Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный краевед» 1 – 4 класс
рабочая программа (1 класс) на тему
Россия, Родина, Клинский район, Клин… Какие дорогие и близкие с детства слова. Как научить подрастающее поколение любить свою «большую» и «малую» Родину, воспитать желание беречь и приумножать лучшие традиции своего народа, уважать русскую самобытную культуру?
Знакомство с культурным наследием г. Клина, Клинского района, способствует осознанию значимости прошлого для настоящего и будущего, а это становлению исторического сознания, решает задачи нравственно-эстетического, патриотического воспитания. Развитие личностного отношения к культуре помогает гармонизировать внутренний мир индивидуальности с социумом.
Новизна программы заключается в объединении биологического, исторического, культурного, психологического и художественного подхода к изучению природных объектов и народной культуры родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_yunyy_kraeved.doc | 337.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
Клинского Муниципального района
Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №14
Утверждаю
Директор школы
Приказ от
«__» «___» 20_____ г.№__
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Юный краевед»
1 – 4 класс
Рассчитана на 4 года
Возраст детей: 7 – 10 лет
Составитель: учитель начальных классов
Михайлина О.И.
Клин 2011- 2015 год
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование, В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов, Москва, Просвещение, 2011 г.
Актуальность программы
Россия, Родина, Клинский район, Клин… Какие дорогие и близкие с детства слова. Как научить подрастающее поколение любить свою «большую» и «малую» Родину, воспитать желание беречь и приумножать лучшие традиции своего народа, уважать русскую самобытную культуру?
Знакомство с культурным наследием г. Клина, Клинского района, способствует осознанию значимости прошлого для настоящего и будущего, а это становлению исторического сознания, решает задачи нравственно-эстетического, патриотического воспитания. Развитие личностного отношения к культуре помогает гармонизировать внутренний мир индивидуальности с социумом.
Формирование творческой личности, умеющей адаптироваться в постоянно меняющемся мире, опора на национальные традиции и ценности определили направление стратегического развития системы образования. Окружающий мир - в его разнообразном проявлении: природа, родной дом, семья - ближайшее окружение; город, в котором ты живешь, Родина, памятники истории культуры, люди их создавшие, народные традиции - влияют на ребенка, на проявление его отношения к миру, на формирование собственной системы - иерархии ценностей.
Грамотно направленный учебно - воспитательный процесс, основанный на сочетании традиционных форм и методов обучения и воспитания с элементами личностно - ориентированного образования культурологического характера, привлечение возможностей интеграции школьного краеведения и музейной педагогики, дает системные знания, формирует избирательное ценностное отношение к предметному миру, к явлениям, к людям, развивает познавательные способности, эмоциональную сферу личности, ее активность.
Особенностью программы является развитие духовной нравственности воспитанников в основе, которой положены календарные праздники, народные традиции и художественные образы растений и животных края. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект, школьники тем самым раскрывают свои способности, самовыражаются и самореализуются в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.
Новизна программы заключается в объединении биологического, исторического, культурного, психологического и художественного подхода к изучению природных объектов и народной культуры родного края.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Юный краевед» в 1 – 4 классах отводится 135 часов; в 1 классе 33 часа в год; во 2 – 4 классах по 34 часа в год; 1 ч в неделю.
Цель программы: дать целостное представление о г. Клине, Клинском районе, как частице Родины, на основе знаний природоведческого, исторического, культурологического характера, конструированных на краеведческом материале.
Задачи:
-знакомство с географическим положением, топонимикой, промышленностью, народными промыслами, творчеством, культурными центрами, жителями г. Клина, Клинского района;
- создание представлений о главных вехах в истории города, района, области;
-ознакомление с наиболее известными деятелями науки, культуры и искусства, героями труда и войны тесно связанными с г. Клином, Клинским районом;
-расширение знаний о народной культуре, семьях, тех, кто живет рядом с нами;
-раскрытие значения сохранения памятников истории и культуры города, района, области, формирование уважения к культуре предков;
- формирование личностного (оценочного) отношение к явлениям прошлого и настоящего, развитие желания познавать и сохранять семейные, родовые традиции и ценности;
-соблюдение правил поведения в городе (на улице, в школе), музейной культуре, формирование навыков здорового образа жизни;
-развитие логического мышления, воображения, творческих данных в благоприятном психологическом климате детского коллектива.
