РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Юный краевед»
рабочая программа
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской
Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Юный краевед» | 93.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31 г. Тамбова»
Принята на заседании Утверждена приказом по
педагогического совета школе от №
от протокол № Директор________О.В.Ухватова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Юный краевед»
Для детей младшего школьного возраста
(Срок реализации программы 4 года)
Учителя начальной школы Шестаковой О.А.
Тамбов
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской
Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков.
Актуальность и новизна программы - содержательным стержнем программы является единство интересов личности и общества в воспитании гражданина России. Отличительная черта программы «Юный краевед» , ее новизна заключается в том, что программа является разнообразной по содержанию, составлена с учетом интересов и возрастных особенностей учащихся начальной школы, организации целостного воспитательного пространства, организации совместной деятельности.
Ведущей идеей программы «Юный краевед» является формирование ценностных ориентиров учащихся, воспитание любви к своей Родине, уважение к нашим истокам, к родной земле, воспитание активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.
Общая характеристика программы:
Цели:
- способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания обучающихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям города Тамбова, воспитанию любви к природе родной земли; активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.
Содержание предполагает решение следующих задач:
Обучающие:
• формировать у младших школьников представления об историческом прошлом и настоящем нашего города, края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны; о культуре, обычаях и традициях своего народа;
• прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ;
• расширять и углублять знания учащихся по окружающему миру.
Развивающие:
• развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, способствовать развитию психических процессов:
воображения, памяти, мышления, речи;
• расширять исторический и экологический кругозор учащихся;
• формировать учебную самостоятельность и деловые качества.
Воспитательные:
• воспитывать уважение и любовь к родному краю;
• способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям села, города;
• воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;
• содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.
В процессе обучения дети знакомятся с историческим прошлым города, с коренными жителями, их самобытной культурой, традициями, обычаями. Узнают, как шел процесс заселения города. Получат представление о труде, жилище и быте наших предков, о событиях прошлого и их месте в Отечественной истории вообще. Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся земляков дети познакомятся со славными страницами родного города.
Программа предполагает сотрудничество детей и их родителей. Особое место отводится экскурсиям по историческим местам нашего города, встречам с ветеранами войны, труда, Почетными гражданами нашего города.
Содержание курса является многоплановым и охватывает вопросы истории, географии, экологии, культуры и др. дисциплин. В программе учтён возрастной принцип. Для соблюдения возрастного принципа использован линейно-концентрический подход к распределению учебного материала по годам обучения. Согласно возрастному принципу строятся методы и формы, а также отбор содержания. Дети имеют возможность сочетать различные направления деятельности и формы занятий с учетом их интересов и свободного времени. Программа предполагает использование следующих форм занятий: коллективные, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности (познавательный, творческий) вызывает активность и заинтересованность и даст определенные результаты.
Использование широкого спектра методических приемов создаст условия для самореализации учащихся:
- беседа, экскурсии;
- творческие работы;
- работа с картой России, родного города Тамбова;
- сообщения учащихся на различные темы;
- конкурсы, игры, праздники;
-встречи с интересными людьми;
-проекты;
-компьютерные презентации и др.
В работе со школьниками используются следующие методические приёмы:
• инициирование и поддержание самоуправления в группах;
• организация деятельности на принципах коллективного планирования, коллективной организации, коллективного осуществления и коллективного анализа;
• организация воспитывающей предметно- эстетической среды, окружающей школьников;
• предъявление себя (своего поведения, своего отношения к окружающей действительности, своих жизненных принципов) воспитанникам как объекта
подражания;
• предъявление школьникам актуальной для них воспитывающей информации, её совместное обсуждение и выработка по отношению к ней своих позиций;
• проблематизация тех отношений школьников к миру, к людям, к самим себе, которые педагог считает опасными для их личностного развития;
• организация рефлексии школьниками своих действий, чувств, отношений.
Место программы в структуре ООП:
Данная программа реализует цели и задачи Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №31. Содержание программы соответствует духовно-нравственному направлению внеурочной деятельности.
На изучение данной программы предусмотрено в 1 классе 34ч. (1 час в неделю, 34 учебные недели); во 2-4 классах по 34 часов (1 час в неделю, 34 учебных недель), что соответствует учебному плану школы.
Описание ценностных ориентиров содержания предмета:
Одним из результатов обучения краеведению является осмысление и интериоризация (присвоение) обучающимися системы ценностей.
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства, воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Результаты освоения программы по внеурочной деятельности:
Данная программа предоставляет возможность достигать планируемых результатов внеурочной деятельности разного уровня.
Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) – 1 класс.
Программа 1 класса направлена на формирование обществоведческих (социальных) представлений младших школьников. Особое внимание уделяется миру семьи. Дети осознают ценности семьи, особенности взаимоотношений в семье между родственниками, учатся понимать важность семейных традиций и праздников. В лексикон учащихся вводятся слова поколение, потомки, предки. Особое внимание уделяется составу семейного коллектива. Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и с жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий. Также школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, о памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.
Результаты второго уровня (получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества) - 2, 3 класс. Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. Они узнают о достопримечательностях родного города, постигают этику поведения в музее, архиве, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе города (села). В различных ситуациях у детей появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива.
Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия) – 4-й класс. Школьники имеют реальную возможность выхода в пространство общественного действия. К этому времени у детей сформирована мотивация к изменению себя и приобретение необходимых внутренних качеств. Учащиеся приобретают опыт исследовательской и проектной деятельности, готовят публичные выступления по проблемным вопросам, участвуют в исследовательских конференциях, осуществляют благотворительную деятельность. Важным становится развитие ценностных отношений к малой Родине, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого.
Достижение результатов всех трех уровней увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
• формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности (приобретение опыта гражданских отношений и поведения в дружественной среде (в классе) и в открытой общественной среде);
• формирования у детей социокультурной (этнической, культурной, гендерной и др.) идентичности:
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
• познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
• ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
• эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
• различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
• оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
• осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
• выражать речь в устной и письменной форме;
• проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
• точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Содержание программы
1 класс
Программа первого года обучения направлена на формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живет младший школьник. На данном этапе происходит
накопление детьми социального опыта жизни в своем городе, крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры.
Город Тамбов имеет богатую историю и культуру, и необходимо, чтобы воспитанники увидели красоту родного города, края, преобразования, проходящие в нем каждый год, гордились своей малой родиной. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности города) и людьми, живущими в нашем городе.
Тематическое распределение часов в 1 классе.
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Моя семья | 8 |
2 | Моя школа | 6 |
3 | Мой родной город | 12 |
4 | Отечество. Наша родина – Россия. Моя малая родина. Рос РРоссия. | 8 |
Всего | 34 |
Программа включает в себя четыре раздела.
Первый раздел «Моя семья» (8 ч в 1 классе) знакомит:
-с понятиями «семья», «родословная», «краеведение», «родина», «отчизна», «поколение», «потомки», «предки».
В ходе изучения этого раздела первоклассники учатся составлять рассказы о своей семье, о своем доме, используя семейные фотографии, осуществлять поиск информации с помощью взрослых об обрядах и обычаях, связанных со строительством дома и новосельем, об обрядах с домашними животными, фиксировать краеведческую информацию с помощью рисунков.
Второй раздел «Моя школа» (6 ч) знакомит:
- с внутренним строением школы (количество кабинетов, их назначение, местонахождение спортивного зала, библиотеки, компьютерных классов, актового зала и др. помещений);
- с историей образования школы, реконструкцией здания, руководством школы, ее учителями;
- с объектами, расположенными вокруг школы.
В ходе изучения этого раздела дети учатся рассказывать о себе: кто я, чем люблю заниматься, чем особенно интересуюсь. Под руководством родителей и учителя приучаются к режиму дня школьника, осознают значение соблюдения режима дня для здоровья, целесоообразной организации жизни.
Третий раздел «Мой родной город» (12 ч) знакомит:
- с историей образования нашего города;
-с достопримечательностями родного города;
- с населением и почетными людьми города;
- с историей развития и названия улиц.
Этот раздел развивает и воспитывает чувство гордости за нашу малую родину, умение фиксировать краеведческую информацию с помощью рисунков. Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Четвертый раздел – «Отечество. Наша Родина – Россия. Моя малая родина» (7 ч) знакомит:
- с государственной символикой России;
- с обычаями и традициями русского народа;
- с самым знаменитым городом России – Москва;
- с национальными костюмами народов России;
- с народными и религиозными праздниками;
- с другими государствами, языками, способами общения и взаимодействиями людей.
Этот раздел развивает у школьников умение задавать вопросы, умение работать по предложенному плану, умение в рамках совместной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу на занятии, в жизни, побуждает осознавать себя гражданином Отечества, уметь ценить в других людях положительные качества и посту
2 класс.
Программа второго класса представляет собой курс «Памятники старины». Она раскрывает перед ребенком мир родной истории и культуры. Темы, включенные в курс, учитывают особенности восприятия и мышления младших школьников и знакомят их с базовыми понятиями, необходимыми для усвоения программы, такими, как культурное наследие, культура, время, исторические источники. В курсе рассказывается об истории архитектуры и ее стилях, о значении архитектуры для города, края, страны и мира.
Тематическое распределение часов во 2 классе.
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | История и культура История и культура | 9 |
2 | История создания вещей | 5 |
3 | Музей-машина времени | 5 |
4 | О прошлом говорят | 5 |
5 | Памятники Тамбова | 4 |
6 | Природа нашего края | 4 |
7 | Люби и знай родной край Рос РРоссия. | 2 |
Всего | 34 |
Программа включает в себя семь разделов.
Первый раздел «История и культура» (9 ч) знакомит:
- с понятиями «культура», «культурное наследие», «время», «дата», «год», «век»;
- с классификацией источников по группам (картина, фото, вещи, рассказ, обычай, ритуал и др.)
-с временной последовательностью событий.
В ходе изучения этого раздела у школьников воспитывается чувство прекрасного, развивается их творческое мышление, художественные способности, прививаются эстетические вкусы, идеалы, формируется понимание значимости искусства в жизни каждого ученика.
Второй раздел «История создания вещей» (5 ч) знакомит:
- с понятиями «вещь», «свойства вещи».
- с информацией о старинных предметах и их значением в современной жизни;
- с русской глиняной посудой, посудой крестьянина и купца.
В ходе изучения раздела у второклассников воспитывается интерес к истории создания вещей, к русским обычаям, чувство патриотизма.
Третий раздел «Музей – машина времени» (5 ч) знакомит:
- с видами музеев;
- с профессиями работников музеев;
- со значением памятников и музеев в истории развития нашего города.
Этот раздел пополняет знания детей об истории развития музеев города, воспитывает интерес к изучению памятников старины.
Четвертый раздел «О прошлом говорят» (6 ч) знакомит:
- с историей возникновения и развития города Тамбова;
- с памятниками архитектуры и истории.
Этот раздел развивает у школьников интерес к истории возникновения русских православных храмов, как памятников архитектуры.
Пятый раздел «Памятники Тамбова» (4 ч ) знакомит:
В ходе изучения данного раздела у учащихся воспитываются чувство патриотизма, гордости за наш народ , нравственные качества личности, чувство уважения к людям и истории родного края.
Шестой раздел «Природа нашего края» (4 ч) знакомит:
- с природой нашего города, а именно с флорой и фауной.
Этот раздел развивает у школьников умения работать с текстом разных жанров, извлекать интересную для себя информацию из различных источников. Воспитывает бережное отношение к природе.
Седьмой раздел «Люби и знай родной край» ( 2 ч) включает в себя творческую работу и подборку тестовых заданий для самопроверки знаний, полученных учащимися за год.
Тематическое распределение часов в 3 классе.
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Искусство и просвещение | 6 |
2 | В гостях у сказки | 8 |
3 | Литературный Тамбов | 9 |
4 | Щедрая палитра талантов земли Тамбовской. | 7 |
5 | В мире муз | 3 |
6 | Люби и знай свой край | 1 |
Всего | 34 |
3 год. Основное направление краеведения в 3 классе – литературное. Это знакомство с творчеством выдающихся людей нашего города – поэтов, писателей, художников. Задача курса – воспитывать нравственные качества личности: чувство уважения к людям и истории родного города, чувство гордости за наш народ и старшее поколение.
Программа включает в себя шесть разделов.
Первый раздел «Искусство и просвещение» (6 ч) знакомит:
- с историей распространения грамотности в Тамбове и с видами обучения детей купцов и рабочих;
- с экспонатами Тамбовского историко – художественного музеев;
-с произведениями искусства Тамбовских писателей
В программу данного раздела включены экскурсии в музей.
Второй раздел «В гостях у сказки» (8 ч) знакомит:
- с понятиями «фольклор», «жанр»;
- с жанрами и видами русского народного творчества;
- с истоками сказок;
- с понятиями «сказители», «хранители и собиратели» сказок.
В этом разделе дети получают информацию о жизни и творческой биографии знаменитых людей .
Третий раздел «Литературный Тамбов» (10 ч) знакомит:
- с фактами биографии писателей и поэтов, живших в Тамбове и Тамбовском уезде;
-с жизнью и деятельностью Ю.А.Лермонтова.
Четвертый раздел «Щедрая палитра талантов земли Тамбовской (7 ч) знакомит:
- с творчеством художественных коллективов Тамбова;
- с народными традициями родного края.
Учащиеся делятся впечатлениями, разыгрывают народные песни, участвуют в коллективных играх, драмматизациях, сочиняют мелодии на поэтические песни. Испытывают чувство гордости за талант своих земляков.
Пятый раздел «В мире муз» (3 ч) знакомит:
- с историей театра, с творчеством людей, стоявших у истока;
Шестой раздел «Люби и знай свой край» ( 1 ч) включает в себя творческую работу и подборку тестовых заданий для самопроверки знаний, полученных учащимися.
Тематическое распределение часов в 4 классе.
№ | Тема | Кол – во часов |
1 | Что и как изучает история История и культура | 6 |
2 | Путешествие в глубь времен | 8 |
3 | Тамбов– купеческий город | 6 |
4 | Суровые годы ВО войны войны | 5 |
5 | Ими гордятся тамбовчане. Ими | 4 |
6 | Наш город сегодня нашего края | 4 |
7 | Люби и знай родной город Рос РРоссия. | 2 |
Всего | 34 |
4 год. Программа четвертого класса имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний ребенка об истории малой родины. В курсе «История родного края» рассматриваются основные события российской истории, повлиявшие на развитие города. Практическая часть занятий отводится работе с «лентой времени» (отработка первичных хронологических знаний), исторической картой, что позволяет сформировать исторические представления к началу систематического изучения истории в основной школе.
Программа включает в себя семь разделов.
Первый раздел «Что и как изучает история» (6 ч) знакомит:
- с понятиями «история», «археология», «археологи».
- с понятиями «дата», «год», «век», «тысячелетие».
В ходе изучения этого раздела, дети работают с «Лентой времени», учатся воспроизводить «Ленту времени», работать с географической и исторической картами.
Второй раздел «Путешествие в глубь времен» (8 ч) знакомит:
-с историей возникновения города Тамбова.
