Программа воспитательной работы ГБСОУ школа - интернат №1.
рабочая программа (3 класс) по теме
Разработка программы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена особенностями воспитанников, сложностями социально-экономического порядка, и желанием создать условия для преодоления трудностей их социализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitatelnoy_raboty.doc | 194.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
воспитательной работы
государственного бюджетного специального
(коррекционного) образовательного учреждения
школы – интерната №1 V вида
на 2012 – 2015гг.
Разработала: воспитатель Голышева Татьяна Николаевна.
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт программы
Нормативно – правовая база
Пояснительная записка
1.Аналетическая часть
2. Цель и задачи
3.Механизм реализации программы
4. Содержание программы
5. Критерии эффективности воспитательной деятельности
6. Ожидаемый результат.
Литература
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название образовательного ГБС (К) ОУ школа – интернат№1 Vвида.
учреждения
Адрес организации 350916 г. Краснодар, ст. Елизаветинская, ул. Ленина 282
Автор разработчик программы Голышева Т.Н. – воспитатель
Кем принята программа
Цель программы воспитания Создание условий для формирования, становления и развития
успешной личности воспитанника с ограниченными
возможностями здоровья. Обеспечение системы средств
и условий для устранения речевых недостатков у школьников
с общим недоразвитием речи и выравнивание речевого и
психофизического развития воспитанников, их всестороннее
гармоничное развитие.
Задачи программы воспитания - укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
- формирование социально – бытовых знаний, умений и навыков,
воспитание правовой культуры;
- развитие творческих способностей, художественно – эстетического
- восприятия;
- воспитание патриотических чувств, любви к Родине, родному
краю, приобщение к народным традициям, формированию
экологической культуры;
- формирование и развитие трудовых умений и навыков;
- развитие и коррекция моторной сферы;
- формирование полноценной фонетической системы языка;
- овладение навыками чтения и письма;
- уточнение, расширение и обогащение лексического запаса
школьников;
- формирование грамматического строя речи;
- развитие навыков связной речи;
- развитие коммуникативности и успешности в общении.
Главные ожидаемые результаты Готовность учащихся к переходу в среднее звено:
- сформированность физического и психического потенциала
личности воспитанников;
- сформированность трудовых умений и навыков, навыков
самообслуживания;
- сформированность духовно – нравственного, интеллектуального и
творческого потенциала личности воспитанников;
- сформированность коммуникативного потенциала личности
воспитанника.
Срок действия программы 3 года.
Этапы реализации 1 – подготовительный (2012 – 2013гг)
2 – основной (2013 – 2014гг)
3 – заключительный (2014 – 2015г)
НОРМАТИВНО – ПРАВОВАЯ БАЗА
для разработки программы
Конституция РФ 1993 г. Конвенция о правах ребенка (вступила в силу 15.09.1990 г.) Семейный кодекс РФ от 29. 12.1995 №223 - ФЗ. Закон РФ «Об основных гарантах прав ребенка» от 27.07.1996 №124-ФЗ Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г., с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22.08. 2004 N 122-ФЗ, вступивших в силу с 01.01.2005 года. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (приказ МО РФ от 11.02.2002 № 393) Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1996 № 120-ФЗ «Концепция Федеральной целевой программы развития образования до 2010 г.» от 03.10 2005г.- «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации» 9 декабря 2004. (протокол № 47, раздел 1). Типовое положение об общеобразовательном учреждении (Постановление Правительства РФ м 19.03. 2001 № 196) Минимальный социальный стандарт РФ «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в ОУ общего образования» Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г
13. Типовое положение о специальном (коррекционном образовательном) учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» от 12.03. 1997 г.
Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.97 г. «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Свободный, образованный, здоровый человек – это главное, что определяет
развитие страны, её перспективы.
Характерной тенденцией сегодняшнего дня становится повышение социального статуса воспитания. Общество всё более осознаёт, что непрерывность процесса формирования личности требует в образовательных учреждениях системной работы, направленной на духовно – нравственное становление подростков, их гражданское, трудовое воспитание, создание условий для развития эмоционально-чувственной и деятельной сфер личности. «До последнего времени школа у нас была не воспитывающей, а обучающей. А школа должна воспитывать человека…» (Д. С.Лихачев).