Методическая особенность программы: структура каждого отдельного занятия построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их увлечениями, необходимостью регулярной работы с наблюдаемыми объектами, разрядки и восстановления сил после школьного дня. Большое внимание уделяется внеаудиторным занятиям.
Структура занятия включает в себя составные части:
1. Теоретическую часть;
2. Практическую часть
В ходе занятий используются разные виды деятельности детей: экскурсии, рисование, викторины, выставки, праздники, исследования, создание проектов.
Тематическое распределение количества часов
1 класс
№ п/п | Название раздела | Количество часов | |
Аудиторных | Внеаудиторных | ||
1 | Историческое краеведение | 4 | 3 |
2 | Православное краеведение | 3 | 1 |
3 | Историко – культурное краеведение | 3 | 13 |
4 | Географическое краеведение | 4 | 2 |
| 1 4 | 19 | |
Итого: | 33 часа |
Содержание программы
1 класс
Тема 1. Историческое краеведение - 7 ч.
С чего начинается земля Клинская? Древний Клин. Экскурсия в краеведческий музей. Улицы города, его достопримечательности. Экскурсия по улицам города. Центр города Клин. Экскурсия в «Старый город».
Тема 2. Православное краеведение – 4 ч
Церкви, храмы и соборы Клина. Экскурсия в церковь. Праздники: «Рождественские посиделки», «Пасха»
Тема 3. Историко – культурное краеведение – 16 ч.
Понятие о народной культуре города Клин. Встреча с интересными людьми. Устное народное творчество: считалки, потешки, дразнилки, пословицы, поговорки, небылицы, загадки, русские народные сказки. Сказки о Клине. Традиционные народные праздники: «Праздник урожая»; «Зимние святки»; «Масленица». Традиционные народные забавы «Встреча русской зимы». Народное творчество и рукоделие.
Тема 4. Географическое краеведение – 6 ч.
Рельеф, климат, реки Клина. Растительный мир Клина. Животный мир Клина. Красная книга Клина. Топонимика. Экскурсии.
Календарно – тематическое планирование 1 класс
№ | Тема занятия | Аудиторные часы | Внеаудиторные часы | Дата |
Историческое краеведение – 7 ч. | ||||
1. | С чего начинается земля Клинская? | 1 | ||
2. | Древний Клин. | 1 | ||
3 | Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | ||
4 | Улицы города, его достопримечательности. | 1 | ||
5 | Экскурсия по улицам города. | 1 | ||
6 | Центр города Клин. | 1 | ||
7 | Экскурсия в «Старый город». | 1 | ||
Православное краеведение – 4 ч. | ||||
8 | Церкви, храмы и соборы Клина. | 1 | ||
9 | Экскурсия в церковь. | 1 | ||
10 | Праздник: «Рождественские посиделки» | 1 | ||
11 | Праздник: «Пасха» | 1 | ||
Историко – культурное краеведение – 16 ч. | ||||
12 | Понятие о народной культуре города Клин. Встреча с интересными людьми. | 1 | ||
13 | Устное народное творчество: считалки, потешки, дразнилки, пословицы, поговорки, небылицы, загадки, русские народные сказки. | 1 | ||
14 | Сказки о Клине. | 1 | ||
15 | Традиционный народный праздник: «Праздник урожая» | 1 | ||
16 | Традиционный народный праздник: «Зимние святки» | 1 | ||
17 | Традиционные народные забавы «Встреча русской зимы». | 1 | ||
18 | Традиционный народный праздник: «Масленица». | 1 | ||
19 | Народное творчество и рукоделие Клина. | 1 | ||
2027 | Народное творчество и рукоделие Клина, изготовление поделок | 8 | ||
Географическое краеведение – 6 ч. | ||||
28 | Рельеф, климат, реки Клина. | 1 | ||
29 | Экскурсия на речку Сестру | 1 | ||
30 | Растительный мир Клина. Красная книга Клина. | 1 | ||
31 | Животный мир Клина. Красная книга Клина. | 1 | ||
32 | Топонимика. | 1 | ||
33 | Экскурсия в лес | 1 | ||
Итого: | 14 | 19 | 33 часа |
Ожидаемые результаты 1 класс:
Личностные результаты
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою малую Родину, российский народ и историю России, за национальные свершения, открытия, победы; осознание своей этнической и национальной принадлежности;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению;
4)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
7) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Познавательные:
1) понимание роли г.Клина в истории России, в мировой истории;
2) изучение истории возникновения и создания города Клина, улиц, культурных центров, исторических памятников, памятников культуры их топонимика;