В ходе изучения этого раздела учащиеся узнают о занятиях племен, населяющих наш край, получают и анализируют информацию о городе Тамбове от смутного времени до 18 века. Самостоятельно находят исторический материал об участии наших земляков основании города. Собирают информацию о тамбовчанах– революционерах, рассказывают о том, какую помощь оказывали тамбовчане фронту.
Третий раздел «Тамбов – купеческий город» (6 ч) знакомит:
- с достопримечательностями древнего города, с его населением и их
занятиями;
- с понятием «этикет», правилами светского этикета 19 века;
- с особенностями русской ярмарки.
Изучая этот раздел, четвероклассники самостоятельно находят исторический материал о городе Тамбов, о его достопримечательностях и о ремеслах, выступают с подготовленными сообщениями.
Четвертый раздел «Суровые годы Великой Отечественной войны» (5 ч) знакомит:
- с датами и событиями военной истории родного города;
- подвигами земляков, защищавших родную землю.
В ходе изучения этого раздела учащиеся собирают информацию о событиях Великой Отечественной войны , готовят сообщения, участвуют в обсуждениях, высказывают свои собственные мнения.
Пятый раздел «Ими гордятся Тамбов» (4 ч) знакомит:
- героями Великой Отечественной войны;
- с почетными гражданами города Тамбова.
В этом разделе ученики делятся найденной информацией о– героях ВО войны, о почетных гражданах города Тамбова, их заслугах перед народом.
Шестой раздел «Наш город сегодня» (4 ч) знакомит:
- с образовательными учреждениями Тамбова;
- с отраслями промышленности города;
- с отраслями сельского хозяйства.
Изучая этот раздел, школьники узнают, какие образовательные учреждения находятся в нашем городе, знакомятся с отраслями промышленности и сельского хозяйства Тамбова.
Седьмой раздел «Люби и знай родной город» (2 ч) включает в себя творческую работу для детей и подборку вопросов для викторины с целью самопроверки знаний, полученных учащимися за год.
Календарно-тематическое планирование 1 класс.
№ п/п | № урока в разделе | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Дата (план) | Дата (факт) | Примечание |
Моя семья (8 часов) | ||||||
1 | 1 | Моя семья. | Составлять устный рассказ о своей семье, используя семейные фотографии. Изображать на рисунке членов семьи. | |||
2 | 2 | Что изучает краеведение? | Знакомиться с понятиями «родина», «отчизна». | |||
3 | 3 | Мой дом. | Составлять устный рассказ о своем доме. Изображать свой дом. | |||
4 | 4 | Мир твоего дома. | Узнавать об обрядах и обычаях, связанных со строительством дома и новосельем (из истории), об обрядах с домашними животными. | |||
5 | 5 | Жизнь каждого член семьи. | Устно составлять рассказ о домашних делах, об обязанностях, которые может исполнять первоклассник в семье. | |||
6 | 6 | Отношения в семье. | Узнавать о нравственных обязанностях младших перед старшими. Изображать на рисунке членов семьи. | |||
7 | 7 | Моя родословная. | Получать информацию о понятиях «поколение», «потомки», «предки». Составлять родословное древо. | |||
8 | 8 | Я и моё имя. | Узнавать, что обозначают наши имена, что такое фамилия и отчество, как родители выбирают имя ребенку, что могут рассказать имена, отчества, фамилия о прошлом. | |||
Моя школа (6 часов) | ||||||
9 | 1 | Я – ученик, я – школьник. | Получать информацию о значении соблюдения режима дня для здоровья, целесообразной организации жизни. | |||
10 | 2 | Родная школа. | Узнавать историю школы из объяснения учителя, о возведении здания, о его назначении, о реконструкции в разные годы. Схематически изображать здание школы и прилегающей территории. | |||
11 | 3 | Трудовая жизнь школы. | Получать информацию об общих правилах поведения. Знать и выполнять правила поведения в школе. Вести наблюдения под руководством экскурсовода. | |||
12 | 4 | Школьные, семейные традиции и праздники. | Узнавать, что такое реликвия. Рассказывать о традициях и праздниках в семье. Составлять макет «Школа – мой дом». | |||
13 | 5 | Новый год. | Участвовать в виртуальном путешествии. Разучивать песни, стихи, посвященные Новому году. | |||
14 | 6 | Рождественские колядки. | Участвовать в празднике Рождество Христово. Исполнять рождественские колядки. | |||
Мой родной город (12 часов) | ||||||
15 | 1 | Мой родной город. | Рассказывать о своем городе, о достопримечательностях, об окружающих людях. | |||
16 | 2 | Труд людей в городе и на селе. | Сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село. Рассказывать о труде людей в городе и на селе. | |||
17 | 3 | Профессии в моей семье. | Узнавать и приводить примеры профессий. Рассказывать о профессии своих родителей. | |||
18 | 4 | Экскурсия на предприятие (на почту) | Получать информацию о работе почты. | |||
19 | 5 | Экскурсия на предприятие (ТАКФ) | Узнавать о работеТАКФ. Нарисовать продукцию, которую выпускают на предприятии. | |||
