Рабочая программа педагога по внеклассной внеурочной деятельности кружка по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Этика: азбука добра»
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе авторской программы» И.С. Хомякова, В.И. Петрова «Этика: азбука добра».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» | 259.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе авторской программы» И.С. Хомякова, В.И. Петрова «Этика: азбука добра».
Курс «Этика: азбука добра» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса школы, так как соответствует её стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся».
Цели программы: формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоз-зрения и самовоспитания.
Основные задачи программы:
1) способствовать формированию навыков поведения в обществе;
2) способствовать воспитанию чувств коллективизма;
3) способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям;
4) способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.
Общая характеристика факультатива
Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов, так и во внеурочной деятельности школьников в форме факультатива «Этика: азбука добра».
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.
Содержание факультатива ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой.
Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождаю-щих выбор действия и являющихся двигателями поступков.
Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоциона-льно-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Место курса «Этика: азбука добра» в учебном плане
Сроки реализации программы: 2 года (1–2 класс) Программа внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» рассчитана на 134 учебные часа, из расчёта 2 часа в неделю. Из них в 1 классе – 66 часов (2 часа в неделю, 33 учебных недели), во 2 классе – 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебных недели).
Ценностные ориентиры содержания учебного занятия «Этика: азбука добра»
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности.)
Планируемые результаты освоения программы
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД
- Обучающийся получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботли-
вого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.
- Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер
отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
- С помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные этические представления добра и зла,
значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации.
- Система вопросов и заданий, носящие диагностический и тренинговый характер позволит решить задачи самооценки и самопроверки ученика.
Ученик получит начальные нравственные представления, знакомясь с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой
нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»)
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД
1. Обучающийся научится или получит возможность иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к
другим мнениям.
2. Обучающийся научится работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.
3. Обучающийся научится или получит возможность анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
4. Обучающийся научится создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
Обучающийся выучит:
- правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой, улице, в общественных местах, правильную организацию работы на уроке, уметь
оценивать своё поведение;
- основные требования к внешнему виду человека и уметь выполнять основные правила опрятности;
- правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках;
- слова вежливости;
- основные правила общения, правила работы в группе.
Обучающийся получит возможность научиться:
- применять правила вежливого общения, использовать в речи слова вежливости;
- применять правила поведения и общения в школе, на уроке, на перемене, на улице, в общественных местах;
- высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников;
- проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к вещам, созданным трудом других людей;
- работать в паре и в группе;
- проявлять доброе, терпимое отношение к людям; уважение к родителям, близким;
- культурно выражать свои эмоции в совместной работе;
- ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике.
Содержание факультатива
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).
- Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное
сотрудничество.
- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
- Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).
- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художествен-
ных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в
речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родите-
лям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без
конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
О трудолюбии.
- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).
Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки
учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Культура внешнего вида.
- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Внешкольный этикет.
- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице,
в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы»,
говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.