3) представление о жанрах русского народного творчества Клинского района, использование в речи пословиц, поговорок, сказок и других жанров литературного творчества;
4) представление об основных народных праздниках и традициях, оценивание их роль в жизнедеятельности людей;
5) владение информацией о знаменитых людях культуры, искусства, спорта, труда, религии, прославивших г. Клин;
6) представление о растительном и животном мире г. Клина, знание представителей Красной книги г. Клина, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности;
7) использование знаково-символических средств, представление информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
8) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
9) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11)овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием курса;
12)овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные:
1)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
2)определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
3)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
4)овладение элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
Тематическое распределение количества часов
2 класс
№ п/п | Название раздела | Количество часов | |
Аудиторных | Внеаудиторных | ||
1 | Историческое краеведение | 2 | 5 |
2 | Православное краеведение | 1 | 3 |
3 | Историко – культурное краеведение | 1 | 15 |
4 | Географическое краеведение | 3 | 4 |
| 7 | 27 | |
Итого: | 34 часа |
Содержание программы
2 класс
Тема 1. Историческое краеведение - 7 ч. Клин современный. Экскурсия в краеведческий музей. История улицы им. П.И. Чайковского. Экскурсия в музей им. П.И. Чайковского. История возникновения Ледового дворца им. В. Харламова. Экскурсия в Ледовый дворец им. В. Харламова. Экскурсия: «Клинское подворье» - музей елочных игрушек.
Тема 2. Православное краеведение – 4 ч
Церкви, храмы и соборы Клина. Экскурсия в церковь. Праздники: «Рождественские посиделки», «Пасха»
Тема 3. Историко – культурное краеведение – 16 ч. Экскурсия в музей им. А.П. Гайдара. Экскурсия в библиотеку. Произведения А.П. Гайдара. Чтение сказок о Клине. Разыгрывание сказки. Традиционный народный праздник: «Зимние святки». Традиционные народные забавы «Встреча русской зимы». Народное творчество и рукоделие Клина, изготовление поделок.
Тема 4. Географическое краеведение – 6 ч.
Рельеф, климат, реки Клина. Растительный мир Клина. Животный мир Клина. Красная книга Клина. Топонимика. Экскурсии.
Календарно – тематическое планирование «Юный краевед», 2 класс
№ | Тема занятия | Аудиторные часы | Внеаудиторные часы | Дата |
Историческое краеведение – 7 ч. | ||||
1. | Клин современный. | 1 | ||
2. | Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | ||
3 | История улицы им. П.И. Чайковского. | 1 | ||
4 | Экскурсия в музей им. П.И. Чайковского | 1 | ||
5 | История возникновения Ледового дворца им. В. Харламова | 1 | ||
6 | Экскурсия в Ледовый дворец им. В. Харламова | 1 | ||
7 | Экскурсия: «Клинское подворье» - музей елочных игрушек | 1 | ||
Православное краеведение – 4 ч. | ||||
8 | Церкви, храмы и соборы Клина. | 1 | ||
9 | Экскурсия в храм. | 1 | ||
10 | Праздник: «Рождественские посиделки» | 1 | ||
11 | Праздник: «Пасха» | 1 | ||
Историко – культурное краеведение – 16 ч. | ||||
12 | Экскурсия в музей им. А.П. Гайдара | 1 | ||
13 | Экскурсия в библиотеку. Произведения А.П. Гайдара | 1 | ||
14 | Чтение сказок о Клине. | 1 | ||
15 | Разыгрывание сказки | 1 | ||
16 | Традиционный народный праздник: «Зимние святки» | 1 | ||
17 | Традиционные народные забавы «Встреча русской зимы». | 1 | ||
18 -27 | Народное творчество и рукоделие Клина, изготовление поделок | 10 | ||
Географическое краеведение – 7 ч. | ||||
28 | История названия реки. Экскурсия на речку Сестру | 1 | ||
29 | Растительный мир Клина. Экскурсия в лес | 1 | ||
30 | Животный мир Клина. Красная книга Клина. | 1 | ||
31-33 | Топонимика. | 1 | 2 | |
34 | Защита проекта «Мой город» | 1 | ||
Итого: | 7 | 27 | 34 часа |
Ожидаемые результаты 2 класс:
Личностные результаты
