Программа внеурочной деятельности «Край мой Смоленский» 4 класс
методическая разработка (4 класс)
Основные цели курса
- Формирование у учащихся целостной картины окружающего мира.
- Привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Смоленского края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_klass_vneurochka.docx | 40.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Серго - Ивановская основная школа»
Программа внеурочной деятельности
«Край мой Смоленский»
4 класс
Учитель: Бородкина Елена Валерьевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе программы регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края» / C. А. Болотова – Смоленск: Издательство «Ассоциация ХХI век», 2006.
Актуальность программы заключается в отражении в ее содержании комплексно-системного подхода к родному краю как некой целостности, представленной во всем многообразии составляющих ее процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
Основные цели курса
- Формирование у учащихся целостной картины окружающего мира.
- Привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Смоленского края.
Задачи курса
- Формирование знаний о природных и географических особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города (села), области в истории России; о музеях, памятниках природы, истории и культуры; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край; знаний элементарных правил поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края; представлений об экологических проблемах края.
- Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; развитие умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты; развитие умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения ориентироваться в своем родном городе (селе), умения видеть связь современности с прошлым родного края; развитие умения моделировать и составлять схемы; умения работать с историческими и географическими картами; развитие эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии, литературы Смоленщины на II ступени образования.
- Воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином; любви и уважения к землякам, прославившим город (село); желания быть похожим на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края.
В целом курс «Край мой Смоленский» позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал краеведческих знаний.
Рабочая программа рассчитана на 1 учебный год в объёме 34 часа (по 1 часу в неделю).
Результаты освоения курса
Личностные
- научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего, оценивать их возможное влияние на будущее;
- приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
- приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения;
получит возможность для формирования:
- основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Смоленщины, чувства сопричастности и гордости за свой край.
- мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;
- эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Смоленской области;
- чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные
- научится планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- научится выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- научится проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
- научится самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
- научится использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
получит возможность:
- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
- вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
- научится, используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
- научится на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- научится узнавать символику Смоленской области, города;
- научится описывать достопримечательности Смоленщины;
- научится использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
- научится осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
- научится использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Смоленской области и атласом;
- научится работать с атласом, глобусом и картой; находить на карте свой регион и его главный город;
- научится устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- научится устанавливать аналогии.
получит возможность:
- самостоятельно подбирать литературу по теме;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
- работать в семейных архивах.
Коммуникативные
- научится понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
- научится ориентироваться на позицию партнера в общении;
- научится учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
получит возможность:
- готовить и выступать с сообщениями;
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные
К концу 4 класса учащиеся должны знать (по культурно-историческому краеведению):
- как называли предков смолян, основные их занятия;
- торговые связи смолян в древности;
- названия древних городов Смоленщины;
- современную символику Смоленщины (герб, флаг);
- причины возведения в Смоленске крепостной стены;
- названия некоторых башен Смоленской крепости;
- героические страницы смоленской земли: битва с монголо-татарами, война с Польшей 1609- 1611 гг., Отечественная война 1812 года, война с Германией 1941-1945 гг.
- памятные места и памятники, связанные с героическим прошлым Смоленщины;
- награды Смоленска и области;
- имена некоторых земляков, прославивших родной край;
- виды жилищ, утварь и предметы быта наших предков;
- элементы костюма смолян в древности;
- названия некоторых блюд, которые любили наши предки;
- названия некоторых календарных, религиозных, семейных праздников;
- День города Смоленска;
- некоторые игры и хороводы прошлых лет;
- историю возникновения письменности у наших предков;
- виды православных храмов и их внутреннее устройство;
- название самой почитаемой на Смоленщине иконы;
- названия некоторых объектов культуры Смоленской области, созданных для детей;
- элементарные правила поведения и охраны памятников и памятных мест истории и культуры
К концу 4 класса учащиеся должны уметь (по культурно-историческому краеведению):
- определять, находить и показывать на исторических картах, планах города, картах-схемах исторические и культурные объекты;
- подготовить рассказ, доклад, реферат культурно-исторического содержания на основе материала учебника, археологических источников и другого справочного материала;
- проводить самостоятельные исторические исследования по заданному алгоритму;
- оперировать с моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изготавливать отдельные модели культурно-исторических объектов;
- сравнивать, обобщать, анализировать и определять культурно-исторические события Смоленского края и их значение в развитии государства Российского;
- соблюдать правила поведения за обеденным столом;
- играть в подвижные игры, пришедшие к нам из прошлого;
- выполнять элементарные правила поведения и охраны культурных и исторических памятников.