1 КЛАСС
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Тема учебного занятия | Кол-во часов | Содержание деятельности | Воспитательная работа | |
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности | Практическая часть занятия /форма организации деятельности | |||||
Школьный этикет – 5 ч. | ||||||
1. | Правила поведения в школе. | 1 | Правила поведения в школе. | Приход в школу без опозданий. | Формирование правил поведения в школе. | |
2. | Мы пришли на урок. | 1 | Правила поведения на уроке. | Правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. | Обсуждение предложенных ситу-аций. Формулирование правил поведения на уроке. | |
3. | Зачем нужны переме-ны? | 1 | Правила поведения на перемене. | Школьные перемены как время активного отдыха, игры. | Обсуждение поставленного пе-ред уроком вопроса. Формулиро-вание правил поведения на пере-мене. Анализ поведения героев художественных произведений. | |
4. | Мы в школьной столо-вой. | 1 | Правила поведения в столовой, культура поведения за столом. | Поведение в столовой, правила по-ведения за столом. Экскурсия в сто-ловую. | Знакомство с работниками сто-ловой. Формулирование правил поведения в столовой. | |
5. | Культура принятия пищи. | 1 | Правила поведения в столовой, культура поведения за столом. | Правила поведения за столом. | Закрепление правил поведения за столом, в столовой. | |
Правила общения – 10 ч. | ||||||
6. | Зачем нужны вежливые слова? | 1 | Правила вежливости. | Вежливые слова. Практикум. | Чтение и обсуждение произведе-ния «Волшебное слово». Прос-мотр фрагментов из фильмов. Ролевая игра. | |
7. | Доброжелательность. | 1 | Волшебные слова. | Дидактические игры. | Чтение и обсуждение отрывков книг. | |
8. | Какие бывают поступки? | 1 | Элементарные представления о добрых и недобрых поступках. | Знакомство с образом этих поступ-ков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). | Конкурс добрых сюрпризов. Разыгрывание сценок. | |
9. | Мои товарищи: вежли-вое обращение к сверс-тникам. | 1 | Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим. | Активное освоение в речевой и по-веденческой практике вежливых слов, их значения. | Анализ отрывков прочитанных произведений. Формулирование правил общения с товарищами. | |
10. | Я и мои товарищи. | 1 | Пути выхода из конфликтной си-туации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). | Практическое занятие. Формулирование правил общения по телефону. Просмотр отрывков мультфильмов. | Воспитание уважения к окружающим. | |
11. | Общения со сверстни-ками в играх. | 1 | Знакомство с коллективными играми. | Практическое знакомство с прави-лами коллективных игр, позволяю-щих играть дружно, без конфликтов | Конкурс рисунков. Формулирование правил обще-ния с учителями, взрослыми. Разыгрывание сценок. | |
12. | Мой учитель. | 1 | Нравственное содержание ситуа-ции (литературной, жизненной), оценка ситуации. | Установление добрых отношений с окружающими. | Чтение и обсуждение отрывков книг. Экскурсия в библиотеку. Беседа с библиотекарем. | |
13. | Думай о других: сочув-ствие, как его выра-зить? | 1 | Проявление элементарного уваже-ния к окружающим (конкретные жизненные ситуации). | Установление добрых отношений с окружающими. | Практическое занятие. Разыгрывание сценок. Обсужде-ние поставленного перед уроком вопроса. | |
14. | Моя семья. | 1 | Добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации) | Установление добрых отношений с окружающими. | Конкурс рисунков. Дидактическая игра. | |
15. | Я среди людей. | 1 | Понятия этикета, этики, человека, общения. | Местоимения «я», «ты», «мы», «он», «они». | Формировать внимательное от-ношение к окружающим. | |
О трудолюбии – 5 ч. | ||||||
16. | Что помогает учиться лучше (старатель-ность)? | 1 | Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обя-занность школьника. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. | Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. | Чтение и обсуждение отрывков детских книг. | |
17. | Как мы трудимся в школе. | 1 | (Начальные представления). Пути и способы преодоления лени, неу-мения трудиться (избавление от неорганизованности, недисципли-нированности). | Проводить хронометраж дня, анали-зировать свой распорядок дня, кор-ректировать его. Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства. Оценивать свои действия во время уроков, дежурств | Воспитание прилежания и старательности в учении и труде. | |
