Рабочая программа кружка "Маленький человек в большом мире"
методическая разработка
Рабочая программа кружка "Маленький человек в большом мире"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_malenkiy_chelovek_v_bolshom_mire.doc | 209.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время наличие потенциальных источников возникновения различных опасных ситуаций, связанных с социально-экономическим развитием деятельности человека (доступность сложных бытовых приборов и оборудования, мобильность образа жизни взрослых и детей и др.), антропогенные изменения в природе, являющиеся причиной возникновения глобальных экологических проблем (снижение качества воды, воздуха, исчезновение отдельных видов растений и животных и др.) и, как следствие, ухудшение состояния здоровья детей вызывают необходимость овладения и усвоения ребенком достаточно сложных для его возраста знаний, общего понимания целостности человеческого организма, взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма, прочувствовать и лучше понять его сложное устройство, осознать значение правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены.
В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать самых беззащитных граждан - маленьких детей, подготовить их к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
С целью формирования у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности (состояния физической, психической и социальной защищенности), как необходимого условия полноценного развития человека, разработана программа «Маленький человек в большом мире». Создание программы также вызвано потребностью методического обеспечения курса социализации в системе дошкольного образования и необходимостью решения проблем воспитания детей новыми средствами, а также повышения качества и значимости дополнительного образования.
Цель программы: формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни, воспитание ценностного отношения к себе и окружающему миру.
Задачи:
- Формировать представления и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания в процессе трудовой деятельности.
- Формировать целостную картину мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы.
- Формировать первичные представления о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания.
- Формировать первичные ценностные представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.
- Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания.
- Выработать у дошкольников нормы поведения, уверенность в себе.
- Обеспечить знакомство детей с трудовой деятельностью взрослых, успешное вхождение ребенка в современный социальный мир, формировать ценностное отношение к предметному миру.
Особенностью программы является интегрированное решение задач в ходе освоения образовательных областей «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», что прослеживается в содержании занятий кружка и обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Программа является дополнением к методическому пособию «Ознакомление с окружающим как средство развития социальной компетентности у детей дошкольного возраста», как адаптированный вариант программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеевой Н.Н., Князевой О.Л., Стеркиной Р.Б., включающим частично разделы авторов («Ребенок и другие люди», «Ребенок на улице», «Ребенок дома», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Здоровье ребенка») и два новых раздела («Основы повседневного этикета», «Предметный и рукотворный мир»), разработанных на основе проекта государственных стандартов дошкольного образования.
Раздел «Основы повседневного этикета», включенный в программу, содержит ответы на вопросы, которые должен знать каждый воспитанный человек и поможет выработать нормы поведения, уверенность в себе, научит свободнее держаться в незнакомой обстановке.
Раздел «Предметный и рукотворный мир» обеспечивает знакомство детей с трудовой деятельностью взрослых, успешное вхождение ребенка в современный социальный мир, формирует ценностное отношение к предметному миру.
Срок реализации программы - 1 год и предполагает проведение цикла занятий с детьми 6-7 лет в рамках кружка «Маленький человек в большом мире»». Курс рассчитан на 24 самостоятельных занятия, которые проводятся течение всего учебного года 1 раз в неделю продолжительностью 30 минут.
В результате освоения программы воспитанники будут
иметь представления:
- о несовпадении приятной внешности и добрых намерений человека,
- об опасных ситуациях при контактировании с незнакомыми людьми,
- о нормах поведения при общении с другими дети, в том числе подростками,
- о нормах поведения в экстремальных ситуациях в быту,
- о нормах поведения в случае, если ребенок потерялся на улице,
- о правилах безопасного поведения на улице,
- о правилах обращения с предметами, могущими являться источниками опасности,
- о правилах сервировки стола,
- о правилах приема гостей,
- о ценности здоровой пищи,
- о роли лекарств и витаминов,
- о пользе овощей и фруктов,
- о значении крови для живых существ,
- о способах решения конфликтов и ссор между детьми,
- о допущении здоровой дозы страха в реально опасных ситуациях,
- о местах на улице, где позволительно играть,
- о технике, помогающей человеку,
- о необходимости следить за своей внешностью;
знать:
- телефоны милиции, скорой помощи, пожарной части,
- правила поведения в ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого,
- строение человеческого тела и его внутреннее строение,
- правила уличного движения, перехода улицы в указанных местах в соответствии со световыми сигналами,
- дорожные знаки для водителей и пешеходов,
- разные виды транспорта,
- разные профессии,
- разные инструменты,
- разные предметы, их части, детали, сходства и различия,
- «волшебные» слова,
- правила пользования телефоном,
- правила поведения за столом,
- разные способы проявления заботы о здоровье окружающих.
Мониторинг полученных результатов проводится в середине и конце учебного года путем проведения викторин, КВН, моделирования ситуаций.
