Статья "Здоровьесберегающие технологии в практике работы воспитателя школы-интерната спортивного типа: реализация требований ФГОС."
статья

Кошан Ирина Владимировна

В статье рассматриваются способы решения  задач  по здоровьсбережению воспитанников  школы-интернат с учетом их специфики обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кошан И.В., воспитатель

ГБОУ  школа-интернат № 576

среднего общего образования

с углубленным изучением

предмета физическая культура

Василеостровского района

Санкт-Петербурга

Здоровьесберегающие технологии в практике работы воспитателя школы-интерната спортивного типа: реализация требований ФГОС.

Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка. Система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития (профессор, чл-корр. Международной педагогической академии охраны и укрепления здоровья АПК и ПРО МО РФ Н.К. Смирнова)

Школа – интернат № 576 с углубленным изучением предмета физическая культура Василеостровского района г. Санкт-Петербурга является уникальным образовательным учреждением, так как объединяет среднюю школу, детскую спортивную школу по хоккею с шайбой и интернат для иногородних спортсменов. Интенсивность занятий спортом и необходимость успевать осваивать школьную программу усиливает риск утомляемости и снижения результативности обучения и спортивных результатов. Соответственно, использование здоровьесберегающих технологий необходимо и актуально для нашего учреждения.

Перед воспитателями школы-интерната с учетом специфики учреждения и ставятся следующие задачи по здоровьесбережению:

  1. Обеспечение комфортных социально-бытовых условий, способствующих полноценному отдыху и жизнедеятельности воспитанников.
  2.  Организация полноценного усиленного спортивного питания.
  3.  Поддержание дружественных, позитивных и гармоничных взаимоотношений в коллективе    

 воспитанников.

  1.  Пропаганда здорового образа жизни.
  2.  Планирование и проведение досуговых мероприятий, способствующих отдыху, релаксации и смене деятельности воспитанников.

Обеспечение комфортных социально-бытовых условий, способствующих полноценному отдыху и жизнедеятельности воспитанников.

Интернат соответствует всем санитарно-гигиеническим нормам и стандартам здоровьесберегающей среды. Для проживающих созданы отдельные комнаты для спален девочек и мальчиков, комнаты для самоподготовки и отдыха, игровые, телевизионные комнаты. Обеспечено круглосуточное дежурство воспитателей и штатного медицинского персонала. В связи с интенсивными тренировками в интернате организована бытовая комната (необходимые приспособления для стирки и глажки белья, сушки одежды). Проводится влажная уборка, проветривание помещений, вынос мусора. Кроме бытовых условий в нашем интернате действует четкий режим, составленный с учетом учебно-тренировочного процесса и круглосуточным пребыванием воспитанников, что способствует здоровьесбережению и дисциплинирует воспитанников. В обязанности воспитателя входит контроль за соблюдением режимных моментов – своевременный подъем и отход ко сну, приемы пищи, время досуга и приготовления домашнего задания. Воспитатель регулярно проводит беседы с воспитанниками интерната о необходимости соблюдения правил гигиены, поддержания чистоты в комнатах и порядка в личных вещах.

 Организация полноценного усиленного спортивного питания.

Для воспитанников интерната организуется 5-разовое питание: завтрак, обед, полдник и 1 и 2 ужин. При выборе продуктов учитывается содержание спортивной деятельности (активные тренировки, период подготовки к соревнованиям, соревнования, восстановительный период).

Питание   сбалансированно с учетом основного   вида спорта, которым занимаются воспитанники школы-интернат, и интенсивностью нагрузок и составляет 4 000 калорий в день.  Прием пищи адекватен режиму тренировок и соревнований.

 В рацион питания входит много белковых продуктов – мясо, рыба, яйца, молочные продукты, растительные белки; углеводы и жиры – зерновые каши, макаронные изделия, свежая выпечка, соки; и, конечно, клетчатка – свежие фрукты, овощи, зелень. Воспитатели интерната регулярно проводят беседы, демонстрируют презентации, устраивают обсуждения на тему правильного питания, важности соблюдения спортивного рациона для сохранения здоровья и достижения спортивного результата. Полученные знания воспитанники применяют на практике, участвуя в проекте «Первые шаги в кулинарии».

