Рабочая программа и календарное планирование внеурочной деятельности художественно-эстетического направления для учащихся 1-4 классов.
рабочая программа по теме
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneuroch_deyat_kukolnaya_strana_1-4_kl.doc | 402.5 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное образовательное учреждение Тульской области
«Ефремовская начальная общеобразовательная школа»
Рассмотрена и согласована УТВЕРЖДАЮ:
методическим объединением директор
Протокол № _________
от «_____» ______________ 201 г. ____________________ Гладких Е.Н.
Приказ №
«_____» ___________________ 201 г.
Принята на педагогическом совете
Протокол № ______
от «_____» ______________ 201 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
________________________________
________________________________
для ________ класса
начального общего образования
Учитель ________________________________
Квалификационная категория ______________
Ефремов
2013 год
Пояснительная записка
Рабочая программа « Кукольная страна» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы художественно-эстетического направления.
Цель программы:
Раскрытие и развитие потенциальных способностей детей через их приобщение к миру искусства - театру кукол.
Задачи:
- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
- научить приёмам исполнительского мастерства;
- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемые в опыте мастеров искусства;
- сформировать представление о национальной культуре;
- сформировать понимание нравственных категорий: добро и зло, ложь и правда.
В содержании рабочей программы осуществляются межпредметные связи с учебными предметами: литературное чтение, технология, музыка, изобразительное искусство, окружающий мир.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках художественно-эстетического направления.
Кукольный театр необходим школе. Это возможность почувствовать себя создателем целого мира, реализовать таланты и фантазии, воспитывать без назидания, постигая добро и зло вместе с героями – куклами.
Кукла – первое прикосновение ребёнка к искусству театра. Человеческий разум шагнул далеко вперёд, но дети без куклы и игры жить не могут. Кукла есть «оживление» неживой материи при помощи рук актёра и фантазии. «Ожившие» герои будят у ребёнка воображение, рождают новые образы, которые влияют на ребёнка: в работу включается мыслительный процесс. Прежде чем «оживлять» куклу, рассматривается внешний образ, составляется характеристика, подбирается соответствующая интонация и стиль речи.
В этом процессе общения проявляется познавательная и предметная деятельность ребёнка. Овладение речью через куклу позволяет ребёнку воспринимать явления более осознанно. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, активнее происходит психическое развитие.
Театр кукол – способ пластического мышления в пространстве. При этом главное внимание уделяется развитию ассоциативного мышления.
Актуальность программы обусловлена тем, что театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра - исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.
Новизна рабочей программы внеурочной деятельности определена содержанием федерального государственного стандарта начального общего образования , и реализуется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у обучающихся.
Программа данного курса представляет систему занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения (по 2 часа в неделю).
В процессе реализации программы внеурочной деятельности используются нетрадиционные формы занятий: экскурсии в музеи, посещение выставок, концертов, театров, творческие вечера и встречи с деятелями культуры, школьные фестивали.
Итоги каждого года обучения подводятся в форме отчётного спектакля юных артистов с приглашением родителей, детей, друзей, педагогов образовательных учреждений, воспитанников дошкольных учреждений.
Во время занятий следует опираться и последовательно реализовывать следующие психолого-педагогические и методические принципы:
1. Учет возрастных особенностей (контроль за изменением побуждающих мотивов);
2. Направленность обучения на раскрытие потенциальных возможностей ребенка (применяя конкретный принцип, выбираю и соответствующий метод);
3. Принцип эмоционально положительного настроя на занятия;
4. Принцип непрерывного расширения общекультурного кругозора, укрепление познавательных интересов ребенка;
5. Принцип актуальности и непрерывной поддержки самостоятельных инициатив ребенка («Сам придумал - самостоятельно сделал»);
6. Принцип методической вариативности в деятельности педагога (наличие у педагога «в репертуаре» широкого диапазона методов и приемов):
• Репродуктивных (воспроизводящих);
• Частично-поисковых;
• Проблемных;
• Эвристических (проблема формируется детьми ,предлагаются способы ее решения).
Опора на перечисленные принципы позволяет эффективно вести обучение и достигать максимально возможного результата обучения и воспитания детей, которые имеют самый различный уровень предрасположенности к творческому освоению искусства театра кукол.
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Теоретическая часть дается в форме беседы с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.
Общие методические пояснения.
