Разработки программ для 1 класса
рабочая программа (1 класс)

Шмелёва Яна Сергеевна

Программы:

1. Внеурочная деятельность"Азбука дорожной безопаснисти"

2.Проектная деятельность "Учусь создавать проект"

3. Внеурочная деятельность "Уроки ммилосердия"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_dorozhnoy_bezopasnosti.docx47.07 КБ
Файл proektnaya_deyatelnost.docx27.88 КБ
Microsoft Office document icon uroki_meloserdiya.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Байловский филиал

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

 «Пичаевская средняя общеобразовательная школа»

 

Утверждена приказом образовательного учреждения ______27.08.2020 г.________

                                                                                                          Дата, номер приказа

                                                                                   Директор школы: _________________  

                                                                                                                       С.М. Акатушев

                                                       

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Азбука дорожной безопасности»

для 1 класса

                                                            Разработчик программы: Шмелёва Я.С.                                                                  

Рассмотрена на заседании межшкольного

методического объединения     _____№1 от 25.08.2020 г. _

                                                               Дата, номер протокола                                                                              

Руководитель межшкольного

методического объединения:     _________________________ И.С.Филина

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании межшкольного

методического совета               ___№1 от 26.08.2020 г.__

                                                            Дата, номер протокола                                                                                

Председатель  межшкольного

методического совета:                 _________________________Г.А. Чупахина

2020 – 2021  учебный год 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности в заданной ситуации;

- Проговаривать последовательность действий при решении поставленной ситуативной задачи;

- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в системе дорожных знаков (разрешающие, предупреждающие, запрещающие);

- Проводить предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе по правилам дорожного движения;

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт, информацию, полученную от учителя и из документальных источников;

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы по рисункам, схемам.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Читать и пересказывать текст.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя).

Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио ученика.

Обучающийся научится:

- отличать проезжую часть улицы от тротуара;

- правильно ходить по улицам и дорогам;

- переходить проезжую часть;

- понимать сигналы светофора;

- понимать некоторые дорожные знаки;

- выбирать место для игр.

Обучающийся получит возможность научиться:

- составлять безопасный маршрут от дома до школы;

- отличать виды пешеходных переходов;

- отличать виды перекрестков;

- «разговаривать» с улицей при помощи дорожных знаков.

Форма подведения итогов: игра-праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения».

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Улица полна неожиданностей. Беседа, мультипликационный фильм «Правила дорожного движения», презентация «Мы – пешеходы», загадки, стихи.
  2. Наш город  и его транспорт. Загадки, исторический материал, презентация «Специальные автомобили», деление машин по назначению (работа в парах).
  3. Где и как переходить дорогу. Стихотворение Я.Пишумова «Азбука города», исторический материал, презентация «Дорога» (разметка дороги, улица с односторонним  и двусторонним движением), ролевая игра.
  4. Где и как переходить дорогу. Игра «Найди ошибку», работа в группах.
  5. Дорога в школу. Работа с планом местности, знакомство с Петей Светофоровым, стихотворение С.Михалкова «Движеньем полон город», беседа (пешеходные правила), практическая работа (около школы) – игра «Шагомеры», разбор и анализ конкретных ситуаций.
  6. Наша улица, наш район. Беседа, работа с планом микрорайона (найди свою улицу, дом), индивидуальная работа (отметь на карте свой путь, опасные места на нём), разбор и анализ работ.
  7. Как рождаются опасные ситуации на дорогах. Беседа, исторический материал, дорожные ситуации.
  8. Наши верные друзья на улицах и дорогах. Стихотворение Г.Титова «Я над шумным перекрёстком», исторический материал, беседа, стихотворение Я.Пишумова « На посту стоят два брата…», самостоятельная работа (нарисуй 2 светофора: для автомобилей и для пешеходов)
  9. Дорожные знаки. Исторический материал, беседа, презентация «Дорожные знаки», самостоятельная работа (рисование знака «Осторожно дети»)
  10. Запрещающие знаки. Блиц – опрос, беседа, стихи В.Головко «Дорожные знаки», презентация, работа в парах (нарисовать знак, рассказать о нём, что запомнили).
  11. Предупреждающие знаки. Блиц – опрос, беседа, презентация «Предупреждающие знаки», работа в парах (нарисовать знак по выбору, рассказать о нём, что запомнили).
  12. Опасные ситуации на дорогах. Беседа, анализ ситуаций (презентация «Опасные ситуации»), игра «Узнай дорожный знак».
  13. Игра «Знай правила дорожного движения как таблицу умножения». Разминка, викторина “Зелёный знак”, игра “Три огонька светофора”, игра “Разрешается – запрещается”, конкурс – капитанов “Эстафета водителей”, игра “Перекрёсток загадок”, игра “Собери знаки”, игра “Весёлый светофор”, игра “Велосипедист”, подведение итогов, награждение.
  14. Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры. Стихи Г.Титова «Глупый утёнок играет в футбол», беседа, ролевая игра.
  15. Инспектор ГИБДД в гостях у ребят. Беседа, викторина.
  16. Тест по ПДД. Тест, компьютерная игра «Не игра».
  17. Игра-праздник «Мы знаем правила дорожного движения». Стихи, инсценировка, викторина, загадки, шарады.

