Технология подготовки учащихся начальной школы к олимпиаде по русскому языку
консультация (1, 2, 3, 4 класс) на тему
подготовка учащихся к олимпиаде
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_podgotovki_uchashchihsya_nachalnoy_shkoly_k_olimpiade_po_russkomu_yazyku.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология подготовки учащихся начальной школы к олимпиаде по русскому языку
Предметные олимпиады
- Предметные олимпиады являются наиболее массовой формой внеурочной работы по учебным предметам;
- Для школьника олимпиада – это конкурс на лучшее знание предмета;
- Олимпиады способствуют подготовке школьников к жизни в современных условиях конкурентного мира
Олимпиада (греч.) - это соревнование учащихся на лучшее выполнение заданий в какой-либо области знаний
По уровню проведения олимпиады бывают:
- школьные
- районные
- областные или краевые
- всероссийские
- международные.
По форме проведения:
- очные
- очно-заочные
- заочные (дистанционные)
- сетевые.
Очные и заочные олимпиады проводятся уже давно. А вот дистанционные и сетевые олимпиады появились сравнительно недавно, но количество участников в них постоянно растёт.
Дистанционная эвристическая олимпиада - это олимпиада, в которой участники и организаторы удалены друг от друга, находятся в разных городах, странах. Участие в олимпиадах осуществляется с помощью электронной почты, форумов, а также других ресурсов сети Интернет.
Дистанционные олимпиады могут выполняться несколько дней, а вот сетевая олимпиада проходит в режиме реального времени Интернет.
Критерии дистанционной олимпиады:
- оригинальность;
- глубина;
- нестандартность;
- степень творческой реализации.
По количеству участников:
- командные;
- персональные.
Цели и задачи проведения олимпиад по русскому языку
- Раскрытие творческих возможностей каждого ребёнка, развитие творческой инициативы ученика;
- Выявление одаренных детей; учащихся, которые могут представлять свое учебное заведение на последующих этапах Олимпиады;
- Проверка учащихся по предмету, развитие сообразительности, чувства языка, формирование умений творчески применять имеющиеся знания;
- Популяризация русского языка как науки и школьного предмета;
- Воспитание интереса к школьным урокам русского языка и внеурочным занятиям по предмету;
- Повышение эффективности обучения.
Можно ли создать технологию эффективной подготовки «призёров» как минимум муниципального уровня?
Исходное положение № 1
Какими бы сложными ни были олимпиадные задания, они строятся на основе школьного курса русского языка и программы. Задания усложняют и логически развивают базовые предметные знания, облекают их в занимательную форму!
Исходное положение № 2
Полное прохождение программного материала. Необходим интенсивный курс занятий, желательно ежедневных, когда весь школьный материал не только «проходится», но и усваивается, контролируется, пока ребёнок не будет «удерживать в голове» 90% базового школьного курса.
Последующее углубление материала может происходить в любых формах и по любым источникам.
Исходное положение № 3
Одаренный ребенок - «олимпиадник» должен обладать следующими качествами:
- личная заинтересованность ребёнка;
- широкий кругозор;
- интерес к предмету;
- высокое чувство ответственности;
- широкие учебные возможности (память, мышление, формальная логика, способность к анализу и синтезу) и «умение учиться»
Принципы, лежащие в основе подготовки учащихся к олимпиаде:
- Принцип максимальной самостоятельности – предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями, в процессе работы с литературой, при решении различных заданий.
- Принцип активность знаний. Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент.
- Принцип опережающего уровня сложности. Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.
- Принцип опоры на результаты прошедших олимпиад. При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.
Принцип гуру: На последнем занятии перед олимпиадой необходимо напутственное слово учителя, необходимо поговорить с учащимися о тактике выполнения заданий на самой олимпиаде, настроить, убедить, что победителями все не бывают «Главное не победа, главное участие. Не надо волноваться, в олимпиаде принимают участие такие же ребята, как и вы. И все находятся в равных условиях, результат зависит только от тебя». За два три дня лучше отказаться от решения заданий, чтобы не привести к психологическому утомлению организма и, как следствие, притуплению творческого потенциала. Во время этой паузы накапливаются резервы и желание добиться успеха на олимпиаде.