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою малую Родину, российский народ и историю России, за национальные свершения, открытия, победы; осознание своей этнической и национальной принадлежности;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению;
4)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
7) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Познавательные:
1) понимание роли г.Клина в истории России, в мировой истории;
2) изучение истории возникновения и создания города Клина, улиц, культурных центров, исторических памятников, памятников культуры их топонимика;
3) представление о жанрах русского народного творчества Клинского района, использование в речи пословиц, поговорок, сказок и других жанров литературного творчества;
4) представление об основных народных праздниках и традициях, оценивать их роль в жизнедеятельности людей;
5) владение информацией о знаменитых людях культуры, искусства, спорта, труда, религии, прославивших г. Клин;
6) иметь представление о растительном и животном мире г. Клина, знать представителей Красной книги Клинского района осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности;
7)использование знаково-символических средств, представление информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
8)активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
9)использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
10)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11)овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием курса;
12)овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные:
1)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
2)определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
3)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
4)овладение элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
Тематическое распределение количества часов
3 класс
№ п/п | Название раздела | Количество часов | |
Аудиторных | Внеаудиторных | ||
1 | Историческое краеведение | 3 | 13 |
2 | Православное краеведение | 1 | 4 |
3 | Историко – культурное краеведение | 3 | 6 |
4 | Географическое краеведение | 0 | 4 |
| 7 | 27 | |
Итого: | 34 часа |
Содержание программы
3 класс
Тема 1. Историческое краеведение - 16 ч. Образование Клинского уезда. Клин ямщицкий. Экскурсия на почту. Развитие промышленности Клинского района. Экскурсия на стекольный завод Глинского («Лаборприбор»). Экскурсия на завод «Химлаборприбор». Развитие сельского хозяйства, животноводства Клинского района. Экскурсия на животноводческую ферму. Никольская железная дорога. Экскурсия в краеведческий музей.
Тема 2. Православное краеведение – 5 ч.
Экскурсия в Троицкий Александро – Невский моныстырь, д.Акатово. Праздник: «Святки»
Тема 3. Историко – культурное краеведение – 9 ч.
«Гроза двенадцатого года…» Картины В.Верещагина. Клинский район в годы Великой Отечественной войны. Начало войны. Экскурсия в краеведческий музей. Оборонительная операция под Клином. Клин в период оккупации. Экскурсия на братское кладбище Клинского мемориала. Юный патриот Миша Балакирев. Освобождение Клина. Выпуск стенгазеты «Дню Победы посвящается…». Проект «9 мая – День Памяти».
Тема 4. Географическое краеведение – 4 ч. Строительство Екатерининского канала. Экскурсия на «второе русло» Екатерининского канала, ул. Чайковского. Поход в лес. Животный и растительный мир Клинского района.
Календарно – тематическое планирование «Юный краевед»,
3 класс
№ | Тема занятия | Аудиторные часы | Внеаудиторные часы | Дата |
Историческое краеведение – 16 ч. | ||||
1. | Образование Клинского уезда | 1 | ||
2-3 | Клин ямщицкий. Экскурсия на почту | 2 | ||
4 | Развитие промышленности Клинского района | 1 | ||
5-6 | Экскурсия на стекольный завод Глинского («Лаборприбор») | 2 | ||
7-8 | Экскурсия на завод «Химлаборприбор» | 2 | ||
9-10 | Экскурсия на завод елочных игрушек | 2 | ||
11 | Развитие сельского хозяйства, животноводства Клинского района | 1 | ||
12-14 | Экскурсия на животноводческую ферму | 3 | ||
15-16 | Никольская железная дорога. Экскурсия в краеведческий музей | 2 | ||
Православное краеведение – 5 ч. | ||||
17-20 | Экскурсия в Троицкий Александро – Невский моныстырь, д.Акатово | 4 | ||
21 | Праздник: «Святки» | 1 | ||