   

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Внеурочное занятие

(тема, название)

Формы организации внеурочных занятий

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Формируемые умения.

1.

Улица полна неожиданностей.

Беседа, презентация.

Беседа о ПДД, показ мультипликационного фильма «Правила дорожного движения»;

 показ презентации «Мы – пешеходы»,

подборка загадок и  стихов по теме.

Слушают рассказ учителя, задают вопросы;

 просмотр мультфильма, презентации;

анализируют и делают вывод.

- слушать собеседника;

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,

- ставить вопросы,

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире

2.

Наш город и его транспорт.

Работа в парах.

Готовит исторический материал о появлении транспорта в городе

показывает презентацию «Специальные автомобили»;

рассказывает о назначении машин;

проводит игру  «Какая машина главная?»

Слушают рассказ учителя и презентацию, задают вопросы;

осуществляют вживание в ситуацию и обсуждают её;

принимают решение и аргументируют свой выбор.

- слушать собеседника;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов,

- ставить и формулировать проблемы;

- классификация по заданным критериям;

- ставить вопросы,

3.

Где и как переходить дорогу.

Презентация, ролевая игра.

Читает стихотворение    Я. Пишумова «Азбука города»;

готовит исторический материал о появлении дорог;

показывает презентацию «Дорога»;

проводит ролевую игру «Мы – машины»;

подводит итоги

Слушают стихотворение и рассказ учителя;

осуществляют разбивку на группы и распределение ролей в группе;

отвечают на поставленные вопросы.

- слушать собеседника;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- формулировать собственное мнение и позицию;

4.

Где и как переходить дорогу.

Работа в группах.

Проводит игру «Найди ошибку»: предлагает учащимся разделиться на 3 группы, отбирает возможные ситуации и предлагает их учащимся;

мотивирует учащихся к обсуждению;

организует поиск учащимися оптимальных способов решения проблемы;

помогает в анализе.

Осуществляют вживание в ситуацию;

Обсуждают предложенную ситуацию;

Принимают решение и аргументируют свой выбор;

Осуществляют анализ оптимального решения.

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- формулировать собственное мнение и позицию;

5.

Дорога в школу.

Беседа.

Знакомит учащихся с планом местности;

знакомит учащихся с Петей Светофоровым (рассказ о его безопасном маршруте движения);

подготавливает и проводит игру «Шагомеры»;

подводит итоги.

Знакомятся с планом местности;

изучают маршрут движения Пети Светофорова;

измеряют длину своего шага и расстояние между 2-мя объектами.

