Рабочая программа педагога по внеклассной внеурочной деятельности кружка по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Этика: азбука добра»
рабочая программа (1 класс) на тему

Степанычева С.В.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе авторской программы» И.С. Хомякова, В.И. Петрова «Этика: азбука добра». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе авторской программы» И.С. Хомякова, В.И. Петрова «Этика: азбука добра».

Курс «Этика: азбука добра» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса школы, так как соответствует её стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся».

Цели программы: формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоз-зрения и самовоспитания.

Основные задачи программы:

1) способствовать формированию навыков поведения в обществе;

2) способствовать воспитанию чувств коллективизма;                                                          

3) способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям;                          

4) способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.

Общая характеристика факультатива

     Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов, так и во внеурочной деятельности школьников в форме факультатива «Этика: азбука добра».

     Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

     Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную  сферу.

     Содержание факультатива ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой.

Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождаю-щих выбор действия и являющихся двигателями поступков.

     Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоциона-льно-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

Место курса «Этика: азбука добра» в учебном плане

Сроки реализации программы:  2 года (1–2 класс)  Программа внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» рассчитана на 134 учебные часа, из расчёта 2 часа в неделю. Из них в 1 классе – 66 часов (2 часа в неделю, 33 учебных недели), во 2 классе – 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебных недели).

Ценностные ориентиры содержания учебного занятия «Этика: азбука добра»

Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности.)

Планируемые результаты освоения программы

    ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД

  1. Обучающийся получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботли-

     вого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.

  1. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер  

     отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

  1. С помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные этические представления добра и зла,

    значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации.

  1. Система вопросов и заданий, носящие диагностический и тренинговый характер позволит решить задачи самооценки и самопроверки ученика.

    Ученик получит начальные нравственные представления, знакомясь с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой

    нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»)

   ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД

1. Обучающийся научится или получит возможность иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к  

    другим мнениям.

2. Обучающийся научится работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.

3. Обучающийся научится или получит возможность анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

4. Обучающийся научится создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

Предметные результаты

Общие предметные результаты освоения программы

      Обучающийся выучит:

 - правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой, улице, в общественных местах, правильную организацию работы на уроке, уметь  

   оценивать своё поведение;

 - основные требования к внешнему виду человека и уметь выполнять основные правила опрятности;

 - правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых  поступках;

 - слова вежливости;

 - основные правила общения, правила работы в группе.

Обучающийся получит возможность научиться:

 - применять правила вежливого общения, использовать в речи слова вежливости;

 - применять правила поведения и общения в школе, на уроке, на перемене, на улице, в общественных местах;

 - высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников;  

 - проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к вещам, созданным трудом других людей;

 - работать в паре и в группе;

 - проявлять доброе, терпимое отношение к людям; уважение к родителям, близким;

 - культурно выражать свои эмоции в совместной работе;

 - ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике.  

Содержание факультатива

   Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).

 - Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное  

   сотрудничество.  

- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

- Поведение в столовой, правила поведения за столом.

  Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).

- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художествен-

  ных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в

  речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родите-

  лям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без  

  конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).  

- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

  О трудолюбии.  

- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).  

  Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки  

  учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).  

- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

  Культура внешнего вида.  

- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.          

  Внешкольный этикет.

- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице,  

  в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы»,  

  говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.

1 КЛАСС

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата

Тема учебного занятия

Кол-во часов

Содержание деятельности

Воспитательная работа

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

Школьный этикет – 5 ч.

1.

Правила поведения в школе.

1

Правила поведения в школе.

Приход в школу без опозданий.

Формирование правил поведения в школе.

2.

Мы пришли на урок.

1

Правила поведения на уроке.

Правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

Обсуждение предложенных ситу-аций. Формулирование правил поведения на уроке.

3.

Зачем нужны переме-ны?

1

Правила поведения  на перемене.

Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

Обсуждение поставленного пе-ред уроком вопроса. Формулиро-вание правил поведения на пере-мене. Анализ поведения героев художественных произведений.

