Программа внеурочной деятельности "Край ты мой, казачий"
рабочая программа на тему

Корнилова Людмила Николаевна

У каждого человека есть прошлое и настоящее, каждый стремится к будущему. Но все мы должны свято беречь прошлое, быть патриотами своей родины - большой и маленькой. Сейчас всем очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа. Очевидно и то, что глубинная преемственность в культурных традициях возникает только тогда, когда ребенок начинает осваивать их с самого малого возраста. Воспитание традиционных культурных ценностей должно идти с рождения

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                       

Муниципальное образование Белореченский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

Муниципальное образование Белореченский район

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета  

от ___ августа 2016 года протокол № ____

Председатель педагогического __________ Н.Г.Макарова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тип программы:    образовательные программы

по конкретному виду внеурочной деятельности

кружок «Край ты мой казачий»  

Составила программу учитель начальных классов

МБОУ СОШ 5 МО Белореченский район Корнилова Л.Н.

  1. Пояснительная записка.

В настоящий момент потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного  адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это естественная потребность человека.

В докладе о приоритетных направлениях развития российского образования говорится: «Мы должны перестать стесняться духовных исканий. Усилия направленное на патриотическое воспитание молодежи, противодействие наркомании, экстремизму, социальному инфантилизму и другим порокам, будут эффективны только тогда, когда будут опираться на духовные ценности».

В обществе возрастает мера понимания того, что достигнуть социального мира в стране, высокой нравственности и культуры, полноценного патриотического сознания народа можно только работая вместе – семья, школа, церковь и государство. Путем целенаправленного воспитательного влияния можно заложить в человеке семена любви к людям и добра, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только и не столько «брать от жизни все» и «действовать ради целей обогащения любым способом».

Православная педагогическая традиция в России развивается на протяжении десяти столетий, и базовым ее основанием всегда была любовь к людям. Понятия добра, любви, истины, правды, красоты, жизни, человечности, сочувствия, как приоритет таких ценностей как Родина, семья, долг, подвиг  должны стать нормами нашей жизни и жизни детей.

У каждого человека есть прошлое и настоящее, каждый стремится к будущему. Но все мы должны свято беречь прошлое, быть патриотами своей родины - большой и маленькой. Сейчас всем очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа. Очевидно и то, что глубинная преемственность в культурных традициях возникает только тогда, когда ребенок начинает осваивать их с самого малого возраста. Воспитание традиционных культурных ценностей должно идти с рождения

Культура – это, прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры – праздники и обряды. Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается.

На уроках-занятиях  необходимо  приобщить детей к тому, что народные праздники со всеми, относящимися к ним обрядами, песнями и играми – это сильнейший и обильнейший источник познания народной жизни. Действительно в них есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предания и сказания, но есть и сокрытые истории, которые можно при желании увидеть.

Церковные праздники всегда были особо почитаемые русским народом. Православные праздники – это тоже часть нашей истории, нашей православной культуры, нашего быта –   всего без чего мы – не полны, не цельны.

Это доказывает особую значимость и актуальность разработки цикла занятий по духовно-нравственному образованию и воспитанию учащихся.

Национально – культурные традиции, их положительное влияние на духовно – нравственное воспитание, интеллектуальное и творческое развитие школьников как нигде лучше всего может проявиться в учебно-воспитательном процессе школы через организацию деятельности классов казачьей направленности.

Данная программа внеурочной деятельности «Край ты мой казачий» была составлена для класса казачьей направленности, который открылся в нашей школе в 2016 году.

В программу внеурочной деятельности «Край ты мой казачий» внесены темы раздела «Духовные истоки Кубани» учебного предмета «Кубановедение». Углубленное изучение тем данного раздела в рамках внеурочной деятельности позволяет повысить качество преподавания, развить универсальные учебные действия, повысить качество преподавания, расширить проектную и исследовательскую работу, использовать возможности системно- деятельностного подхода, а также развить гражданское самосознание учащихся и формировать способность предупреждать межнациональные конфликты.

