Программа по внеурочной деятельности Юный краевед- исследователь 1- 4 класс. Социальное направление
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Миронова Юлия Леонидовна

Программа «Юный краевед- исследователь»  направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneuroch.deyat_._1-4_kl._yunyy_kraeved_.doc364 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №1»

муниципального образования «город Бугуруслан»

Программа

внеурочной проектной деятельности

по духовно-нравственному воспитанию

младших школьников

«Юный краевед- исследователь»

г. Бугуруслан  2013 г

Пояснительная записка.

Актуальность.

Программа реализует духовно-нравственное развитие  учащихся и разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В Концепции сформулирована высшая цель образования — воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.                                       В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.                                                        Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой,  бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать  воспитательный процесс.                       Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.  Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе “Об образовании” Российской Федерации. Необходимо использовать все возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России. Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации.                                                                                                            В качестве конкретизации такого подхода к изучению края в начальной школе разработана программа «Юный краевед- исследователь»,которая направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Программа внеурочной деятельности «Юный краевед- исследователь» разработана на основании письма Департамента общего образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011г. №03- 296, в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей. Имеет социальную направленность.  Для более детального изучения своего края необходима организация исследовательской деятельности, которая  является средством освоения действительности и её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.     Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.  Обучающиеся начальных классов научатся получать информацию путём собственных наблюдений, приобретут первые знания по исследованиям. Темы исследований могут соответствовать теме школьной конференции (проводятся ежегодно), а также могут быть индивидуальными  проектами школьников для развития познавательного интереса конкретного обучающегося в рамках учебной программы и шире. Исследовательская деятельность младших школьников поможет собрать краеведческий материал, написать первые работы (рассказы) о своей малой родине. Это будет началом летописи о родном крае, а в итоге – большой привязанности и любви к малому уголку на огромной Земле.                                                                                                              Программа курса является пропедевтикой для более глубокого изучения истории, культуры и природных особенностей  города Бугуруслана и Оренбургской области, предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать ее достижение, а также  креативных качеств - гибкости ума, терпимости к противоречиям, критичности, наличия своего мнения, коммуникативных качеств.                                                                                                       Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы.                                                                Новизной данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.                                                    Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеурочной деятельности: творческой, познавательной,  трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Цель.

 Формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города, формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.

Для достижения цели должны решаться следующие задачи:

1. Формирование системы ценностных ориентаций:

а) уважение к истории родного края;

б) утверждение нравственных ценностей;

в) воспитание любви к малой родине, гордость за её достижения, уважения к  

    традициям старших поколений.

2. Развитие устной коммуникативной способности учащихся:

а) развитие умения вести устный диалог на заданную тему ;

б) развитие умения составить самостоятельно вопросник на заданную тему;

в) развитие умения участвовать в работе ученических конференций.

3.Формирование умений и навыков самостоятельной исследовательской

   деятельности:

а) умения сформулировать проблему исследования;

б) овладеть методикой сбора, оформления материала;

в) мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих  усер-

    дия и самостоятельности;

г) познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со  

    способами поиска информации;

д) прививать навыки организации научного труда, работы со словарями  

    энциклопедиями;

е) выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них  

    познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуни-

    кативных способностей и прививать интерес к исследовательской  

    деятельности.

Принципы программы.

1. Включение учащихся в активную деятельность.

2. Доступность и наглядность.

3. Связь теории с практикой.

4. Принцип системно - деятельностной организации воспитания.

5. Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

6. Принцип диалогического общения.

В основе формирования исследовательских умений лежат два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности. Система занятий ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации. Важнейшим приоритетом начального образования является формирование общеучебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребенка. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причем проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Юный краевед- исследователь» имеет отличительные особенности:                                                                                   • имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;                                                       • в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;                 • проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;      • проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;                                                                                                                               • проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;           • в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;                                                                                               • реализует задачу выявления творческих способностей, одаренности и склонности к различным видам деятельности.

Принципы обучения.

Принцип системности. Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.                                                                        Принцип гуманизации. Уважение к личности ребенка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.                                          Принцип опоры. Учет интересов и потребностей учащихся; опора на них.             Принцип совместной деятельности детей и взрослых. Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планирование, обсуждение, проведение.                                                 Принцип обратной связи. Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.        Принцип успешности. И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его  людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальные достижения.                                                                  Принцип стимулирования.  Включает в себя приемы поощрения и вознаграждения.

Методы обучения.                                                                                        Словесные методы - создают у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этого учитель использует: объяснение, рассказ, замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т. д.          

Наглядные методы — применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.      

Практические методы - эксперимент, наблюдение, анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.

Методические материалы.                                                                           Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим  и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом.  Курс «Юный краевед- исследователь» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе; человеке, его биологической природе и социальной сущности; обществе, его истории и культуре.

Главной задачей курса является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нем человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является  одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества. В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:                                                                                                   1) натуральные живые пособия - комнатные растения;                                      2) гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты      представителей различных систематических групп;                                        

3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;        4)географические и исторические карты;                                                              5) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, ее хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.                                                                                                          Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер,  видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса. Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах. Наряду с принципом наглядности в изучении курса в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала.                В ходе изучения курса «Юный краевед-исследователь» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы, включая наблюдение, измерение, эксперимент.                                                     Программа «Юный краевед- исследователь» используется с 1 по 4 классы. Она включает четыре блока («Семья вся вместе – и душа на месте», «Мой край: природа и экология», «Бугуруслан – город родной», «Родной свой край люби и знай»), связанных между собой логикой формирования подлинного патриота Родины.                                                                                                     Организация социального развития и духовно-нравственного воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:                                                

В области формирования семейной культуры:                                                

1 класс                                                                                                             «Семья вся вместе – и душа на месте».                                                      

