Рабочая программа кружка " Человек и природа в народном творчестве" для 4 класса
рабочая программа (4 класс) на тему

 

Рабочая программа  кружка " Человек и природа в народном творчестве" для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ4_v.docx38.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

им.О.Н.Мамченкова

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №7 им.О.Н.Мамченкова

______________________/ Верижникова Е.А.

Приказ № __________________

От «______» _______________ 2014г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_________________________ / Березина Е. В.

«_____» ________________ 2014г.

Программа рассмотрена на заседании

Школьного методического объединения

___________________________________

От «_____» _____________ 2014г.

Руководитель ШМО_____________________ / Зудова Л. Е.

Рабочая программа

кружка " Человек и природа в народном творчестве" для 4 класса

2015 - 2016  учебный год.

                                          Автор-составитель:   Митяшова Оксана Евгеньевна

                                                                               

                                                                                   

         

                                                                                               

г.Елизово

Камчатский край

2015г.

Кружок "Человек и природа в народном творчестве".

Пояснительная записка.

Актуальность, педагогическая целесообразность программы

Изучение традиционной культуры имеет большое значение в деле воспитания подрастающего поколения. Использование ценностей народной празднично-игровой культуры и народной педагогики способствует формированию активной и полноценной личности, воспитанию у обучающихся любви к родному краю и народной культуре, уважительного отношения к людям труда и достижениям предшествующих поколений.

В рамках данной программы предусматривается овладение обучающимися некоторыми практическими навыками создания предметов празднично-игровой культуры, включая лепку игрушек из пластилина и глины, роспись глиняных игрушек.

Занятия по программе способствуют приобщению обучающихся к народной и игровой культуре, формированию их эстетических и творческих представлений, помогают выявить и развить художественные способности детей в процессе учебно-практической деятельности.

Отличительные особенности программы

Данная программа направлена на изучение традиционной празднично-игровой культуры русского народа, как материальной, так и духовной, а также на развитие творческих способностей детей.

Особенностью программы является то, что она строится на сочетании разных направлений образовательной деятельности: в процессе занятий обучающиеся знакомятся с народными играми и праздниками, а также с основами фольклора, декоративно-прикладного искусства.

Кроме того, обучающиеся привлекаются к практической и исследовательской деятельности по сохранению и возрождению традиционной празднично-игровой культуры, учатся записывать народные игры и фольклор, изготавливать некоторые игры и игрушки, участвуют в проведении календарных праздников, а также в подготовке исследовательских материалов для выступлений на научно-исследовательских конференциях школьников.

Цельюпрограммы является освоение обучающимися ценностей народной игровой и традиционной культуры посредством исследовательской этнографической, фольклорной деятельности.

Программа предусматривает решение следующих задач:

обучающих:

  • овладение умениями и навыками научного фольклорного и этнографического исследования;
  • подготовка инструкторов по собиранию и проведению народных игр;
  • приобщение обучающихся к самостоятельной творческой, исследовательской деятельности;

развивающих:

  • развитие интереса к народной культуре и вовлечение их в богатый мир традиционной празднично-игровой культуры;
  • развитие творческих способностей и навыков в процессе изучения основ народной культуры;

воспитательных:

  • создание коллектива друзей игры для развития отношений дружбы и соревновательности среди обучающихся;
  • освоение принципов народной этики на основе празднично-игровой культуры.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проходят один раз в неделю протяжённостью 1 час. Всего за учебный год – 34 часа.

Формы и режим занятий

Основными формами занятий являются теоретические и практические занятия в классе, а также на улице во время проведения народных игр. Предусматривается участие в праздниках, посещение музеев и выставок игрушки, декоративно-прикладного искусства. Большое внимание в коллективе должно уделяться общественно-полезной направленности занятий.

Научно-исследовательской продукцией по итогам работы коллектива могут быть сборники игр, публикации в печати, выступления на научных конференциях школьников.

Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки

При реализации программы обучающиеся будут:

  • знать основные русские календарные праздники и уметь рассказывать о них;
  • знать особенности традиционных календарных праздников;
  • знать основные жанры фольклора, в том числе детского;
  • знать и уметь играть в народные игры;
  • иметь публикации в стенной газете в виде заметок;
  • уметь делать простые игрушки из глины;
  • принимать участие в проведении народных игр во время праздников и помогать их организации;
  • знать основные игрушечные промыслы России;
  • владеть основами исследовательской работы в сфере празднично-игровой культуры.

Обучающиеся, проявившие повышенный уровень мотивации к изучению народной игровой культуры, привлекаются к исследовательской деятельности, участвуют в научно-практических конференциях школьников по темам, связанным с народной культурой.

Проверка результатов обучения осуществляется во время занятий посредством:

  • наблюдения педагога за практической работой обучающихся;
  • опросов по изучаемым темам;
  • выполнения письменных заданий;
  • оценки качества самостоятельно изготовленных и раскрашенных глиняных игрушек;
  • фиксации частоты участия в соревнованиях по народным играм, в празднично-игровых мероприятиях и фестивалях;
  • творческих работ, представленных на научно-исследовательских конференциях школьников, выставках.

