РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КРАЙ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ» 1-2 класс
рабочая программа по окружающему миру на тему

Лосева Ирина Борисовна

Рабочая программа курса «Край, в котором мы живем»  для 1-2 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_prog_kray_1-2_klass_loseva.doc266.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

средняя  общеобразовательная школа № 98

с углубленным изучением отдельных предметов

   Рассмотрена на заседании                   Согласована                           Утверждена приказом

   ШМО _________________                   с зам.директора по УВР        директора школы

   Пр. №___ «____»________2012 г.       _____________________         пр.№___ «___»______2012г

                                                                    «____»_________2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«КРАЙ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ»

                                             

1-2  класс

                                                                                                             

                                                                                                          Лосева Ирина Борисовна,

                                                                                                          учитель начальных классов,    

                                                                                                          первая категория

   

   

2012 - 2013 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа курса «Край, в котором мы живем»  для 1-2 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (раздел III, п.19.5.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, ориентирована на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Рабочая программа составлена на основе примерной программы национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае. Автор Г.В.Раицкая.

Курс «Край, в котором мы живем» имеет национально-региональную направленность, которая определена особой актуальностью образования в современных условиях. У детей формируются любовь к своему краю, чувства гордости за него; общие представления о литературном наследии Красноярского края; воспитание интереса к творчеству писателей и поэтов Красноярского края; развитие нравственных чувств, уважение к литературному творчеству народов, проживающих на территории Красноярского края.

Изучение курса «Край, в котором мы живем» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- формирование у обучающихся начальной школы основных знаний об истории своего города, родного края; о культурных, политических, экономических особенностях Красноярского края; ознакомление с достопримечательностями и людьми, строившими и прославившими родной край;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

В области образования:

  • содействовать формированию у обучающих представлений об историческом прошлом и настоящем Красноярского края, о личностях, оставивших заметный след в истории, о вкладе, который внесли жители края в историко-культурное наследие региона; 
  • расширить и углубить знания обучащихся, дополняющие школьную программу по окружающему миру;
  • привить младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности;
  • научить обучающихся начальных классов наблюдать и описывать факты из истории  Красноярского края, исследовать и систематизировать собранный материал, оформлять  его.

В области воспитания:

  • содействовать гармоничному развитию личности школьника;
  • сформировать самостоятельность и деловые качества;
  • развивать способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности;
  • воспитать гуманное отношение к окружающей среде;
  • способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Красноярского края.  

Форма организации занятии – индивидуально-групповая:

  • Беседы (желательно использовать презентацию);
  • Экскурсии (планируются на полугодие и проводятся в определенные, указанные в расписании  дни по общешкольному плану, в котором четко определяется место, время и тема экскурсии; особое место в программе отводится посещению музеев. Встречи с людьми,  прославившими наш край (почетными работниками культуры, образования, медицины и т.д.);
  • Занятия в МВЦ по образовательной программе «Мир народной культуры».
  • Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных                 программ);
  • Игры с использованием компьютерной техники (Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия 1- 4 класс, «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Большая советская энциклопедия» и т.д.;
  • Викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности   по разделу);
  • Индивидуальная самостоятельная работа (составление и разгадывание кроссвордов, ребусов);
  • Консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению);
  • Конференции  (участие  обучающихся в школьных и городских мероприятиях).

Специфика курса «Край, в котором мы живем» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающимся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.

Общая характеристика курса

Отбор содержания курса «Край, в котором мы живем» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности Красноярского края. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России, родного края и всего человечества.

В основе методики преподавания курса лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром Красноярского края. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся.

Место курса в учебном плане

Данная программа рассчитана на преподавание 33 часа в год (1 час в неделю) для обучающих 1 классов, 34 часа в год (1 час в неделю) для обучающихся 2 классов. Продолжительность проведения занятий 30-35 минут. Занятия  осуществляются  во второй половине дня.

Ценностные ориентиры содержания курса «Край, в котором мы живем»

Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.

