Тематическое планирование "Шахматы"
календарно-тематическое планирование (1, 2, 3, 4 класс)
Тематическое планирование к рабочей программе внеурочной деятельности "Шахматы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty.docx | 49.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Содержание программы (темы, разделы) | Дата проведения | Кол-во часов | В том числе теоретических | В том числе практических |
Вводное занятие. | 1 | 1 | - | ||
1 | Шахматы – мои друзья. История возникновения шахмат. Урок – сказка. | 1 а - 1 б - 1 в - 1 г - | 1 | 1 | - |
Шахматная доска. | 5 | 2 | 3 | ||
2 | Шахматная доска. | 1 а - 1 б - 1 в - 1 г - | 1 | 1 | - |
3 | Горизонталь. Урок – путешествие. | 1 а - 1 б - 1 в - 1 г - | 1 | - | 1 |
4 | Вертикаль. | 1 а - 1 б - 1 в - 1 г - | 1 | - | 1 |
5 | Диагональ. Урок – игра. | 1 а - 1 б - 1 в - 1 г - | 1 | - | 1 |
6 | Шахматная нотация. | 1 а - 1 б - 1 в - 1 г - | 1 | 1 | - |
Шахматные фигуры. | 11 | 5 | 6 | ||
7 | Шахматные фигуры и начальная позиция. Урок мудрости. | 1 а - 1 б - 1 в - 1 г - | 1 | 1 | - |
8 | Ладья. Зачётная работа № 1. | 1 а - 1 б - 1 в - 1 г - | 1 | - | 1 |
9 | Слон. Урок фантазирования. | 1 а - 1 б - 1 в - 1 г - | 1 | - | 1 |
10 | Ферзь. | 1 а - 1 б - 1 в - 1 г - | 1 | - | 1 |
11 | Конь. Урок взаимообучения. | 1 а - 1 б - 1 в - 1 г - | 1 | - | 1 |
12 | Пешка. | 1 а - 1 б - 1 в - 1 г - | 1 | - | 1 |
13 | Превращение пешки. Урок открытых мыслей. | 1 а - 1 б - 1 в - 1 г - | 1 | 1 | - |
14 | Король. | 1 а - 1 б - 1 в - 1 г - | 1 | - | 1 |
15 | Ценность фигур. Зачётная работа № 2. | 1 а - 1 б - 1 в - 1 г - | 1 | 1 | - |
16 | Нападение. Мозговая атака. | 1 а - 1 б - 1 в - 1 г - | 1 | 1 | - |
17 | Взятие. Взятие на проходе. | 1 а - 1 б - 1 в - 1 г - | 1 | 1 | - |
Цель шахматной партии. | 16 | 6 | 10 | ||
18 | Шах и защита от шаха. Урок исследование. | 1 а - 1 б - 1 в - 1 г - | 1 | - | 1 |
19 | Мат. | 1 а - 1 б - 1 в - 1 г - | 1 | - | 1 |
20 | Пат – ничья. Урок – эврика. | 1 а - 1 б - 1 в - 1 г - | 1 | - | 1 |
21 | Рокировка. | 1 а - 1 б - 1 в - 1 г - | 1 | 1 | - |
22 | Основные принципы игры в начале партии. Урок – путешествие. | 1 а - 1 б - 1 в - 1 г - | 1 | 1 | - |
23 | Мат двумя ладьями одному королю. | 1 а - 1 б - 1 в - 1 г - | 1 | - | 1 |
24 | Мат ферзём и ладьёй одинокому королю. Урок – игра. | 1 а - 1 б - 1 в - 1 г - | 1 | - | 1 |
25 | Мат ферзём и королём одинокому королю. Зачётная работа № 3. | 1 а - 1 б - 1 в - 1 г - | 1 | - | 1 |
26 | Материальное преимущество. Урок мудрости. | 1 а - 1 б - 1 в - 1 г - | 1 | 1 | - |
27 | Нарушение основных принципов игры в начале партии. | 1 а - 1 б - 1 в - 1 г - | 1 | 1 | - |
28 | Партии – миниатюры. Урок – сказка. | 1 а - 1 б - 1 в - 1 г - | 1 | - | 1 |
29 | Запись шахматной партии. | 1 а - 1 б - 1 в - 1 г - | 1 | 1 | - |
30 | Шахматный этикет. Мозговая атака. | 1 а - 1 б - 1 в - 1 г - | 1 | 1 | - |
31 | Шахматный турнир. | 1 а - 1 б - 1 в - 1 г - | 1 | - | 1 |
32 | Шахматный турнир. Урок состязание. | 1 а - 1 б - 1 в - 1 г - | 1 | - | 1 |
33 | Шахматный турнир. Зачётная работа № 4. | 1 а - 1 б - 1 в - 1 г - | 1 | - | 1 |
Итого: | 33 ч. | 14 ч. | 19 ч. |
2 класс
№ п/п | Содержание программы (темы, разделы) | Дата проведения | Кол-во часов | В том числе теоретических | В том числе практических |
Краткая история шахмат. | 1 | 1 | - | ||
