Программа внеурочной деятельности "Край, в котором я живу"
рабочая программа на тему

Никитина Маргарита Петровна
Программа кружка «Край, в котором я живу» разработана для учащихся начальной школы. Данная программа разработана на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта. Она дополняет и расширяет интегрированный курс «Окружающий мир». Работа по этой программе способствует развитию у младших школьников духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом, воспитывает чувство гордости за своих земляков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kray_v_kotorom_ya_zhivu.doc247.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 30

 г. Южно-Сахалинска

Рассмотрено

  1. На заседании МО

Протокол № __1____

от «    » ______  2014г.

Руководитель МО ________

                         Федорко О.С.

Согласовано

На заседании МС

Протокол № ____1__

от «   » _______ 2014г.

методист

____________Никитина М.П

Утверждено

Приказом директора школы

Приказ №  228

от «   » _______ 2014г.

Директор школы _________

                      Манайчева Е.Л.

Образовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся на начальной ступени общего образования

«Край, в котором я живу»

 

Составитель:

М.П.Никитина

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

г. Южно-Сахалинск

2014г.

Пояснительная записка.

Внеурочная деятельность социальной направленности – важное звено работы школы в условиях реализации ФГОС. Программа кружка «Край, в котором я живу» разработана для учащихся начальной школы. Данная программа разработана на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта. Она дополняет и расширяет интегрированный курс «Окружающий мир». Работа по этой программе способствует развитию у младших школьников духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом, воспитывает чувство гордости за своих земляков. Предлагаемая программа поможет учащимся узнать, понять, полюбить родной край, сделать его лучше и живописнее. Работа кружка дает возможность учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетенций учащихся, содержание курса расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, кроме того учащиеся в ходе занятий овладевают начальными навыками исследовательской деятельности.
          В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.

Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей –  познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком  причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края.

Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе – на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.

Актуальна и экологическая направленность занятий. В настоящие время особую значимость приобретает Пришвинская фразы: «…Охранять природу – значит охранять Родину…». Вопросы экологии стоят очень остро и в нашем регионе, поэтому ряд занятий посвящён этой теме.

Цель программы: сформировать целостное представление о малой Родине – Сахалинской области на основе знаний природоведческого, исторического, культурологического характера, конструированных на краеведческом материале.
Задачи: 

образовательные (познакомить с историей, флорой и фауной, культурными памятниками, традициями родного края, с историей малой родины на фоне изучения достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; формировать краеведческие понятия, помогающие сформировать целостный взгляд на окружающий мир,  в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве; помогать овладеть начальными навыками исследовательской работы);                                        воспитательные (развивать гражданские качества, патриотическое отношение к России и своему краю; воспитывать на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни, чувство гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда);

 развивающие (развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности; формировать активную гражданскую позицию, включающую развитие ответственности за настоящее и будущее своего края; развивать творческое  содружество семьи и школы и включение семьи в единое воспитательное пространство школы).
Принципы построения программы:

  • Принцип учёта возрастных особенностей детей и возрастания сложности (от простого к сложному)
  • Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций)
  • Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно)
  • Принцип интеграции и дифференциации обучения
  • Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип)

Основные методы обучения:

  • Практические
  • Рассказ педагога и рассказы детей
  • Беседы
  • Дискуссии
  • Мини-сочинения
  • Конкурсы, викторины
  • Составление презентаций Power Point

Срок реализации программы: 4 года
Общее количество часов в год – 32 ч. (в первом классе), 34 ч. (2-4 классы), в неделю – 1 час.

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса



I. Личностные универсальные учебные действия, обеспечивающие ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире.

Формируемые умения: формирование у детей мотивации к обучению, 
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Средства формирования: организация на занятии парно-групповой работы.

II. Регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию учащихся своей учебной деятельности.

Формируемые умения: учитывать выделенные учителем ориентиры действия для нового учебного материала (в сотрудничестве с учителем); планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Средства формирования: задания на постановку новых учебных задач (в сотрудничестве с учителем), преобразование практической задачи в познавательную; упражнения на проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

III. Познавательные универсальные учебные действия, включающие общеучебные, логические действия и действия постановке и решению проблем.