В основе реализации программы  лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.

В результате обучения по программе «Край, в котором мы живем» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса

Освоение курса «Край, в котором мы живем» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

Выпускник научится и приобретет:

  1. научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
  2. приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  3. научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
  4. приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
  5. Выпускник получит возможность для формирования:
  6. основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Красноярского края, чувства сопричастности и гордости за свой край.
  7. мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебнопознавательные, внешние  и внутренние мотивы;
  8. эстетических чувств на основе знакомства с  национальной  культурой Красноярского края;
  9. чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
  10. эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Изучение курса «Край, в котором мы живем» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

При изучении курса «Край, в котором мы живем» достигаются следующие предметные результаты: 

1) понимание особой роли Красноярского края в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества Красноярского края (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

1 класс (33ч)

Программа содержит четыре раздела: «Моя маленькая родина», «Наш город», «Наш край», «Люди нашего края».    

   

№ раздела

Название раздела

Всего часов

  1.

Моя маленькая родина

5 часов

  2.

Наш город

5 часов

  3.

Наш край (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, сельское хозяйство, животный мир)

18 часов

  4.

Люди нашего края

4 часов

  5.

Итоговое занятие

1 часов

                                                                              итого

33 часа

Каждый раздел поделен на темы, которые ежегодно будут расширяться  и конкретизироваться в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.

Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живешь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности города). Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых. Программа  предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях Красноярского края, о богатстве растительного и животного мира.

2 класс (34ч)

Программа содержит четыре раздела:   «Наш город», «Наш край», «Люди нашего края».

№ раздела

Название раздела

Всего часов

  2.

Наш город

8 часов

  3.

Наш край (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, сельское хозяйство, животный мир)

18 часов

  4.

Люди нашего края

5 часов

  5.

Итоговое занятие. Резерв

3 часа

                                                                              Итого:

34 часа

Программа  второго года обучения  имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний ребенка о Красноярском крае и его столице.  Дети продолжат знакомиться с символикой края, города, с этапами становления родного города, с историческими событиями, повлиявшими на становление города, продолжат знакомство с животным и растительным миром Красноярского края. Во втором классе более углубленно изучается  рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы  нашего края.

Календарно-тематическое планирование. 1 класс

(Приложение)

урока

Тема

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Дата

Моя маленькая родина (5ч)

1

Моя школа – мой дом

Рассказ - экскурсия о нашей школе. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали.

Учащиеся осваивают первоначальные умения:

задавать вопросы;

вступать в учебный диалог;

различать способы и средства познания окружающего мира.

2

Из истории школы. Традиции школы.

Беседа о школе, история школы, символика. Правила поведения, бережного отношения.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

3

Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа. Фронтальная беседа. Проект «Наш дом» (нарисовать и придумать сказку о том, кто в теремочке живет).

В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся:

фотографировать наиболее значимые достопримечательности;

находить в семейном фотоархиве соответствующий материал;

интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своего двора, улицы;

составлять устный рассказ;

выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);

оценивать результаты собственного труда.

4

Достопримечательности нашей улицы. Мой район. 

Практическая работа: викторина «Знаешь ли ты свою улицу?» Работа в группах. Практическая работа:  индивидуальная, самостоятельная работа по составлению безопасного маршрута из дома в школу и из школы домой.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

работать в группах: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям)

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

составлять устный рассказ;

выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);

оценивать результаты собственного труда.

5

Занятие в МВЦ «Наша хата потехами богата». Знакомство детей с миром народной культуры, развитие внутренней готовности к эстетическому восприятию окружающего мира.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Наш город (5ч)

6

Где мы живем (Россия, город Железногорск). Имя моего города. Символы нашего города.

Заочное путешествие по городу. Практическая работа:  фронтальная и индивидуальная работа с картой.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей;

сравнивать, различать и описывать герб и флаг России; города.