Содержание
Блок I Мир истории
Вводное занятие
Введение в блок «Мир истории». Рассматривание книги «Мир истории» и знакомство с ней. Проведение стартовой диагностики знаний учащихся по истории родного края.
Наши предки
Кривичи - предки смолян. Расселение кривичей. Их занятия: земледелие, скотоводство, охота, бортничество, рыболовство, смолокурение.
Смоленск - древний город кривичей.
«Из варяг в греки»
Великий торговый путь «из варяг в греки». Его значение в развитии нашего края. Торговые связи смолян.
Города Смоленщины
Понятие о городе. Географическое положение древних городов нашего края. Древние города Смоленщины: Смоленск (IX в.), Рославль (XII в.), Дорогобуж (XII в.), Ельня (XII в.), Вязьма (XIII в.), Рудня (XIV в.), Велиж (XV в.), Поречье (Демидов) - XV в.
История древнего города Вержавска.
Герб и флаг области
Понятие о гербе и флаге. Символы современных герба и флага Смоленской области. Геральдист Г.В. Ражнев.
Смоленская крепостная стена. Причины возведения в Смоленске крепостной стены. Строительство крепости, ее неприступность. Башни крепости. Зодчий Федор Конь. |
Военное прошлое. Сущность понятия «город-воин». Причины, по которым смоленская земля была ареной многих битв и сражений. Тесная связь истории древнего города и Смоленщины с судьбами всего русского государства. Битва с монголо-татарами. Герои этой войны. Значение сражения под Смоленском. Война с Польшей 1609 — 1611 гг. Героическая оборона Смоленска 1609 - 1611 гг. Главное значение Смоленского сражения. Отечественная война 1812 года. Сражение за Смоленск, его значение. Партизанское движение на территории Смоленщины. Война с Германией 1941 - 1945 гг. Смоленское сражение, его значение. Оккупация области. Партизанское движение в тылу врага. Рождение Красной Гвардии под Ельней. Освобождение Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков. День освобождения города (села) от немецко-фашистских захватчиков. |
Награды Смоленщины. Последствия войны и оккупации. Трудовые подвиги смолян. Восстановление Смоленщины. Награды города и области. Смоленск - город-герой (1985 г.). |
Места боевой славы. Памятники и памятные места всенародной борьбы с врагами на Смоленщине. |
Наши земляки. Люди, прославившие наш край: первый космонавт Юрий Гагарин; создатель русской классической музыки композитор Михаил Глинка; поэты: Михаил Исаковский, Александр Твардовский, Николай Рыленков; гениальный флотоводец Павел Нахимов: первооткрыватель Центральной Азии-Михаил Пржевальский и другие. |
Проверьте себя. Контрольное занятие. Контрольный срез знаний. Обобщение изученного материала. Способность ориентироваться в понятиях и терминах: предки (кривичи), потомки, история, археология, герб, флаг, геральдика, вексиллология, фалеристика. Практическая работа: нахождение объектов на исторических картах или картах-схемах; рассматривание гербов городов Смоленской области; рассматривание башен крепостной стены; сопоставление фактов военного прошлого родного города (села); рассматривание образцов (значков) орденов Ленина, Отечественной войны I степени, медали «Золотая звезда»; чтение произведений поэтов и писателей, родившихся на Смоленщине. Экскурсии в исторический музей, по родному городу (селу); по Смоленской крепостной стене; в музей «Смоленщина в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов». |
Блок III. Мир культуры |
Вводный урок Введение в блок «Мир культуры». Рассматривание книги «Мир культуры» и знакомство с ней. Проведение стартовой диагностики знаний учащихся о культуре родного края. |
Жилища и предметы быта. Виды жилищ наших предков. Место, время, материал для строительства жилищ. Надворные постройки. Внутренний вид избы. Утварь. |