Задачи:                                                                                                     воспитывать в детях уважение и любовь к семье;                                формировать чувства ответственности перед будущей семьей.              Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; забота о старших и младших; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.                                                                                                   Предполагаемый результат деятельности: формирование у учащихся семейных ценностей, воспитание семьянина; приобщение семьи к процессу воспитания детей; укрепление связи школы и семьи в интересах развития ребенка.                                                                                                                     В области формирования ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):                                                      2  класс                                                                                                               «Мой край: природа и экология».                                                                  Задачи:                                                                                                    формировать осознанное правильное отношение к объектам природы, находящимся рядом;        

вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний об окружающем мире;                                                                           воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы;                       прививать любовь к природе, желание о ней заботиться;                      воспитывать сознательное , развивать познавательную активность;                         способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение);                                                                                                   развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.      Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.                                                                                         Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, ценностного отношения к окружающему миру, готовность следовать нормам этического , нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, личная ответственность за свои поступки.                                      

В области формирования социальной культуры:                                             3 класс                                                                                                             «Бугуруслан  – город родной»                                                                            Задачи:                                                                                                           формировать представления о специфике города, об истории города;                                 приобщать детей к насущным заботам жителей города, к участию в различных общественных инициативах;                                                    воспитывать гордость званием бугурусланец, любовь к своему городу, уважение к его истории и жителям.                                                              Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.                                                                                                  Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному городу, осознание своей причастности к его истории через судьбы собственной семьи, личного отношения к прошлому и настоящему Бугуруслана.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях .

4 класс                                                                                                            «Родной свой край люби и знай»

Задачи:                                                                                                                  дать достаточно полное, целостное представление о литературном процессе

 города Бугуруслана, Оренбургской области и выявить связь известных

 русских писателей с Оренбургским краем, привить учащимся чувство

 гордости за свою малую родину.                                                                                                            

Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.                  Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному краю, осознание того, что настоящий патриот любит свою Родину и гордится ею, изучает её историю, культурное, духовное наследие.                                

Все направления социального развития и духовно-нравственного воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

 Условия реализации программы.                                                          

  1. Утверждение программы на педсовете школы и включение её в план

           работы начальной школы;

  1.  Подбор кадрового состава, участвующего в реализации программы, обучение, методическое сопровождение; 
  2. Разработка плана реализации программы педагогам – исполнителем, где продуманы режимные моменты; 
  3. Подбор и подготовка диагностического инструментария; 
  4. Наличие необходимой литературы создание копилки сценариев,

          методик материально – технического оснащения мероприятий; 

 Данные направления реализуются на различных уровнях:

учебном (в рамках изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом: «Русский язык» , «Литературное чтение», «Окружающий мир», «ИЗО», «Технология», а также дисциплин, изучаемых по выбору);

внеучебном (организация педагогического сопровождения и педагогической помощи гимназистам с учетом особенностей социализации каждой конкретной личности; организация работы как с несомненными позитивными феноменами культуры своей страны, так и в режиме проблематизации, критического осмысления - с проблемными феноменами культуры);

институциональном (жизнь в школе организована таким образом, чтобы в условиях щкольного сообщества как демократического правового пространства востребовались гражданские качества и умения школьников, чтобы возникала ситуативная гражданская активность, побуждающая их обращаться к совместно принятым нормам и поступать в соответствии с ними;                                                                                                                    социально-проектном (предложение и реализация общественно значимых проектов, связанных с совместными действиями школьников и местных органов власти).                                                                                                    

На курс «Юный краевед-исследователь» отводится по 1 часу в неделю с 1-го по 4-й класс. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочная деятельность», направление - «Проектная деятельность».

Программа «Юный краевед- исследователь» долгосрочная,  рассчитана на 4 года обучения детей 6-10 лет, обучающихся в 1-4 класса школы.

Объем программы 135 часов. Каждое мероприятие проводится 1 раз в неделю.

Продолжительность занятий: 30 минут

                      Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе  – коллективная,  групповая, в парах, индивидуальная формы работы, работа с привлечением родителей.  

Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная)

Практические занятия             (урочная, внеурочная, внешкольная):

  • Беседы
  • Сообщения
  • Встречи с интересными людьми
  • Литературно – музыкальные композиции
  • Просмотр и обсуждение видеоматериала
  • Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
  • Поездки, походы по историческим и памятным местам
  • Творческие конкурсы
  • Выставки декоративно-прикладного искусства
  • Коллективные творческие дела
  • Показательные выступления
  • Праздники
  • Викторины
  • Интеллектуально-познавательные игры
  • Мониторинги
  • Тренинги
  • Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
  • Заочные путешествия
  • Исследовательская практика
  • Творческие проекты, исследовательские работы,  презентации
  • Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
  • Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная)

Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями       обучающихся,  библиотеками города, краеведческим музеем и драматическим театром имени Гоголя.

Основные методы и технологии.                                                             Методы проведения занятий:  беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.                  Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.                                                                                                           Технологии, методики:                                                                                         Ø уровневая  дифференциация;                                                                              Ø проблемное обучение;                                                                                         Ø моделирующая деятельность;                                                                             Ø поисковая деятельность;                                                                                     Ø информационно-коммуникационные технологии;                                           Ø здоровьесберегающие технологии.

Планируемые результаты освоения обучающимися  программы внеурочной деятельности «Юный краевед-исследователь».

Каждое из основных направлений социального развития и духовно-нравственного воспитания младших школьников должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России. В результате реализации программы духовно-нравственного развития и  воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися: воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в каком- либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность).                                  В ходе реализации программы «Юный краевед-исследователь» будет обеспечено достижение обучающимися  воспитательных результатов, которые распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов

(1 класс)

Второй уровень результатов

(2-3 класс)

Третий уровень результатов

(4 класс)

духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделок, а также предполагает приобретение первоклассниками  новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи 

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

предполагает получение школьниками самостоятельного и  социального начального опыта  общественного действия , формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения; взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде, участие  в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.                                                      Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу .        В результате прохождения программного материала  к концу 1 класса обучающиеся  должны                                                                                  Знать:

1.Родословную своей семьи.