Формируемые умения: умение учиться (навык решения творческих задач и навык поиска, анализа и интерпретации информации); добывать необходимые знания и с их помощью выполнять конкретную работу; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; формировать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; организация возможности осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интеренета.

IV. Коммуникативные универсальные учебные действия, обеспечивающие социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности.

Формируемые умения: учить выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); формировать умение координировать свои усилия с усилиями других; учить формулировать собственное мнение и позицию; учить договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, формировать навык задавать вопросы; учить понимать, что возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учиться учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в рамках в сотрудничества; учить учитывать разные мнения, интересы и обосновывать собственную позицию, понимать относительность мнений и подходов к решению про-блемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.

Содержание

1 класс


Введение - 1 час Знакомство с учебными пособиями ( атласом, книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»).
Я и моя семья  - 11 часов Беседа «Что означает твоё имя», «Что такое фамильный герб».

Работа со словарём, с энциклопедией.

Презентация проекта «Моя семья»

Мой дом, мои соседи, друзья - 4 часа Беседа «Мой дом,  какой он», «Мои друзья» (друзья, взаимоотношения между ними, ценность дружбы, согласия , взаимопомощи, внимание к сверстникам, товарищам, одноклассникам)

Подготовка выставки «Мой дом и мои друзья»

Наша школа  4 часа Беседа «История и традиции школы»

Интервью с бывшими выпускниками и учителями.

Презентация проекта «Школа будущего»

Посёлок Луговое  12 часов Экскурсия по посёлку , в ГУСП «Комсомолец»

Беседа «Улица, на которой я живу»

Фотовыставка «Поселок глазами детей»
Итого : 32 ч

2 класс


Край, в котором я живу! - 7 часов Беседа «Что мы знаем о Сахалине и курильских островах?» Южно-Сахалинск—главный город Сахалинской области. Достопримечательно¬сти Южно-Сахалинска: Краеведческий музей, площадь Ленина, площадь Славы, парк им. Ю.А.Гагарина, «Горный воздух», скверы и т.д.
Наш край в разные времена года - 8 часов История метеонаблюдений. Современные наблюдения за погодой. Опасные погодные явления. Местные приметы о погоде. Климатическая характеристика района проживания.

Презентация «Природа Сахалина»

Красная книга Сахалинской области  - 8 часов Беседа «Деревья возле школы». Распознавание деревьев по листьям. Кто такие птицы? Кто такие звери?

Экскурсия в зоопарк и краеведческий музей. Работа с картой.

Презентация «Памятники природы нашего края»

Моя семья – мои близкие - 3 часа Беседа «Мой дом,  какой он», «Мои друзья» (друзья, взаимоотношения между ними, ценность дружбы, согласия , взаимопомощи, внимание к сверстникам, товарищам, одноклассникам)

Подготовка выставки «Мой дом и мои друзья»

Школа, в которой я учусь - 6часов Беседа «История и традиции школы»

Интервью с бывшими выпускниками и учителями.

Презентация проекта «Школа будущего»

Лучшие люди нашего села - 2 часа
Итого  34 ч

 3 класс

1. История своего посёлка - 5 часов Экскурсия по посёлку , в ГУСП «Комсомолец», Беседа «Улица, на которой я живу», Фотовыставка «Поселок глазами детей»  

2. История открытия нашего края - 6 часов. Беседа «История нашего края», экскурсия в краеведческий музей, знакомство с полезными ископаемыми о.Сахалин и Курильских островов.

3.  Сахалинская область  –  субъект Российской Федерации - 5 часов. Знакомство с символами Сахалинской области, работа с картой и атласом, Работа с контурной картой.

4. Природа нашего края - 13 часов. Беседа «Времена года». Климат и погода. История метеонаблюдений. Современные наблюдения за погодой. Опасные погодные явления. Местные приметы о погоде. Климатическая характеристика района проживания.

Презентация «Природа Сахалина»

5. Природные комплексы края - 5 часов. Знакомство с достопримечательностями Сахалина и Курил.

