РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО человеку 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)
Предварительный просмотр:
Человек, 1 класс, 2 вариант (обучение на дому).
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Человек» предназначена для учащихся 1 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 19 декабря 2014г. за № 1599, АООП (2 вариант) и предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Основой является программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург.
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Актуальность заключается в формировании личности ребенка при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Целью обучения предмета является формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
На уроках «Человек» используются следующие методы:
- Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;
- Репродуктивный;
- Беседа;
- Наблюдение;
- Работа с книгой;
- Упражнение;
- Практическая работа;
- ИКТ.
Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:
- Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);
- Объяснительный / репродуктивный
- Инструктивный / практический
- Объяснительно-побуждающий / поисковый.
Формы:
- Предметный урок;
- Индивидуальная работа;
2. Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Человек» ставит следующие задачи:
- формирование представлений о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других;
- развитие умений решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;
- развитие умений поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
- формирование представлений о своей семье, взаимоотношениях в семье.
Учебный курс предусматривает следующую структуру:
- Представления о себе.
- Моя семья
- Гигиена тела.
- Одежда и обувь
- Прием пищи.
3. Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Человек» входит в предметную область «Окружающий мир» является обязательной частью учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.
На изучение данного предмета отводится 1 час в неделю. Из них:
I ч. – ч
II ч. – ч.
III ч. – ч.
IV ч. – ч. Всего за год – 34 часа.
4. Планируемые результаты освоения программы
предметные результаты обучения:
- иметь представления о собственном теле;
- относить себя к определенному полу;
- уметь определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания;
- уметь сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, свои интересы, хобби и др.;
- уметь соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье рук после посещения туалета и перед едой);
- иметь представления о членах семьи, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
- узнавать одежду, обувь.
- уметь расстёгивать и застёгивать одежду, завязывать шнурки, знать последовательность одевания и раздевания.
- различать изнаночную сторону одежды.
личностные результаты обучения.
- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- проявление готовности к самостоятельной жизни.
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
Результаты мониторинга указаны в таблице.
5. Содержание учебного предмета
В программе предмета выделяются разделы:
Представления о себе.
- Части тела.
- Моё здоровье: режим дня.
- Моё здоровье: личная гигиена.
- Моё здоровье: одевание по погоде.
- Организации своего свободного времени.
- Сообщение о состоянии своего здоровья.
- Называние своего возраста.
- Рассказ о себе с помощью речи, жестов и пиктограмм.
- Рассказ о себе с помощью речи и жестов.
- Закрепление пройденного материала.
- Знание возрастных изменений человека.
Моя семья
- Определение своей социальной роли в семье.
- Различение социальных ролей членов семьи.
- Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи.
- Закрепление пройденного материала.
Гигиена тела
- Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды.
- Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица
- Чистка зубов. Полоскание полости рта.
Одежда и обувь
- Различение сезонной обуви.
- Выбор одежды в зависимости от предстоящего мероприятия.
- Различение сезонных головных уборов.
- Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий.
- Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка).
- Соблюдение последовательности действий при раздевании
- Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды
- Закрепление пройденного материала.
Приём пищи
- Еда вилкой.
- Использование салфетки во время приема пищи.
- Повторение пройденного материала.
6. календарно-тематическое планирование.