Творческое отношение педагога к работе имеет принципиальное значение. Программа подчеркивает важность увлеченности педагогов и обучающих искусством театра кукол для формирования у детей познавательного интереса к нему и стремления к его самостоятельному изучению. Эстетические потребности детей должны сознательно развиваться педагогом на каждом занятии.
Так как одна из ведущих задач - творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие воображения, фантазии. На каждом занятии детям дается возможность пофантазировать, поощряется привнесение в работу собственных образов, элементов и т.п. Важно «расковать» детей, высвободить их творческую энергию
Полезно систематизировать все интересные находки по развитию детского воображения в процессе деятельности на занятиях для организации последующих коллективных и персональных выставок детских работ, творческих отчетов.
В программе поднята как важнейшая проблема духовного развития личности, воспитания мира чувств ребенка, его эмоциональной чуткости, активно-действенной отзывчивости на добро и зло. Эта задача наиболее сложная и требует большого такта от педагога. Задача формирования «зоркости души» ребенка, которая является для педагогов основой, также требует индивидуального подхода к конкретному ребенку.
Итак, внеурочная программа «Кукольная страна» рассчитана на годичный курс обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Возраст детей от 6,5-11 лет. Данный возраст характеризуется как время овладения самостоятельными формами работы, время развития интеллектуальной, познавательной активности.
Прогнозируемые результаты
По завершении 1 года обучающиеся должны:
- получить знания об истории происхождения кукол, о видах кукол;
- овладеть умением распределять дыхание во время произношения текста;
- научиться сочинять истории в предлагаемых обстоятельствах и при прослушивании музыки;
- овладеть навыком вождения перчаточной куклой;
- научиться переносить образ героя в рисунок;
- овладеть культурой общения со сверстниками и со взрослыми;
- осознать чувство ответственности перед коллективом во время совместной работы по созданию спектакля;
- знать фольклор народа: сказки, предания, легенды, сказания.
По завершении 2 года обучающиеся должны:
- научиться анализировать пьесу, давать характеристику героям;
- овладеть умением анализировать роль, определять «зерно» характера;
- обучиться переносу образа с эскиза в скульптуру будущей куклы;
- научиться использовать выразительные возможности куклы;
- уметь сочинять сказки и рифмовки;
- научиться умению использовать метафору и ассоциации для нахождения образа-символа;
- научиться понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность перед ним.
- знать историю создания и отличительные особенности национального костюма.
По завершении 3 – 4 годов обучения обучающиеся должны:
- познакомиться с историей театра кукол и современными творческими поисками в кукольном мире;
- научиться умению определять идею произведения, главную задачу;
- овладеть темпо - ритмом, чувством пространства сцены;
- научиться общаться со зрителем и партнёром через куклу;
- овладеть тембровой и интонационной окраской голоса;
- освоить технику вождения кукол: перчаточной, тростевой, планшетной, марионеткой;
- открыть для себя нравственные и эстетические ценности;
Личностные, метапредметные результаты освоения курса
В результате изучения данного курса у выпускников начальной школы будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными результатами изучения курса являются:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
- способность к самооценке;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания своего «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
- знание основных моральных норм;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные универсальные действия
Выпускник научится:
- определять и формулировать цель деятельности;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные УУД
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения различных задач;
- строить речевое высказывание как в устной, так и письменной форме;
- основам смыслового чтения художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные УУД
- Выпускник научится:
- допускать возможность существования различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Формы подведения итогов и контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
- текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
- промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы, проводимые в образовательном учреждении;
- итоговый – открытые занятия, спектакли, фестивали.
Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений.
Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля.
Открытые занятия по актерскому мастерству и сценической речи являются одной из форм итогового контроля.
Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие способностей каждого ребенка, является спектакль или театральное представление.
Учебно-тематический план на 1 год обучения
№ п/п | Темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие. Особенности театральной терминологии | 4 | 2 | 2 |
2 | Устройство ширмы и декораций | 12 | 2 | 10 |
3 | Особенности изготовления кукол | 16 | 4 | 12 |
4 | Речевая гимнастика | 8 | 2 | 6 |
5 | Особенности работы кукловода | 12 | 2 | 10 |
6 | Выбор пьесы | 4 | 1 | 3 |
7 | Знакомство с произведениями народа | 4 | 1 | 3 |
8 | Репетиция, спектакль | 6 | 2 | 4 |
ВСЕГО: | 66 | 16 | 50 |
Содержание курса
(первый год)
- Вводное занятие. Особенности театральной терминологии
Знакомство детей с историей кукольного театра в России. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете. Особенности организации работы театра «Петрушка». Понятие «кукловод». Ознакомление детей с принципом управления движения куклы (движение головы, рук куклы). Техника безопасности. Особенности театральной терминологии.
Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.
- Устройство ширмы и декораций
Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра. Первичные навыки работы с ширмой. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. д.). Понятие о физико-технических свойствах материалов для изготовления театрального реквизита.
Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций.
- Особенности изготовления кукол
Знакомство с технологией разработки выкроек кукол. Выбор материалов для изготовления различных частей куклы. Порядок изготовления различных частей куклы (куклы-девочки, зайца, волка, медведя и др.). Изготовление одежды кукол. Понятие о технологии изготовления различных кукольных персонажей.
Практическая работа: изготовление различных кукол.
- Речевая гимнастика
Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром и т. п.). Речевая гимнастика (в декорации). Работа со скороговорками. Природные задатки человека, пути их развития. Посещение спектакля кукольного театра.
Практическая работа: отработка (тренинг) сценической речи.
- Особенности работы кукловода
Понятие о разнообразии движений различных частей кукол. Отработка навыков движений куклы по передней створке ширмы. Особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода.
Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, гримёр, осветитель и др.)
Практическая работа: расчёт времени тех или иных сцен, мизансцен и протяжённости всего спектакля.
- Выбор пьесы
Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (по два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. Посещение кукольных спектаклей в театре. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Драматургия, сюжет, роли.
Практическая работа: тренинг по взаимодействию действующих лиц в предполагаемых обстоятельствах на сцене.
- Знакомство с произведениями народа
Знакомство с разнообразным фольклором, героические сказания, герои, богатыри. Народные сказки.
Практическая работа: посещение городского краеведческого музея.
- Генеральная репетиция. Спектакль
Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Состав жюри. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции.
Практическая работа: организация и проведение спектакля; организация и проведение гастролей; показ спектакля учащимся начальной школы, дошкольникам; участие в смотре школьных кукольных театров.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Первый год обучения
№ | Тема | Дата | Примечание |
Вводное занятие. Знакомство с историей кукольного театра. | |||
Особенности театральной терминологии. Особенности организации работы школьного театра. | |||
Знакомство с понятием «кукловод». Знакомство с принципом управления движениями куклы. Техника безопасности. | |||
Продолжение знакомства с принципом движения куклы. Отработка движений головы куклы, рук куклы. | |||
Знакомство с понятием «декорация». Оформление спектакля кукольного театра. | |||
Оформление спектакля кукольного театра (декорации, цвет, свет, звук, шумы). | |||
Оформление спектакля кукольного театра (декорации, цвет, свет, звук, шумы). | |||
Плоскостные декорации. Изготовление декораций. | |||
Полуплоскостные декорации. Изготовление декораций. | |||
Объёмные декорации. Изготовление декораций. | |||
Понятие о физико-технических свойствах материалов для изготовления театрального реквизита. | |||
Установка ширмы. | |||
Установка ширмы. | |||
Изготовление декораций. | |||
Изготовление декораций. | |||
Изготовление декораций. | |||
Происхождение куклы. | |||
Виды кукол. Что может быть куклой? | |||
Перчаточная кукла. | |||
Знакомство с технологией разработки выкроек кукол. | |||
Выбор материалов для изготовления различных частей куклы. Технология изготовления различных кукольных персонажей. | |||
Порядок изготовления головы куклы. | |||
Изготовление головы куклы из папье-маше. | |||
Обработка и покрытие головы куклы. | |||
Изготовление каркаса туловища куклы. | |||
Продолжение работы над каркасом. | |||
Соединение головы с каркасом. | |||
Изготовление одежды кукол. | |||
Изготовление одежды кукол. | |||
Раскрой и шитьё одежды кукол. | |||
Соединение деталей куклы. | |||
Соединение деталей куклы. | |||
Речевая гимнастика | |||
Речевая гимнастика (в декорации). | |||
Особенность речи различных персонажей. | |||
Голосовые модуляции. | |||
Выразительное чтение различных текстов. | |||
Скороговорки. | |||
