доклад«Организация воспитательной работы по развитию творческих способностей: из опыта работы классного руководителя»
материал
Выступила с докладом "Организаця воспитательной работы по развитию творческих способностей: из опыта работы классного руководителя" на научно-практической конференции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_organizatsiya_vospitatelnoy_raboty.docx | 22.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Хохоева Н.Б. учитель МОУ Байтогской СОШ имени Героя Советского Союза Хантаева В.Х.
«Организация воспитательной работы по развитию творческих способностей: из опыта работы классного руководителя»
В современном обществе возросла потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые цели. Зная, что талантливая молодежь – это будущая национальная элита, поэтому процессу выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей придают большое значение, поскольку обучение одаренных ребят сегодня – это модель обучения всех детей завтра. Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. В начале века в английской педагогике одаренным считался высокоинтеллектуальный ученик, хорошо успевающий по академическим дисциплинам. Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Сейчас одарёнными принято считать: детей с интеллектом выше среднего; детей с высоким уровнем творческих способностей; детей, достигших успехов в некоторых областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты); детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность). Выделяют следующие виды одарённости: интеллектуальная, творческая, художественная, академическая, социальная (лидерская), спортивная. Каждый человек рождается с богатейшими творческими способностями. Все маленькие дети – прирожденные строители, ученые, музыканты и поэты. Но уже в ранние годы творческие порывы можно убить при неумелом их развитии, при отсутствии грамотного управления ими, а также при отсутствии условий для реализации творческого потенциала обучающихся.
Учитель, прежде всего, должен уметь увидеть детей с неординарными способностями, выявить их, помочь ребенку раскрыться. Талантливые дети бывают, застенчивы, порою не могут защитить свою позицию. Учитель должен стать обучающим надежным другом, квалифицированным психологом.
Одаренные дети требуют к себе особого отношения, более трепетного. И не только педагог должен определить оценить талант ребенка, но и его родители должны и могут помочь. Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Работа учителя с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует постоянного роста и мастерства учителя. Наиболее благоприятный стиль работы учителя с одаренными детьми – совместное творчество с учениками. Учитель должен не только передать определенную совокупность знаний, сколько помочь ученикам сделать самостоятельные выводы и открытия. Создавая проблемную ситуацию, умело управляя ею, учитель своими вопросами подводит ученика к рождению нового знания. Этот подход не предусматривает установление однозначных оценок “правильно” и “неправильно”, эталонов и идеальных ответов. Ученики могут обсуждать друг с другом разные возможности ответов, оценивать их. Отсутствие эталонов оценивания создает некоторые сложности для самого учителя, в первую очередь в оценке знаний. Задача учителя - научить ребенка творчеству, самостоятельности и воспитывать в нем настойчивость, творческую смелость в постановке новых проблем и поиске их решений. Одаренной ученик сам способен себе помочь, если учитель поддерживает его творчество.
Конечно, это своего рода программа – максимум, осуществить которую в полном объеме непросто, но она уже показала большой развивающий эффект во многих странах мира. Более того, позитивные результаты достигаются уже при частичной реализации этих принципов.
Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие стала одним из важнейших аспектов моей деятельности. Ребята моего класса вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. При этом я всегда учитываю возрастные особенности.
Наиболее эффективными являются технологии, которые дают простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся. Это технология проектного обучения, которая сочетается с технологией проблемного обучения, и методика обучения в “малых группах”.
Основные задачи, которые я ставлю:
- умение выявлять проблемы и определять цель работы;
- умение планировать совместную деятельность;
- ознакомление с методами научного исследования;
-умения устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и процессами;
- ознакомление с системой библиографического поиска;
- развитие и совершенствование навыков обобщения результатов эксперимента;
- формирование умения планировать дальнейшее исследование;
- самостоятельно выбирать тему, методы и направление исследования.
Это очень сложные задачи, решаемые не один школьный год. Результатами такой деятельности являются долгосрочные проекты: «Конь в жизни бурят». В ходе этого проекта дети узнали происхождение лошади, породы, масти и значение этого животного для бурят. Путем поиска собраны загадки, пословицы, поговорки и стихи о лошади, которые были оформлены отдельными книжками. Проект «Ветераны» помог учащимся понять, насколько страшной оказалась война 1941-1945 годов. Общение с живыми свидетелями той войны вызвало чувство сопереживания и в то же время чувство гордости за своих бабушек и дедушек. Как итогом этого проекта был проведен классный час «Дети – Герои Великой Отечественной войны », издан специальный выпуск журнала «Это день мы приближали, как могли», где был собран материал по ветеранам. Имеют место и краткосрочные проекты: «Мои домашние питомцы», «Мой любимый детский писатель», «Красная Книга» и др.
Для поддержки и развития творческих способностей, я использую внеурочную деятельность и фольклорный кружок «Мушэхэн». Дети становятся участниками не только школьных мероприятий, но и муниципальных и сельских мероприятий. В этом году девочки моего класса стали победительницами межмуниципального детского фестиваля исполнителей бурятской песни «Баяртайб!» в номинации эстрадная песня. В муниципальном конкурсе видеоролика «Восхваляем бурятский язык» в рамках месячника бурятского языка - заняли 1 место. Хамнуева Виктория получила диплом за лучшее актерское мастерство в межмуниципальном празднике Сагаалган в деревне Мурамцовка. В 2018 году Тогмидон Виктория, Кускенова Дари и Хамнуева Виктория стали победительницами областного художественного конкурса «Сагаалган».
В нашей школе успешно развивается олимпиадное движение, как одна из форм поддержки талантливых детей. Учащиеся моего класса принимают активное участие в различных олимпиадах: «Муравейник», «Лисенок», «Кенгуру», олимпиады, организованные центром талантливой молодежи, становятся победителями и призерами.
Творческие способности учеников особенно проявляются при проведении предметных недель, которые регулярно проводятся в нашей школе. Большинство детей моего класса принимают активное участие в различных предметных и интеллектуальных конкурсах уже с 1класса.
В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Использую различные тесты, карточки, дополнительную литературу.
В заключении хочется сказать, одаренность – это не только дар, но и испытание для ученика. Ясно также и то, что одаренный ученик – это тоже дар и испытание для учителя, т.е. тот пробный камень, споткнувшись о который, можно упасть и разбиться или, напротив, преодолев боль и недоумение, подняться на более высокий уровень профессионального сознания и личностного становления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы классного руководителя. КТД.
В статье рассказывается об организации КТД. Расскрываются этапы КТД, педагогические условия реализации, приводится примерный перечень КТД на учебный год. Материал взят из опыта работы классного руково...
"Из опыта работы классного руководителя"
Энергия детства неисчерпаема, нужно лишь уметь направлять её в нужное русло. Вся моя воспитательная работа направлена на то, чтобы ребенок чувствовал с...
«Адаптация первоклассников», из опыта работы классного руководителя Цюрюмовой Л. Н.
Адаптация в школе первоклассников очень сложный период в жизни детей. Классному руководителю нужно помочь детям увидеть в каждом товарище по классу положительные стороны . показать, что каждый ребенок...
Формирование классного коллектива (из опыта работы классного руководителя 1-4 классов)
«Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» А.П.Чехов. Перефразируя классика, я скажу так: « Если я, как классный руководитель, сд...
Опыт работы учителя начальных классов "Развитие творческих способностей младших школьников на классных часах и внеклассных мероприятиях в рамках ФГОС".
Развитие творческих способностей младших школьников на классных часахи внеклассных мероприятиях в рамках ФГОС...
«Организация воспитательной работы по развитию творческих способностей: из опыта работы классного руководителя»
Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности....