Рабочая программа кружка "Добрая дорога детства" по внеурочной деятельности
рабочая программа
Обучение детей младшего школьного возраста основам дорожной грамотности через создание условий для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накоплении нравственного и практического опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dobraya_doroga_detstva_1-4.docx | 63.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
кружка «Добрая дорога детства»
по внеурочной деятельности
(социальное направление)
Серикова Светлана Валерьевна,
учитель начальных классов
МБОУ Ряженской сош
им. Героя Советского Союза В.В. Есауленко
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка социального направления «Добрая Дорога Детства» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на обучение учащихся младшего школьного возраста правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах. Данная программа с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения.
Современные дети растут в мире высоких технологий, развивающихся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Дорога – это место, где каждого из нас ожидает опасность. Анализируя статические данные, мы видим, что проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность.
Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, являются недисциплинированность учащихся, незнание ими Правил дорожного движения Российской Федерации.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения, которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.
Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.
Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного курса в начальной школе.
Целью кружка «Добрая дорога детства» является создание условий для формирования обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем учащиеся смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Рабочая программа кружка «Добрая дорога детства» решает следующие задачи:
- создать условия для приобретения практических навыков и умений поведения детей в экстремальных ситуациях;
- сформировать у обучающихся сознательное отношение к вопросам личной безопасности;
- привлечь обучающихся к активной пропаганде Правил дорожного движения;
- вовлечь обучающихся в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма;
- научить делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения.
Рабочая программа кружка социального направления «Добрая дорога детства» рассчитана на 4 года (1–4 класс), 135 учебных часа, из расчета 1 час в неделю. В 1 классе – 33 часа, во 2-4 классах – 34 часа.
Основные принципы реализации программы:
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся начальных классов и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения и т.д.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
4. Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.
5. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.
6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.
Условия реализации программы
Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий:
- тематические занятия
- игровые тренинги
- разбор дорожных ситуаций на настольных играх
- экскурсии
- конкурсы, соревнования, КВН, викторины
- изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;
- выпуск стенгазет
- разработка проектов по ПДД
- встреча с работниками ДПС
- просмотр видеофильмов
Методы и средства обучения:
Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.
Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по поселку с целью изучения программного материала.
Формы и методы контроля:
- организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;
- проведение викторин, смотров знаний по ПДД;
- организация игр-тренингов;
- анализ результатов деятельности.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
- объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
- осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности;
- учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать
- основные понятия и термины из Правил дорожного движения Российской Федерации;
- общие положения Правил дорожного движения Российской Федерации;
- правила перехода проезжей части на площадях и перекрестках;
- правила посадки в общественный транспорт и высадки из него;
- правила поведения детей при перевозке в салоне легкового автомобиля;
- основы страхования.
1 класс
Учащиеся должны знать:
- опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах;
- безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;
- типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям;
- опасности, связанные с погодными условиями и освещением;
- места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках;
- название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей;
Учащиеся должны уметь:
- переходить улицы и проезжую часть дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть дороги (вне зоны видимости пешеходов);
- правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.
2 класс
Учащиеся должны знать
(кроме перечисленного):
- правила перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
- правила перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями;
Учащиеся должны уметь:
- переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
- обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях; при посадке и высадке из маршрутного такси;
- ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
- не создавать помех движению транспорта;
- определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;
- соблюдать правила при посадке и высадке из общественного транспорта, во время движения в салоне;
3-4 классы
Учащиеся должны знать (кроме перечисленного):
- что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;
Учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;
- переходить железнодорожные пути;
- переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
- осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.
Содержание рабочей программы кружка «Добрая дорога детства»
1-4 классы
Содержание программы включает теорию и практику безопасного поведения человека на улицах и дорогах, а также в общественном транспорте. Реализация данной программы рассчитана на 4 года обучения в начальной школе и позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.
1 класс
Раздел «Дорожная грамота» – 10 часов
Вводное занятие «Мы идём в школу» - построение безопасного маршрута. Дорога от дома до школы (кинотеатра, парка, магазина и пр.). Село, где мы живём – изучение и анализ объектов с целью выделения существенных признаков. Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше). Улица полна неожиданностей. Моя улица. Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности. Проект «Мой маршрут в школу и обратно ».
