Современные музейные практики в воспитательной работе санаторной школы-интерната
статья
Использование современных музейных практик доказало свою эффективность в достижении цели воспитания в образовательной организации и имеет прикладной характер.
Музейная деятельность может стать тем ключевым общешкольным делом, которое ляжет в основу вариативного модуля Программы воспитания образовательного учреждения на разных уровнях общего образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Леонтьева Екатерина Николаевна,
учитель начальных классов, ГОБООУ ЗСШИ
Современные музейные практики
в воспитательной работе санаторной школы-интерната
Закон «Об образовании РФ» определяет ключевые подходы к содержанию и результатам воспитания. В центре Программы воспитания в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира, приобщение к российским традиционным духовным ценностям.
Музей как многофункциональный институт социальной памяти является эффективным средством современного воспитания подрастающего поколения. Он становится средством творческой самореализации, инициирует личностно ориентированное воспитание и образование, является исследовательским мини-центром по сохранению, возрождению и развитию культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур.
Термин «современные музейные практики» обозначает прикладные действия, которые музей предпринимает для осуществления своего функционирования в обществе и для общества. Направления музейной практики объединены в три основные группы: экспозиционные, образовательные и коммуникационные.
Краеведческий музей в санаторной школе-интернате существует с 2008 г., с момента реорганизации учреждения. Первые музейные экспонаты появились в далеком 1957 г., благодаря ученикам школы-интерната № 1 п. Зеленоборский. В 1976 г. музею присвоено звание «Историко-краеведческий музей Кандалакшской школы-интерната № 1». В 1985 г. выдано Охранное обязательство на памятники истории и культуры, принятые на государственный учет Мурманским областным краеведческим музеем. Собрание музея составляет 767 единиц хранения. 93 из них числятся на учёте в Мурманском областном краеведческом музее. Экспозиция «Культура и быт народов Севера» содержит памятники археологии, подлинные предметы быта, орудия традиционных промыслов саамов и поморов. Стационарная экспозиция «Православная вера» раскрывает роль православия в традиционной культуре родного края, рассказывает о традициях почитания святых и святынь Кольского полуострова. Экспозиция «Богатства нашего края» представляет образцы минералов Кольского полуострова, материалы о Кандалакшском заповеднике, о животном и растительном мире края, материалы об обитателях Белого моря. Экспозиция «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» повествует об обороне Заполярья, о доблестном подвиге княжегубцев и зеленоборцев в годы ВОВ. Послевоенный период истории поселка представлен в экспозиции «Жизнь людей в далёком прошлом», где речь идёт о восстановлении хозяйства, об экономическом развитии, о развитии науки и культуры посёлка.
Новаторская деятельность началась с 2019 г., когда ГОБООУ ЗСШИ стала участником конкурса «Добровольцы России», разработав и представив свой проект «Второе дыхание», целью которого была модернизация школьного музея. Главное стратегическое направление развития системы школьного музея лежало в использовании образовательного и воспитательного потенциала школьного музея в урочной и внеурочной деятельности школы.
В настоящее время мы активно развиваем визуальный образ музея. Продолжаем сбор видео-, аудио-, фотоматериалов, разрабатываем дополнительные экспозиции: мини-музеи в классах «История музыки», «Строительство ГЭС в фотографиях», «Стена Памяти героям ВОВ», «История света». В канун 75-летия Победы был открыт сайт школьного краеведческого музея. Проведена исследовательская работа с документами, семейными и военными архивами, собрана информация о подвигах 262 героев ВОВ, жителей поселка Зеленоборский и размещена в единственной в области виртуальной экспозиции «Боевая Слава». В 2019 г. музей стал призёром регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучший краеведческий музей образовательной организации»
Попытка преодолеть сложившуюся ранее тенденцию формального использования школьного музея, привела к тому, что наш музей востребован, и это уже не классическое музейное помещение с набором экспонатов. Музей стал воспитательным центром открытого образовательного пространства, эффективной формой организации и подачи краеведческого материала, базой углубленного изучения истории жизни посёлка, природы родного края.
В школе организована интересная совместная и событийно насыщенная жизнь. Обучающиеся и педагоги участвуют в ежегодных Всероссийских патриотических акциях «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», социальных акциях «Лиса в музее», «Слово на экспонате», «Музейное селфи». Традиционными стали в школе Дни воинской славы, посвященные «Дню защитников Отечества», «Дню снятия блокады Ленинграда», «Дню Победы», «Дню Неизвестного солдата», «Дню героев Отечества». Постоянно организуем встречи с ветеранами ВОВ, ветеранами труда поселка, заслуженными работниками санаторной школы, с поисковиками и краеведами, с творческими и профессиональными коллективами. Шефствуем над объектами культурного и исторического наследия поселка (воинское захоронение «Коленопреклоненный солдат», памятник жертвам интервенции), устраиваем трудовые десанты на территориях детских дошкольных учреждений, экологических маршрутах, проводим народные и календарные праздники, предметные недели, интерактивные мероприятия, уроки мужества, краеведческие чтения, этнографические диктанты. Интегрируем школьный музей с учебными предметами, напрямую не связанными с тематикой музея. Успешно открыли Школу Юного Экскурсовода.