Программа «Маленький человек в большом мире» может быть полезной педагогам дошкольных учреждений и родителям воспитанников. Определяя основное содержание и направление развития детей, программа оставляет за педагогами право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической и криминогенной ситуации. При этом основным ориентиром должен стать жизненный опыт детей, особенности их поведения, предпочтения. Материал на эти темы дается детям в доступной форме и строится на раскрытии причинно-следственных связей.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК В БОЛЬШОМ МИРЕ»
1.1. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Ребенок и другие люди
- О несовпадении приятной внешности и добрых намерений человека
- Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми
- Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого
- Если «чужой» приходит в дом
- Ребенок и другие дети, в том числе подростки
Раздел 2. Ребенок дома
- Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами
- Балкон, открытое окно как источники опасности
- Экстремальные ситуации в быту
- Телефоны милиции, скорой помощи, пожарной части
Раздел 3. Здоровье ребенка
- Строение человеческого тела
- О роли лекарств и витаминов
- О ценности здоровой пищи
- Забота о здоровье окружающих
- Внутреннее строение человека
- Значение крови для живых существ
7. Овощи и фрукты
Раздел 4. Эмоциональное благополучие ребенка
- Конфликты и ссоры между детьми
- Детские страхи
Раздел 5. Ребенок на улице
- Безопасное поведение на улице
- Дорожные знаки для водителей и пешеходов
- Игры во дворе
- Если ребенок потерялся на улице
Раздел 6. Предметный и рукотворный мир
- Разные предметы, их части, детали, сходства и различия
- Техник в помощь человеку
- Разные виды транспорта
- Все профессии важны
- Разные инструменты
Раздел 7. Основы повседневного этикета
- Учимся следить за своей внешностью
- «Волшебные» слова
- О правилах пользования телефоном
- О правилах поведения за столом
- Как правильно принять гостей
- Накрываем на стол и угощаем гостей.
1.2. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Ребенок и другие люди
1.1.О несовпадении приятной внешности и добрых намерений человека
Педагог рассказывает об опасности контактов с незнакомыми взрослыми, учитывая, что у детей уже сложились собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными. Так, большинство детей считает, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые. Некоторые дети думают, что опасность представляют прежде всего мужчины («дядя с бородой»), а молодые, хорошо одетые, симпатичные женщины, девушки или юноши не могут причинить вред так же, как и любой человек с открытой, дружелюбной улыбкой. Поэтому целесообразно провести с детьми беседу о нередком несовпадении приятной внешности и добрых намерений. Целесообразно использовать примеры из знакомых им сказок и литературных произведений (например, в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина злая мачеха посылает свою служанку, которая прикинулась доброй старушкой, чтобы она дала царевне отравленное яблоко; Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй; Чудище в «Аленьком цветочке» оказалось добрым заколдованным принцем). Имеет смысл организовать беседу с приведением примеров из их собственного жизненного опыта.
1.2. Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми
Необходимо специально рассмотреть типичные ситуации опасных контактов с незнакомыми людьми. Примеры:
- Взрослый уговаривает ребенка пойти с ним куда-либо, обещая подарить игрушку, конфету или показать что-то интересное, представляясь знакомым родителей или сообщая, что он действует по их просьбе.
- Взрослый открывает дверцу машины и приглашает ребенка покататься.
- Взрослый угощает ребенка конфетой, мороженым или дарит игрушку.
Для закрепления правил поведения с незнакомыми людьми можно предложить детям специально подготовленные игры-драматизации, при этом для профилактики невротических реакций и появления страхов следует использовать образы сказочных персонажей или сказки о животных с благополучным окончанием.
1.3. Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого
Следует рассмотреть и обсудить с детьми возможные ситуации насильственного поведения взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину, подталкивает в подъезд или какое-либо строение) и объяснить им, как следует вести себя в подобных ситуациях. Защитное поведение целесообразно отрабатывать в ходе специальных тренингов. Дети должны знать, что при возникновении опасности им надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: «На помощь, помогите, чужой человек!». Цель педагога - научить детей, прежде всего застенчивых, робких, неуверенных в себе, правильно себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами.
1.4. Если «чужой» приходит в дом
Необходимо разъяснить детям, что опасности могут подстерегать их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужому, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени. Целесообразно разыграть разные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми. В игровой тренинг необходимо включить разного рода «уговоры», привлекательные обещания. Разыгрываемые для малышей ситуации могут подкрепляться соответствующими сказочными сюжетами, например, «Волк и семеро козлят».
1.5. Ребенок и другие дети, в том числе подростки
Ребенку нужно объяснить, что он должен уметь сказать «нет» другим детям, прежде всего подросткам, которые хотят втянуть его в опасную ситуацию, например, пойти посмотреть, что происходит на стройке; разжечь костер; забраться на чердак дома и вылезти на крышу; спуститься в подвал; поиграть в лифте; «поэкспериментировать» с лекарствами и пахучими веществами; залезть на дерево; забраться в чужой сад или огород; пойти в лес или на железнодорожную станцию.
Раздел 2. Ребенок дома
2.1. Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами
Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:
- предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы);
- предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);
- предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты).
Из объяснений педагога ребенок должен усвоить, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Здесь как нигде уместны прямые запреты. Ребенок ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам. При необходимости прямые запреты могут дополняться объяснениями, примерами из литературных произведений (например, «Кошкин дом» С. Маршака), играми-драматизациями. Для того чтобы научить детей пользоваться предметами второй группы необходимо организовать специальные обучающие занятия по выработке соответствующих навыков (в зависимости от возраста детей). Проблемы безопасности детей в связи с предметами третьей группы и правила их хранения являются содержанием совместной работы педагогов и родителей.
2.2. Балкон, открытое окно как источники опасности
Педагог должен обратить внимание детей на то, что в помещении особую опасность представляют открытые окна и балконы. Дети не должны оставаться одни в комнате с открытым окном, балконом, выходить без взрослого на балкон или подходить к открытому окну.
2.3. Экстремальные ситуации в быту
Раздел направлен на обучение детей дошкольного возраста поведению в экстремальных ситуациях в быту. Например, важно научить детей пользоваться телефоном в случаях возникновения пожара, получения травмы; привлечь внимание прохожих и позвать на помощь при пожаре, проникновении в дом преступников; потушить начинающийся пожар, набросив на источник возгорания тяжелое одеяло и т.д.
