Программа по внеурочной деятельности "Юный краевед"
рабочая программа
Программа по краеведческому материалу Курганской области
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yunyy_kraeved.doc | 186.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка внеурочной деятельности
научно-познавательного направления
«Юный краевед»
1-4 классы
Составитель: Е.Н.Болонкина
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Краеведческая работа оказывает значительное влияние на воспитание патриотических чувств обучающихся, на их духовно-нравственное развитие, на расширение и обогащение кругозора, а также интеллектуального и творческого потенциала младших школьников.
Изучение родного края является актуальной темой в процессе внеурочной деятельности на современном этапе образования, т.к. история нашего края богата событиями, именами замечательных людей, вошедших в историю не только Зауралья, но и всей страны.
В ФГОС НОО обращается внимание на освоение обучающимися основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм поведения в природной и социальной среде, доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
Данная образовательная программа разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373);
- Основной образовательной программой МБОУ г. Кургана «Прогимназия №63»
Программа факультативного курса «Юный краевед» служит решению образовательных и воспитательных задач современной школы на основе изучения истории и культуры родного края.
Данная образовательная программа призвана обогатить знания обучающихся об историческом прошлом родного края, культурных традициях и обычаях населения своей малой родины, о природе и природных богатствах родного края.
Цель внеурочной деятельности - формирование мотивации личности младшего школьника к познанию культурно-исторического прошлого родного края.
Задачи:
- Развивать познавательный интерес к истории города Кургана и Курганской области.
- Развивать мотивацию к изучению традиций и обычаев родного края.
- Формировать активную гражданскую позицию по отношению к природе своей малой родины.
- Развивать ответственность за культурно-исторические и природные памятники родного края.
Реализация программы осуществляется через организацию факультатива «Юный краевед». Программа предполагает проведение как теоретических, так и практических занятий с обучающимися 1 – 4 классов. Занятия организуются во внеурочное время.
Режим занятий предполагает:
- занятий в неделю - 1 час
- продолжительность занятий 35 минут (1 класс)
- продолжительность занятий 40 минут (2 – 4 класс)
Количество часов по предмету в учебном плане:
- всего занятий за курс обучения – 135 часов
- занятий за год - 33 часа (1 класс)
- занятий в год – 34 часа (2 – 4 класс)
- для каждого года обучения предусматривается определенное количество
аудиторных и внеаудиторных занятий (см. учебный план).
Возраст обучающихся 7-10 лет. Набор детей в группу происходит на общих основаниях. Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся начальной школы, в программе предусмотрены разнообразные формы занятий с детьми: занятия в классе (с частым использование групповой и парной работы), прогулки по городу, экскурсии в музей, экскурсии к памятникам природы, поездки по историческим местам, игровая деятельность, проектная деятельность (мини-проекты, групповые проекты, итоговые проекты).
Образовательная программа предполагает применение следующих методов и форм работы с младшими школьниками: социально-моделирующие игры, анкетирование, познавательные беседы, викторины, ролевые игры, экскурсии и прогулки, проектная деятельность, конференция по защите проектов, выставки.
Содержание данной программы внеурочной деятельности тесно связано с содержанием таких учебных предметов как окружающий мир, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство и технология (труд).
Формы организации деятельности
-Коллективная;
- парная,
-групповая
-индивидуальная
Формы проведения занятий
- экскурсии
-посещение музеев
-беседы;
-викторины
-обсуждения
-интервьюирование
-конкурсы,
-ролевые игры,
-коллективно-творческие дела
-социальные акции
-выставки рисунков и фотографий
-просмотр видеоматериалов
-библиотечные часы
Место проведения занятий
-прогимназия
-музеи
-учреждения дополнительного образования
-библиотека
-предприятия города
Совместная работа образовательного учреждения с семьей и социумом
Цель – создание необходимых условий для полноценного формирования мотивации личности младшего школьника к познанию культурно-исторического прошлого родного края.
Задачи:
- Привлекать родителей к сотрудничеству в краеведческой деятельности через участие в прогулках, экскурсиях, поездках, проектах и выставках.
- Привлекать работников учреждений и предприятий (к сотрудничеству при проведении занятий и экскурсий.
Содержание:
- Обмен ресурсами и кооперация ресурсов – материально-технические (площадки для проведения занятий), кадровые (библиотекарь, экскурсовод, работник центра культуры).
