Доклада на педсовет по теме «Организация воспитательной работы в школе-интернате как средство развития ключевых компетенций учащихся»
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Набор ключевых компетенций в обобщенном виде можно представить следующим образом:
· ценностно-смысловые компетенции;
· учебно-познавательные,
· информационные;
· коммуникативные,
· социально-трудовые;
· общекультурные;
· компетенции личностного самосовершенствования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
19g.doklad_na_pedsovet.docx (27.82 КБ) | 27.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Шолоховская школа-интернат»
Конспект доклада по теме
«Организация воспитательной работы в школе-интернате как средство развития ключевых компетенций учащихся»
Подготовила воспитатель, руководитель МО воспитателей Бурко С.В.
п. Шолоховский
2019г.
Остановимся на ключевых компетенциях в организации воспитательной работе, с детьми с ОВЗ , когда учащиеся могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.
Набор ключевых компетенций в обобщенном виде можно представить следующим образом:
· ценностно-смысловые компетенции;
· учебно-познавательные,
· информационные;
· коммуникативные,
· социально-трудовые;
· общекультурные;
· компетенции личностного самосовершенствования.
Компетенции для ученика – это образ его будущего..В ходе воспитательного процесса у него формируются те или иные составляющие компетенций. Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.
Принято считать ключевыми компетенциями в воспитательной работе:
1. Ценностно – смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Так, например, первое в учебном году классное собрание обычно посвящается выборам нового актива. От учащихся требуется способность критически подойти к оценке своих дел и поступков, не обижаться на замечания, полученные от одноклассников. Выборы нового актива проводятся путём тайного голосования, в полученных бюллетенях ребята пишут фамилии кандидатов на разные посты в классном активе. Счётная комиссия подсчитывает голоса, объявляются результаты. Избиратели пишут свои наказы вновь выбранному активу. В процессе проведения этого собрания формируется ценностно-смысловая и коммуникативная компетенции школьников. При подготовке и проведении часов общения и общешкольных мероприятий, посвящённых государственной символике, героям Отечества, Великой победе, «Моя родословная», « Мы вместе», учащиеся испытывают чувство гордости за свою Родину, за земляков, за своих родных и близких, за свой класс. Развивается их гражданское самосознание, другими словами формируется ценностно-смысловая компетенция, а так же и информационная, поскольку проведение таких мероприятий сопровождается демонстрацией мультимедийных презентаций, творческими выступлениями, которые, подготовили педагоги и вместе создали с учащимися, использовав информацию, собранную из разных источников.
2. Общекультурная компетенция – Формирование общекультурной компетенции школьников актуально как никогда. В XXI веке общество переходит к такому состоянию, в котором культура становится эпицентром всех социальных, бытийных, семейных, человеческих общений, конфликтов и возможностей. Это подчеркивает важность общекультурной компетенции человека, входящего в жизнь. Именно воспитательная работа создает развивающую среду, эмоционально насыщает, духовно обогащает жизнедеятельность детей и подростков. У большинства подростков не сформированы социальные навыки, а знания об обществе, в котором им предстоит жить, поверхностны..В воспитательной работе проводится много мероприятий ,при подготовке к которым школьники изучают традиции и обычаи народов, населяющих нашу страну, наш край. Например, «Люби и знай свой край», цикл часов общения «Народные праздники», « Знакомство с православными праздниками, экскурсии в Белокалитвинский краеведческий музей, посещение Шолоховской библиотеки, экскурсии к памятникам поселка. При этом происходит формирование общекультурной и информационной компетенций учащихся.
3. Учебно – познавательная компетенция – это совокупность компетенций у ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Сюда входят знания и умения целеполагания. В воспитательной деятельности-это подготовка домашних заданий – это организационная форма учебной деятельности и один из наиболее ответственных режимных моментов, как для детей, так и для воспитателя .
Приведу примеры формулировок учебно-познавательных компетенций ;
-ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель;
-организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
-обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
-работать с инструкциями, дополнительной литературой, формулировать выводы;
-выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);
-иметь опыт восприятия картины мира.
4. Информационная компетенция. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а так же в окружающем мире..
При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем,) и информационных технологий (аудио - и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать, и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её. Умение обработать информацию: учащиеся анализируют имеющиеся факты, отбирают нужное, систематизируют полученные сведения. Учатся использовать полученные сведения на практике. Готовят выступления, газеты, сценарии внеклассных мероприятий.