2.4. Телефоны милиции, скорой помощи, пожарной части
Обучение пользованием телефоном для вызова пожарных, «скорой помощи», милиции требует работы по профилактике ложных вызовов. Вместе с тем дети должны уметь пользоваться телефоном, знать номера близких взрослых. Это может понадобиться детям на практике в экстремальной ситуации, когда ребенок просто испугался чего-либо или кого-либо. Педагогам следует учесть, что игра с телефоном существенно отличается от реальной ситуации: в настоящем телефонном разговоре ребенок не видит партнера по общению, а тембр голоса в телефонной трубке отличается непривычным своеобразием. Поэтому умение пользоваться настоящим телефоном может возникнуть и закрепиться в процессе специального тренинга, проведение которого можно поручить родителям, объяснив им, какие проблемы могут возникнуть у ребенка.
Воспитатель знакомит детей с номером телефона «01», по которому надо звонить в случае пожара, упражняет их в использовании телефона и ведении правильного разговора с диспетчером. Также необходимо обсудить ситуации на основе жизненного опыта детей «Когда и как правильно вызывать милицию?» («02»), скорую помощь («03»). Интересным будет для детей разыгрывание историй с помощью макета квартиры и сказочных героев.
Раздел 3. Здоровье ребенка
3.1. Строение человеческого тела
Педагог знакомит детей с тем, как устроено тело человека. В доступной форме, привлекая иллюстрированный материал, рассказывает об анатомии, устройство опорно-двигательной системы. Предлагает показать, где находятся руки, ноги, голова, туловище, грудная клетка. Обращает внимание детей на то, что тело устроено так, чтобы мы могли занимать вертикальное положение: голова - вверху (в самом надежном месте); руки - на полпути (ими удобно пользоваться и вверху, и внизу); ноги - длинные и крепкие (удерживают и передвигают все тело); в самом низу - ступни (опора). В левой стороне туловища расположен замечательный механизм, который помогает нам жить, - сердце, защищенное грудной клеткой.
3.2.О роли лекарств и витаминов
Обсуждая с детьми вопросы профилактики и лечения болезней, педагогу следует сообщить детям элементарные сведения о лекарствах: какую пользу они приносят (как помогают бороться с вредными микробами, проникшими в организм, усиливают его защиту) и какую опасность могут в себе таить (что может произойти из-за неправильного употребления лекарства). Дети должны усвоить, что лекарства принимаются только при соответствующем назначении врача и только в присутствии взрослых. Никаких «чужих» лекарств (маминых, бабушкиных) брать в рот и пробовать нельзя. В рамках обсуждения необходимости профилактики болезней педагог также рассказывает детям об источниках и пользе витаминов, их значении для жизни.
3.3.О ценности здоровой пищи
Воспитатель рассказывает детям о взаимосвязи здоровья и питания, о том, какие продукты наиболее полезны, а какие вредны. Например: «У того, кто ест фрукты и сырые овощи, как правило, хорошее самочувствие, чистая кожа, изящная фигура: овощи и фрукты - главные поставщики витаминов, минеральных солей, микроэлементов, в том числе железа и кальция, необходимых для костей, зубов, крови. Конфеты, шоколад, мороженое, особенно в больших количествах, вредны для здоровья». При этом можно рассказать детям сказку о сладкоежке, у которой заболели зубы.
3.4. Забота о здоровье окружающих
Дети должны знать, что такое здоровье и что такое болезнь. Полезно дать им возможность рассказать друг другу все, что они знают о болезнях, как они себя чувствовали, когда болели, что именно у них болело (горло, живот, голова). Педагог знакомит детей с хроническими заболеваниями, учит их считаться с недомоганием и плохим физическим состоянием другого человека, инвалидностью. Рассказывая о слепоте или глухоте, можно попросить ребенка закрыть глаза, уши - для того, чтобы он на собственном опыте почувствовал то, что испытывают слепые и глухие, и научился сострадать им.
Педагог должен рассказать детям о том, что следует заботиться не только о собственном здоровье, но и о здоровье окружающих. Это связано с тем, что болезнь может передаваться от одного человека другому по воздуху или от прикосновения. Например, чихая и кашляя, человек разбрызгивает большое количество капелек слюны (до 40 тыс.), которые разлетаются на большое расстояние (более 3 м). Они могут долго находиться в воздухе, потом опускаются на пищу, другие предметы, их вдыхают находящиеся рядом люди. Если ребенок или взрослый нездоров (например, заболел гриппом), то окружающие могут от него заразиться, так как в капельках слюны находятся микробы, поэтому при кашле и чиханье надо прикрывать рот и нос рукой или носовым платком.
3.5. Внутреннее строение человека
Педагог знакомит детей с тем, как устроен человеческий организм. В доступной форме и привлекая иллюстрированный материал, рассказывает об физиологии, основных системах и органах человека (опорно-двигательной, мышечной, пищеварительной, выделительной системах, кровообращении, дыхании, нервной системе, органах чувств), показывает, где находятся сердце, печень, почки, легкие, кишечник и другие важные внутренние органы.
3.6. Значение крови для живых существ
Рассказывая о кровообращении, детям предлагается послушать, как бьется сердце, объясняется, что оно сжимается и разжимается, работает, как насос, перегоняя кровь. Когда мы устаем, нашему организму нужно больше крови, и биение сердца ускоряется; если же мы спокойны, то тратим намного меньше энергии, и сердце может отдохнуть и биться медленнее. Детям предлагается проверить на себе, как работает сердце после физических упражнений, в состоянии покоя, после сна.