Правила
построения собственной системы подготовки учащихся к участию в олимпиадном движении
- Начинать надо с работы над собой, повышая уровень своего профессионального мастерства!
- Готовить ученика системно, а не эпизодически, начиная с 1 класса!
- Опираться на базовую литературу по предмету и иметь банк олимпиадных заданий!
- Быть в курсе информации по всем олимпиадам текущего года!
Привлекать учеников к участию во всех возможных открытых дистанционных олимпиадах и конкурсах по русскому языку!
Основные формы работы:
Коллективные:
- Факультативы, кружки, элективы
- Дискуссия по лингвистической проблематике
- Интеллектуальный марафон
- Конкурсы и викторины по русскому языку
- Словесные игры и забавы во внеурочное время
- Коллективные проекты
- Предметные недели
Индивидуальные:
- Индивидуальное тьюторское сопровождение лингвистически одаренных детей
- Консультирование одаренных детей по возникающим вопросам
- Индивидуальные проекты
- Творческие задания
- Работа с тренажерами, тренинговые задания
Методы и приемы работы с учащимися:
- Мультимедийная презентация — один из эффективных методов подготовки школьников к олимпиаде
- Решение тренинговых заданий – всех имеющихся материалов олимпиад разного уровня сложности
- Применение разноуровневых заданий
- Лингвистическая гимнастика на каждом уроке (шарады, ребусы, кроссворды)
- Проблемный метод
- При подготовке учеников можно использовать обучающие компьютерные программы "Репетитор", "Большая детская энциклопедия", "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия".
Результаты школьного уровня олимпиады:
Участники олимпиады продемонстрировали:
- владение орфоэпическими нормами русского литературного языка;
- знание семантической системы современного русского литературного языка, элементарную осведомленность в происхождении слов и понимание закономерностей исторического развития лексического значения слова;
- знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в речи;
- знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой;
- знание морфологической системы русского языка и навыки морфологического анализа слова;
- знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления;
- некоторую осведомленность в области истории русского языкознания;
- коммуникативные умения и навыки;
- творческие способности.
Типы заданий и примеры:
Задания условно можно объединить в три больших блока: тесты, задачи, творческие задания
1. Лингвистические тесты . К этому типу можно отнести задания, предполагающие воспроизведение знаний определенного раздела и демонстрацию навыков языкового разбора в рамках школьного курса русского языка. Задания тестового характера могут проверять знание трудных случаев орфографии и пунктуации, владение орфоэпическими и грамматическими нормами, навыки морфемного и синтаксического разбора. К заданиям данного типа можно отнести и те, которые требуют точного и лаконичного ответа в утвердительной форме. В тестовой форме могут быть предложены задания, позволяющие выявить широту кругозора, знание истории русской письменности и русского языкознания, историко-культурных сведений о языке, оценить словарный запас, знание семантики русских слов и фразеологизмов, стилистических ресурсов языка.
Пример:1. Обведи слово, в котором все согласные буквы обозначают только звонкие согласные звуки.
1) столица 2) здоровье 3) поход 4) свобода
2. Лингвистические задачи
Лингвистические задачи – это задания эвристического характера, требующие: а) знаний в разных областях русского языка; б) навыков морфемного, словообразовательного, этимологического, морфологического и синтаксического анализа; в) языкового чутья и лингвистической догадки; г) использования общих исследовательских приемов (наблюдение, описание, сопоставление, систематизация, обобщение).
Типология лингвистических задач учитывает разные виды деятельности, необходимые для их успешного выполнения. Они определяются в соответствии с формами речевой деятельности и общими направлениями анализа языкового материала и единиц языка.