рассказывать  о Москве, как столице государства;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

7

Занятие в МВЦ «Осенины». Праздник первого хлеба. Крестьянский труд, связанный с обработкой земли и сбором урожая.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о нашем городе;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

8

Культурно – просветительные учреждения нашего города. Беседа. Работа в парах: вопросы по содержанию.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

узнавать достопримечательности нашего города;

работать в паре: рассказывать по фотографиям о своем городе;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

9

Профессии города. Где работают родители. Конкурс рисунков «Наш город».

Беседа по содержанию. Работа в парах: где работают мои родители. Практическая работа: Общение с родителями как способ получения информации об их профессии.

В ходе выполнения практической работы первоклассники с помощью взрослых учатся:

находить в семейном фотоархиве соответствующий материал;

интервьюировать членов своей семьи о профессиях родителей;

составлять устный рассказ;

работать в паре: рассказывать о профессиях родителей;

выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);

оценивать результаты собственного труда

10

Занятие в МВЦ «Избе елова, да сердце здорово». Строительство крестьянского дома. Выбор места и материала.Обряды и обычаи, связанные со строительством дома и новосельем.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

выступать с подготовленным сообщением, опираясь на рисунок;

оценивать результаты собственного труда

Наш край (18 ч)

11

Географическое положение Красноярского края. Наш край на карте России. Беседа. Сформировать  представление   о  территории края, городах  и поселках. Практическая работа по карте. Практическая работа: раскрашивание герба, флага нашего края.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

работать с картой России, различать символы России, края и города;

работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

12-13

История возникновения Красноярского края. Сформировать  представление   об  истории возникновения Красноярского края. Работа в парах: вопросы по содержанию

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

рассматривать иллюстрации, извлекать из них нужную информацию;

—— работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

14

Жители нашего края. Беседа: первичное представление о жителях нашего края. Познакомить  с  национальным  составом  населения края.

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять,самопроверку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

15

Занятие в МВЦ «Дай бог тому, кто в полном дому». Интерьер крестьянского дома. Выбор места и материала. 

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам;

работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

16

Занятие в МВЦ «Коляда, коляда, отворяй ворота!». Рождество. Святки. Знакомство с русскими праздничными обычаями.

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

17-18

Растительность нашего края. Разнообразие растений. Беседа: создать  у  учащихся  представление  о  флоре  и  фауне края. Разнообразие  растений. Практическая работа: рассматривание  гербарных  экземпляров  растений  встречающихся  на  территории  края.

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

различать лиственные и хвойные деревья;

сравнивать ель и сосну;

описывать дерево по плану;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

19

Животный мир Красноярского края. Разнообразие животного мира. Беседа: живые организмы, занесённые в Красную Книгу, обитающие на  территории края. Практическая работа: организация конкурса рисунков о животных нашего края. Конкурс рисунков.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации , извлекать из них информацию о животных края;

работать в паре: узнавать животных на рисунке, осуществлять самопроверку, приводить примеры;

сочинять и рассказывать сказочные истории  по рисункам;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

20

Занятие в МВЦ «Дорогая гостья Масленица». Воспроизведение народных обрядов, исполнение хороводных и игровых песен.

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

21-22

Водоемы нашего края. Реки и озера. Фронтальная беседа. Обучение работы с картой умению находить и показывать на физической карте реки, озера. Практическая работа:  составление правил  поведения  на  водоемах.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации, извлекать из них нужную информацию;

работать в паре: узнавать рыб на рисунке, осуществлять самопроверку;

описывать рыбу по плану;

приводить примеры растений и животных водоемов;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

23-24

Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае. Беседа: первичные  сведения  о  полезных  ископаемых  края.  Рассматривание образцов полезных ископаемых. Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам;

—— различать полезные ископаемые нашего края;

работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

25

Сельское хозяйство в Красноярском крае. Фронтальная беседа. Практическая работа: рассматривание  гербарных  экземпляров  культурных растений  встречающихся  на  территории  края. Практическая работа: разгадывание загадок о растениях, которые выращивают на полях и огородах  нашего края.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации, извлекать из них нужную информацию;

описывать растение по плану;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

26

Занятие в МВЦ «Худо жить тому, у кого пусто в дому». Праздничное и повседневное убранство дома.