№ | тема | колич. часов | сроки | Основные элементы содержания | Практика | |
Представления о себе. | ||||||
1. | Вводное занятие | 1 | Актуализация знаний, умений и навыков, через игру. | Актуализация знаний, умений и навыков. | ||
2. | Я и моё имя | 1 | Идентификация себя со своим именем своим изображением на фотографии, отражением в зеркале; через просмотр демонстрационного материала, игровые и практические упражнения. | Идентификация себя со своим именем, своим изображением, отражением. | ||
3. | Распознавание половой принадлежности по внешним признакам, одежде. | 1 | Идентификация половой принадлежности по внешним признакам, через дидактические игровые упражнения | Идентификация половой принадлежности. | ||
4. | Части тела: туловище, руки. | 1 | Формирование умения различать и называть части тела: туловище (шея, спина, живот). Через просмотр демонстрационного материала, практическую, игровую изобразительную деятельность. | Формирование умения различать и называть части тела: туловище (шея, спина, живот). | ||
5. | Части тела: руки, ноги. | 1 | Формирование умения различать и называть части тела: ноги. Через просмотр демонстрационного материала, практическую, игровую изобразительную и конструктивную деятельность. | Формирование умения различать и называть части тела: ноги. | ||
6. | Части тела: пальцы. | 1 | Формирование умения различать и называть части тела: пальцы. Через просмотр демонстрационного материала, практическую, игровую изобразительную деятельность. | Формирование умения различать и называть части тела: пальцы. | ||
7. | Дорисовывание частей тела человека | 1 | Дорисовывание частей тела человека по подражанию, по трафарету. | Дорисовывание частей тела человека по подражанию, по трафарету. | ||
8. | Личная гигиена: уход за телом. | 1 | Формирование умения ухаживать за своим телом, через просмотр видео материалов, практических упражнений | Формирование умения ухаживать за своим телом. | ||
9. | Закрепление пройденного материала | 1 | Идентификация себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале; со своей половой принадлежностью (как мальчика или девочки), закрепление представлений о частях тела человека. Через игровую и изобразительную деятельность. | Идентификация себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале; со своей половой принадлежностью, закрепление представлений о частях тела человека. | ||
10. | Лицо человека: глаза, нос. | 1 | Формирование умения различать и называть части лица (глаза, ресницы, брови, нос, ноздри, рот, губы, щёки, лоб, подбородок). Через просмотр демонстрационного материала, практическую, игровую изобразительную деятельность. | Формирование умения различать и называть части лица. | ||
11. | Лицо человека: щёки, лоб, подбородок. | 1 | ||||
12. | Мои эмоции: радость – грусть, восторг. | 1 | Формирование умения различать и называть, распознавать своё эмоциональное состояние и других. Через просмотр демонстрационного материала, игровые упражнения. | Формирование умения различать и называть, распознавать своё эмоциональное состояние и других. | ||
13. | Мои эмоции: удивление. | 1 | Формирование умения различать и называть, распознавать своё эмоциональное состояние и других. | Формирование умения различать и | ||
14. | Закрепление пройденного материала. | 1 | Закрепление знаний о частях лица, об эмоциях человека, через игровые упражнения. | Закрепление знаний о частях лица, об эмоциях человека. | ||
15. | Мои эмоции: страх | 1 | Формирование умения различать и называть, распознавать своё эмоциональное состояние и других. Через просмотр демонстрационного материала, игровые действия, упражнения. | Формирование умения различать и называть, распознавать своё эмоциональное состояние и других. | ||
16. | Моё – чужое. | 1 | Формирование умение определять «моё» и «не моё», через игру, практические упражнения. | Формирование умение определять «моё» и «не моё». | ||
17. | Моё здоровье: режим дня. | 1 | Осознание важности соблюдения режима дня для здоровья. Через просмотр демонстрационного материала, практические и игровые упражнения. | Осознание важности соблюдения режима дня для здоровья. | ||
18. | Моё здоровье: личная гигиена. | 1 | Осознание важности соблюдения личной гигиены для здоровья. Через просмотр демонстрационного материала, практические и игровые упражнения. | Осознание важности соблюдения личной гигиены для здоровья | ||
19. | Моё здоровье: одевание по погоде. | 1 | Осознание важности одевания по погоде для здоровья, через просмотр демонстрационного материала, практические и игровые упражнения. | Осознание важности одевания по погоде для здоровья. | ||
20. | Моё здоровье. | 1 | Формирование умения распознавать свои ощущения, определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослым. Через просмотр демонстрационного материала, игровых действий, практических упражнений. | Формирование умения распознавать свои ощущения, определять свое самочувствие, локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослым. | ||