- Разработка и осуществление совместных проектов (поездка к памятнику природы, к памятным местам Курганской области, организация выставки «Бабушкин сундучок», конференция по защите проектов «Обычаи и традиции моей семьи»).
Организационные формы партнерства (временный творческий коллектив).
Планируемые результаты
Планируемые воспитательные результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности» представляют собой три уровня.
Результаты первого уровня - приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни
Результаты второго уровня - формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.
Результаты третьего уровня – приобретение опыта самостоятельного социального действия.
Результаты первого уровня:
- представления о культурных традициях и обычаях своей семьи;
- знакомство с историей, традициями и выпускниками своей школы;
- получение знаний о родословном древе семьи;
- получение первоначальных представлений об истории родного края.
Результаты второго уровня:
- первоначальный опыт сообщения о том, что ученик увидел во время прогулки по улицам города, во время экскурсии к историческим и памятным местам города;
- формирование ценностных отношений к историческому прошлому родного города, его символам;
- уважительное отношение к близким людям и другим жителям малой родины;
- позитивное отношение к обычаям и традициям жителей Курганской области;
- бережное и заботливое отношение к природе родного края, его богатствам, памятным местам.
Результаты третьего уровня:
- умение самостоятельно готовить небольшие сообщения на заданную тему;
- опыт групповой творческой деятельности при работе над проектами;
- экологически грамотное поведение при совершении экскурсии, прогулки, поездки, связанных с посещением объектов природы;
- личная ответственность за свои поступки в окружающей социальной среде, в природе, в общественном месте;
- опыт природосберегающей и природоохранной деятельности;
- опыт общения с окружающими людьми разных поколений;
- опыт совместной деятельности с другими людьми в группе.
Учебный план
1 класс
№ | Наименование разделов | Общее количество часов | Аудитор- ных | Внеауди- торных |
1 | Введение | 1 | 1 | |
2 | Моя школа | 6 | 5 | 1 |
3 | Моя семья | 7 | 7 | |
4 | Дом, где я живу | 4 | 4 | |
5 | Микрорайон, в котором я живу | 4 | 1 | 3 |
6 | Город, в котором я живу | 6 | 4 | 2 |
7 | Символика моего города | 4 | 4 | |
8 | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
Всего | 33 | 27 | 6 |
2 класс
№ | Наименование разделов | Общее количество часов | Аудитор- ных | Внеауди- торных |
1 | Введение | 1 | 1 | |
2 | Город Курган на карте нашей Родины | 3 | 3 | |
3 | Природа Кургана | 6 | 4 | 2 |
4 | Климат Кургана | 3 | 2 | 1 |
5 | Промышленность Кургана | 5 | 4 | 1 |
6 | Знаменитые люди Кургана | 5 | 4 | 1 |
7 | Традиции и обычаи жителей нашего города | 6 | 5 | 1 |
8 | Наш город во время Великой Отечественной войны | 4 | 3 | 1 |
9 | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
Всего | 34 | 27 | 7 |
3 класс
№ | Наименование разделов
| Общее количество часов | Аудитор- ных | Внеауди- торных |
1 | Введение. Города Курганской области. | 1 | 1 | |
2 | Город Шадринск | 7 | 6 | 1 |
3 | Город Шумиха | 5 | 4 | 1 |
4 | Город Куртамыш | 7 | 6 | 1 |
5 | Город Катайск | 6 | 5 | 1 |
6 | Город Далматово | 7 | 6 | 1 |
7 | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
34 | 29 | 5 |
4 класс
№ | Наименование разделов | Общее количество часов | Аудитор- ных | Внеауди- торных |
1 | Введение. Города Курганской области. | 1 | 1 | |
2 | Город Петухово | 6 | 5 | 1 |
3 | Город Макушино | 5 | 4 | 1 |
4 | Город Щучье | 5 | 4 | 1 |
5 | Районы Курганской области. | 16 | 16 | |
6 | Итоговое занятие | 1 | 1 |
Содержание программы
1 класс (33 часа)
1. Введение (1 час)
Знакомство с предметом «Краеведение». Введение данного понятия.
2. Моя школа (6 часов)
История нашей школы. Экскурсия по школе для ознакомления с ее строением и работниками.
Учителя нашей школы.
Традиции нашей школы.
Праздники нашей школы.
