Рабочая программа кружка " Человек и природа в народном творчестве" для 4 класса
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа кружка " Человек и природа в народном творчестве" для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ4_v.docx | 38.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
им.О.Н.Мамченкова
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №7 им.О.Н.Мамченкова
______________________/ Верижникова Е.А.
Приказ № __________________
От «______» _______________ 2014г.
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
_________________________ / Березина Е. В.
«_____» ________________ 2014г.
Программа рассмотрена на заседании
Школьного методического объединения
___________________________________
От «_____» _____________ 2014г.
Руководитель ШМО_____________________ / Зудова Л. Е.
Рабочая программа
кружка " Человек и природа в народном творчестве" для 4 класса
2015 - 2016 учебный год.
Автор-составитель: Митяшова Оксана Евгеньевна
г.Елизово
Камчатский край
2015г.
Кружок "Человек и природа в народном творчестве".
Пояснительная записка.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы
Изучение традиционной культуры имеет большое значение в деле воспитания подрастающего поколения. Использование ценностей народной празднично-игровой культуры и народной педагогики способствует формированию активной и полноценной личности, воспитанию у обучающихся любви к родному краю и народной культуре, уважительного отношения к людям труда и достижениям предшествующих поколений.
В рамках данной программы предусматривается овладение обучающимися некоторыми практическими навыками создания предметов празднично-игровой культуры, включая лепку игрушек из пластилина и глины, роспись глиняных игрушек.
Занятия по программе способствуют приобщению обучающихся к народной и игровой культуре, формированию их эстетических и творческих представлений, помогают выявить и развить художественные способности детей в процессе учебно-практической деятельности.
Отличительные особенности программы
Данная программа направлена на изучение традиционной празднично-игровой культуры русского народа, как материальной, так и духовной, а также на развитие творческих способностей детей.
Особенностью программы является то, что она строится на сочетании разных направлений образовательной деятельности: в процессе занятий обучающиеся знакомятся с народными играми и праздниками, а также с основами фольклора, декоративно-прикладного искусства.
Кроме того, обучающиеся привлекаются к практической и исследовательской деятельности по сохранению и возрождению традиционной празднично-игровой культуры, учатся записывать народные игры и фольклор, изготавливать некоторые игры и игрушки, участвуют в проведении календарных праздников, а также в подготовке исследовательских материалов для выступлений на научно-исследовательских конференциях школьников.
Цельюпрограммы является освоение обучающимися ценностей народной игровой и традиционной культуры посредством исследовательской этнографической, фольклорной деятельности.
Программа предусматривает решение следующих задач:
обучающих:
- овладение умениями и навыками научного фольклорного и этнографического исследования;
- подготовка инструкторов по собиранию и проведению народных игр;
- приобщение обучающихся к самостоятельной творческой, исследовательской деятельности;
развивающих:
- развитие интереса к народной культуре и вовлечение их в богатый мир традиционной празднично-игровой культуры;
- развитие творческих способностей и навыков в процессе изучения основ народной культуры;
воспитательных:
- создание коллектива друзей игры для развития отношений дружбы и соревновательности среди обучающихся;
- освоение принципов народной этики на основе празднично-игровой культуры.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проходят один раз в неделю протяжённостью 1 час. Всего за учебный год – 34 часа.
Формы и режим занятий
Основными формами занятий являются теоретические и практические занятия в классе, а также на улице во время проведения народных игр. Предусматривается участие в праздниках, посещение музеев и выставок игрушки, декоративно-прикладного искусства. Большое внимание в коллективе должно уделяться общественно-полезной направленности занятий.
Научно-исследовательской продукцией по итогам работы коллектива могут быть сборники игр, публикации в печати, выступления на научных конференциях школьников.
Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки
При реализации программы обучающиеся будут:
- знать основные русские календарные праздники и уметь рассказывать о них;
- знать особенности традиционных календарных праздников;
- знать основные жанры фольклора, в том числе детского;
- знать и уметь играть в народные игры;
- иметь публикации в стенной газете в виде заметок;
- уметь делать простые игрушки из глины;
- принимать участие в проведении народных игр во время праздников и помогать их организации;
- знать основные игрушечные промыслы России;
- владеть основами исследовательской работы в сфере празднично-игровой культуры.
Обучающиеся, проявившие повышенный уровень мотивации к изучению народной игровой культуры, привлекаются к исследовательской деятельности, участвуют в научно-практических конференциях школьников по темам, связанным с народной культурой.
Проверка результатов обучения осуществляется во время занятий посредством:
- наблюдения педагога за практической работой обучающихся;
- опросов по изучаемым темам;
- выполнения письменных заданий;
- оценки качества самостоятельно изготовленных и раскрашенных глиняных игрушек;
- фиксации частоты участия в соревнованиях по народным играм, в празднично-игровых мероприятиях и фестивалях;
- творческих работ, представленных на научно-исследовательских конференциях школьников, выставках.
Формы подведения итогов реализации программы.
Результативность обучения определяется качеством выполнения итоговых и зачётных заданий, умением играть и самостоятельно проводить народные игры, в том числе на различных праздничных мероприятиях, готовить материалы для стенной печати, участием в учебно-исследовательской деятельности, а также выступлениями на научно-исследовательских конференциях школьников.
Методическое обеспечение. Приёмы и методы
- При реализации программы используются различные методы обучения: словесные – рассказ, объяснение нового материала;
- наглядные – показ новых игр, демонстрация иллюстративного материала;
- практические – апробирование новых игр, изготовление и раскраска игрушек, выполнение заданий по написанию материалов и оформление стенгазеты или доклада.
При этом основным принципом является сочетание на занятиях двух видов деятельности для обучающихся: игровой и учебной.
Начало занятия включает, как правило, знакомство с теоретическим материалом. Затем следует практическая часть занятия: освоение учебной группой новых игр, изготовление игрушек, написание заметок, оформление стенгазеты. Такой приём, как беседа, помогает установлению доверительных отношений между педагогом и обучающимися, позволяет расширить кругозор и пополнить знания, которые необходимы в исследовательской работе.
Обязательным методическим компонентом программы, способствующим развитию и повышению культурного уровня обучающихся, является участие коллектива в различных народных и детских праздниках и фестивалях, посещение музеев и культурных мероприятий.
Воспитанию любви к народным играм помогает участие в периодических встречах с дружественными игровыми коллективами, в соревнованиях по народным играм.
Важным условием реализации программы является развитие творческих способностей обучающихся. При подготовке и написании материалов для стенгазеты формируется умение грамотно выразить свои впечатления и мысли, вырабатывается умение конструктивного общения с собеседником.
Завершающим этапом является оформление и выпуск стенгазеты, при этом обучающиеся распределяют обязанности с учётом своих интересов и склонностей.
Творческому развитию способствует подготовка материалов для стенгазеты, занятия по изготовлению игрушек, когда обучающиеся имеют возможность на практике, в непринужденной атмосфере, проявить свои творческие и художественные способности. Положительным фактором коллективного творчества является стремление добиться более высоких результатов, при создании игрушек на общую тему возникает дух соревновательности.
Полезным приёмом в целях развития творческих способностей при изготовлении игрушек является написание сценария по мотивам какой-нибудь русской народной сказки и затем разыгрывание его в ролях, а также и видеозапись.
Наиболее мотивированные обучающиеся привлекаются педагогом к участию в научно-исследовательских конференциях школьников.
Материалом для докладов служат полученные знания о народных играх и праздниках, об игрушечных промыслах, о деятельности коллектива. С этой целью педагог выявляет в процессе занятий интересы и склонности детей, а затем постепенно направляет их на более глубокое освоение заинтересовавшей их темы, рекомендует необходимую литературу, помогает в подготовке и оформлении доклада.
Дидактические материалы
В качестве дидактических материалов при реализации программы используются:
- настольные игры;
- игровой инвентарь для проведения народных игр;
- образцы глиняных и деревянных игрушек разных традиций России;
- художественные альбомы и пособия по народной культуре.
Формы подведения итогов
Результативность обучения определяется качеством выполнения итоговых и зачетных заданий, которые предполагают:
- умение играть и проводить народные игры, в том числе и на различных праздничных мероприятиях;
- умение записывать игры и праздники, писать заметки, брать интервью и делать другие материалы для стенной печати;
- участие в учебно-исследовательской деятельности, а также выступления на научно-исследовательских конференциях школьников.
Обучающиеся выполняют письменные задания по написанию заметок для стенгазеты, по записи народных игр и праздников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Детский фольклор. Частушки. – М.: Наследие, 2001.
- Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. – М., 2005.
- Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. – М.: Высшая школа, 2005.
- Круглый год. Русский земледельческий календарь. / Сост. А.Ф. Некрылова. – М.: Правда, 2009.
- Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 2009.
- Методика собирания и изучения народных игр. Изд. 2-е / Автор-сост. В.М. Григорьев. – М., 2011.
- Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. – М.: Искусство, 2005.
- Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. – М., Дрофа, 2002.
- Покровский Е.А. Детские игры. Преимущественно русские. – СПб., 2004.
- Русское устное народное творчество. Хрестоматия. / Сост. А.В.Кулагина. – М.: Изд-во РОУ, 2006.
- Сахаров И.П. Сказания русского народа. – М.: Худ. лит., 2010.
- Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. – М., 2002.
- Хрестоматия по фольклору. Книга для школьников. / Сост. Ф.М. Селиванов. – М.: Просвещение, 2012.
- Якуб С.К. Вспомним забытые игры. – М., 2010.
Календарно - тематическое планирование.
