Программа внеурочной деятельности «Край в котором я живу»
рабочая программа на тему
Программа внеурочной деятельности «Край в котором я живу» тесно связана с учебным курсом «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова. ,составлена на основе авторской программы кружка « Краеведение» Гинаятуллиной Т.Ш., на основе стандартов второго поколения «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» М. «Просвещение» 2010 г. А.Я Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков; на основе рабочей программы предметной линии учебников «Школа России» 1 – 4 классы «Окружающий мир» А.А. Плешаков, М., «Просвещение», 2011, Федерального государственного образовательного стандарта. Учебно-методический комплекс «Школа России».
Изучение курса направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
- Дать школьникам начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Республики Коми, познакомить с достопримечательностями и людьми, строившими и прославившими родной край, город. Углубить и расширить знания учащихся о природе, истории и культуре родного края. Формировать информационную компетентность учащихся.
Основными задачами реализации содержания курса являются
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnoe_zanyatie_kray_v_kotorom_ya_zhivu_programma.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Край в котором я живу» тесно связана с учебным курсом «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова. ,составлена на основе авторской программы кружка « Краеведение» Гинаятуллиной Т.Ш., на основе стандартов второго поколения «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» М. «Просвещение» 2010 г. А.Я Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков; на основе рабочей программы предметной линии учебников «Школа России» 1 – 4 классы «Окружающий мир» А.А. Плешаков, М., «Просвещение», 2011, Федерального государственного образовательного стандарта. Учебно-методический комплекс «Школа России».
Изучение курса направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
- Дать школьникам начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Республики Коми, познакомить с достопримечательностями и людьми, строившими и прославившими родной край, город. Углубить и расширить знания учащихся о природе, истории и культуре родного края.Формировать информационную компетентность учащихся.
Основными задачами реализации содержания курса являются
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
- Обучающие:
- Изучение родного края: его социальной, культурной, природной среды.
- Начальное формирование экологических знаний, основ экологической этики и ответственности.
- Создание условий для практической ориентации ученика в окружающем мире.
- Формирование представления о взаимодействии города, человека и природы.
- Развивающие:
- Развитие у учащихся активного познавательного интереса к изучению края.
- Развитие мышления и речи учащихся.
- Развитие наблюдательности, любознательности, самостоятельности, творческих способностей.
- Воспитательные:
- Воспитание любви к Родине ,к родному краю.
- Воспитание трудолюбия, любви к земле, уважения к людям труда разных профессий, воспитание гордости за своих земляков.
- Воспитание эстетического восприятия природы; бережное, ответственное отношение к ней.
- Воспитание самостоятельности и творческого отношения к делу.
- Создание условий для формирования нравственных чувств, этики поведения.
Познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее пределами. Очень важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания.
Для детей начальной школы понятие «край» достаточно узкое, соответствующее восприятию детей: это свой город, район. Из класса в класс познавательные возможности детей возрастают, и расширяется осознание своего места в окружающем мире –«Я, моя семья, мой район, мой город, мой край –республика Коми, мое Отечество - Россия, мир.»
Дети должны знать проблемы своего города и уметь радоваться достигнутым успехам.
Очень важно сохранить познавательный интерес у школьников к познанию своего края, чтобы они могли применить знания на практике и продолжили работу по изучению своего края в старших классах.
Использование разнообразных форм и методов, наглядных пособий, отрывков из художественной и научно-популярной литературы о родном крае, различных игровых приемов способствуют лучшему усвоению материала.
Актуальность.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно – исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребёнка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек и дедушек, дети начинают понимать связь времён, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно – историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребёнком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Программа «Край в котором я живу» рассчитана на 34 часа в 3-4 классах.
Курс рассчитан на 1 год.
Программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей детей, не перегружая детей младшего возраста излишней информацией, с включением в ее содержание такого материала, который поможет ребенку посмотреть иными глазами на знакомое окружение.
Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию целостно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Дети должны:
- знать историю своего города;
- знать традиции и обычаи своего народа.
- у детей появится интерес к изучению родного края ;
- они научатся элементам исследовательской деятельности; -
у детей разовьётся умение работать в коллективе, чувство ответственности.
Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Личностными результатами изучения курса «Край в котором я живу» в 3- 4-м классе является формирование умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Край в котором я живу» в 3- 4-м классах является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения..
Предметными результатами изучения курса «Край в котором живу» в 3- 4-м классах являются умения:
-знать историю своей семьи, школы; происхождение своего имени и фамилии, домашний адрес и телефон; адрес школы; названия улиц в микрорайоне школы и дома; семейных традиций;
историю происхождения своего города, района, основные памятные места города; уметь бережно относиться к Земле, её дарам, знать цену хлеба;
знать растительный и животный мир родных мест; изменения в природе родного края, происходящие по временам года, основные виды деревьев лесов; лекарственные растения; ядовитые растения; уметь бережно относиться к Земле, её дарам, знать цену хлеба; основных обитателей окрестных лесов;
правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте и общественных местах.
- находить на карте свой города, свою республику,
- осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
- находить на карте страны — республику Коми, столицы;
- осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
- приводить примеры растений и животных из Красной книги РК;
- соблюдать правила безопасного поведения в природе;
- понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
- осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края;
Прогнозируемые результаты:
1) В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории Республики Коми, умений ориентироваться в событиях и фактах, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.
2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории малой Родины, гордости за ее славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость.