В связи с актуализацией проблем воспитания, в связи с открывшейся вариативностью социокультурных пространств, программирование в педагогике крайне необходимо. Разработка программы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена и особенностями воспитанников, и сложностями социально-экономического порядка, и желанием создать условия для преодоления трудностей их социализации. Именно проблема социального становления воспитанников, их оздоровления и успешной адаптации в современном обществе обусловила потребность скоординированной работы всех служб школы-интерната с целью поэтапного формирования системы навыков и умений трудового, нравственно-эстетического, социального поведения у каждой возрастной группы детей и ограниченными возможностями здоровья.
Существует ряд факторов, которые отрицательно сказываются на становлении личности ребенка с отклонениями в развитии:
- ситуация ограниченной социальной активности, недостаточности включения ребенка в различные виды практической деятельности;
- значительно затруднен процесс усвоение детьми социального опыта, моделей поведения;
- у всех воспитанников есть отклонения в состоянии здоровья и психическом развитии;
- воспитанникам присуще такие качества личности, как:
а) бедность мотивационной сферы, односторонность; агрессивность, стремление обвинить в своих бедах окружающих, неумение и нежелание признать свою вину;
б) поверхностность, поспешность, нервозность контактов; неумение общаться;
в) неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами, когда в трудной ситуации возникает обида;
г) иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствие ответственности;
д) инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности; неспособность к самостоятельному выбору своей судьбы;
е) «перегруженность» отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.
Программа воспитания предназначена для обеспечения перехода системы воспитания в качественно новое состояние, направленное на развитие личности обучающегося воспитанника. Необходимость перехода продиктована социальным заказом родителей и реальными возможностями педагогического коллектива, контингентом воспитанников, сложившимся социумом.
I. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Воспитанники моей группы - это особый контингент. Детей-инвалидов (10%),в неполных семьях проживает 57% обучающихся, в малообеспеченных 42%, в неблагополучных семьях «социального риска» – 15% . Многие дети страдают хроническими заболеваниями. Ухудшение состояния здоровья детей происходит за счет снижения двигательной активности обучающихся, психологического дискомфорта в семье, нарушения режима труда и отдыха. Значительное количество воспитанников школы - с нарушением осанки, плоскостопием, сердечнососудистыми заболеваниями, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, и органов дыхания. В процессе взросления проявляется фактор, негативно влияющий на образ жизни воспитанников и их здоровье. Это вредные привычки, прежде всего курение и употребление алкоголя. Всё это требует обеспечение сохранения и укрепления здоровья воспитанников в школе, формирование у них навыков здорового образа жизни. Дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности в восприятии. А это, прежде всего, проявляется в том, что они не воспринимают с достаточной полнотой преподносимый им учебный материал. Наблюдаются недостатки в развитии всех видов памяти, мыслительной деятельности. Воспитанники испытывают затруднения в анализе, синтезе, сравнении, сложности в ориентировке в пространстве и времени. Речь школьников отличается бедным словарным запасом (особенно активным), воспитанники плохо овладевают эмпирическими грамматическими обобщениями, поэтому в их речи встречается немало неправильных грамматических конструкций.
На основании данной характеристики детей можно сделать вывод о необходимости создания системы коррекционно-развивающего сопровождения всего воспитательного процесса. Для составления индивидуального маршрута развития, обучения и воспитания ребенка в школе-интернате проводится диагностирование специалистами школы: логопед – диагностика недостатков речевого развития (строение органов артикуляционного аппарата; особенности звукопроизношения (изолированно, в предложении, в тексте, в свободной речи); особенности фонематического слуха; объем активного и пассивного словаря; особенности грамматического строя речи, словообразования (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование прилагательных от существительных, образование приставочных глаголов и т. д.); развитие связной речи (беседа, рассказ по картинкам, рассказ по серии сюжетных картинок, пересказ, составление описательного рассказа).
Психолог – диагностика особенностей эмоционально-личностной сферы, межличностных отношений ребенка, диагностика особенностей познавательных процессов: мышления, памяти, восприятия, внимания, воображения, ориентировки в пространстве и во времени и т. д.
