программа внеурочной деятельности "Край родной казачий"
рабочая программа (3 класс) по теме
Программа внеурочной деятельности по казачеству для 3-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_kazachestvu_3_klassu.docx | 29.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Актуальность
Согласно ФГОС второго поколения, одной из главных задач, которые ставит перед собой школа, является развитие духовно – нравственной личности. В младшем школьном возрасте происходит формирование личности ребенка, начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.
История казачества является неотъемлемой частью истории нашего Отечества.
Актуальность темы в наше время обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства. Оно издавна привлекало внимание большого числа исследователей различных отраслей знания: историков, социологов, этнографов, военных, экономистов, политиков, юристов, литераторов и общественности в нашей стране и за рубежом.
В богатейшей истории нашей Родины история казачества, пожалуй, один из самых интересных и менее изученных сюже тов. Само слово «казак» овеяно многими историческими леген дами. О казаках написано не мало. Казачью тему разрабатывали корифеи отечественной ис тории Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О.Ключевский. Она вдохновляла писателей и поэтов от А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого до М.А. Шолохова. Оценку роли казачества в истории России подчеркивает фраза Л.Н.Толстого: «Граница родила казачество, а казачество создало Россию». А между тем, как недостаточно, в сущности, мы знаем об истории казачества!
Особенно актуальной становится проблема формирования любви к Отечеству, к своей «Малой родине».
Данная программа по казачеству расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью России, казачьего Края, родного города, воспитывает любовь к малой родине, истории возникновения казачества, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.
Представленная программа рассчитана на учащихся 3-4 классов. На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
Занятия проводятся, в основном, в игровой форме: викторины, конкурсы, интеллектуальные игры.
Большую роль играет изучение материала непосредственно на месте событий. В этих целях предусмотрены экскурсии и походы, работа в музее и архивах. В процессе обучения вначале преобладают игровые формы, затем требования усложняются, ребята приобщаются к исследовательской деятельности, выполнению более сложных заданий.
В программе второго года обучения ребята получают наиболее полное представление об истории казачества, его городах и посёлках. Раскрытие тем проходит в трёх временных периодах: прошлом, настоящем и будущем.
Учащиеся приобретают более глубокие знания об основных исторических событиях, экономическом, географическом положении, климате, природных богатствах, флоре и фауне области. Важное место на втором году обучения занимает изучение истории родного города, беседы с интересными людьми, встречи.
Основной целью программы является формирование у школьников начального представления о казачестве, пробуждение у них чувств патриотизма и гордости, ответственности за судьбы Отечества.
Образовательные задачи:
- знакомство с историей, флорой и фауной, культурными памятниками и традициями родного края;
- ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
овладение начальными навыками исследовательской работы;
-углубление знаний учащихся об историческом пути казачества с момента становления до нашего времени, его социальном, духовном и нравственном опыте на основе ознакомления с трудами историков, с историческими документами, истоками духовной культуры;
Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
воспитание учащихся на примере жизни и деятельности казаков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
-формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма через ознакомление роли казачества на службе Отечеству;
Развивающие задачи:
- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
- стимулирование стремления знать как можно больше о казачестве, привитие интереса учащихся к казачеству.
-развитие интереса и уважения к истории казачества, стремление сохранять и приумножать культурное наследие своего края.
В результате освоения предметного содержания курса у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов».
Личностные УУД
У ученика будут сформированы:
1. Внутренняя позиция на уровне положительного отношения к истории Родины.
2. Устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач;
3. Адекватного понимания причин успешности/неуспешности деятельности
Регулятивные УУД:
1. Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
2. Планировать свои действия .
3. Обнаруживать и формулировать нравственную проблему.
4. Высказывать свою версию разрешения проблемы.
5. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные УУД:
1. Осуществлять поиск необходимой информации.
2. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
3. Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ.
4. Строить логическое рассуждение.
Коммуникативные УУД:
1. Оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( в форме монолога или диалога).
2. Слушать и понимать речь других людей.
3. Формулировать собственное мнение и позицию.
4. Договариваться и приходить к общему мнению.
Ценностные ориентиры содержания курса:
– патриотизм – любовь к своей малой Родине , своему народу, к России.
– гражданственность – закон и порядок.
– семья – любовь и верность, здоровье, уважение к родителям, забота о старших и младших.
– труд и творчество – уважение к труду.
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.
