Статья "Здоровьесберегающие технологии в практике работы воспитателя школы-интерната спортивного типа: реализация требований ФГОС."
статья
В статье рассматриваются способы решения задач по здоровьсбережению воспитанников школы-интернат с учетом их специфики обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Кошан И.В., воспитатель
ГБОУ школа-интернат № 576
среднего общего образования
с углубленным изучением
предмета физическая культура
Василеостровского района
Санкт-Петербурга
Здоровьесберегающие технологии в практике работы воспитателя школы-интерната спортивного типа: реализация требований ФГОС.
Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка. Система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития (профессор, чл-корр. Международной педагогической академии охраны и укрепления здоровья АПК и ПРО МО РФ Н.К. Смирнова)
Школа – интернат № 576 с углубленным изучением предмета физическая культура Василеостровского района г. Санкт-Петербурга является уникальным образовательным учреждением, так как объединяет среднюю школу, детскую спортивную школу по хоккею с шайбой и интернат для иногородних спортсменов. Интенсивность занятий спортом и необходимость успевать осваивать школьную программу усиливает риск утомляемости и снижения результативности обучения и спортивных результатов. Соответственно, использование здоровьесберегающих технологий необходимо и актуально для нашего учреждения.
Перед воспитателями школы-интерната с учетом специфики учреждения и ставятся следующие задачи по здоровьесбережению:
- Обеспечение комфортных социально-бытовых условий, способствующих полноценному отдыху и жизнедеятельности воспитанников.
- Организация полноценного усиленного спортивного питания.
- Поддержание дружественных, позитивных и гармоничных взаимоотношений в коллективе
воспитанников.
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Планирование и проведение досуговых мероприятий, способствующих отдыху, релаксации и смене деятельности воспитанников.
Обеспечение комфортных социально-бытовых условий, способствующих полноценному отдыху и жизнедеятельности воспитанников.
Интернат соответствует всем санитарно-гигиеническим нормам и стандартам здоровьесберегающей среды. Для проживающих созданы отдельные комнаты для спален девочек и мальчиков, комнаты для самоподготовки и отдыха, игровые, телевизионные комнаты. Обеспечено круглосуточное дежурство воспитателей и штатного медицинского персонала. В связи с интенсивными тренировками в интернате организована бытовая комната (необходимые приспособления для стирки и глажки белья, сушки одежды). Проводится влажная уборка, проветривание помещений, вынос мусора. Кроме бытовых условий в нашем интернате действует четкий режим, составленный с учетом учебно-тренировочного процесса и круглосуточным пребыванием воспитанников, что способствует здоровьесбережению и дисциплинирует воспитанников. В обязанности воспитателя входит контроль за соблюдением режимных моментов – своевременный подъем и отход ко сну, приемы пищи, время досуга и приготовления домашнего задания. Воспитатель регулярно проводит беседы с воспитанниками интерната о необходимости соблюдения правил гигиены, поддержания чистоты в комнатах и порядка в личных вещах.
Организация полноценного усиленного спортивного питания.
Для воспитанников интерната организуется 5-разовое питание: завтрак, обед, полдник и 1 и 2 ужин. При выборе продуктов учитывается содержание спортивной деятельности (активные тренировки, период подготовки к соревнованиям, соревнования, восстановительный период).
Питание сбалансированно с учетом основного вида спорта, которым занимаются воспитанники школы-интернат, и интенсивностью нагрузок и составляет 4 000 калорий в день. Прием пищи адекватен режиму тренировок и соревнований.
В рацион питания входит много белковых продуктов – мясо, рыба, яйца, молочные продукты, растительные белки; углеводы и жиры – зерновые каши, макаронные изделия, свежая выпечка, соки; и, конечно, клетчатка – свежие фрукты, овощи, зелень. Воспитатели интерната регулярно проводят беседы, демонстрируют презентации, устраивают обсуждения на тему правильного питания, важности соблюдения спортивного рациона для сохранения здоровья и достижения спортивного результата. Полученные знания воспитанники применяют на практике, участвуя в проекте «Первые шаги в кулинарии».
Поддержание дружественных, позитивных и гармоничных взаимоотношений в коллективе воспитанников.