Итого: 34 часа

4 класс

  1. Малая Родина – удивительные острова в океане - 7часов. Острова и их достопримечательности. Работа с контурными картами, атласом. Фотовыставка.
  2. Уникальность природы Сахалинской области -12 часов. Беседа «Времена года». Климат и погода. История метеонаблюдений. Современные наблюдения за погодой. Опасные погодные явления. Местные приметы о погоде. Климатическая характеристика района проживания.

Презентация «Природа Сахалина»

  1. Культура аборигенов Сахалина - 8часов. Беседа «Культура аборигенов Сахалинской области» .Чтение и анализ сказок, мифов и легенд представителей малочисленных народов Сахалина. Составление диафильма по одной из сказок или легенде.
  2. Начальные навыки туриста – 4часа Техника безопасности. Ориентирование на местности. Компас. 
  3. Охрана природы – 3 часа. Правила поведения в лесу. Экология. Зачем охранять природу.

Итого : 34 часа

Каждый блок разделён на разделы по тематике курса и включает в себя практические работы.

Ожидаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты внеурочной краеведческой деятельности для учащихся  распределяются по трем уровням.


1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): знания
родословной своей семьи,  историю народов, проживающих в своём крае и их традиции истории и географии своего края на фоне изучения достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.


2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, прошлому и настоящему своей школы, школьному опыту своих родителей.


3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): организация и проведение младшими школьниками интервью, анкетирования; взаимодействие с одноклассниками и взрослыми; посещение культурно-образовательных учреждений; сбор и обработка историко-географической краеведческой информации.

Тематическое планирование.

1 класс

  1. Введение 1час
  2. Я и моя семья-11ч
  •  Имя твое.
  • Фамилия – герб семьи. – 2ч.
  • Моя семья. Семейные традиции.- 2ч.
  • Семейные традиции в прошлом. -2ч.
  • Летопись семьи. - 2ч.
  • Конкурс исследовательских работ «История моей семьи – история моего народа» -2ч.
  1. Мой дом, мои соседи , мои друзья.  - 3ч
  • Дом, в котором я живу.
  • Мои соседи.
  • Мои друзья.
  1. Наша школа-4 часа
  • История школы
  • Традиции школы
  • Наши учителя
  • Проект «Школа будущего»
  1. Посёлок Луговое. - 12 ч.
  • Улицы нашего посёлка 2 ч.
  • Улица, на которой я живу и мой двор  - 4 ч.
  • Экскурсия в ГУСП «Комсомолец» - 3 ч.
  • Фотовыставка «Поселок глазами детей» -1 ч.
  • В гостях у малышей. -2 ч.

2 класс

1. Край, в котором я живу! -7 часов

  • Сахалин и Курильские острова - 2ч.
  • Экскурсия в краеведческий музей -1час.
  • Символы города Южно-Сахалинска и Сахалинской области -1ч.
  • Моя родина Луговое. – 3ч.

2. Наш край в разные времена года -8ч.

  • Осенняя пора очей очарованье! -2 ч.
  • Зимушка – зима.-2 ч.
  • Весна – красна! -2 ч.
  • Лето! -2 ч.

3. Красная книга Сахалинской области -8 ч.

  • Животные -4 ч.
  • Растения- 4ч.

4. Моя семья – мои близкие. – 3 ч.

  • Моя родословная. Генеалогическое дерево семьи.
  • Старые фотографии рассказали. Вклад семьи в развитие своего края.2ч.
  • Традиции семьи.

5. Школа, в которой я учусь. – 5ч.

  • История и традиции школы.-2ч.
  • Учителя, выпускники нашей школы -1ч.
  • Наши выпускники. -2ч.
  1. Лучшие люди нашего поселка.- 2ч.
  • Встреча с ветеранами ВОВ.
  • Оформление альбома.