18. | Мои обязанности в классе. | 1 | Виды труда детей в школе. | Оценивать свои действия и дейст-вия товарищей во время дежурств. | Воспитания уважения к труду старших, одноклассников. | |
19. | Как мы трудимся дома. | 1 | Виды труда детей дома (началь-ные представления). | Оценивать свои действия. | Наведение порядка в дневнике, портфеле, в кабинете. | |
20. | Бережливость: каждой вещи своё место (бере-ги свои и школьные вещи). | 1 | Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. | Бережное отношение к школьному и личному имуществу. | Воспитывать бережное отноше-ние к каждой вещи. | |
Культура внешнего вида – 5 ч. | ||||||
21. | Основные правила Мойдодыра. | 1 | Культура внешнего вида как чис-тота, опрятность, аккуратность в человеке. Правила опрятности и их значение для здоровья, уваже-ния окружающих, собственного хорошего самочувствия. | Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккурат-ность, опрятность, удобство, соот-ветствие ситуации. Оценивать внешний вид человека. | Подготовка и проведение празд-ника «В гостях у Мойдодыра». | |
22. | Как я выгляжу. | 1 | Понятия «внешний вид» и «внутренний мир» человека. | Показать, что внешний вид зависит от отношения человека к себе и его характера. Внешний вид человека формирует отношение к нему окру-жающих. | Воспитывать желание всегда быть аккуратным. | |
23. | Каждой вещи своё место. | 1 | Полезность вещей, их значение в жизни человека. | Правила применения различных вещей. | Просмотр отрывков видеофиль-мов и их обсуждение. Развиваю-щие игры. Конкурс поделок нуж-ных вещей. | |
24. | Правила ухода за одеждой. | 1 | Полезные советы, как сохранить свою одежду. | Применение правил в жизни. Как гладить рубашку, футболку. | Воспитывать желание всегда быть аккуратным, ухоженным. | |
25. | Язык красок. | 1 | Знакомство со значением цвета одежды, который расскажет о внутреннем мире человека. | Аппликация. Изготовление одежды. | Воспитывать желание всегда быть аккуратным, ухоженным. | |
Внешкольный этикет – 7 ч. | ||||||
26. | Основные понятия этикета. | 1 | Понятия «этика», «добро», «зло», «плохо», «хорошо». | Деловая игра и её правила. | Познакомить и изучить правила этикета в школе. | |
27. | Правила поведения на улице. | 1 | Особенности вежливого поведе-ния в разных жизненных ситуаци-ях (на улице). | Деловая игра и её правила. | Практическое занятие. Формули-рование правил поведения на улице, в транспорте. Выход на улицу. | |
28. | Правила поведения в транспорте. | 1 | Особенности вежливого поведе-ния в разных жизненных ситуаци-ях (в транспорте, во время прогу-лок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудоб-ства, неприятности, надо извини-ться. | Использовать доброжелательный тон в общении. | Экскурсия в магазин. Общение с продавцами и покупателями. | |
29. | Правила поведения в общественных местах. | 1 | Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного челове-ка. Правила для говорящего. | Использовать доброжелательный тон в общении. | Правила поведения на концерте, в музее, театре и кино. | |
30. | Правила поведения в общественных местах. | 1 | Правила поведения в обществен-ных местах (в магазине, библиоте-ке, театре и т.д.): не мешать дру-гим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обра-щение, просьбу. Правила для слу-шающего. | Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. | Основные правила вежливости в общении. | |
31. | Праздничный этикет. | 1 | Понятие «праздник». Праздник в школе и дома. | Ролевая игра «Правила этикета на празднике». | Основные правила вежливости в общении. | |
32. | «Спасибо» и «пожалуйста». | 1 | Правила вежливости в общении с ближайшим окружением. | Здороваться первым; доброжелате-льно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спаси-бо» и «пожалуйста» и т.д. Экскурсия в магазин. Общение с продавцами и покупателями. | Основные правила вежливости в общении. | |
Школьный этикет – 9 ч. | ||||||
33. | Как я выгляжу. (Наблюдения). | 1 | Нравственные понятия «я», «вне-шний вид». Почему люди по вне-шнему виду отличаются друг от друга. Личная гигиена. | Обратить внимание детей на важ-ность опрятного внешнего вида че-ловека. Каждый человек индивидуа-лен и неповторим. | Способствовать воспитанию ак-куратности, опрятности, береж-ливости – уважения человека к себе. | |
