РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КРАЙ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ» 1-2 класс
рабочая программа по окружающему миру на тему
Рабочая программа курса «Край, в котором мы живем» для 1-2 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_prog_kray_1-2_klass_loseva.doc | 266.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 98
с углубленным изучением отдельных предметов
Рассмотрена на заседании Согласована Утверждена приказом
ШМО _________________ с зам.директора по УВР директора школы
Пр. №___ «____»________2012 г. _____________________ пр.№___ «___»______2012г
«____»_________2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«КРАЙ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ»
1-2 класс
Лосева Ирина Борисовна,
учитель начальных классов,
первая категория
2012 - 2013 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Край, в котором мы живем» для 1-2 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (раздел III, п.19.5.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, ориентирована на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Рабочая программа составлена на основе примерной программы национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае. Автор Г.В.Раицкая.
Курс «Край, в котором мы живем» имеет национально-региональную направленность, которая определена особой актуальностью образования в современных условиях. У детей формируются любовь к своему краю, чувства гордости за него; общие представления о литературном наследии Красноярского края; воспитание интереса к творчеству писателей и поэтов Красноярского края; развитие нравственных чувств, уважение к литературному творчеству народов, проживающих на территории Красноярского края.
Изучение курса «Край, в котором мы живем» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование у обучающихся начальной школы основных знаний об истории своего города, родного края; о культурных, политических, экономических особенностях Красноярского края; ознакомление с достопримечательностями и людьми, строившими и прославившими родной край;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
В области образования:
- содействовать формированию у обучающих представлений об историческом прошлом и настоящем Красноярского края, о личностях, оставивших заметный след в истории, о вкладе, который внесли жители края в историко-культурное наследие региона;
- расширить и углубить знания обучащихся, дополняющие школьную программу по окружающему миру;
- привить младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности;
- научить обучающихся начальных классов наблюдать и описывать факты из истории Красноярского края, исследовать и систематизировать собранный материал, оформлять его.
В области воспитания:
- содействовать гармоничному развитию личности школьника;
- сформировать самостоятельность и деловые качества;
- развивать способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности;
- воспитать гуманное отношение к окружающей среде;
- способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Красноярского края.
Форма организации занятии – индивидуально-групповая:
- Беседы (желательно использовать презентацию);
- Экскурсии (планируются на полугодие и проводятся в определенные, указанные в расписании дни по общешкольному плану, в котором четко определяется место, время и тема экскурсии; особое место в программе отводится посещению музеев. Встречи с людьми, прославившими наш край (почетными работниками культуры, образования, медицины и т.д.);
- Занятия в МВЦ по образовательной программе «Мир народной культуры».
- Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ);
- Игры с использованием компьютерной техники (Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия 1- 4 класс, «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Большая советская энциклопедия» и т.д.;
- Викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности по разделу);
- Индивидуальная самостоятельная работа (составление и разгадывание кроссвордов, ребусов);
- Консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению);
- Конференции (участие обучающихся в школьных и городских мероприятиях).
Специфика курса «Край, в котором мы живем» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающимся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Край, в котором мы живем» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности Красноярского края. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России, родного края и всего человечества.
В основе методики преподавания курса лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром Красноярского края. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся.
Место курса в учебном плане
Данная программа рассчитана на преподавание 33 часа в год (1 час в неделю) для обучающих 1 классов, 34 часа в год (1 час в неделю) для обучающихся 2 классов. Продолжительность проведения занятий 30-35 минут. Занятия осуществляются во второй половине дня.
Ценностные ориентиры содержания курса «Край, в котором мы живем»
Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.
В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.
В результате обучения по программе «Край, в котором мы живем» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса
Освоение курса «Край, в котором мы живем» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
Выпускник научится и приобретет:
- научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
- приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
- приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
- Выпускник получит возможность для формирования:
- основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Красноярского края, чувства сопричастности и гордости за свой край.
- мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;
- эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Красноярского края;
- чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
- эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Изучение курса «Край, в котором мы живем» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
При изучении курса «Край, в котором мы живем» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли Красноярского края в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества Красноярского края (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
1 класс (33ч)
Программа содержит четыре раздела: «Моя маленькая родина», «Наш город», «Наш край», «Люди нашего края».
| ||
№ раздела | Название раздела | Всего часов |
1. | Моя маленькая родина | 5 часов |
2. | Наш город | 5 часов |
3. | Наш край (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, сельское хозяйство, животный мир) | 18 часов |
4. | Люди нашего края | 4 часов |
5. | Итоговое занятие | 1 часов |
итого | 33 часа |
Каждый раздел поделен на темы, которые ежегодно будут расширяться и конкретизироваться в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.
Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живешь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности города). Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых. Программа предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях Красноярского края, о богатстве растительного и животного мира.
2 класс (34ч)
Программа содержит четыре раздела: «Наш город», «Наш край», «Люди нашего края». | ||
№ раздела | Название раздела | Всего часов |
2. | Наш город | 8 часов |
3. | Наш край (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, сельское хозяйство, животный мир) | 18 часов |
4. | Люди нашего края | 5 часов |
5. | Итоговое занятие. Резерв | 3 часа |
Итого: | 34 часа |
Программа второго года обучения имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний ребенка о Красноярском крае и его столице. Дети продолжат знакомиться с символикой края, города, с этапами становления родного города, с историческими событиями, повлиявшими на становление города, продолжат знакомство с животным и растительным миром Красноярского края. Во втором классе более углубленно изучается рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы нашего края.
Календарно-тематическое планирование. 1 класс
(Приложение)
№ урока | Тема | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Дата |
Моя маленькая родина (5ч) | |||
1 | Моя школа – мой дом Рассказ - экскурсия о нашей школе. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. | Учащиеся осваивают первоначальные умения: — задавать вопросы; — вступать в учебный диалог; — различать способы и средства познания окружающего мира. | |
2 | Из истории школы. Традиции школы. Беседа о школе, история школы, символика. Правила поведения, бережного отношения. | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | |
3 | Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа. Фронтальная беседа. Проект «Наш дом» (нарисовать и придумать сказку о том, кто в теремочке живет). | В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся: — фотографировать наиболее значимые достопримечательности; — находить в семейном фотоархиве соответствующий материал; — интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своего двора, улицы; — составлять устный рассказ; — выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); — оценивать результаты собственного труда. | |
4 | Достопримечательности нашей улицы. Мой район. Практическая работа: викторина «Знаешь ли ты свою улицу?» Работа в группах. Практическая работа: индивидуальная, самостоятельная работа по составлению безопасного маршрута из дома в школу и из школы домой. | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группах: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. — составлять устный рассказ; — выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); — оценивать результаты собственного труда. | |
5 | Занятие в МВЦ «Наша хата потехами богата». Знакомство детей с миром народной культуры, развитие внутренней готовности к эстетическому восприятию окружающего мира. | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | |
Наш город (5ч) | |||
6 | Где мы живем (Россия, город Железногорск). Имя моего города. Символы нашего города. Заочное путешествие по городу. Практическая работа: фронтальная и индивидуальная работа с картой. | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей; — сравнивать, различать и описывать герб и флаг России; города. — рассказывать о Москве, как столице государства; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
7 | Занятие в МВЦ «Осенины». Праздник первого хлеба. Крестьянский труд, связанный с обработкой земли и сбором урожая. | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о нашем городе; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | |
8 | Культурно – просветительные учреждения нашего города. Беседа. Работа в парах: вопросы по содержанию. | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — узнавать достопримечательности нашего города; — работать в паре: рассказывать по фотографиям о своем городе; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
9 | Профессии города. Где работают родители. Конкурс рисунков «Наш город». Беседа по содержанию. Работа в парах: где работают мои родители. Практическая работа: Общение с родителями как способ получения информации об их профессии. | В ходе выполнения практической работы первоклассники с помощью взрослых учатся: — находить в семейном фотоархиве соответствующий материал; — интервьюировать членов своей семьи о профессиях родителей; — составлять устный рассказ; — работать в паре: рассказывать о профессиях родителей; — выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); — оценивать результаты собственного труда | |
10 | Занятие в МВЦ «Избе елова, да сердце здорово». Строительство крестьянского дома. Выбор места и материала.Обряды и обычаи, связанные со строительством дома и новосельем. | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; — выступать с подготовленным сообщением, опираясь на рисунок; — оценивать результаты собственного труда | |
Наш край (18 ч) | |||
11 | Географическое положение Красноярского края. Наш край на карте России. Беседа. Сформировать представление о территории края, городах и поселках. Практическая работа по карте. Практическая работа: раскрашивание герба, флага нашего края. | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать с картой России, различать символы России, края и города; — работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | |
12-13 | История возникновения Красноярского края. Сформировать представление об истории возникновения Красноярского края. Работа в парах: вопросы по содержанию | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — рассматривать иллюстрации, извлекать из них нужную информацию; —— работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