Как одевались в старину. Одежда наших предков: рубахи, понёва, сарафан, насовка, передник, штаны, пояс и др. Материалы для ее изготовления. Головные уборы, обувь, украшения. Детская одежда. |
Что ели наши предки. Еда наших предков. Особенности ее приготовления и употребления. Правила поведения за обеденным столом. |
Праздники. Понятие о празднике. Виды праздников: календарные, семейные, религиозные и другие. Современные праздники. Порядок и время их проведения. |
Игры и хороводы. Роль игры в жизни людей. Виды игр. Правила игр. Хороводы. |
Письменность. История возникновения письменности у наших предков. Славянская азбука Кирилла и Мефодия. 24 мая - день славянской письменности. Памятники письменности: берестяные грамоты, летописи, рукописные и печатные книги. «Гороушна» - древнейший памятник русской письменности |
Храмы и монастыри. Принятие христианства на Руси. Понятие о храме. Его внутреннее устройство. Виды храмов. Православные храмы и соборы Смоленской области |
Культура Смоленщины сегодня. Современная культурная жизнь нашего края. Театры, студии, планетарий, музеи, библиотеки, клубы, филармония, художественные и музыкальные школы для детей Смоленщины. |
Проверьте себя. Обобщение изученного материала Способность ориентироваться в понятиях и терминах: утварь, рубаха, понёва, сарафан, штаны, онучи, насовка, повязка, лапти, оберег, трапеза, язычество, христиане, игра, хоровод, письменность, кириллица, берестяная грамота, летопись, «гороушна», храм, монастырь, икона, экскурсия, экскурсовод, экскурсант, экспозиция, экспонат, народоведение, кулинария, этнография, этимология, педагогика, социология. Практическая работа: рассматривание предметов быта, одежды, обуви, головных уборов, украшений, пищи наших предков; сопоставление прежних и современных правил поведения за столом, наблюдение за приготовлением и употреблением пищи в настоящее время; участие в празднике родного города (села); разучивание игр и хороводов; рассматривание внутреннего устройства храма; составление правил поведения у памятников истории и культуры; посещение областной филармонии, рассматривание картин С.И. Иванова «Семья» и М. Нестерова «Святая Русь». Заключительное занятие (1 час). Обобщение знаний, умений, навыков учащихся по всему курсу «Азбука Смоленского края». |
Методы, формы и приёмы работы
- беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, просмотр диафильмов, кинофильмов, встречи с участниками исторических событий, ветеранов, героями, сбор материала для краеведческого уголка.
- занятия в классе и в природе, экскурсии, занятия в музеях, в парке, на улицах города, уроки - путешествия, уроки-заседания «Клуба знатоков», утренники, игры, викторины и другие.
- сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в событиях, выявление причин и значений событий и др.; конкурсы рисунков, конкурс технического мастерства, сочинения.
По итогам изучения тем каждого раздела программы ребята оформляют творческие отчеты, проводят конкурс рисунков и другие работы.
Наблюдая, сравнивая, классифицируя объекты и явления, выясняя их закономерности, делая самостоятельные выводы, воображая и фантазируя, обучающиеся усваивают основы природно-географического, культурно-исторического краеведения в процессе активной познавательной деятельности.
Предполагается проведение семейных вечеров с участием детей, родителей, бабушек, дедушек, учителей на темы «Богатство родной природы», «Праздники в нашей семье» и др.
Учебно-методическое обеспечение:
- Программа регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края» / C. А. Болотова – Смоленск: Издательство «Ассоциация ХХI век», 2006.
- Азбука Смоленского края: Учеб. пособие по краеведению. Мир природы/ C.А. Болотова - Смоленск: Русич, 2008.
- Азбука Смоленского края: Учеб. пособие по краеведению. Мир истории/ C.А. Болотова, О.В. Сибиченков. - Смоленск: Русич, 2008.
- Азбука Смоленского края: Учеб. пособие по краеведению. Мир культуры/ C.А. Болотова, О.В. Сибиченков. - Смоленск: Русич, 2008.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Дата |
4 класс | ||
(9 ч) | ||
Мир истории | ||
Введение | ||
Наши земляки. Гениальный флотоводец П. С. Нахимов | ||
Наши земляки. Поэт Н. И. Рыленков | ||
Наши земляки. Первооткрыватель Центральной Азии Н. М. Пржевальский | ||
Наши земляки. Поэт А. Т. Твардовский | ||
Практическая работа «Чтение произведений поэтов и писателей, родившихся на Смоленщине» | ||
Война с монголо – татарами | ||
Война с Польшей | ||
Закрепление пройденного материала | ||
(7 ч) | ||
Отечественная война 1812 года | ||
Война с Германией 1941 - 1945 годов | ||
Урок - экскурсия в музей Смоленщины ВОВ 1941 - 1945 годов | ||
Награды Смоленщины. Практическая работа «Рассматривание образцов (значков) орденов и медалей» | ||
Урок - экскурсия по местам Боевой Славы | ||
Проверь себя | ||
Обобщающий урок по разделу « Мир истории» | ||
(10 ч) | ||
Мир культуры | ||
Вводный урок | ||
Жилища и предметы быта. Практическая работа «Рассматривание предметов быта наших предков» | ||
Урок творчества. Практическая работа «Изготовление макета избы» | ||
Как одевались в старину | ||
Урок творчества. Практическая работа «Рассматривание одежды, обуви, головных уборов, украшений наших предков» Составление коллекции одежды «Мода прошлых лет» | ||
Что ели наши предки. Практические работы «Сопоставление прежних и современных правил поведения за столом» | ||
Урок - праздник «Русская кухня» | ||
Праздники | ||
Игры и хороводы. Практическая работа «Разучивание игр и хороводов» | ||
Урок - праздник с играми и хороводами | ||
(8 ч) | ||
Письменность | ||
Проект «Изготовление рукописной книги» | ||
Экскурсия в краеведческий музей города. | ||
Храмы и монастыри Смоленщины. Экскурсия в местный храм. Практическая работа «Рассматривание внутреннего устройства храма» | ||
Урок творчества. Практическая работа «Изготовление модели церкви или колокольни» | ||
Культура Смоленщины сегодня. Экскурсия по городу. Практическая работа « Составление правил поведения у памятников истории и культуры» | ||
Проверь себя | ||
Обобщение по разделу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности "Край родной казачий"
Программа внеурочной деятельности по казачеству для 3-4 классов...
Программа внеурочной деятельности "Край, в котором я живу"
Программа кружка «Край, в котором я живу» разработана для учащихся начальной школы. Данная программа разработана на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся н...
Программа внеурочной деятельности «Край в котором я живу»
Программа внеурочной деятельности «Край в котором я живу» тесно связана с учебным курсом «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова. ,составлена на основе авторской программы кружка « Краеведение» Гинаятуллиной Т...
Проектно - исследовательская работа по программе внеурочной деятельности "Край, в котором ты живёшь"
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения и восстановления духовности, формирования нравственной личности, знающей свои корни. В современном мире изменяется роль семьи, ее статус. Хо...
Программа внеурочной деятельности "Край ты мой, казачий"
У каждого человека есть прошлое и настоящее, каждый стремится к будущему. Но все мы должны свято беречь прошлое, быть патриотами своей родины - большой и маленькой. Сейчас всем очевидна необходимость ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КРАЙ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ» 1-2 класс
Рабочая программа курса «Край, в котором мы живем» для 1-2 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...