Технология подготовки учащихся начальной школы к олимпиаде
методическая разработка
Материал выступления на РМО учителей начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология подготовки учащихся начальной школы к олимпиаде | 2.65 МБ |
Технология подготовки учащихся начальной школы к олимпиаде | 25.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сегодня одаренными детьми называют: детей с интеллектом выше среднего; детей с высоким уровнем творческих способностей; детей, достигших успехов в определенных областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты); детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).
Олимпиада (греч. olympias ) – соревнование, смотр, конкурс. Цель олимпиады - выявление интересов, развития и одарённости учащихся, определение наиболее распространённых ошибок и трудностей, из-за которых часть школьников не смогла справиться с заданиями. Олимпиада выявляет лучших, но каждый может попробовать свои силы, развивать логическое мышление, расширять кругозор. В целом олимпиада служит развитию творческой инициативы учащихся.
Целями работы подготовки к олимпиадам являются : Развитие познавательной активности учащихся Формирование интереса к изучению предметов гуманитарного цикла Выявления уровня подготовки учащихся по предметам гуманитарного цикла Развитие самостоятельного, поискового, исследовательского мышления Формирование творческой активности обучающихся Развитие способности к нахождению аналогий Учить работать командой (группой) Способствовать развитию мышления и коммуникативных способностей учащихся
Главное - объём знаний. Сначала решение стандартных школьных задач с самопроверкой, а затем – олимпиадные задачки. Полное усвоение пройденного программного материала и последующее его углубление.
Курсы внеурочной деятельности интеллектуального направления Школа развития речи Математика и конструирование Развитие творческих способностей Мир загадок (1 класс) Мир человека (2 класс) Мир фантазии (3 класс) Мир логики (4 класс)
Дополнительное образование
Развивающие игры
Дистанционные олимпиады Русский медвежонок Кенгуру Олимпиада по основам наук Интеллект - экспресс
Система подготовки участников олимпиад: — базовая школьная подготовка по предмету; — подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, элективы , научные общества в школах и учреждениях дополнительного образования); — самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.); — целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету
Алгоритм работы с одарёнными детьми Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников. Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам. Планируем работу . Расширяем кругозор. Решаем задачи. Работаем руками. 7 . И не останавливаемся...
Как сделать процесс усвоения информации более эффективным? зачётный лист (автор, название книги, статьи, интересный факт, стр.) зачёты по прочитанной книге, статье и т. д. целевое изучение литературы создание опорных схем, таблиц и т.д.
Примерная схема-план индивидуального образовательного маршрута учащегося. ФИО учащегося. Класс. Предмет. Дата № задания Тема Что прочитать Какие понятия необходимо выучить Какие задачи нужно решить Результат выполнения задания
Методы и средства обучения базируются на основных положениях концепции развивающего обучения: Усвоение «знаний-умений-навыков» из цели образования превращается в средство развития способностей; На смену « субъект-объектной » логике воздействия на ученика приходит логика содействия, сотрудничества; Учащийся становится субъектом своего собственного развития; Требование соответствия образовательных технологий природным закономерностям развития личности.
Ведущие методы творческого характера: проблемные; поисковые; эвристические; исследовательские; проектные в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы
Пошаговый алгоритм подготовки к конкурсам и олимпиадам 1 шаг – первичный анализ. Ребята, просмотрев работу, отмечают те задания, которые могут выполнить самостоятельно. 2 шаг – поиск справочного материала. Дети, подбирают необходимый книги, журналы, пособия в школьной библиотеке и сети Интернет. 3 шаг – отбор информации. Под руководством учителя и при помощи родителей происходит отбор необходимого материала. 4 шаг – построение ответов. Если олимпиада тестовая, то выбираем верный ответ из предложенных. Если олимпиада требует полного ответа – корректируем готовый ответ. 5 шаг – оформление работы. 6 шаг – сдача работы
Условия успешной работы с одаренными учащимися: осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми. признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы. Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся ; Включение в работу с одаренными детьми учителей, обладающих определенными качествами:
Требования к личности учителя, работающего с одарёнными детьми
Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Учителю-предметнику в работе необходимо: Составить план занятий с ребенком, учитывая психические особенности ребенка . Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам. Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.
Диагностика успешности обучения – обязательное условие работы учителя сегодня необходимо сместить акценты с контроля соответствия знаний, умений, навыков учащихся на контроль индивидуальной динамики продвижения каждого ученика; контроль должен быть совместной деятельностью учителя и ученика, учащиеся должны быть полноправными субъектами контролирующей деятельности. Одним из проявлений такой деятельности должно быть самооценивание продвижения по предмету; необходимо существенно усилить диагностическую функцию контроля, использовать результаты контроля как основу дифференцированной работы по предмету.
подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года; индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого обучающегося; участие в дистанционных олимпиадах всероссийского и международного уровня Подготовка к олимпиаде не должна быть разовым мероприятием.
Спасибо за внимание!