34. | Школьный этикет. (Круглый стол). | 1 | Понятия «одноклассник», «друг», «товарищ». Особенности их испо-льзования в общении между людь-ми. | Написать правила школьного этике-та. Оценка поступков ребят при об-щении. | Способствовать развитию жела-ния употреблять правила школь-ного этикета в ежедневном обще-нии. | |
35. | Зачем быть вежливым. (Дискуссия). | 1 | Содержание понятий «вежли-вость», « этикет». Зачем нужны людям правила вежливости и эти-кета. Как человек формирует «личный» этикет. | Обыгрывание жизненных ситуаций. Основные правила вежливости в об-щении, в чём она должна проявля-ться. Вежливые и волшебные слова. Зачем они нужны. | Желание проявлять вежливое от-ношение к окружающим. | |
36-37. | Сказка о вежливости. (Обыгрывание жизнен-ных ситуаций). | 2 | Красота героев сказок – их поступ-ки во имя добра и красоты. | Обыгрывание жизненных ситуаций. Показать, что жизнь в сказках отра-жается по-особому. | Желание проявлять вежливое от-ношение к окружающим. | |
38-39. | «Что мы умеем: делаем новогодние игрушки». (Выставка). | 2 | Показать, что работа должна быть в радость и удовольствие. | Оформление выставки в кабинете. | Способствовать воспитанию ува-жения к людям труда, желание создавать красоту вокруг себя. | |
40-41. | Добро и зло в сказках. (Конкурсная програм-ма). | 2 | Дать понятия добра и зла, добрых и злых поступков. Показать, что добро всегда побеждает зло – это вековая мечта людей. | Сочинение сказки (ложь, выдумка, фантазия в сказках, преувеличение, преуменьшение). | Показать, что добрые отношения люди создают в жизни сами. | |
Правила общения - 5 ч. | ||||||
42. | Твои поступки и твои родители. (Наблюде-ния). | 1 | Семья, родители, родные. Отноше-ние поколений в семье. Почему надо уважать старшее поколение? | Создать этикетку – положительный пример, ситуацию, отношения к ро-дителям. | Способствовать воспитанию мо-ральной ответственности к лю-дям старшего поколения. | |
43. | Обязанности ученика в школе и дома. (Дискус-сия). | 1 | Обязанности ученика в школе и дома. | Дежурство по классу, обязанности дежурного. | Значение труда в жизни людей. | |
44-45. | «Правила поведения, отражённые в народ-ных сказках». (Проект-ная деятельность). | 2 | Чтение и обсуждение русской на-родной сказки «Лиса и Журавль». | Коллективный проект. | Желание проявлять вежливое от-ношение к окружающим. | |
46. | Чем богат человек. (Практикум). | 1 | Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; доб-рые и вежливые отношения в се-мье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации) | Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации. | Усовершенствование знания пра-вил этикета и применение их на практике. | |
О трудолюбии - 5 ч. | ||||||
47-48. | «История религиозного праздника» (по выбору) Презентация. | 2 | Понятия «праздник». Какие быва-ют праздники. Церковные празд-ники и традиции их проведения. | Рождество. Обычаи. Традиции. Правила поведения в храме. | Создать праздничное настроение, ощущение праздника. | |
49-50. | Ты и твоё здоровье (Круглый стол). | 2 | Понятия «здоровье», «здоровый образ жизни». | Составление режима дня школьни-ка. Комплекс упражнений утренней зарядки. | Развитие желания ухаживать за телом, посещение спортивных кружков и секций. | |
51. | Праздничный этикет. | 1 | Дать понятия «праздник», особен-ности праздников в школе, в кол-лективе класса, в стране. | Обсудить правила поведения на празднике. | Показать, что умение владеть настроением – это выражение уважения к людям. | |
Культура внешнего вида – 7 ч. | ||||||
52-53. | Наш класс. (Стенгазета). | 2 | Устное сочинение «Наш класс», «Мой друзья». | Оформление стенгазеты, дневника наблюдений за погодой. | Желание содержать в чистоте классную комнату, дежурство по классу. | |
54. | Моя мама – самая луч-шая. (Стенгазета) | 1 | Устное сочинение «Моя мама». | Чтение и обсуждение произведения о маме. Портрет мамы. | Способствовать воспитанию ува-жительного ласкового отноше-ния к маме. | |
55-56. | День рождения. (Стенгазета) | 2 | Обсуждения разделов газеты. Работа в группах. | Оформления газеты. | Основные правила этикета в ка-фе. Что с чем едят. | |