3 класс

  1. История своего посёлка 5ч.
  • История строительства посёлка.- 2 ч.
  • История школы и других учреждений посёлка. - 1ч.
  • Народы, заселяющие населённый пункт. Традиции народов, живущих в посёлке. - 2ч
  1. История открытия нашего края – 7 ч.
  • Открытие и исследования Сахалина. -2ч.
  • Открытие и исследования Курильских островов -2ч.
  • Полезные ископаемые Сахалина. Древняя история подземных кладовых.-1ч.
  • Экскурсия в геологический музей -2ч.
  1. Сахалинская область –  субъект Российской Федерации -6 ч.
  • Сахалинская область на карте мира, на карте Российской Федерации.
  • Границы, пограничные территории.
  • Южно-Сахалинск – столица нашей области. - 2ч
  • Официальные символы.
  1. Природа нашего края – 12 ч.
  •  Представители животного и растительного мира, редкие и исчезающие растения и животные. Красная книга Сахалиской области. – 4 ч.
  •  Край рек и озёр. Водные объекты нашего края. Озёра – здравницы. Характеристика местных озер, использование в хозяйственной деятельности. -4 ч.
  •    Климат и погода. История метеонаблюдений. Современные наблюдения за погодой. Опасные погодные явления. Местные приметы о погоде. Климатическая характеристика района проживания.4 часа
  1. Природные комплексы края (6 часов).
  • Природные комплексы и их охрана. 2ч.
  • Заповедники 21 века. – 2ч.
  • Памятники природы края.- 2ч.

4 класс

1. Малая Родина – удивительные острова в океане. 6 ч

  • Место Сахалинской области на карте России.- 2 ч.
  • Откуда пришли к нам географические названия. -2 ч.
  • Экскурсия в краеведческий музей. 2 ч.

2. Уникальность природы Сахалинской области. - 12ч.

  • Многообразие и значение дикорастущих растений. - 3ч
  • Флора морей и океанов Дальнего Востока.  Охраняемые виды. - 3ч.
  • Заповедные уголки Сахалинской области.- 3ч
  • Грибы Сахалинской области.-3ч.
  1. Древняя культура аборигенов Сахалина и Курил. - 8ч.
  • Мифы, легенды, предания аборигенов Сахалина и Курил, Японская, корейская мифология. - 2ч.
  • Древние орнаменты и декоративные рисунки Кореи. - 2ч.
  • Сказки малочисленных народов севера. «Глухарь и дикие лебеди». - 2ч.
  • Корейские народные сказки. «Дружные братья», «Цветок бальзамина» - 2ч.
  1. Начальные навыки туриста – 4 часа
  • Туристическое снаряжение. Ориентирование. -2ч.
  • Правила техники безопасности. Гигиена туриста. -2ч.
  • Поход.
  1.   Охрана природы -3 ч.
  • Правила поведения в лесу и на воде - 1ч.
  • Экологические сказки -1ч.
  • Проект «Я в защите окружающей среды»

Календарно-тематическое планирование

1 класс

Тема

Количество часов

Дата

1

Введение

1час

Я и моя семья-

11ч

 Имя твое.

1

Фамилия – герб семьи.

1

Фамилия – герб семьи.

1

Моя семья. Семейные традиции.

1

Моя семья. Семейные традиции

1

Семейные традиции в прошлом.

1

Семейные традиции в прошлом.

1

Летопись семьи.

1

Летопись семьи.

1

Конкурс исследовательских работ «История моей семьи – история моего народа»

3.

Мой дом, мои соседи , мои друзья.  

Дом, в котором я живу.

1

Мои соседи.

1

Мои друзья.

1

4.

Наша школа

4 часа

История школы

1

Традиции школы

1

Наши учителя

1

Проект «Школа будущего»

1

  1. Посёлок Луговое.

12 ч.

Улицы нашего посёлка  

1

Улицы нашего посёлка  

1

Улица, на которой я живу и мой двор  

1

Улица, на которой я живу и мой двор  

1

Улица, на которой я живу и мой двор  

1

Экскурсия в ГУСП «Комсомолец» (Мех.цех)

2

Экскурсия в ГУСП «Комсомолец»

(ферма и молочный цех)

1

В гостях у малышей. (д\с «Гномик»)

1

В гостях у малышей. (д\с «Гармония»)

1

Фотовыставка «Поселок глазами детей»

1

Итоговое занятие

1

2 класс

Тема

Количество часов

Дата

1.

Край, в котором я живу!

4 часа

Сахалин и Курильские острова

2 ч

Экскурсия в краеведческий музей

1 ч

Символы города Южно-Сахалинска и Сахалинской области

Моя родина Луговое.