1 | Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира. Урок – путешествие. | 2 а - 2 б - 2 в - | 1 | 1 | - |
Положения в шахматной доске. | 6 | 1 | 5 | ||
2 | Шахматные фигуры. | 2 а - 2 б - 2 в - | 1 | 1 | - |
3 | Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка. Урок взаимообучения. | 2 а - 2 б - 2 в - | 1 | - | 1 |
4 | Мат. Пат. Мат одинокому королю королём и ладьёй. Мат в один ход. | 2 а - 2 б - 2 в - | 1 | - | 1 |
5 | Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры. Урок – игра. | 2 а - 2 б - 2 в - | 1 | - | 1 |
6 | Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение. | 2 а - 2 б - 2 в - | 1 | - | 1 |
7 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? Урок – состязание. | 2 а - 2 б - 2 в - | 1 | - | 1 |
Тактические приёмы. | 13 | 7 | 6 | ||
8 | Тактический приём «двойной удар». Зачётная работа № 1. | 2 а - 2 б - 2 в - | 1 | 1 | - |
9 | Тактический приём «связка». Урок – соревнование. | 2 а - 2 б - 2 в - | 1 | 1 | - |
10 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 2 а - 2 б - 2 в - | 1 | - | 1 |
11 | Тактический приём «ловля фигуры». Мозговая атака. | 2 а - 2 б - 2 в - | 1 | 1 | - |
12 | Тактический приём «сквозной удар». | 2 а - 2 б - 2 в - | 1 | 1 | - |
13 | Мат на последней горизонтали. Урок – викторина. | 2 а - 2 б - 2 в - | 1 | 1 | - |
14 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? Урок – турнир. | 2 а - 2 б - 2 в - | 1 | - | 1 |
15 | Тактический приём «открытый шах». Зачётная работа № 2. | 2 а - 2 б - 2 в - | 1 | 1 | - |
16 | Тактический приём «двойной шах». | 2 а - 2 б - 2 в - | 1 | 1 | - |
17 | Шахматный турнир. Урок – конкурс. | 2 а - 2 б - 2 в - | 1 | - | 1 |
18 | Шахматный турнир. | 2 а - 2 б - 2 в - | 1 | - | 1 |
19 | Шахматный турнир. Урок – состязание. | 2 а - 2 б - 2 в - | 1 | - | 1 |
20 | Шахматный турнир. | 2 а - 2 б - 2 в - | 1 | - | 1 |
Дебюты в шахматной партии. | 14 | 8 | 6 | ||
21 | Основы игры в дебюте: дебютные ловушки. Урок – путешествие. | 2 а - 2 б - 2 в - | 1 | 1 | - |
22 | Основы игры в дебюте: атака на короля. | 2 а - 2 б - 2 в - | 1 | 1 | - |
23 | Основы игры в дебюте: атака на короля. Урок – игра. | 2 а - 2 б - 2 в - | 1 | 1 | - |
24 | Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества. | 2 а - 2 б - 2 в - | 1 | 1 | - |
25 | Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества. Зачётная работа № 3. | 2 а - 2 б - 2 в - | 1 | 1 | - |
26 | Основы анализа шахматной партии. Мозговая атака. | 2 а - 2 б - 2 в - | 1 | 1 | - |
27 | Основы анализа шахматной партии. | 2 а - 2 б - 2 в - | 1 | 1 | - |
28 | Основы анализа шахматной партии. Урок – викторина. | 2 а - 2 б - 2 в - | 1 | 1 | - |
29 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 2 а - 2 б - 2 в - | 1 | - | 1 |
30 | Шахматный турнир. Урок – конкурс. | 2 а - 2 б - 2 в - | 1 | - | 1 |
31 | Шахматный турнир. | 2 а - 2 б - 2 в - | 1 | - | 1 |
32 | Шахматный турнир. Урок состязание. | 2 а - 2 б - 2 в - | 1 | - | 1 |
33 | Шахматный турнир. Зачётная работа № 4. | 2 а - 2 б - 2 в - | 1 | - | 1 |
34 | Шахматный праздник. Урок творчества. | 2 а - 2 б - 2 в - | 1 | - | 1 |
Итого: | 34 ч. | 17 ч. | 17 ч. |
3 класс
№ п/п | Содержание программы (темы, разделы) | Дата проведения | Кол-во часов | В том числе теоретических | В том числе практических |
Вводное занятие. | 1 | 1 | - | ||
