«Самообразование классных руководителей – одно из условий успеха в организации воспитательной работы»
учебно-методический материал

Байрамгулова Лилия Ямиловна

Выступление "Самообразование классных руководителей – одно из условий успеха в организации воспитательной работы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.1_samoobrazovanie_klassnyh_rukovoditeley.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

САМООБРАЗОВАНИЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ –

ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕХА В ОРГАНИЗАЦИИ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Байрамгулова Л.Я.

"Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает
учиться, в нём умирает учитель" (К.Д.Ушинский)

Сегодня школа, как никогда, призвана оставаться для детей родным домом, второй семьей. А атмосферу добра и теплоты создают педагогические работники. В центре всей общеобразовательной деятельности школы  стоит задача максимального развития каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования.

        Деятельность классного руководителя является одним из важнейшим звеном в воспитательной работе школы. Где планирование его работы по воспитанию соответствует современным требованиям.

          В течение учебного года классные руководители являются творцами интересных дел для детей и разнообразных форм работы, организовывают повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса.

Классное руководство - это многообразие и многоёмкость деятельности;

  •  это широкий круг обязанностей;
  •  это радость общения, это круг своих детей;
  •  это стремление быть нужным;
  • это радость небольших достижений и больших побед в воспитании человека.

Самообразование классного руководителя – одно из условий успеха в организации воспитательной работы.

Основными принципами самообразования классного руководителя являются: - непрерывность, 

- целенаправленность, 

- единство общей и профессиональной культуры, 

- достижение результата.

Какие же составляющие процесса самообразования классного руководителя мы знаем?

1.Изучение и внедрение новых технологии, приемов и методов. Например, использование метода фасилитации (при проведении внеклассных мероприятий, классных часов). Это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей.

2.Посещение занятий коллег и участие в обмене опытом; 

3.Периодические проведения самоанализа своей профессиональной деятельности; 

4. Повышение уровня своей эрудиции. 

5. Посещение семинаров, конференций; 

6. Проведение открытых занятия для анализа со стороны коллег;

Самообразование классного руководителя предполагает использование таких приемов, как: 

- самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества); 

- самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь); 

- самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения);

 - осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач).

Чтобы быть хорошим классным руководителем, требуется непрерывный процесс самообразования. Суть которого заключается в самостоятельной работе над собственным совершенствованием: овладение культурой умственного труда, умение преодолевать проблемы, освоение новых педагогических технологий, которые классные руководители используют в своей работе с детьми и родителями.

Ведь учащиеся, вне зависимости от возраста и успеваемости, не имеют такого широкого кругозора и запаса знаний, как взрослые образованные люди. Поэтому роль классного руководителя – не просто дать им эти знания, а собственным примером, подтолкнуть их к самостоятельному исследованию и изучения различных тем и образовательных сфер.

Главным в самообразовании является наличие мотива.

  • Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
  • Желание творчества. Учитель — профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.
  • Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека.
  • Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просят определить его в класс к «лучшему» учителю, предметнику или классному руководителю. Квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки.
  • Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Никто не хочет быть плохим учителем!
  • Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.

Рассмотрим Технологию организации самообразовательной деятельности. Эта технология может быть представлена в виде следующих этапов:

1 этап – установочный.

Он предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.

2 этап – обучающий.

На этом этапе педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования.

3 этап – практический

На этом этапе происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.

4 этап – теоретический

В ходе этого этапа происходит осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО или кафедры, на районных МО; посещение с обсуждением открытых уроков и другие коллективные формы работы.

5 этап – итогово-контрольный

На этом этапе педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.

Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога:

1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);

2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период):

  • в рамках курсовой подготовки в ИПКРО
  • с использованием дистанционных технологий

3) групповая самообразовательная работа:

  • работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ уроков коллег)
  • проведение циклов лекций, семинаров, педагогических чтений

4) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:

  • средств массовой информации,
  • вычислительной и оргтехники,
  • библиотек, музеев,
  • исследований, экспериментов,
  • осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности
  • формирование портфолио (участите в разнообразных конкурсах, мастер-классах, сетевых сообществах и т.д.);

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.

И в личном плане самообразования классного руководителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Например,

  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения;
  • доклады, выступления;
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
  • выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
  • разработка и проведение открытых мероприятий по собственным, новаторским технологиям;
  • создание комплектов педагогических разработок;
  • проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);
  • повышение престижа образовательного учреждения.

Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует классный руководитель, тем больше эффект от его работы.

Показатели эффективности педагогического самообразования — это, прежде всего, качество организованного учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.

Используемая литература:

  1. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Дело, 1994.
  2. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»; Издательство ЭКМОС, 1999.
  3. Эверт Н.А.Диагностика профессиональной культуры и мастерства работников образования. – Красноярск, 2004.
  4. Электронный педагогический словарь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

взаимодействия классного руководителя с родителями в организации воспитательной работы учащихся начальной школы

в презинтации освещается взаимодействия классного руководителя с родителями в организации вопитательной работы учащихся начальной школы...

Взаимодействие классного руководителя, учащихся и родителей в организации воспитательной работы классного сообщества.

Взаимодействие классного руководителя , учащихся и родителей в организации воспитательной работы классного сообщества.   Начальная школа – это то звено школы, где большую роль игр...

Отчет классного руководителя 0-А класса по итогам организации воспитательной работы в классе за 2016 – 2017 учебный год

Анализ и результаты воспитательной работы, проведенной в нулевом (подготовительном классе)...

"Самообразование классного руководителя – как одно из условий успеха в организации воспитательной работы".

В статье представлены мотивы, побуждающие учителя к самообразованию, основные направления самообразования,  онкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или ко...

«Организация воспитательной работы по развитию творческих способностей: из опыта работы классного руководителя»

Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности....

доклад«Организация воспитательной работы по развитию творческих способностей: из опыта работы классного руководителя»

Выступила с докладом "Организаця воспитательной работы по развитию творческих способностей: из опыта работы классного руководителя" на научно-практической конференции....