Разработка программы спецкурса "Грамотеи" по развитию речи для 1 класса.
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме
Содержание программы: пояснительная записка, цели, задачи, методы и приёмы организации деятельности школьников, формы работы спецкурса, диагностика, учебно-тематический план, список литературы, приложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа спецкурса "Грамотеи" по развитию речи 1 класс | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ «СОШ № 64»
____________ С. П. Пунина
Программа спецкурса
«Грамотеи»
(Развитие речи)
По программе Политовой Н. И.
1 «А» класс
Преподаватель:
Мосина Светлана Петровна
2012/2013 уч. г.
Пояснительная записка.
Наша задача состоит не только в том, чтобы научить детей писать грамотно, но и грамотно выражать свои мысли, изучать язык, всесторонне развивать и обогащать устную и письменную речь учащихся в широком смысле слова. Поэтому сейчас задача развития устной и письменной речи в начальных классах приобретает важное значение.
Речь – основа умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учащихся сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития. Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. В основу курса положено всестороннее развитие речи.
Письменная форма монологической речи наиболее трудная. Она самая развернутая и нормативная. Построение каждой фразы в письменной речи является предметом специального обдумывания, а на начальной стадии овладения письменной речью осознается также процесс написания каждого слова. Обучение письменной речи как нормативной, чем устной, связано с высокими требованиями, предъявляемыми к ней: четкость структуры высказывания, обоснованность мысли, выражение отношения к предмету мысли (к объекту), точность в употреблении слов, конструкций, предложений, выразительных средств языка и другие.
Преобладающее место в занятиях по развитию речи имеет устная работа: это и специальные упражнения в устной речи, разнообразные аналитические упражнения, направленные на формирование тех или иных умений, и большая устная подготовительная работа, предшествующая изложениям и особенно сочинениям, в процессе которой систематизируются знания и умения учащихся, полученные в повседневной деятельности.
Занятия представлены в трех направлениях:
в обогащении и уточнении словаря учащихся (лексический уровень овладения речью)
в овладении словосочетанием и предложением (синтаксический уровень)
в овладении связной речью (уровень текста)
От темы к теме происходит усложнение заданий, которые связаны с постепенным формированием умений работы с текстом.
Обучение ведется по программе Политовой Н. И., рекомендованной министерством просвещения.
ЦЕЛИ:
- формирование у школьников умения писать изложения и сочинения;
- формирование у школьников умения понимать и сознательно строить связные высказывания разных типов;
- углубление и совершенствование у школьников практических знаний, умений и навыков, приобретаемых на уроках гуманитарного цикла;
- всестороннее развитие и обогащение устной и письменной речи учащихся.
ЗАДАЧИ:
- научить учащихся осознавать признаки текста; воспринимать, воспроизводить чужой и создавать свой текст, совершенствовать написанное изложение и сочинение, подбирать и систематизировать материал к высказыванию;
- развивать орфографическую зоркость, умения выражать свои мысли правильно (с точки зрения литературного языка), точно, ясно, ярко;
- воспитывать у учащихся коммуникативные умения, желание и способность выступать перед классом, ответственность, усидчивость, целеустремленность, способность к взаимопомощи и сотрудничеству.
Методы и приемы организации деятельности школьников на занятиях ориентированы на умение самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Формы работы спецкурса:
наблюдения за природой и трудом людей с целью написания сочинения, зарисовки для составления текстов, разгадывание ребусов, кроссвордов, загадки, вопросы-шутки, хитрые вопросы, игры словесного характера, выпуск газеты «Грамотеи».
Диагностика:
Для изучения эффективности образовательного процесса применяется стартовая, текущая и итоговая диагностика ЗУНов, которая проводится в форме:
- педагогического наблюдения;
- творческих работ (выступления)
- анализа таблиц, в которые занесены данные о характерных ошибках, допущенных в самостоятельном написании изложений и сочинений. (приложение 1)
Стартовая диагностика проводится в начале учебного года с целью выявления ЗУНов.
Текущая диагностика проводится в конце 1 полугодия с целью изучения результативности обучения на данном этапе и необходимости корректировки образовательной деятельности.
Итоговая диагностика проводится в виде выступлений, выпуска газеты-выставки с лучшими изложениями и сочинениями и сопоставления результатов анализа таблиц, в которые занесены количество и характер ошибок, допущенных в написании изложений и сочинений в середине и в конце учебного года. ( приложение 1)
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
- осознавать признаки текста;
- анализировать структуру текста;
- составлять свободные рассказы по наблюдениям, по картине; по серии картинок;
- написать изложение по готовому и коллективно-составленному плану,
- составить и записать небольшое сочинение по серии картинок, по наблюдениям за природой, трудом людей;
- воспринимать и воспроизводить чужой текст и создавать свой;
- правильно и красиво выражать свои мысли, выступать перед аудиторией; отстаивать свою точку зрения и уважительно относиться к высказываниям своих одноклассников;
- владеть орфографической грамотностью;
- использовать приобретенные знания на уроках гуманитарного цикла и в повседневной жизни.
Учебно-тематический план.
(Программа 32 часа.)