Движение пешеходов по улицам и дорогам. Общие правила перехода улиц и дорог.
Праздничное мероприятие «Посвящение в пешеходы». Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения).
Раздел «Наши верные друзья – светофор и дорожные знаки » - 10 часов
Светофор – наш верный друг. Виды светофоров, их сигналы. Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними Практическое занятие: «Разбор дорожных ситуаций». Дорожные знаки, их классификация. Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат). Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, называние, классификация). Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.). Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено».
Запрещающие дорожные знаки. Предписывающие дорожные знаки. Предупреждающие дорожные знаки. Знаки сервиса. Проект « Мой дорожный знак»
Раздел «Правила дорожного движения» - 8 часов
Мы пассажиры. Обязанности пассажиров. Правила поездки в транспортном средстве. Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный (узнавание, называние, различение). Транспортное средство. Общественный транспорт: автобус, троллейбус, трамвай. Правила пользования общественным транспортом и поведение в нем. Настольные игры по правилам дорожного движения.
Встреча с членами школьной организации ЮИД и сотрудником ГИБДД
Раздел «Дорога и ее тайны » - 6 часов
Дорога. Части дороги. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого. Пешеходная дорожка. Правила движения пешеходов. Проект «Дорога глазами пешехода». Викторина «На улицах нашего села»
2 класс
Раздел «Дорожная грамота» – 11 часов.
Вводное занятие «Мой безопасный маршрут». Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасностей. Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям). Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. Практическое занятие. Почему на улице опасно? (Экскурсия.) Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особенности пространственного положения предмета (транспортного средства) при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения (далеко-близко; медленно-быстро, рядом, около). Движение пешеходов по улицам и дорогам. Остановочный путь и скорость движения. Пешеходные переходы. Нерегулируемые перекрестки.
Раздел «Наши верные друзья – светофор и дорожные знаки » - 8 часов
Регулировщик и его сигналы. Учусь читать дорожные знаки. Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево…». Значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков. Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства. Дорожные знаки и дорожная разметка. Практическое занятие: «Дорога в школу». Проект «Дорожные знаки в моей окрестности».
Раздел «Правила дорожного движения» - 8 часов
Поездка на автобусе и троллейбусе. Поездка на трамвае и других видах транспорта. Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота. Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай). Маршрут (определение на рисунках, моделирование). Где можно и где нельзя играть. Ты – велосипедист. Поездка за город. Дорога глазами водителей. Проект «Мы пешеходы».
Раздел «Дорога и ее тайны » - 7 часов
Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на дорогах. Почему дети попадают в дорожные аварии. Проект «Мы за безопасность на дороге». Викторина «На улицах нашего села».
3 класс
Раздел «Дорожная грамота» – 11 часов.
Вводное занятие «Правила поведения учащихся на улице и дороге». Как пешеходы и водители поделили дорогу. Остановочный путь и скорость движения. Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение и др.). Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью, небыстро, дает сигналы поворота или остановки). Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъемы, спуски).
Пешеходные переходы. Нерегулируемые перекрестки. Регулируемые перекрестки. Регулировщик и его сигналы. Где еще можно переходить дорогу. Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные виды перекрестков (четырехсторонний, трехсторонний, круговой). Регулируемый перекресток.
Раздел «Наши верные друзья – светофор и дорожные знаки » - 7 часов
История появления Светофора. Светофоры с дополнительными секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора. Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика.
Проект «Светофор в жизни пешехода». Дорожные знаки и дорожная разметка. Сигналы, регулирующие дорожное движение. Блиц-турнир «Дорожные знаки».
Раздел «Правила дорожного движения» - 8 часов
Викторина «Где можно и где нельзя играть». Причины детского дорожно-транспортного травматизма. Виды автотранспортных средств и их тормозные свойства. Поездка на автобусе и троллейбусе. Поездка на трамвае и других видах транспорта. Проект «Где можно и где нельзя играть».