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире.

- сравнение,

- классификация по заданным критериям;

- установление аналогий;

- обращаться за помощью,

- формулировать свои затруднения;

6.

Наша улица, наш район.

Беседа, индивидуальная работа.

Знакомит учащихся с планом микрорайона;

проводит практическую работу: организует поиск учащимися оптимального способа решения задачи (отметить на карте свой путь, опасные места на нём);

разбирает и анализирует конкретные ситуации.

Изучают с учителем план микрорайона;

получают информацию;

определяют свои потребности;

принимают решение и аргументируют свой выбор;

анализируют и делают выводы.

- поиск и выделение необходимой информации

- обработка и анализ информации

- обращаться за помощью,

- формулировать свои затруднения;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок,

7.

Как рождаются опасные ситуации на дорогах.

Беседа, практическая работа.

Отбирает возможные ситуации;

мотивирует учащихся к обсуждению;

помогает в анализе опасной ситуации.

Знакомятся с предложенными ситуациями и обсуждают их;

принимают решение и аргументируют свой выбор.

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире.

- сравнение,

- формулировать собственное мнение и позицию;

8.

Наши верные друзья на улицах и дорогах.

Беседа, самостоятельная работа.

Подготавливает исторический материал о появлении светофоров;

проводит беседу читает стихотворения Г.Титова «Я над шумным перекрёстком» и Я. Пишумова « На посту стоят два брата…»;

предлагает учащимся дома нарисовать 2 вида светофоров (для автомобилей и пешеходов)

Знакомятся с видами светофоров;

продумывают продукт индивидуальной деятельности;

выполняют действия самостоятельно или с помощью родителей.

- ставить и формулировать проблемы;

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

- обращаться за помощью,

9.

Дорожные знаки.

Беседа, презентация, самостоятельная работа.

Подготавливает и проводит беседу и презентацию «Дорожные знаки»;

предлагает дома совместно с родителями нарисовать знак «Осторожно, дети!».

Слушают рассказ учителя, задают вопросы;

 знакомятся с понятием «дорожный знак»;

знакомятся  с знаком «Осторожно, дети!»;

 продумывают продукт индивидуальной деятельности;

выполняют действия самостоятельно или с помощью родителей.

- слушать собеседника;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- ставить и формулировать проблемы;

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

- обращаться за помощью

10.

Запрещающие знаки.

Блиц – опрос, беседа, презентация, работа в парах.

Проводит блиц-опрос по теме «Дорожные знаки»;

подготавливает и проводит показ презентации «Запрещающие  знаки»;

предлагает учащимся в парах нарисовать знак и рассказать, что запомнили.

Оценивают и презентируют домашнюю работу;

проводят оценку и самооценку;

отвечают на вопросы;

 осуществляют разбивку на пары;

обсуждают предложенные задания;

принимают решение;

выполняют задания и аргументируют свой выбор.

- самооценка на основе критериев успешности

-получение и анализ информации;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- формулировать собственное мнение и позицию;

11.

Предупреждающие знаки.

Блиц – опрос, беседа, презентация, работа в парах.

Проводит блиц-опрос по теме «Дорожные знаки»;

подготавливает и проводит показ презентации «Предупреждающие  знаки»;

предлагает учащимся в парах нарисовать знак и рассказать, что запомнили.

Отвечают на вопросы;

 осуществляют разбивку на пары;

обсуждают предложенные задания;

принимают решение;

выполняют задания и аргументируют свой выбор.

-получение и анализ информации;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- формулировать собственное мнение и позицию;

12.

Опасные ситуации на дорогах.

Беседа, игра.

Показывает презентацию «Опасные ситуации»;

проводит беседу и анализ ситуаций;

проводит игру «Узнай дорожный знак»;

анализирует ответы.

Обсуждают предложенные ситуации;

анализируют совместно с учителем и делают выводы;

предлагают свои решения.