Актуальность программы определяется тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень воспитанности человека отражается на его поведении. Именно выработка нравственных качеств, взглядов и убеждений составляет сущность данной программы.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Данная программа реализует направление духовно-нравственного воспитания и развития младшего школьника, его нравственных чувств и этнического сознания.

Цель программы:

  • сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры;
  • формирование устойчивых нравственных убеждений на основе духовных ценностей;
  • воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию;
  • формирование толерантности сознания, чувства милосердия и сострадания к ближнему,  доброты, отзывчивости, уважительного отношения к старшим, честности, искренности.
  • воспитание учащихся на духовных и нравственных основах казачества;
  • возрождение духовных, исторических и патриотических традиций Кубанского казачества.

Для достижения указанных целей решаются следующие задачи:

  • воспитание уважения к нравственным нормам христианской морали, учить различать добро и зло, пресекать безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка;
  • знакомство с храмами как духовными святынями Отечества и со священнослужителями, с православным образом жизни, православными духовно-нравственными ценностями;
  • формирование чувства любви к Родине, городу, школе на основе изучения;
  • национальных культурных традиций и исторических ценностей;
  • развитие музыкальной культуры, приобщение учащихся к классической, духовной и народной музыке;
  • совершенствование художественного вкуса, развитие творческого потенциала каждого учащегося;
  • ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание учащихся;
  • воспитание гражданина через уважение к своей малой родине, понимание ее особенностей, восприятие Кубани как части целого – России.
  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

Программа направлена на создание оптимальных условий для интеллектуального, физического нравственного и творческого развития; формирование основы для их подготовки к достойному служению Отечеству на гражданском или военном поприще; на ознакомление с традициями, особенностями истории и культуры кубанского казачества, на восстановление исторической и культурной преемственности, патриотическое воспитание, сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры.

В ходе реализации программы «Край ты мой казачий» на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

  • воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил в ходе изучения края, его традиций, значимых исторических событий;
  • воспитательного эффекта – того, к чему привело изучение курса в ходе исследовательской, проектной деятельности: идентификация себя как гражданина, бережное отношение к памяти предков, потребность (положительная мотивация) в самостоятельном изучении своего края.

Программа «Край ты мой казачий» способствует формированию у   школьников следующих качеств личности:

  • патриотизм;
  • терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку  Кубанского казачества;
  • ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
  • трудолюбие;
  • настойчивость;
  • дисциплинированность;
  • любовь к  малой родине;
  • преданность Родине;
  • уважение к боевому прошлому России;
  • основы гражданского сознания;
  • любовь, уважение и гордость за свою малую родину – Кубань;
  •  уважение к труду, к людям труда, трудовым традициям;
  • стремление к здоровому образу жизни;
  •  уважение к нравственным нормам христианской морали;

Личностным результатом обучения курса  «Край ты мой казачий» в 1- 3 классах, является формирование:

  • познавательного интереса к изучению истории Кубанского казачества;
  • всесторонне образованной, развитой личности;
  • чувства гордости за свою малую родину;
  • уважительного отношения к истории и культуре казаков и других  народов;
  • представления о Кубани как неотделимой части России;  

Средством развития личностных результатов служит учебный материал,   нацеленный на:

  • умение формулировать своё отношение к  традициям, военному быту, фольклору, историческим личностям Кубани;
  • умение использовать исторические и краеведческие знания для созидательной деятельности.

Метапредметными  результатами изучения курса «Край ты мой казачий» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;
  • умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи,
  • выбирать средства реализации цели и применять их на практике,
  • оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,
  • определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

  • формирование и развитие посредством исторического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления.
  • Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
  • Строить логически грамотные утверждения, включающие установление причинно-следственных связей.
  • Составлять тезисы, различные виды планов.
  • Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
  • Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. переводить информацию из одного вида в другой.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал:

  • освоение системы краеведческих знаний об истории  Кубани, на основе которых формируется историческое мышление учащихся;
  • использование умений, полученных в ходе изучения исторического краеведения, для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных проблем;
  • использование карт для получения краеведческой информации.