Раздел «Дорога и ее тайны » - 9 часов
Дорога и её элементы, правила поведения на ней. Особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»). Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Правостороннее движение. Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрестков). Правила движения в темное время суток.
Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. История возникновения велосипедов. Ты – велосипедист. КТД «Улица глазами водителей». Проект «Счастливая дорога». Викторина «Все правила ПДД»
4 класс
Раздел «Дорожная грамота» – 7 часов.
Вводное занятие «Безопасность пешеходов». Составление маршрутов движения.
Викторина: Знаем ли мы правила дорожного движения. Практическое занятие: Знаем ли мы правила дорожного движения. Проверка знаний правил дорожного движения.
Агитбригада «Все о правилах ПДД». Основные понятия и термины ПДД.
Раздел «Наши верные друзья – светофор и дорожные знаки » - 11 часов
Проект «История возникновения дорожных знаков». Практическое занятие «Дорожные знаки». Отработка навыков на макетах. Предупредительные сигналы. Движение учащихся группами и в колонне. Перевозка людей. Правили перевозки. Оборудование автомобилей специальными приборами. Специальные виды транспорта. Труд водителя.
Раздел «Правила дорожного движения» - 10 часов
Практическое занятие на специально размеченной площадке. Проведение дня безопасности дорожного движения в классе. Основные виды травм и первая помощь при них. Поведение пассажиров при неизбежности ДТП. Поведение пассажиров после ДТП. Обязанности велосипедистов. Оценка дорожных ситуаций. Разбор дорожной ситуации на макете. Проект «Мы пассажиры».
Раздел «Дорога и ее тайны » - 6 часов
Практические упражнения, тренирующие глазомер. Ответственность за нарушение.
Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.
Агитбригада «ПДД – азбука безопасности».
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Основные виды деятельности учащихся |
РАЗДЕЛ «Дорожная грамота» | |||
1 | Вводное занятие «Мы идём в школу» - построение безопасного маршрута. | 1 | Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Характеризовать поведение участников дорожного движения. Пересказывать и понимать тексты и графические изображения о правилах дорожного движения. Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения. Оценивать конкретные примеры поведения на дороге. Приводить примеры различных дорожных ситуаций |
2 | Село, где мы живём – изучение и анализ объектов с целью выделения существенных признаков. | 1 | |
3 | Улица полна неожиданностей. Моя улица. | 1 | |
4-5 | Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход. | 2 | |
6 | Движение пешеходов по улицам и дорогам. | 1 | |
7-8 | Общие правила перехода улиц и дорог. | 2 | |
9 | Праздничное мероприятие «Посвящение в пешеходы» | 1 | |
10 | Проект «Мой маршрут в школу и обратно ». | 1 | |
РАЗДЕЛ «Наши верные друзья – светофор и дорожные знаки » | |||
11 | Светофор – наш верный друг. | 1 | Сравнивать и различать сигналы светофора. Различать сигналы светофора для водителей и пешеходов, различать дорожные знаки по цвету и форме, уметь давать им характеристику. Обсуждать и объяснять виды дорожных знаков. Группировать дорожные знаки по назначению для пешеходов и водителей. Оценивать опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения. |
12 | Виды светофоров, их сигналы | 1 | |
13 | Практическое занятие: «Разбор дорожных ситуаций». | 1 | |
14-15 | Дорожные знаки, их классификация. | 2 | |
16 | Запрещающие дорожные знаки. | 1 | |
17 | Предписывающие дорожные знаки. | 1 | |
18 | Предупреждающие дорожные знаки. | 1 | |
19 | Знаки сервиса. | 1 | |
20 | Проект « Мой дорожный знак» | 1 | |
РАЗДЕЛ «Правила дорожного движения » | |||
21-22 | Мы пассажиры. Обязанности пассажиров. | 2 | Выявлять и оценивать опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине. Описывать увиденные дорожные ситуации. Анализировать и объяснять, что такое проезжая часть дороги Различать правила поведения, при переходе дороги которые допустимы. Оценивать различные ситуации поведения при переходе улицы при одностороннем движении, при двустороннем движении. Характеризовать и оценивать различные ситуации правила поведения на остановках. Беседа инспектора ГИБДД, театрализованное представление. |