4.

Мы в школьной столо-вой.

1

Правила поведения  в столовой, культура поведения за столом.

Поведение в столовой, правила по-ведения за столом. Экскурсия в сто-ловую.

Знакомство  с работниками сто-ловой. Формулирование правил поведения в столовой.

5.

Культура принятия пищи.

1

Правила поведения  в столовой, культура поведения за столом.

Правила поведения за столом.

Закрепление правил поведения за столом, в столовой.

Правила общения – 10 ч.

6.

Зачем нужны вежливые слова?

1

Правила вежливости.

Вежливые слова. Практикум.

Чтение и обсуждение произведе-ния «Волшебное слово». Прос-мотр фрагментов из фильмов. Ролевая игра.

7.

Доброжелательность.

1

Волшебные слова.

Дидактические игры.

Чтение и обсуждение отрывков  книг.  

8.

Какие  бывают поступки?

1

Элементарные представления о добрых и недобрых поступках.

Знакомство с образом этих поступ-ков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи).

Конкурс добрых сюрпризов.      Разыгрывание сценок.    

9.

Мои товарищи: вежли-вое обращение к сверс-тникам.

1

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим.

Активное освоение в речевой и по-веденческой практике вежливых слов, их значения.

Анализ отрывков прочитанных произведений. Формулирование правил общения с товарищами.

10.

Я и мои товарищи.

1

Пути выхода из конфликтной си-туации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

Практическое занятие. Формулирование  правил общения по телефону. Просмотр отрывков мультфильмов.

Воспитание уважения к окружающим.

11.

Общения со сверстни-ками в  играх.

1

Знакомство с коллективными играми.

Практическое знакомство с прави-лами коллективных игр, позволяю-щих играть дружно, без конфликтов

Конкурс рисунков.          Формулирование правил обще-ния с учителями, взрослыми. Разыгрывание сценок.

12.

Мой учитель.

1

Нравственное содержание ситуа-ции (литературной, жизненной), оценка ситуации.

Установление добрых отношений с окружающими.

Чтение и обсуждение отрывков  книг. Экскурсия в библиотеку. Беседа с библиотекарем.

13.

Думай о других: сочув-ствие, как его выра-зить?

1

Проявление элементарного уваже-ния к окружающим (конкретные жизненные ситуации).

Установление добрых отношений с окружающими.

Практическое занятие. Разыгрывание сценок. Обсужде-ние поставленного перед уроком вопроса.

14.

Моя семья.

1

Добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации)

Установление добрых отношений с окружающими.

Конкурс рисунков.  Дидактическая игра.

15.

Я среди людей.

1

Понятия этикета, этики, человека, общения.

Местоимения «я»,  «ты», «мы»,  «он», «они».

Формировать внимательное от-ношение к окружающим.

О трудолюбии – 5 ч.

16.

Что помогает учиться лучше (старатель-ность)?

1

Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обя-занность школьника. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда.

Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду.

Чтение и обсуждение отрывков детских книг.

17.

Как мы трудимся в школе.

1

(Начальные представления). Пути и способы преодоления лени, неу-мения трудиться (избавление от неорганизованности, недисципли-нированности).

Проводить хронометраж дня, анали-зировать свой распорядок дня,  кор-ректировать его. Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства. Оценивать свои действия во время уроков, дежурств

Воспитание прилежания и старательности в учении и труде.

18.

Мои обязанности в классе.

1

Виды труда детей в школе.

Оценивать свои действия и дейст-вия товарищей во время дежурств.

Воспитания уважения к труду старших, одноклассников.

19.

Как мы трудимся дома.

1

Виды труда детей дома (началь-ные представления).

Оценивать свои действия.

Наведение порядка в дневнике, портфеле, в кабинете.  

20.

Бережливость: каждой вещи своё место (бере-ги свои и  школьные

вещи).

1

Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

Бережное отношение к школьному и личному имуществу.

Воспитывать бережное отноше-ние к каждой вещи.

Культура внешнего вида – 5 ч.

21.

Основные правила Мойдодыра.

