Урок-разработка для 4 класса по программе школа XXI века А.С.Пушкин `Уж небо осенью дышало...`
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Мартынюк Светлана Владимировна

Урок-разработка для 4 класса по программе школа XXI века

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл martynyuk.docx26.55 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы  в 4 «А» классе МОБУ СОШ № 5 г Лабинск.

План урока по предмету  «Литература» в соответствии с требованиями ФГОС учителя МОБУ СОШ № 5 города Лабинска Мартынюк С.В.

Тема урока «А.С. Пушкин «Осень» (отрывки). Г.Н. Волков «Удивительный Александр Сергеевич».

Цели урока: 
• вовлечение каждого участника в активный познавательный процесс;
• воспитание у детей интереса к творчеству и жизни А.С. Пушкина
Задачи урока:

 Предметные:
• развитие творческого воображения, мышления;
• умение выделить основную мысль;

Личностные:

• способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса);

• способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать свою работу, строить аналогии, обобщать и систематизировать успехи в работе).
Метапредметные:
• формирование навыков по исследовательской деятельности;
• развитие коммуникативных навыков.

Методы обучения: рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с мультимедийными средствами, работа в группах.

Тип урока: комбинированный.

  1. Организационный этап

– Посмотрите на фотографии писателей, кого из них вы знаете? (Здесь портреты А. С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и Л.Н. Толстого.)

– Догадайтесь, по словам, кому мы святим сегодня урок

             «…И с каждой осенью я расцветаю вновь»…

-Ребята, сегодня на урок я пришла к вам с одной фразой, сказанной замечательным русским писателем Н.В. Гоголем, которая у меня вызвала несколько вопросов. Я думаю, что вы поможете мне разобраться.

-Как вы думаете, что может удивить человека в такой фразе, почему я взяла эти слова для урока?

слайд

-«Пушкин есть явление чрезвычайное, и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он может явиться через двести лет»    Н. В. Гоголь

- «чрезвычайное»- необычное, очень не похожее ни на что, удивляющее

и, может быть даже, пугающее,   из ряда выходящее.

-«явление»- то, что явилось внезапно. «явление природы»- похоже означает стихийность, т.е. что- то, что нельзя остановить.

-«единственное»- потому что нет похожих

- «русский человек в его развитии, в каком он может явиться через двести лет» 

-Удивительная фраза? Вот видите, сколько людей, умевших заметить необычность  в жизни, это - одно из качеств всех великих людей.

-А  каким был поэт в жизни? Что вы о нём знаете?

Дети говорят

Слайд

-Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в семье нетитулованного дворянского рода. Прадедом поэта по матери был африканец Абрам Петрович Ганнибал, являвшийся воспитанником и слугой царя Петра 1. Надежда Осиповна – мать Александра Сергеевича. Отец – Сергей Львович.

 -Ранние годы Пушкина прошли в Москве. Домашние будущего гения утверждали, что «он с младенчества был необыкновенно одарён».

слайд

-Его воспитанием занимались две женщины – бабушка по матери Марья Алексеевна Ганнибал и крепостная няня Арина Родионовна, которая, по рассказам сестры поэта, была «настоящей представительницей русских нянь; мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами, поговорками». Они научили маленького Пушкина любить родную природу, родину.

слайд

-В 12 лет наступает еще один важный период в жизни Пушкина Александра Сергеевича – учеба в Царскосельском Лицее.

Это была особая школа для родовитых дворян, она находилась недалеко от Ленинграда – Санкт-Петербурга – в Царском Селе. В лицее Пушкин провёл 6 лет. Ему очень нравилось учиться, он  занимался историей, литературой, изучал французский, немецкий языки, латынь.

слайд

Именно здесь впервые его стихотворение высоко  оценил Г Р Державин, и после этого даже отношение к нему изменилось у учителей и у учеников, лицеистов.

- Скажите, а какие же цели мы тогда себе поставим, раз мы всё знаем про Пушкина? Над чем сегодня будем работать?

-Давайте выявим, в чём необычность Пушкина. Что развивает человека даже через 200 лет

- Какие качества характера А С Пушкина любит народ,  нам нравятся?  

(Любовь, доброта, сочувствие, добросердечность, искренность, вежливость, верность, весёлость, позитивность, грусть, (но он старался один грустить, поэтому у него получались грустные стихи.)) 


Какое время года очень любил Пушкин?  За что? Сравните свои ощущения от общения с осенью.

-(В берёзовой роще было очень светло, солнечно. От этого на душе светло и хорошо. Вот почему Пушкин любил осень.

-Она яркая, весёлая, хочется бегать, смеяться.

 

Давайте вдохнём запах осени?!