20 | 6 | Мой город. | Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала с учетом просмотра фрагментов видеофильма. Рисовать древний город. | |||
21 | 7 | Моя улица. | Узнавать и называть улицы города по месту жительства. Узнавать об истории названий улиц, их роли в жизни современного человека. | |||
22 | 8 | Наш современный город. | Узнавать здания по вывеске. Составлять рассказ о своем городе. | |||
23 | 9 | Правила безопасного поведения на улице. | Формулировать правила безопасного поведения. Знать безопасный путь в школу. | |||
24 | 10 | Экскурсия к памятнику воинской славы | Вести наблюдения под руководством экскурсовода. Знакомиться с памятником воинской славы. | |||
25 | 11 | Экскурсия по городу. | Перерабатывать полученную информацию, делать выводы. | |||
26 | 12 | Викторина «Где эта улица, где этот дом?». | Выполнять задания, проверять свои знания. | |||
Отечество. Наша Родина – Россия. Моя малая родина (7 часов) | ||||||
27 | 1 | Моя малая родина. | Получать информацию об обычаях и традициях русского народа. Читать стихи о Родине, дружбе, школе. | |||
28 | 2 | О гербе, флаге и гимне. | Знать символику нашего государства. Рисовать флаг России. Учить гимн России. | |||
29 | 3 | Москва – столица нашей Родины. | Получать информацию о Москве, Кремле, Красной площади. Участвовать в виртуальном путешествии по Москве. | |||
30 | 4 | Русский народный костюм. Сто народов – одна страна. | Узнавать о традиционном народном костюме: праздничном и будничном. Работать с иллюстрациями с изображением национальных костюмов народов России. | |||
31 | 5 | Я – надежда Отечества. | Узнавать о предназначении человека. Уметь ценить в других людях положительные качества и поступки. Составлять памятку «Законы дружбы». | |||
32 | 6 | Земля – общий дом для всех людей. | Участвовать в ролевой игре «Мы из разных стран». | |||
33 | 7 | Конкурс рисунков на тему: «Моя Россия, мой город» | Участвовать в выставке рисунков на тему: «Моя Россия – мой город». Презентовать работы. |
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ п/п | № урока в разделе | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Дата (план) | Дата (факт) | Примечание |
История и культура (9 часов) | ||||||
1 | 1 | Что такое культура? | Узнавать, что такое культурное наследие, культура. | |||
2 | 2 | Что такое культура? | Узнавать, что такое культурное наследие, культура. | |||
3 | 3 | Источники изучения жизни народа. | Классифицировать источники по группам (картина, фото, вещи, рассказ, обычай, ритуал и др.) | |||
4 | 4 | Что такое время? | Различать понятия «время», «дата», «год», «век». | |||
5 | 5 | Что такое время? | Закреплять представления о временной последовательности событий. | |||
6 | 6 | Что такое вещь? | Различать понятия «копия» и «подлинник». | |||
7 | 7 | Что такое вещь? | Выполнять практическое задание «Рисовать людей, которым могли принадлежать вещи (шляпа, кольчуга, кокошник)» | |||
8 | 8 | Семейная реликвия. | Выполнять практическую работу. | |||
9 | 9 | Путешествие в страну книг. | Посещать школьную библиотеку. Перерабатывать полученную информацию, делать выводы. | |||
История создания вещей (5 часов) | ||||||
10 | 1 | Посуда на Руси. | Узнавать, какая посуда была в старину, из какого материала ее изготавливали. Сравнивать посуду крестьянина и купца. Практиковаться в росписи посуды. | |||
11 | 2 | В старинном доме. | Получать информацию о старинных предметах и знать их значение в современной жизни. Практиковаться в украшении старинной вещи. | |||
12 | 3 | Обычаи русской старины. | Узнавать о русских обычаях, обычаях других стран, о значении обычаев для современного человека. Устанавливать соответствие пословиц о русских обычаях. | |||
13 | 4 | Для войны и мирной жизни. | Познакомиться с орудиями труда крестьянина и доспехами воина. Провести сравнительный анализ предметов для войны и мирной жизни. Выполнять практическую работу по теме: «Вооружи» воина». | |||
14 | 5 | От колеса до ракеты. | Прослеживать историческое развитие производства посуды, мебели и бытовых приборов, оружия и разных видов транспорта. Придумать и нарисовать модель автомобиля будущего. | |||
Музей – машина времени (5 часов) | ||||||
15 | 1 | Что такое музей? | Узнавать, какие бывают музеи, музейные профессии. Участвовать в ролевой игре «В музее». | |||
16 | 2 | Что такое музей? | Участвовать в виртуальной экскурсии по музейным залам. Оценивать достижения культуры. | |||
17 | 3 | Экскурсия в школьный музей. | Знакомиться с экспонатами школьного музея, с историей промышленности нашего города, с жизнью известных людей города. | |||
18 | 4 | Экскурсия в историко-художественный музей. | Вести наблюдения под руководством экскурсовода. Вести записи своих впечатлений. | |||
19 | 5 | Экскурсия в городской выставочный зал. | Вести наблюдения под руководством экскурсовода. Участвовать в конкурсах. Практиковаться в изготовлении символа нашего города . | |||
О прошлом говорят (6 часов) | ||||||