3ч.

2.

Наш край в разные времена года

8ч.

Осенняя пора очей очарованье!

2 ч

Зимушка – зима

2 ч.

Весна – красна!

2 ч.

Лето!

2 ч

3.

Красная книга Сахалинской области.

8 ч

Животные

4 ч

Растения

4 ч

4.

Моя семья – мои близкие.

3 ч.

Моя родословная. Генеалогическое дерево семьи.

1

Старые фотографии рассказали. Вклад семьи в развитие своего края.

1

Традиции семьи.

1

5.

Школа, в которой я учусь.

5ч.

История и традиции школы.

Учителя, выпускники нашей школы

1ч.

Наши выпускники

6.

Лучшие люди нашего поселка.

Встреча с ветеранами ВОВ.

1

Оформление альбома

1

3 класс

Тема

Количество часов

Дата

1.

История своего посёлка

5ч.

История строительства посёлка.

2 ч.

История школы и других учреждений посёлка.

Народы, заселяющие населённый пункт.

1

Традиции народов, живущих в посёлке.

1

2.

История открытия нашего края

7 ч.

Открытие и исследования Сахалина.

Открытие и исследования Курильских островов

2ч..

Полезные ископаемые Сахалина. Древняя история подземных кладовых

Экскурсия в геологический музей

3.

Сахалинская область –  субъект Российской Федерации

6 ч.

Сахалинская область на карте мира, на карте Российской Федерации.

Границы, пограничные территории.

2 ч

Южно-Сахалинск – столица нашей области.

Официальные символы.

1 ч

4.

Природа нашего края – 12 ч.

 Представители животного и растительного мира, редкие и исчезающие растения и животные. Красная книга Сахалиской области..

4 ч

 Край рек и озёр. Водные объекты нашего края. Озёра – здравницы. Характеристика местных озер, использование в хозяйственной деятельности.

4 ч.

   Климат и погода. История метеонаблюдений. Современные наблюдения за погодой. Опасные погодные явления. Местные приметы о погоде. Климатическая характеристика района проживания.

4 часа

5.

Природные комплексы края

6 часов

Природные комплексы и их охрана.

Заповедники 21 века.

2ч.

Памятники природы края.

2ч.

4 класс

Тема

Количество часов

Дата

Тема

1.

Малая Родина – удивительные острова в океане

6 ч

Место Сахалинской области на карте России.

2 ч

Откуда пришли к нам географические названия

2 ч

Экскурсия в краеведческий музей.

2 ч

2.

Уникальность природы Сахалинской области.

12ч

Многообразие и значение дикорастущих растений.

Флора морей и океанов Дальнего Востока.  Охраняемые виды.

3ч.

Заповедные уголки Сахалинской области.

Грибы Сахалинской области.

3.

Древняя культура аборигенов Сахалина и Курил.

Мифы, легенды, предания аборигенов Сахалина и Курил, Японская, корейская мифология.

Древние орнаменты и декоративные рисунки Кореи.

Сказки малочисленных народов севера. «Глухарь и дикие лебеди»

 Корейские народные сказки. «Дружные братья», «Цветок бальзамина»

2ч.

4.

Начальные навыки туриста

4 ч

Туристическое снаряжение. Ориентирование.

2ч.

Правила техники безопасности. Гигиена туриста. Поход.

Охрана природы

3 ч.

  Правила поведения в лесу и на воде

1ч.

Экологические сказки

1 ч.

Проект «Я в защите окружающей среды»

1 ч.

 

Методическое  и материально техническое обеспечение.

№1

Наименование

Количество

Примечание

1

Физическая карта России

1

На всех учащихся

2

Физическая карта Сахалинской области

1

На всех учащихся

3

Контурные карты.

15

На каждого учащегося

4

Коллекция полезных ископаемых Сахалинской области

1

На всех учащихся

5

Набор картин растений и животных Сахалинской области

12

На каждого учащегося

6

Набор плакатов с символикой района, области

1

На всех учащихся

7

Сказки, мифы и легенды народов Севера.

8

Презентации и видеоматериал по темам

9

Персональный компьютер, оснащенный звуковыми колонками.