1 | Из истории возникновения соревнований по шахматам. Системы проведения шахматных соревнований. Урок – путешествие. | 3 а - 3 б - 3 в - | 1 | 1 | - |
Основы дебюта. | 33 | 17 | 16 | ||
2 | Матование одинокого короля разными фигурами. | 3 а - 3 б - 3 в - | 1 | 1 | - |
3 | Тактический комбинации и приёмы «связка», «сквозной удар», «двойной удар», «ловля фигуры». Урок – состязание. | 3 а - 3 б - 3 в - | 1 | 1 | - |
4 | Тактические комбинации и приёмы «двойной шах», «открытый шах». | 3 а - 3 б - 3 в - | 1 | 1 | - |
5 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? Урок – соревнование. | 3 а - 3 б - 3 в - | 1 | - | 1 |
6 | Тактический приём «завлечение». | 3 а - 3 б - 3 в - | 1 | 1 | - |
7 | Тактический приём «отвлечение». Урок взаимообучения. | 3 а - 3 б - 3 в - | 1 | 1 | - |
8 | Тактический приём «уничтожение защиты». Зачётная работа № 1. | 3 а - 3 б - 3 в - | 1 | 1 | - |
9 | Тактический приём «спёртый мат». Мозговая атака. | 3 а - 3 б - 3 в - | 1 | 1 | - |
10 | Сочетание тактических приёмов. | 3 а - 3 б - 3 в - | 1 | 1 | - |
11 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? Урок – викторина. | 3 а - 3 б - 3 в - | 1 | - | 1 |
12 | Борьба за инициативу. | 3 а - 3 б - 3 в - | 1 | - | 1 |
13 | Основы дебюты: атака на нерокировавшегося короля. Урок – эврика. | 3 а - 3 б - 3 в - | 1 | 1 | - |
14 | Атака на рокировавшегося короля. | 3 а - 3 б - 3 в - | 1 | 1 | - |
15 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? Зачётная работа № 2. | 3 а - 3 б - 3 в - | 1 | - | 1 |
16 | Шахматный турнир. Урок – конкурс. | 3 а - 3 б - 3 в - | 1 | - | 1 |
17 | Шахматный турнир. | 3 а - 3 б - 3 в - | 1 | - | 1 |
18 | Шахматный турнир. Урок – состязание. | 3 а - 3 б - 3 в - | 1 | - | 1 |
19 | Шахматный турнир. | 3 а - 3 б - 3 в - | 1 | - | 1 |
20 | Основы анализа шахматной партии: выбери ход и найди план. Урок фантазирования. | 3 а - 3 б - 3 в - | 1 | 1 | - |
21 | Основы пешечного эндшпиля: проходная пешка, правило квадрата. | 3 а - 3 б - 3 в - | 1 | 1 | - |
22 | Основы пешечного эндшпиля: крайняя пешка, «отталкивание плечом». Урок – игра. | 3 а - 3 б - 3 в - | 1 | 1 | - |
23 | Основы пешечного эндшпиля: оппозиция и ключевые поля. | 3 а - 3 б - 3 в - | 1 | 1 | - |
24 | Основы пешечного эндшпиля: король с пешкой против короля с пешкой. Урок открытых мыслей. | 3 а - 3 б - 3 в - | 1 | 1 | - |
25 | Основы пешечного эндшпиля: король против пешек, правило блуждающего квадрата. Зачётная работа № 3. | 3 а - 3 б - 3 в - | 1 | 1 | - |
26 | Теоретические позиции пешечного эндшпиля: ферзь против пешки. Урок исследование. | 3 а - 3 б - 3 в - | 1 | 1 | - |
27 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 3 а - 3 б - 3 в - | 1 | - | 1 |
28 | Сыграй как чемпион мира. Партия В. Крамник – Д. Садвакасов. Урок мудрости. | 3 а - 3 б - 3 в - | 1 | - | 1 |
29 | Сыграй как чемпион мира. Партия В. Ананд – М. Карлсен. | 3 а - 3 б - 3 в - | 1 | - | 1 |
30 | Шахматный турнир. Урок – турнир. | 3 а - 3 б - 3 в - | 1 | - | 1 |
31 | Шахматный турнир. | 3 а - 3 б - 3 в - | 1 | - | 1 |
32 | Шахматный турнир. Урок – состязание. | 3 а - 3 б - 3 в - | 1 | - | 1 |
33 | Шахматный турнир. Зачётная работа № 4. | 3 а - 3 б - 3 в - | 1 | - | 1 |
34 | Шахматный праздник. Урок тврорчества. | 3 а - 3 б - 3 в - | 1 | - | 1 |
Итого: | 34 ч. | 18 ч. | 16 ч. |
4 класс
№ п/п | Содержание программы (темы, разделы) | Дата проведения | Кол-во часов | В том числе теоретических | В том числе практических |