1

Культура внешнего вида как чис-тота, опрятность, аккуратность в человеке. Правила опрятности и их значение для здоровья, уваже-ния окружающих, собственного хорошего самочувствия.

Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккурат-ность, опрятность, удобство, соот-ветствие ситуации. Оценивать внешний вид человека.

Подготовка и проведение празд-ника «В гостях у Мойдодыра».        

22.

Как я выгляжу.

1

Понятия «внешний вид» и «внутренний мир» человека.

Показать, что внешний вид зависит от отношения человека к себе и его характера. Внешний вид человека формирует отношение к нему окру-жающих.

Воспитывать желание всегда быть аккуратным.

23.

Каждой вещи своё место.

1

Полезность вещей, их значение в жизни человека.

Правила применения различных вещей.

Просмотр  отрывков видеофиль-мов и их обсуждение. Развиваю-щие игры. Конкурс поделок нуж-ных вещей.

24.

Правила ухода за одеждой.

1

Полезные советы, как сохранить свою одежду.

Применение правил в жизни. Как гладить рубашку, футболку.

Воспитывать желание всегда быть аккуратным, ухоженным.

25.

Язык красок.

1

Знакомство со значением цвета одежды, который расскажет о внутреннем мире человека.

Аппликация. Изготовление одежды.

Воспитывать желание всегда быть аккуратным, ухоженным.

Внешкольный этикет – 7 ч.

26.

Основные понятия этикета.

1

Понятия «этика», «добро», «зло», «плохо», «хорошо».

Деловая игра и её правила.

Познакомить и изучить правила этикета в школе.

27.

Правила поведения на улице.

1

Особенности вежливого поведе-ния в разных жизненных ситуаци-ях (на улице).

Деловая игра и её правила.

Практическое занятие. Формули-рование правил поведения на улице, в транспорте. Выход на улицу.

28.

Правила поведения  в транспорте.

1

Особенности вежливого поведе-ния в разных жизненных ситуаци-ях (в транспорте, во время прогу-лок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудоб-ства, неприятности, надо извини-ться.

Использовать доброжелательный тон в общении.

Экскурсия в магазин. Общение с продавцами и покупателями.

29.

Правила поведения в общественных местах.

1

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного челове-ка. Правила для говорящего.

Использовать доброжелательный тон в общении.

Правила поведения на концерте, в музее, театре и кино.

30.

Правила поведения в общественных местах.

1

Правила поведения в обществен-ных местах (в магазине, библиоте-ке, театре и т.д.): не мешать дру-гим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обра-щение, просьбу. Правила для слу-шающего.

Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Основные правила вежливости в общении.

31.

Праздничный этикет.

1

Понятие «праздник». Праздник в школе и дома.

Ролевая игра «Правила этикета на празднике».

Основные правила вежливости в общении.

32.

«Спасибо» и «пожалуйста».

1

Правила вежливости в общении с ближайшим окружением.

Здороваться первым; доброжелате-льно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спаси-бо» и «пожалуйста» и т.д.  Экскурсия в магазин. Общение с продавцами и покупателями.

Основные правила вежливости в общении.

Школьный этикет –  9 ч.

33.

Как я выгляжу. (Наблюдения).

1

Нравственные понятия «я», «вне-шний вид». Почему люди по вне-шнему виду отличаются друг от друга. Личная гигиена.

Обратить внимание детей  на важ-ность опрятного внешнего вида че-ловека. Каждый человек индивидуа-лен и неповторим.

Способствовать воспитанию ак-куратности, опрятности, береж-ливости – уважения человека к себе.

34.

Школьный этикет. (Круглый стол).

1

Понятия «одноклассник», «друг», «товарищ». Особенности их испо-льзования в общении между людь-ми.

Написать правила школьного этике-та. Оценка поступков ребят при об-щении.

Способствовать  развитию жела-ния употреблять правила школь-ного этикета в ежедневном обще-нии.

35.

Зачем быть вежливым. (Дискуссия).

1

Содержание понятий «вежли-вость», « этикет». Зачем нужны людям правила вежливости и эти-кета. Как человек формирует «личный» этикет.