Воспитатель - диагностика уровня развития личности ребенка. Обследование проводится в начале, середине и в конце учебного года. На основании результатов комплексного обследования определяются «уровень актуального развития ребенка», «зона ближайшего развития» и соответственно - образовательный маршрут. Продуманная система коррекции всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности школьников на основе данных диагностики осуществляется путем взаимодействия специалистов, учителей и воспитателей групп.
Анализ результативности и эффективности воспитательной деятельности
Уровень развития личности воспитанников в баллах | 2012 – 2013гг | 2013 – 2014гг |
гражданско – патриотические качества | 2 | 2.8 |
нравственно – этические качества | 2.3 | 2.8 |
спортивно – оздоровительные качества | 2.2 | 2.7 |
трудолюбие | 2.3 | 2.7 |
эстетико – творческие качества | 2.2 | 2.8 |
Динамика уровня развития личности воспитанников.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель: создание условий для формирования, становления и развития личности воспитанника с ограниченными возможностями здоровья. Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у школьников с общим недоразвитием речи и выравнивание речевого и психофизического развития воспитанников, их всестороннее гармоничное развитие.
Задачи:
- укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
- формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков, воспитание правовой культуры;
- развитие творческих способностей, художественно-эстетического восприятия;
- воспитание патриотических чувств, любви к Родине, родному краю, приобщение к народным традициям; формирование экологической культуры;
-формирование и развитие трудовых умений и навыков; профессиональных интересов и склонностей, способности к жизненному и профессиональному самоопределению
- развитие и коррекция моторной сферы;
- формирование полноценной фонетической системы языка;
- овладение навыками чтения и письма;
- уточнение, расширение и обогащение лексического запаса школьников;
- формирование грамматического строя речи;
- развитие навыков связной речи;
- развитие коммуникативности и успешности в общении.
Школа-интернат становится единым организмом, в котором все подчинено общей идее — развитию личности учащихся на основе гуманистических принципов деятельности педагогического коллектива.
Создание условий самореализации, жизнедеятельности воспитанников организуется на следующих принципах:
Личностный подход — признание личности развивающегося человека, уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка, отношение к воспитаннику, как к объекту собственного развития, опора в воспитании на естественный процесс саморазвития личности.
Природособразность - воспитание с учетом природы ребенка, его индивидуальных, биологических, физиологических и психических особенностей, использования возрастно - психологической диагностики для коррекции поведения.
Педагогическая целесообразность - мера педагогического вмешательства, разумной достаточности. Предоставление самостоятельности и возможности самовыражения личности ребенка.
Культуросообразность - формирование личности ребенка в рамках национальной культуры, культуры отношений с природой, взаимодействия с семьей, восприятие достоинства культуры народа через историю и культуры семьи.
Гуманистические принципы образования в школе предполагают реализацию воспитательных задач на каждом учебном занятии, создание воспитательной среды во внеурочное время, построение системы внеклассной работы, нацеленной на укрепление здоровья воспитанников и духовно - нравственное развитие личности каждого ребенка. В программе воспитания выделено пять тематических блоков, содержание которых способствует эффективному решению поставленных задач. Программа воспитания учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната V вида осуществляется посредством включения детей в различные виды деятельности: игровую, учебно-познавательную, коллективно-творческую. Формы проведения мероприятий по данной программе могут быть самыми разнообразными: комплексные (интегрированные), беседы, рассказы, экскурсии, праздники, конкурсы, диспуты, сочинения, тестирование, игры, чтения, дискуссии, представления. С воспитанниками проводятся собеседования, тестирования, практические занятия, позволяющие определить сформированность у них необходимых знаний, умений, навыков по каждому разделу программы. Педагогу предоставлена возможность свободного выбора технологии, стиля обучения, воспитания, общения, формы организации учебно-воспитательного процесса. Но при этом строго соблюдается принцип учреждения – «не навреди». Ребенок и педагог должны получать удовлетворение от обучения и совместной деятельности. Актуальные воспитательные технологии и методики: методика коллективной творческой деятельности (И. П.Иванов); технология личностно-ориентированного КТД; технология педагогической поддержки (О. Г.Газман); технологии Н. Е. Щурковой: «Педагогическое общение»; «Технология организации групповых форм общения», «Педагогическая технология воспитания счастливого человека в школе»; создание ситуации развития личности, создание ситуации успеха (Л. С.Выготский)
Реализация данной программы позволит:
-улучшить физическое и психическое здоровье детей;
-создать условия для коррекции и развития познавательных способностей: мышления, памяти, речи, восприятия и т. д.;
-преодолеть трудности социализации обучающихся воспитанников, обеспечив их необходимыми знаниями, умениями и навыками;
-создать условия для социального становления и самореализации воспитанников;
-повысить духовно-нравственный, интеллектуальный и творческий потенциал воспитанников школы-интерната.
