« Рассказы для детей. В. Чаплина. Мушка. Учебно-методическая разработка урока ». 1 класс. Программа "Начальная школа XXI века"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
На уроке учащиеся закрепляют понятие "рассказ", учатся определять особенности рассказа, воссоздавать образы героев (описание внешнего вида, поведения), высказывать отношение к героям и их поступкам, самостоятельно определять тему и жанр, оценивать результат своей работы под руководством учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_slushaniya_1_klass.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов МБОУ Щелканской СОШ р.п. Рудня Волгоградской обл. Рубцова Светлана Викторовна, учитель высшей категории.
Рабочая программа по литературному чтению в 1 классе УМК «Начальная школа XXI века». (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е издание, доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2011.)
Учебник: Ефросинина Л. А. Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Ефросинина Л. А. Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс: рабочая тетрадь учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Учебные задачи:
1) учить воспринимать произведения о сверстниках и выражать своё отношение к ним и их поступкам;
2) закрепить понятие «рассказ»;
3) учить определять особенности рассказа;
4) учить воссоздавать образы героев (описание внешнего вида, поведения).
Учебные умения:
1) высказывать своё отношение к героям и их поступкам;
2) самостоятельно определять тему и жанр;
3) оценивать результат своей деятельности под руководством учителя;
4) участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя, товарищей, соблюдать простейшие нормы речевого этикета, слушать и понимать речь других.
Материал к уроку: рассказ В. Чаплиной «Мушка», презентация к уроку (портрет автора, кластер жанров и т.д.), карточки с моделями жанров, выставка книг В. Чаплиной, подготовленная группой учащихся.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
– Какой у нас урок?
– Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным?
Я желаю сохранить хорошее настроение в течение всего урока и призываю вас к активной работе.
II. Повторение изученного.
– Вспомните, какие литературные жанры произведений вы знаете?
(Слайд после ответов: рассказ, сказка, стихотворение.)
– Какими фигурами их обозначаем на модели?
– А темы произведений?
(Слайд: Темы: Родина, природа, дружба.)
– Каким цветом их обозначаем на модели?
– Сейчас я буду читать отрывки из произведений, изученных нами ранее, а вы попробуйте узнать название, назвать автора, жанр, тему и найти соответствующую модель.
1. Привет тебе мой край родной,
С твоими тёмными лесами,
С твоей великою рекой
И неоглядными полями !..
(Слайд после ответов детей: Стихотворение о Родине «Привет» Спиридона Дмитриевича Дрожжина, модель – треугольник, т.к. стихотворение, красного цвета т.к. о Родине.)
2. «За какие-нибудь десять дней мы одолели всю русскую азбуку, могли
уже свободно читать и «папа», и «мама», и оставалась у нас невыученной
одна только самая последняя буква - …»
( Слайд: Рассказ «Буква «ты» Леонида Пантелеева, модель – прямоугольник, т.к. рассказ, жёлтого цвета, т.к. о детях.)
3. «Шёл Ёжик домой. По дороге нагнал его Заяц, и пошли они вместе. Вдвоём дорога короче. До дома далеко – идут, разговаривают…»
( Слайд: Сказка Владимира Сутеева «Палочка – выручалочка», модель – круг коричневого цвета, т.к. сказка о животных.)
– Молодцы! С этим заданием вы справились.
III. Постановка учебной задачи (через проблему).
– Что вы можете сказать об этой модели? (Слайд: прямоугольник, разделённый на две одинаковые части: 1 часть жёлтая, 2 часть – коричневая.)
– (После ответов детей.) На этот вопрос более точно, правильно нам предстоит ответить на уроке, а поможет в этом разобраться новое произведение.
– Давайте повторим правила слушания текста, читаемого учителем.
– Во время слушания вам нужно будет определить жанр и тему произведения.
IV. Работа с рассказом В. Чаплиной «Мушка».
1. Чтение учителем.
2. Выявление первичного восприятия произведения.
– Понравилось вам произведение? Почему?
– Какое чувство оно вызвало? ( Сначала чувство жалости, затем страха и восхищения.)
2. Лексическая работа.
- Некоторые слова и выражения могли показаться вам непонятными. Поработаем над их лексическим значением. (Учитель читает предложение, в котором встречаются трудные для понимания детей слова)
заводить (в доме собаку) – брать в дом, держать;
тугим (колечком завивался хвостик) – плотным, крепко закрученным;
очень забавная собачка – интересная;
собака растерялась – не знала, как поступить от неожиданности;
загородить (девочку) – закрыть собою;
подоспел (хозяин) – пришёл вовремя, в нужный момент.
3. Моделирование: определение жанра.
– Теперь надо решить поставленную перед вами задачу – назвать жанр этого произведения.
У каждого на партах лежат модели жанров. Выберите нужную, поднимите карточку и докажите, почему вы её выбрали.
(Это рассказ, т. к. рассказывается о реальных событиях, т.е. тех, которые происходят на самом деле или могли бы происходить. Поэтому надо выбрать прямоугольник.)