Обыгрывание жизненных ситуаций. Основные правила вежливости в об-щении, в чём она должна проявля-ться. Вежливые и волшебные слова. Зачем они нужны.

Желание проявлять вежливое от-ношение к окружающим.

36-37.

Сказка о вежливости. (Обыгрывание жизнен-ных ситуаций).

2

Красота героев сказок – их поступ-ки во имя добра и красоты.

Обыгрывание жизненных ситуаций. Показать, что жизнь в сказках отра-жается по-особому.

Желание проявлять вежливое от-ношение к окружающим.

38-39.

«Что мы умеем: делаем новогодние игрушки». (Выставка).

2

Показать, что работа должна быть в радость и удовольствие.

Оформление выставки в кабинете.

Способствовать воспитанию ува-жения к людям труда, желание создавать красоту вокруг себя.

40-41.

Добро и зло в сказках. (Конкурсная програм-ма).

2

Дать понятия добра и зла, добрых и злых поступков. Показать, что добро всегда побеждает зло – это вековая мечта людей.

Сочинение сказки (ложь, выдумка, фантазия в сказках, преувеличение, преуменьшение).

Показать, что добрые отношения  люди создают в жизни сами.

Правила общения  - 5 ч.

42.

Твои поступки и твои родители. (Наблюде-ния).

1

Семья, родители, родные. Отноше-ние поколений в семье. Почему надо уважать старшее поколение?

Создать этикетку – положительный пример, ситуацию, отношения к ро-дителям.

Способствовать воспитанию мо-ральной ответственности к лю-дям старшего поколения.

43.

Обязанности ученика в школе и дома. (Дискус-сия).

1

Обязанности ученика в школе и дома.

Дежурство по классу, обязанности дежурного.

Значение труда в жизни людей.

44-45.

«Правила поведения, отражённые в народ-ных сказках». (Проект-ная деятельность).

2

Чтение и обсуждение русской на-родной сказки «Лиса и Журавль».

Коллективный проект.

Желание проявлять вежливое от-ношение к окружающим.

46.

Чем богат человек. (Практикум).

1

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; доб-рые и вежливые отношения в се-мье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации)

Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.

Усовершенствование знания пра-вил этикета и применение их на практике.

О трудолюбии  -  5 ч.

47-48.

«История религиозного праздника» (по выбору)                       Презентация.

2

Понятия «праздник». Какие быва-ют праздники. Церковные празд-ники и традиции их проведения.

Рождество. Обычаи. Традиции. Правила поведения в храме.

Создать праздничное настроение, ощущение праздника.

49-50.

Ты и твоё здоровье (Круглый стол).

2

Понятия  «здоровье», «здоровый образ жизни».

Составление режима дня школьни-ка. Комплекс упражнений утренней зарядки.

Развитие желания ухаживать за телом, посещение спортивных кружков и секций.

51.

Праздничный этикет.

1

Дать понятия «праздник», особен-ности праздников в школе, в кол-лективе класса, в стране.

Обсудить правила поведения на празднике.

Показать, что умение владеть  настроением – это выражение  уважения к людям.

Культура внешнего вида – 7 ч.

52-53.

Наш класс.                                 (Стенгазета).

2

Устное сочинение «Наш класс», «Мой друзья».

Оформление стенгазеты, дневника наблюдений за погодой.

Желание содержать в чистоте классную комнату, дежурство по классу.

54.

Моя мама – самая луч-шая.  (Стенгазета)                              

1

Устное  сочинение «Моя мама».

Чтение  и обсуждение произведения о маме. Портрет мамы.

Способствовать воспитанию ува-жительного ласкового отноше-ния к маме.

55-56.

День рождения. (Стенгазета)

2

Обсуждения разделов газеты. Работа в группах.

Оформления газеты.

Основные правила этикета в ка-фе. Что с чем едят.

57-58.

Учимся общаться. (Практикум)

2

Понятия «общение», «уважение», «вежливость», «тактичность». Правила общения по телефону. Правила общения при обмене мне-ниями.

