рабочая программа для 1 класса по миру природы и человека
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Иванова Мария Николаевна

Программа учебного предмета составлена на основе нормативно-правовых документов и инструктивно-методических материалов:

 — Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

— Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умствен- ной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

 — Приказ МОиН Российской Федерации от 31 марта 2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

 — Приказ МОиН Российской Федерации от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего»;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_prirody_i_cheloveka_fgos_1kl.docx32.86 КБ

Предварительный просмотр:

           Мир природы и человека

Пояснительная записка

Программа учебного предмета «Мир природы и человека» составлена на основе нормативно-правовых документов и инструктивно-методических материалов:

 — Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

— Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умствен- ной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

 — Приказ МОиН Российской Федерации от 31 марта 2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

 — Приказ МОиН Российской Федерации от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего»;

 — Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью БОУ ЧР «Ибресинская школа-интернат» Минобразования Чувашии;

 — и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность.

Цель изучения учебного предмета: формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

 Цель программы обучения:

-углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы;   

 Задачи программы обучения:

уточнить имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дать  новые знания об основных ее элементах;

на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы,         формах приспособленности живого мира;

выработать умение наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений;

сформировать знания учащихся о природе своего края;

сформировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе.

Общая характеристика учебного предмета «Мир природы и человека».

 Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых первоклассников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.

Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.

Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.

Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.

На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

Место учебного предмета.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными  программами  начального  общего   образования  предмет «Мир природы и человека» изучается в 1 классе 2 ч в неделю. Итого: 33 недели, 66 уроков.

Результаты освоения учебного предмета.

Личностными результатами изучения курса «мир природы и человека» в 1-м классе является формирование следующих умений:
 Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
 Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
 Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
 В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Предметными результатами изучения курса  в 1-м классе является сформированность следующих умений:

● узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях с помощью учителя;

● относить изученные объекты к определенным группам

(корова — домашнее животное) с помощью учителя;

● называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (фрукты; птицы; зимняя одежда)с помощью учителя;

● знать основные правила личной гигиены;● иметь представления об элементарных правилах безопас-

ного поведения в природе и обществе;

● выполнять здания под контролем учителя;

● владеть несложными санитарно-гигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы, расчесывать волосы и т. п.);

● составлять повествовательный или описательный рассказ из 1—2 предложений об изученных объектах по предложенному плану с помощью учителя;

● адекватно вести себя в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.

Достаточный уровень:

● узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;

● знать правила гигиены;

● знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

● проявлять интерес, активность и самостоятельность в работе на уроке;

● применять сформированные знания и умения при решении новых учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых

задач с помощью учителя.

● понимать замечания, адекватно воспринимать похвалу;

● адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;

● совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм;

● выполнять доступные природоохранительные действия;

● быть готовыми к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-

трудовых задач в объеме программы.

Содержание учебного предмета.

Обогащение и уточнение словаря. Называние предметов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличительных признаков. Простейшие обобщения предметов. Классификация предметов вначале по образцу и показу, потом со словесной инструкцией.
Участие в беседе. Развитие вопросно-ответной, диалогической речи, связного высказывания.
Примерная тематика:
Сезонные изменения в природе.
Погода (дни ясные, солнечные, пасмурные, идет дождь, снег). Погода сегодня, вчера. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад (различение листьев деревьев по цвету, величине, форме), отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, лед, мороз, снежинки, птицы зимой, подкормка птиц; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек.
Школа. Школьное здание. Классы, коридоры, зал, буфет или столовая, гардероб.
Классная комната. Стены, потолок, пол, дверь, окна, классная доска, парты, стол, шкаф. Правильная посадка за столом, за партой. Поддерживание порядка в классе. Обязанности дежурного.
Учебные вещи. Их назначение. Обращение с ними.
Игрушки. Кукла, мишка, пирамидка, машины и др. Учебные вещи и игрушки. Сравнение.
Семья. Мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры.
Одежда. Школьная форма девочек (платье, фартук), школьная форма мальчиков (пиджак, брюки, рубашка). Уход за школьной формой (чистка сухой щеткой, хранение).
Обувь. Туфли, ботинки, тапочки, сапоги. Уход за обувью (чистка щеткой, протирка).
Овощи. Помидор, огурец или другие. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение овощей по этим признакам. Употребление в пищу.
Фрукты. Яблоко, груша или другие. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение фруктов по этим признакам. Употребление в пищу.
Комнатные растения. Любое на выбор. Узнавание и называние. Уход, (полив).
Домашние животные. Кошка, собака. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. Сравнение. Какую пользу кошка и собака приносят человеку, как заботится о них человек.
Дикие животные. Волк, лиса. Внешний вид. Образ жизни. Питание.
Птицы. Голубь или другие местные птицы. Внешний вид. Где живет, чем питается. Какую пользу приносит человеку.
Охрана здоровья. Части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги). Рука правая и левая. Нога правая и левая. Уход за руками (мытье рук).
Повторение пройденного.

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам:

      Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных; экскурсии на природу для проведения этих наблюдений (2 экскурсии в сезон). Ведение календаря природы.
      Экскурсии по школе, во двор школы, в парк или лес для наблюдения за поведением животных.
      Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями. Сбор семян для подкормки птиц.

Учебно-тематическое планирование по  предмету «Мир природы и человека» 1 класс

(66 часов)

Тема урока

К.ч.

Рабочая тетрадь

I четверть (18 часов)

1

Школа

1

Раскрась рамку.Нарисуй солнышко

2

Парта. Учебные принадлежности

1

Игра «Подготовь парту к уроку»

3

Ученик. Парта. Учебные принадлежности.