23-24 | Общественный транспорт: автобус, троллейбус, трамвай. Правила пользования общественным транспортом и поведение в нем. | 2 | |
25-26 | Настольные игры по правилам дорожного движения. | 2 | |
27-28 | Встреча с членами школьной организации ЮИД и сотрудником ГИБДД | 2 | |
РАЗДЕЛ «Дорога и ее тайны » | |||
29 | Дорога. Части дороги. | 1 | Оценивать конкретные примеры поведения на дорогах. Приводить примеры различных дорожных ситуаций. Характеризовать, оценивать условия, обеспечивающие безопасность. Обсуждать и объяснять виды транспорта. Анализировать и объяснять, что такое пассажирский, специальный транспорт. |
30-31 | Пешеходная дорожка. Правила движения пешеходов. | 2 | |
32-33 | Проект «Дорога глазами пешехода» | 2 |
2 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Основные виды деятельности учащихся |
РАЗДЕЛ «Дорожная грамота» | |||
1 | Вводное занятие «Мой безопасный маршрут». | 1 | Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Характеризовать поведение участников дорожного движения. Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения на улице. Анализировать дорожную обстановку. Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) поведения участников дорожного движения. Анализировать, почему дети попадают в дорожные аварии. |
2-3 | Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. | 2 | |
3-4 | Практическое занятие. Почему на улице опасно? (Экскурсия.) | 2 | |
5-6 | Движение пешеходов по улицам и дорогам. | 2 | |
7 | Остановочный путь и скорость движения. | 1 | |
8 | Пешеходные переходы. | 1 | |
9-10 | Нерегулируемые перекрестки. | 2 | |
РАЗДЕЛ «Наши верные друзья – светофор и дорожные знаки » | |||
11-12 | Регулировщик и его сигналы. | 2 | Обсуждать и объяснять виды дорожных знаков. Группировать дорожные знаки по назначению. Оценивать опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения. Группировать дорожные знаки по назначению для пешеходов. |
13-14 | Учусь читать дорожные знаки. | 2 | |
15 | Дорожные знаки и дорожная разметка. | 1 | |
16 | Практическое занятие: «Дорога в школу». | 1 | |
17-18 | Проект «Дорожные знаки в моей окрестности». | 2 | |
РАЗДЕЛ «Правила дорожного движения » | |||
20 | Поездка на автобусе и троллейбусе. | 1 | Оценивать опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека. Различать сигналы светофора для водителей и пешеходов. Оценивать опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека при катании на роликах, скейтбордах. Анализировать и объяснять переход регулируемых перекрестков. Оценивать ситуации перехода дороги с односторонним движением. Описывать увиденные дорожные ситуации. Характеризовать и оценивать различные ситуации правила поведения на остановках при выходе из общественного транспорта и пи переходе дороги. |
21 | Поездка на трамвае и других видах транспорта. | 1 | |
22 | Где можно и где нельзя играть. | 1 | |
23 | Ты – велосипедист. | 1 | |
24 | Поездка за город. | 1 | |
25 | Дорога глазами водителей. | 1 | |
26 | Проект «Мы пешеходы». | 1 | |
РАЗДЕЛ «Дорога и ее тайны » | |||
27-29 | Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на дорогах. | 3 | Оценивать конкретные примеры регулирования дорожного движения. Характеризовать поведение участников дорожного движения. Оценивать конкретные примеры поведения на дороге пешехода и водителя. Обсуждать и объяснять виды транспорта. Анализировать и объяснять, что такое грузовой и легковой транспорт. |
30-31 | Почему дети попадают в дорожные аварии. | 2 | |
32-33 | Проект «Мы за безопасность на дороге». | 2 | |
34 | Викторина «На улицах нашего села» | 1 | |
Всего | 34 |
3 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Основные виды деятельности учащихся |
РАЗДЕЛ «Дорожная грамота» | |||