Обмен мнениями на спортивных занятиях и экскурсиях.

Усовершенствование знания пра-вил этикета и применение их на практике.

Внешкольный этикет – 8 ч.

59-60.

«Моя семья: традиции и праздники». Круглый стол.

2

Понятия «традиции», «праздни-ки». Семейные праздники.

Игра «Дарю подарок», сюжетно-ро-левая игра «Ты пришёл на празд-ник».

Усовершенствование знания пра-вил этикета и применение их на практике.

61.

«Герои ВОВ – жители нашего города». Оформление альбома.

1

Понятие «герой», «Родина», «пат-риотизм», любовь к Родине, под-виг во имя Родины, «малая Роди-на». Родина и твой дом.

Оформление альбома. Сообщение о родственниках учащихся, участни-ках ВОВ.

Способствовать воспитанию лю-бви к родному краю, к родине, к окружающим.

62.

«Угощаем националь-ными блюдами» (кол-лективная работа  шко-льников и родителей). (Ярмарка)

1

Понятия «национальные блюда», их особенности. Блюда русской кухни.

Подготовка к школьной ярмарке, традиции ярмарки: скоморохи, за-зывала, коробейники…

Способствовать воспитанию лю-бви к родному краю, к родине.

63.

Сказка в нашей жизни. (Наблюдения)

1

Зачем людям нужны сказки. Отно-шение героев сказок к природе, к людям.

Сочиним сказку. Волшебство, чудо, правда в сказках.

Желание читать и рассказывать сказки.

64-65.

Праздничный этикет.

2

Праздник в школе и классе. Познакомить со школьными праздниками.

Сюжетно-ролевая игра.

Правила этикета на празднике.

66.

Готовимся к празднику.

1

Праздник «Прощание с первым классом».

Создание презентации «Вот какими  мы стали!»

Уважение к учителям, родителям

                       

Литература

1.  Хомякова И.С., Петрова В.И. Программа факультатива «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников (1 - 4 классы).

2. Т.Н.Максимова «Классные часы 1 класс» (серия «Учебный год»), Москва «Вако», 2011

3. Т.А.Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 5 – 8 лет» (серия «Творческий центр») Москва, 2010

4. О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселёва «Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию:1-4 классы», Москва «Вако», 2010

5. Управителева Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе.- Ярославль, Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009

6. Пикулева Н.В. Слово на ладошке: О вежливости – с вами вместе.- М.: Новая школа, 1994.

     

2 КЛАСС

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во

 часов

Содержание деятельности

Воспитательная работа

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

Введение – 1 ч.

1.

Азбука этики. Основ-ные понятия этики.

1

Понятия «этика», «добро», «зло», «плохо», «хорошо». Изучить пра-вила этикета в школе.

Деловая игра и её правила.

Усовершенствование знания пра-вил этикета и применение их на практике.

Школьный этикет – 9 ч.

2.

Взаимопомощь: учёба и труд.

1

Значение слов «взаимопомощь, «учёба». Учёба – труд учащихся.

Правила поведения на уроке, на перемене.

Усовершенствование знания пра-вил этикета и применение их на практике.

3.

Школьное имущество надо беречь.

1

Значение слов «школьное имущес-тво». Бережное отношение к шко-льному имуществу.

Уход за цветами.

Бережное отношение к школьно-му имуществу - обязанности уча-щихся.

4-5.

Я – личность. Мои роли.

2

Понятия «личность», «индивидуа-льность». Назначение человека в жизни. Мои роли.

Деловая игра. Какие роли мы выпо-лняем в школе и дома.

Помочь детям посмотреть на се-бя со стороны и оценить поведе-ние в своих ролях.

6.

Устав - основной закон школы.

1

Понятия «закон», «Устав», «Устав школы», «права», «обязанности».

Права и обязанности ученика. Зачем они нужны.

Способствовать закреплению по-нятия «права», «обязанности учащихся в школе».

7-8.

Библиотека – храните-льница знаний.