№ п/п | Тема | Часы |
1 | Выявление уровня развития речи у школьников в начале учебного года. Речь устная, письменная, внутренняя. Текст. | 1 |
2 | Особенности устной речи. Слово как комплекс звуков, имеющий лексическое значение. Рассказ по картинке. | 1 |
3 | Формирование первичного представления об омонимах, синонимах и антонимах; знакомство с тематическими группами слов. | 1 |
4 | Формирование об образности, о сравнении, образных выражениях. Редактирование простых предложений. | 1 |
5 | Текст. Типы текста. Выделение частей текста, составление плана. | 1 |
6 | Коллективное составление текста по заданной теме. Зарисовка текста. | 1 |
7 | Коллективное составление текста по сюжетным картинкам, по плану. | 1 |
8 | Коллективное составление текста по плану, по опорным словам. Зарисовка текста. | 1 |
9 | Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста. | 1 |
10 | Письменные ответы на вопросы. Составление устных рассказов по летним впечатлениям. | 1 |
11 | Изложение текста по вопросам. | 1 |
12 | Составление описания животных по предметным картинкам. Запись сочинения. | 1 |
13 | Составление предложений. Составление рассказа из данных предложений. | 1 |
14 | Составление рассказа по его началу. Работа над планом. | 1 |
15 | Составление рассказа по данным вопросам. Работа над планом. | 1 |
16 | Работа над заголовком, планом. Запись изложения. | 1 |
17 | Составление сочинения по наблюдениям. | 1 |
18 | Составление и запись рассказа по его началу. | 1 |
19 | Изложение по сюжетным картинкам. | 1 |
20 | Изложение текста по вопросам. | 1 |
21 | Составление письменного сочинения по коллективно-построенному плану. | 1 |
22 | Обучающее изложение по готовому плану на основе зрительного восприятия текста. | 1 |
23 | Составление коллективного рассказа с элементами описания. Запись сочинения. | 1 |
24 | Запись текста по ответам на вопросы. Работа над заглавием. | 1 |
25 | Запись текста по сюжетным картинкам и готовому плану. | 1 |
26 | Подробное изложение текста по коллективно составленному плану. | 1 |
27 | Составление рассказа по его началу. Запись текста. | 1 |
28 | Составление и запись сочинения на тему «Мои друзья – животные» | 1 |
29 | Изложение текста по готовому плану. | 1 |
30 | Самостоятельное составление и запись сочинений по наблюдениям в природе. Анализ образцов детских сочинений. | 1 |
31 | Контрольное подробное изложение по коллективно составленному плану. | 1 |
32 | Выставка лучших работ по развитию письменной речи. Анализ результатов контрольных сочинений и изложений. | 1 |
Итого: | 32 |
Использованная литература:
Тикунова Л. И. «Учимся писать изложение и сочинение» Рабочие тетради в 2-х частях; 1класс; М: Росткнига, 2010 г.
Политова Н. И. «Развитие речи учащихся начальных классов» Пособие для учителя; М:»Просвещение» 1984 г.
Елкина А. И., Климова Е. Г. «Сборник статей для изложений в начальных классах» М: «Просвещение» 1964 г.
Есенин С. А. «Как научить вашего ребёнка писать сочинения» Рабочие тетради для 1 класса; М: издательство «Грамотей» 2010 г.
Соколова Т. Н. «Школа развития речи» Методическое пособие для 1 класса; М: Издательство РОСТ , 2011 г.
Соколова Т. Н. «Школа развития речи» Рабочие тетради в двух частях; 1 класс; М: Издательство РОСТ, 2012 г.
Приложение 1.
1 полугодие | 2 полугодие |
Количество учащихся, выполнявших работу (изложение, сочинение) | _ | _ |
Выполнили работу: - Без орфографических ошибок - Без ошибок в содержании, структуре и речевом оформлении текста | _ _ | _ _ |
Допустили ошибки: - В содержании, в том числе пропуск главного - В структуре: Нарушение логической последовательности; Отсутствие связи между фактами; - В речевом оформлении: В определении границ предложения; В построении предложений разных типов; Нарушение порядка слов; Повторы одного слова (и родственных); Неправильный выбор или употребление слова. | _ _ _ _ _ _ _ _ | _ _ _ _ _ _ _ _ |
3. Допустили орфографические ошибки: На изученные правила, в том числе более 6 ошибок На неизученные правила. | _ _ _ | _ _ _ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Письмо и развитие речи" 2 класс VIII вид
Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В. Воронковой к учебнику Якубовской Э.В....
Рабочая программа кружка "Школа развития речи", 3 класс
Рабочая программа курса "Школа развития речи составлена к курсу Соколовой "школа развития речи. Включает в себя тематическое планирование и пояснительную записку....
Программа внеурочной деятельности "Развитие речи" 1 класс
Внеурочная деятельность "Развитие речи"...
Рабочая программа для слабослышащих "Развитие речи", 4 класс, ФГОС
Рабочая программа для слабослышащих "Развитие речи" предназначена для учащихся 4 класса...
Рабочая программа кружка по развитию речи 2 класс
Может быть использована в рамках внеурочной деятельности...
Раблочая программа ВД "Школа развития речи" 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса на 2015-2016 учебный год...
Рабочая программа надомного обучения "Развитие речи" 2 класс
Программа надомного обучения для ученика 2 класса с РАС, 34 часа по учебнику С.В. Комаровой...