1 | Вводное занятие «Правила поведения учащихся на улице и дороге». | 1 | Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения. Характеризовать поведение участников дорожного движения. Анализировать историю возникновения правил дорожного движения. Анализировать дорожную обстановку. Исследовать (на основе посредственных жизненных наблюдений) поведения участников дорожного движения. Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения. Анализировать дорожную обстановку на дорогах. |
2-3 | Как пешеходы и водители поделили дорогу. | 2 | |
4-5 | Остановочный путь и скорость движения. | 2 | |
6 | Пешеходные переходы. | 1 | |
7 | Нерегулируемые перекрестки. | 1 | |
8-9 | Регулируемые перекрестки. | 2 | |
10 | Регулировщик и его сигналы. | 1 | |
11 | Где еще можно переходить дорогу. | 1 | |
РАЗДЕЛ «Наши верные друзья – светофор и дорожные знаки » | |||
12 | История появления Светофора. | 1 | Сравнивать и различать сигналы подаваемые водителями транспортных средств. Характеризовать и оценивать различные ситуации правила поведения. Оценивать различные ситуации поведения на дороге и в транспорте. Различать виды транспорта города. Обсуждать и объяснять виды дорожных знаков. Группировать дорожные знаки по назначению. Оценивать опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения |
13-14 | Проект «Светофор в жизни пешехода»». | 2 | |
15 | Дорожные знаки и дорожная разметка. | 1 | |
16 | Сигналы, регулирующие дорожное движение. | 1 | |
17 | Блиц-турнир «Дорожные знаки». | 1 | |
РАЗДЕЛ «Правила дорожного движения » | |||
18-19 | Викторина «Где можно и где нельзя играть». | 2 | Анализировать и объяснять права и обязанности пешеходов. Оценивать опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека. Применять полученные знания на практике. Анализировать и объяснять права и обязанности пешеходов. Анализировать и объяснять причины дорожных аварий. Оценивать и анализировать ситуации на перекрѐстках и опасных поворотах. Оценивать различные ситуации поведения при переходе дороги. |
20 | Причины детского дорожно-транспортного травматизма. | 1 | |
21-22 | Виды автотранспортных средств и их тормозные свойства. | 1 | |
23 | Поездка на автобусе и троллейбусе | 1 | |
24 | Поездка на трамвае и других видах транспорта. | 1 | |
25-26 | Проект «Где можно и где нельзя играть». | 2 | |
РАЗДЕЛ «Дорога и ее тайны » | |||
27-28 | Дорога и её элементы, правила поведения на ней. | 2 | Оценивать конкретные примеры регулирования дорожного движения. Характеризовать поведение участников дорожного движения. Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения. Анализировать дорожную обстановку на дорогах. |
29-30 | История возникновения велосипедов. Ты – велосипедист. | 2 | |
31-32 | КТД «Улица глазами водителей». | 3 | |
33 | Проект «Счастливая дорога». | 1 | |
34 | Викторина «Все правила ПДД» | 1 | |
Всего | 34 |
4 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Основные виды деятельности учащихся |
РАЗДЕЛ «Дорожная грамота» | |||
1 | Вводное занятие «Безопасность пешеходов». Составление маршрутов движения. | 1 | Характеризовать поведение участников дорожного движения. Различать формы поведения, которые допустимы на дороге и в транспорте. Изображать путь от дома до школы с помощью рисунка. Выбирать оптимальные формы поведения на дороге. Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека. Анализировать, почему дети попадают в дорожные аварии. |
2 | Викторина: Знаем ли мы правила дорожного движения. | 1 | |
3 | Практическое занятие: Знаем ли мы правила дорожного движения. | 1 | |
4-5 | Проверка знаний правил дорожного движения. | 2 | |
6 | Агитбригада «Все о правилах ПДД» | 1 | |
7 | Основные понятия и термины ПДД. | 1 | |
РАЗДЕЛ «Наши верные друзья – светофор и дорожные знаки » | |||
8-9 | Проект «История возникновения дорожных знаков». | 2 | Оценивать опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека. Группировать дорожные знаки по назначению для пешеходов. Характеризовать и оценивать различные ситуации правила поведения на дороге. Анализировать и объяснять права и обязанности пешеходов, водителей. Обсуждать и объяснять игру «Знатоки дорожных знаков». Анализировать и обсуждать дорожную обстановку на светофорах |