3.7. Овощи и фрукты
Воспитатель рассказывает о пользе фруктов и овощей, которые являются для человека главными поставщиками витаминов, минеральных солей, микроэлементов, в том числе железа и кальция, необходимых для костей, зубов, крови. Разгадывая загадки, дети учатся различать фрукты и овощи, называть их, группировать, вспоминают, где какие овощи и фрукты растут, что из них изготавливают.
Раздел 4. Эмоциональное благополучие ребенка
4.1. Конфликты и ссоры между детьми
Одним из наиболее ярких проявлений неблагоприятной атмосферы в группе являются частые споры и ссоры между детьми, порой переходящие в драки. Драка - крайний способ решения конфликта, а точнее - неумение из него выйти. Конфликт возникает тогда, когда удовлетворение желаний одного человека ведет к невозможности удовлетворения желаний другого, притом обе стороны к этому стремятся. Проблема рождается тогда, когда конфликт решается силовым способом в ущерб одной из сторон или, что еще хуже, не устраняется, а продолжает нарастать. Однако конфликты не следует считать абсолютным злом: они неизбежны, так как невозможно всегда безошибочно знать, что думает, чего хочет или что чувствует другой человек. Конфликт проясняет ситуацию: обе участвующие в нем стороны узнают о существовании на первый взгляд несовместимых желаний. Таким образом, основная задача педагога - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя дело до их силового решения. При этом педагог может предложить детям следующую стратегию выхода из конфликта:
- как можно более точно сформулировать проблему, назвать причину конфликта;
- дать каждой из сторон возможность предложить свой способ решения конфликта, воздерживаясь от комментариев;
- последовательно обсудить преимущества и недостатки каждого предложения (предложения, неприемлемые для одной из сторон, отпадают);
- принять решение, против которого не возникает возражений (это не означает, что стороны обязательно будут полностью удовлетворены им).
Не менее важной задачей является профилактика возникновения конфликтных ситуаций, для чего могут быть организованы соответствующие игры, беседы, драматизации. Их цель - научить детей осознанно воспринимать свои чувства, желания, выражать их понятным другим людям образом. Педагогу следует стремиться к тому, чтобы дети были восприимчивы к чувствам, желаниям и мнениям других людей, даже не совпадающим с их собственными. (Например, у разных людей разное представление о том, что может быть интересным, скучным, красивым, безобразным, обычным, странным, плохим, хорошим.)
Для этого могут быть применены активные игры, требующие согласованности действий игроков («кошки-мышки», различные эстафеты), оказания взаимопомощи, приложения коллективных усилий. Кроме того, педагог может организовывать различные проблемные ситуации и вместе с детьми пытаться найти решения, иногда выступая в качестве посредника (Педагог предлагает лишь часть решения, а окончательный вариант выхода из ситуации дети находят сами.) Иногда полезно в совместной деятельности специально поставить детей перед необходимостью чем-то поделиться, соблюдать очередность (например, для изготовления коллективного панно кисточек, ножниц, карандашей дается меньше, чем участников деятельности).
Иными словами, не следует всеми силами стремиться предотвращать возможные конфликты, относиться к ним как к чему-то только неприятному и обременительному. Любые конфликтные ситуации (несколько детей одновременно хотят играть с одной игрушкой, и никто не хочет уступить) надо использовать для приобретения детьми опыта разрешения конфликтов.
4.2. Детские страхи
На эмоциональное состояние детей негативное влияние часто оказывают страхи (боязнь темноты, боязнь оказаться в центре внимания, страх перед каким-либо сказочным персонажем, животным, страх собственной смерти или смерти близких), поэтому очень важно, чтобы педагог:
- относился к этим страхам серьезно, не игнорируя и не умаляя их;
- давал детям возможность рассказывать, чего они боятся, избегая при этом оценивающих высказываний («Ты боишься такого маленького паучка?»);
- помогал детям выразить страх словами («Ты испугался тогда, когда…»);
- рассказал о собственных детских страхах;
- давал описания реально опасных ситуаций (опасно ходить весной по тонкому льду на реке, перебегать улицу в неположенном месте);
- допускал в объяснениях по темам здоровую дозу страха (боязнь высоты предохраняет от действительной опасности);
- давал возможность учиться на собственных ошибках (ошибку может допустить каждый, но ее осознание дает возможность в аналогичной ситуации принять правильное решение);
- реагировал на особое детское восприятие реальных жизненных событий («Ты сильно испугался? Как это случилось? Как этого можно было избежать?»).
Раздел 5. Ребенок на улице
5.1. Безопасное поведение на улице
Педагог знакомит детей с правилами поведения на улицах, рассказывает о правилах дорожного движения, объясняет, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города. Он беседует с детьми о том, часто ли они бывают на улице, названия каких машин знают, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре.
Педагог предлагает детям привести примеры и разыграть ситуации правильного и неправильного поведения на улице. Можно также предложить детям ситуации-загадки: педагог описывает какую-либо ситуацию, дети ее оценивают и обосновывают свою оценку в процессе общего обсуждения. При этом педагогу не следует торопиться с собственной оценкой, лучше, если он ненавязчиво направит обсуждение детей в нужное русло, задавая вопросы, например: «А если в этот момент из-за угла появится машина, что тогда?».