2

Книга - твой вечный друг. Понятия «библиотека», «каталог»,  «хранительница знаний».

Составление правила бережного от-ношения к книге (просьба книги). Экскурсия в библиотеку.

Закрепить навыки работы с кни-гой.

9-10.

«История религиозного праздника» (по выбору) Презентация.

2

Религиозный праздник «Пасха». Традиции, обычаи.

Рисунки на тему «Светлый праздник Пасхи».

Любовь к традициям русского народа, родному краю.

Правила общения  -  6 ч.

11.

Школьное имущество надо беречь.

1

Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

Значение труда в жизни людей.

Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом дру-гих людей.

12-13.

Слово лечит, слово ра-нит.

2

Активное освоение в речевой и по-веденческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающи-ми.

Чтение  и обсуждение произведений В. Осеевой.

Воспитание желания употреб-лять в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их зна-чения в установлении добрых от-ношений с окружающими.

14-15.

Я и мои друзья (справе-дливость, коллекти-визм).

2

Понятия «друг», «товарищ», «при-ятель», «знакомый». Роль дружбы в жизни человека. Дружба в клас-се. Умеем ли мы дружить.

Обсудить понятие «настоящий друг». Чтение произведений о дру-жбе. Пути выхода из конфликтных ситуаций.

Взаимопомощь, дружба, товари-щество. Преодоление ссор, драк, признание своей вины.

16.

Верность слову.

1

Понятия «слово», «верность сло-ву», «честь». Верность слову как черта характера.

Чтение и обсуждение рассказа «Честное слово».

Показать, что верность своему слову – одно из достоинств чело-века. Доказать, что от верности данного  слова зависит отноше-ние окружающих людей.

О трудолюбии – 5 ч.

17.

Труд кормит, а лень портит.

1

Прилежание и старательность в учении и труде. Значение послови-цы. Значение слов «труд», «лень».

Подбор пословиц о труде, о лени.

Способствовать развитию ува-жения к труду, людям труда.

18-19.

Как организовать свой труд.

2

Мои  обязанности в школе и дома.  Пути и способы преодоления ле-ни, неумения трудиться (избавле-ние от неорганизованности, недис-циплинированности).

Проводить хронометраж дня, анали-зировать свой распорядок дня, кор-ректировать его. Оценивать свои действия во время уроков, дежурств

Значение труда в жизни челове-ка. Профессии родителей, бабу-шек и дедушек. 

20-21.

О трудолюбии. (Дискуссия)

2

Пути и способы преодоления ле-ни, неумения трудиться (избавле-ние от неорганизованности, недис-циплинированности).

Конкурс рисунков. Устное сочине-ние «Когда я вырасту…»

Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурст-ва.

Культура внешнего вида – 7 ч.

22-23.

Уход за своими веща-ми.

2

Уход за личными вещами. Береж-ливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи).

Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккурат-ность, опрятность, удобство, соот-ветствие ситуации.

Способствовать воспитанию ак-куратности, бережного отноше-ния к одежде.

24.

Одежда будничная и праздничная.

1

Понятие «одежда», «одежда буд-ничная и праздничная».

Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружаю-щих, собственного хорошего чувст-ва. Одежда для мальчиков и дево-чек. 

Способствовать воспитанию ак-куратности, бережного отноше-ния к одежде.

25-26.

Учимся общаться. Культура внешнего вида.

2

Культура внешнего вида как чис-тота, опрятность, аккуратность в человеке.

Деловая игра «Учимся культуре поведения».

Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккурат-ность, опрятность, удобство, со-ответствие ситуации.

27-28.

Мода и школьная оде-жда.

2

Дать понятия «мода», «одежда», «форма», как рождается мода. Мода и этикет.

Модная одежда и отношение ребят в классе. Оценивать внешний вид человека.

Одежда должна быть удобной, опрятной, «идти к лицу» и фигу-ре.

Внешкольный этикет – 6 ч.

29.

Этика в общественных  места.

1

Понятия «вежливость», «тактич-ность», «деликатность». Как я слу-шаю музыку. Правила поведения в музее, театре, на концерте.

