Урок-разработка для 4 класса по программе школа XXI века А.С.Пушкин `Уж небо осенью дышало...`
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Урок-разработка для 4 класса по программе школа XXI века
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
martynyuk.docx | 26.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 4 «А» классе МОБУ СОШ № 5 г Лабинск.
План урока по предмету «Литература» в соответствии с требованиями ФГОС учителя МОБУ СОШ № 5 города Лабинска Мартынюк С.В.
Тема урока «А.С. Пушкин «Осень» (отрывки). Г.Н. Волков «Удивительный Александр Сергеевич».
Цели урока:
• вовлечение каждого участника в активный познавательный процесс;
• воспитание у детей интереса к творчеству и жизни А.С. Пушкина
Задачи урока:
Предметные:
• развитие творческого воображения, мышления;
• умение выделить основную мысль;
Личностные:
• способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса);
• способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать свою работу, строить аналогии, обобщать и систематизировать успехи в работе).
Метапредметные:
• формирование навыков по исследовательской деятельности;
• развитие коммуникативных навыков.
Методы обучения: рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с мультимедийными средствами, работа в группах.
Тип урока: комбинированный.
- Организационный этап
– Посмотрите на фотографии писателей, кого из них вы знаете? (Здесь портреты А. С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и Л.Н. Толстого.)
– Догадайтесь, по словам, кому мы святим сегодня урок
«…И с каждой осенью я расцветаю вновь»…
-Ребята, сегодня на урок я пришла к вам с одной фразой, сказанной замечательным русским писателем Н.В. Гоголем, которая у меня вызвала несколько вопросов. Я думаю, что вы поможете мне разобраться.
-Как вы думаете, что может удивить человека в такой фразе, почему я взяла эти слова для урока?
слайд
-«Пушкин есть явление чрезвычайное, и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он может явиться через двести лет» Н. В. Гоголь
- «чрезвычайное»- необычное, очень не похожее ни на что, удивляющее
и, может быть даже, пугающее, из ряда выходящее.
-«явление»- то, что явилось внезапно. «явление природы»- похоже означает стихийность, т.е. что- то, что нельзя остановить.
-«единственное»- потому что нет похожих
- «русский человек в его развитии, в каком он может явиться через двести лет»
-Удивительная фраза? Вот видите, сколько людей, умевших заметить необычность в жизни, это - одно из качеств всех великих людей.
-А каким был поэт в жизни? Что вы о нём знаете?
Дети говорят
Слайд
-Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в семье нетитулованного дворянского рода. Прадедом поэта по матери был африканец Абрам Петрович Ганнибал, являвшийся воспитанником и слугой царя Петра 1. Надежда Осиповна – мать Александра Сергеевича. Отец – Сергей Львович.
-Ранние годы Пушкина прошли в Москве. Домашние будущего гения утверждали, что «он с младенчества был необыкновенно одарён».
слайд
-Его воспитанием занимались две женщины – бабушка по матери Марья Алексеевна Ганнибал и крепостная няня Арина Родионовна, которая, по рассказам сестры поэта, была «настоящей представительницей русских нянь; мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами, поговорками». Они научили маленького Пушкина любить родную природу, родину.
слайд
-В 12 лет наступает еще один важный период в жизни Пушкина Александра Сергеевича – учеба в Царскосельском Лицее.
Это была особая школа для родовитых дворян, она находилась недалеко от Ленинграда – Санкт-Петербурга – в Царском Селе. В лицее Пушкин провёл 6 лет. Ему очень нравилось учиться, он занимался историей, литературой, изучал французский, немецкий языки, латынь.
слайд
Именно здесь впервые его стихотворение высоко оценил Г Р Державин, и после этого даже отношение к нему изменилось у учителей и у учеников, лицеистов.
- Скажите, а какие же цели мы тогда себе поставим, раз мы всё знаем про Пушкина? Над чем сегодня будем работать?
-Давайте выявим, в чём необычность Пушкина. Что развивает человека даже через 200 лет
- Какие качества характера А С Пушкина любит народ, нам нравятся?
(Любовь, доброта, сочувствие, добросердечность, искренность, вежливость, верность, весёлость, позитивность, грусть, (но он старался один грустить, поэтому у него получались грустные стихи.))
Какое время года очень любил Пушкин? За что? Сравните свои ощущения от общения с осенью.
-(В берёзовой роще было очень светло, солнечно. От этого на душе светло и хорошо. Вот почему Пушкин любил осень.