Изучение нормативной грамматики и лексики на уроках русского языка в школе – это знакомство с системой языка, иногда воспринимаемой как совокупность правил. В реальной речевой деятельности, которая всегда более разнообразна, чем "правила языка", мы сталкиваемся с живыми текстами, преподносящими трудные задачи для всех говорящих. Поэтому и классификацию заданий возможно производить в рамках отношений текста и языка (от текста к языку и обратно).
I. От текста к языку. В заданиях этого типа предлагается текст, высказывание или словоупотребление в речи, требуется сделать вывод о свойствах языковых единиц как элементов языковой системы.
Выполнение заданий требует навыков аналитического чтения, направленного на правильное понимание речи. Подобные задания в большей мере помогают оценить лингвистические способности, языковое «чутье», глубину восприятия слова, навыки анализа языкового материала. В качестве примера могут быть приведены вопросы по лексике и фразеологии:
В чем заключается особенность употребления выделенных слов? Почему такие слова иногда называют «губками», «джокерами»?
Восток – дело тонкое. Жизнь – интересная штука. Человеческое счастье – вещь сложная.
К заданиям данного типа можно отнести и комментирование и исправление орфографических, пунктуационных и речевых ошибок. Например:
Объясните причину орфографических ошибок: бульён, маёр, ёг.
II. От языка к тексту. Здесь моделируется активная речевая деятельность, то есть процесс письма с целью выражения и сообщения мысли. Исходным условием являются правила, закономерности языка, свойства языковых единиц. Требуется применить эти сведения к анализу предложенных фактов речи. В этом случае также следует выделить две возможные группы заданий.
III. От языковых фактов к системе языка. В этом разделе могут быть представлены довольно разнородные задания структурно-лингвистического плана, по типу противостоящие предыдущим. Выполняя их, учащиеся не должны ни опираться на предложенный текст, ни самостоятельно составлять какой-либо заданный текст. Ответы на поставленные вопросы требуют аналитического подхода, понимания системных связей внутри языка, как на одном языковом уровне, так и межуровневых. Задания этого типа объединены в две группы.
IV. От языка к науке о языке, описанию языка. Язык как объект науки диктует свои способы его описания. На них базируются основные исследовательские операции (анализ, обобщение, систематизация). Поэтому элементарный анализ фактов языка требует и научной эрудиции.
3. Творческие задания
Творческие задания, направленные на создание развернутых высказываний, текстов
Примеры заданий:
- По данным рифмам сочинить стихи;
- Напишите сочинение-миниатюру об орфографии «И всё-таки она хорошая», пользуясь одноимённой книгой М. В. Панова;
- Преобразование, творческая переработка текста; перевод зашифрованного текста.
Памятка
для учеников при подготовке к олимпиаде по русскому языку
- Чтобы хорошо подготовиться к олимпиаде, обращайтесь к словарям — толковому, орфоэпическому и другим.
- Изучите орфоэпический минимум для учащихся, запомните ударение в сложных случаях.
- Повторите грамматические нормы употребления слов; необходимо знать грамматические нормы форм множественного числа существительных, употребление прилагательных в степени сравнения, согласование частей речи и др.
- Воспользуйтесь этимологическим словарем во время подготовки к олимпиаде. В тестах обычно встречаются задания, связанные с происхождением слова, с изменением его формы, употребления и лексического значения. История образования слова может объяснять и написание.
- Воспользуйтесь фразеологическим словарем. Вам важно не только хорошо уметь разъяснять значения устойчивых сочетаний слов, но и подбирать к ним синонимичные фразеологизмы и антонимы.
- Повторите также написания словарных слов. Для этого обратитесь к учебникам по русскому языку, орфографическому словарю.
- Повторите материал о типах текста и стилях речи, научитесь определять тип речи и стиль текстов.
- Повторите требования написания сочинений. Научитесь писать, аргументируя свои мысли, и при этом не уходить в сторону от темы сочинения. Главное — не сколько вы напишете, а как раскроете тему.