20 | 1 | История возникновения и развития города Тамбова. | Узнавать историю возникновения и развития города Тамбова. | |||
21 | 2 | Прикоснуться к вечности. Монастыри Тамбова | Знакомиться с древнейшей архитектурой Тамбова. | |||
22 | 3 | Монастыри Тамбова | Получать информацию о храмах, расположенных в Тамбове. | |||
23 | 4 | Казанский (мужской) монастырь. | Узнавать о жизни монастыря из объяснения учителя, делать выводы. | |||
24 | 5 | Вознесенский (женский) монастырь. | Узнавать о жизни монастыря из объяснения учителя, делать выводы. | |||
25 | 6 | Спасо- Преображенский кафедральный собор | Знакомиться с историей возрождения главного собора города. | |||
Памятники Тамбова(4 часа) | ||||||
26 | 1 | Памятник Г.Р.Державина | Получить информацию о Г.Р.Державина | |||
27 | 2 | Лермонтов в нашем городе. Памятник Лермонтову. | Получить информацию о пребывании Лермонтова в нашем городе. Узнавать в честь каких людей и событий может быть воздвигнут памятник. | |||
28 | 3 | Экскурсия к памятнику Тамбовский колхозник. | Познакомиться с историей создания памятника. Вести наблюдения под руководством учителя. | |||
29 | 4 | Экскурсия к памятнику Триптих «Стена памяти» | Познакомиться с историей Тамбова в годы Великой Отечественной войны. | |||
Природа нашего края(4 часа) | ||||||
30 | 1 | Сосновый бор – жемчужина города. | Собирать информацию о флоре и фауне городского бора. Выступать с подготовленными сообщениями. Обсуждать выступления одноклассников. | |||
31 | 2 | Экскурсия в бор «Знакомая поляна». | Вести наблюдения под руководством учителя, делать выводы. | |||
32 | 3 | Воронинский заповедник. | Извлекать интересную для себя информацию из просмотра научно – популярного фильма о Воронинском заповеднике. | |||
33 | 4 | Викторина «Знай и люби природу родного края» | Выполнять задания, проверять свои знания. | |||
Люби и знай родной край (2 часа) | ||||||
34 | 1 | Конкурс рисунков «Я люблю свой город». | Участвовать в конкурсе рисунков. Презентовать свои работы. | |||
35 | 2 | Проверь себя. | Проверять и оценивать свои знания, полученные за год. |
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ п/п | № урока в разделе | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Дата (план) | Дата (факт) | Примечание |
Искусство и просвещение (6 часов) | ||||||
1 | 1 | Зарождение и развитие письменности и грамотности в Тамбове. | Знакомиться с историей распространения грамотности в Тамбове и с видами обучения детей купцов и рабочих. Практиковаться в сборе материала о самом старом учебном заведении Тамбова. | |||
2 | 2 | Экскурсия в школьный музей. | Узнавать историю школы из объяснения учителя, о возве-дении здания, о его назначении, о реконструкции в разные годы. Схематически изображать здание школы и прилегающей территории. | |||
3 | 3 | Дом – музей Чичерина. Путешествие по залам музея. | Узнавать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития. | |||
4 | 4 | Музейный комплекс «Усадьба Асеевых» | Получать информацию о фабриканте М.В.Асееве. | |||
5 | 5 | Художники – наши земляки. | Знакомиться с произведениями искусства Тамбовских художников | |||
6 | 6 | Художники – наши земляки. | Работать с репродукциями художников. | |||
В гостях у сказки. (8 часов) | ||||||
7 | 1 | Фольклор - духовное богатство народа. | Узнавать, что такое фольклор. Познакомиться с жанрами и видами русского народного творчества. Найти какое – либо произведение фольклора родного края. | |||
8 | 2 | Как сказки попали в книгу. | Знакомиться с истоками сказок. Узнавать, кто такие сказители, хранители и собиратели сказок. Участвовать в конкурсе рисунков «Моя любимая сказка». | |||
9 | 3 | Сказочный мир нашего земляка С.С.Милосердова. | Получать информацию о жизни и творческой биографии | |||
10 | 4 | Сказочный мир нашего земляка С.С.Милосердова. | Читать и анализировать рассказы писателя. | |||
11 | 5 | Сказочный мир нашего земляка Г.А.Попова | Читать и анализировать сказки Г.А.Попова. Иллюстрировать понравившийся эпизод сказки. | |||
12 | 6 | Сказочный мир нашего земляка Г.А.Попова | Читать и анализировать сказки Г.А.Попова Иллюстрировать понравившийся эпизод сказки. | |||
13 | 7 | Сказочный мир Т.Л.Курбатовой. | Читать и анализировать сказку Т.Л.Курбатовой Иллюстрировать понравившийся эпизод сказки. | |||
14 | 8 | Литературная гостиная. Проба пера. | Сочинять сказку на новогоднюю тему. | |||
Литературный Тамбов (10 часов) | ||||||
15 | 1 | Великие писатели земли Тамбовской. | Изучать факты биографии писателей и поэтов, живших в Тамбове и Тамбовском уезде. | |||
16 | 2 | Великие писатели земли Тамбовской. | Изучать факты биографии писателей и поэтов, живших в Тамбове и Тамбовском уезде. | |||
17 | 3 | Великие писатели земли Тамбовской. | Изучать факты биографии писателей и поэтов, живших в Тамбове и Тамбовском уезде. | |||