5.2. Дорожные знаки для водителей и пешеходов
Детей старшего дошкольного возраста необходимо научить различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Их знакомят:
с предупреждающими знаками («Дети», «Пешеходный переход»); с запрещающими («Въезд запрещен», «Подача звукового сигнала запрещена»);
с предписывающими («Движение прямо», «Движение направо»); с информационно-указательными («Место остановки автобуса», «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход»).
Педагог рассказывает детям, как следует переходить дорогу, знакомит их с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор, «островок безопасности»). Он объясняет, что такое светофор, показывает его изображение, знакомит с сигналами.
Детям объясняют, что означает каждый знак, разыгрывают дорожные ситуации с помощью макета города со светофорами, автомобилями, пешеходами. Список дорожных знаков, с которыми знакомят детей, может быть шире или уже – в зависимости от личного опыта детей, места нахождения дошкольного учреждения. В летнее время занятия можно дополнить играми на участке. Хорошо, если территория детского сада оборудована «автогородком» или «площадкой ГАИ» - это способствует более эффективному усвоению информации, в том числе в форме самостоятельной игровой деятельности, особенно с использованием колесного детского транспорта.
Педагог знакомит детей с работой Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД).
5.3. Игры во дворе
Педагог беседует с детьми о том, часто ли они бывают на улице, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, почему нельзя играть на тротуаре и где можно играть
Для иллюстрации используются рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты из художественной литературы или известных мультипликационных фильмов. Например, можно рассказать о том, как дети ранней весной играли на тротуаре в «классики», а пешеходам приходилось их обходить по талому снегу и лужам. Так можно промочить ноги и простудиться. Или можно привести другой случай о том, как однажды зимой дети катались на санках с горки, а один мальчик выехал на проезжую часть. В это время проезжала машина и, не успев затормозить, наехала на него. Мальчика увезли в больницу с травмой ноги, ему было очень больно. Может быть поучителен и третий пример: дети играли в мяч рядом с проселочной дорогой, машин не было, и они вышли на середину дороги. Вдруг из-за поворота показался грузовик, дети едва успели отбежать, а мяч попал под колеса и лопнул.
5.4. Если ребенок потерялся на улице
Детям необходимо объяснить, что в случае, если они потерялись на улице, им следует обратиться за помощью к какому-нибудь взрослому (например, к женщине, гуляющей с ребенком, продавцу в аптеке, кассиру в сберкассе) и сказать о том, что он потерялся, назвать свой адрес и номер телефона, а для этого они должны знать, где живут, номер телефона, свои имя и фамилию. Для того чтобы закрепить эти навыки, можно привести различные жизненные ситуации, специально подобранные литературные сюжеты, в которых действующими лицами являются дети, сказочные персонажи, животные (например, «У меня пропал щенок...»), разыграть тематические сценки (друг с другом, с игрушками, куклами).
Раздел 6. Ребенок и предметный мир
6.1. Разные предметы, их части, детали, сходства и различия
Воспитатель рассматривает с детьми предметы, просит их назвать (мебель, игрушки, посуда и т.д.). Дети выделяют части предметов, отмечают их различия и сходства, делят предметы на несколько групп по разным признакам: по форме, цвету, материалу, назначению. Педагог обращает внимание детей на то, что предметы сделаны из разных материалов, просит назвать эти материалы (дерево, металл, бумага, ткань и другие материалы, с которыми дети знакомы). Спрашивает, почему люди для изготовления предметов используют разные материалы? (Потому что они знают их свойства. Например, одежду нельзя сделать из бумаги, мебель - из глины и т.д.) Напоминает, что для изготовления всех предметов люди затратили много сил, они старались сделать предметы так, чтобы людям было удобно, чтобы предметы были красивыми, и поэтому ко всему нужно относиться очень бережно.
6.2. Техника в помощь человеку
Воспитатель напоминает детям, что человеку и дома и на рабочем месте очень часто помогает техника. Предлагает им отгадать загадки о технике, которая помогает человеку. Педагог рассказывает детям историю изобретения будильника. Дети рассматривают предложенные образцы техники или предметные картинки, делят их на группы (электроприборы и предметы, с которыми используются названные электроприборы), рассказывают об их назначении.
6.3. Разные виды транспорта
Воспитатель предлагает рассмотреть предметные картинки с изображением различных видов транспорта, дети называют и рассказывают об их назначении. При отгадывании загадок воспитатель добивается, чтобы дети мотивировали свою отгадку, подробно объясняя, почему они догадались, что это именно это транспортное средство. Дети называют общие признаки транспортных средств, делят их на наземный, водный и воздушный.
6.4. Все профессии важны
Педагог рассказывает детям об истории возникновении труда и появления первых профессий. Предлагает рассказать детям, кем они будут, когда вырасту большим. Дети упражняются в узнавании профессии по описанию, по используемым инструментам. У старших дошкольников важно формировать ценностное отношение к труду взрослых, расширять их представления детей о профессиях.
6.5. Разные инструменты
Разгадывая загадки о разных инструментах, дети учатся различать их по материалу, из которого они изготовлены, по способу использования людьми и профессиональной принадлежности.
Раздел 7. Основы повседневного этикета
7.1. Учимся следить за своей внешностью
Педагог загадывает детям загадку о зеркале, беседует с ними о его назначении. В игре «Зеркальце, скажи!» закрепляются части лица, цвет глаз, волос каждого ребенка. Далее дети упражняются в узнавании друзей по описанию внешности (игра «Узнай по описанию»). Из объяснений педагога дети должны усвоить важность привычки следить за своим внешним видом, от которой зависит свое настроение, а также настроение и отношение к ним окружающих людей.
7.2. «Волшебные» слова
Целесообразно рассмотреть и обсудить с детьми разные ситуации с использованием «добрых» и «волшебных» слов. Имеет смысл организовать беседу и отметить, как «добрые» и «волшебные» слова влияют на настроение людей, их поступки, таким образом, подчеркнуть важность использования «добрых» слов. В игре «Кто больше «добрых» слов назовет?» у детей закрепляется и вырабатывается привычка употреблять их.
7.3.О правилах пользования телефоном
Педагог объясняет детям, что телефон изобретен для того, чтобы быстро решить неотложные вопросы, сообщить срочную информацию, избавить человека от ненужной ходьбы и езды по городу. Как и все, что касается человеческого общения, пользование телефоном требует соблюдения целого ряда правил:
- Позвонив, поздоровайтесь и сразу же представьтесь.
- Поинтересуйтесь, не отвлекаете ли вы человека, вовремя ли вы позвонили или лучше сделать это в другой раз, и когда именно, через сколько минут.
- Если человека, которому вы звоните, не оказалось дома, попросите передать ему, кто звонил, по какому номеру и в какое время он может перезвонить вам.
- Разговор надо начинать с того делового сообщения, которое и заставило вас взяться за телефонную трубку.
Эти и многие другие правила важно усвоить детям уже дошкольного возраста.
7.4.О правилах поведения за столом
Дети должны знать, как необходимо вести себя за столом и обращаться с теми или иными блюдами, как правильно использовать столовые приборы. Педагог объясняет детям, что, собираясь в гости, необходимо продумать свой туалет, чтобы не оказаться в нелепой ситуации. Сев за стол, нужно выпрямиться, не уподобляясь Атланту, держащему небо на своих плечах. Сидеть лучше всего прямо, слегка опираясь спиною на спинку стула. За столом руки должны забыть о существовании лица: не следует поглаживать лоб, поправлять волосы, подпирать подбородок, уже не говоря о том, что нос и уши должны быть запретной зоной для рук. Следует обратить внимание детей также на своевременное пользование салфетками.
Продолжая разговор о поведении за столом, следует напомнить детям о том, что от них, от их внешнего вида и манер зависит аппетит и настроение окружающих людей.
7.5. Как правильно принять гостей
Педагог беседует с детьми о том, кто такие гости, любят ли дети ходить в гости, любят ли они принимать гостей, знакомы ли с правилами приема гостей. Предлагает им рассказать о том, как они готовятся к приходу гостей и упражняет их в правильном приеме, разыгрывая ситуацию «К нам гости пришли».
7.6. Накрываем на стол и угощаем гостей
Воспитатель загадывает детям загадки, рассматривает с ними разную посуду и столовые приборы, беседует об их назначении. Предлагает детям рассказать о том, как они дома вместе с родителями накрывают стол к приему гостей. Проводит игру на внимание «Найди ошибку», где дети должны найти ошибки в сервировке стола, упражняет их в правильной сервировке.
2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК В БОЛЬШОМ МИРЕ»
месяц | № | Тема занятия |
октябрь | 1 | Внешность человека может быть обманчива |
2 | Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности | |
3 | Как я устроен? | |
4 | Что такое кровь? Зачем она нам нужна? | |
ноябрь | 1 | Это должен знать каждый (нужные телефоны) |
2 | Ребенок и его старшие товарищи | |
3 | Конфликты между детьми | |
4 | Детские страхи | |
декабрь | 1 | Безопасное поведение на улице |
2 | Дорожные знаки | |
3 | Игры во дворе | |
4 | К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице? | |
январь | 1 | Посоветуйся с зеркалом |
2 | Добрые слова | |
февраль | 1 | Что такое «телефонный разговор»? |
2 | Ура! Гости! | |
3 | Накрываем на стол и угощаем | |
4 | Отношение к больному человеку | |
март | 1 | Игра «Магазин» |
2 | Где живет техника? | |
3 | Овощи-фрукты | |
4 | Транспорт | |
апрель | 1 | Инструменты |
2 | Профессии |
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК В БОЛЬШОИ МИРЕ»
3.1. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
Октябрь
Занятие 1. Тема: «Внешность человека может быть обманчива»
Цели: формировать понятие о том, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения, рассмотреть и обсудить типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми дома и на улице, научить правильно себя вести в таких случаях.
Содержание:
- Беседа на материале жизненного опыта детей (дядя с бородой, хорошо одетые, симпатичные молодые люди).
- Беседа на материале сказок («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - мачеха с отравленным яблоком; «Золушка»; Чудище в «Аленьком цветочке»).
- Проигрывание и обсуждение ситуаций (взрослый уговаривает ребенка пойти с ним, обещает конфетку, игрушку, сообщая, что действует по просьбе родителей; открывает дверцу машины и предлагает покататься).
- Сочинение историй с описанием внешности персонажей.
- Творческое задание: рисование «своих» и «чужих» людей, обсуждение рисунков.
Занятие 2. Тема: «Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности (пожароопасные предметы, острые предметы, лекарства, спиртные напитки и т.д.)
Цели: расширять представления детей о предметах, которые могут быть источниками опасности в доме, помочь детям хорошо запомнить основные группы опасных предметов, которыми им нельзя самостоятельно пользоваться, помочь сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами.
Содержание:
- Отгадывание загадок о предметах, требующих осторожного обращения.
- Игра «Закончи правильно фразу».
- Обсуждение ситуаций из личного опыта детей.
- Рассматривание иллюстраций альбома, их обсуждение.