Коммуникативные УУД:

  • отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов;
  • понимание позиции другого в дискуссии.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметные результаты 

Знать (понимать):

  • основные этапы и главные события истории казачества с  момента переселения до наших дней;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе  их жизни;
  • изученные виды исторических источников.

Уметь:

  • соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на карте области границы края, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;   объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывать собственные суждения об историческом наследии населения нашего края.
  1. Содержание курса внеурочной деятельности.

Данная программа рассчитана на 3 года обучения. В 1 классе – 33 учебных часа, во 2-3 классах каждый год обучения состоит из 34 учебных часов, на каждый тематический блок отводится по 8 учебных часов (всего 4 блока), остальные 2 учебных часа можно использовать для проведения вводного занятия, занятий обобщающего типа, подготовку к внеклассным мероприятиям.

Данные тематические блоки повторяются в каждом учебном году, однако содержание, основные формы работы каждого блока усложняются в зависимости от возраста учащихся. Занятия проводятся в течение 1-го часа 1 раз в неделю. 

Основной формой работы являются учебные занятия: занятие-встреча, занятие-экскурсия, занятие-гостиная, занятие-экспедиция, занятие - творческий портрет, занятие-праздник.

Наиболее актуальными являются выездные занятия в музеи, на концерты творческих коллективов, благотворительные акции «Поделись теплом сердца своего», благотворительные Рождественские и Пасхальные концерты.

Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер.

1-й год обучения (33 часа)

Вводное  занятие

Знакомство  учащихся  с  программой,  связь  учебной дисциплины с предметами «Кубановедение», «Основы православной культуры», «История кубанского казачества».

Раздел 1. Дерево добра.

Понятие добро и зло. Выбор в пользу добра.  

Благотворительная акция «Поделись теплом своего сердца».

Творческий конкурс рисунков «Твори добро».

Практическая работа: коллективное панно «Дерево добра»

Раздел 2. Край, в котором ты живёшь.

История возникновения города. История в архитектурных памятниках.  Флаг, герб города, района.

Экскурсия в воскресную школу (*Углубленное изучение раздела «Духовные истоки Кубани» учебного предмета «Кубановедение» по теме: «Воскресная школа»)

Игра-праздник, посвящённая городу Белореченску.

Конкурс рисунков «Мой город родной»

Раздел 3. Православная культура.

Откуда пошла земля русская? Наши предки. Знакомство с православными праздниками.  

Экскурсия в православный храм, беседа со священником на тему заповедей о семейных ценностях  (*Углубленное изучение раздела «Духовные истоки Кубани» учебного предмета «Кубановедение» по теме: «Семья. Родители»).

Виртуальная экскурсия по достопримечательностям Кубани (*Углубленное изучение раздела «Духовные истоки Кубани» учебного предмета «Кубановедение» по теме: «Достопримечательности»)

Творческий урок « Широкая масленица».

Творческий урок «Мой любимый праздник» (конкурс творческих работ)

Урок-встреча с казаками.

 Раздел 4. Казаки и казачки.

Казачья станица, хутор. Воспитание девочки- казачки. Воспитание мальчика – казака. Казачьи традиции.

Экскурсия в краеведческий музей  по теме: «Православные традиции в казачьих семьях» (*Углубленное изучение раздела «Духовные истоки Кубани» учебного предмета «Кубановедение» по теме: «Традиции казачьей семьи»).

Урок-концерт « Казачьи традиции».

2-й год обучения (34 часа)

Вводное  занятие

Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.

Раздел 1. Дерево добра.

Представление о нравственной свободе человека. Красота нравственных поступков.  Выбор в пользу добра.

Благотворительная акция «Поделись теплом своего сердца».