– Какова тема произведения? О ком в рассказе говорится? (О собачке и о девочке, т.е. о животных и о детях.)
– Вывод: значит, мы можем определить 2 микротемы: отношение девочки к собачке и отношение собачки к своей хозяйке.
Вот здесь мы и воспользуемся новой схемой.
– Какими цветами надо раскрасить прямоугольник? Почему?
– Что ещё вы должны показать на модели? (Фамилию, имя, отчество втора и название.)
– (Слайд.) Посмотрите, всё ли верно изображено на слайде.
4. Работа в тетради.
– Чтобы это узнать, откройте тетради на стр. 56. Прочитайте фамилию, имя автора.
– Да, этот рассказ написала В.В. Чаплина (портрет на слайде). Она написала много поучительных рассказов для детей о дружбе человека и животных, о самих детях.
– Запишите в верхней рамке фамилию автора. (Слайд.)
– Прочитайте название рассказа и запишите в нижней рамке. (Слайд.)
– Вывод: итак, мы с вами составили модель этого произведения. Что в ней нового?
V. Физкультурная разминка.
Представим себе такую ситуацию: мы идём в школу (шаг на месте). Вдруг слышим, как кто-то жалобно скулит, и хотим обнаружить бедное животное (повороты головы). Обнаружив, подходим к маленькому существу и наклоняемся над ним, затем приседаем. К счастью, у щенка есть хозяйка, и мы, довольные, продолжаем путь.
VI. Продолжение анализа произведения. Работа с текстом.
– А теперь поговорим о содержании произведения.
Задание №1 (по тетради):
– Назовите героев этого рассказа. Прочитайте.
Задание №2 (по тетради):
– Как выглядела собачка? Прочитайте описание.
– Как автор подчёркивает, что собачка была запуганной, несчастной? (Всё время поджимала хвост от любого крика, хотелось куда-нибудь спрятаться.)
(Слайд: друг под другом записаны слова, характеризующие Мушку: маленькая, грязная, худая, хромала, со страхом оглядывалась)
– Найдите слова, которые показывают, как даже внешне изменилась Мушка, пожив некоторое время в доме?
(Слайд, продолжающий начатую работу: рядом с теми, что уже были, появляются слова, свидетельствующие о произошедших изменениях, – шёрстка пушистая, блестящая; перестала хромать; хвостик завивался тугим колечком; забавная.)
– С чем связаны такие изменения? Почему собачка и внешне выглядит по-другому, и поведение её в доме изменилось: стала забавной, любила служить и танцевать? (За ней ухаживали, её любили, и она раскрепостилась: знала, что доставляет радость тем, кто был её другом.)
– Так же весело, свободно, раскованно вела себя собачка на улице?
– С кем её сравнивали во дворе? Почему? (С зайцем.)
– Почему Мушка всего боялась? (Её часто обижали раньше, когда она жила на улице, т. е. она до этого была бездомная, у неё не было хозяина, друга, её никто раньше не любил.)
– Докажите, что окружающие ошибались, когда говорили: «От такой защиты не жди».
– Ещё раз послушайте, как об этом героическом поступке Мушки пишет Чаплина. (Зачитывает отрывок хорошо читающий ученик.)
– Что заставило маленькую пугливую собачку броситься на большую и страшную собаку? (Преданность, любовь к девочке.)
– Какой показана эта собака, в поединок с которой вступила Мушка? (Огромная серая собака, бросившаяся к детям и испугавшая их. Дети испугались и побежали.)
– Почему Мушка вынуждена была преодолеть свой страх? (Люда, её хозяйка, которая Мушку так любила и защищала, теперь сама нуждалась в защите: девочка упала, а собака уже собиралась её покусать.)
– Какими словами автор подчёркивает, что этот поступок Мушки был стремительным и неожиданным для всех участников трагической сцены? («...Откуда ни возьмись, выскочила».)
– Послушайте, как об этот говорится в рассказе. (Зачитывает отрывок хорошо читающий ученик.)
– Почему большая собака отступила перед маленькой? (Она удивилась её храбрости: дрожащая от страха собачка «не отступала перед ней и всё старалась загородить собой упавшую девочку».)
– С чем автор сравнивает Мушку, подчёркивая, что силы неравные? (С маленьким чёрным шариком, а та собака огромная.)
– Так как же мы можем охарактеризовать этот поступок собачки? (Она совершила своего рода подвиг, поборов в себе страх. И толкнула её на этот подвиг любовь.)
– В русском языке есть слово «самопожертвование». Как вы его понимаете? Мы можем говорить о готовности Мушки к самопожертвованию? (Мушка готова была пожертвовать собою ради спасения Люды.)
– Обратите внимание на слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом: лапка, кусочек, колечком, маленький, шарик и т.д. Их в рассказе очень много. Почему? (Здесь проявляется отношение автора к собачке. В то же время они вызывают и наше отношение к Мушке.)