18 | 4 | Лирические произведения М.Ю. Лермонтова. | Знакомиться с жизнью и творчеством поэта М.Ю. Лермонтова и его произведениями. Подбирать рифмы по заданию учителя. | |||
19 | 5 | Лирические произведения М.Ю. Лермонтова. | Знакомиться с жизнью и творчеством поэта М.Ю. Лермонтова и его произведениями. Подбирать рифмы по заданию учителя. | |||
20 | 6 | Писатели и поэты современности. | Получать информацию о современных писателях и поэтах Тамбова. | |||
21 | 7 | Писатели и поэты современности. | Получать информацию о современных писателях и поэтах Тамбова | |||
22 | 8 | Писатели и поэты современности. | Знакомиться с известными именами творческих людей – поэтов и прозаиков . | |||
23 | 9 | Писатели и поэты современности. | Знакомиться с известными именами творческих людей – поэтов и прозаиков | |||
24 | 10 | Творческий конкурс «Проба пера». | Пробовать сочинять стихи. | |||
Щедрая палитра талантов земли Тамбовской(7 часов) | ||||||
25 | 1 | Таланты земли Тамбовской. | Получить информацию о творческих коллективах городаТамбова. | |||
26 | 2 | Государственный Академический ансамбль песни и танца «Ивушка». | Знакомиться с творчеством данного коллектива, делиться впечатлениями, испытывать чувство гордости за талант своих земляков. Знать и понимать народные и музыкальные традиции родного края, разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх, драматизациях. Сочинять мелодии на поэтические песни. | |||
27 | 3 | Государственный Академический ансамбль песни и танца «Ивушка». | ||||
28 | 4 | Государственный Академический ансамбль песни и танца «Ивушка». | ||||
29 | 5 | Тамбовский молодежный театр. | ||||
30 | 6 | Тамбовский молодежный театр. | ||||
31 | 7 | Оркестр русских народных инструментов. | ||||
В мире муз (3 часа) | ||||||
32 | 1 | Театральные встречи. Тамбовский драматический театр. | Знакомиться с историей театра, получать информацию о людях, стоявших у истока. | |||
33 | 2 | Театральные встречи. Тамбовский драматический театр. | Знакомиться с историей театра, получать информацию о людях, стоявших у истока. | |||
34 | 3 | На кукольном представлении. | Посетить кукольное представление . | |||
Люби и знай свой край (1 час) | ||||||
35 | 1 | Викторина «Проверь себя». | Проверять и оценивать свои знания, полученные за год. |
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№ п/п | № урока в разделе | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Дата (план) | Дата (факт) | Примечание |
Что и как изучает история (6 часов) | ||||||
1 | 1 | Как люди узнают о прошлом. | Познакомиться с понятиями «история», «археология», «археологи». | . | ||
2 | 2 | Как люди узнают о прошлом. | Работать с иллюстрациями « О чем могут рассказать предметы раскопок». | |||
3 | 3 | Лента времени. | Познакомиться с понятиями «дата», «год», «век», «тысячелетие». Работать с римскими и арабскими цифрами. Работать с «Лентой времени». | |||
4 | 4 | Лента времени. | Работать с «Лентой времени». Воспроизводить «Ленту времени». | |||
5 | 5 | История на карте. | Отличать особенности и условные знаки географической и исторической карты. | |||
6 | 6 | История на карте. | Учиться читать историческую карту. Работать с исторической картой города Тамбова. | |||
Путешествие в глубь времен (8 часов) | ||||||
7 | 1 | Первые поселения в Тамбовском крае. | Из исторических источников узнавать о занятиях племен, населяющих наш край. | |||
8 | 2 | Первые поселения в Тамбовском крае. | Из исторических источников узнавать о занятиях племен, населяющих наш край. | |||
9 | 3 | «Город древний, город чудный». | Находить информацию о первых упоминаниях о городе Тамбове. Участвовать в конкурсе рисунков и аппликаций на тему: «Древний Тамбов». | |||
10 | 4 | «Город древний, город чудный». | Находить информацию о первых упоминаниях о городе Тамбове. Участвовать в конкурсе рисунков и аппликаций на тему: «Древний Тамбов». | |||
11 | 5 | Тамбов революционный. | Искать информацию о тамбовчанах– революционерах. | |||
12 | 6 | Тамбов революционный. | Искать информацию о тамбовчанах– революционерах. | |||
13 | 7 | Гражданская война. Тамбовчане на защите революции. | Собирать информацию и рассказывать о том, какую помощь оказывали тамбовчане фронту. | |||
14 | 8 | Гражданская война. Тамбовчане на защите революции. | Собирать информацию и рассказывать о том, какую помощь оказывали тамбовчане фронту. | |||
Тамбов – купеческий город ( 6 часов) | ||||||
15 | 1 | Прогулка по старинному городу. | Рассказывать о своем городе, о достопримечательностях, о жителях города и их занятиях. | |||
16 | 2 | Прогулка по старинному городу. | Составлять рассказ на тему: «Я и моя семья живут в купеческом городе Тамбове» | |||
17 | 3 | Традиции русского купечества. | Узнавать, что такое этикет, правила светского этикета 19 века. | |||
18 | 4 | Традиции русского купечества. | Выступать с подготовленными сообщениями. | |||
19 | 5 | На русской ярмарке. | Выяснять особенности русской ярмарки. Узнавать, какие товары были на ярмарках в Тамбове. | |||