Выпускники школы. Встреча с выпускниками школы.
Школа будущего моими глазами.
3. Моя семья (7 часов)
Я и мое имя.
Мои родители. Профессии моих родителей.
Мои бабушка и дедушка. Кем работали бабушка и дедушка.
Кто еще есть в моей семье. Рисунок «семейный портрет».
Что такое «родословное древо». Мини-проект альбом «Мое родословное древо» (представление работ, выполненных совместно с родителями).
Традиции моей семьи.
Выставка «Вместе с мамой, вместе с папой» (представление творческих работ из различных материалов, выполненных детьми совместно с родителями).
4. Дом, где я живу (5 часов)
Моя улица.
Мой домашний адрес. Безопасный маршрут от дома до школы.
Бережное отношение к своему дому, двору, уважение к людям, которые в нем проживают. Правила взаимоотношений с соседями.
Рисунок «Дом, в котором я живу».
- Микрорайон, в котором я живу (4часа)
История создания бульвара Солнечный.
Экскурсия по б. Солнечный, достопримечательности.
Природа б.Солнечный.
Творческая работа «Набережная реки Тобол»
6.Город, в котором я живу (6 часов)
Происхождение названия города Кургана, история возникновения города Кургана.
Главные улицы нашего города.
Библиотечный час «Откуда появились названия улиц нашего города»
Центральная площадь – место нахождения, название, достопримечательности.
Экскурсия в краеведческий музей «Славный город Курган».
Выставка рисунков «Мой родной город – город Курган»
7. Символика города Курган (4 часа)
Что такое геральдика.
Основные символы и знаки в геральдике.
Герб города Кургана: история создания, современный вид.
Творческая работа «Герб нашего класса» (создание герба класса).
- Итоговое занятие (1 час)
Игровая конкурсная программа «Я и моя семья»
2 класс (34 часа)
- Введение (1 час)
Актуализация знаний по краеведению. Ознакомление с планом работы на учебный год в виде игры-путешествия.
2. Город Курган на карте нашей Родины (3 часа)
Географическое положение города Кургана на физической карте Курганской области.
Карта Курганской области.
Население города Кургана
3. Природа Кургана (6 часов)
Растительный мир Кургана.
Животный мир Кургана.
Экскурсии в садово-парковые зоны города.
Экскурсия в краеведческий музей.
Животные и растения нашего города, занесенные в Красную книгу
Экологический проект «Мое дерево» (разработка проекта по охране и сбережению дерева, выбранного учащимся из ближайшего природного окружения – двор, аллея, парк, сад и т.д.).
4. Климат Кургана (3 часа)
Климатическая зона, в которой расположен Курган. Господствующие ветры на территории Кургана. Ведение дневника наблюдений за погодой.
Температурные значения в разные сезоны. Виды осадков, преобладающих в Кургане.
Знакомство с многолетними наблюдениями за погодой жителей Курганской области (по материалам библиотеки, газеты). Экскурсия в библиотеку.
- Промышленность нашего города Кургана. ( 5 часов)
Промышленные предприятия Кургана.
История возникновения основных промышленных предприятий Кургана.
Экскурсия по ознакомлению с деятельностью промышленного предприятия. Завод
КМЗ.
Виртуальная экскурсия по ознакомлению с деятельностью промышленных
предприятий.
Встречи с ветеранами и передовиками производства.
6. Знаменитые люди Кургана (5 часов)
Знаменитые жители города, которые внесли значительный вклад в развитие в сфере искусства.
Знаменитые жители города, которые внесли значительный вклад в развитие в сфере литературы, образования.
Знаменитые жители города, которые внесли значительный вклад в развитие в сфере спорта.
Экскурсия в музей города для ознакомления со знаменитостями города Кургана в разных сферах деятельности.
Посещение творческих выставок знаменитых жителей Кургана.
7. Традиции и обычаи жителей нашего города(6 часов)
Экскурсия в музей истории города Кургана.
Народные традиции, обычаи, праздники города Кургана.
Народные промыслы Кургана.
Мастер-класс по изготовлению сувенира.
Праздники и обычаи моей семьи. Выставка «Бабушкин сундучок»
Краткие сообщения «Знаете ли вы, что в нашем городе…».
8. Наш город во время Великой Отечественной войны (4 часа)
Герои Кургана. Труженики тыла Кургана.