Деловая игра «Ты в музее и в теат-ре». Изучить основные правила по-ведения в общественных местах.

Способствовать усовершенство-ванию основных правил этикета.

30.

Поведение в гостях.

1

Правила поведения в гостях.

Сюжетно-ролевая игра.

31.

Я пишу письмо.

1

Правила написания письма.

Написание письма (адресат, адресант).

32.

Поведение на природе.

1

Правила поведения на природе.

Отношение к животным и растениям.

Показать, что мы должны береж-но относиться к природе, её оби-тателям, бороться за охрану при-роды и окружающей среды. Об-щаясь с природой, охранять её здоровье.

33-34.

Мой день рождения.

2

Приглашение. Выбор подарка.

Правила поведения  на празднике. Оформление приглашения.

Школьный этикет –  10 ч.

35.

Азбука этики. Культура поведения и такт.  (Дискуссия)

1

Внешний вид человека. Внутрен-ний мир человека. Культура пове-дения. Такт.

Практическое занятие. Разыгрыва-ние сценок. Обсуждение поставлен-ного перед уроком вопроса.

Способствовать развитию предс-тавлений о культуре поведения, месте такта в культуре поведения

36.

Отношение к учителю, одноклассникам, окру-жающим.

1

Дать понятия «этикет в общест-венных местах», «этикет в столо-вой», «этикет на перемене» и т. д.

Сюжетно-ролевые игры: «Мы в школе», «Мы в столовой», «Мы  на перемене».

Усовершенствование знания пра-вил этикета и применение их на практике (настроение, чувства, уважение при выполнении этих правил).

37.

Забота о младших.

1

Доброе, терпимое отношение к  младшим; добрые и вежливые от-ношения (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомс-тво с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоле-ние ссор, драк, признание своей вины).

Практическое занятие. Разыгрыва-ние сценок. Обсуждение поставлен-ного перед уроком вопроса.

38.

Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконт-роль.

1

Дать понятия: поощрения, наказа-ния, прощения, порицания.

Работа над рассказом М.Зощенко «Бабушкин подарок».

Способствовать  воспитанию от-ветственности человека за свои поступки.

39-40.

Поступки человека и его характер.

2

Дать понятия «сильный характер», «слабый характер», вредные и нужные привычки, «поступок», роль поступков  в формировании характера.

Практическое занятие. Разыгрывание сценок. Обсуждение ситуации по группам. Избавление от вредных привычек и плохих черт характера.

Черты в общениях девочек и мальчиков.

41-42.

Культура общения.

2

Дать понятия «общение», «чувст-ва», «настроение», показать, что каждый человек индивидуален, но он живёт среди других людей, что внешний вид, отношение к другим людям, поведение в школе и дома зависит от них самих и выражает-ся в их общении с другими людь-ми.

Игра «Вежливо или невежливо».

Способствовать  развитию предс-тавлений о культуре общения, месте такта в культуре поведения

43-44.

Отзывчивость и доброта.

2

Понятие «доброта». Доброта и от-зывчивость в сказках и в жизни че-ловека. Что значит быть добрым человеком? Почему существует зло?

Разобрать диалоги о доброте и от-зывчивости из школьной жизни. Деловая игра «Отзывчивость и доб-рота – лучшие качества человека».

Способствовать закреплению практических форм общения между детьми.

Правила общения  - 5 ч.

45.

Культура общения. Игра «Город вежливос-ти».

1

Понятия «диалог», «речь», «спор», «рассказ».

Игра «Город вежливости».

Речевой этикет и манера поведе-ния.

46.

Вежливый ли я дома?

1

Ответственность за членов семьи.

Правила общения в семье.

47-48.

Приветствия и знаком-ства.

2

Дать понятия «приветствие», «зна-комство». Формы приветствия, приветствия у народов разных стран. Общение будет приятным только тогда, когда правила приве-тствия и знакомства выполняются доброжелательно.

Правила этикета при знакомстве. Составление диалогов приветствия при встрече.

Речевой этикет и манера поведе-ния.

49.

Верность слову.