21. | Называние своего возраста. | 1 | Формирование умения осознавать свой возраст, называть его, через практические игровые упражнения. | Формирование умения осознавать свой возраст, называть его. | ||
22. | Рассказ о себе с помощью речи и жестов. | 1 | Формирование умения осознавать и сообщать своё имя возраст, через игру «Давай знакомиться!» Через практическую, игровую деятельность. | Формирование умения осознавать и называть своё имя, возраст, через игру «Давай знакомиться!» | ||
23. | Рассказ о себе с помощью речи, жестов и пиктограмм. | 2 | Формирование умения осознавать и сообщать своё имя возраст, любимое занятие, по подражанию. | Формирование умения осознавать и сообщать своё имя возраст, любимое занятие. | ||
24. | Закрепление пройденного материала. | 1 | Закрепление знаний о здоровье человека, режиме дня; умений распознавать свои эмоции, эмоции окружающих, рассказать о себе. Через игру. | Закрепление знаний о здоровье человека, режиме дня; умений распознавать свои эмоции, эмоции окружающих. | ||
25. | Мои интересы и желания. | 1 | Формирование умения осознавать и выражать свои интересы, желания; представлений о занятиях в свободное время. Через просмотр демонстрационных материалов, игровые упражнения, беседу. | Формирование умения осознавать и выражать свои интересы, желания; представлений о занятиях в свободное время. | ||
Моя семья | ||||||
26. | Члены моей семьи. | 1 | Формирование представлений о членах семьи. Через просмотр демонстрационных материалов, игру, изобразительную деятельность. | Формирование представлений о членах семьи. | ||
27. | Моя семья: бытовая деятельность членов семьи. | 1 | Формирование представлений о бытовой деятельности членов семьи, через просмотр видеоматериалов, игровые, практические действия. | Формирование представлений о бытовой деятельности членов семьи. | ||
28. | Моя семья: досуговая деятельность членов семьи. | 1 | Формирование представлений о досуговой деятельности членов семьи, через просмотр видеоматериалов, игровые, практические действия. | Формирование представлений о досуговой деятельности членов семьи. | ||
29. | Моя семья: профессиональная деятельность членов семьи. | 1 | Представление о профессиональной деятельности членов семьи, через просмотр видеоматериалов, игровые, практические действия. | Представление о профессиональной деятельности членов семьи. | ||
30. | Закрепление пройденного материала: моя семья | 1 | Закрепление представлений о членах семьи, через игру. | Закрепление представлений о член Повторение пройденного материала ах семьи. | ||
31. | Итоговое занятие | 1 | Повторение пройденного материала, через игру. |
7. Учебно-методическое обеспечение
- Адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2);
- Комплект рабочих тетрадей - Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я - говорю!». Комплект предназначен для работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения в интеллектуальной деятельности.
- «Я и окружающий мир» - пособие для детей с особенностями психофизического развития, авторы: Т.В. Демьяненок, Ю.Н. Кислякова, И.Ю. Оглоблина.
8. Материально-техническое обеспечение
Предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения, пиктограммы с изображением действий, операций самообслуживания, используемых при этом предметов и др. Кроме того, используются видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения; семейный альбом, рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей и альбомов; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о ближайшем социальном окружении. Компьютер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ ПРИРОДНОМУ МИРУ 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ ПРИРОДНОМУ МИРУ 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО речи и альтернативной коммуникации 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Речь и альтернативная коммуникация 1 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО математическим представлениям 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
математические представления 1 класс - 2 вариант...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ социальному МИРУ 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
окружающий социальный мир...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО адаптивной физкультуре 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
адаптивная физкультура 1 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО музыке и движению 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
музыка и движение 1 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по сенсорному развитию и предметно - практическим действиям 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
сенсорное развитие и предметно - практические действия...