Подготовка детей детского дома к самостоятельной жизни.
статья по теме

 

              Все знают, что роль семьи в жизни человека велика. И педагоги, и психологи, и социологи утверждают, что у истоков формирования личности стоит семья, «именно в ней дети просто и естественно приобщаются к жизни, учатся чувствовать, думать, переживать» (Н.Н. Толстых, А.М. Прихожан).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.7 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: Современные подходы к подготовке воспитанников Детского дома к  самостоятельной жизни.

              Все знают, что роль семьи в жизни человека велика. И педагоги, и психологи, и социологи утверждают, что у истоков формирования личности стоит семья, «именно в ней дети просто и естественно приобщаются к жизни, учатся чувствовать, думать, переживать» (Н.Н. Толстых, А.М. Прихожан).

               Счастлив тот ребёнок, который родился в хорошей, доброй семье, а как быть детям, которые не по своей воле лишены очага родной семьи, любви матери и заботы отца? Но как бы мы не старались, жизнь в детском доме «на всём готовом» приводит к потребительскому отношению и формированию иждевенческой позиции, отсутствию ответственности, умения самостоятельно принимать решения. А от сюда – неумение опереться на собственные внутренние ресурсы, затруднения в выстраивании контактов с миром, неумение достичь автономии, что приводит к потере индивидуальности, самовыражения.

   Молодые люди, покинувшие детский дом, пока ещё не умеющие правильно организовать свою жизнь, чаще подвержены риску: плохого и недостаточного питания, правильно организованного быта, неправильного отношения к своему здоровью, риску потребления алкоголя и наркотиков, риску сексуальной распущенности, риску правонарушений.

    Такие дети чаще всего агрессивны, потому что озлоблены, у них снижено самоуважение, в результате пережитых жизненных неудач и справедливостей. Попадая в Детский дом, дети мстят взрослым, они их не любят, появляется жестокость, анти-нормативные поступки. Получается, прийдя из семьи, ребёнок внутренне готов к совершению девиантных действий. И вот, с этим сложившимся характером, к ребёнку нужно найти индивидуальный подход, мудрое решение, что бы ребёнок смог адаптироваться в Детском доме, а в дальнейшем, в социальной среде.

                    Понятно, что Детский дом не заменит кровную семью, тем не менее, хочется показать, как в обычном Детском доме можно организовывать жизнь детей-сирот, дать им защиту, тепло и уют семейного дома.

                 Таким образом, работа нашего учреждения направлена на формирование и развитие практических навыков самостоятельной жизни в социуме. Работа ведётся по трём направлениям: СЕМЬЯ, БЮДЖЕТ СЕМЬИ, ПИТАНИЕ,

В разделе «Семья» мы формируем понятие, что такое семья.

Семья – основа продолжения рода. Создать семью – значит построить отношения любви, взаимопонимания и поддержки. Семья – социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями. Для ребёнка семья – это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития. Семья – как социальный институт, характеризующийся определёнными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношениями.

        В ходе реализации данного направления дети получают знания, умения, навыки :

 Знания                                                                                                                                                                                                             – имеют право жить и воспитываться в семье

- рождение семьи – это брак

- что такое семья и семейные взаимоотношения

- что такое семейные ценности

- что такое семейный стаж

- что такое паспорт

- прописка ребёнка

Умения

- относиться к членам семьи с любовью, уважением и доверием

- беседовать на интересующие вопросы в домашнем кругу

- вести себя в экстренных случаях

- распределять обязанности, помогать в работе

- учавствовать в спортивных семейных мероприятиях

- организовать себя в свободное время

- составлять родословное дерево

Навыки

- следить за состоянием жилища, помогать делать мелкий косметический ремонт

- делать домашние дела: стирать, гладить, мыть посуду (пол), поддерживать чистоту и порядок в доме

- выходить из острых возникающих конфликтов

- участие в дизайне жилого помещения ( в доме).

          В разделе «Бюджет семьи» мы говорим детям о том, что деньги нужно заработать, так просто они ни кому не даются. И всегда помнить о том, что деньги в жизни – это ещё не самое главное. Самым главным для человека – является здоровье, любовь и уважение близких и родных. Эти самые дорогие понятия не имеют цены.