Поддержание дружественных, позитивных и гармоничных взаимоотношений в коллективе воспитанников.
           Воспитатели интерната прилагают много усилий для формирования дружественной, доверительной обстановки в нашем учреждении. Воспитывают у детей уважительное отношение к окружающим, формируют желание заботиться друг о друге, помогать другим, защищать тех, кто слабее, развивают сочувствие и отзывчивость, воспитывают скромность, умения проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания, формируют умения оценивать свои поступки и поступки окружающих. Работа воспитателя строится с   учетом возрастных особенностей формирования подростковой психики, а также индивидуальных личностных качества каждого ребенка. Для социальной адаптации воспитанников и поддержания позитивного общения проводятся различные коллективные мероприятия, праздники, тематические творческие мастерские. Например, вечера настольных игр на несколько человек, коллективное посещение кинотеатров, театров, мюзиклов, участие в творческих городских конкурсах и мероприятиях.  Проект «Стань звездой», разработанный одним из  воспитателей школы-интернат, помогает сплотить коллектив, раскрыть талант и творческие возможности воспитанников.
        Пропаганда здорового образа жизни.

В течение всего учебного года воспитатели интерната проводят плановые мероприятия (в соответствии с планом воспитательной работы) по пропаганде здорового образа жизни, совместные беседы с медицинским персоналом и общественными организациями. Например, Общероссийской   общественной организацией «Общее дело».  Эта работа очень актуальна, поскольку у подростков часто возникает желание попробовать  что-то запрещенное или получить острые ощущения. Это обусловлено периодом взросления и гормональной перестройкой. Чтобы предупредить такие явления, воспитатели постоянно ведут разъяснительную работу, которая включает проведение бесед, просмотр тематических документальных фильмов, оформление тематических стендов и стенгазет. Регулярно проводится разъяснительная и мотивационная работа по пропаганде ЗОЖ, обязательные инструктажи по ПДД, пожарной безопасности, правилам проживания в интернате, поведения вне интерната; осуществляется необходимый контроль поведения воспитанников; беседы о гигиене и здоровье, о профилактике сезонных заболеваний ОРВИ и гриппом; осуществляется контроль чистоты и порядка в комнатах и личных вещах воспитанников; проводится работа по формированию навыков самообслуживания и ответственного отношения к своему здоровью у воспитанников. Одним из воспитателем школы-интернат разработан и используется в работе проект «Мы выбираем ЗОЖ»  Совместная  работа  воспитателя, психолога и воспитанников помогает следить за эмоциональным состоянием детей.  
           
Планирование и проведение досуговых мероприятий, способствующих отдыху, релаксации и смене деятельности воспитанников.

Для организации досуга и воспитательной работы максимально используются учебные помещения образовательного учреждения (актовый и спортивный зал, читальный зал, компьютерный класс, спортивные площадки и т. д.).

            Организация досуговой деятельности воспитанников ведется в следующих направлениях:

1. Спортивно-оздоровительное (физкультурные праздники и соревнования).

2.Духовно-нравственное (общекультурное) (беседы, встречи, посещение художественных выставок, музеев и др.).

3. Общеинтеллектуальное (познавательные беседы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры).

4. Социальное (общественно-полезная деятельность по озеленению школы, организация дежурства в столовой, встречи с представителями разных профессий, выставки поделок и детского творчества, субботники).

5. Научно-познавательное (разработка проектов).

6. Художественно-эстетическое (организация экскурсий, выставок рисунков, поделок и творческих работ обучающихся, проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи и др.).

Например, воспитанник нашего интерната стал победителем районного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование технологии развития критического мышления в учебном процессе как условие реализации требований ФГОС НОО»

Выступление на тему «Использование технологии развития критического мышления в учебном процессе как условие реализации требований ФГОС НОО»...

"Игровые технологии в практике работы воспитателя ГПД"

Игра находится в одном ряду  с праздниками и божественными культурами Играть – снискать милость богов и прожить жизнь Согласно свойствам своей природы.    Пла...

Логопедические игры в работе воспитателя школы-интерната (выступление на семинаре)

О значении игр в развитии речи ребенка. Используя в соей работе логопедические игры, воспитатель помогает детям на фоне игровых движений скорректировать дефекты речи и, наоборот, основываясь на ритмик...

«Игровые технологии в практике работы воспитателя ГПД»

Игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина.Игра — сердцевина досуга. Игра как огромный пласт культуры разнообразит и обогащает досуг людей, воссоздавая целостн...

Методическая разработка. Презентация воспитателя группы продленного дня: "Игровые технологии и практики работы воспитателя ГПД".

Методическая разработка. Презентация воспитателя группы продленного дня: "Игровые технологии и практики работы воспитателя ГПД"....