Использованная литература 1.Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. - М.: Народное образование, 2001. - 128с Орг А. О. Олимпиады по русскому языку: кн. для учителя. М.: Просвещение, 2005 . Олимпиадные задания по русскому языку. 9-11 классы. – Вып . 2 /авт.-сост. Л. В. Черепанова, Н. Я. Нелюбова. – Волгоград: Учитель, 2011. 4. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы / М. М.Казбек-Казиева . – М.: Айрис-пресс, 2006. – (Школьные олимпиады) 5. Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып . 2 / [А. М. Камчатнов , С. И. Львова, О. М. Александрова и др.; под ред. А. М.Камчатнова ]. – М.: Просвещение, 2009 . 6. http :// ooc-school.ru 7. http:// www.erudyt.ru 8. http:// www.svetozar.ru 9. http ://www.philol.msu.ru/~ pk/lomonosovrus.html
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов КОГОБУ СШ с УИОП г. Омутнинска Мокрушина Елена Геннадьевна
Технология подготовки учащихся начальной школы
к олимпиаде
Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованной.
Процент одаренных с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70 %, то к четырнадцати годам — 30-40 %, а к семнадцати — только 15-20 %.
Интеллектуальное развитие к 5,5 годам имеет положительное ускорение, которое сменяется отрицательным, а к 12 годам в основном завершается. К 8 годам достигается 90% развития интеллекта.
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.
Сегодня одаренными детьми называют:
- детей с интеллектом выше среднего;
- детей с высоким уровнем творческих способностей;
- детей, достигших успехов в определенных областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты);
- детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).
Олимпиадное движение, конкурсы – это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одаренности.
С точки зрения педагогов олимпиада, конкурс – это эксперимент, в рамках которого одаренные дети помогают педагогам проанализировать свою деятельность в работе по усвоению информации учащимися по общеобразовательному предмету.
С точки зрения одаренных детей– это возможность продемонстрировать наличие имеющихся у них способов работы с неизвестной им информацией.
Целями работы являются:
- Развитие познавательной активности учащихся
- Формирование интереса к изучению предметов гуманитарного цикла
- Выявления уровня подготовки учащихся по предметам гуманитарного цикла
- Развитие самостоятельного, поискового, исследовательского мышления
- Формирование творческой активности обучающихся
- Развитие способности к нахождению аналогий
- Учить работать командой (группой)
- Способствовать развитию мышления и коммуникативных способностей учащихся.
Однако, одаренность учащегося в рамках школы, как бы мы того не хотели, сужается в рамки предметной. Решение проблемы заключается, на мой взгляд, в создании механизмов дифференцированного подхода в обучении школьников.
На подготовительном этапе работы надо приготовить задания и дать информацию обучающимся. Каждый из желающих имеет возможность попробовать свои силы, оценить свои способности. Как известно, самыми прочными являются те знания, которые получены человеком самостоятельно, после определенных усилий.
Всевозможные «почему» и «как» ставят увлекательную задачу поиска ответов, заставляют размышлять, обращаться к дополнительной литературе, а это значит, что идет процесс интеллектуального развития и совершенствования.
Готовя ответы на вопросы, обучающийся работает с разными источниками информации самостоятельно, но при необходимости имеет возможность получить консультацию преподавателя.
Одной из форм подготовок к олимпиадам нужно использовать исследовательскую работу учащихся, принимая участие в различных конкурсах. Основную цель исследовательской деятельности учащихся в том, чтобы формировать культуру мышления, т.е. способность обучающихся из потока информации выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды.
Система подготовки участников олимпиад:
— базовая школьная подготовка по предмету;
— подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, элективы, научные общества в школах и учреждениях дополнительного образования);
— самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
— целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством тренера-наставника (ментора, научного руководителя) , имеющего опыт участия в олимпиадном движении).
Подготовка школьников к олимпиадам.
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.
- подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года
- элективные курсы целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей
- индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим навыкам выбора способа их решения
- использование диагностического инструмента (например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы)
- уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач
- использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, практикумы в лабораториях вузов или предприятий (по договоренности), эксперимент в школьном кабинете и т.д.
1. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через
— наблюдения в ходе уроков;
— организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предмету;
— оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам
2.Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет
— реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников
— уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания)
— Работать по принципу «солёного огурца» (В.Ф.Шаталов)
3.Планируем работу.
— при планировании работы с группой школьников следует избегать формализма и излишней заорганизованности
— оптимальным будет построение индивидуальных образовательных траекторий для каждого участника (свободное посещение и продолжительность занятий, свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий)
— предусмотреть возможность отдыха, релаксации
— не превращать работу группы в пустое времяпровождение
— наличие группы школьников не означает преобладания групповых форм работы: такие формы должны быть возможно более краткими и наиболее интересными для всех присутствующих.
— основной формой работы на занятиях группы буду различные формы индивидуальной и парной работы
4.Расширяем кругозор:
— читаем книги, журналы
— работаем в Интернете
— общаемся дистанционно
5. Решаем задачи.
— нужно стремиться дать каждому члену группы свободу выбора, индивидуальную образовательную траекторию
— создать «книгу задач» (задания систематизированы по типам, способам решения, по сложности)
6. И не останавливаемся.
Как сделать процесс усвоения информации более эффективным?
— зачётный лист (автор, название книги, статьи, интересный факт, стр.)