2.Происхождение своей фамилии и значение своего имени.                              3.Семейные традиции.                                                                                   4.Владеть информацией о профессии своих родителей.                            5.Разнообразие и особенности профессий.                                                           6.Права и обязанности родителей и детей.                                                                    7.Вклад своей семьи в историю города, страны.                                                        8.Правила этики и культуры речи.                                                                  9.Что такое «проект», «проблема», «гипотеза»

Уметь:                                                                                                 1.Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим. 2.Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников,       уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.                                       3.Вести рассказ от начала до конца;                                                       

4.Творчески применять знания в новых условиях, проводить элементарные опыты.                                                                                                                   5.Работать с источниками информации (книгами), пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой. 

6.Слушать и читать на основе поставленной цели и задачи .

7.Прогнозировать, ставить проблему, выдвигать гипотезу.                                8.Ставить вопросы для решения проблемы.

В результате прохождения программного материала  к концу 2 класса обучающиеся  должны

Знать:

1.Основы экологической культуры.

2.Некоторые особенности природы своего края.

 3.Значение природы для человека.

4. Группы растений и животных.

5.Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.  

6. Правила поведения в природе.

 

Уметь:

1.Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.

2.Различать изученные растения, животных.

3.Вести наблюдения в природе под руководством руководителя.

4 .Наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и

 процессах; пересказывать подробно и выборочно;   выделять главное и

 второстепенное в собранном материале;    работать в коллективе, группе;

презентовать работу общественности.

 

   В результате прохождения программного материала  к концу 3 класса обучающиеся  должны

Знать:

1. Историческое прошлое родного края.

2. Заботы жителей города, их участие в различных общественных     инициативах.

3.Исторические, культурные, природные памятники своего края.

4. Памятные исторические события нашей Родины,

традиции, обычаи, трудовые навыки населения своей местности.

5. О замечательных людях Бугуруслана.

6. Требования, предъявляемые к оформлению исследовательских работ.

Уметь:

1. Работать с источниками  информации, с научно- популярной литературой.

2. Самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме.

3. Логически выстраивать текстовой материал.

4. Проводить исследования, анализировать результаты исследований. 

  1. 5. Оформлять исследовательские работы в соответствии с требованиями.
  2. 6. Выступать с докладом.

7. Использовать краеведческий материал в образовательном процессе (на уроках истории , литературы ).

В результате прохождения программного материала  к концу 4 класса обучающиеся  должны

Знать:  

1.Творчество писателей и  поэтов Оренбургского края и г. Бугуруслана.

2. Произведения устного народного творчества, созданные или бытующие в местном крае.

3.Требования  к созданию постера.

Уметь:

1. Определять тему, главную мысль, основные проблемы художественного произведения, его род, жанр, сюжет, характеризовать героя.

2. Выделять эпизоды, то есть анализировать произведение.

3. Давать устные отзывы.

4. Определять авторскую позицию, уметь формулировать свою.

5. Работать с книгой и другими литературными источниками (выборка и конспектирование необходимых сведений по заданной теме).

6. Составлять аннотации к прочитанной книге.

7. Работать в музее (слушать и конспектировать беседу экскурсовода);  составлять заметку в газету.

8. Отбирать необходимые знания из большого объёма информации.

9. Решать самостоятельно творческие задания, усложняя их.

10. Создавать постеры, альбомы о земляках, фотоальбомы о природе родного края.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

Личностные    и    метапредметные  результаты

Результаты

Формируемые  умения

Средства формирования

          Личностные

самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического , нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего города, Оренбургской области, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;        

эстетические потребности, ценности и чувства;            

формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии;      

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

парно-групповой работы

                                       

                                        Метапредметные  результаты

Результаты

Формируемые  умения

Средства формирования

       Регулятивные

адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и

других людей по исправлению допущенных ошибок;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;              

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;       преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве .

    Познавательные

умения учиться: ставить и формулировать проблемы;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;        

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;

установление причинно-следственных связей.

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

Коммуникативные

ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

формулировать собственное мнение и позицию;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве .

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия. 

                              Формы  учета знаний, умений

    В процессе оценки достижения планируемых результатов и подведении  итогов реализации Программы (ежегодно в мае) будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (проекты, творческие работы, исследовательские  и проектные работы, выставки с художественно-прикладными и техническими работами, праздники).

   В конце каждой четверти и по итогам года проводятся церемонии награждения учащихся, которые предусматривают вручение похвальных грамот, дипломов, призов по нескольким номинациям, что позволяет отметить достижения каждого без исключения учащегося в той или иной области и является важным стимулирующим (мотивационным) фактором. Номинации, по которым будет осуществляться награждение в конце года, объявляются учащимся задолго до его окончания.

 Диагностика.

 Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной. Направления диагностики:

1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:

- общие сведения;

- способности;

- темперамент;

- самооценка;

- успешность в деятельности;

 - уровень воспитанности.

2. Изучение межличностных отношений:

- социометрия;

- социально-психологический климат в классе;

- общие сведения.

3. Формы диагностики:

- анкетирование;

- тестирование;

- наблюдение;

- беседы.

Диагностическое сопровождение внеурочной деятельности ребёнка предполагает изучение результативности формирования универсальных учебных действий.

Программу сопровождают  следующие методики:

Коммуникативные УУД

Методика

Цель

Кто прав?