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

27

Чем занимаются люди на селе. Значение сельского хозяйства. Фронтальная беседа: труд  людей на селе  в  разное  время  года. Организация конкурса рисунков.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

характеризовать назначение бытовых предметов;

находить на рисунке предметы определённых групп;

работать в паре: группировать предметы домашнего обихода; проводить взаимопроверку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

28

Викторина «Почемучек»

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Люди нашего края (4ч)

29

Труд людей нашего  края. Люди, прославившие Красноярский край. (Герои – земляки)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

выдвигать предположения и доказывать их;

использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;

работать в паре: рассматривать рисунки и объяснять свою точку зрения;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

30

Занятие в МВЦ «Велик день – Пасха Христова». Знакомство с главным христианским праздником.

 — выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

обсуждать выступления учащихся;

оценивать свои достижения и достижения других учащихся

31-32

Экскурсии на предприятия города. Профессии и предприятия, на которых работают наши родители. Экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Наблюдения.

Практическая работа: организация конкурса рисунков о предприятиях   нашего края. Индивидуальная подготовка сообщений, презентаций на тему: «Моя мама (папа) работает - …». Защита проекта.

Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить;

рассказывать о профессиях по рисункам ;

называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи;

рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи;

оценивать значение семьи для человека и общества.

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:

отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий;

интервьюировать членов семьи;

оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений;

составлять экспозицию выставки;

оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Резервные занятия (1ч)

33

Мы хотим Вам рассказать… Индивидуальная подготовка сообщений, презентаций на тему, показавшуюся самой интересной. Выступление.

Занятие в МВЦ «Там, на неведомых дорожках». Мифические существа, населяющие мир: Домовой, Водяной, Леший, Баба-Яга.

— Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

— обсуждать выступления учащихся;

— оценивать свои достижения и достижения других учащихся

Итого за год: 33ч. Проектов – 3.

Календарно-тематическое планирование. 2 класс

(Приложение)

урока

Тема

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Дата

Наш город (8ч)

1

Красноярск – столица края.

Заочное путешествие по городу. Практическая работа:  фронтальная и индивидуальная работа с картой.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей;

сравнивать, различать и описывать герб и флаг России; города.

рассказывать  о Красноярске, как столице края;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

2

Занятие в МВЦ «Не красен день без солнышка, не мила жизнь без милых детушек».

Рождение ребенка и сопутствующие этому событию обряды.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о нашем городе;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

3-4

Из истории образования города. Достопримечательности нашего города.

Беседа. Работа в парах: вопросы по содержанию.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

узнавать достопримечательности нашего города;

работать в паре: рассказывать по фотографиям о своем городе;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

5-6

Главные исторические и культурные памятники. Проект «Наш город».

Экскурсия по городу. Практическая работа: Общение с родителями как способ получения информации.

В ходе выполнения практической работы второклассники с помощью взрослых учатся:

находить в семейном фотоархиве соответствующий материал;

интервьюировать членов своей семьи;

составлять устный рассказ;

работать в паре: рассказывать;

выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);

оценивать результаты собственного труда

7

Знакомство с районами города. Район, в котором я живу.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

выступать с подготовленным сообщением, опираясь на рисунок;

оценивать результаты собственного труда

8

Викторина «Почемучек»

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Наш край (18 ч)

9

Географическое положение Красноярского края. Наш край на карте России. Беседа. Сформировать  представление   о  территории края, городах  и поселках. Практическая работа по карте. Практическая работа: раскрашивание герба, флага нашего края.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

работать с картой России, различать символы России, края и города;

работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

10-11

История возникновения Красноярского края. Сформировать  представление   об  истории возникновения Красноярского края. Работа в парах: вопросы по содержанию.

