РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Юный краевед»
рабочая программа (1 класс)

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Юный краевед» разработана для 1-го класса на 2022-2023 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunye_kraevedy_2022g.docx29.54 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Юный краевед»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Юный краевед» разработана для 1-го класса на 2022-2023 учебный год, составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы регионального курса для младших школьников С.А. Болотовой «Азбука Смоленского края».

Курс «Юный краевед» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности.

Цели и задачи курса.

Основные цели курса — формирование у обучающихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Смоленского края.

Задачи курса.

1. Формирование знаний о природных и географических особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города, области в истории развития России; о музеях, памятниках природы, истории и культуры; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край; знаний элементарных правил поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края; представлений об экологических проблемах края.

2. Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора обучающихся; развитие умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты; умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения ориентироваться в своем родном городе, умения видеть связь современности с прошлым родного края; развитие умения моделировать и составлять схемы: умения работать с историческими и географическими картами; развитие эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии, литературы Смоленщины на I ступени образования.

3. Воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином; любви и уважения к землякам, прославившим город в веках; желания быть похожим на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края.

Формы организации учебного процесса могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии, занятия в музеях, в парке, на улицах города, уроки - путешествия, уроки - заседания «Клуба знатоков», утренники, игры, викторины и др.

Чтобы изучение курса способствовало развитию обучающихся, на занятиях необходимо использовать логические приемы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в событиях, выявление причин и значения событий и др.

Максимально должна использоваться фантазия обучающихся, их творческие способности. Рекомендуется проводить конкурс рисунков «Мой город», конкурс технического мастерства (конструирование из бумаги) «Смоленская крепостная стена», мини сочинения на тему: «Я на экскурсии» или «Смоленск - город воинской славы» и др.

Наблюдая, сравнивая, классифицируя объекты и явления, выясняя их закономерности, делая самостоятельные выводы, воображая и фантазируя, обучающиеся усваивают основы природно-географического, культурно- исторического краеведения в процессе активной познавательной деятельности.

С целью более глубокого усвоения материала программы нужно проводить с детьми большую работу со специальной терминологией, знакомить обучающихся с книгами-словарями, объяснять этимологию отдельных терминов и словосочетаний. Учителю важно помнить, что при знакомстве обучающихся начальной школы с терминами и отдельными понятиями не следует требовать от детей дословного их заучивания. В терминологии и понятиях детям достаточно разбираться на уровне узнавания и умения отличить одни от других.

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Юный краевед» в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135ч: в 1 классе — 33ч (33 учебные недели), во 2—4 классах — по 34ч (34 учебные недели в каждом классе).

Личностные, метапредметные и предметные

 результаты освоения курса:

Личностные:

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  • Формирование потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поисков средств ее осуществления.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Использование знаково-символических средств представления информации.
  • Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Использование различных способов поиска, сбора, анализа, организации, передачи, интерпретации информации.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
  • Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные:

  • Понимание роли Смоленской области в истории, воспитание чувства   гордости за национальные свершения, открытия, победы.
  • Сформированность уважительного отношения к родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей области, ее современной жизни.
  • Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
  • Освоение доступных способов изучения природы и общества.
  • Развитие навыкав устанавливать и выяснять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Содержание курса

1 класс

(1 ч в неделю, всего 33 ч)

1. Моя семья

Что такое семья?  Тайны наших имен. Фамилии и отчества. Семейные традиции и обычаи. Родословная моей семьи.

Практическая работа

Рисунки, фотографии и рассказы о своей семье, составление семейного дерева.

2.Дом, в котором я учусь

Что такое школа? Моя школа и ее история. Традиции школы. Законы и заповеди. Достижения моей школы. Правила поведения в школе и в классе. Безопасный маршрут движения от дома до школы.

Экскурсия по школе.

Практическая работа Составление плана безопасного маршрута движения от дома до школы и обратно.

3.Город, в котором я живу

Город Смоленск и его история. Достопримечательности города. Названия улиц города. Известные земляки.

Экскурсия по городу.

Практическая работа

Рисунки, фотографии и рассказы о своем городе.

4.Природа вокруг меня

Растения и насекомые родного края. Обитатели вод. Рыбы, обитающие в реке Днепр. Птицы нашего края. Звери, обитающие на территории нашей области. Охрана природы.

Экскурсия «Природа вокруг нас».

Практическая работа

Конкурс рисунков «Сохраним нашу природу».

5.Повторение

Викторина «Знай и люби свою малую родину».

Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности

«Юный краевед»

1 класс (33ч)

Тема занятия

Характеристика деятельности обучающихся

дата

Моя семья (8 ч)

1.Что такое семья? Кто я? Где живу?