20 | 6 | На русской ярмарке. | Выступать с подготовленными сообщениями. | |||
Суровые годы Великой отечественной войны (5 часов) | ||||||
21 | 1 | «Край родной, войною опаленный». | Узнавать о датах и событиях военной истории родного города. | |||
22 | 2 | «Край родной, войною опаленный». | Выполнять практическую работу. Составлять текст письма участнику Великой Отечественной войны. | |||
23 | 3 | «Их подвиг бессмертен» | Собирать информацию и составлять рассказ о защитниках города. | |||
24 | 4 | «Их подвиг бессмертен». Встреча с ветераном Вов. | Получать информацию о событиях Вов, ее участниках. Участвовать в обсуждении. Высказывать свои собственные мнения. | |||
25 | 5 | «Никто не забыт, ничто не забыто!». | Составлять сочинение на тему: «Война в истории моей семьи». | |||
Ими гордятся Тамбов (4 часа) | ||||||
26 | 1 | Тамбовчане – герои Великой Отечественной войны. | Рассказывать о тамбовчанах – героях Великой Отечественной войны. | |||
27 | 2 | Тамбовчане– герои Великой Отечественной войны. | ||||
28 | 3 | Почетные граждане города Тамбова. | Находить информацию о почетных гражданах родного города. | |||
29 | 4 | Почетные граждане города Тамбова. | ||||
Наш город сегодня (4 часа) | ||||||
30 | 1 | Образовательные учреждения города Тамбова. | Узнавать, какие образовательные учреждения есть в нашем городе. | |||
31 | 2 | Промышленность города Тамбова. | Познакомиться с отраслями промышленности города. | |||
32 | 3 | Кто нас кормит? | Узнавать, какие отрасли сельского хозяйства находятся в нашем районе. | |||
33 | 4 | «Цвети, город!». | Испытывать чувство гордости за наш город, вносить свой вклад в процветание малой родины. | |||
Люби и знай родной город (2 часа) | ||||||
34 | 1 | Викторина «История нашего города» | Проверять и оценивать свои знания, полученные за год. | |||
35 | 2 | Конкурс рисунков на асфальте «Мой любимый город». | Участвовать в конкурсе рисунков на асфальте. Презентовать работы. |
Материально – техническое обеспечение:
Технические средства обучения.
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Мультимедийная доска.
Персональный компьютер с принтером, сканером.
Мультимедийный проектор.
Экранно-звуковые пособия.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Список литературы
- Вяземский Е.Е. Проблемы изучения истории родного края в общеобразовательных школах РФ. М., 1991.
- Горячев А.В., Иглина Н.И. Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы). –М.: Баласс, 2016.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Григорьев Д.В., Степанов П.В.-М.:Просвещение, 2014.
- Григорьев Д.В., Степаноов П.В. Программы внеурочной деятельности.
Познавательная деятельность. Проблемно – ценностное общение. – М., 2016.
- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать
УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2015.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., Просвещение, 2014.
- Савинов Е.С. Методические рекомендации по разработке программы воспитания и социализации обучающихся.- 2 – е изд., перераб.- М., 2011.
- Сизова Ю.А. Организация учебной исследовательской деятельности младших школьников. Методическое пособие.-г.о. Спасск –Дальний, 2009.
- Воронцов А.Б., Заславский В.М., Егоркина С.В. Проектные задачи в начальной школе.- М.: Просвещение, 2010.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.- 2-е изд., исправленное и дополненное. – Самара: Издательство. Учебная литература, 2006.
Щурова Н.Е. Программа воспитания школьника. – М., Просвещение, 201
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и КТП внеурочной деятельности "Юный краевед"
Рабочая программа по курсу «Краеведение» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный краевед» 1 – 4 класс
Россия, Родина, Клинский район, Клин… Какие дорогие и близкие с детства слова. Как научить подрастающее поколение любить свою «большую» и «малую» Родину, воспитать желание беречь и приумножать лучшие ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности "Юные краеведы"
Рабочая программа...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный краевед»
В первом классе, в период адаптации детей в новом социальном статусе учеников, предлагается содержание, которое поддерживает краеведческий раздел курса «Окружающий мир», с одной стороны, и...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный краевед"
Рабочая программа внеурочной деятельности " Юный краевед"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юные краеведы"
Курс внеурочной деятельности краеведческой направленности расчитан для обучающихся начального общего образования....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный краевед"- 2 класс.
Рабочая программа предназначена для учащихся 2 класса. На кружке "Юный краевед" учащиеся узнают об истории Воронежского края, о достопримечательностях, об известных людях, о защитниках Отече...