3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков в самостоятельной работе по организации и проведению экскурсий к школьным экспозициям, развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по изучению родного края; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления, высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации программы «Край в котором я живу»
учащиеся познакомятся:
- с историей, традициями родного города, края;
- будут иметь представление о месте культуры, истории, морали и нравственности в прошлом и настоящем традиций своей малой Родины;
- с жизнью героев ВОВ - фронта и тыла;
- будут иметь представление об археологических и архитектурных памятниках Воркуты;
- научатся видеть прекрасное в окружающем мире;
- научатся вести себя в общественных и культурных местах, уважительно относиться к культуре и традициям своего и других народов.
Способы проверки ожидаемых результатов:
- педагогическое наблюдение;
- выполнение творческих заданий
Формы подведения итогов дополнительной образовательной программы:
- выставки рисунков и просмотры творческих работ воспитанников;
- создание презентаций , проектов,
- выступления с докладами и сообщениями по изучаемым темам;
- викторины, кроссворды, игры;
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.
Тематическое планирование
№п/п | Темы | Количество часов |
1 | Символика республики Коми | 1 |
2 | Мой город | 7 |
3 | Сезонные изменения в природе | 2 |
4 | Мир растений | 3 |
5 | Мир животных | 5 |
6 | В царстве грибов | 1 |
7 | Водоемы нашего края. | 1 |
8 | Подземные богатства | 1 |
9 | Экология нашего края. | 3 |
10 | Жители моего города | 3 |
11 | Нет на свете дороже и краше милой малой родины нашей! | 7 |
Календарно- тематическое планирование.
3-4 класс - 34 часа
№п/п | Темы занятий | Количество часов |
Символика республики Коми | ||
1 | С чего начинается Родина? Государственная символика Республики Коми | 1 |
Мой город. | ||
2 | Моя республика, мой город на карте. Работа по карте РК | 1 |
3 | История возникновения г.Воркуты. Путешествие в историю своего города | 1 |
4 | Экскурсия в школьный музей. | 1 |
5 | Конкурс рисунков «Мой город». | 1 |
6 | «Улицы моего города» | 1 |
7 | Памятники и достопримечательности моего города»; | 1 |
8 | Проект «Мой город» | 1 |
Сезонные изменения в природе | ||
9 | Погода нашей местности | 1 |
10 | Викторина "Сезонные изменения в природе". | 1 |
Мир растений | ||
11 | Растения вокруг нас. Бережное отношение к растениям и животным. | 1 |
12 | Растения внесенные в Красную Книгу РК | 1 |
13 | Растения тундры .Проект | 1 |
Мир животных | ||
14 | Дикие и домашние животные. Охрана растений и животных. | 1 |
15 | Животные внесенные в Красную Книгу РК | 1 |
16 | Птицы нашего края. (рисунки) | 1 |
17 | Охрана рыбных богатств. Викторина. Золотая рыбка | 1 |
18 | Проект «Разнообразие природы родного края» | 1 |
В царстве грибов | ||
19 | В царстве грибов | 1 |
Водоемы нашего края. | ||
20 | Реки нашей местности. Охрана водоемов | 1 |
Подземные богатства | ||
21 | . Поверхность нашего края . Подземные богатства края, их охрана | 1 |
Экология нашего края. | ||
22 | Чтение экологических сказок. Правила экологической безопасности. Экология нашего края. | 1 |
23 | Заповедники Республики Коми. | 1 |
24 | Конкурс «Знаешь ли ты свой край?» | 1 |
Жители моего города | ||
25 | Народы моей республики. Дружеское отношение к людям разных национальностей. Традиционные праздники | 1 |
26 | Проект «Национальные костюмы народов нашего края» | 1 |
27 | Писатели и поэты нашего края. | 1 |
Нет на свете дороже и краше милой малой родины нашей! | ||
28 | Каким бы хотел видеть родной край в будущем. Конкурсы рисунков и сочинений | 1 |
29 | Посещение библиотеки. | 1 |
30 | Знаем ли мы свой край? Викторина | 1 |
31 | Наш край в годы Великой Отечественной войны. Чтение рассказов о героях-земляках. | 1 |
32 | Презентация – викторина «Нет на свете дороже и краше милой малой родины нашей!» | 1 |
33 | Просмотр видеофильма о Республике Коми. | 1 |
34 | Конкурс презентаций о нашем крае. Защита проектов | 1 |
Список использованной литературы.
1. Авторская программа кружка « Краеведение» Гинаятуллиной Т.Ш.
2. «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» М. «Просвещение» 2010 г. А.Я Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков; .
- Антонов Ю.Е. "Как научить детей любить Родину", М., Аркти, 2003 г.
- Зенина Т.Н. "Подружись с природой", М.; ООО "Такер ТМ", 2003 г.
- Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. "Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников: Первые шаги в мир культуры": Учебн.-метод.пособие.-М.:"Гуманитарный изд.центр"Владос", 2002 г.
- Плешаков А.А. "Мир вокруг нас" Учебники (1-4), «Просвещение»
- Плешаков А.А. «Мир вокруг нас» Программа и тематическое планирование - Москва «Просвещение» .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Край, в котором я живу"
Программа кружка «Край, в котором я живу» разработана для учащихся начальной школы. Данная программа разработана на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся н...
Программа по внеурочной деятельности "Край, в котором я живу".
Программа по внеурочной деятельности на тему "Край ,в котором я живу"....
Программа по внеурочной деятельности "Край, в котором я живу".
Программа по внеурочной деятельности на тему "Край ,в котором я живу"....
рабочая программа курса внеурочной деятельности "Край, в котором я живу"
рабочая программа курса внеурочной деятельности "Край, в котором я живу" для учащихся 1-4 классов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КРАЙ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ» 1-2 класс
Рабочая программа курса «Край, в котором мы живем» для 1-2 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Край, в котором я живу»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Край, в котором я живу», социальное направление 3 класс...