1

4

Правила поведения на уроке и перемене.

1

5

Дежурство по классу

1

Игра «Соедини стрелками»

6

Тело человека. Руки. Уход за руками

1

Обвести изображение руки.

7

Одежда для школы. Уход за одеждой.

1

Игра «Соедини стрелками»

8

Обувь.

1

9

Уход за обувью.

1

10

День учителя.

1

Нарисовать букет для учительницы.

11

Обучение движению группой.

1

12

Охрана здоровья и безопасное поведение. Что делать, если упал и ударился.

1

Составить рассказ по картинке.

13

Охрана здоровья и безопасное поведение. Что делать, если упал и ударился.

1

14

Охрана здоровья и безопасное поведение.

1

Игра «Лабиринт»

15

Мы идем на экскурсию.

1

16

Составление коллекции листьев.

1

17

Улица.

1

18

Повторение изученного материала.

1

Игра «Расскажи, что знаешь»

II четверть (14 часов)

19

Семья

1

Нарисовать свою семью.

20

Личные вещи ребенка, игрушки.

1

Игра «Помоги детям навести порядок»

21

Игры с водой.

1

22

Наступают холода.

1

23

Игры с песком, камнями и глиной.

1

24

Яблоко.

1

25

Груша.

1

26

Морковь.

1

Обвести и раскрасить яблоко, грушу.

27

Репа.

1

Составить рассказ по картинкам.

28

Магазин «Овощи – фрукты»

1

Игра «Найти на картинке спрятанные овощи и фрукты»

29

Магазин «Овощи – фрукты»

1

30

Охрана здоровья и безопасное поведение. Профилактика простудных заболеваний.

1

Игра «Соедини линиями»

31

Зима. Новый год.

1

Нарисовать снежинку. Игра «Кто с кем»

32

Повторение изученного материала.

1

Игра «Расскажи, что знаешь»

III четверть ( 18 часов)

33

Кошка.

1

Обвести рисунок кошки и собаки.

34

Собака.

1

35

Домашние животные.

1

Отгадай загадку.

36

Заяц.

1

37

Волк.

1

38

Дикие животные.

1

39

Ворона.

1

Игра «Кто лишний»

40

Синица.

1

41

Зоопарк.

1

Найти на рисунке спрятанные изображения животных.

42

Зоопарк.

1

43

23 февраля

1

Раскрасить флаг нашей Родины

44

Игры со снегом и льдом.

1

45

Игры со снегом и льдом.

1

46

Фикус.

1

Игра «Найти комнатные растения»

47

Бальзамин.

1

48

8 Марта.

1

Дорисовать открытку.

49

Мы в гостях.

1

Нарисовать портрет друга.

50

Повторение.

1

Поставить плюс там, где правильно.

IV четверть (16 часов)

51

Мой друг.

1

Игра «Что забыл нарисовать художник»

52

Светофор.

1

53

Сосулька, капель, ручей.

1

54

Неделя детской книги.

1

Помочь героям одной сказки встретиться.

55

Неделя детской книги.

1

Помочь героям одной сказки встретиться.

56

Ледоход.

1

Дорисовать ледоход.

57

Весенняя уборка. Подготовка к празднику.

1

Найти фрагмент на кртинке.

58

День рождения.

1

59

Посадка лука.

1

60

Весна.

1

Дорисуй рисунок.

61

День Победы.

1

Дорисуй рисунок.

62

Место, где мы живем.

1

Нарисовать место, где ты живешь.

63

Скоро лето.

1

Игра «Проведи детей на прогулку». Игра «Расскажи, что ты знаешь»

64

Охрана здоровья.

1

65

Что делать, если потерялся.

1

66

Повторение пройденного материала.

1

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Литература для учителя

Печатные пособия:

Учебник « Окружающим миром», 1 класс,  С.В.Кудрин,  Москва, «владос», 2015 год

 Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы / В. Г. Петрова. — М.: Педагогика, 1977

Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. ( Москва «Просвещение» 2008 года)

Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой.  – М., 2007.

Энциклопедия в 3-х томах «Что такое. Кто такой». – М.: «Педагогика - Пресс», 2008.

Сухаревская Е.Ю. “Окружающий мир. Справочник для ученика начальной школы». 1-4й классы. «Легион». Ростов-на Дону, 2010.

ИКТ – средства: презентации, фильмы об окружающем мире, мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Демонстрационные пособия: предметные картинки, тематические плакаты

Литература для обучающихся

 Учебник «Окружающим мир», 1 класс, С.В.Кудрин,  Москва, «Владос», 2015 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу "Мир природы и человека" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ".

Рабочая программа по учебному курсу "Мир природы и человека" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ. Приложение к АООП.Разработана на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы о...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Мир природы и человека" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовани...

Рабочая программа 1Б класса "В мире книг"

В соответствии с учебным планом на внеурочную деятельность «В мире книг» в 1 классе отводится 1  час  в  неделю, всего – 32 ч. Авторская программа курса «В ...

Рабочие программы по русскому языку, математике, чтению, речевой практике, миру природы и человека, ручному труду, изобразительному иск. для 2 класса составлена на основе Примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII

Программа ориентирована на учебники: 1. Э. В. Якубовская «Русский язык». Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., &laqu...

Рабочая программа по учебному предмету "Мир природы и человека" (вариант 1) 1 (доп.) класс

Курс «Мир природы и человека» является пропедевтическим этапом формирования у детей с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умений наблюдать, анализировать, взаимод...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Мир природы и человека» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 на 2023/2024 учебный год

Аннотация к рабочей программе учебного предмета, курса «Окружающий мир» 1-4 классы Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основе требований Федераль...