Экскурсия в краеведческий музей «Курганцы во время ВОВ».
Мини-проект «Я расскажу вам о герое» (представление рассказа, иллюстрированного фотографиями, видеороликами, статьей из газеты о герое ВОВ или труженике тыла).
Экскурсия к мемориалам и памятникам героям ВОВ.
6. Итоговое занятие (1 час)
Обобщение и систематизация знаний обучающихся. Игра-викторина «История моего города».
3 класс (34 часа)
1. Введение (1 час)
Знакомство с городами Курганской области.
- Город Шадринск (7 часов)
Расположение, природные зоны, полезные ископаемые. История возникновения города. Реки и озера. Флора и фауна. Производство. Памятники культуры и истории. Знаменитые люди. Знаете ли вы, что…
- Город Шумиха (5 часов)
Расположение, природные зоны, полезные ископаемые. История возникновения города. Реки и озера. Флора и фауна. Производство. Памятники культуры и истории. Знаменитые люди. Знаете ли вы, что…
- Город Куртамыш (7 часов)
Расположение, природные зоны, полезные ископаемые. История возникновения города. Реки и озера. Флора и фауна. Производство. Памятники культуры и истории. Знаменитые люди. Знаете ли вы, что…
- Город Катайск (6 часов)
Расположение, природные зоны, полезные ископаемые. История возникновения города. Реки и озера. Флора и фауна. Производство. Памятники культуры и истории. Знаменитые люди. Знаете ли вы, что…
- Город Далматово (7 часов)
Расположение, природные зоны, полезные ископаемые. История возникновения города. Реки и озера. Флора и фауна. Производство. Памятники культуры и истории. Знаменитые люди. Знаете ли вы, что…
- Итоговое занятие (1 час)
Игра-викторина «Мой край родной».
4 класс (34 часа)
1. Введение (1 час)
Знакомство с городами Курганской области.
- Город Петухово (6 часов)
Расположение, природные зоны, полезные ископаемые. История возникновения города. Реки и озера. Флора и фауна. Производство. Памятники культуры и истории. Знаменитые люди. Знаете ли вы, что…
- Город Макушино (5 часов)
Расположение, природные зоны, полезные ископаемые. История возникновения города. Реки и озера. Флора и фауна. Производство. Памятники культуры и истории. Знаменитые люди. Знаете ли вы, что…
- Город Щучье (5 часов)
Расположение, природные зоны, полезные ископаемые. История возникновения города. Реки и озера. Флора и фауна. Производство. Памятники культуры и истории. Знаменитые люди. Знаете ли вы, что…
- Районы Курганской области (16 часов)
Звериноголовский район, Кетовский район, Белозерский район, Мишкинский район, Юргамышский район, Каргапольский район, Альменевский район, Варгашинский район, Лебяжьевский район, Мокроусовский район, Половинский район, Притобольный район, Сафакулевский район, Целинный район, Частоозерский район, Шатровский район.
- Итоговое занятие (1 час)
Представление проектов (групповых, индивидуальных) по изученному материалу.
Система отслеживания оценивания результатов внеурочной деятельности
Текущий контроль по усвоению содержания данной программы учитель осуществляет каждое занятие. Для этого можно использовать следующие методы контроля:
- наблюдение;
- устный опрос;
- беседа;
- рисунки учащихся;
- сообщения по материалам экскурсии, прогулки, поездки;
- работа над мини-проектами;
- тесты, викторины
Представление результатов внеурочной деятельности
Результаты внеурочной деятельности обучающихся могут быть представлены в следующей форме:
- организация выставок (в классе, совместно с родителями, с другими людьми, участвующими в работе с детьми);
- мини-проекты, групповые проекты и их защита;
- конкурсы фотографий, рисунков, викторины;
- рассказы, сообщения, репортажи;
- творческие работы;
- фоторепортажи, фотоальбомы;
- выполнение практических работ;
- устный журнал;
- защита проектов.
ЛИТЕРАТУРА
Нормативные документы:
- Планируемые результаты начального общего образования/под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2009. – 120 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010.
Список литературы для педагога:
- Годы дерзаний и свершений/ред. Ф.Д. Устюжанин [и др.]. – Курган, 2004.
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников Методический конструктор. - М.: Просвещение, 2010.