(Г.А. Цукерман)

Выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника

Рукавички

(Г.А. Цукерман)

Выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества

Дорога к дому

Выявление уровня сформированности действий по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности

Регулятивные УУД

Методика

Цель

Выкладывание узора из кубиков

Выявление развития умения принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать свое действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и по процессу

Проба на внимание

(П.Я Гальперин,

С.Л. Кабыльницкая)

Выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля

Не решаемая задача         (Н.В. Витт)

Выявления уровня упорства в преодолении препятствий

Познавательные УУД

Методика

Цель

Диагностика универсального действия общего приема решения задач (по А.Р.Лурия, Л.С.Цветковой)

Выявление  сформированности  общего приема решения задач

Нахождение схем к задачам (А.Н. Рябинкина)

Определение умения выделять тип задачи и способ ее решения

Решение задач (А.З. Зак)

Выявление уровня развития аналитической операции, способности действовать в уме, в целом – уровень развития теоретического способа решения проблем

Оценка вербально-логического мышления

Выявление развития способности к обобщению и выделению существенных признаков

Личностные УУД

Методика

Цель

Кто я? (модификация методики М. Куна)

Выявление сформированности  Я- концепции и самоотношения.

Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи

Выявление уровня усвоения нормы взаимопомощи

Моральная дилемма (норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами)

Выявление уровня усвоения нормы взаимопомощи в условиях моральной дилеммы

Незавершенная сказка

Выявление развития познавательных интересов и инициативы, действия смыслообразования

             Критерии успешности нравственного образования.

        Результаты диагностических исследований нравственного роста личности школьников – положительная динамика роста позитивных отношений к нравственным ценностям.

       Результаты исследования формирования классных коллективов – рост суммы баллов активности и качества участия классных коллективов в общественной жизни.

      Рейтинговая оценка работы школы ее учащимися и их родителями - положительная динамика по годам.

     Уровень активности участия всех сторон образовательного процесса в самоуправлении школой – положительная динамика числа участников и их предложений по совершенствованию работы школы.

Содержание  программы внеурочной деятельности

«Юный краевед»

1 класс (33 часа)

«Семья вся вместе – и душа на месте»

Раздел 1. Я и моя семья (11 ч)

Знакомство учеников друг с другом, с интересами одноклассников и их   семьями. Раскрытие тайны имени и происхождение фамилии.

Знакомство с понятием «проект», «проблема», «гипотеза», «объет исследования», «источник информации». Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся.

Раздел 2. История моей семьи (9 ч.)

Герб моей семьи. Моя родословная. Игры моих бабушек и дедушек.

Семейные традиции.   Первые шаги в создании проекта.

Раздел 3. В мире интересных профессий (8 ч.)

Калейдоскоп профессий. Профессии родителей, бабушек, дедушек. Все профессии нужны, все профессии важны. Морально-этическая тема в произведении В. Маяковского  «Кем быть?». Вклад моей семьи в историю города, страны.  У моих родных золотые руки. Презентация семейных проектов.

Раздел 4. Культура общения (5 ч.)

 О культуре общения. Этикетные ситуации в рассказах Н.Носов,

В. Драгунского, В. Осеевой . Семейные правила общения.

Презентация группового проекта.

2 класс (34 часа).

«Мой край: природа и экология»

Раздел 1 . Наука экология ( 6 ч.)

Этот раздел  программы направлен на формирование начал экологической

 культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и

 неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание

 некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как

 живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых

 условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по

 мере возможности восстанавливающий ее богатства. Учащиеся знакомятся с

 понятием «тема», «этап» проекта. Итогом работы является  защита

 группового проекта «Экологические проблемы родного города».

Раздел 2. Молчаливые соседи ( 5 ч.)

В этом разделе программы дети знакомятся с животным миром родного края.

  Наблюдения, работа с дополнительной литературой, посещение

 краеведческого музея позволяют  узнать многие природные закономерности,

 взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную

 сферу. Учащиеся знакомятся с искусством делать сообщение. Итогом

 работы является защита группового проекта «Животный мир родного края».

Раздел 3. Пернатые друзья  (4 ч.)

Многие дети совсем не знают и не различают птиц, часто встречающихся в

 нашей местности. Поэтому в программу включен раздел "Пернатые друзья”.

 На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций,

 целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению

 стихов, рассказов, разгадыванию загадок.  На этих занятиях дети

 устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями

 "зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц

 зимой, трудности, которые они испытывают в это время. В плане проектной

 деятельности учащиеся учатся ставить цель и задачи будущей работы.

 Итогом работы является  защита семейного проекта «Столовая для

 пернатых».

Раздел 4 . Растительный мир   (5 ч.)

В данном разделе планируется познакомить детей с растениями родного

 края, с особенностями их роста и развития. Учащиеся, работая с

 дополнительной литературой, узнают о пользе и вреде некоторых растений.

Итогом работы будет создание сборника «Лекарственные травы Бугуруслана

 и Бугурусланского района».

Раздел 5. Мал золотник -да дорог (7 ч.)

Очень познавательными являются рассказы о жизни насекомых, их

 приспособленности к обитанию в природе. Дети узнают о полезных и

 ядовитых насекомых, об оказании первой помощи при укусах насекомых.

Дети знакомятся с насекомыми Оренбургского края, занесенными в Красную

 книгу. Итогом работы будет самостоятельный выбор учащимися темы

 творческого проекта и его защита.

Раздел 6. Человек – часть живой природы ( 4 ч. )

В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее

 значением в жизни человека и общества, а также с элементарными

 правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать лук в комнатных

 условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей, проводят

 самостоятельные наблюдения и сообщают о результатах исследования по

 теме «Влияние условий хранения на рост и развитие репчатого лука».

Раздел 7. Охрана природы (3 ч.)

В этом разделе дети знакомятся с понятием "Красная книга”, узнают о

 редких видах растительного и животного мира.

3 класс (34 часа).