10-11 | Практическое занятие «Дорожные знаки». Отработка навыков на макетах. | 2 | |
12 | Предупредительные сигналы. | 1 | |
13 | Движение учащихся группами и в колонне. | 1 | |
14-15 | Перевозка людей. Правили перевозки. | 2 | |
16-17 | Оборудование автомобилей специальными приборами. Специальные виды транспорта. | 2 | |
18 | Труд водителя. | 1 | |
РАЗДЕЛ «Правила дорожного движения » | |||
19 | Практическое занятие на специально размеченной площадке. | 1 | Оценивать опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения. Просмотр обучающих видео роликов. Анализировать и объяснять, поведение пассажиров. |
20 | Проведение дня безопасности дорожного движения в классе. | 1 | |
21 | Основные виды травм и первая помощь при них. | 1 | |
22 | Поведение пассажиров при неизбежности ДТП. | 1 | |
23 | Поведение пассажиров после ДТП. | 1 | |
24 | Обязанности велосипедистов. | 1 | |
25 | Оценка дорожных ситуаций. | 1 | |
26-27 | Разбор дорожной ситуации на макете. | 2 | |
28 | Проект «Мы пассажиры». | 1 | |
РАЗДЕЛ «Дорога и ее тайны » | |||
29 | Практические упражнения, тренирующие глазомер. | 1 | Уметь применять на практике полученные знания. Соблюдать правила игры, аргументировать свою точку зрения, вести диалог. Анализировать и выделять главное в работе с учебным материалом. |
30 | Ответственность за нарушение. | 1 | |
31-33 | Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. | 3 | |
34 | Агитбригада «ПДД – азбука безопасности» | 1 | |
Всего | 34 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наглядные пособия:
1.Таблицы.
2.Предметные картинки.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету
Технические средства обучения (ТСО)
1.Интерактивная доска
2.Мультимедийный проектор.
3.Телевизор.
4.Видеоплейер (видеомагнитофон).
5..Персональный компьютер.
6.Экранно-звуковые пособия.
7.Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме).
8.Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме).
Список используемой литературы.
- В. И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД, или Школьник вышел на улицу», 1-4 классы.
- Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования /Под общ.ред. В.Н.Кирьянова – М.: Третий Рим, 2007.
- Методические рекомендации: формирование у школьников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. – М.: Третий Рим, 2007.
Приложение 1
Система диагностических заданий по выявлению у детей знаний по безопасности дорожного движения
1 задание. «Устройство улицы».
Цель: определить уровень знания детей устройства улицы, перекрёстка.
Материал: макет улицы.
Вопросы (ответь и покажи):
1. По какой части улицы движутся машины, пешеходы?
2. Где можно переходить улицу? Какие виды переходов ты знаешь? Какой самый безопасный? Почему?
3. Если вы не успели перейти улицу, а на светофоре зажёгся красный свет, где вы должны остановиться?
4. Что разделяет проезжую часть дороги с двусторонним движением?
5. Как называется место на улице, где пересекаются две дороги?
2 задание. «Светофор».
Цель: выявить знания о светофоре, его назначении.
Материал: макет транспортной площадки, модели светофоров.
Вопросы:
1. Посмотри на сигналы светофора, что они обозначают?
Задание: расставь светофоры на макете и объясни выбор места установки светофора.
3 задание. «Дорожные знаки».
Цель: определить уровень знания у детей знаков дорожного движения.
Материал: картинки с изображением знаков.
Вопросы:
1. Зачем нужны дорожные знаки?
2. Какие группы знаков ты знаешь?
3. К какой группе относятся эти знаки?
Задание: назови дорожный знак.
4 задание. «Мы пешеходы».
Цель: выявить знания детей правил поведения на улице – движение по улице и переход через улицу.
Задание (объяснить ситуации):
1. Дети бегут по тротуару, навстречу идёт женщина с сумкой. Ребята столкнулись с женщиной, она выронила сумку. Дети подняли её и отдали женщине. Почему дети столкнулись с женщиной? Что они сделали неправильно?