Историко – культурное краеведение – 9 ч. | ||||
22 | «Гроза двенадцатого года…» Картины В.Верещагина | 1 | ||
23 | Клинский район в годы Великой Отечественной войны. Начало войны | 1 | ||
24-25 | Экскурсия в краеведческий музей. Оборонительная операция под Клином | 2 | ||
26 | Клин в период оккупации | 1 | ||
27-28 | Экскурсия на братское кладбище Клинского мемориала. Юный патриот Миша Балакирев | 2 | ||
29 | Освобождение Клина. Выпуск стенгазеты «Дню Победы посвящается…» | 1 | ||
30 | Проект «9 мая – День Памяти» | 1 | ||
Географическое краеведение – 4 ч. | ||||
31- 32 | Строительство Екатерининского канала. Экскурсия на «второе русло» Екатерининского канала, ул. Чайковского | 2 | ||
33- 34 | Поход в лес. Животный и растительный мир Клинского района | 2 | ||
Итого: | 7 | 27 | 34 часа |
Ожидаемые результаты 3 класс:
Личностные результаты
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою малую Родину, российский народ и историю России, за национальные свершения, открытия, победы; осознание своей этнической и национальной принадлежности;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению;
4)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
7) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Познавательные:
1) понимание роли Клинского района в истории России;
2) изучение истории возникновения и создания Клинского района, культурных центров, исторических памятников, памятников культуры;
3) представление о народных праздниках и традициях, оценивание их рол в жизни людей;
4) владение информацией о знаменитых людях, искусства, труда, религии прославивших Клинскую землю;
5) владение информацией о героическом прошлом Клинского района;
6) владение навыками поведения в природе, определять представителей Красной книги Клинского района, ориентироваться на местности, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности;
8)использование знаково-символических средств, представление информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
9)активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
10)использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
11)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
12)овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием курса;
13)овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные:
1)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
2)определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
3)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
4)овладение элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
Тематическое распределение количества часов
4 класс
№ п/п | Название раздела | Количество часов | |
Аудиторных | Внеаудиторных | ||
1 | Историческое краеведение | 1 | 7 |
2 | Православное краеведение | 0 | 5 |
3 | Историко – культурное краеведение | 3 | 16 |
4 | Географическое краеведение | 0 | 2 |
| 4 | 30 | |
Итого: | 34 часа |
Содержание программы
4 класс
Тема 1. Историческое краеведение - 8 ч.
Промышленный комплекс Клинского района. Пищевая промышленность г. Клина. Экскурсия на ЗАО «Клинмолоко». Экскурсия на ЗАО «Мясокомбинат Клинский». Экскурсия на ОАО «Клинский Хлебокомбинат». Проект «Хлеб – всему голова».
Тема 2. Православное краеведение –5 ч.
Экскурсия в Успенскую церковь села Демьяново. Воскресная школа. Посещение выставки «Клин православный» в выставочном зале МДЦ «Стекольный». Проект «Клин православный».
Тема 3. Историко – культурное краеведение – 19 ч.
Образование Клинского района. Экскурсия в ГПТУ № 3. Экскурсия в училище №51. Культурно – досуговая деятельность Клинского района. Экскурсия в детскую музыкальную школу им. П.И. Чайковского. Дом детского творчества. Замечательные люди Клинского края. Экскурсия в село Майданово. Знаменитые люди: семья Нарышкиных, П.И. Чайковского. Экскурсия в музей – усадьбу Д.И. Менделеева «Боблово». Экскурсия в выставочный зал МДЦ «Стекольный». Художники Клинского края. Экскурсия в ДЦБ г. Клина. Писатели и поэты Клинского района. Герои Советского союза – жители Клинского края. Экскурсия в школьный музей «Участники Афганской и Чеченской войн». Проект «Ими славится Россия».
Тема 4. Географическое краеведение – 2 ч.
Поход в лес. Насекомые и птицы Клинского края.