-получение и анализ информации;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- формулировать собственное мнение и позицию;

13.

Знай правила дорожного движения как таблицу умножения.

Игра, викторина.

Подготавливает и проводит игру «Знай правила дорожного движения как таблицу умножения»;

анализирует и подводит итоги.

Осуществляют разбивку на 2 группы;

обсуждают и выполняют предложенные задания; принимают решения и аргументируют свой выбор.

-получение и анализ информации;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- формулировать собственное мнение и позицию;

14.

Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры.

Беседа, ролевая игра.

Проводит беседу «Где можно и где нельзя играть»;

 читает и разбирает стихотворение «Глупый утёнок играет в футбол»;

предлагает учащимся ситуативную ролевую игру.

Слушают рассказ учителя, стихотворение;

обсуждают и анализируют ситуацию;

 осуществляют разбивку на группы и распределение ролей  в группе;

разбирают и анализируют ситуации.

- слушать собеседника;

-получение и анализ информации;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- формулировать собственное мнение и позицию;

15.

Инспектор ГИБДД в гостях у ребят.

Беседа, викторина.

Приглашает инспектора ГИБДД с профилактической беседой;

Проводит компьютерную игру «Не игра»

Слушают инспектора ГИБДД;

задают вопросы;

продумывают маршрут движения в компьютерной игре.

- слушать собеседника;

- ставить  и задавать вопросы,

16.

Тест по ПДД.

Тест, загадки.

Проводит тестирование с помощью ИКТ;

оценивает и анализирует результаты.

Осуществляют вживание  в ситуацию;

обсуждают предложенные варианты тестов;

принимают решение и аргументируют свой ответ; осуществляют анализ оптимальных решений.

- узнавать, называть и оп- ределять объекты и явления окружающей действитель-ности в соответствии с содержанием учебных предметов,

- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона,

- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;

- строить монологичное высказывание;

- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности,

17.

Игра-праздник «Мы знаем правила дорожного движения».

Викторина.

Подготавливает и проводит игру-праздник: стихи, загадки, шарады, викторины; подводит итоги.

Осуществляют вживание  в ситуацию;

обсуждают предложенную ситуацию;

принимают решение и аргументируют свой ответ; осуществляют анализ оптимальных решений.

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию.

Календарно-тематическое планирование

Название темы

Кол-во часов

Дата проведения

Примеча-ние

План

Факт

1

Улица полна неожиданностей

1

2

Наш город и его транспорт

1

3

Где и как переходить дорогу

1

4

Где и как переходить дорогу

1

5

Дорога в школу

1

6

Наша улица, наш район

1

7

Как рождаются опасные ситуации на дорогах

1

8

Наши верные друзья на улицах и дорогах

1

9

Дорожные знаки

1

10

Запрещающие знаки

1

11

Предупреждающие знаки

1

12

Опасные ситуации на дорогах

1

13

Знай правила дорожного движения как таблицу умножения

1

14

Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игр

1

15

Инспектор ГИБДД в гостях у ребят

1

16

Тест по ПДД

1

17

Игра –праздник «Мы знаем правила дорожного движения»

1

Байловский филиал

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Пичаевская средняя общеобразовательная школа»

Календарно – тематическое планирование

по внеурочной деятельности

«Азбука дорожной безопасности»

 в 1 классе

17 часов  (0,5 часа в неделю)

учителя начальных классов

Шмелёвой Яны Сергеевны

                             

2020-2021 учебный год



Предварительный просмотр:

Байловский филиал

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

 «Пичаевская средняя общеобразовательная школа»

 

Утверждена приказом образовательного учреждения ______27.08.2020 г.________

                                                                                                          Дата, номер приказа

                                                                                   Директор школы: _________________  

                                                                                                                       С.М. Акатушев

                                                       

Рабочая программа

элективного курса по проектной деятельности

«УЧУСЬ СОЗДАВАТЬ ПРОЕКТ»

