Подготовка детей детского дома к самостоятельной жизни.
статья по теме
Все знают, что роль семьи в жизни человека велика. И педагоги, и психологи, и социологи утверждают, что у истоков формирования личности стоит семья, «именно в ней дети просто и естественно приобщаются к жизни, учатся чувствовать, думать, переживать» (Н.Н. Толстых, А.М. Прихожан).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: Современные подходы к подготовке воспитанников Детского дома к самостоятельной жизни.
Все знают, что роль семьи в жизни человека велика. И педагоги, и психологи, и социологи утверждают, что у истоков формирования личности стоит семья, «именно в ней дети просто и естественно приобщаются к жизни, учатся чувствовать, думать, переживать» (Н.Н. Толстых, А.М. Прихожан).
Счастлив тот ребёнок, который родился в хорошей, доброй семье, а как быть детям, которые не по своей воле лишены очага родной семьи, любви матери и заботы отца? Но как бы мы не старались, жизнь в детском доме «на всём готовом» приводит к потребительскому отношению и формированию иждевенческой позиции, отсутствию ответственности, умения самостоятельно принимать решения. А от сюда – неумение опереться на собственные внутренние ресурсы, затруднения в выстраивании контактов с миром, неумение достичь автономии, что приводит к потере индивидуальности, самовыражения.
Молодые люди, покинувшие детский дом, пока ещё не умеющие правильно организовать свою жизнь, чаще подвержены риску: плохого и недостаточного питания, правильно организованного быта, неправильного отношения к своему здоровью, риску потребления алкоголя и наркотиков, риску сексуальной распущенности, риску правонарушений.
Такие дети чаще всего агрессивны, потому что озлоблены, у них снижено самоуважение, в результате пережитых жизненных неудач и справедливостей. Попадая в Детский дом, дети мстят взрослым, они их не любят, появляется жестокость, анти-нормативные поступки. Получается, прийдя из семьи, ребёнок внутренне готов к совершению девиантных действий. И вот, с этим сложившимся характером, к ребёнку нужно найти индивидуальный подход, мудрое решение, что бы ребёнок смог адаптироваться в Детском доме, а в дальнейшем, в социальной среде.
Понятно, что Детский дом не заменит кровную семью, тем не менее, хочется показать, как в обычном Детском доме можно организовывать жизнь детей-сирот, дать им защиту, тепло и уют семейного дома.
Таким образом, работа нашего учреждения направлена на формирование и развитие практических навыков самостоятельной жизни в социуме. Работа ведётся по трём направлениям: СЕМЬЯ, БЮДЖЕТ СЕМЬИ, ПИТАНИЕ,
В разделе «Семья» мы формируем понятие, что такое семья.
Семья – основа продолжения рода. Создать семью – значит построить отношения любви, взаимопонимания и поддержки. Семья – социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями. Для ребёнка семья – это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития. Семья – как социальный институт, характеризующийся определёнными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношениями.
В ходе реализации данного направления дети получают знания, умения, навыки :
Знания – имеют право жить и воспитываться в семье
- рождение семьи – это брак
- что такое семья и семейные взаимоотношения
- что такое семейные ценности
- что такое семейный стаж
- что такое паспорт
- прописка ребёнка
Умения
- относиться к членам семьи с любовью, уважением и доверием
- беседовать на интересующие вопросы в домашнем кругу
- вести себя в экстренных случаях
- распределять обязанности, помогать в работе
- учавствовать в спортивных семейных мероприятиях
- организовать себя в свободное время
- составлять родословное дерево
Навыки
- следить за состоянием жилища, помогать делать мелкий косметический ремонт
- делать домашние дела: стирать, гладить, мыть посуду (пол), поддерживать чистоту и порядок в доме
- выходить из острых возникающих конфликтов
- участие в дизайне жилого помещения ( в доме).
В разделе «Бюджет семьи» мы говорим детям о том, что деньги нужно заработать, так просто они ни кому не даются. И всегда помнить о том, что деньги в жизни – это ещё не самое главное. Самым главным для человека – является здоровье, любовь и уважение близких и родных. Эти самые дорогие понятия не имеют цены.