№ п/п | Дата | Тема | УУД |
1 | 6.09 | Кто мы? Откуда? Чем живы? Понятие о народе, народной культуре. | Познавательные: – делает выводы на основе обобщения знаний; – извлекает информацию, представленную в разных формах; – определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы; – создает текст-описание проведенных наблюдений и опытов. Регулятивные: – выделяет учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного; – обращается к способу действия, оценивая свои возможности; – работая по плану, сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно. Коммуникативные: – строит монологическое высказывание, участвует в учебном - диалоге, аргументирует свою точку зрения; – проявляет интерес и уважение к различным точкам зрения; – выступает перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд Познавательные: – использует сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывает суждения по результатам сравнения; Регулятивные: – вырабатывает критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; – осознает уровень и качество выполнения; – работая по плану, сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно. Коммуникативные: – умеет слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе; – старается соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении |
2 | 13.09 | Что сегодня за день . Народные пословицы, приметы присловья о временах года. | |
3 | 20.09 | «Всякому лету аминь!»Первые осенние праздники народного календаря. | |
4 | 27.09 | В гостях у Василисы Премудрой. Образ женщины в народном прикладном искусстве. | |
5 | 4.10 | Дом, дом, открой свою тайну! Крестьянский дом как образ Вселенной. | |
6 | 11.10 | О чем расскажет нам народный костюм? Символ. образ природы. | |
7 | 18.10 | Слово- творец особой художественной реальности. Небылицы – перевертыши. | |
8 | 25.10 | Играем в старинные детские игры. | |
9 | 1.11 | Сказка, сказка, открой свою тайну! Сказки о животных, волшебные сказки. | |
10 | 15.11 | Рисуем мир по сюжетам народных сказок. | |
11 | 22.11 | Учись доброму , худое на ум не пойдет. Традиционные рукоделия. | |
12 | 29.11 | « Хорошо пастух играет, выговаривает!» Народные музыкальные инструменты. | |
13 | 6.12 | Как потрудился, так и повеселился! Праздник - награда за труд. | |
14 | 13.12 | Рисуем мир по сюжетам русских народных сказок. | |
15 | 20.12 | Жить рука в руку, душа в душу. Мир крестьянской семьи. | |
16 | 27.12 | Готовимся к зимним святкам! | |
17 | 17.01 | Играем в старинные детские игры. | |
18 | 24.01 | Слово – творец особой художественной реальности. Пословицы, загадки, поговорки. | |
19 | 31.01 | Слово – творец особой художественной реальности. Небылицы- перевертыши. | |
20 | 7.02 | Рисуем мир по сюжетам русских народных сказок. | |
21 | 14.02 | Готовимся к масленице! Образ праздника в русской народной традиции. | |
22 | 21.02 | Учись доброму. Традиционные рукоделия. | |
23 | 28.02 | « Прощай зима! Здравствуй весна - красна! | |
24 | 14.03 | Слово – творец особой художественной реальности. Пословицы, поговорки, загадки. | |
25 | 7.03 | Играем в старинные детские игры. | |
26 | 21.03 | Музыкальные жанры русского народного фольклора. Музыкальные инструменты. | Регулятивные: – вырабатывает критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; – обращается к способу действия, оценивая свои возможности; – осознает уровень и качество выполнения; – обладает способностью к волевому усилию и умеет преодолевать препятствия. Познавательные: – умеет с большой долей самостоятельности работать с моделями, соотносить результаты с реальностью в рамках изученного материала Коммуникативные: – умеет слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе; – проявляет интерес и уважение к различным точкам зрения; – выступает перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд |
27 | 4.04 | С миром и беда не убыток. Крестьянская община, ее обычаи. | |
28 | 11.04 | Всякому молодцу ремесло к лицу. О кузнецах, гончарах, плотниках, ткачихах. | |
29 | 18.04 | « По одежке встречают» В чем ходили наши предки. | |
30 | 25.04 | « Домом жить - обо всем тужить.» Традиционные рукоделия. | |
31 | 16.05 | Играем в старинные детские игры. | |
32 | 23.05 | « Хозяин- батюшка, со женой, со малыми ребятами поди в новый сруб…» Крестьянский дом. Как крестьяне дом строили. | |
33 | 16.05 | Велика и прекрасна Россия! Природа в жостовской, хохломской, городецкой росписи. | |
34 | 30.05 | Праздник Ивана Купалы – день благодарения солнца. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по внеурочной деятельности "Человек и природа в народной культуре"
На занятиях дети знакомятся с древними идеями и образами на основе анализа произведений народного творчества....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа и мы" 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа и мы" 3 класс...
Презентация к уроку ОРКСЭ но теме "Человек и природа в православии" 4 класс
Презентация к уроку ОРКСЭ но теме "Человек и природа в православии" 4 класс. По учебнику А.В. Кураева...
2.Конспект урока по окружающему миру.Тема урока:"Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы".
Класс: 3 «В» класс.Наименование учебно-методического комплекта (УМК): Плешаков А.А. Школа РоссииТип урока: Открытие нового материала....
Рабочая программа по миру природы 8 вид. (3 класс)
Рабочая программа по миру природы 8 вид (3 класс)...
Технологическая карта урока по окружающему миру «Мир природы в народном творчестве», класс ( УМК «Перспектива»)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся знаний о мире природы и его отражении в народном творчестве.Задачи урока Дидактические:Формировать з...
Адаптированная рабочая программа "Человек" для 0(дополнительного), 1-9 классов, 2 вариант, 8 вид.
Рабочая программа по учебному предмету «Человек» для обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, тяжёлой и глубокой степени, с тяжёлыми и множественными нарушениями развития (далее ...