III.МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Этапы реализации:
- Подготовительный этап (2012-2013 учебный год)
Содержание деятельности | Ожидаемый результат |
1. Диагностика | Выявление уровня развития личности воспитанников. |
2Разработка программы | Создание системы единого воспитательного процесса, с целью повышения уровня развития личности воспитанника. |
3.Разработка диагностического инструментария исследования эффективности воспитательной деятельности школы-интерната. | Разработаны показатели мониторинга деятельности коллектива по реализации программы |
4. Разработка тактики реализации программы | Наличие этапов и основных направлений деятельности |
5.Создание научно-методической базы для работы по программе | Подготовлена научно-методическая база |
6. Адаптация ученического и педагогического коллективов, родительской общественности к условиям реализации программы. | Готовность педагогического коллектива, родительской общественности к реализации плана мероприятий по реализации программы |
II. Основной этап (2013-2014 г. г.)
Содержание деятельности | Ожидаемый результат |
1.Разрабока программ. | Скорректированы программы и тематические планы в соответствии с педагогической концепцией. |
2.Стимулирование деятельности педагогического коллектива по реализации программы | Развитие инициативы и творчества педагогов |
3.Психолого-педагогическое просвещение педагогов. Организация для педагогического коллектива постоянно действующего психолого-педагогических семинаров по воспитательным проблемам. | Совершенствование навыков педагогической и исследовательской деятельности. |
4.Внедрение новых технологий, в том числе ИКТ в образовательный процесс | Совершенствование навыков педагогической деятельности, непрерывное повышение квалификации учителей, воспитателей, руководителей кружков, секций и факультативов и других специалистов школы. |
5.Создание в каждой воспитательной группе коррекционно-развивающей среды, способствующей сохранению и развитию физического и психического здоровья воспитанника | Совершенствование коррекционно-оздоровительной деятельности |
6.Расширение внешних связей по линии реализации воспитательной программы | Создание единого образовательного пространства |
7. Мониторинг деятельности воспитанников, педагогов, родителей по результатам реализации программы | Формируется банк данных о результатах деятельности участников воспитательного процесса |
III. Заключительный этап (2014-2015 г. г.)
Содержание деятельности | Ожидаемый результат |
1.Корректировка содержательной, организационной и управленческой моделей | Успешное функционирование воспитательной системы |
2.Обобщение опыта работы педагогов, родителей, учащихся по моделированию и построению открытой воспитательной системы школы-интерната | Создан банк данных обобщения опыта всех субъектов образовательного процесса |
3.Анализ результатов воспитательной деятельности, определение перспектив и путей дальнейшего развития. | Разработка новой программы, направленной на гармонизацию процесса социализации воспитанников и подготовку их к самостоятельной жизни в меняющемся обществе |
IV СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Воспитательная деятельность реализуется по следующим направлениям:
1. Нравственно – этическое направление. Православная культура и религиозная этика. Экологическое направление в воспитании.
2.Гражданско – патриотическое и военно – массовое направление.
3.Спортивно – оздоровительное направление и формирование основ культуры здоровья.
4. Формирование трудовой мотивации, сознательного отношения к учебе, дисциплине, развитие познавательных интересов.
5. Формирование коммуникативно – социальной компетентности.
6. Коррекционно – развивающий блок.
В тематический план включены основные мероприятия, максимально раскрывающие содержание каждого направления.
Блок 1. Нравственно – этическое направление. Православная культура и религиозная этика. Экологическое направление в воспитании.
День знаний. Игра по станциям.
Этическая беседа: «Без добрых дел – нет доброго имени»
Общешкольный праздник День Учителя.