Разучивание скороговорок. | |||
Посещение спектакля в кукольном театре. | |||
Разнообразие движений различных частей куклы. | |||
Разнообразие движений различных частей куклы. | |||
Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы. | |||
Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы. | |||
Психологическая подготовка артиста-кукловода. | |||
Психологическая подготовка артиста-кукловода. | |||
Знакомство с театральными профессиями. | |||
Знакомство с театральными профессиями. | |||
Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. | |||
Движение куклы в глубине ширмы. | |||
Расчёт времени на спектакль. | |||
Расчёт времени на спектакль. | |||
Выбор пьесы. | |||
Чтение сценария. Распределение и пробы ролей. | |||
Оформление спектакля. | |||
Разучивание ролей, репетиция. | |||
Знакомство с народным фольклором. Героические сказания. | |||
Народные сказки. Легенды. | |||
Народные сказки. Легенды. | |||
Экскурсия в краеведческий музей. | |||
Репетиция к спектаклю. | |||
Репетиция к спектаклю. | |||
Подготовка помещения к спектаклю. | |||
Подготовка помещения к спектаклю. | |||
Генеральная репетиция. | |||
Спектакль. |
Учебно-тематический план на 2 год обучения
№ п/п | Темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие. Выбор пьесы | 12 | 4 | 8 |
2 | Актёрская грамота. Работа над ролью | 14 | 2 | 12 |
3 | Изготовление кукол | 9 | 2 | 7 |
4 | Работа с текстом | 6 | 2 | 4 |
5 | Репетиции на сцене Спектакль | 10 | 2 | 8 |
6 | Ассоциативное мышление – путь к нестандартному решению сценического образа куклы | 10 | 4 | 6 |
7 | Бытовая и обрядовая культура русского народа | 3 | 1 | 2 |
8 | Поездка на выставку кукол. Посещение кукольного театра | 4 | 1 | 3 |
ВСЕГО: | 68 | 18 | 50 |
Содержание курса
(второй год)
- Вводное занятие. Выбор пьесы
Чтение и обсуждение пьесы. Поиск проблемы каждого героя. Выявление мотивов поведения каждого героя, характеры героев.
Практическая работа: использование имеющегося художественного опыта учащихся; творческие игры; рисование кинофильма для закрепления представлений о театре как виде искусства. Посещение кукольного театра. Занятие-тренинг по культуре поведения «Как себя вести в театре».
- Актёрская грамота. Работа над ролью
Знакомство с драматургией, декорациями, костюмами, гримом, музыкальным и шумовым оформлением. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство актера; возможности актера «превращать», преображать с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию, партнеров. Анализ роли.
Практическая работа: выполнение этюдов, упражнений - тренингов. Поиск похожих ситуаций в жизни.
- Изготовление кукол
Выполнение эскизов кукол. Лепка куклы. Порядок изготовления различных частей куклы. Изготовление одежды для кукол.
Практическая работа: изготовление кукол.
- Работа с текстом
Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Основы практической работы над голосом. Понятие о фразе. Текст и подтекст литературного произведения. Возможность звучащим голосом рисовать ту или иную картину. Главная мысль в тексте. Паузы в тексте.
Практическая работа: упражнения на рождение звука; отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речевым аппаратом. Артикуляционная гимнастика.
- Репетиции на сцене. Спектакль.
Физическое и психологическое самочувствие актёра в роли через куклу. Работа с декорациями. Музыка и движение куклы, жесты. Речь актёра и движение куклы. Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Состав жюри. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции.
Практическая работа: подготовка к спектаклю, отработка и репетиции на сцене; организация и проведение спектакля; организация и проведение гастролей; показ спектакля учащимся начальной школы, дошкольникам.
- Ассоциативное мышление – путь к нестандартному решению сценического образа куклы
Понятие о метафоре. Художественная образность в народной словесности. Религиозное верование древнего человека и его отношения к природе. Народные приметы, связанные с земледелием и природой. Загадка. Народные сказки. Поэтическое слово. Образы в поэтическом слове.
Практическая работа: чтение и сочинение загадок, чтение народных сказок. Конкурс на лучшего чтеца басен, стихотворений. Литературный вечер.
- Бытовая и обрядовая культура русского народа
Бытовая и обрядовая культура русского народа – свадебный обряд, дома, украшение и одежда. Произведения современных поэтов.