Активно коммуницируем: проводим экскурсии, квесты, игровые программы для воспитанников детских садов, обучающихся школы посёлка, педагогических работников образовательных организаций района. Налаживаем межмузейные связи. Через сайт музея и социальные сети осуществляем обратную связь с музеем: пополняем виртуальную экспозицию «Боевая слава», проводим конкурсы: «Музейные Олимпии», «Атрибуция», «Музейный ракурс», «Сторителлинг», «Страна Героев».
Внедрение музейных практик в воспитательную работу школы способствовало: увеличению охвата обучающихся; формированию регионально идентичной личности, организации совместной деятельности детей и взрослых, детей друг с другом, т.е. воспитание в школе несёт «немероприятийный» характер; достижению актуальных воспитательных эффектов (чувство патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигов её героев, человеку труда, старшему поколению, бережному отношению к культуре, традициям, природе); осуществлению единства урочной и внеурочной деятельности.
Музейная деятельность может стать тем ключевым традиционным общешкольным делом, которое ляжет в основу вариативного модуля Программы воспитания образовательного учреждения на разных уровнях общего образования.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ценность представляемого опыта Использование современных музейных практик доказало свою эффективность в достижении цели воспитания в образовательной организации и имеет прикладной характер. Музейная деятельность может стать тем ключевым общешкольным делом , которое ляжет в основу вариативного модуля Программы воспитания образовательного учреждения на разных уровнях общего образования.
Содержание Закон «Об образовании РФ» определяет ключевые подходы к содержанию и результатам воспитания. В центре Программы воспитания в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира, приобщение к российским традиционным духовным ценностям. Музей как многофункциональный институт социальной памяти является эффективным средством современного воспитания подрастающего поколения. В результате новаторской деятельности коллектив ГОБООУ ЗСШИ смог реализовать воспитательный потенциал совместной с детьми музейной деятельности и тем самым сделал свою школу воспитывающей организацией.
Результат Внедрение музейных практик в воспитательную работу ГОБООУ ЗСШИ способствовало: увеличению охвата обучающихся; формированию регионально идентичной личности; организации совместной деятельности детей и взрослых, детей друг с другом ( « немероприятийное » воспитание); достижению актуальных воспитательных эффектов (чувство патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигов её героев, человеку труда, старшему поколению, бережному отношению к культуре, традициям, природе); осуществлению единства урочной и внеурочной деятельности;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ "Особенности организации процесса обучения младших школьников санаторной школы- интерната в условиях реализации ФГОС НОО".
В данной статье затронута тема организации процесса обучения младших школьников санаторной школы- интерната в условиях реализации ФГОС НОО. Для эффективности результатов работы ...
Программа воспитательной работы ГБСОУ школа - интернат №1.
Разработка программы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена особенностями воспитанников, сложностями социально-экономического порядка, и желанием создать услов...
Перспективный план воспитательной работы ГБСОУ школа - интернат №1
Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы воспитательной работы. Целенаправленное и четкое планирование помогает педагогам избежать многих ошибок и отрицательн...
Электронный журнал "За партой online" структурного подразделения ГКОУ РО "Ростовской санаторной школы-интерната № 28" Центра дистанционного образования детей-инвалидов
У нас в структурном подразделении ГКОУ РО "Ростовской санаторной школы-интерната № 28" Центре дистанционного образования детей-инвалидов с 2015 года издается электронный журнал "За партой online". Авт...
Статья "Здоровьесберегающие технологии в практике работы воспитателя школы-интерната спортивного типа: реализация требований ФГОС."
В статье рассматриваются способы решения задач по здоровьсбережению воспитанников школы-интернат с учетом их специфики обучения....
Доклада на педсовет по теме «Организация воспитательной работы в школе-интернате как средство развития ключевых компетенций учащихся»
Набор ключевых компетенций в обобщенном виде можно представить следующим образом:· ценностно-смысловые компетенции;· учебно-познавательные,· информационные;&midd...
Обобщение опыта по теме "Создание информационно - образовательной среды в МБОУ «Гимназия №5»: традиции, современные подходы, практика в рамках работы над проблемой профилактики ДДТТ"
В данном пособии, в котором наряду с основными нормативными документами, планами, методическими рекомендациям по организации работы образовательного учреждения в рамках направления профилактики ...