Проект на тему: «мы хотим жить в мире и согласии».

Урок-встреча с интересными людьми.

Раздел 2. Край, в котором ты живёшь.

Улицы и здания города. Парки.

Виртуальная экскурсия по историческим местам города.

Экскурсия к поклонному кресту у въезда в г.Белореченск.

Проект по теме « Где эта улица…»

Поездка  в хутор Кубанский к поклонному кресту (*Углубленное изучение раздела «Духовные истоки Кубани» учебного предмета «Кубановедение» по теме: «Поклонные кресты»).

Творческий урок - «Любимый уголок в моём городе»

Раздел 3. Православная культура.

Знакомство с православными праздниками: Рождество Христово. Крещение. Сретение. Благовещение. Вербное воскресение. Пасха. Вознесение.

Экскурсия в храм, беседа со священником на тему «Святые заступники Руси» (*Углубленное изучение раздела «Духовные истоки Кубани» учебного предмета «Кубановедение» по теме: «Нет больше той любви, чем жизнь отдать за други своя»).

Благотворительный Рождественский концерт.

Творческий урок « Как на масляной неделе».

 Раздел 4. Казаки и казачки.

Быт казаков на Кубани. Казачья утварь. Традиции казаков.

Творческая мастерская «Казачья утварь» ( работа с тестом для лепки).

Экскурсия на конюшню (городское казачье общество, частное подворье)

Экскурсия в краеведческий музей  к экспозиции «Хата казака. Красный угол». (*Углубленное изучение раздела «Духовные истоки Кубани» учебного предмета «Кубановедение» по теме: «Красный угол. Икона»).

Экскурсия в храм, беседа со священником на тему «Иконы». (*Углубленное изучение раздела «Духовные истоки Кубани» учебного предмета «Кубановедение» по теме: «Красный угол. Икона»).

3-й год обучения (34 часа)

Вводное  занятие

Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.

Раздел 1. Дерево добра.

Добронравие. Христианское отношение к ближним. 

Проект по  теме «Материнский труд».

Посещение храма, беседа со священником по теме: «Жизнь и материнский подвиг пресвятой Богородицы» (*Углубленное изучение раздела «Духовные истоки Кубани» учебного предмета «Кубановедение» по теме: «Подвиг материнства»).

Практический урок - конкурс сочинений «Что такое доброта?»

Благотворительная акция «Поделись теплом своего сердца».

Практический урок – изготовление поздравительных открыток ко Дню пожилого человека.

Благотворительный концерт.

Раздел 2. Край, в котором ты живёшь.

Люди, прославившие Белореченск.

Музейный урок по материалам школьного музея (Выпускники, которыми гордится школа).

Проект по теме «Знаменитые выпускники школы»

Практическое занятие «Твой город прошлого» (зарисовка)

Экскурсия в городское казачье общество.

Утренник «Все профессии важны»

Раздел 3. Православная культура.

Знакомство с православными праздниками: Рождество Христово. Троицын День. Преображение. Воздвижение Креста. Рождество Богородицы Введение во Храм. Успение. Покров.

Экскурсия в храм, беседа со священником об устройстве храма и его значении. (*Углубленное изучение раздела «Духовные истоки Кубани» учебного предмета «Кубановедение» по теме: «Храмы»).

Проект по теме: «День небесного покровителя» (*Углубленное изучение раздела «Духовные истоки Кубани» учебного предмета «Кубановедение» по теме: «Именины»»).

Урок-концерт для учащихся младших классов «Масленица на Кубани»

 Раздел 4. Казаки и казачки.

Воспитание девочки- казачки. Воспитание мальчика – казака. Особенности казачьего костюма.

Проект по теме: «Особенности казачьего костюма».  

Благотворительный пасхальный концерт.

Спортивный праздник «Казачьи забавы».

Занятие-праздник для детей и родителей «Казачьи посиделки».

Посещение казачьего вара.

Итоговый урок-концерт.

  1. Тематическое планирование 1 года обучения.