Практическая работа: изготовление сувениров, оберегов.
- Посещение кукольного театра, выставки кукол
Посещение выставки кукол. Посещение кукольного театра. Анализ просмотренного спектакля. Планирование работы на следующий год.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Второй год обучения
№ | Тема | Дата | Примечание |
1. | Вводное занятие. Чтение пьесы. | ||
2. | Чтение пьесы. | ||
3. | Обсуждение пьесы. | ||
4. | Обсуждение пьесы. | ||
5. | В чём проблема каждого героя? | ||
6. | Причины столкновения героев. | ||
7. | Причины столкновения героев. | ||
8. | Цель и мотивы поведения героев. | ||
9. | Цель и мотивы поведения героев. | ||
10. | Характеры героев пьесы. | ||
11. | Характеры героев пьесы. | ||
12. | Сверхзадача пьесы. | ||
13. | Исполнительское искусство актёра. | ||
14. | Исполнительское искусство актёра. | ||
15. | Анализ роли. | ||
16. | Анализ роли. | ||
17. | Похожие ситуации в жизни. | ||
18. | Похожие ситуации в жизни. | ||
19. | «Зерно» характера. | ||
20. | «Зерно» характера. | ||
21. | С чем ассоциируется образ героя? | ||
22. | С чем ассоциируется образ героя? | ||
23. | Работа над ролью. | ||
24. | Работа над ролью. | ||
25. | Работа над ролью. | ||
26. | Работа над ролью. | ||
27. | Выполнение эскизов кукол. | ||
28. | Лепка кукол. | ||
29. | Изготовление головы из папье-маше. | ||
30. | Обработка и покрытие изделия. | ||
31. | Изготовление каркаса туловища. | ||
32. | Соединение головы с туловищем. | ||
33. | Изготовление парика. | ||
34. | Раскрой и шитьё деталей. | ||
35. | Соединение деталей куклы. Завершение работы над куклой. | ||
36. | Главная мысль в тексте. | ||
37. | Паузы. | ||
38. | Главное слово. | ||
39. | Интонационные знаки. | ||
40. | Выразительное чтение текста. Чтение по ролям. | ||
41. | Выразительное чтение текста. Чтение по ролям. | ||
42. | Психологическое и физическое самочувствие актёра через куклу. | ||
43. | Походка, жест, поворот головы, корпуса. | ||
44. | Приспособление к реквизиту, декорации. | ||
45. | Работа с декорациями. | ||
46. | Общение через куклу. Музыка и движение куклы. | ||
47. | Отношение актёра к происходящему. | ||
48. | Репетиция спектакля. | ||
49. | Репетиция спектакля. | ||
50. | Репетиция спектакля. | ||
51. | Спектакль. | ||
52. | Понятие о метафоре. | ||
53. | Художественная образность в русской словесности. | ||
54. | Религиозное верование древнего человека и его отношение к природе. | ||
55. | Народные приметы, связанные с земледелием и природой. | ||
56. | Загадка – сохранение старинного мифического языка. Чтение и сочинение загадок. | ||
57. | Народные сказки и предания. | ||
58. | Басни и сказание о зверях. | ||
59. | Поэтическое слово. Образы в поэтическом слове. | ||
60. | Чтение стихотворений. Конкурс на лучшего чтеца. | ||
61. | Литературный вечер. | ||
62. | Знакомство с бытовой и обрядовой культурой русского народа. | ||
63. | История создания национального костюма. | ||
64. | Произведения современных поэтов. | ||
65. | Поездка в кукольный театр. | ||
66. | Анализ просмотренного спектакля. | ||
67. | Поход на выставку кукол. | ||
68. | Чему мы научились за год? Планирование работы на новый учебный год. |
Учебно-тематический план на 3 год обучения
№ | Темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие. История театра кукол | 12 | 6 | 6 |
2. | Работа над эстрадными номерами | 12 | 6 | 6 |
3. | Изготовление кукол | 6 | 6 | |
4. | Репетиционный период | 4 | 4 | |
5. | Репетиционный период (работа с куклой) | 12 | 2 | 10 |
6. | Работа над самостоятельным номером | 12 | 4 | 8 |
7. | Работа над постановкой голоса | 8 | 2 | 6 |
8. | Творческая встреча с научными сотрудниками краеведческого музея | 2 | 2 | |
ВСЕГО: | 68 | 20 | 48 |
Содержание курса
(третий год)
- История театра кукол
Кукла в Древнем мире. Театральные шествия. Знакомство с куклами стран мира (Франция, Италия, Америка). Устройство сцены в театре кукол. Театр С. Образцова – школа для всех кукольников. Драматизация и театр кукол. Устройство кукол и их пластические возможности.