Показатели эффективности выбранной технологии подготовки к олимпиадам:
- удовлетворённость детей своей деятельностью;
- повышение уровня индивидуальных достижений в образовательных областях;
- совершенствование общепредметных и социальных компетенций.
Что даёт участие в олимпиадах ребёнку?
1. Получение жизненного опыта.
2. Расширение кругозора, интеллектуальный рост.
3. Более успешное обучение школьным предметам. (Приобретение навыков применения нестандартных умений в нестандартных ситуациях, использование навыков логического мышления, умение обобщать, проводить аналогии, прогнозировать результат, включать интуицию, воображение, фантазию).
4. Творческий рост, развитие личностных компетенций.
5. Умение оценивать себя.
6. Радость успеха.
7. Возможность поступления в престижные учебные заведения.
Организация олимпиад для учащихся начальных классов по русскому языку:
Для проведения каждой олимпиады определено базовое учреждение. При проведении олимпиады члены творческого совета организуют встречу участников. Размещают лиц, сопровождающих детей, осуществляют учёт детей и кодирование олимпиадных работ. Для учащихся начальной школы городской тур олимпиады – это всегда праздник. Для ребят проводится торжественная линейка, представление педагогов в аудиториях, вручение эмблем, затем ребята расходятся по аудиториям, получают пакет заданий и после инструктажа приступают к выполнению заданий. Все задания составлены с учётом учебных и возрастных особенностей учащихся.
По завершению работы материалы сдаются педагогу – организатору. Далее творческий совет проверяет работы по ключу. Результаты протоколируются, указываются выявленные ошибки. На заседании методического совета, после проведения всех предметных олимпиад, работы детей, набравших наибольшее количество баллов, дешифруются. Результаты предметных олимпиад педагоги школ узнают из городского приказа.
Завершается олимпиадный марафон большим праздником, на котором проходит награждение победителей по всем предметам. Творческие коллективы школы поздравляют ребят и педагогов. Победители олимпиад, вместе с дипломом и музыкальным подарком получает возможность сфотографироваться с педагогом и всеми призёрами олимпиады.
Олимпиады занимают важное место в развитии детей. Именно на 1 ступени обучения происходят первые открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них – ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности развивают ребёнка, стимулируют интерес к различным наукам. Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы ребёнка.
В заключении нельзя не сказать, что за каждой предметной олимпиадой, стоит труд не только методиста, но и большого коллектива педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для учащихся начальной школы с правилами по русскому языку
Не секрет, что уроки русского языка многие учащиеся начальной школы считают скучными, потому что надо запомнить огромное количество правил и исключений. Чаще всего эти правила написаны в учебниках одн...
подготовка учащихся начальных классов к олимпиадам
алгоритм подготовки учащихся начальных классов к олимпиадам...
Контрольная работа. Тема: «Комплект рабочих материалов по преодолению нарушений письменной речи у учащихся начальной школы». Тема урока по русскому языку 2 класс. «Корень слова, образование однокоренных слов».
Тема урока по русскому языку «Корень слова, образование однокоренных слов».Класс: 2Цель:-совершенствовать умения находить корень слова в однокоренных словах.Задачи: -учить находить корень в слов...
Организация работы по подготовке учащихся начальных классов к олимпиаде по русскому языку
Подготовка к олимпиаде — дело не одного дня. Работу с учениками необходимо начинать еще в 1 классе, ведь далее им предстоит более углубленно познакомиться с такими разделами русского языка, как ...
Статья "Подготовка учеников начальной школы к олимпиадам"
В данной статье можно найти принципы подготовки к олимпиадам, основные этапы работы по подготовке к олимпиадам и другое....
Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся начальных классов к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка(в условиях внедрения ФГОС)
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса.Современное общество нуждается в одарённых, креативно мыслящих, творчески относящихся к...
Технология подготовки учащихся начальной школы к олимпиаде
Материал выступления на РМО учителей начальных классов...