направление «Общеинтеллектуальное»

                                                   для 1 класса

                                                                 Разработчик программы: Шмелёва Я.С.                                                                  

Рассмотрена на заседании межшкольного

методического объединения     _____№1 от 25.08.2020 г. _

                                                            Дата, номер протокола                                                                              

Руководитель межшкольного

методического объединения:     _________________________ И.С.Филина

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании межшкольного

методического совета               ___№1 от 26.08.2020 г.__

                                                         Дата, номер протокола                                                                                

Председатель  межшкольного

методического совета:                 _________________________Г.А. Чупахина

                                            2020 – 2021  учебный год 

Планируемые результаты элективного курса

Личностные универсальные учебные действия.

У обучающегося будут сформированы:

-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;

-интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

- выраженной познавательной мотивации;

-устойчивого интереса к новым способам познания;

-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;

-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

-планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-адекватно воспринимать оценку своей работы;

-различать способ и результат действия;

-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

-проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

-высказываться в устной и письменной формах;

-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

-владеть основами смыслового чтения текста;

-анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения об объекте;

-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

-подводить под понятие;

-устанавливать аналогии;

-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

-допускать существование различных точек зрения;

-учитывать разные мнения, стремиться к координации;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться, приходить к общему решению;

-соблюдать корректность в высказываниях;

-задавать вопросы по существу;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-контролировать действия партнера;

-владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

-учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения

-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Основное содержание

Тренинг 16ч.

Кто я? Моя семья. Чем я больше всего хочу заниматься. Хобби. О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта. Как собирать материал? Твои помощники. Этап. Повторение. Давай вспомним. Проблема. Решение проблемы. Гипотеза. Предположение. Играем в предположения. Цель проекта. Задача проекта. Выбор нужной информации. Интересные люди твои помощники. Продукт проекта. Виды продукта. Макет. Повторение пройденных проектных понятий.

Исследовательская практика 11ч.

Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Мини-сообщение. Семиминутное выступление. Выступление перед знакомой аудиторией. Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно. Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. Повторение. Давай вспомним. Игра в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно. Получение электричества с помощью волос. Поилка для цветов.

Мониторинг 6ч.

Тест «Чему я научился?» Памятка для учащегося практиканта. Твои впечатления от работы над проектом. Пожелание будущим проектантам. Твои советы им.

Советы на лето от Мудрого Дельфина.

Тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности

1

Тренинг

16

самостоятельно формулировать задачи и решать их;

применять знания на практике;

эффективно распределять свое время;

проводить исследование (выдвигать гипотезу, изучать теорию, ставить опыты, организовывать опросы, собирать доказательства, делать выводы)

творчески подходить к решению проблемы

2

Исследовательская практика

11

анализировать ход работы, ее результаты и успешность; демонстрировать полученный продукт, лаконично, но полно рассказывать о нем;

выступать перед публикой, аргументированно высказывать свое мнение

3

Мониторинг

6

проверка полученных знаний в виде теста, составление советов по работе с проектами  будущим учащимся.

Тема

Кол-во

часов

Дата

Примечание

План

Факт

1

Кто я? Моя семья

1

2

Чем я люблю заниматься. Хобби

1

3

О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта

1

4

Как собирать материал?

Твои помощники.

1

5

Повторение. Давай вспомним

1

6

Проблема

1

7

Проблема. Решение проблем

1

8

Гипотеза. Предположение

1

9

Гипотеза. Играем в предложения

1

10

Цель проекта

1

11

Задача проекта

1

12

Выбор нужной информации

1

13

Интересные люди - твои помощники

1

14

Продукт проекта

1

15

Виды продукта. Макет

1

16

Повторение пройденных проектных понятий

1

17-18

Визитка. Как правильно составлять визитку к проекту.

