Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юные краеведы"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Курс внеурочной деятельности краеведческой направленности расчитан для обучающихся начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа курса внеурочной деятельности | 33.69 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Юные краеведы»
Пояснительная записка
Прекрасно это чувство – любовь к своему краю, к своей малой родине
Но, чтобы полюбить родной край, нужно его знать.
Программа курса внеурочной деятельности «Юные краеведы» реализует духовно-нравственное развитие учащихся и разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В Концепции сформулирована высшая цель образования — воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений.
Малая Родина ребёнка – это природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села и, конечно, люди, гордость и слава родного села.
На современном этапе развития общества изучение родного края становится актуальным, как ведущий фактор воспитания патриотизма. Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации.
Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному селу, краю. Для развития, обучения и воспитания школьников исключительно важны связь с прошлым поколением, формирование культурной и исторической памяти.
Программа «Юные краеведы» имеет краеведческую направленность.
Новизной данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Цель: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой родной край, его традиции, памятники природы, истории и культуры.
Задачи курса:
1) расширять и углублять знания детей о своей малой Родине. Изучать историю, культуру, природу, географические особенности родного края;
2) формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности, развивать интерес к окружающему миру, учить быть внимательным к предметам, явлениям и людям, находящимся вокруг;
3) способствовать развитию навыков исследовательской работы школьников;
4) формировать уважительное бережное отношение к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
5) достижение личностных, метапредметных и предметных результатов основной образовательной программы основного общего образования.
В программе заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей. Курс использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках литературного чтения, окружающего мира, математики, технологии, изобразительного искусства, музыки.
Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- систематичности и последовательности - знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основные методы обучения:
- словесные методы: рассказ, беседа, дискуссии, встречи с интересными людьми;
- наглядные методы: демонстрация рисунков, иллюстраций;
- практические методы: наблюдение, интервьюирование, составление презентаций PowerPoint, исследование.
Формы организации занятий:
беседы, экскурсии, заочные путешествия, посещение школьного музея, встречи с участниками исторических событий, интересными людьми, исследование, работа в группах, использование Интернет- ресурсов.
Программа курса «Юные краеведы» предусматривает как теоретические, так и практические, и экскурсионные занятия.
Срок реализации программы: на курс внеурочной деятельности «Юные краеведы» отводится 1 час в неделю (34 часа в год).
Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции.
1.Планируемые результаты освоения
курса внеурочной деятельности «Юные краеведы»
Данная программа способствует формированию у младших школьников следующих видов универсальных учебных действий.
В сфере познавательных универсальных учебных действий:
У учащегося будут сформированы знания:
-об истории и традициях своей семьи;
- о фамилиях, именах, отчествах своих прародителей в 3-4 поколениях;
- о профессиях своих родителей, бабушек, дедушек;
-об истории образования своего села, района;
- о символике района;
- о выдающихся людях – уроженцах села, района;
- об историко-культурных достопримечательностях села, района;
- об истории и традициях родной школы.
Ученик получит возможность для формирования умений:
- собирать краеведческую информацию у членов своей семьи;
- делиться собранной информацией с друзьями;
- обобщать собранный материал;
- проявлять уважение к людям разного возраста и разных профессий.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свой народ и историю;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
- развитие чувства патриотизма, гордости за свою Родину, свой народ.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- адекватно воспринимать оценку учителя.
2.Содержание курса внеурочной деятельности «Юные краеведы»
1. Введение - 1 ч.
Знакомство с целями и задачами занятий внеурочной деятельности «Юные краеведы».
Что такое краеведение, задачи, цели, содержание работы.
Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.
Экскурсия в природу. Сбор листьев осенних растений, формирование букетов.
2. «Я и моя семья» - 4 ч.
Родительский дом – начало – начал. Мои родители, бабушка, дедушка, прадед, прабабушка, сестры, братья, дяди, тёти.
Семейный альбом. Семейные реликвии. Традиции семьи. Составление генеалогического древа.
3. «Наша школа»- 5 ч.
Моя школа, мой класс. Экскурсия в музей школы. История школы. Какой была школа много лет назад. Фотографии многое расскажут. Традиции школы. Мои родители учились в этой школе…. Почему мои родители гордятся школой.
4. «Мой край на карте Родины» – 2 ч.
Сибирь – частица России.
Флаг и герб Новосибирской области. Г.Новосибирск – областной центр.
5. «Моя малая родина» - 9 ч.