— зачёты по прочитанной книге, статье и т. д.
— целевое изучение литературы
— создание опорных схем, таблиц и т.д.
С олимпиадниками работать и сложно и интересно. Интересно потому что это как правило, мотивированные учащиеся, которым не надо объяснять «зачем мы здесь сегодня собрались» и есть возможность более детально рассмотреть вопросы, занимательные факты, решить задачи и кроссворды, отработать умения и навыки, пообщаться, порассуждать на исторические и обществоведческие темы. Сложно потому, что наступает такой момент, когда твои ученики по каким-то вопросам знают уже больше тебя и тогда «олимпиадником» приходится становиться тебе, чтобы «держать планку».
Разнообразны формы и методы работы с одаренными детьми, в частности: индивидуальный подход в объяснении и проверке знаний, консультации, собеседования, предметные кружки, написание творческих рефератов, олимпиады, создание благоприятных условий для развития и обучения ребенка.
Методы и средства обучения
базируются на основных положениях концепции развивающего обучения:
— Усвоение «знаний-умений-навыков» из цели образования превращается в средство развития способностей;
— На смену «субъект-объектной» логике воздействия на ученика приходит логика содействия, сотрудничества;
— Учащийся становится субъектом своего собственного развития;
— Требование соответствия образовательных технологий природным закономерностям развития личности.
Ведущие методы творческого характера:
- проблемные;
- поисковые;
- эвристические;
- исследовательские;
- проектные
в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.
Выработан пошаговый алгоритм, по которому и происходит подготовка к следующим конкурсам, олимпиадам. Он помог нам грамотно распределить свои силы.
1 шаг – первичный анализ. Ребята, просмотрев работу, отмечают те задания, которые могут выполнить самостоятельно.
2 шаг – поиск справочного материала. Дети, подбирают необходимый книги, журналы, пособия в школьной библиотеке и сети Интернет.
3 шаг – отбор информации. Под моим руководством и при помощи родителей происходит отбор необходимого материала.
4 шаг – построение ответов. Если олимпиада тестовая, то выбираем верный ответ из предложенных. Если олимпиада требует полного ответа – корректируем готовый ответ.
5 шаг – оформление работы.
6 шаг – сдача работы.
Этот алгоритм помог достичь определенных результатов
Условия успешной работы с одаренными учащимися:
— осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
— создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми.
— признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
— Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся;
— Включение в работу с одаренными детьми учителей, обладающих определенными качествами:
Какими профессиональными качествами должен обладать педагог, чтобы эффективно работать с одаренными детьми и их родителями?
— Умение распознавать признаки одаренности ребенка в разных сферах его деятельности.
— Умение строить обучение в соответствии с результатами диагностики.
— Умение координировать свои действия с действиями родителей.
— Умение консультировать родителей и учащихся.
— Профессиональная зрелость.
— Теоретическая и практическая подготовка для работы с одаренными детьми.
— Эмоциональная стабильность.
— Способность к самоанализу.
— Чуткость, доброжелательность, наличие чувства юмора.
— Знакомство с концептуальными моделями обучения и развития одаренных детей.
Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми.
Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.
— Учителю-предметнику в работе необходимо:
— Составить план занятий с ребенком, учитывая психические особенности ребенка .
— Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
— Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.
Диагностика успешности обучения – обязательное условие работы учителя сегодня
- необходимо сместить акценты с контроля соответствия знаний, умений, навыков учащихся на контроль индивидуальной динамики продвижения каждого ученика;
- контроль должен быть совместной деятельностью учителя и ученика, учащиеся должны быть полноправными субъектами контролирующей деятельности. Одним из проявлений такой деятельности должно быть самооценивание продвижения по предмету;
- необходимо существенно усилить диагностическую функцию контроля, использовать результаты контроля как основу дифференцированной работы по предмету.
Подготовка к олимпиаде не должна быть разовым мероприятием.
- подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года;
- индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого обучающегося;
- участие в дистанционных олимпиадах всероссийского и международного уровня
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
подготовка учащихся начальных классов к олимпиадам
алгоритм подготовки учащихся начальных классов к олимпиадам...
Результаты мониторинга математической подготовки учащихся начальной школы
Индивидуальный результат ученика 4 класса Давыдова Дмитрия....
Технология подготовки учащихся начальной школы к олимпиаде по русскому языку
подготовка учащихся к олимпиаде...
Организация работы по подготовке учащихся начальных классов к олимпиаде по русскому языку
Подготовка к олимпиаде — дело не одного дня. Работу с учениками необходимо начинать еще в 1 классе, ведь далее им предстоит более углубленно познакомиться с такими разделами русского языка, как ...
Статья "Подготовка учеников начальной школы к олимпиадам"
В данной статье можно найти принципы подготовки к олимпиадам, основные этапы работы по подготовке к олимпиадам и другое....
Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся начальных классов к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка(в условиях внедрения ФГОС)
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса.Современное общество нуждается в одарённых, креативно мыслящих, творчески относящихся к...
Подготовка учащихся начальной школы к самостоятельной жизни
Из опыта работы по вопросу воспитания самостоятельности детей с умеренной умственной отсталостью....