2

19-20

Мини – сообщение. Семиминутное выступление

2

21

Выступление перед знакомой публикой

1

22

Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные  цвета. Это интересно.

1

23

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта

1

24

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. Повторение. Давай вспомним

1

25

Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно

1

26

Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно

1

27

Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно

1

28

Тест «Чему я научился?»

1

29

Памятка для учащихся

1

30

Твои впечатления от работы над проектом.

1

31

Пожелания будущим практикантам. Твои советы им

1

32 -33

Советы на лето от Мудрого Дельфина

2

Байловский филиал

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Пичаевская средняя общеобразовательная школа»

Календарно – тематическое планирование

 элективного курса

«УЧУСЬ СОЗДАВАТЬ ПРОЕКТ »

 в 1 классе

33 часа (1 час в неделю)

учителя начальных классов

Шмелёвой Яны Сергеевны

                             

2020-2021 учебный год



Предварительный просмотр:

Байловский филиал

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

 «Пичаевская средняя общеобразовательная школа»

 

Утверждена приказом образовательного учреждения ______27.08.2020 г.________

                                                                                                          Дата, номер приказа

                                                                                   Директор школы: _________________  

                                                                                                                       С.М. Акатушев

                                                       

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Уроки милосердия»

(направление «духовно-нравственное»)

 для 1 класса

                                                      Разработчик программы: Шмелёва Я.С.                                                                  

Рассмотрена на заседании межшкольного

методического объединения     _____№1 от 25.08.2020 г. _

                                                               Дата, номер протокола                                                                              

Руководитель межшкольного

методического объединения:     _________________________ И.С.Филина

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании межшкольного

методического совета               ___№1 от 26.08.2020 г.__

                                                            Дата, номер протокола                                                                                

Председатель  межшкольного

методического совета:                 _________________________Г.А. Чупахина

2020 – 2021  учебный год 

Планируемые результаты освоения программы «Уроков милосердия» обучающимися 1 класса представлены на двух уровнях – личностном и метапредметном.

В результате освоения предметного содержания по «Урокам милосердия» у обучающихся формируются учебные действия:

ЛИЧНОСТНЫЕ

У обучающихся будут сформированы:

чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

У обучающихся могут быть сформированы:

уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, окружающего мира;

установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

составлять план выполнения задач, решения проблем творческого характера, выполнения проекта совместно с учителем;

в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;

осваивать способы решения проблем творческого характера.

Обучающиеся получат возможность научиться:

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

ориентироваться в учебных пособиях (система обозначений, структура текста, словарь, содержание);

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя материалы учебника (под руководством

учителя);

понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков;

сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

получат возможность научиться:

сопоставлять информацию, представленную в разных видах;

выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

осознавать ценность семьи, человеческой жизни

анализировать и оценивать поведение и поступки людей

соблюдать правила нравственных взаимоотношений в коллективе, свободно общаться в типовых ситуациях повседневности

.

Содержание программы.

1 класс

Тема 1. Введение в образовательную программу (1 ч).

Теория:

Знакомство  ребят с программой и особенностями курса духовно - нравственного воспитания и развития (добро и зло, честность и порядочность, духовный мир человека  и др. Отличительные особенности этих понятий)

Знакомство с режимом работы объединения «Милосердие» и правилами техники безопасности в классе.

Практика:

Начальная диагностика компонента нравственного развития младших школьников. (Методика Н. Е. Богуславской «Незаконченные предложения», Приложение 2)      

Блок 1. Милосердие в семье (9 ч)

Терия (6 ч)

Семья-это остров любви, послушания. Жадность – причина разлада в семье. Лучше папы друга нет.  Дедушки, бабушки и внуки. Братья и сёстры. Друзья. Братская любовь крепче каменных стен. Добрые и некрасивые слова.

Практика (3 ч). Рисование портрета мамы. Посещение старых одиноких людей вместе с родителями.

Проекты. «Солнышко для мамы», «Коробочка для друга», «Подарок для папы».

Блок 2. Милосердие к ближним (4 ч)

Теория (2 ч).

Рождество Христово. События праздника. Традиции праздника. Светлая Пасха. Традиции праздника.

Практика (2 ч).

Акция «Милосердие»: помощь ветеранам, труженикам тыла, одиноким людям.

Проекты. «Спешите делать добро»: изготовление поделок к праздникам Рождеству Христову и Светлой Пасхе, кукольное представление.

Блок 3. Доброе отношение к природе (3 ч)

Теория (2ч)

Наши маленькие друзья. Отношение к домашним животным.  Доброе отношение к птицам.

Практика (1 ч).

Изготовление кормушек.

Проекты. «Домик для моих питомцев», «Я люблю природу», «Сделаем всё, что можем».

Система отслеживания и оценивания результатов

В ходе реализации данной программы используются различные виды контроля: игры – викторины на выявление теоретических знаний по программе; тестовый контроль, выставки, создание проектов, благотворительные концерты. Итоговой формой контроля является творческий отчёт учащихся.

        

Учебный  план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

всего

теория

практика

1

Введение в программу.

1

1

Начальная диагностика

2

Раздел 1. Милосердие в семье.

9

6

3

Промежуточная диагностика Краткий опрос

Изготовление поделок

3

Раздел 2. Милосердие к ближним.

4

2

2

Подготовка праздничной благотворительной программы

4

Раздел 3. Доброе отношение к природе.

3

2

1

 Создание проектов

Итого:

17

11

6

Календарный учебный график

     

 №

Тема

Кол-во ч.

Дата

План

Факт.

1

Введение

1

Милосердие в семье (9 ч.)

1 четверть (5 ч.)

2

Родители и дети. Семья-это остров заботы.

1

3

Родители и дети. Жадность – причина разлада в семье.

1

4

Родители и дети. Творческая работа: «Солнышко для мамы».

1

5

Родители и дети. Лучше папы друга нет. Проект: «Подарок для папы».

1

6

Дедушки, бабушки и внуки.

1

7

Братья и сёстры. Друзья. Причины ссор. Способы предотвращения ссор.

1

8

Братья и сёстры. Друзья. Братская любовь крепче каменных стен.

1

9

Братья и сёстры. Друзья. Добрые и некрасивые слова.

1

10

Братья и сёстры. Друзья. Проект: «Подарок другу».

1

2 четверть (7 ч.)

Милосердие к ближним (4 ч.)

11

Рождество Христово. События праздника.

1

12

Рождество Христово. Традиции праздника.

1

13

Рождество Христово. Проект: «Рождественская мастерская»

1

14

Светлая Пасха. Традиции праздника.

Проект: «Пасхальная радость».

1

Доброе отношение к природе (3ч)

15

Наши маленькие друзья. Отношение к домашним животным.

1

16

Наши маленькие друзья. Проект: «Домик для птиц».

1

17

Наши маленькие друзья. Проект: «Я люблю природу».

1

Методическое обеспечение программы.

Название раздела

Формы занятий

Методы и приёмы

Дидактический материал, техническое оснащение

Формы подведения итогов

Блок 1. Милосердие в семье

Блок 2. Милосердие к ближним

Блок 3. Доброе отношение к природе

индивидуально-групповые.

индивидуально-групповые.

индивидуально-групповые.

 объяснительно - иллюстративные (беседа, рассказ, показ учебных презентаций);

экскурсии;

репродуктивные (изобразительное творчество)

объяснительно - иллюстративные (беседа, рассказ, показ учебных презентаций);

экскурсии  

объяснительно - иллюстративные (беседа, рассказ, показ учебных презентаций);

экскурсии;  

Дидактическое обеспечение:

Подборка информационной и справочной литературы;

Сценарии массовых мероприятий, разработанные для организации досуга воспитанников объединения;

Индивидуальные альбомы для рисования и краски.