- Выведение правил обращения с источниками опасности в доме.
- «Нужные телефоны».
Занятие 3. Тема: «Как я устроен?»
Цели: познакомить детей со строением человеческого тела, назначением и работой системы пищеварения, закрепить представления о значении витаминов и здоровой пищи для развития организма, о правилах поведения за столом, формировать основы здорового образа жизни.
Содержание:
- Беседа с рассматриванием плаката «Что внутри меня?».
- Д/и «О какой части тела говорю?».
- «Путешествие морковки» (выкладывание схемы из бросового материала).
- Беседа «Полезные и вредные продукты».
- Д/и «Узнай и назови овощи», «Чудесный мешочек».
- Правила поведения за столом. Игра «Что можно, что нельзя?».
Занятие 4. Тема: «Что такое кровь? Зачем она нам нужна?»
Цели: продолжать знакомить детей с внутренним строением человека, рассказать о значении крови для живых существ, о работе кровеносной системы, формировать основы здорового образа жизни.
Содержание:
- Беседа о кровеносной системе человека и значении крови с рассматриванием плаката «Кровообращение».
- «Из чего состоит кровь?», «Что происходит с кровью, когда мы поранились?» (практическая деятельность с выкладыванием разноцветных фишек).
- Беседа «Что полезно, что вредно для крови?» (выбрать нужные картинки).
Ноябрь
Занятие 1. Тема: «Это должен знать каждый» (нужные телефоны)
Цель: научить пользоваться телефонами милиции, скорой помощи, пожарной части.
Содержание:
- Ознакомление с номером телефона «01», по которому надо звонить в случае пожара.
- Игра «Пожарные на учении».
- Обсуждение ситуаций на основе жизненного опыта детей «Когда и как правильно вызывать милицию?» («02»), скорую помощь («03»).
- Творческое задание: разыгрывание историй с помощью макета квартиры и сказочных героев.
- Тренинг.
Занятие 2. Тема: «Ребенок и его старшие товарищи»
Цель: научить детей говорить «нет», если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию.
Содержание:
- Беседа на материале иллюстраций журналов «Безопасность».
- Беседа на основе жизненного опыта детей.
- Игра «Можно-нельзя».
- Сочинение историй.
Занятие 3. Тема: «Конфликты между детьми»
Цели: учить самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, пользоваться нормами-регуляторами.
Содержание:
- «Что такое конфликт?» (примеры из жизненного опыта).
- Беседа о способах решения конфликтных ситуаций.
- Несиловые способы выхода из конфликтных ситуаций, разработка стратегии.
- Приемы профилактики конфликтов и ссор.
Занятие 4. Тема: «Детские страхи»
Цель: учить ребенка справляться со своими страхами.
Содержание:
- «Мои большие, ужасные страхи» (рассказы детей).
- Рассказ педагога о собственных детских страхах.
- Обсуждение реально опасных ситуаций.
- «Как справиться со страхом?» (о приемах борьбы со страхами).
- «Полезны ли страхи?» (о пользе разумных доз страха).
Декабрь
Занятие 1. Тема: «Безопасное поведение на улице»
Цели: учить правилам поведения на улице, закрепить представление о том, где можно и где нельзя играть.
Содержание:
- Рассказы из жизни, сюжеты из литературы или мультфильмов.
- Разыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения на улице.
- «Нарисуй плакат».
Занятие 2. Тема: «Дорожные знаки»
Цель: учить различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки.
Содержание:
- Беседа «Для чего нужны дорожные знаки?».
- Знакомство с предупреждающими знаками.
- Знакомство с запрещающими знаками.
- Предписывающие знаки («Движение прямо», «Движение направо»).
- Информационно-указательные знаки («Место остановки автобуса», «Пешеходный переход» и т.д.).
Занятие 3. Тема: «Игры во дворе»
Цели: обсудить различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить детей необходимым мерам предосторожности.
Содержание:
- «Мои любимые игры».
- Обсуждение возможных опасных ситуаций. «Как их избежать?».
- Игра «Можно-нельзя».
Занятие 4. Тема: «К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице?»
Цель: помочь усвоить, что, если потерялись на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу.
Содержание:
- Беседа на основе жизненного опыта детей.
- Ситуации, подобранные из литературных сюжетов.
- Разыгрывание тематических сценок.
- «К кому следует обратиться за помощью?».
- «Назови свой адрес и номер телефона».
Январь
Занятие 1. Тема: «Посоветуйся с зеркалом»
Цель: вырабатывать привычку следить за своим внешним видом.
Содержание:
- Загадка о зеркале. Беседа о его назначении.
- Игра «Зеркальце, скажи!» (рассматривание частей лица, цвета глаз, волос).
- Игра «Узнай по описанию» (узнавание друзей по описанию внешности).
Занятие 2. Тема: «Добрые слова»
Цель: вырабатывать привычку употреблять «добрые» слова.
Содержание:
- Беседа о важности использования «добрых» слов.
- Обыгрывание ситуаций с использованием «добрых» слов.
- Игра «Кто больше «добрых» слов назовет?».
Февраль
Занятие 1. Тема: «Что такое «телефонный разговор?»
Цели: познакомить с устройством телефона, вырабатывать привычку говорить по телефону кратко и только то, что необходимо.
Содержание:
- Загадка о телефоне.
- Рассматривание устройства телефонного аппарата.
- Беседа о назначении телефона, о том, когда нужно и можно звонить по нему.
- Тренинг.
Занятие 2. Тема: «Ура! Гости!»