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

рассматривать иллюстрации, извлекать из них нужную информацию;

—— работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

12-13

Народы и народности нашего края. Беседа:  представление о жителях нашего края. Познакомить  с  национальным  составом  населения края.

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

14

Занятие в МВЦ «Воспитывай лаской, а не таской».

Воспитание ребенка в семье. Подготовка детей к взрослой жизни.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

группировать объекты по разным признакам;

работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

15

Занятие в МВЦ «Людям на потешенье, всему свету на удивленье!». Знакомство с русскими обычаями.

Игры, праздники, элементы фольклора и народного творчества

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

16-17

Растительность нашего края. Разнообразие растений. Беседа: создать  у  учащихся  представление  о  флоре  и  фауне края. Разнообразие  растений. Практическая работа: рассматривание  гербарных  экземпляров  растений  встречающихся  на  территории  края.

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

различать лиственные и хвойные деревья;

сравнивать ель и сосну;

описывать дерево по плану;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

18-19

Животный мир Красноярского края. Разнообразие животного мира. Беседа: живые организмы, занесённые в Красную Книгу, обитающие на  территории края. Практическая работа: организация конкурса рисунков о животных нашего края. Конкурс рисунков.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации , извлекать из них информацию о животных края;

работать в паре: узнавать животных на рисунке, осуществлять самопроверку, приводить примеры;

сочинять и рассказывать сказочные истории  по рисункам;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

20

Занятие в МВЦ «Тряпичная акулька». Воспроизведение народных обрядов, исполнение хороводных и игровых песен.

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

21-22

Водоемы нашего края. Реки и озера. Фронтальная беседа. Обучение работы с картой умению находить и показывать на физической карте реки, озера. Практическая работа:  составление правил  поведения  на  водоемах.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации, извлекать из них нужную информацию;

работать в паре: узнавать рыб на рисунке, осуществлять самопроверку;

описывать рыбу по плану;

приводить примеры растений и животных водоемов;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

23-24

Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае. Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам;

—— различать полезные ископаемые нашего края;

работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

25

Занятие в МВЦ «Играть - не устать, не ушло бы дело».

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

26

Викторина «Почемучек». Игра «Цветик-семицветик».

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Люди нашего края (5ч)

27

Занятие в МВЦ «Гори-гори ясно!».

Русская игра.

выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

обсуждать выступления учащихся;

оценивать свои достижения и достижения других учащихся

28

Труд людей нашего  края. Люди, прославившие Красноярский край. (Герои – земляки)

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

выдвигать предположения и доказывать их;

использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;

работать в паре: рассматривать рисунки и объяснять свою точку зрения;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

29

Занятие в МВЦ «Велик день – Пасха Христова». Знакомство с главным христианским праздником.

 — выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

обсуждать выступления учащихся;

оценивать свои достижения и достижения других учащихся

30-31

Поэты и писатели города. Художники нашего города. Индивидуальная подготовка сообщений, презентаций Защита проекта.

Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить;

рассказывать о профессиях по рисункам ;

называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи;

рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи;

оценивать значение семьи для человека и общества.

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:

отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий;

интервьюировать членов семьи;

оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений;

составлять экспозицию выставки;

оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Резервные занятия (3ч)

32-33

Это было интересно. Индивидуальная подготовка сообщений, презентаций на тему, показавшуюся самой интересной.

Выставка и защита проекта  «Город будущего».

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

обсуждать выступления учащихся;

оценивать свои достижения и достижения других учащихся

34

Выпускной праздник в МВЦ «Мир народной культуры»

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Итого за год: 34ч. Проектов – 3.

Описание материально-технического учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса

Основная литература

  1. Примерная программа Краевого (национально-регионального) компонента по учебному предмету «Природа и экология  Красноярского края».
  2. Раицкая Г.В. Методическое пособие «Природа и экология Красноярского края», Красноярск, 2007.
  3. Раицкая Г.В. «Литературное путешествие по Красноярскому краю. Учебное пособие». Красноярск, 2007.
  4. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2004
  5. Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2005
  6. Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2005
  7. Левитан Е.П. Путешествие по Вселенной. Книга для чтения.