Техническое обеспечение:

Ноутбук и  мультимедийные средства изображения информации.

Учебный год завершается творческим отчётом, который может проходить в виде выставки, открытого занятия для родителей.

Приложение 1.

1. Диагностика и исследование нравственной сферы школьника.

(Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я.)

Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, с. 326-341)

Метод «Беседа» 

Предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах 7-9 лет.

Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.

Вопросы для беседы:

▪ Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?

▪ Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?

▪ Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?

▪ Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?

▪ Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?

▪ Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.

 Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.

Обработка результатов.

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:

1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;

2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

3 балла – если сформировано полное и четкое представление.

Методика «Закончи историю»

Детям читают рассказ-ситуацию из школьной жизни. Задаются вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?». Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

2. Диагностика эмоционального компонента нравственного развития

Методика «Что мы ценим в людях» 

(Предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).

Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.

Обработка результатов.

0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

3. Диагностика поведенческого компонента компонента нравственного развития

Методика «Как поступать»

 (Предназначена для выявления отношения к нравственным нормам).

Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например, первая ситуация: во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему? Вторая ситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?

Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской)

Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами.

1. Если я знаю, что поступил неправильно, то …

2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то …

3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно …

4. Когда в моем присутствии обижают человека, я …

5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я …

6. Если бы я был на месте учителя, я …

Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

Методика  «Незаконченные предложения, или моё отношение к людям».

Отношение к друзьям

Думаю, что настоящий друг …

Не люблю людей, которые …

Больше всего люблю тех людей, которые …

Когда меня нет, мои друзья …

Я хотел бы, чтобы мои друзья …

Отношение к семье

Моя семья обращается со мной как …

когда я был маленьким, моя семья …

Чувство вины

Сделал бы все, чтобы забыть …

Моей самой большой ошибкой было …

Если ты совершаешь дурной поступок, то …

Отношение к себе

Если все против меня …

Думаю, что я достаточно способен …

Я хотел бы быть похожим на тех, кто …

Наибольших успехов я достигаю, когда …

Больше всего я ценю …

(Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1997, с. 37)

        

                                                                                                                                  Приложение 2.

Начальная диагностика компонента нравственного развития младших школьников.

(Методика Н. Е. Богуславской «Незаконченные предложения»)        

         Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложение несколькими словами.

Когда я вижу, что кто-то из ребят попал в беду, то я…

Если кто-то надо мной смеется, то я…

Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…

Когда меня постоянно перебивают, то я…

Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…

Когда в моем присутствии обижают человека, то…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка программы спецкурса "Грамотеи" по развитию речи для 1 класса.

Содержание программы: пояснительная записка, цели, задачи, методы и приёмы организации деятельности школьников, формы работы спецкурса, диагностика, учебно-тематический план, список литературы, ...

Разработка программы спецкурса "Знатоки" по развитию познавательных способностей для 4 класса.

В разработке описаны цели,задачи, методы, приёмы и формы работы спецкурса по развитию познавательных способностей школьников в 4 классе. Тематическое планирование расписано на 32 часа в год....

« Рассказы для детей. В. Чаплина. Мушка. Учебно-методическая разработка урока ». 1 класс. Программа "Начальная школа XXI века"

На уроке учащиеся закрепляют понятие "рассказ", учатся определять особенности рассказа, воссоздавать образы героев (описание внешнего вида, поведения), высказывать отношение к героям и их поступ...

разработка программы по русскому языку для 3 класса

программа разработана в соответствии с новыми Федеральными Государственными Образовательными Стандартами начального общего образованиядля 3 класса "Школа России"...

разработка программы по технологии для 3 класса

программа разработана в соответствии с новыми Федеральными Государственными Образовательными Стандартами начального общего образования...

Методическая разработка "Программа по плаванию для учащихся 1-4 классов"

Методическая разработка "Программа по плаванию" при 3-х уроках физической культуры в неделю для учащихся 1-4 классов....