Цель: познакомить с правилами приема гостей.
Содержание:
- Беседа «Кто такие гости? Любим ли мы ходить в гости? Любим ли мы принимать гостей?».
- Беседа «Как мы готовимся к приходу гостей?».
- Тренинг «К нам гости пришли».
Занятие 3. Тема: «Накрываем на стол и угощаем»
Цель: упражнять в сервировке стола.
Содержание:
- Загадки о посуде и столовых приборах.
- «Сервируем стол».
- Игра на внимание «Найди ошибку» (в сервировке стола).
Занятие 4. Тема: «Отношение к больному человеку»
Цели: дать знания о тяжелых, хронических заболеваниях, инвалидности, стараться пробудить в детях чувство сострадания, стремление помочь больным, одиноким, пожилым людям.
Содержание:
- Беседа «Какие болезни вы знаете? Причины болезней».
- Рассказ педагога о том, как возникают хронические болезни.
- Беседа «Как помочь больному?» (инвалиду, пожилому человеку).
Март
Занятие 1. Тема: «Игра «Магазин»
Цель: упражнять в сравнении предметов, вычленении их частей, деталей.
Содержание:
- Загадки о разных предметах.
- Игра в «Магазин» (условие продажи нужного предмета - описание предмета).
Занятие 2. Тема: «Где живет техника?»
Цель: уточнить знания о разных видах техники.
Содержание:
- Загадки о технике.
- Беседа о разных видах техники.
- Игра «Что - для чего?».
Занятие 3. Тема: «Овощи-фрукты»
Цель: учить различать фрукты и овощи, называть их, группировать.
Содержание:
- Загадки об овощах и фруктах.
- Игра «Что где растет?».
- Игра «Во саду ли, в огороде».
- Беседа «Что изготавливают из фруктов и овощей?».
Занятие 4. Тема: «Транспорт»
Цель: упражнять в различении видов транспорта, закрепить их назначение.
Содержание:
- Загадки о транспорте.
- Игра «Что - для чего?».
- Игра «Кто знает больше?» (знание видов водного, воздушного, наземного транспорта).
Апрель
Занятие 1. Тема: «Инструменты»
Цель: учить различать инструменты по материалу, по способу использования и профессиональной принадлежности.
Содержание:
- Загадки об инструментах.
- Игра «Что - из чего?».
- Игра «Что - для чего?».
- Игра «Кому - что?».
Занятие 2. Тема: «Профессии»
Цели: расширять представления детей о профессиях, формировать ценностное отношение к труду взрослых.
Содержание:
- Беседа «Кем я буду, когда вырасту большим?».
- Рассказ педагога об истории возникновении труда и появления первых профессий.
- Игра «Назови профессию» (узнавание по описанию, по используемым инструментам).
- Игра «Кому что нужно?».
3.2. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация программы невозможна без программно-методического обеспечения материала, соответствующего возрастным особенностям детей и создания богатой развивающей среды:
- различные пособия, демонстрационный материал (плакаты, дорожные знаки, модели разных видов транспорта, детские коляски, куклы, атрибуты для игр по правилам уличного движения, макеты перекрестка, домов и улиц);
- настольно-печатные игры по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, воспитанию ЗОЖ («Осторожно, дорога!», «Незнайка на улице», «Дорожные знаки», «Зеленый светофор»);
- дидактические игры по всем разделам познавательного направления, демонстрационный, методический материал (альбомы на разные темы, иллюстрации, наборы игрушек, серии картинок или открыток, разнообразные коллекции, макеты и др.), подборки книг, познавательных детских энциклопедий, видеофильмов, слайдов;
- стационарное место для продуктивной деятельности дошкольника по типу учебной зоны школьника – детский стол и стул;
- правильное освещение;
- магнитофон;
- компьютер;
- диапроектор.
Создание развивающей среды, отвечающей возможностям и потребностям ребенка способствует развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей, от чего в первую очередь зависит эффективность решения задач по формированию у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни, воспитанию ценностного отношения к себе и окружающему миру.
3.3. ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы исследует физически интеллектуальные и личностные качества после освоения дошкольниками курса программы дополнительного образования ребенка путем применения методов, обеспечивающих получение необходимого объема информации, объективность и точность получаемых данных. Это наблюдение за ребенком, беседа, экспертная оценка посредством проведения в середине и конце учебного года викторин, КВН, моделирования ситуаций, тренинговых тестов по разделам программы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью. 2005.
- Козлова С.А. Программа приобщения ребенка к социальному миру «Я - человек». 2003.
- Клюева Н.В. Учим детей общению. 1997.
- Кряжева Н. Развитие эмоционального общения. 1998.
- Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка. 2003.
- Николаева С.Н. Эколог в детском саду. 2004.
- Панкеев И. Энциклопедия этикета. 2004.
- Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. 2006.
- Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. 2005.
- Туренская Е.С., Кирилкина О.С. Я в этом удивительном мире: Интегрированный курс воспитания и развития дошкольников. 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа и КТП по окружающему миру. 2 класс. Программа "Школа России". ФГОС
Технологическая карта...
Рабочая программа кружка " Человек и природа в народном творчестве" для 4 класса
Рабочая программа кружка " Человек и природа в народном творчестве" для 4 класса...
рабочая программа для 1 класса по миру природы и человека
Программа учебного предмета составлена на основе нормативно-правовых документов и инструктивно-методических материалов: — Федеральный государственный образовательный стандарт образования об...
Рабочая программа по человеку,1 класс ОВЗ
Поможет педагогу в распределении материала в течении всего учебного года....