- Зайцева Л.Ю. почему именно так называются наши села и деревни? (Топонимия Курганской области): методическое пособие/ Л.Ю. Зайцева, Ю.Н. Огунев. – Курган, 2001.
- Евсеев А.В. Край родной/А.В. Евсеев. – Екатеринбург, 2010.
- Народные праздники Зауралья: в 2 кн./автор-составитель Л.А. Саверский. – Куртамыш, 2008.
- Науменко Н.И. Особо охраняемые природные территории Курганской области/ Н.И. Науменко, А.В. Зырянов, Н.А. Огнева: справочно-методическое пособие. – Курган, 2001.
- Постовалова У.Г. Учителями славится Зауралье/ У.Г. Постовалова: сборник рассказов. – Курган, 1993.
- fzior.edu.ru
- www.priroda.Kurganobl.ru
- www.kurganobl.ru
- http://nsportal.ru/nachalnaja-shkola
- school-collection.edu.ru
Список литературы для обучающихся:
- Азбука экологии/ О.Г. Завьялова, Н.И. Науменко, Н.П. Несговорова, Л.П. Салеева. – Курган: Парус-М, 1996.
- География Курганской области: учебное пособие для средней школы/сост. О.Г. Завьялова, Г.П. Устюжанин. - Курган, 1993.
- История земли Курганской. Ч.ІІІ. 1917-1998: Учеб. пособие по истории родного края для средних общеобразоват. учреждений/Научный редактор И.Е. Плотников. Курган: Зауралье, 2001.- 144 с.
- Науменко Н.И. Редкие и исчезающие растения лесостепного Зауралья: справочное пособие/ Н.И. Науменко. – Курган, 1994.
Календарно-тематическое планирование
4 класс (34 часа)
№ п/п | Дата | Тема | Примечание | |
план | факт | |||
1. Введение (1 час) | ||||
Знакомство с городами Курганской области. | ||||
Город Петухово (6 часов) | ||||
Расположение, природные зоны, полезные ископаемые. | ||||
История возникновения города. | ||||
Реки и озера. Флора и фауна. | ||||
Производство. | ||||
Памятники культуры и истории. | ||||
Знаменитые люди. Знаете ли вы, что… | ||||
Город Макушино (5 часов) | ||||
Расположение, природные зоны, полезные ископаемые. | ||||
История возникновения города. | ||||
Реки и озера. Флора и фауна. | ||||
Производство. Памятники культуры и истории. | ||||
Знаменитые люди. Знаете ли вы, что… | ||||
Город Щучье (5 часов) | ||||
Расположение, природные зоны, полезные ископаемые. | ||||
История возникновения города. | ||||
Реки и озера. Флора и фауна. | ||||
Производство. Памятники культуры и истории. | ||||
Знаменитые люди. Знаете ли вы, что… | ||||
Районы Курганской области (16 часов) | ||||
Звериноголовский район | ||||
Кетовский район | ||||
Белозерский район | ||||
Мишкинский район | ||||
Юргамышский район | ||||
Каргапольский район | ||||
Альменевский район | ||||
Варгашинский район | ||||
Лебяжьевский район | ||||
Мокроусовский район | ||||
Половинский район | ||||
Притобольный район | ||||
Сафакулевский район | ||||
Целинный район | ||||
Частоозерский район | ||||
Шатровский район | ||||
Итоговое занятие (1 час) | ||||
Представление проектов (групповых, индивидуальных) по изученному материалу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Краеведы"
Программа внеурочной деятельности направлена на реализацию социального и духовно-нравственного направления...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный краевед» 1 – 4 класс
Россия, Родина, Клинский район, Клин… Какие дорогие и близкие с детства слова. Как научить подрастающее поколение любить свою «большую» и «малую» Родину, воспитать желание беречь и приумножать лучшие ...
Программа по внеурочной деятельности Юный краевед- исследователь 1- 4 класс. Социальное направление
Программа «Юный краевед- исследователь» направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы ...
Программа по внеурочной деятельности "Юный турист - краевед"
Программа может быть использована для 1-4 классов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности "Юные краеведы"
Рабочая программа...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведы".
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведы"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Клуб краеведов (Кронштадт)» - 3 класс
Программа внеурочной деятельности «Клуб краеведов» – это программа общекультурной направленности для детей младшего школьного возраста, проявляющих интерес к изучению истории и разви...