болезненной.

В последнее время в обществе все более широко осознается пагубность для будущего России нравственной деградации, слово "патриотизм" вновь обретает свое высокое значение. Сложившаяся в стране сложная ситуация вызвала озабоченность работников учреждений образования и культуры, ученых, государственных, общественных и религиозных деятелей. По их мнению, патриотическое воспитание является важным средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности Российской Федерации. Важным этапом усиления внимания руководства страны и населения к проблемам патриотического воспитания стала разработка государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы" (утверждена Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2001 г., № 122).

Военно-патриотическое воспитание школьников будет нерезультативным, если его ограничить военно-патриотическим просвещением,   рассказами, лекциями и т.д. Именно подвиг и героизм должны быть преподаны в школе. Пусть дети примеряют к себе качества замечательных  людей. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения парода. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран. Особое место в интернациональном воспитании занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства. В этом процессе велика роль подлинно народной многонациональной культуры, верной правде жизни.

В начальной школе из большого количества форм военно-патриотической работы можно использовать следующие:

1. Организация бесед о войне и мире, встреч с ветеранами Великой отечественной войны.

2. Широкое привлечение учащихся к участию в походах по местам боевой и трудовой славы, которые помогают им изучать боевые и трудовые традиции нашего народа и его Вооруженных Сил. Тем более что эта работа, как правило, тесно связана с краеведческой, что позволяет лучше познакомить учащихся с красотой родной земли, и воспитывает любовь к Родине.

3. Создание в классах  выставок работ обучающихся (рисунков), посещение школьных залов или музеев боевой и трудовой славы.

4. Воспитание учащихся на примерах жизни и подвигов земляков, для чего необходимо организовать:

- чтение книг о героях и обсуждение их;

- помощь учащимся в их стремлении подражать героям;

- установление учащимися фамилий неизвестных героев, павших в боях за Родину;

- уход за памятниками героям боевой и трудовой славы, несение службы в составе почетного караула возле них, возложение венков в дни праздников и других торжественных случаях.

5. Проведение интересных встреч ребят с ветеранами войны, офицерами и воинами нашей армии. Чтобы повысить эффективность этих встреч, их организаторы должны способствовать активному восприятию учащимися нравственных качеств этих людей, стремиться вызвать активное отношение, к примеру, добиваться воплощения морально-волевых качеств, присущих  им в повседневных поступках школьников.

6. Постоянная забота учащихся об инвалидах, ветеранах войны и  других боевых действий, семьях погибших воинов, оказание им посильной помощи в быту, организация постоянного ухода за больными, а также вручение поздравлений, сувениров, сделанных руками ребят, в дни всенародных праздников, знаменательных дат; выступления участников школьной самодеятельности перед ветеранами.

7. Проведение конкурсов на лучшее сочинение, рассказ, рисунок, фотографию на военно-патриотические темы. Тематика может быть разнообразной: "У вечного огня", "Никто не забыт, ничто не забыто", "Этих дней не смолкнет слава", "Уходили в поход партизаны", "Есть много стран на свете, но Родина - одна", "Место подвигу есть всегда", Героями не рождаются - героями становятся" и т.д.

8. Среди различных форм внеурочной работы с учащимися важное место отводится организации кружков, успех работы которых зависит, прежде всего, от подготовленности руководителя, заинтересованности обучающихся и состояния материальной базы школы.

Итак, из всего изложенного можно сделать вывод, что стержнем всего гражданского воспитания являются патриотизм и интернационализм.  

Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы, единства, равенства и братства. Ведущее место в процессе становления патриотического и интернационального сознания школьников занимает содержание образования.

Конечно, для того, чтобы проводить все мероприятия на высоком уровне, необходимо затратить немало знаний, труда и времени всего  педагогического коллектива школы. Именно правильно поставленная, умело проводимая военно-патриотическая работа приводит к дальнейшему формированию патриотического сознания подрастающего поколения как важнейшей ценности, одной из духовно- нравственных основ общества.

Процесс военно-патриотического воспитания непрерывен и сложен, как непрерывна и сложна сама жизнь. Его нельзя ослаблять ни на один день. Необходимо постоянно помнить, что патриотами не рождаются - ими становятся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Патриотическое воспитание подрастающего поколения"

статья "Патриотическое воспитание подрастающего поколения"...

Роль школьного музея в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Хранителями Памяти всегда были и остаются музеи, среди которых достойное место занимают школьные музеи. И пусть они не так солидны, как государственные центр...

«Историко-патриотическое воспитание подрастающего поколения как социально-значимая проблема»

Местный компонент в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста.     Патриотизм, любовь к своей Родине, к своим истокам должен формироваться с самого раннего детства, а ...

НПК "Школа - центр гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Программа научно-практической конференции "Школа - центр гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения....

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ВОВЛЕЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ АКЦИИ.

 Патриотизм, милосердие, сострадание, применительно к ребёнку  школьного возраста, определяется, как потребность участвовать в посильных делах на благо семьи, школы, родного села, Род...

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения и молодёжи.как составная часть стратегии государственной безопасности

Понятие "гражданина" и "патриота".Что написано в определении слова "патриот" в энциклопедическом словаре?Современное понимание значения слов "патриот" и "п...

Доклад «Патриотическое воспитание подрастающего поколения»

В настоящее время в нашей школе сложилась система краеведческой работы, цель которой – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, село, район, край, страну. Ведь краеведение, обращая к про...