– Какой же Мушка показана в конце рассказа? Сделаем вывод. (Смелой, храброй, отважной, готовой к самопожертвованию.)
– А что вы можете сказать об авторе такого доброго, интересного рассказа? (Рассказ написан очень добрым человеком, любящим животных. В.В. Чаплина считает, что в детях тоже надо пробуждать доброту, сострадание к человеку или к собачке, котёнку, птенцу и т.д. У неё самой постоянно жили животные, которых она любила и о которых заботилась.)
– Мы много говорили о Мушке, да это и понятно: она главный персонаж произведения - о ней идёт речь на протяжении всего рассказа, все события происходят с ней. Но в рассказе есть ещё один важный персонаж – девочка. Можно ли сказать, что Люда достойна того, чтобы ради её спасения Мушка рисковала собою?
– Докажите, что сначала Люда защищала собачку не менее самоотверженно, чем потом Мушка её. (Мама Люды не хотела оставлять собачку: и так много было забот, но дочь плакала, упрашивала, и маме пришлось сдаться.)
– Что же можно сказать о девочке? Какой вывод сделать? (Люда добра, способна к состраданию. Она проявила настойчивость, и Мушка осталась у них дома. Девочка заботилась о своей питомице, делилась даже конфетами, играла с ней, гуляла.)
– О чём же хотела сказать нам В.В. Чаплина в этом рассказе? Попробуем сделать вывод. (У Мушки появился друг – Люда. Девочка пожалела бездомную собачку, взяла к себе, и собачка привязалась к своей хозяйке. В трудную минуту любовь, преданность оказались сильнее страха, и пугливая Мушка встала на защиту Люды.)
Слайд:
Не обижайте кошек во дворах,
И брошенных собак не обижайте.
И веру к людям в преданных глазах,
Прошу вас, до конца не убивайте!
Нет их вины, что брошены они,
Изгоями на улицах ютятся.
Ведь в этом виноваты только мы,
Попробуйте разумно разобраться.
( А.В. Авраменко)
VII. Выявление ассоциативных связей. Творческая работа.
1. Прослушивание песни Н. Пахмутовой и Р. Рождественского «Просьба» в исполнении Большого детского хора.
– Чем созвучна эта песня рассказу, который мы сегодня прочитали?
2. Творческая работа.
– Какие эпизоды вам понравились? Какой эпизод был особенно напряжённым, тревожным?
– Вам сейчас предстоит нарисовать понравившийся эпизод или персонаж из рассказа. Потом все рисунки мы соберём в нашу книжку-самоделку. Не беда, если не успеете: можно закончить дома.
VIII. Итог урока.
– С каким произведением вы сегодня познакомились? Запомнили ли вы его автора?
– Какова тема этого рассказа?
– Какой урок вы для себя усвоили? К чему призывает нас автор? (Любите собак и других животных – самых верных и преданных друзей человека. Не допускайте, чтобы они оказались бездомными по вашей вине.)
VIII. Домашнее задание.
1) Всем раскрасить рисунок в тетради на стр. 56.
2) Некоторым ребятам (называю фамилии) придумать или рассказать подлинную историю о дружбе человека и собаки, и на следующем уроке мы вас послушаем.
3) Желающим найти в библиотеке или Интернете и прочитать рассказы В.В. Чаплиной, а на уроке поделиться своими впечатлениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературному слушанию «Рассказы для детей. В Чаплина «Мушка»
Урок учит воспринимать произведения о сверстниках и выражать своё отношение к ним и их поступкам, закрепляется понятие «рассказ»учащиеся учится выделять особенности рассказа, учатся в...
Учебно-методический комплект (конспект урока+презентация) для 4 класса. Школа России. Тема: Средние века: время рыцарей и замков
Тема урока: «Средние века: время рыцарей и замков»Тип урока: урок открытия нового знанияЦели урока: формировать представления о Средневековье как исторической эпохеПланируемые результаты: -личнос...
Учебно-методический комплект по литературному чтению УМК "Школа России" (технологическая карта урока "А.Л. Барто «В школу», «Вовка – добрая душа»" + учебная презентация) 2 класс
Предмет: литературное чтениеКласс: 2а...
Учебно-методический комплект по литературному чтению УМК "Школа России" (технологическая карта урока "Н.Н. Носов «Живая шляпа». УРОК 1" + учебная презентация) 2 класс
Предмет: литературное чтениеКласс: 2а...
Учебно-методический комплект по литературному чтению УМК "Школа России" (технологическая карта урока "Н.Н. Носов «Живая шляпа». УРОК 2" + учебная презентация) 2 класс
Предмет: литературное чтениеКласс: 2а...
Учебно-методический комплект (конспект урока+учебный материал) Тема:«Россия в ХХ веке. События начала века.»
Цель: узнать о событиях в России ХХ века.Планируемые результаты:Личностные УУД:· Формировать мотивационную основу учебной деятельности, положитель...
Учебно-методические и оценочные материалы 4 класс "Школа 21 века"
Учебно-методические и оценочные материалыпредмет по учебному плану...