-Сейчас я вам предлагаю поработать в парах по тетради стр38, упр 1. (Подчеркнуть эпитеты, отметить рифмы)

Дни поздней осени бранят обыкновенно,        
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

Какие  образы создают грустное настроение, почему?

Какие строки понравились вам, показались очень красивыми? (р. т  38)

Есть ли здесь эпитеты? Это грустное или радостное стихотворение? Почему?

Физминутка     берёзка из русской сказки

                          Пушистый учёный кот

                          Волнуют осенние краски,

                           Но- тихо! Урок идёт!

 Что же подтверждают слова Н.В. Гоголя?

-Любовь Пушкина к природе, а значит и к Родине, нежность, наблюдательность, внимание, внимательность.

Это человеку нужно и через 200 лет.

     Чтение стихотворения (Учебник стр 64)

 Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

-Самостоятельно:                        

Выполняя Упр 3 (в тетради на стр 38), пронаблюдайте, какие изменения в природе увидел А.С. Пушкин.  Вставьте пропущенные слова.

                                                   Проверка

-Каким был Пушкин, за что его любили и любят до сих пор?

(Дети называют качества характера)

-А как вы думаете, что формирует такие качества в человеке?

- дети: природа, родители, няня, друзья…

 Что же формируется в человеке семьёй, окружением?.( Характер)

Работа в группах: давайте попробуем выяснить, какая взаимосвязь в формировании характера между самим человеком и его окружением, что влияет на характер?

1 группа  Художник ИИ Левитан- Золотая осень (написанная в 1895 году.) 06 06 1799

2 группа  Как семья влияет на нас?( няня, бабушка, дядя,)

3 группа  Как друзья влияют на нас?                                                                                                      ( Дельвиг АА, Пущин ИИ, Жуковский ВА, Крылов И А)

4 группа Почему легко читать стихи Пушкина? Почему стихи Пушкина любимы всеми уже много лет?

(Их легко читать, легко показать, по ролям читать, много эпитетов, все слова простые и понятные)

Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился

И царица у окна

Села ждать его одна

   Жил- был поп, толоконный лоб…

Три девицы у окна

5 группа Чтение отрывков, выявление общего

Весна, весна, пора любви

          Унылая пора! Очей очарованье!
         Приятна мне твоя прощальная краса —
         
Люблю я пышное природы увяданье…
Уж небо осенью дышало,
Уж реже
солнышко блистало…

Назовите пословицу, которая бы подошла к сегодняшнему уроку

Не тот человек, кто для себя живет, а тот, кто для народа счастье кует.

Птица красна перьями, а человек уменьем.

О дереве судят по плодам, о человеке по делам.

Ещё раз назовите, что влияет на формирование нашего характера и характера вообще?  природа, родители, няня, друзья…

Для домашнего задания  Г Н Волков «Удивительный Александр Сергеевич». Узнать об одном из друзей А. С. Пушкина. Рабочая тетрадь стр 39

Рефлексия. Обвести руку

-Что было главным?

-Что удалось?

-Что не удалось?

-Что хотел бы узнать, уточнить?

- Понравился урок? Ты себе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект по лит.чтению "А .С Пушкин «Уж небо осенью дышало.»М.Ю Лермонтов «Осень"

А .С Пушкин «Уж небо осенью дышало.»М.Ю Лермонтов «Осень"конспект урока+ презентация 2 кл...

Тема урока: А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «За весной, красой природы…».

Урок литературного чтения в 3 классе УМК "Школа России" составлен для ученика надомного обучения (обучающийся с ОВЗ), можно использовать для работы с классом....

Урок литературного чтения во 2 классе ( перспективная начальная школа). Тема: А. С. Пушкин «…Уж небо осенью дышало…» Цели: - спомощью системы вопросов и заданий к стихотворению Пушкина

Урок литературного чтения во 2 классе ( перспективная начальная школа).Тема: А. С. Пушкин «…Уж небо осенью дышало…»Цели:-  спомощью системы вопросов и заданий к стихотво...

Разработка урока Литературное ятение 2 класс .А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало», Г.А. Скребицкий “Осень”

Цели урока: предметные - познакомить учащихся с произведениями А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало» и Г.А. Скребицкого “Осень”, картинойИ.Левитана “Золотая осень”; ф...

А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало», Г.А. Скребицкий “Осень”

Цели урока: предметные - познакомить учащихся с произведениями А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало» и Г.А. Скребицкого “Осень”, картиной И.Левитана “Золотая осе...

Проверь себя "Уж небо осенью дышало" к урокам литературного чтения во 2 классе по программе "Школа 21 века"

В работе используются вопросы по материалу учебника для двух вариантов....