Практическая работа: посещение кукольного театра (знакомство с устройством сцены).
- Работа над эстрадными номерами
Понятие об эстраде как о форме театрального искусства. Куклы на эстраде и их возможности. Номера известных кукольников. Знакомство с жанрами эстрады (пантомима, клоунада, пародия).
Практическая работа: чтение литературы и определение жанра.
- Изготовление кукол
Знакомство с технологией разработки выкроек кукол. Выбор материалов для изготовления различных частей куклы. Порядок изготовления различных частей куклы (куклы-девочки, зайца, волка, медведя и др.). Изготовление одежды кукол. Изготовления различных кукольных персонажей.
Практическая работа: изготовление различных кукол.
- Репетиционный период (застольный)
Работа с текстом, просмотр линии роли.
- Репетиционный период (работа с куклой)
Изменение маски кукол. Основной ритм движения куклы. Точная координация танцевальных движений актёра с куклой. Тембровая и интонационная окраска голоса.
Практическая работа: отработка движений актёра с куклой, репетиции с куклой; показ эстрадных номеров.
- Работа над самостоятельным номером
Знакомство с художниками разных эпох в жанре «Портрет». Характеристика по портрету. Знакомство с эмоциональной памятью.
Практическая работа: сочинение истории жизни по портрету, просмотр спектаклей, изготовление куклы, изготовление декораций, репетиционный период.
- Творческая встреча с научными сотрудниками краеведческого музея
- Работа над постановкой голоса
Работа над постановкой голоса. Отработка самостоятельных номеров. Выступление на школьном смотре художественной самодеятельности.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Третий год обучения
№ | Тема | Дата | Примечание |
1. | Вводное занятие. Кукла в Древнем мире. | ||
2. | Театрализованные шествия. | ||
3. | Театрализованные шествия. | ||
4. | Куклы Италии, Франции, Америки. | ||
5. | Устройство сцены в театре кукол. | ||
6. | Устройство сцены в театре кукол. | ||
7. | Российский театр – Петрушка. | ||
8. | Устройство кукол и их пластические возможности. | ||
9. | Устройство кукол и их пластические возможности. | ||
10. | Театр С. Образцова – школа для всех кукольников. | ||
11. | Драматизация и театр кукол. | ||
12. | Драматизация и театр кукол. | ||
13. | Понятие об эстраде как о форме театрального искусства. | ||
14. | Куклы на эстраде, их возможности. | ||
15. | Номера известных кукольников. | ||
16. | Жанры эстрадных номеров и возможности куклы. | ||
17. | Танцевальная пантомима. | ||
18. | Пародия. | ||
19. | Разговорный жанр (обращение к художественной литературе). | ||
20. | Клоунада. | ||
21. | Выбор сюжета. Чтение литературы. | ||
22. | Определение жанра. | ||
23. | Выбор типа кукол и их выразительные возможности. | ||
24. | Эскизы кукол. | ||
25. | Изготовление кукол. | ||
26. | Изготовление кукол. | ||
27. | Изготовление кукол. | ||
28. | Изготовление кукол. | ||
29. | Изготовление кукол. | ||
30. | Изготовление кукол. | ||
31. | Работа с текстом. | ||
32. | Линия роли. | ||
33. | Работа над ролью. | ||
34. | Работа над ролью. | ||
35. | Изменение маски кукол. | ||
36. | Основной ритм движения куклы. | ||
37. | Точная координация танцевальных движений актёра с куклой. | ||
38. | Общение со зрителем. | ||
39. | Общение партнёром через куклу. | ||
40. | Тембровая и интонационная окраска голоса. | ||
41. | Работа в жанре. | ||
42. | Работа с куклой. | ||
43. | Работа с куклой. | ||
44. | Репетиции с куклой. | ||
45. | Репетиции с куклой. | ||
46. | Показ номеров. | ||
47. | Знакомство с художниками разных эпох в жанре «Портрет». | ||
48. | Характеристика по портрету. | ||
49. | Сочинение истории по портрету. | ||
50. | Эмоциональная память. | ||
51. | Музыка, художественный фильм, книга, спектакль, жизненные наблюдения… | ||
52. | От чувства к образу. | ||
53. | От образа к рисунку. | ||
54. | От рисунка к теме, к проблеме. | ||
55. | Изготовление кукол. | ||
56. | Изготовление кукол. | ||
57. | Изготовление кукол. | ||
58. | Изготовление декораций. | ||
59. | Изготовление декораций. | ||
60. | Работа над постановкой голоса. | ||
