Программа по внеурочной деятельности " Юный краевед"
рабочая программа (2 класс)

Васильева Елена Ивановна

Программа по внеурочной деятельности " Юный краевед" .(Я познаю свой город, свою страну)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_kraeved.docx38.25 КБ

Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный краевед» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ№4 им. Героя Советского Союза А.Б.Михайлова г. Вязьмы Смоленской области,

Общая характеристика внеурочной деятельности:

Программа кружка «Юный краевед» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся. В свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно -научным и историческим дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

Программа строится на основе принципов: целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней; междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: истории, экологии, географии; взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем; соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.

Программа кружка строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, истории, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.

Материалы по результатам выполненных проектных  работ оформляются в виде презентаций и представляются на конференциях. Учебные конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися результатов выполненной работы.

Особое место в реализации программы отводится туристской  работе, в ходе которой школьники получают исторические знания о своей малой родине и окружающего мира в целом.

Цель программы: прививать любовь к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Вяземской земли и Смоленской области в целом.

Задачи программы:

  • Формирование знаний об историческом прошлом и настоящем родного города и Смоленской области, о значении города и области в истории России, о музеях, памятниках природы, истории и культуры, о вязьмичах и смолянах, прославивших родной край.
  • Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности; развитие умения ориентироваться в своём родном городе, умения работать с историческими и географическими картами.

Возраст детей –7-8 лет (1- 2  классы)

Срок реализации программы 1-2  года

Программа «Юный краевед» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 час в неделю во внеурочное время в объеме 33 часа в год – 1 класс, 2 класс.

Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Окружающий мир» и «Азбука Смоленского края».

Ценностными ориентирами содержания программы являются:

формирование духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в условиях культурного многообразия российского общества;

 - формирование экологической культуры;

- формирование уважительного отношения к населённому пункту, региону, в котором проживают дети, её природе и культуре, истории и современной жизни;

— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;

— формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

  1. Учебно-тематический план

п/п

Название раздела, темы

Всего

Кол-во

часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Беседа «Что вы знаете о нашем городе?» Экскурсия в МБОУСШ №4

1

0,5

0,5

2.

Экскурсия в школьный музей

1

1

3.

Практическое занятие «Моя дорога в школу»

1

0,5

0,5

4.

Экскурсия «Золотая осень в парке Берёзы»

1

1

5.

Памятники нашего города. Экскурсия в сквер Нахимова.

1

1

6.

Памятники нашего города. Экскурсия на площадь Ефремова.

1

1

7.

Памятники нашего города. Экскурсия к памятникам героям 1812 года.

1

1

8.

Памятники нашего города. Экскурсия к памятникам ВОВ.

1

1

9.

Памятники нашего города. Экскурсия на Советскую площадь.

1

1

10.

Работа над проектом «Что рассказывает памятник?»

1

1

-

11.

Презентация проектов.

1

0,5

0,5

12.

Культурная жизнь нашего города. Экскурсия в выставочный зал.

1

1

13.

Культурная жизнь нашего города. Экскурсия в литературный салон.

1

1

14.

Культурная жизнь нашего города. Экскурсия в художественную школу.

1

1

15.

Культурная жизнь нашего города.  Экскурсия в музыкальную школу. (спектакль)

2

0,5

1,5

16.

Спортивная жизнь города. Посещение городского катка.

1

1

17

Спортивная жизнь города. Посещение городского бассейна.

1

1

18

Спортивная жизнь города. Посещение городского спортивного клуба «Текстильщик»

1

1

19

Работа над проектом «Здоровый образ жизни»

1

1

-

20

Презентация проектов

1

0,5

0,5

21

Посещение школьного клуба ОБЖ

1

1

22

Посещение городского клуба шахмат

1

1

23

Посещение ГДК (знакомство с работой разных кружков)

1

1

24

Экскурсия в городскую детскую библиотеку «Неделя детской книги»

1

1

25

Посещение клуба Молодость

1

1

26

Обзорная автобусная экскурсия по городу (центральные улицы и площади современного города)

1

1

27

Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с жилищами и одеждой наших предков, с военным прошлым города Вязьма.