Каждый день мы имеем дело с деньгами, от них зависимы. Деньги определяют достаток семьи, её благополучие. Слово «бюджет», сходно со словом «баланс». Одна часть – доходы, а другая – расходы. Даже маленькому ребёнку понятно, что деньги- это бумажки или монетки, на которые можно купить всё, что угодно.
При изучении данного материала дети получают:
знания
- рубль – это денежная единица России
- планирование бюджета – обязательное условие экономии денежных средств
- бюджет складывается из доходов семьи
- о необходимых статьях расходов
- о рациональности траты денег
- о проводимых скидках
Умения
- учавствовать в планировании расходов семьи
- составлять список статей и расходов
- заранее планировать покупку
- выбирать маршрут до нужного магазина
- терпеливо ожидать очередь
- класть вещи в камеру хранения
- находить нужный товар в магазине по указателям
- укладывать товар в сумку
- оплачивать за коммунальные услуги
Навыки
- хранить деньги в кошельке, класть не на видном месте
- оплачивать за городской транспорт
- составлять список товаров, которые необходимо приобрести
- обратиться вежливо с просьбой к продавцу за консультацией
- выбирать покупку, рассчитываться за покупку в кассе, пересчитывать сдачу
- соблюдать правила дорожного движения
В следующем разделе «питание» дети подробно узнают о том, что питание – это процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для поддержания жизни, здоровья и работоспособности. С пищей организм получает белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли. В жизни человека важную роль играет рациональное и правильное питание.
В данном разделе дети получают:
Знания
- о разнообразии продуктов питания и условиях их хранения
- об экономном ведении домашнего хозяйства
- о правилах этикета
- этике во время приёма гостей
- правила ТБ, санитарно-гигиенические требования
- эстетическое оформление блюд
Умения
- готовить изделия холодной и тепловой обработки
- замешивать тесто
- делать заготовки изделий из теста: дрожжевого, пресного, песочного, слоёного, блинного, с начинкой и без неё.
- украшать готовые блюда
- варить
- сервировать стол
Навыки
- проводить первичную обработку овощей
- просеивать муку
- заваривать тонизирующий напиток
- выпекать пироги, печь блины, стряпать вареники
- чистить посуду и кухонные принадлежности
- убирать рабочее место
Актуальность данных современных подходов к подготовке воспитанников к самостоятельной жизни в том, что после выхода из Детского дома дети смогут определиться в выборе профессии в современном мире, создать свою семью, грамотно распределять бюджет семьи, дорожить семейными традициями и ценностями.
Составили:
Воспитатели Детского дома №105 : Шкляева Е.А.; Зайцева Ю.Л.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект :"Подготовка детей дошкольного и младшего школьного возраста к семейной жизни в условиях детского дома"
В данном проекте представлена работа воспитателей и узких специалистов детского дома по теме "Подготовка детей дошкольного и младшего школьного возраста к семейной жизни в условиях детского дома"...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ОВЗ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивно...
Методическая разработка. Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни.
Социальная адаптация – важнейший фактор дальнейшего определения жизненного пути воспитанников. Одним из ведущих направлений в работе нашего детского дома является подготовка воспитанников к самос...
Методическая разработка курса <<Подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей с трудностями в социализации>>
Пояснительная записка Учебная программа курса <<Подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей с трудностями в социализации>> предна...
Рабочая программа по подготовки детей дошкольного возраста к школьной жизни.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Подготовк...
Подготовка учащихся начальной школы к самостоятельной жизни
Из опыта работы по вопросу воспитания самостоятельности детей с умеренной умственной отсталостью....
Формирование социально - бытовых навыков и культуры поведения у детей детских домов и интернатов
Целью социально – бытовой подготовкивоспитанников является - формирование укаждого ребенка того необходимогозапаса знаний, навыков и умений, которыйпозволит ему уверенно начинатьсамостоятел...