Подготовка учащихся начальной школы к самостоятельной жизни
статья (3 класс)
Из опыта работы по вопросу воспитания самостоятельности детей с умеренной умственной отсталостью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_uchashchihsya_nachalnoy_shkoly_k_samostoyatelnoy_zhizni.docx | 11.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка учащихся начальной школы к самостоятельной жизни.
Характеристика класса
З «В» класс
Возраст учащихся – 11-12 лет
Уровень развития соответствует – 6-7 годам
Дети обучаются по второму варианту Примерной Адаптированной общей образовательной программы.
На момент начала работы элементарные знания о себе и своём возрасте были сформированы слабо. Представления ближайших родственниках были не значительные. Не все дети могли соотнести себя с определённым полом. Представление о том, кем они будут, повзрослев, мужчиной или женщиной, отсутствовали. Гигиенические навыки были развиты на разном уровне. Одни частично зависели от помощи взрослых. Другие владели умениями и навыками на доступном для них уровне. Нормы поведения не всегда соблюдались детьми, так как не были им понятны. Общение было затруднено. Дети не понимали обращённую к ним речь в полном объёме. Речь некоторых была сильно искажена. Другие не владели речью. А мимикой и жестами пользовались неохотно. Представления о трудовой деятельности у детей незначительные. Трудовые навыки на стадии формирования или отсутствовали совсем. Представления о безопасном поведении так же отсутствовали.
Целью воспитательной программы школы является подготовка детей к самостоятельной жизни. В ней предусмотрена работа последующим направления:
Самоидентификация нормы полоролевого поведения человека современной культуры
Гигиена как условие сохранения здоровья и жизни
Этические нормы жизни как регулятор поведения людей
Общение с детьми и взрослыми
Культура взаимодействия со средой проживания
Формирование умений и навыков труда
Правила ухода за жилым помещением
Основы безопасности жизнедеятельности
Весь учебный процесс направлен на приобретение детьми навыков самостоятельной жизни. Начиная с утреннего приёма. На таких учебных предметах как «Альтернативная коммуникация», «Человек», «Домоводство», «Окружающий природный и социальный мир», «Математические представления» На организованных переменах, во время различных игр. В столовой. В ходе классных часов. На внеурочных мероприятиях. В группе продлённого дня.
Итак, обо всём по порядку.
- Самоидентификация нормы полоролевого поведения человека современной культуры.
Дети должны знать своё имя и фамилию, имена членов своей семьи, свой возраст. Различать внешний облик мальчика, девочки. Определять свою половую принадлежность.
Утро в школе начинается с того, что, каждый ребёнок называет дежурному учителю свою фамилию имя и класс. Детки, которые не разговаривают, подходят вместе с родителями. Взрослые побуждают ребёнка вступать в контакт. Рассказывать о себе с помощью доступных ему способов (жесты, мимика).
Знания о внешнем облике мальчика и девочки, мужчины и женщины учащиеся получают, рассматривая и сравнивая иллюстрации и фотографии. Закрепляют свои знания в ходе сюжетно – ролевых игр. Например, “Семья”, “Школа”.
- Гигиена как условие сохранения здоровья и жизни
Дети должны иметь представление о пользовании туалетом, мытье рук, гигиене полости рта, тела, об уходе за волосами. Уметь пользоваться предметами гигиенической помощи. Заботится о сохранении зрения. Соблюдать опрятность в одежде.
Основная проблема, с которой мы сталкиваемся в работе с этой группой детей, это посещение туалета. Организовывается посещение детьми всего класса туалетной комнаты практически каждую перемену. Мытьё рук и пользование гигиеническими средствами осуществляется регулярно, по мере необходимости. Привитию у детей гигиенических навыков помогают вот такие памятки. Детям нравиться сверять свои действия с образцом.
На уроках по предмету “Человек” учащиеся получают знания о гигиене и здоровом образе жизни. В качестве основного вида деятельности используются дидактические игры и практические формы работы.
- Этические нормы жизни как регулятор поведения людей
Дети должны уметь вести себя за столом. Знать формы обращения с просьбой, выражения благодарности, приветствия, прощания. Освоить товарищеские нормы отношений (забота друг о друге, взаимопомощь, сочувствие). Знать и соблюдать нормы поведения в школе, на массовых мероприятиях.
Представления о нормах жизни закладываются уроках по предметам “Человек”, “Домоводство”, “Социальный окружающий мир”. На них эффективно используются практическая деятельность, сюжетно – ролевые и дидактические игры. К посещению, массовых мероприятий дети подготавливаются заранее. Актуализации имеющихся у детей знаний способствуют знакомые детям игры, рассказывание сказок взрослым, взрослым и детьми. На переменах организовываются различные игры. Таким образам учащиеся получают представление о том, как безопасно и с пользой проводить свободное время.