Вводное занятие. | 1 | 1 | - | ||
1 | История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России. Урок путешествие. | 4 а - 4 б - 4 в - | |||
Основы миттельшпиля. | 20 | 14 | 6 | ||
2 | Основные принципы игры в дебюте. | 4 а - 4 б - 4 в - | 1 | 1 | - |
3 | Перевес в развитии фигур. Урок взаимообучения. | 4 а - 4 б - 4 в - | 1 | 1 | - |
4 | Атаки на короля. | 4 а - 4 б - 4 в - | 1 | 1 | - |
5 | Перевес в пространстве. Урок – игра. | 4 а - 4 б - 4 в - | 1 | 1 | - |
6 | Оценка позиции. | 4 а - 4 б - 4 в - | 1 | 1 | - |
7 | План игры. Урок открытых мыслей. | 4 а - 4 б - 4 в - | 1 | 1 | - |
8 | Выбор хода. Зачётная работа № 1. | 4 а - 4 б - 4 в - | 1 | 1 | - |
9 | Открытые дебюты. Мозговая атака. | 4 а - 4 б - 4 в - | 1 | 1 | - |
10 | Полуоткрытые дебюты. | 4 а - 4 б - 4 в - | 1 | 1 | - |
11 | Закрытые дебюты. Урок эврика. | 4 а - 4 б - 4 в - | 1 | 1 | - |
12 | Гамбиты. | 4 а - 4 б - 4 в - | 1 | 1 | - |
13 | Тактический приём «мельница». Урок – состязание. | 4 а - 4 б - 4 в - | 1 | 1 | - |
14 | Тактический приём «перекрытие». | 4 а - 4 б - 4 в - | 1 | 1 | - |
15 | Тактический приём «рентген». Зачётная работа № 2. | 4 а - 4 б - 4 в - | 1 | 1 | - |
16 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? Урок – соревнование. | 4 а - 4 б - 4 в - | 1 | - | 1 |
17 | Анализ шахматной партии: выбери ход. | 4 а - 4 б - 4 в - | 1 | - | 1 |
18 | Шахматный турнир. Урок – турнир. | 4 а - 4 б - 4 в - | 1 | - | 1 |
19 | Шахматный турнир. | 4 а - 4 б - 4 в - | 1 | - | 1 |
20 | Шахматный турнир. Урок – конкурс. | 4 а - 4 б - 4 в - | 1 | - | 1 |
21 | Шахматный турнир. | 4 а - 4 б - 4 в - | 1 | - | 1 |
Основы эндшпиля. | 13 | 7 | 6 | ||
22 | Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королём против ладьи и короля. Урок исследование. | 4 а - 4 б - 4 в - | 1 | 1 | - |
23 | Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королём против ладьи и короля. | 4 а - 4 б - 4 в - | 1 | 1 | - |
24 | Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королём против ладьи и короля. Урок мудрости. | 4 а - 4 б - 4 в - | 1 | 1 | - |
25 | Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королём против ладьи и короля. | 4 а - 4 б - 4 в - | 1 | 1 | - |
26 | Простейшие легкофигурные окончания: мат двумя слонами одному королю. Урок сказка. | 4 а - 4 б - 4 в - | 1 | 1 | - |
27 | Простейшие легкофигурные окончания: мат конём и слоном одному королю. | 4 а - 4 б - 4 в - | 1 | 1 | - |
28 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? Урок фантазирования. | 4 а - 4 б - 4 в - | 1 | - | 1 |
29 | Роль шахмат в жизни человека. Как стать сильным шахматистом. | 4 а - 4 б - 4 в - | 1 | 1 | - |
30 | Шахматный турнир. Урок – викторина. | 4 а - 4 б - 4 в - | 1 | - | 1 |
31 | Шахматный турнир. | 4 а - 4 б - 4 в - | 1 | - | 1 |
32 | Шахматный турнир. Урок – состязание. | 4 а - 4 б - 4 в - | 1 | - | 1 |
33 | Шахматный турнир. Зачётная работа № 4. | 4 а - 4 б - 4 в - | 1 | - | 1 |
34 | Шахматный праздник. Урок творчества. | 4 а - 4 б - 4 в - | 1 | - | 1 |
Итого: | 34 ч. | 22 ч. | 12 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса
Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 классаУМК "Школа России"...
Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс «Уроки доброты».
Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс «Уроки доброты»....