       Каждый день мы имеем дело с деньгами, от них зависимы. Деньги определяют достаток семьи, её благополучие. Слово «бюджет», сходно со словом «баланс». Одна часть – доходы, а другая – расходы. Даже маленькому ребёнку понятно, что деньги- это бумажки или монетки, на которые можно купить всё, что угодно.  

         При изучении данного материала дети получают:

знания

- рубль – это денежная единица России

- планирование бюджета – обязательное условие экономии денежных средств

- бюджет складывается из доходов семьи

- о необходимых статьях расходов

- о рациональности траты денег

- о проводимых скидках

Умения

- учавствовать в планировании расходов семьи

- составлять список статей и расходов

- заранее планировать покупку

- выбирать маршрут до нужного магазина

- терпеливо ожидать очередь

- класть вещи в камеру хранения

- находить нужный товар в магазине по указателям

- укладывать товар в сумку

- оплачивать за коммунальные услуги

Навыки

- хранить деньги в кошельке, класть не на видном месте

- оплачивать за городской транспорт

- составлять список товаров, которые необходимо приобрести

- обратиться вежливо с просьбой к продавцу за консультацией

- выбирать покупку, рассчитываться за покупку в кассе, пересчитывать сдачу

- соблюдать правила дорожного движения

         В следующем разделе «питание» дети подробно узнают о том, что питание – это процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для поддержания жизни, здоровья и работоспособности. С пищей организм получает белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли. В жизни человека важную роль играет рациональное и правильное питание.

В данном разделе дети получают:

Знания

- о разнообразии продуктов питания и условиях их хранения

- об экономном ведении домашнего хозяйства

- о правилах этикета

- этике во время приёма гостей

- правила ТБ, санитарно-гигиенические требования

- эстетическое оформление блюд

Умения

- готовить изделия холодной и тепловой обработки

- замешивать тесто

- делать заготовки изделий из теста: дрожжевого, пресного, песочного, слоёного, блинного, с начинкой и без неё.

- украшать готовые блюда

- варить

- сервировать стол

Навыки

- проводить первичную обработку овощей

- просеивать муку

- заваривать тонизирующий напиток

- выпекать пироги, печь блины, стряпать вареники

- чистить посуду и кухонные принадлежности

- убирать рабочее место

       Актуальность данных современных подходов к подготовке воспитанников  к самостоятельной жизни в том, что после выхода из Детского дома дети смогут определиться в выборе профессии в современном мире, создать свою семью, грамотно распределять бюджет семьи, дорожить семейными традициями и ценностями.  

                                                                        Составили:

Воспитатели Детского дома №105 : Шкляева Е.А.; Зайцева Ю.Л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект :"Подготовка детей дошкольного и младшего школьного возраста к семейной жизни в условиях детского дома"

В данном проекте представлена работа воспитателей и узких специалистов детского дома по теме "Подготовка детей дошкольного и младшего школьного возраста к семейной жизни в условиях детского дома"...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ОВЗ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА

       Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивно...

Методическая разработка. Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни.

Социальная адаптация – важнейший фактор дальнейшего определения жизненного пути воспитанников. Одним из ведущих направлений в работе нашего детского дома является подготовка воспитанников к самос...

Методическая разработка курса <<Подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей с трудностями в социализации>>

Пояснительная записка         Учебная программа курса <<Подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей с трудностями в социализации>> предна...

Рабочая программа по подготовки детей дошкольного возраста к школьной жизни.

Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Подготовк...

Подготовка учащихся начальной школы к самостоятельной жизни

Из опыта работы по вопросу воспитания самостоятельности детей с умеренной умственной отсталостью....

Формирование социально - бытовых навыков и культуры поведения у детей детских домов и интернатов

Целью социально – бытовой подготовкивоспитанников является - формирование укаждого ребенка того необходимогозапаса знаний, навыков и умений, которыйпозволит ему уверенно начинатьсамостоятел...