«Бугуруслан- край родной»

Раздел 1. История города Бугуруслана (4 ч.)

Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Наш город на карте Оренбуржья. История возникновения Бугуруслана.

Помещичьи  имения Бугурусланского уезда. Родовое имение Аксаковых и его историческая судьба. История  Бугуруслана в гербах и топонимике. Знакомство с понятием «исследование», «исследователь». Формы и методы исследовательской деятельности.

Раздел 2. Улицы нашего города (8 ч.)

Улица Московская  – место, где находится наше учебное заведение. Самые известные улицы Бугуруслана.  Их именами названы улицы.  Знакомство с подвигами людей, в честь которых названы улицы г. Бугуруслана. История улицы, на которой я живу.

Отличие проекта от исследовательской работы.  Основы исследовательской деятельности. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование цели и задач исследования. Исследовательская работа «История города в названиях улиц.»

Раздел 3.  Памятные места  (4 ч.)

Памятные места нашего города. Самые известные памятники и монументы Бугуруслана. Правила работы с источниками информации, особенности чтения научно-познавательной литературы.

Раздел 4.  Традиции и обычаи жителей Бугуруслана (5 ч.)

Коренные жители нашего города. Национальная кухня. Руки, творящие красоту.  Символика домовой резьбы. Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы. Отбор и анализ литературы по теме. Составление рабочего плана исследования. Мини-конференция по итогам собственных исследований.

Раздел 5. Люди, прославившие город Бугуруслан (9 ч.)

«Летописец»  истории родного края. Ими гордится наш район. Вся жизнь игра. Гордое звание – учитель. Люди в белых халатах. Человек своего времени.

Почётный гражданин нашего города. Формы и методы исследовательской деятельности: работа с источниками информации. Выпуск сборника «Город в лицах»

Раздел 6. Обобщение (5 ч.)

Город: прошлое, настоящее, будущее. Творческий  проект «Город моей мечты». Праздник  «Мой край -мой дом родной».

4 класс (34 часа).

«Родной свой край люби и знай»

Раздел 1.  Фольклор Оренбургского края. (8 ч.)

Земля бугурусланская и русский фольклор. Связь местного фольклора с традициями УНТ России. Знакомство с произведениями фольклора (исторические песни, былины, народные сказки, героический эпос, песни, сказы и др.). Детские жанры устного народного творчества. Частушки. Особенности жанра частушки. Пословицы и поговорки. Определение пословицы как жанра народно -поэтического творчества. Сбор и анализ материала  по  теме  «Произведения устного народного творчества, созданные или бытующие в местном крае». Составление книжек-малышек со считалками, загадками, скороговорками, частушками, потешками.

Раздел 2.  Природа родного края в творчестве местных писателей.

Литературные сказки  (13 ч.)

Тема природы родного края в произведениях местных  писателей: С.Т. Аксакова, Н.Н. Карамзина, В. А. Бахревского.

Раздел 3. Бугурусланский край в творчестве юных поэтов ( 3 ч.)

Творчество юных поэтов нашего города.

Раздел 4. Поэты Бугуруслана (9 ч.)

Изображения красоты маленькой родины, нашего города, в произведениях местных поэтов: А. Шиперова, Л.Фирсовой, В.Шишкиной, Н. Бежиной,

 В.Н. Левановского. Создание буклета «Поэты нашего города» .

     

                           

Календарно - тематический  план

программы внеурочной деятельности «Юный краевед-исследователь».

1 класс.

«Семья вся вместе – и душа на месте»

Задачи:

познакомить с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности;

ознакомить с понятием «проблема», формировать умение видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон;

познакомить с понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать;

познакомить со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами;

воспитывать в детях уважение и любовь к семье;

Наименование разделов

и тем

Количест

во часов

Теорети-ческих

Практичес-

ких

Формы организации

деятельности учащихся

   Я и  моя семья

11

5

6

1

Мой дом – моя крепость

1

+

игра

2

Мои родные.

Что такое проект. 

1

+

фотовернисаж

3

Мое имя и фамилия

Что такое проблема.

1

+

исследовательская практика

4

Мое имя и фамилия

Постановка  проблемы. Определение объекта исследования

1

+

исследовательская практика

5

Досуг в моей семье

Как мы познаем мир.

1

+

беседа

6

Подвижные семейные игры

Учимся наблюдать.

1

+

сюжетно-ролевая игра

7

Папа, мама, я – читающая семья

Что такое гипотеза

1

+

викторина

8

Распределение обязанностей в семье

Учимся выдвигать гипотезу

1

+

беседа

9

Мои обязанности в семье

Удивительный вопрос.

1

+

беседа

10

Права и обязанности родителей и детей.

Учимся ставить вопросы для решения проблемы. 

1

+

круглый стол

11

Ты – родитель.

Повторение «Первые шаги в исследовании».

1

+

ролевая игра

История моей семьи

9

1

8

12

Герб моей семьи

Что такое источники информации.

1

+

конкурс рисунков

13

Моя родословная.

Работа с источниками информации.

1

+

беседа

14

Игры бабушек, дедушек

Учимся создавать проект

1

+

 тренинг

15

Игры бабушек, дедушек

Учимся создавать проект

1

+

исследовательская практика

16

Игры бабушек, дедушек

Учимся создавать проект

1

+

мониторинг

17

Моя семья. Семейные традиции.

Учимся создавать проект

1

+

 тренинг

18

Моя семья. Семейные традиции.

Учимся создавать проект

1

+

исследовательская практика

19

Моя семья. Семейные традиции.

Учимся создавать проект

1

+

мониторинг

20

Великая Отечественная война в истории моей семьи        .

Повторение «Проблема. Гипотеза. Источники информации.»

1

+

исследовательская практика

В мире интересных профессий

8

3

5

21

Проект «Калейдоскоп профессий».