1

Дал слово – держи…

Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.

Раскрыть в доступной форме мысль, что речь является важней-шим средством общения.

О трудолюбии  -  5 ч.

50.

Культура физического и умственного труда.

1

Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры тру-да. Прилежание и старательность в учении и труде.

Прилежание и старательность в уче-нии и труде. Элементы культуры труда.

Значение труда в жизни людей.

51-52.

Золотые руки.

2

Пути и способы преодоления ле-ни, неумения трудиться (избавле-ние от неорганизованности, недис-циплинированности). Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.

Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду.

Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурст-ва.

53-54.

Герои труда.

2

Учение как основной труд и обя-занность школьника. Виды труда детей в школе и дома (начальные представления).

Прилежание и старательность в уче-нии и труде. Трудолюбие как глав-ная ценность человека.

Значение труда в жизни людей. Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурст-ва.

Культура внешнего вида – 7 ч.

55-56.

Что такое культура внешнего вида?

2

Культура внешнего вида как чис-

тота, опрятность, аккуратность в

человеке.

Портрет друга.

Модная одежда и отношения ре-бят в классе. Мода и этикет.

57.

Одежда и осанка.

1

Значение слова «осанка», осанка в жизни человека.

Правила посадки при письме.

Правила опрятности и их значе-ние для здоровья, уважения окру-жающих, собственного хорошего самочувствия.

58-59.

Вежливость и внешний вид.

2

Содержание понятий «вежли-вость», «этикет». Зачем нужны людям правила вежливости.

Практика. Основные правила вежливости в общении.

60-61.

Чувство, настроение, характер человека.

2

Человек должен владеть своими чувствами и своим настроением, стараться понимать чувства и нас-троение других.

Характер (положительный и отри-цательный) на примерах героев про-изведений для детей.

Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккурат-ность, опрятность, удобство, со-ответствие ситуации.

Внешкольный этикет – 7 ч.

62-63.

«Моя семья: традиции и праздники». (Круглый стол)

2

Дать понятия «семья», «родите-ли», «бабушка», «дедушка», «сёст-ры», «братья», «родословное дере-во». Правила общения в семье. Ответственность друг за друга.

Деловая игра «Отношения в семье».

Способствовать  развитию осоз-нанности, что семья – это люди, связанные чувством любви и от-ветственности друг за друга. Забота о родителях.

64.

Осваиваем правило «Так нельзя».

1

Дать понятия «природа», «здоро-вье», «экология», «охрана приро-ды».

Правила поведения в походе,  на отдыхе, на пляже.

Усовершенствование знания пра-вил этикета и применение их на практике.

65.

Цветы в жизни челове-ка.

1

Роль цветов в жизни человека. Легенды о цветах.

Правила дарения цветов.

Любовь к прекрасному.

66-67.

«Мы любим свой го-род». (Презентация)

2

Ознакомление с памятными места-ми родного города (виртуальная экскурсия).

Заочное путешествие по родному городу. Моя улица, дом…

Любовь к родному краю.

68.

Обобщение изученного за год.

1

Повторение изученных правил поведения.

Занятие-путешествие в страну «Вежливость».

Усовершенствование знания пра-вил этикета и применение их на практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Бурейские родники (духовно-нравственное направление), срок реализации 4 года

Программа научно-познавательного развития младших школьников «Бурейские родники» создана на основе требований:Федерального закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Фед...

Рабочая программа внеурочной деятельности 4 класса духовно-нравственное направление курс "Путешествие в историю улиц"

Курс «Путешествие в историю улиц» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 4 классе в рамках ФГОС НОО. Специфика курса состоит в том, что он имеет интегративный характер...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное  направление)...

Рабочая программа учителя по курсу внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами» (общекультурное направление) для учащихся 1 классов на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа учителя по внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами»для учащихся 1-4 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начально...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - гражданин» духовно-нравственная направленность 3 класс

Направленность программыРабочая программа внеурочной деятельности “Я – гражданин!” составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Уроки нравственности» (духовно-нравственное направление) 2-класс

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человек...