2.«Дорожите именем своим». Тайны наших имен.

3.Моя фамилия.

4.Мой папа, мое отчество.  Моя мама.

5.Любимые занятия моих родителей.

6.Мои дедушки и бабушки.

7.Наши семейные традиции и обычаи.

8.Моя родословная.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Изучать историю своей семьи, происхождение своего имени и фамилии.

Называть полные имена: свое и своих родителей.

Обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи.

Собирать информацию о своей семье.

Рассказывать о своей семье.

Планировать свою работу, совместно оценивать результат работы.

Дом, в котором я учусь (7 ч)

9.Знакомство со школой.

10.Моя школа и ее история.

11.Традиции школы. Законы и заповеди.

 12.Достижения моей школы.

13.Я – ученик моей школы.

14.Мой класс. Правила поведения в классе.

15.Безопасный маршрут движения от дома до школы.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Задавать вопросы.

Вступать в учебный диалог.

Знакомиться с историей и традициями школы.

Рассказывать о своём школьном коллективе.

Обсуждать вопрос о культуре общения в школе.

Формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её.

Оценивать результаты своей работы на уроке.

Город, в котором я живу (8 ч)

16.Мой город Смоленск.

17.История моего города

18.Достопримечательности города.

19.Памятные места города.

20.Любимое место моей семьи в городе.

21.На какой улице я живу и что знаю о ее названии.

22.Мои известные земляки.

23. Мои известные земляки.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Задавать вопросы.

Вступать в учебный диалог.

Узнавать достопримечательности города.

Собирать информацию о своем родном городе и об известных земляках.

Рассказывать о своем городе.

Выполнять задания творческого и поискового характера.

Оценивать результаты своей работы на уроке.

Природа вокруг меня (8 ч)

24.Зелёный мир вокруг нас.

25.Узнай дерево по листочку.

26.Насекомые нашего края.

27.Обитатели вод. Рыбы, обитающие в реке Днепр.

28.Птицы нашего края.

29.Звери, обитающие на территории нашей области.

30.Мы – друзья природы.

31.Знатоки природы.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Изучать растительный и животный мир родных мест, охраняемые виды.

Различать способы и средства познания окружающего мира.

Знакомиться с Правилами друзей природы.

Уметь экологически грамотно вести себя в природе.

Планировать свою работу.

Оценивать результаты своей работы на уроке.

32. Итоговое повторение (1 ч)

33. Викторина «Знай и люби свою малую родину» (1 ч)

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Методические материалы для учителя:

1. ФЗ «Об образовании Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29 декабря 2012г.

2. ФГОС НОО (утвержденного приказом Министерства образования и науки   Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373)

3.С.А.Болотова Программа регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края». – Смоленск: СОИУУ, 2006.

4. Болотова С.А. Азбука Смоленского края: Учебное пособие по краеведению для выпускного класса начальной школы. Ч.1.-Смоленск: Изд. Смоленского областного института усовершенствования учителей, 2000.

          5. С. А. Болотова, А. Б. Ковалёва «Творческие учебные задания по курсу «Азбука Смоленского края», Смоленск 2008г.

6. Карта Смоленской области.

Учебные материалы для обучающихся:

С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.1. Мир природы.

С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч. 2. Мир истории.

С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.3. Мир культуры.

Технические средства обучения:

Компьютер.

Принтер.

Презентации к урокам курса.

Интернет – ресурсы:

  1. Единая        коллекция        цифровых        образовательных        ресурсов        http://school- collection.edu.ru/
  2. Интернет        учителю        начальной        школы        http://mmc.rightside.ru/links/66- nachalka.html
  3. Педагогическая библиотека http://www.pedlib.ru
  4. Проект «Открытый класс» http://www.openclass.ru/pages/195
  5. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/
  6. Школа учителя http://www.tolstoy-school.ru/teach/teach.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и КТП внеурочной деятельности "Юный краевед"

Рабочая программа по курсу «Краеведение» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный краевед» 1 – 4 класс

Россия, Родина, Клинский район, Клин… Какие дорогие и близкие с детства слова. Как научить подрастающее поколение любить свою «большую» и «малую» Родину, воспитать желание беречь и приумножать лучшие ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный краевед»

В первом классе, в период адаптации детей в новом социальном статусе учеников, предлагается содержание, которое поддерживает краеведческий раздел курса «Окружающий мир», с одной стороны, и...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный краевед"

Рабочая программа внеурочной деятельности " Юный краевед"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Юный краевед»

Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юные краеведы"

Курс внеурочной деятельности краеведческой направленности расчитан для обучающихся начального общего образования....