Принципы построения программы:
- Принцип возрастания сложности (от простого к сложному).
- Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций.
- Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно).
- Принцип интеграции и дифференциации обучения.
- Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип).
Основные методы обучения:
- Практические
- Рассказ педагога и рассказы детей
- Беседы
- Дискуссии
- Встречи с интересными людьми
- Мини сочинения
- Походы, экскурсии
- Конкурсы, викторины
- Составление презентаций Power Point
Календарно – тематическое планирование 3 класс
№ п/п | Раздел программы | Тема | Кол-во часов |
1 | Кто такие казаки? | Вводное занятие. Инструктаж.Кто такие казаки? | 1 |
2 | Зарождение и становление казачества. | 1 | |
3 | История заселения Нижнего Поволжья казаками. | 1 | |
4 | Наказы казачества. | 1 | |
5 | Составление своего наказа. | 1 | |
6 | Истоки казачьего духа. | 1 | |
7 | Экскурсия в музей казачества. | 1 | |
8 | Конь – верный друг казака. | 1 | |
9 | Практикум. Изготовление, рисование казака и его боевого коня. | ||
10 | Казачьи символы | Главные казачьи символы и знаки: знамя, гимн, нагайка, шашка. | 1 |
11 | История появления казачьих символов и знаков. | 1 | |
12 | Рисование казачьих символов и знаков. | 1 | |
13 | Изготовление игрушечных символов. | 1 | |
14 | Оформление выставки макетов и рисунков «Казачьи символы». | 1 | |
15 | Традиции и обычаи казаков. | Казачья хата. Рисунки, макеты казачьего куреня. | 1 |
16 | Подворье. | 1 | |
17 | Изготовление игрушечного подворья казаков. | 1 | |
18 | Казачья кухня. | 1 | |
19 | Рецепты старинной казачьей кухни. | 1 | |
20 | Православные праздники | Духовная жизнь казака. | |
21 | Праздник Рождества Христова. | 1 | |
22 | Посещение Усть – Медведицкого Спасо – Преображенского монастыря. | 1 | |
23 | Масленица | 1 | |
24 | Пасха | 1 | |
25 | Экскурсия в Воскресенскую церковь | 1 | |
26 | Троица | 1 | |
27 | Казачий фольклор | Загадки, пословицы и поговорки казаков. Сочинение своих пословиц и поговорок. | 1 |
28 | Сказки. | 1 | |
29 | Мы сочиняем казачью сказку. | 1 | |
30 | Народные казачьи песни. | 1 | |
31 | Разучиваем песни казаков. | 1 | |
32 | Встреча с ансамблем «Донцы» | 1 | |
33 | Встреча с ансамблем песни и пляски «Беседушка» | 1 | |
34 | Посещение музея казачества. | 1 |
4 класс
№ раздела | Наименование раздела | Количество часов | |
Теория | Практика | ||
1 | «Как у нас на Дону» (история) | 3 | 2 |
2 | Казачье житьё бытьё (казачий фольклор) | 2 | 2 |
3 | Бабушкин сундучок (Быт) | 1 | 3 |
4 | В старину едали деды | 2 | 2 |
- «Как у нас Дону»
По следам древних поселений на Дону: Северский Донец, Нижний Дон, Матвеев Курган (V-VI тысячелетие до н.э.), Ливенцовское и Константиновское поселение (III – II тысячелетие до н.э.), Кобяково и Гниловское городище (I тысячелетие до н.э.).
Появление и распространение скифских племен на Дону. Сокровища скифских курганов: Чартомлык, Солоха, Пять братьев. Сарматская культура на Дону. Курган Хохлач. Появление греков на берегах Меотиды. Елизаветинское поселение (V в до н.э.), Танаис (III до н.э. - IV в. н.э.). Хазарское царство (VII в. н.э.). Крепость Саркел. Дон в произведениях античных авторов. Славянские поселения на Дону.
Возникновение казачества. Гипотезы происхождения «Белый гусь» или вольный воин? Трактовка термина «казак». Появление первых казачьих станов и городков на Дону: Махин, Мигулин, Карчала, Вешки, Раздоры, Черкасск. Трактовка названий казачьих городков. Топонимика.
Практические занятия:
Воссоздание картины древнего казачьего городка (рисунок, лепка, макет, сочинение). Викторина по топонимическим понятиям: названия станиц, рек, поселений.
