Рабочая программа "Наш край" (ФГОС, внеурочная деятельность, дополнительное образование)
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа по краеведению в рамках внеурочной деятельности ФГОС, календарно-тематическое планирование "Край наш Тульский" 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nash_kray._vneurochnaya_deyatelnost._fgos.docx | 19.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по курсу «Край наш Тульский»
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ООП ООО школы и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших подростков умения учиться.
Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи. Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края. Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся.
Программа рассчитана на обучающихся четвертого класса.
Количество часов, выделенных на изучение курса 34, количество недельных часов – 1. Продолжительность учебного занятия 45 минут.
Цели программы:
* воспитание патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся;
* пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям края;
* воспитание любви к природе родного края;
*формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;
Задачи программы:
Образовательные
1. Формирование представлений о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
2. Приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа; 3. Закрепление этих знаний на практике.
Воспитательные
1. Формирование уважительного, бережного отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
2. Воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;
3. Умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.
Развивающие
1. Способствование развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д.)
2. Развитие кругозора учащихся.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
∙ системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;
∙ научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
∙ доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
∙ наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
∙ деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
∙ активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
∙ прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
∙ принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.
Формы и методы работы
∙ игровая;
∙ познавательная;
∙ краеведческая;
∙ просмотр презентаций и видеофильмов;
∙ проектная деятельность;
∙ встречи с интересными людьми;
∙ конкурсы;
∙ посещение библиотек;
∙ праздники;
∙ трудовой десант;
∙ экскурсии
Основное содержание курса Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. При подготовке к занятиям учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи. Также дети учатся дружить, правильно вести себя в обществе, взаимопомощи и соучастию, применять эти знания на практике.
Календарно-тематическое планирование по курсу «Край наш Тульский»
(4 класс ФГОС, внеурочная деятельность)
№ п/п | Дата | Тема |
1. | Древнейшие жители нашего края. | |
2. | В борьбе с монголо-татарами. | |
3. | В войнах ХV века. | |
4. | Возникновение Тулы. | |
5. | Тульский кремль. | |
6. | Героическая оборона Тулы 1552 года. | |
7. | Засечная черта. | |
8. | Освоение тульского края в ХVI веке. | |
9. | Развитие нашего края в ХVII веке. | |
10. | Тула оружейная. | |
11. | Хозяйственное развитие тульской провинции в ХVIII веке. | |
12. | Тула – губернский город. Наука и техника в XVII-XVIII веках. | |
13. | Искусство и архитектура в XVII-XVIII веках. | |
14. | Туляки – герои войны 1812 года. | |
15. | Тульские мастера XIX века. | |
16. | Промышленная Тула XIX – начала XX веков. | |
17. | Хозяйственное развитие тульской губернии XIX – начала XX веков. | |
18. | Просвещение и здравоохранение XIX – начала XX веков. | |
19. | Наука и техника XIX – начала XX веков. | |
20. | Литература и искусство XIX – начала XX веков. | |
21. | В годы гражданской войны в 1918-1920 годы. | |
22. | Тульский край в 20-30 годы XX века. | |
23. | Культура 20-30 годов XX века. | |
24. | Тульская область в период великой Отечественной войны 1941-1945 года. | |
25. | Начало героической обороны Тулы. | |
26. | Решающие бои под Тулой. | |
27. | В едином строю с защитниками Тулы. | |
28. | Тульские партизаны. | |
29. | Юные герои войны. | |
30. | Наш край после изгнания немецко-фашистских захватчиков. | |
31. | Развитие экономики в послевоенное время до 80-х годов XX века. | |
32. | Наш край на рубеже XX-XXI веков. | |
33. | Просвещение, наука и техника второй половины XX века. | |
34. | Литература и искусство второй половины XX века. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Музейное образование" (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Музейное образование" (2 часа в неделю) 3 класс...
Рабочая программа для внеурочной деятельности «Экологическое образование учащихся 3-4 классов на основе краеведческого материала»
Целью рабочей программы для внеурочной деятельности «Экологическое образование учащихся 3-4 классов на основе краеведческого материала» явилось формирование ответственного отношения ...
"Экологические проекты в сфере деятельности дополнительного образования"
Выступление на конференции....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Смысловое чтение» (начальное общее образование)
Программа разработана на основе:Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (от 06 октября 2009 года, с изменениями от 26.11.2010 года, 22...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.О...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» составлена на основе следующих источников:Закон РФ№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»...
КОНСТРУКТОР РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебного курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель» для 1-4 класса уровня начального общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель» для 1-4 класса уровня начального общего образования...