«Организация воспитательной работы по развитию творческих способностей: из опыта работы классного руководителя»
статья
Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_organizatsiya_vospitatelnoy_raboty.docx | 22.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Хохоева Н.Б. учитель МОУ Байтогской СОШ имени Героя Советского Союза Хантаева В.Х.
«Организация воспитательной работы по развитию творческих способностей: из опыта работы классного руководителя»
В современном обществе возросла потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые цели. Зная, что талантливая молодежь – это будущая национальная элита, поэтому процессу выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей придают большое значение, поскольку обучение одаренных ребят сегодня – это модель обучения всех детей завтра. Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. В начале века в английской педагогике одаренным считался высокоинтеллектуальный ученик, хорошо успевающий по академическим дисциплинам. Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Сейчас одарёнными принято считать: детей с интеллектом выше среднего; детей с высоким уровнем творческих способностей; детей, достигших успехов в некоторых областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты); детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность). Выделяют следующие виды одарённости: интеллектуальная, творческая, художественная, академическая, социальная (лидерская), спортивная. Каждый человек рождается с богатейшими творческими способностями. Все маленькие дети – прирожденные строители, ученые, музыканты и поэты. Но уже в ранние годы творческие порывы можно убить при неумелом их развитии, при отсутствии грамотного управления ими, а также при отсутствии условий для реализации творческого потенциала обучающихся.
Учитель, прежде всего, должен уметь увидеть детей с неординарными способностями, выявить их, помочь ребенку раскрыться. Талантливые дети бывают, застенчивы, порою не могут защитить свою позицию. Учитель должен стать обучающим надежным другом, квалифицированным психологом.
Одаренные дети требуют к себе особого отношения, более трепетного. И не только педагог должен определить оценить талант ребенка, но и его родители должны и могут помочь. Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Работа учителя с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует постоянного роста и мастерства учителя. Наиболее благоприятный стиль работы учителя с одаренными детьми – совместное творчество с учениками. Учитель должен не только передать определенную совокупность знаний, сколько помочь ученикам сделать самостоятельные выводы и открытия. Создавая проблемную ситуацию, умело управляя ею, учитель своими вопросами подводит ученика к рождению нового знания. Этот подход не предусматривает установление однозначных оценок “правильно” и “неправильно”, эталонов и идеальных ответов. Ученики могут обсуждать друг с другом разные возможности ответов, оценивать их. Отсутствие эталонов оценивания создает некоторые сложности для самого учителя, в первую очередь в оценке знаний. Задача учителя - научить ребенка творчеству, самостоятельности и воспитывать в нем настойчивость, творческую смелость в постановке новых проблем и поиске их решений. Одаренной ученик сам способен себе помочь, если учитель поддерживает его творчество.
Конечно, это своего рода программа – максимум, осуществить которую в полном объеме непросто, но она уже показала большой развивающий эффект во многих странах мира. Более того, позитивные результаты достигаются уже при частичной реализации этих принципов.
Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие стала одним из важнейших аспектов моей деятельности. Ребята моего класса вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. При этом я всегда учитываю возрастные особенности.
Наиболее эффективными являются технологии, которые дают простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся. Это технология проектного обучения, которая сочетается с технологией проблемного обучения, и методика обучения в “малых группах”.
Основные задачи, которые я ставлю:
- умение выявлять проблемы и определять цель работы;
- умение планировать совместную деятельность;
- ознакомление с методами научного исследования;
-умения устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и процессами;
- ознакомление с системой библиографического поиска;
- развитие и совершенствование навыков обобщения результатов эксперимента;
- формирование умения планировать дальнейшее исследование;
- самостоятельно выбирать тему, методы и направление исследования.
Это очень сложные задачи, решаемые не один школьный год. Результатами такой деятельности являются долгосрочные проекты: «Конь в жизни бурят». В ходе этого проекта дети узнали происхождение лошади, породы, масти и значение этого животного для бурят. Путем поиска собраны загадки, пословицы, поговорки и стихи о лошади, которые были оформлены отдельными книжками. Проект «Ветераны» помог учащимся понять, насколько страшной оказалась война 1941-1945 годов. Общение с живыми свидетелями той войны вызвало чувство сопереживания и в то же время чувство гордости за своих бабушек и дедушек. Как итогом этого проекта был проведен классный час «Дети – Герои Великой Отечественной войны », издан специальный выпуск журнала «Это день мы приближали, как могли», где был собран материал по ветеранам. Имеют место и краткосрочные проекты: «Мои домашние питомцы», «Мой любимый детский писатель», «Красная Книга» и др.
Для поддержки и развития творческих способностей, я использую внеурочную деятельность и фольклорный кружок «Мушэхэн». Дети становятся участниками не только школьных мероприятий, но и муниципальных и сельских мероприятий. В этом году девочки моего класса стали победительницами межмуниципального детского фестиваля исполнителей бурятской песни «Баяртайб!» в номинации эстрадная песня. В муниципальном конкурсе видеоролика «Восхваляем бурятский язык» в рамках месячника бурятского языка - заняли 1 место. Хамнуева Виктория получила диплом за лучшее актерское мастерство в межмуниципальном празднике Сагаалган в деревне Мурамцовка. В 2018 году Тогмидон Виктория, Кускенова Дари и Хамнуева Виктория стали победительницами областного художественного конкурса «Сагаалган».
В нашей школе успешно развивается олимпиадное движение, как одна из форм поддержки талантливых детей. Учащиеся моего класса принимают активное участие в различных олимпиадах: «Муравейник», «Лисенок», «Кенгуру», олимпиады, организованные центром талантливой молодежи, становятся победителями и призерами.
Творческие способности учеников особенно проявляются при проведении предметных недель, которые регулярно проводятся в нашей школе. Большинство детей моего класса принимают активное участие в различных предметных и интеллектуальных конкурсах уже с 1класса.
В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Использую различные тесты, карточки, дополнительную литературу.
В заключении хочется сказать, одаренность – это не только дар, но и испытание для ученика. Ясно также и то, что одаренный ученик – это тоже дар и испытание для учителя, т.е. тот пробный камень, споткнувшись о который, можно упасть и разбиться или, напротив, преодолев боль и недоумение, подняться на более высокий уровень профессионального сознания и личностного становления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация совместной деятельности в целях развития творческих способностей ребёнка при работе с тканью и декоративным материалом
Из опыта работы...
Организация работы по развитию творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Перемены, связанные с научно техническим прогрессом вызвали быструю смену технологий. Возникает необходимость в быстром освоении этих технологий и встраивания в любую возник...
Опыт работы учителя начальных классов "Развитие творческих способностей младших школьников на классных часах и внеклассных мероприятиях в рамках ФГОС".
Развитие творческих способностей младших школьников на классных часахи внеклассных мероприятиях в рамках ФГОС...
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся. Обще...
«Организация воспитательной работы по развитию творческих способностей: из опыта работы классного руководителя»
презентация к докладу...
Организация работы по развитию творческих способностей у детей с ОВЗ
Творческая деятельность имеет серьезное значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с ограниченными возможностями здоровья усиливается о...
доклад«Организация воспитательной работы по развитию творческих способностей: из опыта работы классного руководителя»
Выступила с докладом "Организаця воспитательной работы по развитию творческих способностей: из опыта работы классного руководителя" на научно-практической конференции....