2. Пешеход переходит улицу, вдруг он останавливается посередине дороги. Почему он это сделал?
3. Мальчик увидел друга на другой стороне улицы, он бежит через дорогу и слышит, как резко тормозит машина. Почему так произошло? Какое правило движения нарушил мальчик? Что он должен был сделать?
4. Дети собираются в поход. Воспитатель просит одного мальчика взять два красных флажка с собой. Зачем воспитателю флажки?
5. Ребята отправились в поход за город. Они должны пройти путь от города до села Ивановка. Самый короткий путь до села по проезжей части. Что должны сделать ребята, чтобы не попасть под машину?
5 задание. «Мы пассажиры».
Цель: выявить знания детей правил поведения в общественном транспорте.
Материал: сюжетные картинки.
Задание: какое правило нарушается на картинке.
Вопросы:
1. Где пассажиры ожидают транспорт?
2. Почему нельзя высовываться из окна?
3. Почему необходимо держаться в общественном транспорте за поручни?
4. Почему нельзя кричать в общественном транспорте?
5. Кому нужно уступать места?
6. Почему в маршрутном такси нельзя стоять во время движения?
6 задание. «Регулировщик».
Цель: выявить знания детей о профессии регулировщика, соответствие сигналов светофора и регулировщика.
Материал: картинки с изображением сигналов светофора и сигналов-движений, подаваемых регулировщиком.
Вопросы:
1. Иногда на сложных участках дороги движением управляет регулировщик. Как вы думаете, когда это происходит?
2. Что означают сигналы регулировщика?
Задание: дидактическая игра «Найди пару».
7 задание. «Где и как надо играть, ездить на велосипеде».
Материал: сюжетные картинки.
Вопросы:
1. Где можно кататься на велосипеде?
2. Почему велосипедистам не разрешается ездить по тротуару?
3. Как велосипедист должен пересекать улицу?
4. Где детям разрешается играть?
Задание: объясни, какие правила движения нарушены на этой картинке.
8. Зачётная игра.
Материал: транспортная площадка, светофор, знаки дорожного движения, нагрудные знаки, макеты домов, пост ГИБДД, автозаправка.
Задания:
1. Расставь знаки на площадке.
2. Пройти от дома в школу, в больницу, столовую, магазин.
3. На машине проехать к автозаправке, в больницу, в школу.
4. Организовать движение по перекрёстку, регулируемому регулировщиком.
Высокий уровень – ребёнок выполняет задания самостоятельно, их выполнение не вызывает затруднений, на вопросы отвечает уверенно, поясняя свои ответы.
Средний уровень – ребёнок задания выполняет с небольшими затруднениями, после наводящих вопросов самостоятельно справляется с заданием, на вопросы отвечает правильно, но не всегда может объяснить свой ответ.
Низкий уровень – ребёнок затрудняется выполнять задания, только по подсказке взрослого, с его помощью, на вопросы ответить затрудняется, объяснить свои ответы не может.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса «Занимательная математика » (внеурочная деятельность) 1 класс
Рабочая программа курса «Занимательная математика » составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и ...
Рабочая программа кукольного кружка Непоседы"-внеурочная деятельность
Разработана рабочая программа кукольного кружка "Непоседы" -внеурочная деятельностя по ФГОС . Программа направлена на интеллектуальное развитие младших школьников, развитие артистических ...
Рабочая программа и календарное планирование внеурочной деятельности художественно-эстетического направления для учащихся 1-4 классов.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа курса «Азбука первоклассника» ( внеурочная деятельность ) для 1 класса
Курс «Азбука первоклассника» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе для реализации федерального государственного образовательного станда...
Рабочая программа курса занятий по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса
Программа внеурочной деятельности разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и эрудиции учащихся, способству...
Рабочая программа "Наш край" (ФГОС, внеурочная деятельность, дополнительное образование)
Рабочая программа по краеведению в рамках внеурочной деятельности ФГОС, календарно-тематическое планирование "Край наш Тульский" 4 класс...
Рабочая программа педагога по внеклассной внеурочной деятельности кружка по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Этика: азбука добра»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...
- Мне нравится (1)