1

1

28

Экскурсия «К истокам родного города» (Спасская башня, Аркадьевский монастырь, Соборная гора, Троицкий собор).

1

1

29

Экскурсия «Из истории Иоанно- Предтечева монастыря»

1

1

30

Проект «Храмы города Вязьма»

1

1

-

31.

Презентация проектов

2

0,5

1,5

32

Викторина «Знай и люби свой город».

1

1

-

               ИТОГО:

34 ч

7

27

  1. Содержание курса внеурочной деятельности

Экскурсии: в МБОУСШ №4, в школьный музей, в школьный клуб ОБЖ, в парк Берёзы, в сквер Нахимова, на площадь Ефремова, к памятникам героям 1812 года, к памятникам ВОВ, на Советскую площадь, в городскую детскую библиотеку, ГДК (знакомство с работой разных кружков), в выставочный зал, в литературный салон, в художественную школу, в музыкальную школу, в клуб«Молодость»,  в краеведческий музей, «К истокам родного города» (Спасская башня, Аркадьевский монастырь, Соборная гора, Троицкий собор), «Из истории Иоанно -Предтечева монастыря» (скульптурное изображение князя вяземского Симеона и его жены Иулиании, церковь Вознесения – надвратная церковь Иоанно - Предтечева монастыря, жемчужина нашего города – Церковь во имя Смоленской Божией Матери Одигитрии).

Спортивная жизнь города. Посещение городского катка, городского бассейна, спортивного клуба «Текстильщик», городского клуба шахмат

Обзорная автобусная экскурсия по городу (центральные улицы и площади современного города)

Практическое занятие «Моя дорога в школу». Викторина «Знай и люби свой город».

Работа над проектом «Что рассказывает памятник?», «Здоровый образ жизни», «Храмы города Вязьма»

Формы работы и контроля

Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.

  1. Индивидуальная работа

Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя кружка заключаются в следующем:

- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;

- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;

- определять сформированность познавательного интереса учащихся.

  1. Работа в парах

Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.

Работа проходит в 2 этапа:

1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.

2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.

  1. Групповая работа

Работа  в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.

Организация групповой работы:

- распределение работы между участниками;

- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;

- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;

- умение представить результат работы, обосновать выбор решения

Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются спектакли,  викторины, изобразительные работы, выставки.

IY.       Планируемые результаты

Мониторинговая карта  планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности «Юный краевед»

Критерии

Показатели

Инструментарий

Личностные результаты:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

( базовая  ценность-

нравственный выбор)

Воспитательные результаты

1 уровня

Первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни.

______________________________

Воспитательные результаты

2 уровня

ответственное отношение

   к собственным поступкам

   и деятельности, осознанное

   принятие ценностей

   нравственного поведения

Воспитательные результаты

3 уровня

 нравственно-этический опыт

   взаимодействия с окружающими  

   людьми  в соответствии

   с общепринятыми  

   нравственными нормами.

Методика"Кто прав ?"

Методика " Кто Я"

(модификация методики Куна)

Детские исследовательские проекты.

Воспитательный эффект

позитивная адекватная

«Я – Концепция», Методика«Календарьполезных дел»

(Л.И. Понизовская)________________________________

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

Ученик научится:

- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи .

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Диагностика сформированности

умения работать по правилу.

Прогнозируемый эффект (на уровне НОО)

Ученик получит возможность научиться:

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Регулятивные УУД:

Ученик научится:

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Диагностика обследования сформированности работать по образцу «Домик».

Прогнозируемый эффект (на уровне НОО)

Ученик получит возможность научиться:

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Коммуникативные УУД:

Ученик научится:

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

 Задания "Рукавички"(Г. А. Цукерман)

Прогнозируемый эффект (на уровне НОО)

Ученик получит возможность научиться:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Материально-техническое обеспечение учебного процесса

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Список литературы (для учителя)

1

Вахромеева М.Г. Растения Красной книги. Береги природу!