Формы подведения итогов реализации программы.

Результативность обучения определяется качеством выполнения итоговых и зачётных заданий, умением играть и самостоятельно проводить народные игры, в том числе на различных праздничных мероприятиях, готовить материалы для стенной печати, участием в учебно-исследовательской деятельности, а также выступлениями на научно-исследовательских конференциях школьников.

Методическое обеспечение. Приёмы и методы

  • При реализации программы используются различные методы обучения: словесные – рассказ, объяснение нового материала;
  • наглядные – показ новых игр, демонстрация иллюстративного материала;
  • практические – апробирование новых игр, изготовление и раскраска игрушек, выполнение заданий по написанию материалов и оформление стенгазеты или доклада.

При этом основным принципом является сочетание на занятиях двух видов деятельности для обучающихся: игровой и учебной.

Начало занятия включает, как правило, знакомство с теоретическим материалом. Затем следует практическая часть занятия: освоение учебной группой новых игр, изготовление игрушек, написание заметок, оформление стенгазеты. Такой приём, как беседа, помогает установлению доверительных отношений между педагогом и обучающимися, позволяет расширить кругозор и пополнить знания, которые необходимы в исследовательской работе.

Обязательным методическим компонентом программы, способствующим развитию и повышению культурного уровня обучающихся, является участие коллектива в различных народных и детских праздниках и фестивалях, посещение музеев и культурных мероприятий.

Воспитанию любви к народным играм помогает участие в периодических встречах с дружественными игровыми коллективами, в соревнованиях по народным играм.

Важным условием реализации программы является развитие творческих способностей обучающихся. При подготовке и написании материалов для стенгазеты формируется умение грамотно выразить свои впечатления и мысли, вырабатывается умение конструктивного общения с собеседником.

Завершающим этапом является оформление и выпуск стенгазеты, при этом обучающиеся распределяют обязанности с учётом своих интересов и склонностей.

Творческому развитию способствует подготовка материалов для стенгазеты, занятия по изготовлению игрушек, когда обучающиеся имеют возможность на практике, в непринужденной атмосфере, проявить свои творческие и художественные способности. Положительным фактором коллективного творчества является стремление добиться более высоких результатов, при создании игрушек на общую тему возникает дух соревновательности.

Полезным приёмом в целях развития творческих способностей при изготовлении игрушек является написание сценария по мотивам какой-нибудь русской народной сказки и затем разыгрывание его в ролях, а также и видеозапись.

Наиболее мотивированные обучающиеся привлекаются педагогом к участию в научно-исследовательских конференциях школьников.

Материалом для докладов служат полученные знания о народных играх и праздниках, об игрушечных промыслах, о деятельности коллектива. С этой целью педагог выявляет в процессе занятий интересы и склонности детей, а затем постепенно направляет их на более глубокое освоение заинтересовавшей их темы, рекомендует необходимую литературу, помогает в подготовке и оформлении доклада.

Дидактические материалы

В качестве дидактических материалов при реализации программы используются:

  • настольные игры;
  • игровой инвентарь для проведения народных игр;
  • образцы глиняных и деревянных игрушек разных традиций России;
  • художественные альбомы и пособия по народной культуре.

Формы подведения итогов

Результативность обучения определяется качеством выполнения итоговых и зачетных заданий, которые предполагают:

  • умение играть и проводить народные игры, в том числе и на различных праздничных мероприятиях;
  • умение записывать игры и праздники, писать заметки, брать интервью и делать другие материалы для стенной печати;
  • участие в учебно-исследовательской деятельности, а также выступления на научно-исследовательских конференциях школьников.

Обучающиеся выполняют письменные задания по написанию заметок для стенгазеты, по записи народных игр и праздников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Детский фольклор. Частушки. – М.: Наследие, 2001.
  2. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. – М., 2005.
  3. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. – М.: Высшая школа, 2005.
  4. Круглый год. Русский земледельческий календарь. / Сост. А.Ф. Некрылова. – М.: Правда, 2009.
  5. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 2009.
  6. Методика собирания и изучения народных игр. Изд. 2-е / Автор-сост. В.М. Григорьев. – М., 2011.
  7. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. – М.: Искусство, 2005.
  8. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. – М., Дрофа, 2002.
  9. Покровский Е.А. Детские игры. Преимущественно русские. – СПб., 2004.
  10. Русское устное народное творчество. Хрестоматия. / Сост. А.В.Кулагина. – М.: Изд-во РОУ, 2006.
  11. Сахаров И.П. Сказания русского народа. – М.: Худ. лит., 2010.
  12. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. – М., 2002.
  13. Хрестоматия по фольклору. Книга для школьников. / Сост. Ф.М. Селиванов. – М.: Просвещение, 2012.
  14. Якуб С.К. Вспомним забытые игры. – М., 2010.

Календарно - тематическое планирование.

№ п/п

Дата

Тема

УУД

1

6.09

Кто мы? Откуда?  Чем  живы?  

Понятие о народе, народной культуре.

Познавательные:

– делает выводы на основе обобщения знаний;

– извлекает информацию, представленную в разных формах;

– определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы;

– создает текст-описание проведенных наблюдений и опытов.