57-58. | Учимся общаться. (Практикум) | 2 | Понятия «общение», «уважение», «вежливость», «тактичность». Правила общения по телефону. Правила общения при обмене мне-ниями. | Обмен мнениями на спортивных занятиях и экскурсиях. | Усовершенствование знания пра-вил этикета и применение их на практике. | |
Внешкольный этикет – 8 ч. | ||||||
59-60. | «Моя семья: традиции и праздники». Круглый стол. | 2 | Понятия «традиции», «праздни-ки». Семейные праздники. | Игра «Дарю подарок», сюжетно-ро-левая игра «Ты пришёл на празд-ник». | Усовершенствование знания пра-вил этикета и применение их на практике. | |
61. | «Герои ВОВ – жители нашего города». Оформление альбома. | 1 | Понятие «герой», «Родина», «пат-риотизм», любовь к Родине, под-виг во имя Родины, «малая Роди-на». Родина и твой дом. | Оформление альбома. Сообщение о родственниках учащихся, участни-ках ВОВ. | Способствовать воспитанию лю-бви к родному краю, к родине, к окружающим. | |
62. | «Угощаем националь-ными блюдами» (кол-лективная работа шко-льников и родителей). (Ярмарка) | 1 | Понятия «национальные блюда», их особенности. Блюда русской кухни. | Подготовка к школьной ярмарке, традиции ярмарки: скоморохи, за-зывала, коробейники… | Способствовать воспитанию лю-бви к родному краю, к родине. | |
63. | Сказка в нашей жизни. (Наблюдения) | 1 | Зачем людям нужны сказки. Отно-шение героев сказок к природе, к людям. | Сочиним сказку. Волшебство, чудо, правда в сказках. | Желание читать и рассказывать сказки. | |
64-65. | Праздничный этикет. | 2 | Праздник в школе и классе. Познакомить со школьными праздниками. | Сюжетно-ролевая игра. | Правила этикета на празднике. | |
66. | Готовимся к празднику. | 1 | Праздник «Прощание с первым классом». | Создание презентации «Вот какими мы стали!» | Уважение к учителям, родителям |
Литература
1. Хомякова И.С., Петрова В.И. Программа факультатива «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников (1 - 4 классы).
2. Т.Н.Максимова «Классные часы 1 класс» (серия «Учебный год»), Москва «Вако», 2011
3. Т.А.Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 5 – 8 лет» (серия «Творческий центр») Москва, 2010
4. О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселёва «Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию:1-4 классы», Москва «Вако», 2010
5. Управителева Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе.- Ярославль, Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009
6. Пикулева Н.В. Слово на ладошке: О вежливости – с вами вместе.- М.: Новая школа, 1994.
2 КЛАСС
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание деятельности | Воспитательная работа | |
Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия | |||||
Введение – 1 ч. | ||||||
1. | Азбука этики. Основ-ные понятия этики. | 1 | Понятия «этика», «добро», «зло», «плохо», «хорошо». Изучить пра-вила этикета в школе. | Деловая игра и её правила. | Усовершенствование знания пра-вил этикета и применение их на практике. | |
Школьный этикет – 9 ч. | ||||||
2. | Взаимопомощь: учёба и труд. | 1 | Значение слов «взаимопомощь, «учёба». Учёба – труд учащихся. | Правила поведения на уроке, на перемене. | Усовершенствование знания пра-вил этикета и применение их на практике. | |
3. | Школьное имущество надо беречь. | 1 | Значение слов «школьное имущес-тво». Бережное отношение к шко-льному имуществу. | Уход за цветами. | Бережное отношение к школьно-му имуществу - обязанности уча-щихся. | |
4-5. | Я – личность. Мои роли. | 2 | Понятия «личность», «индивидуа-льность». Назначение человека в жизни. Мои роли. | Деловая игра. Какие роли мы выпо-лняем в школе и дома. | Помочь детям посмотреть на се-бя со стороны и оценить поведе-ние в своих ролях. | |
6. | Устав - основной закон школы. | 1 | Понятия «закон», «Устав», «Устав школы», «права», «обязанности». | Права и обязанности ученика. Зачем они нужны. | Способствовать закреплению по-нятия «права», «обязанности учащихся в школе». | |
7-8. | Библиотека – храните-льница знаний. | 2 | Книга - твой вечный друг. Понятия «библиотека», «каталог», «хранительница знаний». | Составление правила бережного от-ношения к книге (просьба книги). Экскурсия в библиотеку. | Закрепить навыки работы с кни-гой. | |