Дополнительная литература

1. Еремеева Е. Ю. Растения: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005

2. Модестов С. Ю. Космос: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005

3. Модестова Т. В. Животные: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005

4. Модестова Т. В. Птицы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2006

5. Шикина Л. Б. Люди и народы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2006

6. Шикина Л. Б. Страны и континенты: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005

Для учителя

  1. Закон «Об образовании»
  2. Приказ министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
  3. Письмо министерства образования РФ от 20.02.2004г.№ 0351101403 «О ведении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  4. Приказ министерства u1086 образования РФ от 09.08.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программ общего образования»
  5. Письмо министерства образования РФ от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
  6. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
  7. Примерные программы по учебным предметам. Стандарты второго поколения. Начальная школа. /Приложение к «Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения. Начальная школа».В 2 частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2010г.
  8. Алексеева С.В., Анащенкова С.В., Биболетова М.З. Планируемые результаты начального общего образования. М.:Просвещение. 2009
  9. Асмолова А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М: Просвещение, 2009
  10. Демидова М.Ю., Иванов С.В., Карабанова О.А. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. В 2 частях. Ч.1. М.: Просвещение, 2009

Литература для подготовки к урокам:

  1. Барков А. Голоса весеннего леса. М., Малыш, 1969г.
  2. Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2004
  3. Географический атлас. Мир и человек. М., 1988г.
  4. Справочное пособие. Полный школьный курс. СПб, 2002.
  5. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004г.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Наглядные пособия:

1. натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;

2. гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;

3. коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

4. изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;

5. географические и исторические карты;

6. предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, ее хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

        Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса .

                Раздаточный материал для практических и лабораторных работ должен включать гербарии, семена и плоды растений, коллекции минералов и полезных ископаемых, кости, чешую рыб, перья птиц, многообразные артефакты мира культуры и т.д.

        

        Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии и т. п.).

Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения).

Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.).

Стандарт начального образования и документы по его реализации.

Методические пособия для учителя

Печатные пособия

Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.

Плакаты по основным темам естествознания, магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, озера и т. п.).

Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.).

Географические и исторические настенные карты.

Атлас географических и исторических карт.

Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету

Технические средства обучения (ТСО)

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

Экспозиционный экран.

Телевизор.

Видеоплейер (видеомагнитофон).

Аудиопроигрыватель.

Персональный компьютер.

Диапроектор (эпидиаскоп).

Мультимедийный проектор

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме).

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)

Натуральные объекты

Коллекции полезных ископаемых.

Коллекции плодов и семян растений.

Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения).

Живые объекты (комнатные растения, животные)

Игры и игрушки

Настольные развивающие игры по тематике  (лото, игры-путешествия и пр.).

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: «Дом», «Зоопарк», «Ферма», «Транспорт», «Магазин», и др.).

Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования

Оборудование класса

Ученические столы 1–2-местные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для карт и т. п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Край, в котором я живу"

Программа кружка «Край, в котором я живу» разработана для учащихся начальной школы. Данная программа разработана на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся н...

Программа по внеурочной деятельности "Край, в котором я живу".

Программа по внеурочной деятельности на тему "Край ,в котором я живу"....

Программа по внеурочной деятельности "Край, в котором я живу".

Программа по внеурочной деятельности на тему "Край ,в котором я живу"....

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Край, в котором я живу"

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Край, в котором я живу" для учащихся 1-4 классов...

Программа внеурочной деятельности «Край в котором я живу»

Программа внеурочной деятельности «Край в котором я живу» тесно связана с учебным курсом «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова. ,составлена на основе авторской программы кружка « Краеведение» Гинаятуллиной Т...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Край, в котором я живу»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Край, в котором я живу», социальное направление 3 класс...