Этическая беседа: «Душевность и бездушность»
Беседа – рассуждение: «Быть патриотом России – что это значит?»
Общешкольное мероприятие День Матери.
Беседа – диалог: «Отзывчивость и доброта»
Общешкольное мероприятие Новогодний утренник.
Этическая беседа: «Дружим с добрыми словами»
Литературная гостиная.
Экологический час: «Чистый ли снег»
Общешкольное мероприятие Международный женский день.
Экологический час: «Что нужно растению для роста»
Этический час: « Умеем общаться»
Конкурс рисунков: «Победа»
Блок 2. Гражданско – патриотическое и военно – массовое направление.
Краеведческий час: «Посмотри как хорош, мир, в котором ты живешь!»
Заочное путешествие: «Достопримечательности Кубани»
Конкурс рисунков: «Край, в котором я живу»
Беседа – диалог: «Родная улица моя»
Беседа – рассуждение: «Народы России»
Общешкольное мероприятие день Защитников отечества.
Беседа – диалог: «Любовь и уважение к Отечеству»
Практическое занятие: «Знакомство с праздниками, традициями, обычаями Родины»
Беседа: «Герои космоса»
Общешкольное мероприятие День Победы.
Чтение из цикла: «О воинских подвигах»
Блок 3. .Спортивно – оздоровительное направление и формирование основ культуры здоровья.
Экскурсия в сквер: «Золотая осень»
Веселые старты
Конкурсная программа: «Королева Осень»
Беседа – диалог: «Вредные привычки и их последствия»
Беседа – практикум: «Как правильно дышать на улице»
Общешкольное мероприятие: «Олимпиада Сочи 2014»
Тренинг: «Знаю ли я свой организм»
Спортивные эстафеты
Час здоровья: «В здоровом теле – здоровый дух»
Инструктаж по ПДД.
Экскурсия на конеферму.
Блок 4. Формирование трудовой мотивации, сознательного отношения к учебе, дисциплине, развитие познавательных интересов.
Инструктаж: «Как перейти улицу, если нет светофора»
Игра: Правила дорожные знать каждому положено»
Обсуждение: Правила поведения в группе»
Игра – тренинг: «Мой внешний вид»
Конкурс поделок: «Новогодняя игрушка»
Акция: «Поможем птицам»
Посещение библиотеки: « Книги о солдатах»
Трудовой десант: « Бережное отношение к природе»
Поговорим о любимой книге.
Посещение библиотеки: «Мастерская книг»
Составление рассказа: «Моя любимая книга»
Изготовление подарков ветеранам ВОВ.
Блок 5. Формирование коммуникативно – социальной компетентности.
Игра: «Передай эмоцию»
Творческая работа: «Моя визитка»
Творческое упражнение: «Ритуал приветствия»
Игра: «Благодарность»
Игра – тренинг: « Мир и я»
Игра: «Узнай кто я»
Сюжетно – ролевые игры.
Творческая работа: «Портрет друга»
Игра: «Сочини свою сказку»
Игра: «Солнце светит для тех, кто…»
Блок 6. Реализация коррекционно – развивающего блока.
Коррекционно-развивающая работа осуществляется мной систематически и регулярно. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на индивидуальных логопедических занятиях, закрепляются во время режимных моментов, коррекционных часов, внеклассных мероприятиях. Индивидуальные задания прописываются в тетради взаимосвязи логопед – воспитатель. Задачи развития речи и коррекции её недостатков, которые являются приоритетными для всех воспитанников группы реализовываются на групповых и индивидуальных занятиях.
Тема, цель, содержание, методическая аранжировка занятий определяется в соответствии с программой.
Групповые занятия для детей в группе приоритетно ориентированы на формирование лексико - грамматических средств языка и развитие связной речи, формированию произношения и подготовке к обучению грамоте.
Индивидуальные занятия направлены на осуществление коррекции индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой.
В тетради взаимосвязи отражены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка.
Это позволяет повысить эффективность занятий и осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.
В итоге коррекционно – развивающей работы речь воспитанников группы должна соответствовать требованиям программы.
Помимо этого у детей должны быть достаточно развиты другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению:
- Фонетическое восприятие;
- Первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза;
- Графо-моторные навыки;
- Навыки письма и чтения.