1

10

Принтер

1

11

Мультимедийный проектор

1

12

Фотоаппарат

1

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/Министерство образования и науки РФ. М., 2010.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. М., 2010.
  3. Внеурочная деятельность школьника. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М., 2011.
  4. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М., 2011.
  5. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа, 2007, № 9.
  6. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся // Начальная школа, 2006, № 2.
  7. Пьянзина Г.И., Денисова Я.В. Сахалиноведение. Биология. 2006.
  8. Щербакова О.В., Сверкунова Е.В. Методические рекомендации по преподаванию интегрированного курса «Сахалиноведение». 2006.
  9. Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества – М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.
  10.  Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М.: Знание 1987.
  11.  Попова Г.П. Классные часы 1 класс – Волгоград, Изд. Учитель, 2008.
  12.  Вахромцева, М.Г. Растения Красной книги СССР/ М. Г. Вахромцева, В. Н. Павлов. – М.1990. – 240с.
  13.  Красная книга Сахалинской области. Растения / Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области: отв. ред.  В.Н. Еремин. – Официальное издание. – Южно – Сахалинск, 2005. – 348с

Электронные ресурсы

  1. http://sakhalin.shamora.info/ Природа Сахалинской области
  2. http://encsakhalin.ru/object  Энциклопедия Сахалинской области
  3. http://www.plantarium.ru/ фотографии растений
  4. http://ru.wiktionary.org/ Свободная энциклопедия
  5. http://library.kholmsk.ru/ Информационный сайт Холмской центральной библиотеки.
  6. http://ozonit.ru/krasnaya_kniga/  Лекарственные растения занесенные в Красную книгу Сахалинской области
  7. http://protown.ru/russia/ Животные Сахалинской области

Литература, рекомендуемая для детей и родителей

по данному курсу:

1. Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества – М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.

2. Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М. Знание, 1987.

3. Акимушкин, И.И. Мир животных. – М. Мысль, 1998.

4.  Бушуев, Ю. А. Экология. Школьная энциклопедия. – Смоленск: Русич, 2001.

5.  Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Мир природы. – М.: Изд. Астрель, 2005.

6. Вахромцева, М.Г. Растения Красной книги СССР/ М. Г. Вахромцева, В. Н. Павлов. – М.1990. – 240с.

7.         Красная книга Сахалинской области. Растения / Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области: отв. ред.  В.Н. Еремин. – Официальное издание. – Южно – Сахалинск, 2005. – 348с

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 30

г. Южно-Сахалинска

Рассмотрено

На заседании МО

Протокол № _1_

от «    »

Руководитель МО ________

Согласовано

На заседании МС

Протокол № 1

от «  30  ».08. 2014

Методист ____________Никитина М.П

Утверждено

Приказом директора школы

Приказ №

от «   ».08. 2014

Директор школы _________

 Манайчева Е.Л.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

внеурочной деятельности

 «Уголок родной природы»

                                              

                                                                                                               

                                        Составитель:

                                                                        Никитина М.П.  

учитель начальных классов,

высшей категории



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности младших школьников кружок "Живое слово" для учащихся 1-4 классов (научно - познавательное направление)

Программа внеурочной деятельности для младших школьников кружок  "Живое слово" для учашихся 1-4 классов. Цель кружка: создать условия для формирования личности, полноценно владеющей устной и пись...

Программа факультатива "Край, в котором я живу"

Основная цель программы:обогащение знаний детей о родном крае.Предполагаемые результаты реализации программы:- повышение  учебной  мотивации,  познавательных  способностей;- соверш...

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Живой родник» 1 класс

Программа внеурочной деятельности в 1 классе духовно-нравственного   направления  «Живой родник» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандар...

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Живой родник» 2 класс

Программа внеурочной деятельности во 2 классе духовно-нравственного   направления  «Живой родник» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного обра...

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Живой родник» 3 класс

Программа внеурочной деятельности в 3 классе духовно-нравственного   направления  «Живой родник» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образ...

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Живой родник» 4 класс

Программа внеурочной деятельности в 4 классе духовно-нравственного   направления  «Живой родник» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образ...

программа кружка "Мир, в котором я живу"

Экологический кружок для учащихся 2 классов...