Воспитатели интерната прилагают много усилий для формирования дружественной, доверительной обстановки в нашем учреждении. Воспитывают у детей уважительное отношение к окружающим, формируют желание заботиться друг о друге, помогать другим, защищать тех, кто слабее, развивают сочувствие и отзывчивость, воспитывают скромность, умения проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания, формируют умения оценивать свои поступки и поступки окружающих. Работа воспитателя строится с учетом возрастных особенностей формирования подростковой психики, а также индивидуальных личностных качества каждого ребенка. Для социальной адаптации воспитанников и поддержания позитивного общения проводятся различные коллективные мероприятия, праздники, тематические творческие мастерские. Например, вечера настольных игр на несколько человек, коллективное посещение кинотеатров, театров, мюзиклов, участие в творческих городских конкурсах и мероприятиях. Проект «Стань звездой», разработанный одним из воспитателей школы-интернат, помогает сплотить коллектив, раскрыть талант и творческие возможности воспитанников.
Пропаганда здорового образа жизни.
В течение всего учебного года воспитатели интерната проводят плановые мероприятия (в соответствии с планом воспитательной работы) по пропаганде здорового образа жизни, совместные беседы с медицинским персоналом и общественными организациями. Например, Общероссийской общественной организацией «Общее дело». Эта работа очень актуальна, поскольку у подростков часто возникает желание попробовать что-то запрещенное или получить острые ощущения. Это обусловлено периодом взросления и гормональной перестройкой. Чтобы предупредить такие явления, воспитатели постоянно ведут разъяснительную работу, которая включает проведение бесед, просмотр тематических документальных фильмов, оформление тематических стендов и стенгазет. Регулярно проводится разъяснительная и мотивационная работа по пропаганде ЗОЖ, обязательные инструктажи по ПДД, пожарной безопасности, правилам проживания в интернате, поведения вне интерната; осуществляется необходимый контроль поведения воспитанников; беседы о гигиене и здоровье, о профилактике сезонных заболеваний ОРВИ и гриппом; осуществляется контроль чистоты и порядка в комнатах и личных вещах воспитанников; проводится работа по формированию навыков самообслуживания и ответственного отношения к своему здоровью у воспитанников. Одним из воспитателем школы-интернат разработан и используется в работе проект «Мы выбираем ЗОЖ» Совместная работа воспитателя, психолога и воспитанников помогает следить за эмоциональным состоянием детей.
Планирование и проведение досуговых мероприятий, способствующих отдыху, релаксации и смене деятельности воспитанников.
Для организации досуга и воспитательной работы максимально используются учебные помещения образовательного учреждения (актовый и спортивный зал, читальный зал, компьютерный класс, спортивные площадки и т. д.).
Организация досуговой деятельности воспитанников ведется в следующих направлениях:
1. Спортивно-оздоровительное (физкультурные праздники и соревнования).
2.Духовно-нравственное (общекультурное) (беседы, встречи, посещение художественных выставок, музеев и др.).
3. Общеинтеллектуальное (познавательные беседы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры).
4. Социальное (общественно-полезная деятельность по озеленению школы, организация дежурства в столовой, встречи с представителями разных профессий, выставки поделок и детского творчества, субботники).
5. Научно-познавательное (разработка проектов).
6. Художественно-эстетическое (организация экскурсий, выставок рисунков, поделок и творческих работ обучающихся, проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи и др.).
Например, воспитанник нашего интерната стал победителем районного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад для выступления на ШМО Тема: «Игровые технологии в практике работы воспитателя ГПД»
Доклад на ШМО...
«Использование технологии развития критического мышления в учебном процессе как условие реализации требований ФГОС НОО»
Выступление на тему «Использование технологии развития критического мышления в учебном процессе как условие реализации требований ФГОС НОО»...
"Игровые технологии в практике работы воспитателя ГПД"
Игра находится в одном ряду с праздниками и божественными культурами Играть – снискать милость богов и прожить жизнь Согласно свойствам своей природы. Пла...
Логопедические игры в работе воспитателя школы-интерната (выступление на семинаре)
О значении игр в развитии речи ребенка. Используя в соей работе логопедические игры, воспитатель помогает детям на фоне игровых движений скорректировать дефекты речи и, наоборот, основываясь на ритмик...
«Игровые технологии в практике работы воспитателя ГПД»
Игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина.Игра — сердцевина досуга. Игра как огромный пласт культуры разнообразит и обогащает досуг людей, воссоздавая целостн...
Методическая разработка. Презентация воспитателя группы продленного дня: "Игровые технологии и практики работы воспитателя ГПД".
Методическая разработка. Презентация воспитателя группы продленного дня: "Игровые технологии и практики работы воспитателя ГПД"....