Учимся презентовать проект

1

+

  устный журнал

22

Проект «Калейдоскоп профессий».

Учимся презентовать проект

1

+

мониторинг

23

Семейный проект  «Профессии моих родителей»

1

+

мониторинг

24

Семейный проект «Профессии моих бабушек и дедушек»

1

+

мониторинг

25

Морально-этическая тема в произведении    В. Маяковского        «Кем быть?»

Повторение «Школа почемучек»

1

+

этическая беседа

26

Все профессии нужны, все профессии важны.

Повторение «Постановка проблемы, выдвижение гипотезы»

1

+

беседа

27

Семейный проект «Вклад моей семьи в историю города, страны»

1

+

мониторинг

28

Семейный проект «У моих родных золотые руки»

1

+

выставка декоративно-прикладного искусства,

мониторинг

Культура общения

5

1

4

29

О культуре общения Повторение «Проблема. Объект исследования. Гипотеза.»

1

+

беседа

30

Групповой проект «Семейные правила общения»

Учимся презентовать групповой проект

1

+

 мониторинг

31

Этикетные ситуации в рассказах  Н.Носова,     В. Драгунского,            В. Осеевой.

Повторение «Удивительный вопрос»

1

+

этическая беседа

32

Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.

1

+

Фестиваль «Лучшие проектные работы- 2014»

33

Итоговое  занятие

«Семья вся вместе – и душа на месте»

1

+

праздник

2 класс.

«Мой край: природа и экология»

Задачи:

учить работать над проектом исследования:  самостоятельно выбирать тему

 проекта, определять её актуальность и ставить цель и задачи;

выделять главное и второстепенное в собранном материале;

определять этапы работы над проектом;

совершенствовать умения ставить  проблему исследования, выдвигать

 гипотезу;

способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез,

 сравнение),творческого воображения, познавательных возможностей детей;

вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний

 об окружающем мире;

формировать осознанное правильное отношение к объектам природы,

 находящимся рядом;

воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость

 рационально относиться к компонентам неживой природы.

Наименование разделов

и тем

Количест

во часов

Теорети-ческих

Практи-ческих

Формы организации

деятельности учащихся

  Наука экология.

6

3

3

1

Вводное занятие. Почему мы часто слышим  слово «Экология»?

 Работа с источниками информации.                                                               

Путешествие в природу.

1

+

заочное путешествие

2

Природа и искусство.

Постановка проблемы.

Определение объекта исследования

1

+

  беседа

3

Отношение человека к природе. Экологическая безопасность.

Учимся ставить проблему, определять объект исследования, выдвигать гипотезу

1

+

беседа

4

Экологическая обстановка в родном городе.

Знакомство с понятием «тема», «этап» проекта.

Выделение этапов работы над проектом.

1

+

исследовательская практика

5

Групповая работа над проектом «Экологические проблемы  моего города»

1

+

исследовательская практика

6

Искусство делать сообщение.

Защита группового проекта«Экологические проблемы  моего города»

1

+

мониторинг

Молчаливые соседи

5

2

3

7

Знакомство с понятием «актуальность»

 Интеллектуально-познавательная игра «Животный мир родного края».

1

+

 интеллектуально-познавательная игра

8

Актуальная  тема проекта.

Выделяем главное и второстепенное.

Животный мир родного края.

1

+

беседа

9

Искусство задавать вопросы.

Посещение краеведческого музея.

1

+

экскурсия в краеведческий музей

10

Постановка и решение проблемы.

Групповая работа над проектом.

1

+

исследовательская практика

11

Искусство делать сообщение.

Защита группового проекта «Животный мир родного края»

1

+

мониторинг

Пернатые друзья

4

2

2

12

Знакомство с понятием «цель проекта»

Викторина «Мы – друзья птиц». Перелетные  и осёдлые птицы родного края.

1

+

викторина

13

Знакомство с понятием «задачи проекта»

  Прогулка в парк.

Экологическая акция «Поможем птицам!»

1

+

экскурсия

14

Художественное слово о птицах.

Знакомство с понятием  «продукт проекта», «макет», «поделка»

1

+

беседа

15

Защита семейного проекта «Столовая для пернатых»

1

+

мониторинг

Растительный мир

5

2

3

16

Экспресс-исследование

Экскурсия в парк

1

+

экскурсия

17

Мини-семинар по итогам экскурсии.

Растительный мир родного края.

1

+

мониторинг

18

Зелёный мир вокруг нас

1

+

интеллектуально-познавательная игра

19

Растения – сорняки и вредители здоровья человека.

1

+

сообщения учащихся

20

Зелёная аптека Бугуруслана и Бугурусланского района.  

Сбор материала и  создание сборника  «Лекарственные травы Бугуруслана и Бугурусланского района».

1

+

исследовательская практика

«Мал золотник – да дорог»

7

2

5

21

Насекомые Бугуруслана и  Бугурусланского района.

Насекомые – помощники и вредители

1

+

сообщения учащихся

22

Ядовитые насекомые. Первая помощь при травмах, нанесённых насекомыми.

1

+

беседа

23

Охрана полезных насекомых. Борьба с вредителями.

Создание экознаков

1

+

мониторинг

24

Игра-викторина  «Кто важнее?»

1

+

интеллектуально-познавательная игра

25

Как выбрать тему собственного проекта.

Работа над проектом: тема, актуальность, гипотеза, цель, задачи, этапы работы.

1

+

тренинг

26

Представление собственного проекта.

1

+

мониторинг

27

Представление собственного проекта.

1

+

мониторинг

Человек – часть живой природы

4

1

3

28

Люди разные нужны, люди всякие важны.

1

+

сообщения

29

Выращивание лука в домашних условиях.

Знакомство с наблюдением как методом исследования.