Класс 1

Раздел

Кол-во часов

Темы

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий)

Вводное занятие.

1

1

Дерево добра

 

8

Понятие добро и зло.

Выбор в пользу добра.  

Благотворительная акция «Поделись теплом своего сердца».

Понятие добро и зло в произведениях русских писателей и поэтов. Урок-викторина.

Творческий конкурс рисунков «Твори добро».

Практическая работа: коллективное панно «Дерево добра»

1

1

1

2

1

2

Основываясь на литературных произведениях (сказки, рассказы, стихотворения) учить различать добро и зло, дать представление о нравственной свободе человека, помочь увидеть красоту нравственных поступков;
научить видеть в себе движения к добру и злу и различать их, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие), формировать христианское отношение к ближним. 

Край, в котором ты живёшь.

8

История возникновения города.

История  в архитектурных памятниках.  

Флаг, герб города.

Флаг, герб района.

Экскурсия  в воскресную школу

Игра-праздник, посвящённая городу Белореченску.

Конкурс рисунков «Мой город родной»

1

1

1

1

2

1

1

Воспитывать любовь к своему городу, своему краю, своей стране, её защитникам, к людям, прославившим Россию; воспитывать чувство гордости за историческое прошлое Краснодарского края, русского государства.

Православная культура

8

Откуда пошла земля русская?

Наши предки.

Знакомство  с православными праздниками.  

Экскурсия  в православный храм, беседа со священником на тему заповедей о семейных ценностях  

Виртуальная экскурсия  по достопримечательностям Кубани.

Творческий урок

«Широкая масленица».

Творческий урок «Мой любимый праздник»

1

1

1

1

1

2

1

Знакомить детей с историей православных праздников, традициями Кубанской культуры, привить уважение и любовь к православным традициям своего народа.

Казаки и казачки

8

Казачья станица, хутор.

Воспитание девочки- казачки.

Воспитание мальчика – казака.

Казачьи традиции.

Экскурсия в краеведческий музей  по теме: «Православные традиции в казачьих семьях»

Урок-концерт 

«Казачьи традиции».

Урок-встреча с казаками.

1

1

1

1

1

2

1

Знакомить с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в православной семье, осмысленным и целесообразным устройством дома, особенностями мужских и женских домашних трудов.

воспитывать любовь, уважение и милосердное отношение к ближним, формировать умение понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах.

Итого:

34 ч.

        Тематическое планирование 2 года обучения.

Класс 2

Раздел

Кол-во часов

Темы

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий)

Вводное занятие.

1

1

Дерево добра

 

8

Представление о нравственной свободе человека.

Красота нравственных поступков.  

Выбор в пользу добра.

Благотворительная акция «Поделись теплом своего сердца».

Проект на тему: «мы хотим жить в мире и согласии».

Урок-встреча с интересными людьми.

1

1

1

2

2

1

Основываясь на литературных произведениях (сказки, рассказы, стихотворения) учить различать добро и зло, дать представление о нравственной свободе человека, помочь увидеть красоту нравственных поступков;
научить видеть в себе движения к добру и злу и различать их, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие), формировать христианское отношение к ближним. 

Край, в котором ты живёшь.

8

Улицы и здания города.

Парки.

Заочная экскурсия по историческим местам города.

Экскурсия к поклонному кресту у въезда в г.Белореченск.

Проект по теме « Где эта улица…»

Поездка  в хутор Кубанский к поклонному кресту.

Творческий урок-зарисовка «Любимый уголок в моём городе».

1

1

1

1

2

1

1

Воспитывать любовь к своему городу, своему краю, своей стране, её защитникам, к людям, прославившим Россию; воспитывать чувство гордости за историческое прошлое Краснодарского края, русского государства.

Православная культура

8

Знакомство с православными праздниками: Рождество Христово.

Крещение. Сретение.

Благовещение.

Вербное воскресение.

Пасха. Вознесение.