Коррекционная работа ведётся в тесном сотрудничестве со специалистами учреждения (логопед – воспитатель – учитель – психолог)
Планируемый результат – достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе. Тесное взаимодействие педагогов и родителей на основе продуманной и налаженной сети интегрированных связей, комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных возрасту и структуре дефекта детей, чем достигается эффективность и стабильность результатов. Своевременность принятых мер, сотрудничество специалистов обеспечивают речевое развитие ребёнка. Речевые показатели по всем параметрам улучшились.
Работа кружка по интересам в группе 3 классов «Оч. Умелые ручки»
Цели и задачи:
. - развивать творческие способности детей; любовь к труду; воспитывать усидчивость, трудолюбие, умение доводить дело до конца;
- развивать мелкую моторику рук; активизировать речевую активность; обогащать активный и пассивный словарь, развивать память, мышление, внимание;
- учить детей работе с бумагой различными техниками
№ | Тема | кол – во часов | даты |
1. 2. 3 4 5 6 7 8 9 10 | Инструктаж по ТБ Аппликация «Корзинка с цветами» Аппликация «Веселая машинка» Аппликация «Аквариум с рыбками» Аппликация «Кораблик» Аппликация «Игривый котенок» Аппликация «Лесная полянка» Аппликация «Белочка на дереве» Аппликация «Букет сирени» Аппликация «Восход солнца на море» | 1 2 2 2 2 2 2 2 2 1 | 15.01.14г 22 -29.01 05 -12.02 19 – 26.02 05 – 12.03 1.03 – 02.04 09 – 16.04 23 – 30.04 06 – 13.05 20.05 |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
Направление деятельности | Мероприятия |
Создание единого воспитательного пространства «родители – дети – воспитатель» Формирование единых педагогических требований. Создание банка данных. Раннее выявление кризисных семей. Создание условий для развития родительских общественных организаций. | Изучение семей вновь поступивших детей. Знакомство их с системой обучения и воспитания в школе. Посещение семей обучающихся. Создание банка данных социальной картотеки семьи, социологического паспорта семьи. Педагогическое и психологическое просвещение родителей: - собрания родителей; - собрания – практикумы для родителей; - индивидуальная работа с родителями. |
Своевременное выявление детей, требующих внимания. | Регулярное посещение проблемных семей. Индивидуальные беседы с родителями. Консультация для родителей по вопросам воспитания и обучения. Совместная профилактическая работа с инспекторами ПДН, КДН. |
Оказание помощи проблемным семьям, уменьшение количества проблемных семей. Оказание своевременной помощи опекаемым и особо нуждающимся детям из многодетных семей. | Работа с семьями опекаемых детей и детей из многодетных семей: - регулярное посещение семей опекаемых детей и детей из многодетных семей; - индивидуальные беседы с опекунами. |
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППЕ,
Критерии | Показатели | диагностические средства |
Сформированность физического и психического потенциала личности воспитанников | состояние физического и психического здоровья обучающихся. Развитость физических качеств. выбор здорового образа жизни. | Диагностика познавательной деятельности. Диагностика эмоционально – волевой сферы. |
Сформированность трудовых умений и навыков, навыков самообслуживания. | Овладение обслуживающим трудом. | Педагогическое наблюдение для выявления уровня трудовых умений и навыков, навыков самообслуживания. |
Сформированность духовно – нравственного, интелектуальнного и творческого потенциала личности воспитанника. | Сформированность адекватного отношения к Родине, семье, школе, классному коллективу, себе, природе, учебе и труду. Развитость чувства прекрасного и других эстетических качеств. | Диагностика уровня развития личности воспитанников. |
Сформированность коммуникативного потенциала личности воспитанника. | Коммуникабельность. Сформированность коммуникативной культуры. Социальная адаптация. | Методика социализированности и нравственной воспитанности личности (М.И. Рожкова) |
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ,
Реализация программы позволит:
-создать максимально комфортные условия для развития, коррекции и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, способного полноценно жить и трудиться в современном обществе;
- способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников, привитию навыков здорового образа жизни;
-усилить ориентацию воспитанников на общечеловеческие ценности, гражданскую ответственность, ценностное отношение к семье, своему городу, стране;
- удовлетворить интересы и потребности обучающихся в дополнительном образовании.