Календарно – тематическое планирование «Юный краевед»,
4 класс
№ | Тема занятия | Аудиторные часы | Внеаудиторные часы | Дата |
Историческое краеведение – 8 ч. | ||||
1 | Промышленный комплекс Клинского района. Пищевая промышленность г. Клина | 1 | ||
2-3 | Экскурсия на ЗАО «Клинмолоко» | 2 | ||
4-5 | Экскурсия на ЗАО «Мясокомбинат Клинский» | 2 | ||
6-7 | Экскурсия на ОАО «Клинский Хлебокомбинат» | 2 | ||
8 | Проект «Хлеб – всему голова» | 1 | ||
Православное краеведение – 5 ч. | ||||
9-10- | Экскурсия в Успенскую церковь села Демьяново. Воскресная школа | 2 | ||
11-12 | Посещение выставки «Клин православный» в выставочном зале МДЦ «Стекольный» | 2 | ||
13 | Проект «Клин православный» | 1 | ||
Историко – культурное краеведение – 19 ч. | ||||
14 | Образование Клинского района. | 1 | ||
15 | Экскурсия в ГПТУ № 3 | 1 | ||
16-17 | Экскурсия в училище №51 | 2 | ||
18-19 | Культурно – досуговая деятельность Клинского района. Экскурсия в детскую музыкальную школу им. П.И. Чайковского. Дом детского творчества | 2 | ||
20 | Замечательные люди Клинского края | 1 | ||
21-22 | Экскурсия в село Майданово. Знаменитые люди: семья Нарышкиных, П.И. Чайковского | 2 | ||
23-25 | Экскурсия в музей – усадьбу Д.И. Менделеева «Боблово» | 3 | ||
26-27 | Экскурсия в выставочный зал МДЦ «Стекольный». Художники Клинского края. | 2 | ||
28-29 | Экскурсия в ДЦБ г. Клина. Писатели и поэты Клинского района | 2 | ||
30 | Герои Советского союза – жители Клинского края | 1 | ||
31 | Экскурсия в школьный музей «Участники Афганской и Чеченской войн» | 1 | ||
32 | Проект «Ими славится Россия» | 1 | ||
Географическое краеведение – 2 ч. | ||||
33-34 | Поход в лес. Насекомые и птицы Клинского края. | 2 | ||
Итого: | 4 | 30 | 34 часа |
Ожидаемые результаты 4 класс:
Личностные результаты
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою малую Родину, российский народ и историю России, за национальные свершения, открытия, победы; осознание своей этнической и национальной принадлежности;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению;
4)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
7) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Познавательные:
1) понимание роли Клинского района в истории России;
2)изучение истории возникновения и создания Клинского района, культурных центров, исторических памятников, памятников культуры;
3) изучение жизнедеятельности знаменитых людей Клинского края;
4)представление о произведениях художественного и литературного творчества;
5)владение информацией о героическом прошлом Клинского района;
6)представление о животном мире Клинского района, освоение основ экологической грамотности;
7)использование знаково-символических средств, представление информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
8)активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
9)использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
10)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11)овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием курса;
12)овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные:
1)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
2)определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
3)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
4)овладение элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
Перечень учебно-методического обеспечения
1.Борзаковский В.С. История Тверского княжества, Спб, 1876 г.
2.Города Подмосковья: Кн.2, М., 1980 г.
3. Исаев А.А., Промыслы Московской губернии, М,1968 г.
4. Клин православный, Клин, 1998 г.
5. Клинский край, А.М. Ильин, ООО АРТ – СИТИ, 2005 г
6.Книга памяти погибших, умерших и пропавших без вести воинов в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов. Т.9. Клинский р-н, М., Мысль, 1997 г.
7. Памятники архитектуры Московской области, М,1975 г.
8. Смирнов И.А., История Клинского края, Клин, 1938 г
9. Энциклопедии, справочники, художественная литература
10.Юдин В.С., Край на Клинский, Клин, 1999 г.
11. ЦОРы, интернет
12. Интерактивная доска, проектор, принтер, ноутбуки
13. Классная, магнитная доска
Согласовано
Руководитель МО
учителей нач. классов
Протокол от
«___»_________ 20____ г. №___
Согласовано
Зам.директора по ВР
«____» ___________ 20_____ г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и КТП внеурочной деятельности "Юный краевед"
Рабочая программа по курсу «Краеведение» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности "Юные краеведы"
Рабочая программа...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный краевед»
В первом классе, в период адаптации детей в новом социальном статусе учеников, предлагается содержание, которое поддерживает краеведческий раздел курса «Окружающий мир», с одной стороны, и...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный краевед"
Рабочая программа внеурочной деятельности " Юный краевед"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Юный краевед»
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный краевед"- 2 класс.
Рабочая программа предназначена для учащихся 2 класса. На кружке "Юный краевед" учащиеся узнают об истории Воронежского края, о достопримечательностях, об известных людях, о защитниках Отече...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юные краеведы" 2 класс
Рабочая программа курса «Юные краеведы: мир культуры» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта второго поколения НОО,концепции преподавания уч...