14 | Жители нашего края. Беседа: первичное представление о жителях нашего края. Познакомить с национальным составом населения края. | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять,самопроверку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
15 | Занятие в МВЦ «Дай бог тому, кто в полном дому». Интерьер крестьянского дома. Выбор места и материала. | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам; — работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
16 | Занятие в МВЦ «Коляда, коляда, отворяй ворота!». Рождество. Святки. Знакомство с русскими праздничными обычаями. | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | |
17-18 | Растительность нашего края. Разнообразие растений. Беседа: создать у учащихся представление о флоре и фауне края. Разнообразие растений. Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории края. | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — различать лиственные и хвойные деревья; — сравнивать ель и сосну; — описывать дерево по плану; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
19 | Животный мир Красноярского края. Разнообразие животного мира. Беседа: живые организмы, занесённые в Красную Книгу, обитающие на территории края. Практическая работа: организация конкурса рисунков о животных нашего края. Конкурс рисунков. | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассматривать иллюстрации , извлекать из них информацию о животных края; — работать в паре: узнавать животных на рисунке, осуществлять самопроверку, приводить примеры; — сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
20 | Занятие в МВЦ «Дорогая гостья Масленица». Воспроизведение народных обрядов, исполнение хороводных и игровых песен. | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | |
21-22 | Водоемы нашего края. Реки и озера. Фронтальная беседа. Обучение работы с картой умению находить и показывать на физической карте реки, озера. Практическая работа: составление правил поведения на водоемах. | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассматривать иллюстрации, извлекать из них нужную информацию; — работать в паре: узнавать рыб на рисунке, осуществлять самопроверку; — описывать рыбу по плану; — приводить примеры растений и животных водоемов; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
23-24 | Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае. Беседа: первичные сведения о полезных ископаемых края. Рассматривание образцов полезных ископаемых. Фронтальная и индивидуальная работа с картой. | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам; —— различать полезные ископаемые нашего края; — работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
25 | Сельское хозяйство в Красноярском крае. Фронтальная беседа. Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров культурных растений встречающихся на территории края. Практическая работа: разгадывание загадок о растениях, которые выращивают на полях и огородах нашего края. | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассматривать иллюстрации, извлекать из них нужную информацию; — описывать растение по плану; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
26 | Занятие в МВЦ «Худо жить тому, у кого пусто в дому». Праздничное и повседневное убранство дома. | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | |
27 | Чем занимаются люди на селе. Значение сельского хозяйства. Фронтальная беседа: труд людей на селе в разное время года. Организация конкурса рисунков. | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — характеризовать назначение бытовых предметов; — находить на рисунке предметы определённых групп; — работать в паре: группировать предметы домашнего обихода; проводить взаимопроверку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
28 | Викторина «Почемучек» | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
Люди нашего края (4ч) | |||
29 | Труд людей нашего края. Люди, прославившие Красноярский край. (Герои – земляки) | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — выдвигать предположения и доказывать их; — использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; — работать в паре: рассматривать рисунки и объяснять свою точку зрения; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
30 | Занятие в МВЦ «Велик день – Пасха Христова». Знакомство с главным христианским праздником. | — выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; — обсуждать выступления учащихся; — оценивать свои достижения и достижения других учащихся | |
31-32 | Экскурсии на предприятия города. Профессии и предприятия, на которых работают наши родители. Экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Наблюдения. Практическая работа: организация конкурса рисунков о предприятиях нашего края. Индивидуальная подготовка сообщений, презентаций на тему: «Моя мама (папа) работает - …». Защита проекта. | — Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить; — рассказывать о профессиях по рисункам ; — называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи; — рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; — оценивать значение семьи для человека и общества. В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: — отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий; — интервьюировать членов семьи; — оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений; — составлять экспозицию выставки; — оценивать результаты собственного труда и труда товарищей | |
Резервные занятия (1ч) | |||
33 | Мы хотим Вам рассказать… Индивидуальная подготовка сообщений, презентаций на тему, показавшуюся самой интересной. Выступление. Занятие в МВЦ «Там, на неведомых дорожках». Мифические существа, населяющие мир: Домовой, Водяной, Леший, Баба-Яга. | — Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; — обсуждать выступления учащихся; — оценивать свои достижения и достижения других учащихся |
Итого за год: 33ч. Проектов – 3.