-укрепить связи семьи и школы в интересах развития ребенка, коррекции процессов его воспитания и обучения, создать систему педагогической подготовки родителей;
-создать единое воспитательное пространство всеми заинтересованными государственными и общественными учреждениями в группе;
-создать систему повышения профессионального мастерства организаторов воспитания; внедрению в практическую деятельность современных достижений коррекционной педагогики, инновационной и экспериментальной работы в области коррекционного воспитан
ЛИТЕРАТУРА
Конвенция о правах ребенка (вступила в силу 15.09.1990 г.)
Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ
Семейный кодекс РФ от 29. 12.1995 №223 - ФЗ.
Закон РФ «Об основных гарантах прав ребенка» от 27.07.1996 №124-ФЗ
Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г., с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22.08. 2004 N 122-ФЗ, вступивших в силу с 01.01.2005 года.
Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1996 № 120-ФЗ
Минимальный социальный стандарт РФ «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в ОУ общего образования»
Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г
«Концепция Федеральной целевой программы развития образования до 2010 г.» от 03.10 2005г.- «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации» 9 декабря 2004. (протокол № 47, раздел 1).
Типовое положение о специальном (коррекционном образовательном) учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» от 12.03. 1997 г.
Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.97 г. «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»
Устав Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Алексеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида».
1. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности у детей. — М., 1997.
2. Божович Л. И. Психология личности. — М.: Изд-во МГУ, 1981.
3. Боскис Р. М. Аномальные дети. Основа обучения и воспитания аномальных детей. — М., 1969.
4. Бгажнокова И. М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта. // Дефектология. – 1995. - №5
5. Бгажнокова М. М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология. – 1994. - №1
6. Васенков Г. В. Формы и методы профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых учащихся в новых экономических условиях // В сб. Инновации в Российском образовании (коррекционная педагогика).- М.; 1999.
7. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь.-М.: Из-во АПНРСФСР, 1959
8. Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М.: просвещение,1973.
9. Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников. / Под ред. Н. П. Долгобородовой – Ленинград, 1969
10. Вопросы трудового обучения во вспомогательной школе / Под ред. Г. М. Дульнева. – М., 1965.
11. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В. Воронковой. – М., 1994. – 416 с.
12. Гнатюк А. А. Подготовленность выпускников вспомогательной школы к профессиональному труду. // Дефектология. 1986. N6.
13. Долгобородова Н. П., Лялин Н. А., Пик И. Д. Воспитание учащихся вспомогательной школы. – М., 1968.
14. Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1981.
15. Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1969.
16. Дульнев Г. М. Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе.-М.: Педагогика, 1972.
17. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М., 1996.
18. Караковский ВА. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. — М.: Новая школа, 1992.
19. Ерёменко И. Г. Олигофренопедагогика. – Киев, 1985.
20. Ерёменко И. Г. Познавательные возможности учащихся вспомогательной школы. – Киев, 1972.
21. Забрамная С. Д. Психолого – педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995.
22. Копылова Т. Г. Лапшина О. Л. Система профориентационной работы в коррекционной школе VIII вида // Дефектология.-2006.-№5.
23. Ковалева Е. А. Трудовое обучение во вспомогательной школе. - М.:Просвещение,1998
24. Караковский В. А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования.- М.: Новая школа, 1992
25. Караковский В. А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса.- М.,1993
26. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. — М.: Просвещение. 1994.
27. Кузнецова Н. П., Мейснер Е. В.Административное управление воспитательным процессом.-Волгоград: Учитель, 2006
28. Леонтьев А. Н. Формирование личности.
29. Ляшко Н. Н., Федотова ДД. (ред.) Проблемы олигофрении.— М., 1970.
30. Лурия А. Р. Умственно отсталый ребенок.- М. : АПН РСФСР, 1960
31. Матасов Ю. Т. Изучение мыслительной деятельности учащихся вспомогательной школы. –М.,1983.
32. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. — М.: АРКТМ, 2000.