-Она яркая, весёлая, хочется бегать, смеяться.
Давайте вдохнём запах осени?!
-Сейчас я вам предлагаю поработать в парах по тетради стр38, упр 1. (Подчеркнуть эпитеты, отметить рифмы)
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.
Какие образы создают грустное настроение, почему?
Какие строки понравились вам, показались очень красивыми? (р. т 38)
Есть ли здесь эпитеты? Это грустное или радостное стихотворение? Почему?
Физминутка берёзка из русской сказки
Пушистый учёный кот
Волнуют осенние краски,
Но- тихо! Урок идёт!
Что же подтверждают слова Н.В. Гоголя?
-Любовь Пушкина к природе, а значит и к Родине, нежность, наблюдательность, внимание, внимательность.
Это человеку нужно и через 200 лет.
Чтение стихотворения (Учебник стр 64)
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
-Самостоятельно:
Выполняя Упр 3 (в тетради на стр 38), пронаблюдайте, какие изменения в природе увидел А.С. Пушкин. Вставьте пропущенные слова.
Проверка
-Каким был Пушкин, за что его любили и любят до сих пор?
(Дети называют качества характера)
-А как вы думаете, что формирует такие качества в человеке?
- дети: природа, родители, няня, друзья…
Что же формируется в человеке семьёй, окружением?.( Характер)
Работа в группах: давайте попробуем выяснить, какая взаимосвязь в формировании характера между самим человеком и его окружением, что влияет на характер?
1 группа Художник ИИ Левитан- Золотая осень (написанная в 1895 году.) 06 06 1799
2 группа Как семья влияет на нас?( няня, бабушка, дядя,)
3 группа Как друзья влияют на нас? ( Дельвиг АА, Пущин ИИ, Жуковский ВА, Крылов И А)
4 группа Почему легко читать стихи Пушкина? Почему стихи Пушкина любимы всеми уже много лет?
(Их легко читать, легко показать, по ролям читать, много эпитетов, все слова простые и понятные)
Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился
И царица у окна
Села ждать его одна
Жил- был поп, толоконный лоб…
Три девицы у окна
5 группа Чтение отрывков, выявление общего
Весна, весна, пора любви…
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье…
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало…
Назовите пословицу, которая бы подошла к сегодняшнему уроку
Не тот человек, кто для себя живет, а тот, кто для народа счастье кует.
Птица красна перьями, а человек уменьем.
О дереве судят по плодам, о человеке по делам.
Ещё раз назовите, что влияет на формирование нашего характера и характера вообще? природа, родители, няня, друзья…
Для домашнего задания Г Н Волков «Удивительный Александр Сергеевич». Узнать об одном из друзей А. С. Пушкина. Рабочая тетрадь стр 39
Рефлексия. Обвести руку
-Что было главным?
-Что удалось?
-Что не удалось?
-Что хотел бы узнать, уточнить?
- Понравился урок? Ты себе?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплект по лит.чтению "А .С Пушкин «Уж небо осенью дышало.»М.Ю Лермонтов «Осень"
А .С Пушкин «Уж небо осенью дышало.»М.Ю Лермонтов «Осень"конспект урока+ презентация 2 кл...
Тема урока: А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «За весной, красой природы…».
Урок литературного чтения в 3 классе УМК "Школа России" составлен для ученика надомного обучения (обучающийся с ОВЗ), можно использовать для работы с классом....
Урок литературного чтения во 2 классе ( перспективная начальная школа). Тема: А. С. Пушкин «…Уж небо осенью дышало…» Цели: - спомощью системы вопросов и заданий к стихотворению Пушкина
Урок литературного чтения во 2 классе ( перспективная начальная школа).Тема: А. С. Пушкин «…Уж небо осенью дышало…»Цели:- спомощью системы вопросов и заданий к стихотво...
Разработка урока Литературное ятение 2 класс .А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало», Г.А. Скребицкий “Осень”
Цели урока: предметные - познакомить учащихся с произведениями А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало» и Г.А. Скребицкого “Осень”, картинойИ.Левитана “Золотая осень”; ф...
А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало», Г.А. Скребицкий “Осень”
Цели урока: предметные - познакомить учащихся с произведениями А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало» и Г.А. Скребицкого “Осень”, картиной И.Левитана “Золотая осе...
Проверь себя "Уж небо осенью дышало" к урокам литературного чтения во 2 классе по программе "Школа 21 века"
В работе используются вопросы по материалу учебника для двух вариантов....