1

+

исследовательская практика

30

Сбор материалов и информации для коллективной  исследовательской работы «Влияние условий хранения на рост и развитие репчатого лука»

1

+

исследовательская практика

31

Сообщение о результатах исследования по теме «Влияние условий хранения на рост и развитие репчатого лука»

1

+

мониторинг

Охрана природы.

3

1

2

32

Красная книга – важная книга. Охраняемые животные и растения нашего края.

1

+

беседа

33

Создание проекта

«Человек! Будь природе другом!»

1

+

мониторинг

34

Итоговое занятие

Праздник друзей природы

1

+

сюжетно-ролевая игра патриотического содержания

3 класс.

«Бугуруслан- город родной»

Задачи:

формировать представления о специфике города, об истории города;

приобщать детей к насущным заботам жителей города, к участию в

 различных общественных инициативах;

воспитывать гордость званием «бугурусланец», любовь к своему городу,

 уважение к его истории и жителям.

Наименование разделов

и тем

Количество часов

Теорети-ческих

Практи-ческих

Формы организации

деятельности учащихся

История города Бугуруслана.

5

4

1

1

Введение. Краеведение- наука о родном крае.

1

+

беседа

2

Наш город на карте Оренбуржья. Наши соседи.

1

+

беседа

3

История возникновения Бугуруслана.

Что такое исследование? Кто такие исследователи?

1

+

беседа

4

Помещичьи имения Бугурусланского уезда. Родовое имение Аксаковых и его историческая судьба.

Экскурсия в родовое имение Аксаковых.

Что можно исследовать? 

1

+

экскурсия

5

История  Бугуруслана в гербах и топонимике

Формы и методы исследовательской деятельности: беседы со взрослыми, наблюдения, опыты

1

+

устный журнал

Улицы нашего города

8

4

4

6

Улица Московская  – место, где находится наше учебное заведение.

Формы и методы исследовательской деятельности: работа с источниками информации

1

+

беседа

7

Самые известные улицы Бугуруслана.

Работа с основными источниками  информации

1

+

беседа

8

Их именами названы улицы. Знакомство с подвигами людей, в честь которых названы улицы г. Бугуруслана.

Работа с основными источниками  информации

1

+

устный журнал

9

История улицы, на которой я живу.

Работа с основными источниками  информации

1

+

сообщение

10

Отличие проекта от исследовательской работы.

Подготовка  исследовательской работы в виде доклада «История города в названиях улиц.»

1

+

тренинг

11

Основы исследовательской деятельности. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование цели и задач исследования.

1

+

тренинг

12

Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.

1

+

тренинг

13

Защита исследовательской работы «История города в названиях улиц.»

+

мониторинг

      Памятные места

4

2

2

14

Памятные места нашего города.

1

+

заочное путешествие

15

Самые известные памятники и монументы Бугуруслана.

1

+

беседа

16

Экскурсия в библиотеку: правила работы с источниками информации, особенности чтения научно-познавательной литературы.

1

+

экскурсия

17

Семинар по итогам экскурсии.

1

+

мониторинг

Традиции и обычаи жителей Бугуруслана

5

1

4

18

Коренные жители нашего города (национальный состав, обычаи, традиции)

1

+

сообщения учащихся

19

Национальная кухня

1

+

презентация блюд национальной кухни

20

Руки, творящие красоту. Символика домовой резьбы.

1

+

выставка декоративно-прикладного искусства

21

Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы. Отбор и анализ литературы по теме. Составление рабочего плана исследования.

1

+

исследовательская практика

22

Мини-конференция по итогам собственных исследований.

1

+

мониторинг

Люди, прославившие город Бугуруслан

9

8

1

23

Летописец истории родного края.

Формы и методы исследовательской деятельности: работа с источниками информации

1

+

сообщения учащихся

24

Им гордится наш район.

Формы и методы исследовательской деятельности: работа с источниками информации

1

+

сообщения учащихся

25

Вся жизнь игра.
Формы и методы исследовательской деятельности: работа с источниками информации

1

+

сообщения учащихся

26

Гордое звание – учитель.

Формы и методы исследовательской деятельности: работа с источниками информации 

Гордость нашей школы. Сбор материала об учителях работающих в нашей школе. Оформление папки.

1

+

сообщения учащихся

27

Люди в белых халатах.

Формы и методы исследовательской деятельности: работа с источниками информации 

Известные врачи нашего района. Сбор материала о врачах и медсёстрах работающих в районной больнице.

1

+

сообщения учащихся

28

Человек своего времени.

Формы и методы исследовательской деятельности: работа с источниками информации

1

+

сообщения учащихся

29

Почётный гражданин нашего города

1

+

сообщения учащихся

30

Выпуск сборника «Город в лицах»

1

+

мониторинг

Обобщение

4

1

3

31

Город: прошлое, настоящее, будущее.

Брейн-ринг «Мой город»

1

+

интеллектуально-познавательная игра

32

Работа над творческим  проектом «Город моей мечты»

1

+

исследовательская практика

32

Защита  творческого проекта «Город моей мечты»

1

+

мониторинг

33

Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.

1

+

беседа

34

Итоговое занятие

Мой край -мой дом родной.

1

+

праздник

4 класс.

«Родной свой край люби и знай»

Задачи:

воспитывать любовь к родному краю;

изучить творчество писателей и поэтов Оренбургской области;

познакомить с талантливыми людьми родного края;

развивать у учащихся дар слова, культуру речи, общения, исполнения;

оказывать учащимся постоянную помощь в организации и проведении

 исследовательской работы по изучению литературы Бугурусланского края;

формировать у учащихся понимания важности изучения литературных

 произведений, связанных с Оренбургской землёй, гордости за тот вклад, что

 внесли поэты и писатели нашего края или писавшие о нём, во всю нашу

 национальную литературу и культуру.