61. | Работа над постановкой голоса. | ||
62. | Конкурс «Минута славы». | ||
63. | Показ самостоятельных работ на школьном конкурсе. | ||
64. | Анализ показа самостоятельных работ. | ||
65. | Творческая встреча с сотрудниками краеведческого музея | ||
66. | Творческая встреча с сотрудниками краеведческого музея | ||
67. | Чему мы научились за год? Подведение итогов. | ||
68. | Планирование работы на следующий год. |
Учебно-тематический план на 4 год обучения
№п/п | Темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2. | Русские народные сказки и былины в записи и обработке мастеров художественного слова | 6 | 2 | 4 |
3. | Сказки народов мира | 2 | 1 | 1 |
4. | Выбор пьес-сказок для постановки спектаклей | 2 | 2 | |
5. | Занятия по развитию творческого воображения (придумывание кукол комбинированных конструкций) | 10 | 2 | 8 |
6. | Изготовление кукол различных конструкций | 14 | 2 | 12 |
7. | Занятия сценическими движениями, сценической речью | 12 | 2 | 10 |
8. | Изготовление декораций | 10 | 2 | 8 |
9. | Репетиции, спектакль | 8 | 2 | 6 |
10. | Этнографический поход по местам поселения народа на ефремовской земле | 3 | 3 | |
ВСЕГО: | 68 | 14 | 54 |
Содержание курса
(четвёртый год)
- Вводное занятие
Знакомство с планами работы на год. Повторение техники вождения перчаточными и тростевыми куклами.
- Русские народные сказки и былины в записи и обработке мастеров художественного слова
Чтение сказок, просмотр фильмов. Обсуждение прочитанного и просмотренного. Анализ.
- Сказки народов мира
Чтение сказок, просмотр фильмов. Обсуждение прочитанного и просмотренного. Анализ.
- Выбор пьес-сказок для постановки спектакля
- Занятия по развитию творческого воображения
Придумывание кукол комбинированных конструкций.
- Изготовление кукол различных конструкций
Технология изготовления тростевых, перчаточных кукол, кукол комбинированных конструкций.
- Занятия сценическими движениями, сценической речью
Отработка движений и интонации кукол.
- Изготовление декораций
Придумывание и изготовление эскизов декораций. Обсуждение, выбор эскизов и изготовление декораций.
- Репетиции. Спектакль
Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Состав жюри. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции. Спектакль. Анализ спектакля.
- Этнографический поход по местам поселения на ефремовской земле народа.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Четвёртый год обучения
№ | Тема | Дата | Примечание |
1. | Вводное занятие. | ||
2. | Русские народные сказки и былины в записи и обработке мастеров художественного слова. | ||
3. | Русские народные сказки и былины в записи и обработке мастеров художественного слова. | ||
4. | Русские народные сказки и былины в записи и обработке мастеров художественного слова. | ||
5. | Русские народные сказки и былины в записи и обработке мастеров художественного слова. | ||
6. | Русские народные сказки и былины в записи и обработке мастеров художественного слова. | ||
7. | Русские народные сказки и былины в записи и обработке мастеров художественного слова. | ||
8. | Сказки народов мира. | ||
9. | Сказки народов мира. | ||
10. | Выбор пьес-сказок для постановки спектаклей. | ||
11. | Выбор пьес-сказок для постановки спектаклей. | ||
12. | Придумывание кукол комбинированных конструкций. | ||
13. | Придумывание кукол комбинированных конструкций. | ||
14. | Придумывание кукол комбинированных конструкций. | ||
15. | Придумывание кукол комбинированных конструкций. | ||
16. | Придумывание кукол комбинированных конструкций. | ||
17. | Придумывание кукол комбинированных конструкций. | ||
18. | Придумывание кукол комбинированных конструкций. | ||
19. | Придумывание кукол комбинированных конструкций. | ||
20. | Придумывание кукол комбинированных конструкций. | ||
21. | Придумывание кукол комбинированных конструкций. | ||
22. | Изготовление кукол различных конструкций. | ||
23. | Изготовление кукол различных конструкций. | ||
24. | Тростевые куклы. | ||
25. | Тростевые куклы. | ||
26. | Перчаточные куклы. Работа над основным положением перчаточной куклы. | ||