Регулятивные:

– выделяет учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного;

– обращается к способу действия, оценивая свои возможности;

– работая по плану, сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно.

Коммуникативные:

– строит монологическое высказывание, участвует в учебном - диалоге, аргументирует свою точку зрения;

– проявляет интерес и уважение к различным точкам зрения;

– выступает перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд

Познавательные:

использует сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывает суждения по результатам сравнения;

Регулятивные:

– вырабатывает критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;

– осознает уровень и качество выполнения;

– работая по плану, сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно.

Коммуникативные:

– умеет слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе;

– старается соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении

2

13.09

Что сегодня за день . Народные пословицы, приметы присловья о временах года.

3

20.09

«Всякому лету аминь!»Первые осенние праздники народного календаря.

4

27.09

В гостях у Василисы Премудрой. Образ женщины в народном прикладном искусстве.

5

4.10

Дом, дом, открой свою тайну!

Крестьянский дом как образ Вселенной.

6

11.10

О чем расскажет нам народный костюм? Символ. образ природы.

7

18.10

Слово- творец особой художественной реальности. Небылицы – перевертыши.

8

25.10

Играем в старинные детские игры.

9

1.11

Сказка, сказка, открой свою тайну! Сказки о животных, волшебные сказки.

10

15.11

Рисуем мир по сюжетам народных сказок.

11

22.11

Учись доброму , худое на ум не пойдет. Традиционные рукоделия.

12

29.11

« Хорошо пастух играет, выговаривает!» Народные музыкальные инструменты.

13

6.12

Как потрудился, так и повеселился! Праздник -  награда за труд.

14

13.12

Рисуем мир по сюжетам русских народных сказок.

15

20.12

Жить рука в руку, душа в душу.

Мир крестьянской семьи.

16

27.12

Готовимся к зимним святкам!

17

17.01

Играем в старинные детские игры.

18

24.01

Слово – творец особой художественной реальности. Пословицы, загадки, поговорки.

19

31.01

Слово – творец особой художественной реальности.

Небылицы- перевертыши.

20

7.02

Рисуем мир по сюжетам русских народных сказок.

21

14.02

Готовимся к масленице! Образ праздника в русской народной традиции.

22

21.02

Учись доброму. Традиционные рукоделия.

23

28.02

« Прощай зима! Здравствуй весна - красна!

24

14.03

Слово – творец особой художественной реальности. Пословицы, поговорки, загадки.

25

7.03

Играем в старинные детские игры.

26

21.03

Музыкальные жанры русского народного фольклора. Музыкальные инструменты.

Регулятивные:

– вырабатывает критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;

– обращается к способу действия, оценивая свои возможности;

– осознает уровень и качество выполнения;

– обладает способностью к волевому усилию и умеет преодолевать препятствия.

Познавательные:

– умеет с большой долей самостоятельности работать с моделями, соотносить результаты с реальностью в рамках изученного материала

Коммуникативные:

– умеет слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать

с ними при работе в группе;

– проявляет интерес и уважение к различным точкам зрения;

– выступает перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд

27

4.04

С миром и беда не убыток.

Крестьянская община, ее обычаи.

28

11.04

Всякому молодцу ремесло к лицу. О кузнецах, гончарах, плотниках, ткачихах.

29

18.04

« По одежке встречают» В чем ходили наши предки.

30

25.04

« Домом жить - обо всем тужить.» Традиционные рукоделия.

31

16.05

Играем в старинные детские игры.

32

23.05

« Хозяин- батюшка, со женой, со малыми ребятами поди в новый сруб…» Крестьянский дом. Как крестьяне дом строили.

33

16.05

Велика и прекрасна Россия! Природа в жостовской, хохломской, городецкой росписи.

34

30.05

Праздник Ивана Купалы – день благодарения солнца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по внеурочной деятельности "Человек и природа в народной культуре"

На занятиях дети знакомятся с древними идеями и образами на основе анализа произведений народного творчества....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа и мы" 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа и мы" 3 класс...

Презентация к уроку ОРКСЭ но теме "Человек и природа в православии" 4 класс

Презентация к уроку ОРКСЭ но теме "Человек и природа в православии" 4 класс. По учебнику А.В. Кураева...

2.Конспект урока по окружающему миру.Тема урока:"Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы".

Класс: 3 «В» класс.Наименование учебно-методического комплекта (УМК):  Плешаков А.А. Школа РоссииТип урока: Открытие нового материала....

Рабочая программа по миру природы 8 вид. (3 класс)

Рабочая программа по миру природы 8 вид (3 класс)...

Технологическая карта урока по окружающему миру «Мир природы в народном творчестве», класс ( УМК «Перспектива»)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся знаний о мире природы и его отражении в народном творчестве.Задачи урока Дидактические:Формировать з...

Адаптированная рабочая программа "Человек" для 0(дополнительного), 1-9 классов, 2 вариант, 8 вид.

Рабочая программа по учебному предмету «Человек» для обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, тяжёлой и глубокой степени, с тяжёлыми и множественными нарушениями развития (далее ...