9-10. | «История религиозного праздника» (по выбору) Презентация. | 2 | Религиозный праздник «Пасха». Традиции, обычаи. | Рисунки на тему «Светлый праздник Пасхи». | Любовь к традициям русского народа, родному краю. | |
Правила общения - 6 ч. | ||||||
11. | Школьное имущество надо беречь. | 1 | Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. | Значение труда в жизни людей. | Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом дру-гих людей. | |
12-13. | Слово лечит, слово ра-нит. | 2 | Активное освоение в речевой и по-веденческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающи-ми. | Чтение и обсуждение произведений В. Осеевой. | Воспитание желания употреб-лять в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их зна-чения в установлении добрых от-ношений с окружающими. | |
14-15. | Я и мои друзья (справе-дливость, коллекти-визм). | 2 | Понятия «друг», «товарищ», «при-ятель», «знакомый». Роль дружбы в жизни человека. Дружба в клас-се. Умеем ли мы дружить. | Обсудить понятие «настоящий друг». Чтение произведений о дру-жбе. Пути выхода из конфликтных ситуаций. | Взаимопомощь, дружба, товари-щество. Преодоление ссор, драк, признание своей вины. | |
16. | Верность слову. | 1 | Понятия «слово», «верность сло-ву», «честь». Верность слову как черта характера. | Чтение и обсуждение рассказа «Честное слово». | Показать, что верность своему слову – одно из достоинств чело-века. Доказать, что от верности данного слова зависит отноше-ние окружающих людей. | |
О трудолюбии – 5 ч. | ||||||
17. | Труд кормит, а лень портит. | 1 | Прилежание и старательность в учении и труде. Значение послови-цы. Значение слов «труд», «лень». | Подбор пословиц о труде, о лени. | Способствовать развитию ува-жения к труду, людям труда. | |
18-19. | Как организовать свой труд. | 2 | Мои обязанности в школе и дома. Пути и способы преодоления ле-ни, неумения трудиться (избавле-ние от неорганизованности, недис-циплинированности). | Проводить хронометраж дня, анали-зировать свой распорядок дня, кор-ректировать его. Оценивать свои действия во время уроков, дежурств | Значение труда в жизни челове-ка. Профессии родителей, бабу-шек и дедушек. | |
20-21. | О трудолюбии. (Дискуссия) | 2 | Пути и способы преодоления ле-ни, неумения трудиться (избавле-ние от неорганизованности, недис-циплинированности). | Конкурс рисунков. Устное сочине-ние «Когда я вырасту…» | Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурст-ва. | |
Культура внешнего вида – 7 ч. | ||||||
22-23. | Уход за своими веща-ми. | 2 | Уход за личными вещами. Береж-ливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи). | Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккурат-ность, опрятность, удобство, соот-ветствие ситуации. | Способствовать воспитанию ак-куратности, бережного отноше-ния к одежде. | |
24. | Одежда будничная и праздничная. | 1 | Понятие «одежда», «одежда буд-ничная и праздничная». | Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружаю-щих, собственного хорошего чувст-ва. Одежда для мальчиков и дево-чек. | Способствовать воспитанию ак-куратности, бережного отноше-ния к одежде. | |
25-26. | Учимся общаться. Культура внешнего вида. | 2 | Культура внешнего вида как чис-тота, опрятность, аккуратность в человеке. | Деловая игра «Учимся культуре поведения». | Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккурат-ность, опрятность, удобство, со-ответствие ситуации. | |
27-28. | Мода и школьная оде-жда. | 2 | Дать понятия «мода», «одежда», «форма», как рождается мода. Мода и этикет. | Модная одежда и отношение ребят в классе. Оценивать внешний вид человека. | Одежда должна быть удобной, опрятной, «идти к лицу» и фигу-ре. | |
Внешкольный этикет – 6 ч. | ||||||
29. | Этика в общественных места. | 1 | Понятия «вежливость», «тактич-ность», «деликатность». Как я слу-шаю музыку. Правила поведения в музее, театре, на концерте. | Деловая игра «Ты в музее и в теат-ре». Изучить основные правила по-ведения в общественных местах. | Способствовать усовершенство-ванию основных правил этикета. | |
30. | Поведение в гостях. | 1 | Правила поведения в гостях. | Сюжетно-ролевая игра. | ||
31. | Я пишу письмо. | 1 | Правила написания письма. | Написание письма (адресат, адресант). | ||