Наименование разделов

и тем

Количетво часов

Теорети-ческих

Практи-ческих

Формы организации

деятельности учащихся

1

Введение.    

Знакомство с предметом  «Литературное краеведение»

1

+

 беседа

Фольклор Оренбургского края.

8

6

2

2

Земля бугурусланская и русский фольклор. Связь местного фольклора с традициями УНТ России.

1

+

эвристическая беседа

3

Знакомство с произведениями фольклора (исторические песни, былины, народные сказки, героический эпос, песни, сказы и др.)

1

+

сообщения учащихся

4

Детские жанры устного народного творчества.

1

+

сообщения

5

Частушки. Особенности жанра частушки.

1

+

сообщения

6

Пословицы и поговорки. Определение пословицы как жанра народно-поэтического творчества.

1

+

сообщения

7

Сбор и анализ материала  по  теме  «Произведения устного народного творчества, созданные или бытующие в местном крае».

1

+

исследовательская практика

8

Мини-конференция по итогам собственных исследований. Составление альбома «Наш край в устном народном творчестве».

1

+

мониторинг

9

Творческая мастерская

       «Проба пера»

Составление книжек-малышек со считалками, загадками, скороговорками, частушками, потешками.

1

+

коллективное творческое дело

Природа родного края в творчестве местных писателей.

Литературные сказки

13

10

3

10

«Обильный край благословенный. Хранилище земных богатств!..»Изучение жизни и творчества С.Аксакова

1

+

заочная экскурсия с представлением учебной презентации.

11

Сбор материала об истории создания сказки   С.Т.Аксакова «Аленький цветочек».

(Сказка ключницы Пелагеи)

1

+

исследовательская практика

12

Тема природы родного края в произведениях местных  писателей.

С.Т.Аксаков «Аленький цветочек».

1

+

просмотр и обсуждение видеофильма

13

С.Т.Аксаков «Записки об уженье рыбы»

1

+

беседа

14

С.Т.Аксаков «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии. Болотная дичь»

1

+

беседа

15

С.Т.Аксаков «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии. Водяная, или водоплавающая , дичь»

1

+

беседа

16

С.Т.Аксаков «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии. Дичь степная, или полевая.»

1

+

беседа

17

С.Т.Аксаков «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии. Дичь лесная.»

1

+

беседа

18

С.Т.Аксаков «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах. Мелкие охотничьи рассказы.»

1

+

беседа

19

Н.Н.Карамзин

«Дедушка-Буран, бабушка-Пурга.»

1

+

беседа

20

В. А. Бахревский

«Как солнышко будили».

1

+

беседа

21

Творческая мастерская «Проба пера».

«Сказки о родном крае»        

                или

«Первые зарисовки о

природе родного края»

1

+

творческая

мастерская

22

 Проект

«Природа родного края».                Создание фотоальбома.

1

+

мониторинг

Бугурусланский край в творчестве юных поэтов

3

2

1

23

Знакомство с творчеством юных поэтов нашего города.

1

+

исследовательская практика

24

Постер. Требования к созданию постера.

1

+

тренинг

25

Создание постера по теме «Творчество юных поэтов  г. Бугуруслана»

1

+

мониторинг

 Поэты Бугуруслана

9

6

3

26

Изображения красоты маленькой родины, нашего города, в произведениях местных поэтов.

1

+

беседа

27

Тема  «Времена года» в творчестве местных поэтов.

1

+

круглый стол

28

Изображение государственных символов города в произведениях А.Шиперова.

1

+

беседа

29

Воспитание гордости и любви к своему краю через произведения Л.Фирсовой, В.Шишкиной, Н.Бежиной.

1

+

беседа

30

В.Н. Левановский.

Детский писатель.

1

+

беседа

31

Создание буклета

 «Поэты нашего города» 

1

+

мониторинг

32

Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы. Отбор и анализ литературы по теме. Составление рабочего плана исследования.

1

+

исследовательская практика

33

Мини-конференция по итогам собственных исследований.

1

+

мониторинг

34

Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.

1

+

беседа

Список литературы.

1. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников:  пособие для учителей общеобразовательных учреждений/М.: Просвещение, 2011.142 с.

2.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности        гражданина России - М.: Просвещение, 2011. 25 с.    

4.   Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования/ сост. Данилюк А.Я.Логинова А.А- М.: Просвещение, 2012. 32 с.     

5. Проектные задачи в навальной школе: пособие для учителя / [А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.] ; под ред. А.Б. Воронцова.-М.: Просвещение, 2011.-176с.

6. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008

7.Зубова О.А.  «Исследовательская работа в начальной школе»/ ст. в газете «Первое сентября»

8.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2008.

9.Семёнова Н.А.   Методы и формы обучения: Учитель – ученик. Исследовательская деятельность учащихся. //Начальная школа.- 2006.

10.Смирнова С.В. Программа кружка эколого-географического направления "Юный исследователь"/ ст. в газете «Первое сентября»

11.Черемисина  В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный краевед» 1 – 4 класс

Россия, Родина, Клинский район, Клин… Какие дорогие и близкие с детства слова. Как научить подрастающее поколение любить свою «большую» и «малую» Родину, воспитать желание беречь и приумножать лучшие ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Юный краевед»

Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юные краеведы"

Курс внеурочной деятельности краеведческой направленности расчитан для обучающихся начального общего образования....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный краевед"- 2 класс.

Рабочая программа предназначена для учащихся 2 класса. На кружке "Юный краевед" учащиеся узнают об истории Воронежского края, о достопримечательностях, об известных людях, о защитниках Отече...

Программа по внеурочной деятельности " Юный краевед"

Программа по внеурочной деятельности " Юный краевед" .(Я познаю свой город, свою страну)...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юные краеведы" 2 класс

Рабочая программа курса  «Юные краеведы: мир культуры» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта второго поколения НОО,концепции преподавания уч...