5. Коммуникативная компетенция - это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными социальными ролями, способность личности к речевому общению. Интеграция и социальная адаптация учащихся с ОВЗ невозможна без речевого общения и взаимодействия. При отставании в развитии речи возникают проблемы, связанные с общением, появляются трудности коммуникативного поведения отсюда зависит и эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если учащийся легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт
Анализируя взаимоотношения в классе, ученики откровенно говорят о том, что их устраивает, что не устраивает, ищут причины неудач и пути их преодоления, критически оценивают себя и свои поступки, аргументировано отстаивают свою точку зрения. Кроме ценностно-смысловой, при этом формируется и коммуникативная компетенция.
6. Социально – трудовая компетенция - наша задача состоит в достижениии укаждого ребёнком с ОВЗ максимально возможного для него уровня социально – бытовой умелости. Данная компетенция подразумевает овладение детьми теми предметными знаниями, умениями и навыками, которые они будут использовать непосредственно в своей дальнейшей жизнедеятельности. Подразумевают также овладение учащимися практическими умениями и навыками в различных областях жизни: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умениями ориентироваться в сфере обслуживания, приготовления пищи, пользования транспортом. Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие воспитанников, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает ответственность и самостоятельность.
Уборка, стирка, утюжка и прочие дела - не перечислить, как их много. Приучать школьников к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. позитивной реакции. В связи с этим необходимо предлагать школьникам разнообразные виды труда, обновлять их содержание, поддерживать стремление к работе и веру в успех, стимулировать эмоциональное отношение к результатам деятельности. При формировании социально-бытовых знаний, навыков и умений можно использовать различные виды игр и игровые приемы: 1) сюжетно-ролевые, где роли исполняются самими воспитанниками; 2) моделирование реальных ситуаций; 3) проблемные ситуации, требующие применения знаний и умений в измененных условиях; 4) имитирующие игры, когда имитируется какой-то трудовой процесс (стирка одежды, чистка обуви, пришивания пуговиц и так далее); 5) конкурсы, соревнования «Самая аккуратная кровать», «Кто быстрее наведет порядок».
7. Компетенция личностного самосовершенствования в воспитательной работе направлена к тому, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам воспитанник. Умение заботиться о собственном здоровье формируется с помощью физкультурнооздоровительных технологий, реализация которых происходит на спортивных мероприятиях, (физкультминутки, динамические паузы и др.), пропаганда здорового образа жизни. Во время проведения Дней здоровья,акций, туристических походов, часов общения о вреде курения , мероприятий по тематике «Путешествие по дорогам здоровья, « Спорт-это жизнь», «Пристрастия, уносящие жизнь», «По дороге к доброму здоровью», « Что нужно знать о витаминах»,» Мы в ответе за свои поступки», «Скажи вредным привычкам-нет»,« Кросс против наркотиков», « Воспитатель и я вместе дружная семья», Флешмоб-физические упражнения под музыку, где школьники приобщаются к здоровому образу жизни, учатся организовывать своё свободное время со смыслом. Так формируется компетенция личностного самосовершенствования, активной жизненной позиции по реализации своего мировоззрения, формирование готовности и способности по преодолению трудностей, решению проблем, и выбору оптимальной линии поведения в сложных жизненных ситуациях и готовность учиться на протяжении всей жизни, работать над изменением своей личности, поведения и системы ценностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОМПОНЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Формирование представлений учащихся о компонентах деятельности через образное восприятие....
Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальных классах как средство развития ключевых компетенций.
Опыт показывает, что усвоение информации именно на уроках окружающего мира вызывает у детей наибольшие затруднения. Современные информационные и коммуникационные технологии обладают уникаль...
Педсовет на тему "Организация ситуации успеха на уроке"
Педсовет на тему "Организация ситуации успеха на уроке" проводился в начале учебного года. К проведению педсовета были привлечены педагоги школы, которые поделились своим опытом по теме....
Проблемно-диалогическое обучение как средство развития ключевых компетенций младшего школьника.
Проблемно-диалогическое обучение как средство развития ключевых компетенций младших школьников». Использование проблемно-диалогического обучения принципиально меняет роль учащегося на уроке...
Доклад педагогического заседания на тему: "Организация дифференцированного обучения учащихся на уроке как средство повышения качества образования"
Дифференцированный подход в учебном процессе означает действие внимания к каждому ученику, его творческой индивидуальности....
Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов на тему «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности»
Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов на тему «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной акти...
Доклад на ШМО по теме: «Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения».
Групповая форма обучения есть способ организации совместной деятельности учащихся в малых группах при опосредованном руководстве и в сотрудничестве с учителем....