Экскурсия в храм, беседа со священником на тему «Святые заступники Руси»

Благотворительный Рождественский концерт.

Творческий урок 

« Как на масляной неделе».

1

1

1

1

1

2

1

Знакомить детей с историей православных праздников, традициями Кубанской культуры, привить уважение и любовь к православным традициям своего народа.

Казаки и казачки

8

Быт казаков на Кубани.

Казачья утварь.

Традиции казаков.

Творческая мастерская «Казачья утварь» (работа с тестом для лепки).

Экскурсия на конюшню (городское казачье общество, частное подворье)

Экскурсия в краеведческий музей  к экспозиции «Хата казака. Красный угол».

Экскурсия в храм, беседа со священником на тему «Иконы».

2

1

1

1

1

1

2

Знакомить с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в православной семье, осмысленным и целесообразным устройством дома, особенностями мужских и женских домашних трудов.

воспитывать любовь, уважение и милосердное отношение к ближним, формировать умение понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах.

Итого:

34 ч.

        Тематическое планирование 3 года обучения.

Класс 2

Раздел

Кол-во часов

Темы

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий)

Вводное занятие.

1

1

Дерево добра

 

8

Добронравие.

Христианское отношение к ближним. 

Проект по  теме «Материнский труд».

Посещение храма, беседа со священником по теме: «Жизнь и материнский подвиг пресвятой Богородицы»

Практический урок - конкурс сочинений «Что такое доброта?»

Благотворительная акция «Поделись теплом своего сердца».

Практический урок – изготовление поздравительных открыток ко Дню пожилого человека.

Благотворительный концерт.

1

1

1

1

1

1

1

1

умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений: осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающие установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Край, в котором ты живёшь.

8

Люди, прославившие Белореченск.

Музейный урок по материалам школьного музея (Выпускники, которыми гордится школа).

Проект по теме «Знаменитые выпускники школы»

Практическое занятие «Твой город прошлого» (зарисовка)

Экскурсия в городское казачье общество.

Утренник «Все профессии важны»

1

1

2

1

1

2

развитие познавательного интереса к изучению истории Кубанского казачества;

всесторонне образованной, развитой личности;

чувства гордости за свою малую родину;

уважительного отношения к истории и культуре казаков и других  народов;  

представления о Кубани как неотделимой части России;  


Православная культура

8

Знакомство с православными праздниками:

Троицын День.

Преображение.

Воздвижение Креста. Рождество Богородицы. Введение во Храм.

Успение. Покров.

Экскурсия в храм, беседа со священником об устройстве храма и его значении.

Проект по теме: «День небесного покровителя»

Урок-концерт для учащихся младших классов «Масленица на Кубани».

1

1

1

1

2

2

Знакомить детей с историей православных праздников, традициями Кубанской культуры, привить уважение и любовь к православным традициям своего народа.

-

Казаки и казачки

8

Воспитание девочки- казачки.

Воспитание мальчика – казака.

Особенности казачьего костюма.

Проект по теме: «Особенности казачьего костюма».  

Благотворительный пасхальный концерт.

Спортивный праздник «Казачьи забавы».

Занятие-праздник для детей и родителей «Казачьи посиделки».

Посещение казачьего вара.

Итоговый урок-концерт.

1

1

1

1

1

1

1

2

-развитие этнического самосознания ребёнка, переживание им ощущения социокультурного родства с окружающим миром как условия для самореализации, достойной жизни человека;

-осознание ребёнком значения традиций для обеспечения стабильного развития общества, успешной профессиональной и личностной самореализации, укоренения семьи на родной земле;

-развитие мотивации к обучению, сотрудничеству с учителями, родителями, другими обучающимися для достижения личностно значимых результатов;

-проявление готовности и способности к сопереживанию, сочувствию, соучастию;

-осознание значения базовых ценностей семьи, рода, населения России для личностного становления.