- Общение с детьми и взрослыми
Общение со сверстниками, со старшими по возрасту.
Общение со взрослыми
Неприятие грубой речи
Привычка быть приветливым, доброжелательным
Выполнять просьбу и поручение взрослого
Уступать друг другу
Возникновению общения, взаимодействия взрослого с детьми, детьми друг с другом способствует вовлечение учеников в различные виды деятельности. Это различные виды игр, трудовая деятельность. Использую их на всех своих уроках. Научится общаться с другими детьми, учащиеся могут на общешкольных мероприятиях. Стараюсь, чтобы дети учавствовали во многих из них.
- Культура взаимодействия со средой проживания
Дети учатся подготавливать и убирать места для учебной, трудовой, досугово-игровой деятельности и отдыха.
В начале учебного дня. Мы с детьми составляем визуальное расписание на день. В нём отмечаются все уроки, перемены, приёмы пищи, коррекционные занятия, мероприятия в группе продлённого дня. Таким образом, дети настраиваются на новый день. У них вырабатывается привычка соблюдать режим. Для того чтобы подготовиться к следующему уроку сверяемся с расписанием. Затем готовим всё необходимое. После окончания урока или занятия убираем этот пункт из расписания.
- Формирование умений и навыков труда
Дети учатся открывать и запирать дверь. Приобретают умение играть в подвижные, сюжетно-ролевые игры. Получают представления о том, что такое кухня и ее назначении. Учатся использования столовых приборов, готовить простые блюда (приготовить чай, порезать хлеб, простой салат).
Трудовые умения и навыки приобретаются детьми на всех уроках и во время внеурочной деятельности. Стараюсь создавать условия для того, чтобы учащиеся полноправно участвовали в доступной для них деятельности. Известно, что дети с удовольствием делают то, что им интересно. Для кого-то это может быть изготовление красивой поделки. Для другого - желание помочь. Навык, который осваивают дети, должен быть доступен для них. Для его усвоения использую показ, метод рука в руке.
На уроках “Домоводство” в ходе практической деятельности учащиеся получают знания о кухне, учатся пользоваться столовыми приборами, готовить простые блюда
- Правила ухода за жилым помещением
Дети учатся убирать за собой игрушки. Пользоваться веником, пылесосом. Осваивают навыки проведения влажной уборки. Учатся ухаживать за комнатными растениями.
Работа по усвоению навыков ухода за жилым помещением проводится такая же как и при усвоении других трудовых навыков.
- Основы безопасности жизнедеятельности
Знать основные правила безопасного поведения в помещении, на улице, в природе. Ориентация на местности: знать подробный адрес и близлежащие объекты.
Освоение учащимися навыков безопасного поведения эффективно, если уроки, классные часы и внеурочные мероприятия организовывать в форме игр. Как уже отмечалось выше, в своей работе использую различные виды игр. Детям очень нравятся лото “Дорожные знаки” и дидактическая игра “Как избежать неприятностей”. Любят ребята сюжетно-ролевые игры. Например, “Мы пассажиры”, “Ты дома”.
Результативность работы
У детей изменились знания о ближайших родственниках. Расширились знания о нормах поведения мальчика и девочки, мужчины и женщины. При выполнении гигиенических процедур дети проявляют большую самостоятельность. Общение стало более доступным. Дети вступают в контакт доступными им способами. Учащиеся освоили некоторые трудовые навыки. Изменилось представление о безопасном поведении. Они стараются придерживаться известных им норм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка детей детского дома к самостоятельной жизни.
Все знают, что роль семьи в жизни человека велика. И педагоги, и психологи, и социологи утверждают, что у истоков ф...
Результаты мониторинга математической подготовки учащихся начальной школы
Индивидуальный результат ученика 4 класса Давыдова Дмитрия....
Технология подготовки учащихся начальной школы к олимпиаде по русскому языку
подготовка учащихся к олимпиаде...
Список литературы для самостоятельного чтения в начальной школе (Из примерных программ по учебным предметам стандартов второго поколения) Данный список литературы для учащихся начальной школы носит рекомендательный характер. Учитель по желанию может выбра
Список литературы для самостоятельного чтения в начальной школе(Из примерных программ по учебным предметам стандартов второго поколения)Данный список литературы для учащихся начальной школы носит реко...
Технология подготовки учащихся начальной школы к олимпиаде
Материал выступления на РМО учителей начальных классов...
Проекты в начальной школе: развиваем самостоятельность и применяем знания на практике. Подготовка учащихся к проектной деятельности
Проекты в начальной школе: развиваем самостоятельность и применяем знания на практике...
Подготовка учащихся начальной школы к выполнению испытаний ВФСК ГТО
Данная презентация познакомит с важным вопросом подготовки учащихся начальной школы к выполнению испытаний ВФСК ГТО.Современное образование ставит перед учениками различные задачи и требует от них не ...