32. | Поведение на природе. | 1 | Правила поведения на природе. | Отношение к животным и растениям. | Показать, что мы должны береж-но относиться к природе, её оби-тателям, бороться за охрану при-роды и окружающей среды. Об-щаясь с природой, охранять её здоровье. | |
33-34. | Мой день рождения. | 2 | Приглашение. Выбор подарка. | Правила поведения на празднике. Оформление приглашения. | ||
Школьный этикет – 10 ч. | ||||||
35. | Азбука этики. Культура поведения и такт. (Дискуссия) | 1 | Внешний вид человека. Внутрен-ний мир человека. Культура пове-дения. Такт. | Практическое занятие. Разыгрыва-ние сценок. Обсуждение поставлен-ного перед уроком вопроса. | Способствовать развитию предс-тавлений о культуре поведения, месте такта в культуре поведения | |
36. | Отношение к учителю, одноклассникам, окру-жающим. | 1 | Дать понятия «этикет в общест-венных местах», «этикет в столо-вой», «этикет на перемене» и т. д. | Сюжетно-ролевые игры: «Мы в школе», «Мы в столовой», «Мы на перемене». | Усовершенствование знания пра-вил этикета и применение их на практике (настроение, чувства, уважение при выполнении этих правил). | |
37. | Забота о младших. | 1 | Доброе, терпимое отношение к младшим; добрые и вежливые от-ношения (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомс-тво с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоле-ние ссор, драк, признание своей вины). | Практическое занятие. Разыгрыва-ние сценок. Обсуждение поставлен-ного перед уроком вопроса. | ||
38. | Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконт-роль. | 1 | Дать понятия: поощрения, наказа-ния, прощения, порицания. | Работа над рассказом М.Зощенко «Бабушкин подарок». | Способствовать воспитанию от-ветственности человека за свои поступки. | |
39-40. | Поступки человека и его характер. | 2 | Дать понятия «сильный характер», «слабый характер», вредные и нужные привычки, «поступок», роль поступков в формировании характера. | Практическое занятие. Разыгрывание сценок. Обсуждение ситуации по группам. Избавление от вредных привычек и плохих черт характера. | Черты в общениях девочек и мальчиков. | |
41-42. | Культура общения. | 2 | Дать понятия «общение», «чувст-ва», «настроение», показать, что каждый человек индивидуален, но он живёт среди других людей, что внешний вид, отношение к другим людям, поведение в школе и дома зависит от них самих и выражает-ся в их общении с другими людь-ми. | Игра «Вежливо или невежливо». | Способствовать развитию предс-тавлений о культуре общения, месте такта в культуре поведения | |
43-44. | Отзывчивость и доброта. | 2 | Понятие «доброта». Доброта и от-зывчивость в сказках и в жизни че-ловека. Что значит быть добрым человеком? Почему существует зло? | Разобрать диалоги о доброте и от-зывчивости из школьной жизни. Деловая игра «Отзывчивость и доб-рота – лучшие качества человека». | Способствовать закреплению практических форм общения между детьми. | |
Правила общения - 5 ч. | ||||||
45. | Культура общения. Игра «Город вежливос-ти». | 1 | Понятия «диалог», «речь», «спор», «рассказ». | Игра «Город вежливости». | Речевой этикет и манера поведе-ния. | |
46. | Вежливый ли я дома? | 1 | Ответственность за членов семьи. | Правила общения в семье. | ||
47-48. | Приветствия и знаком-ства. | 2 | Дать понятия «приветствие», «зна-комство». Формы приветствия, приветствия у народов разных стран. Общение будет приятным только тогда, когда правила приве-тствия и знакомства выполняются доброжелательно. | Правила этикета при знакомстве. Составление диалогов приветствия при встрече. | Речевой этикет и манера поведе-ния. | |
49. | Верность слову. | 1 | Дал слово – держи… | Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации. | Раскрыть в доступной форме мысль, что речь является важней-шим средством общения. | |
О трудолюбии - 5 ч. | ||||||
50. | Культура физического и умственного труда. | 1 | Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры тру-да. Прилежание и старательность в учении и труде. | Прилежание и старательность в уче-нии и труде. Элементы культуры труда. | Значение труда в жизни людей. | |
51-52. | Золотые руки. | 2 | Пути и способы преодоления ле-ни, неумения трудиться (избавле-ние от неорганизованности, недис-циплинированности). Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства. | Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. | Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурст-ва. | |