Итого

34 ч

  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*

  1. Бондарь В.В. «Войсковой град Екатеринодар» К., 2000.
  2. Громов В.П., отец Сергий, Ю.Н. Загудаев и др. «Учебное пособие по военно-патриотическому воспитанию и основам военной службы», К.,  2005.
  3. Маслова А.В.  «Кубанская старина», К.,2009.
  4. Еременко Е.Н., Покладова Е.В., Соболь А.Г. «Основы православной культуры» (издательство «Мир Кубани».
  5. Мирук М.В.,Еременко Е.Н., Чуп О.В. Программа дополнительного образования детей «История и культура кубанского казачества» (1-4 классы), (издательство «Традиция», 2009.
  6. Методические материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по кубановедению, 3 класс, автор – составитель Еременко Е.Н.- Краснодар: Вика-Принт, 2006.
  7. Ткаченко П.И. Кубанские пословицы и поговорки. Краснодар, изд. «Традиция».
  8. Ратушняк В.Н. «Родная Кубань. Страницы истории: Книга для чтения»  К., 2003-2004.
  9. Володина, Л. О. Духовно - нравственные ценности воспитания в русской семье [Текст] /Л. О.Володина // Педагогика. - 2011. - № 4. - С. 41 - 50.
  10. Губанова, Е. В. Духовно - нравственное развитие и воспитание личности гражданина России [Текст] / Е. В.Губанова, Ю. Б. Пушнова // Воспитание школьников. - 2011. - № 5. - С. 8 - 14.
  11. Данилюк, А. Я. Духовно-нравственное воспитание российских школьников [Электронный ресурс] / А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков. – Режим доступа: 

http://www.lomonholding.ru/articles/detail/?catalogue_id=12&item_id=1525

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс]: Федеральный Государственный образовательный стандарт. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985
  2. Никитина, Н. Н. Духовно-нравственное воспитание: сущность и проблемы [Электронный ресурс] / Н.Н. Никитина. – Режим доступа: http://www.pedagogika-cultura.narod.ru/private/Articles/N_2008/Articles/Nikinina_08_2.htm
  3. Потаповская, О. М. Семейное духовно-нравственное воспитание: возможность и необходимость педагогического сопровождения [Электронный ресурс] / О.М. Потаповская. – Режим доступа: http://classnyj-chas.ucoz.ru/publ/2-1-0-5

                                                        2. Печатные пособия

  1. Печатные пособия
  2. Демонстрационный материал

3. Технические средства обучения

  1. Интерактивная доска
  2. Ноутбук
  3. Мультимедийный проектор

4. Оборудование класса

  1. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
  2. Стол учительский с тумбой.
  1. Шкафы для хранения учебников, дидактического материала, пособий и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности "Край родной казачий"

Программа внеурочной деятельности по казачеству для 3-4 классов...

Программа внеурочной деятельности "Казачья вольница"

Образовательная программа "Казачья вольница" предназначена для детей, обучающихся в начальных классах казачьей направленности образовательных школ....

Конспект внеурочного мероприятия "Екатеринодар-град казачий"

Конспект внеурочного мероприятия "Екатеринодар-град казачий"...

Конспект и презентация внеурочного занятия на тему : Казачьи семьи"

Данная разработка может использоваться при проведении внеурочного занятия по доноведению...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Кубань родная – край казачий»

Программа разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности  Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования.Потребности современного общест...

Презентация Программа внеурочной деятельности "Жизнь замечательных людей казачий элемент Кадеты-Казаки"

Данная программа помогает приобщать детей к мировому историко-культурному наследию, к представлению об общечеловеческих ценностях, к знакомству с мировым художественным наследием, к освоению отечестве...

Опыт организации образовательно- воспитательных событий на уроках и во внеурочной деятельности с использованием казачьего компонента в МКОУ СШ №4

Одной из важных задач нашего общества является воспитание подрастающего поколения, всесторонняя его подготовка к принятию ответственности за судьбы страны и ее безопасности. Многое для этого делают го...