Творческое задание:
Подобрать иллюстрации с изображением старинных казачьих городков, отдельных домов-куреней. Найти в литературных произведениях описания казачьей жизни.
- Казачье житьё бытьё
Знакомить с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в православной семье, осмысленным и целесообразным устройство дома, особенностями мужских и женских домашних трудов.
Основные задачи цикла: воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, формирование умения понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах; ориентировать детей на мужественный и женственный образцы поведения.
Тематика занятий: Казачья станица, хутор. Быт казаков на Дону. Казачья утварь. Традиции казаков. Воспитание девочки – казачки. Воспитание мальчика – казака. Особенности казачьего костюма. Казачьи забавы.
Казачья свадьба. Свадьба как игра и как ритуал. Этапы и особенности свадебного ритуала. Хороводы «Улица», игра «А мы пашню пахали». Новый год на Дону. Колядки, щедрование, гадания, приметы. Проводы зимы, масленица. Игра «Казачья вольница». Праздники Ионна Предтечи (Ивана Купала). Поверье о цветущем папоротнике. Обычай новоселья. Рождение детей.
Практические занятия:
Игры: «Ярмарка», «Свадьба», «Праздник Ивана Купалы», «Святки», «Масленица», «Новоселье».
Творческое задание:
Подготовить материал для практического занятия. Вспомнить приметы, игры, связанные с обычаями и праздниками казаков. Найти в литературных произведениях описания подобных праздников и обрядов.
- Бабушкин сундук
Покрой и художественные черты одежды в первоначальный период истории казачества. Ее самобытность. Изменение казачьей одежды в последней трети XVIII столетия. Появление форменной одежды. Военная одежда донских казаков с начала XIX по 1917 год. Основные элементы форменной одежды донских казаков.
Женский народный костюм. Характер и особенности женской одежды на Дону. Элементы восточного стиля второй половины XVII – первой половины XVIII в. Сочетание русских и восточных черт в одежде.
Украшения донских казачек в XIX веке. Влияние Европейской моды в начале XX века. Отличительные черты праздничной и будничной одежды, элементы женского и девичьего наряда.
Практические занятия:
Зарисовка мужского и женского костюма. Пошив казачьей одежды на кукол.
Творческое задание:
Подобрать необходимый материал для практического занятия. Изучить бабушкины секреты мастерства.
4. В старину едали деды
Внутренне убранство кухни. Предметы кухонной утвари. Особенности названия и применения утвари. Разнообразие яств. Праздничный стол донских казаков. Бабушкины секреты: рецепты приготовления праздничных блюд, консервирования и засолки. Рецепты сладкоежки.
Практические занятия:
Воссоздание кухонной утвари в уменьшенном масштабе: лепка, рисунок. Приготовление некоторых излюбленных блюд донских казаков. Конкурс поваров. Викторина «Что это такое?» Конкурс «Кто больше?» - определение значения слов в современном русском языке и казачьем диалекте. Например, казан (медное ведро), «взвар» (компот из сухофруктов), «поря» (хлеб, размоченный в соленой воде), «сюзьма» (творог из кислого молока)
Творческое задание:
Найти предметы старинной кухонной утвари. Узнать бабушкины секреты. Подобрать рецепт блюда на конкурс «Веселый чугунок». Отыскать литературные произведения с описанием казачьей кухни, утвари, рецептов, блюд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Кубань родная-край казачий"
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности по ФГОС соответствует требованиям и состоит из пояснительной записки, краткого содержания, тематического планирования, планируемых результатов и списка...
Программа кружка "Кубань родная-край казачий"
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности по ФГОС соответствует требованиям и состоит из пояснительной записки, краткого содержания, тематического планирования, планируемых результатов и списка...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОДНЫЕ ИСТОКИ»
Краткая аннотация программы: Программа внеурочной деятельности кружка “Родные истоки” разработана для занятий с учащимися 2-4 классов в соответствии с новыми ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Родной свой край люби и знай"
Учебная программа рассчитана на 34 часа. Программа составлена на материале Тульской области...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Кубань родная – край казачий»
Программа разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования.Потребности современного общест...
Программа внеурочной деятельности "Родной (хантыйский) язык и литературное чтение"
Программа внеурочной деятельности "Родной (хантыйский) язык и литературное чтение" расчитана на обучающихся 6 - 7 лет...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Родное слово»
Цели программы:развитие читательских умений, воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры;включение обучающихся в культурно-языковое пр...