53-54. | Герои труда. | 2 | Учение как основной труд и обя-занность школьника. Виды труда детей в школе и дома (начальные представления). | Прилежание и старательность в уче-нии и труде. Трудолюбие как глав-ная ценность человека. | Значение труда в жизни людей. Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурст-ва. | |
Культура внешнего вида – 7 ч. | ||||||
55-56. | Что такое культура внешнего вида? | 2 | Культура внешнего вида как чис- тота, опрятность, аккуратность в человеке. | Портрет друга. | Модная одежда и отношения ре-бят в классе. Мода и этикет. | |
57. | Одежда и осанка. | 1 | Значение слова «осанка», осанка в жизни человека. | Правила посадки при письме. | Правила опрятности и их значе-ние для здоровья, уважения окру-жающих, собственного хорошего самочувствия. | |
58-59. | Вежливость и внешний вид. | 2 | Содержание понятий «вежли-вость», «этикет». Зачем нужны людям правила вежливости. | Практика. Основные правила вежливости в общении. | ||
60-61. | Чувство, настроение, характер человека. | 2 | Человек должен владеть своими чувствами и своим настроением, стараться понимать чувства и нас-троение других. | Характер (положительный и отри-цательный) на примерах героев про-изведений для детей. | Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккурат-ность, опрятность, удобство, со-ответствие ситуации. | |
Внешкольный этикет – 7 ч. | ||||||
62-63. | «Моя семья: традиции и праздники». (Круглый стол) | 2 | Дать понятия «семья», «родите-ли», «бабушка», «дедушка», «сёст-ры», «братья», «родословное дере-во». Правила общения в семье. Ответственность друг за друга. | Деловая игра «Отношения в семье». | Способствовать развитию осоз-нанности, что семья – это люди, связанные чувством любви и от-ветственности друг за друга. Забота о родителях. | |
64. | Осваиваем правило «Так нельзя». | 1 | Дать понятия «природа», «здоро-вье», «экология», «охрана приро-ды». | Правила поведения в походе, на отдыхе, на пляже. | Усовершенствование знания пра-вил этикета и применение их на практике. | |
65. | Цветы в жизни челове-ка. | 1 | Роль цветов в жизни человека. Легенды о цветах. | Правила дарения цветов. | Любовь к прекрасному. | |
66-67. | «Мы любим свой го-род». (Презентация) | 2 | Ознакомление с памятными места-ми родного города (виртуальная экскурсия). | Заочное путешествие по родному городу. Моя улица, дом… | Любовь к родному краю. | |
68. | Обобщение изученного за год. | 1 | Повторение изученных правил поведения. | Занятие-путешествие в страну «Вежливость». | Усовершенствование знания пра-вил этикета и применение их на практике. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности Бурейские родники (духовно-нравственное направление), срок реализации 4 года
Программа научно-познавательного развития младших школьников «Бурейские родники» создана на основе требований:Федерального закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Фед...
Рабочая программа внеурочной деятельности 4 класса духовно-нравственное направление курс "Путешествие в историю улиц"
Курс «Путешествие в историю улиц» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 4 классе в рамках ФГОС НОО. Специфика курса состоит в том, что он имеет интегративный характер...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное направление)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное направление)...
Рабочая программа учителя по курсу внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами» (общекультурное направление) для учащихся 1 классов на 2017-2018 учебный год
Рабочая программа учителя по внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами»для учащихся 1-4 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начально...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - гражданин» духовно-нравственная направленность 3 класс
Направленность программыРабочая программа внеурочной деятельности “Я – гражданин!” составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ ...
Рабочая программа Курса внеурочной деятельности «Планета загадок» (духовно-нравственное направление)
Программа рассчитана на 4 года...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Уроки нравственности» (духовно-нравственное направление) 2-класс
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человек...