Календарно-тематическое планирование. 2 класс
(Приложение)
№ урока | Тема | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Дата |
Наш город (8ч) | |||
1 | Красноярск – столица края. Заочное путешествие по городу. Практическая работа: фронтальная и индивидуальная работа с картой. | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей; — сравнивать, различать и описывать герб и флаг России; города. — рассказывать о Красноярске, как столице края; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
2 | Занятие в МВЦ «Не красен день без солнышка, не мила жизнь без милых детушек». Рождение ребенка и сопутствующие этому событию обряды. | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о нашем городе; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | |
3-4 | Из истории образования города. Достопримечательности нашего города. Беседа. Работа в парах: вопросы по содержанию. | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — узнавать достопримечательности нашего города; — работать в паре: рассказывать по фотографиям о своем городе; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
5-6 | Главные исторические и культурные памятники. Проект «Наш город». Экскурсия по городу. Практическая работа: Общение с родителями как способ получения информации. | В ходе выполнения практической работы второклассники с помощью взрослых учатся: — находить в семейном фотоархиве соответствующий материал; — интервьюировать членов своей семьи; — составлять устный рассказ; — работать в паре: рассказывать; — выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); — оценивать результаты собственного труда | |
7 | Знакомство с районами города. Район, в котором я живу. | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; — выступать с подготовленным сообщением, опираясь на рисунок; — оценивать результаты собственного труда | |
8 | Викторина «Почемучек» | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
Наш край (18 ч) | |||
9 | Географическое положение Красноярского края. Наш край на карте России. Беседа. Сформировать представление о территории края, городах и поселках. Практическая работа по карте. Практическая работа: раскрашивание герба, флага нашего края. | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать с картой России, различать символы России, края и города; — работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | |
10-11 | История возникновения Красноярского края. Сформировать представление об истории возникновения Красноярского края. Работа в парах: вопросы по содержанию. | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — рассматривать иллюстрации, извлекать из них нужную информацию; —— работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
12-13 | Народы и народности нашего края. Беседа: представление о жителях нашего края. Познакомить с национальным составом населения края. | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
14 | Занятие в МВЦ «Воспитывай лаской, а не таской». Воспитание ребенка в семье. Подготовка детей к взрослой жизни. | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — группировать объекты по разным признакам; — работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
15 | Занятие в МВЦ «Людям на потешенье, всему свету на удивленье!». Знакомство с русскими обычаями. Игры, праздники, элементы фольклора и народного творчества | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | |
16-17 | Растительность нашего края. Разнообразие растений. Беседа: создать у учащихся представление о флоре и фауне края. Разнообразие растений. Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории края. | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — различать лиственные и хвойные деревья; — сравнивать ель и сосну; — описывать дерево по плану; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
18-19 | Животный мир Красноярского края. Разнообразие животного мира. Беседа: живые организмы, занесённые в Красную Книгу, обитающие на территории края. Практическая работа: организация конкурса рисунков о животных нашего края. Конкурс рисунков. | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассматривать иллюстрации , извлекать из них информацию о животных края; — работать в паре: узнавать животных на рисунке, осуществлять самопроверку, приводить примеры; — сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
20 | Занятие в МВЦ «Тряпичная акулька». Воспроизведение народных обрядов, исполнение хороводных и игровых песен. | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | |
21-22 | Водоемы нашего края. Реки и озера. Фронтальная беседа. Обучение работы с картой умению находить и показывать на физической карте реки, озера. Практическая работа: составление правил поведения на водоемах. | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассматривать иллюстрации, извлекать из них нужную информацию; — работать в паре: узнавать рыб на рисунке, осуществлять самопроверку; — описывать рыбу по плану; — приводить примеры растений и животных водоемов; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
23-24 | Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае. Фронтальная и индивидуальная работа с картой. | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам; —— различать полезные ископаемые нашего края; — работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
25 | Занятие в МВЦ «Играть - не устать, не ушло бы дело». | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | |
26 | Викторина «Почемучек». Игра «Цветик-семицветик». | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
Люди нашего края (5ч) | |||
27 | Занятие в МВЦ «Гори-гори ясно!». Русская игра. | — выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; — обсуждать выступления учащихся; — оценивать свои достижения и достижения других учащихся | |
28 | Труд людей нашего края. Люди, прославившие Красноярский край. (Герои – земляки) | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — выдвигать предположения и доказывать их; — использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; — работать в паре: рассматривать рисунки и объяснять свою точку зрения; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
29 | Занятие в МВЦ «Велик день – Пасха Христова». Знакомство с главным христианским праздником. | — выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; — обсуждать выступления учащихся; — оценивать свои достижения и достижения других учащихся | |
30-31 | Поэты и писатели города. Художники нашего города. Индивидуальная подготовка сообщений, презентаций Защита проекта. | — Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить; — рассказывать о профессиях по рисункам ; — называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи; — рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; — оценивать значение семьи для человека и общества. В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: — отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий; — интервьюировать членов семьи; — оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений; — составлять экспозицию выставки; — оценивать результаты собственного труда и труда товарищей | |
Резервные занятия (3ч) | |||
32-33 | Это было интересно. Индивидуальная подготовка сообщений, презентаций на тему, показавшуюся самой интересной. Выставка и защита проекта «Город будущего». | — Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; — обсуждать выступления учащихся; — оценивать свои достижения и достижения других учащихся | |
34 | Выпускной праздник в МВЦ «Мир народной культуры» | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. |
Итого за год: 34ч. Проектов – 3.