27. | Перчаточные куклы. Характер и образ в передаче информации. | ||
28. | Перчаточные куклы. Сравнение образа героя с предметом. | ||
29. | Упражнения для отработки навыков разговора куклы. | ||
30. | Диалог героев. | ||
31. | Вождение куклы. | ||
32. | Упражнения на ширме, отработка походки. | ||
33. | Оценка происходящего через куклу. | ||
34. | Закрепление умения работать с перчаточной куклой. | ||
35. | Закрепление умения работать с перчаточной куклой. | ||
36. | Дыхательные упражнения сидя и стоя. | ||
37. | Дыхательные упражнения сидя и стоя. | ||
38. | Дикция. | ||
39. | Артикуляционная гимнастика. | ||
40. | Упражнения на произношение гласных и согласных. | ||
41. | Скороговорки. | ||
42. | Скороговорки. | ||
43. | Упражнения по мастерству актёра. | ||
44. | Гимнастика рук, пальцев. | ||
45. | Образные упражнения, развивающие игры. | ||
46. | Командные игры. | ||
47. | Показ этюдов. | ||
48. | Придумывание эскизов декораций. | ||
49. | Придумывание эскизов декораций. | ||
50. | Изготовление декораций. | ||
51. | Изготовление декораций. | ||
52. | Изготовление декораций. | ||
53. | Изготовление декораций. | ||
54. | Изготовление декораций. | ||
55. | Изготовление декораций. | ||
56. | Изготовление декораций. | ||
57. | Изготовление декораций. | ||
58. | Репетиция (застольный период). | ||
59. | Репетиция (застольный период). | ||
60. | Репетиция на сцене. | ||
61. | Репетиция на сцене. | ||
62. | Репетиция на сцене. | ||
63. | Генеральная репетиция. | ||
64. | Спектакль. | ||
65. | Анализ спектакля. | ||
66. | Этнографический поход. | ||
67. | Этнографический поход. | ||
68. | Этнографический поход. |
Список литературы
- Бабин, Ю. Практическая работа с куклой в детском коллективе [Текст] / Ю. Бабин // Я вхожу в мир искусств. 2001. – №6. – С. 59 – 69.
- Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя [Текст] / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – 223 с.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с.
- Кузнецова, Т. Театр кукол: Программа обучения детей [Текст] / Т. Кузнецова // Я вхожу в мир искусств. - 1999. - №9. - С. 85 - 96.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст] / [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М. : Просвещение, 2010. – 111 с.
- Речь. Речь, Речь: Книга для учителя / под. ред. Т. А. Ладыженской. – М. : Педагогика, 1990. – 336 с.
- Театр, где играют дети [Текст]: Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов / Под ред. А.Б.Никитиной. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.
СОГЛАСОВАНО:
зам. директора по УВР
____________________
Незвинская Н.В.
«___» __________ 201 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Художественно-эстетическое направление «Пластилиновая фантазия» 2 класс .
В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит...
Рабочая программа внеурочной деятельности (Художественно-эстетическое направление) 1 класс
«Волшебный мир оригами»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по новым образовательным стандартам по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Весёлая кисточка» для 1-4 классов
Программа по изобразительному искусству художественно-творческой деятельности детского объединения предназначена для детей от 7 до 10 лет с разными возможностями (для одарённых детей и для детей с огр...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (художественно-эстетическое направление) Маленький мастер 1 – 4 классы
Актуальность Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся...
Рабочая программа и КТП кружка внеурочной деятельности по ФГОС "Говорим по-английски" для 4 класса
Цель программы - развитие разговорной речи обучащихся в форме практических занятий....
Рабочая программа и тематическое планирование внеурочной деятельности 2 класс "Мы - твои друзья".
Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы внеурочно...
Рабочие программы и тематическое планирование внеурочной деятельности
РП и КТП по внеурочной деятельности начальные классы: "Весёлые цифры", "Ритмика", "Спорт-это жизнь", "Театральная студия", "Эрудит"...