33. Митькина А. В., Фадеева С. А., Г. Н.Дождикова. Профилактика девиантного поведения детей и подростков: НИРО- Н. Новгород:Нижегородский гуманитарный центр, 2007.
34. Нечаев М. П. Практика управления воспитанием в школе - М.: АРКИИ, 2005
35. Пузанов Б. П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. М., 2003. – 272 с.
36. Певзнер М. С. Дети – олигофрены. – М., 1989.
37. Певзнер П. С. Динамика развития детей олигофренов. - М. :Педагогика, 1983.
38. Петрова В. Г. практическая и умственная деятельность детей - олигофренов.- М.: Просвещение, 1986.
39. Практическая психология образования, Под ред. И. В. Дубровиной.-М.,1998
40. Пинский Б. И. Коррекционно – воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы. – М., 1984.
41. Планы поддержки для умственно отсталых детей. — Минск: Открытые двери, 1997.
42. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. — М.: Просвещение, 1986.
43. Слободчикова В. И. (ред.) Развитие и образование особенных детей. — М., 1999.
44. Сыромятникова Л. М. Мастер-класс для заместителя директора по воспитательной работе в общеобразовательном учреждении. Книги 1,2,3- М.:Глобус, 2008
45. Социально-трудовая адаптация учащихся и выпускников вспомогательных школ / Под ред. А. Н. Нигаева, В. В. Коркунова. – М., 1990.
46. Стаденко Н. М. Особенности мышления учащихся вспомогательной школы.– Киев, 1980.
47. Худенко Е. Д., Г. Ф.Гаврилычева, Е. Ю.Селиванова. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей.-2-е изд. испр. и доп.-М.:АРКТИ,2006
48. Цветкова И. В. Как создать программу воспитательной работы: Метод. Пособие /И. В.Цветкова.-М.: Просвещение,2006
49. Шипицина Л. М.. Защиринская О. В. и др. Азбука общения (Основы коммуникации): Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. — СПб.: ЛОИУУ, 1996.
50. Шоппер Э., Ватере Л. Поддержка античных и отстающих в развитии детей. — Минск: Открытые двери, 1992.
51. Штейнер Р. Воспитание к свободе. — М.: Центр Вальдорфской педагогики, 1998.
52. Шуркова Н. Е., Нитюков В. Ю., Савченко А. П. и др. Новые технологии воспитательного процесса.
53. Щуркова Н. Е. Программа воспитания школьника.- М.: Педагогическое общество России, 1998.
54. Шиф Ж. И. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе-М.: Просвещение, 1973.
55. Эм З. Б. Особенности обучения и воспитания умственно отсталых детей.– Ташкент, 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план воспитательной работы ГБСОУ школа - интернат №1
Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы воспитательной работы. Целенаправленное и четкое планирование помогает педагогам избежать многих ошибок и отрицательн...
План - конспект коррекцищнного занятия ГБСОУ школа - интернат №1.
План -конспект можно использовать при проведении коррекциооных занятий с учащимися 4 классов. Цель занятия - создание условий для обобщения и систематизации полученных ранее сведений о прилагате...
Выступление на педагогическом совете "Система профориентационной работы в школе – интернате"
Анализ работы педагогического коллектива школы-интерната по профориентации....
Доклада на педсовет по теме «Организация воспитательной работы в школе-интернате как средство развития ключевых компетенций учащихся»
Набор ключевых компетенций в обобщенном виде можно представить следующим образом:· ценностно-смысловые компетенции;· учебно-познавательные,· информационные;&midd...
Современные музейные практики в воспитательной работе санаторной школы-интерната
Использование современных музейных практик доказало свою эффективность в достижении цели воспитания в образовательной организации и имеет прикладной характер. Музейная деятельность может ст...
Рабочая программа воспитателя "Исилькульской адаптивной школы-интернат" для работы с учащимися 3 б класса
Рабочая программа воспитателя коррекционной школы-интернат 8 вида и аннотация к представленной программе....
Программа Воспитательной работы "Школа Вежливых наук", Программа работы с родителями на 2023-2027 уч.гг.
Программа Воспитательной работы "Школа Вежливых наук" 2023-2027 уч.гг.Программа работы с родителями "Содружество" 2023-2027 уч.гг.Страничка Экскурсии и праздники | О...