Моё любимое село. Географическое положение. Природа родного края. Знакомство с символами родного края. Предприятия села. О чем шепчут названия улиц родного села.
6. «История села» - 4 ч.
Легенды и предания.
Исследование: Связь моей семьи с этапами развития села, района. Моя семья в истории села.
7. «Культура и быт родного края» - 2 ч.
Население района, села. Изучение народных традиций и обычаев.
Народные праздники.
8.«Достопримечательности моего села» - 3 ч.
Священные места села. Памятники.
9.«Деятели культуры моего края» – 3 ч.
Писатели, поэты, музыканты, художники Сузунского района.
10. Обобщение – 1 ч.
3.Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на изучение каждой темы
Тема занятия | Содержание занятий | Дата | ||
теория | практика | |||
Введение – 1 ч. | ||||
1 | Краеведение – наука о родном крае. Экскурсия «Природа - наш общий дом». Сбор листьев осенних растений, формирование букетов. | 0,5 | 0,5 | |
«Я и моя семья» - 4 ч. | ||||
2 | Я и мое имя. Мои родители. | 1 | ||
3 | Семейный архив. Традиции моей семьи. | 1 | ||
4 | Моя родословная. П/р. Составление генеалогического древа | 1 | ||
5 | Защита проекта | 1 | ||
«Наша школа»- 5 ч. | ||||
6 | Я - ученик. Права и обязанности ученика. Экскурсия по школе. | 0,5 | 0,5 | |
7 | Знакомство с историей школы. Экскурсия в музей школы. П/р Сочинение: «Школа моей мечты». | 1 | ||
8 | Конкурс сочинений. Школьный архив. Судьбы выпускников. | 1 | ||
9 | Мои родители – выпускники школы? (исследование). Обработка и оформление результатов исследования. | 1 | ||
10 | Защита проекта | 1 | ||
«Мой край на карте Родины» – 2 ч. | ||||
11 | Сибирь– частица России. Флаг и герб Новосибирской области. | 1 | ||
12 | Г.Новосибирск. Виртуальная экскурсия. Викторина. | 1 | ||
«Моя малая родина» - 9 ч. | ||||
13 | Моя малая родина. Сузунский район. | 1 | ||
14 | Природа родного края. Особенности зимы в нашем крае. Наблюдение за погодой. Конкурс рисунков: «Зимушка-зима». | 1 | ||
15 | Знакомство с символами родного края. | 1 | ||
16 | О чем шепчут названия улиц родного села. Проектная работа: «Моя улица». | 1 | ||
17 | Защита проекта «Моя улица» | 1 | ||
18-20 | Промышленность и сельское хозяйство села. Экскурсии в учреждения села: -почта, -библиотека, - больница, -дом культуры. | 3 | ||
21 | Обобщающее занятие | 1 | ||
«История села» - 4 ч. | ||||
22 | Исторические корни нашего села. Легенды и предания | 1 | ||
23-24 | История села. Исследование: Связь моей семьи с этапами развития села, района. Моя семья в истории села. | 2 | ||
25 | Защита проекта | 1 | ||
«Культура и быт родного края» - 2 ч. | ||||
26 | Изучение народных традиций и обычаев. | 1 | ||
27 | Народные праздники. Просмотр презентации. | 1 | ||
«Достопримечательности моего села» - 3 ч. | ||||
28 | Священные места села. Наши земляки в ВОВ. | 1 | ||
29 | Экскурсия к Памятнику | 1 | ||
30 | Экскурсии по селу | 1 | ||
«Деятели культуры моего края» – 3 ч. | ||||
31-32 | Писатели, поэты моего села, района. | 2 | ||
33 | Музыканты моего края. Посещение ДК. | 1 | ||
Обобщение – 1 ч. | ||||
34 | Творческий проект: «Мой край – мой дом родной». | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведы".
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведы"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Клуб краеведов (Кронштадт)» - 3 класс
Программа внеурочной деятельности «Клуб краеведов» – это программа общекультурной направленности для детей младшего школьного возраста, проявляющих интерес к изучению истории и разви...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведы" 2 класс Шефер Т.Н.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведы" 2 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука правил дорожного движения» основного общего образования срок реализации программы: 1 год
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составленав соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартомосновного общего образования,с учетом Примерной основной образовательно...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юные краеведы" 2 класс
Рабочая программа курса «Юные краеведы: мир культуры» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта второго поколения НОО,концепции преподавания уч...