Описание материально-технического учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса
Основная литература
- Примерная программа Краевого (национально-регионального) компонента по учебному предмету «Природа и экология Красноярского края».
- Раицкая Г.В. Методическое пособие «Природа и экология Красноярского края», Красноярск, 2007.
- Раицкая Г.В. «Литературное путешествие по Красноярскому краю. Учебное пособие». Красноярск, 2007.
- Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2004
- Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2005
- Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2005
- Левитан Е.П. Путешествие по Вселенной. Книга для чтения.
Дополнительная литература
1. Еремеева Е. Ю. Растения: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005
2. Модестов С. Ю. Космос: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005
3. Модестова Т. В. Животные: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005
4. Модестова Т. В. Птицы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2006
5. Шикина Л. Б. Люди и народы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2006
6. Шикина Л. Б. Страны и континенты: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005
Для учителя
- Закон «Об образовании»
- Приказ министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
- Письмо министерства образования РФ от 20.02.2004г.№ 0351101403 «О ведении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Приказ министерства u1086 образования РФ от 09.08.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программ общего образования»
- Письмо министерства образования РФ от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
- Примерные программы по учебным предметам. Стандарты второго поколения. Начальная школа. /Приложение к «Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения. Начальная школа».В 2 частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2010г.
- Алексеева С.В., Анащенкова С.В., Биболетова М.З. Планируемые результаты начального общего образования. М.:Просвещение. 2009
- Асмолова А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М: Просвещение, 2009
- Демидова М.Ю., Иванов С.В., Карабанова О.А. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. В 2 частях. Ч.1. М.: Просвещение, 2009
Литература для подготовки к урокам:
- Барков А. Голоса весеннего леса. М., Малыш, 1969г.
- Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2004
- Географический атлас. Мир и человек. М., 1988г.
- Справочное пособие. Полный школьный курс. СПб, 2002.
- Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004г.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наглядные пособия:
1. натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
2. гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
3. коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
4. изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
5. географические и исторические карты;
6. предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, ее хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса .
Раздаточный материал для практических и лабораторных работ должен включать гербарии, семена и плоды растений, коллекции минералов и полезных ископаемых, кости, чешую рыб, перья птиц, многообразные артефакты мира культуры и т.д.
Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Учебно-методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии и т. п.).
Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения).
Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.).
Стандарт начального образования и документы по его реализации.
Методические пособия для учителя
Печатные пособия
Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.
Плакаты по основным темам естествознания, магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, озера и т. п.).
Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.).
Географические и исторические настенные карты.
Атлас географических и исторических карт.
Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету
Технические средства обучения (ТСО)
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Экспозиционный экран.
Телевизор.
Видеоплейер (видеомагнитофон).
Аудиопроигрыватель.
Персональный компьютер.
Диапроектор (эпидиаскоп).
Мультимедийный проектор
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме).
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)
Натуральные объекты
Коллекции полезных ископаемых.
Коллекции плодов и семян растений.
Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения).
Живые объекты (комнатные растения, животные)
Игры и игрушки
Настольные развивающие игры по тематике (лото, игры-путешествия и пр.).
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: «Дом», «Зоопарк», «Ферма», «Транспорт», «Магазин», и др.).
Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования
Оборудование класса
Ученические столы 1–2-местные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Подставки для книг, держатели для карт и т. п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Край, в котором я живу"
Программа кружка «Край, в котором я живу» разработана для учащихся начальной школы. Данная программа разработана на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся н...
Программа по внеурочной деятельности "Край, в котором я живу".
Программа по внеурочной деятельности на тему "Край ,в котором я живу"....
Программа по внеурочной деятельности "Край, в котором я живу".
Программа по внеурочной деятельности на тему "Край ,в котором я живу"....
рабочая программа курса внеурочной деятельности "Край, в котором я живу"
рабочая программа курса внеурочной деятельности "Край, в котором я живу" для учащихся 1-4 классов...
Программа внеурочной деятельности «Край в котором я живу»
Программа внеурочной деятельности «Край в котором я живу» тесно связана с учебным курсом «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова. ,составлена на основе авторской программы кружка « Краеведение» Гинаятуллиной Т...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Край, в котором я живу»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Край, в котором я живу», социальное направление 3 класс...