2

Т.И.Жукова. Часы занимательной зоологии.

3

Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей.

4

Молодова Л.П. Экологические  праздники для детей. Учебно-методическое пособие.

Список литературы (для учеников)

1

Гэнери А. Я познаю мир Детская энциклопедия. Растения

2

Губанов И.А. и др. Популярная энциклопедия растений

3

Б. Б. Запартович, Э. Н. Криворучко. С любовью к природе:

/ Под ред.И. Д. Зверева

4

Леокум А. Скажи мне, почему…? Детская энциклопедия

5

Учебники Азбука Смоленского края (Мир истории. Мир культуры. Мир природы.)

Технические средства обучения.

1

компьютер,

1

2

медиапроектор

1

3

экран

1

Календарно – тематический план

п/п

Тема занятия

Сроки проведения

план

факт

1

Вводное занятие. Беседа «Что вы знаете о нашем городе?» Экскурсия в МБОУСШ №4

2.

Экскурсия в школьный музей

3.

Практическое занятие «Моя дорога в школу»

4.

Экскурсия «Золотая осень в парке Берёзы»

5.

Памятники нашего города. Экскурсия в сквер Нахимова.

6.

Памятники нашего города. Экскурсия на площадь Ефремова.

7.

Памятники нашего города. Экскурсия к памятникам героям 1812 года.

8.

Памятники нашего города. Экскурсия к памятникам ВОВ.

9.

Памятники нашего города. Экскурсия на Советскую площадь.

10.

Работа над проектом «Что рассказывает памятник?»

11.

Презентация проектов.

12.

Культурная жизнь нашего города. Экскурсия в выставочный зал.

13.

Культурная жизнь нашего города. Экскурсия в литературный салон.

14.

Культурная жизнь нашего города. Экскурсия в художественную школу.

15.

Культурная жизнь нашего города.  Экскурсия в музыкальную школу. (спектакль)

16.

Культурная жизнь нашего города.  Экскурсия в музыкальную школу. (спектакль)

17

Спортивная жизнь города. Посещение городского катка.

18

Спортивная жизнь города. Посещение городского бассейна.

19

Спортивная жизнь города. Посещение городского спортивного клуба «Текстильщик»

20

Работа над проектом «Здоровый образ жизни»

21

Презентация проектов

22

Посещение школьного клуба ОБЖ

23

Посещение городского клуба шахмат

24

Посещение ГДК (знакомство с работой разных кружков)

25

Экскурсия в городскую детскую библиотеку «Неделя детской книги»

26

Посещение клуба Молодость

27

Обзорная автобусная экскурсия по городу (центральные улицы и площади современного города)

28

Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с жилищами и одеждой наших предков, с военным прошлым города Вязьма.

29

Экскурсия «К истокам родного города» (Спасская башня, Аркадьевский монастырь, Соборная гора, Троицкий собор).

30

Экскурсия «Из истории Иоанно - Предтечева монастыря»

31.

Проект «Храмы города Вязьма»

32

Презентация проектов

33

Презентация проектов

34

Викторина «Знай и люби свой город».

Курс внеурочной деятельности «Юный краевед»

Ожидаемый результат:

  • ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;
  • отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя
  • договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный краевед» 1 – 4 класс

Россия, Родина, Клинский район, Клин… Какие дорогие и близкие с детства слова. Как научить подрастающее поколение любить свою «большую» и «малую» Родину, воспитать желание беречь и приумножать лучшие ...

Программа по внеурочной деятельности Юный краевед- исследователь 1- 4 класс. Социальное направление

Программа «Юный краевед- исследователь»  направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Юный краевед»

Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юные краеведы"

Курс внеурочной деятельности краеведческой направленности расчитан для обучающихся начального общего образования....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Юный краевед»

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Юный краевед» разработана для 1-го класса на 2022-2023 учебный год....

Программа по внеурочной деятельности "Юный краевед"

Программа по краеведческому материалу Курганской области...