РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности социального направления «Светофорик»
рабочая программа (3 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности социального направления
«Светофорик»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2._svetoforik.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Санталовская средняя школа»
Ясногорского района Тульской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности социального направления
«Светофорик»
2020
- Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе авторской программы внеурочной деятельности: 1-4/ под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Веанта - Граф. 2012.
Целью программы является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведёт к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Место курса в учебном плане.
Программа рассчитана на 34 ч в год с проведением занятий один раз в неделю.
2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные:
• принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
-самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка
на здоровый образ жизни;
• уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
-осознание ответственности человека за общее благополучие;
• этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
• положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям способность к самооценке;
• начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные:
Регулятивные:
• -использование речи для регуляции своего действия;
• -адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
• -умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные:
В процессе обучения дети учатся:
• -работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
• -ставить вопросы;
• -обращаться за помощью;
• -формулировать свои затруднения;
• -предлагать помощь и сотрудничество;
• -слушать собеседника;
• -договариваться и приходить к общему решению;
• -формулировать собственное мнение и позицию;
• -осуществлять взаимный контроль;
Познавательные:
• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книгу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
• перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Предметные:
• обучающиеся научатся:
• умению ориентироваться в дорожной ситуации,
• воспитанию потребности быть дисциплинированными на улице, быть осторожными и внимательными.
• Познакомить детей с некоторыми правилами дорожного движения; учить уважать и соблюдать дорожные правила
• Развивать психические качества ребенка: восприятие, внимание, память, речь, мышление, воображение.
• Воспитывать культуру поведения на дороге и в транспорте, всё это поможет сохранить жизнь и здоровье.
• Программа кружка «Школа пешеходных наук» ориентирована на формирование и развитие познавательной деятельности, на понимание опасности и безопасности на дороге.
3.Содержание курса внеурочной деятельности
1. Ориентировка в окружающем мире
Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение и др.). Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью, небыстро, даёт сигналы поворота или остановки). Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъёмы, спуски).
Сигналы транспортного средства в начале движения и при изменении направления движения (поворот, задний ход), правила поведения пешехода в соответствии с ними.
Будем осторожными
Беседа «Что такое опасность» (с использованием иллюстративного материала). Дидактическая игра «Что изменилось». Ученики рассматривают две картинки и отмечают, чем они различаются (находят четыре-пять отличий).
Чтение и обсуждение стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный».
Коллективное составление памятки «Намотай себе на ус»: о чём должен помнить любой участник дорожного движения?
Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП)?
Рассказ учителя «Что такое ДТП» (с использованием иллюстративного материала). Ролевая игра «Причины ДТП». Словесная игра «Закончи предложение».
Виды транспорта
Рисование транспортного средства и рассказ о нём. Дидактическая игра на классификацию «Кто быстрее». Рассказ учителя о спецтранспорте (с иллюстративным материалом).
Ролевая игра «Я работаю...». Рассказы детей от первого лица об одной из профессий на транспорте.
Какие бывают дороги
Просмотр и обсуждение видеофильма (иллюстративного материала) «Дороги бывают разные».
Рисование дороги, игра с рисунками «Узнай, какую дорогу я нарисовал».
Коллективное составление памятки «Намотай себе на ус» (правила поведения на дорогах в городе и за городом).
Словесная игра «Угадай по описанию».
Дорожное движение
Просмотр видеофильма (иллюстраций) и беседа «В какую сторону едет транспорт?». Упражнения на сравнение рисунков: улица в часы пик и при спокойном движении; улица с односторонним и двусторонним движением; просёлочная дорога и шоссе и др.
Словесная игра «Кто я?» (работа в группах). Каждая группа составляет рассказ от имени участника дорожного движения (водителя, пассажира, пешехода), а также объектов дорожного движения (транспорт, светофор, дорожная разметка и пр.).
- Ты — пешеход
Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»). Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Правостороннее движение.
Перекрёсток — место пересечения, примыкания или разветвлен и дорог. Разные виды перекрёстков (четырёхсторонний, трёхсторонний, круговой). Регулируемый перекрёсток. Светофоры с дополнительными секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направление движения стрелок дополнительных секций светофора. Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика
Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемо участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрёстков). Правила движения в тёмное время суток.
Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. Предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». Запрещающие! знаки: «движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки; «велосипедная дорожка». Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны».
Перекрёсток и автомагистраль
Сюжетная игра-конструирование «Строим перекрёсток» (коллективная работа за общим столом). Дидактическая игра «Найдём ошибки».
Дорожные знаки
Игра «Выставка дорожных знаков» (упражнение на определение дорожного знака и его характеристику). Ученик-экскурсовод выбирает
любой знак и рассказывает о нём всё, что знает. Учащиеся (экскурсанты) дополняют, исправляют, задают вопросы, оценивают ответ.
Классификация знаков дорожного движения по принадлежности к виду (запрещающие, предупреждающие и др.). Подвижные игры «Знакомый цвет», «Команды светофора».
Регулировщик
Упражнение «Сигналы регулировщика». Дети «читают» рисунок-схему «сигналы регулировщика», повторяют движения и объясняют, что они обозначают. Создание пособия «Сигналы регулировщика».
Правила для пешеходов
Составление памятки для пешехода и велосипедиста (работа в группах) «Правила знаем — бед избегаем!». Ролевая игра «Узнаём знаки». Роли: сотрудник ГИБДД, пешеход, водитель. Игра «Рассказ регулировщика».
Игра-соревнование «Выполняем задания-тесты». Учитель готовит графические и словесные задания на знание ПДД: поиск ошибки, завершение ответа, выбор ответа из нескольких предложенных. Оценка выполненных тестовых заданий.
Населённый пункт
Знание дорожных знаков, обозначающих населённый пункт. Дидактическая игра «Спрашиваем — отвечай».
Движение на загородной дороге
Составление памятки для пешехода и велосипедиста, двигающихся по загородному шоссе.
Внимание! Железнодорожный переезд!
Обсуждение ситуаций: «Дежурный по переезду помахал детям жезлом. Почему?», «Велосипедист проехал переезд при закрытом шлагбауме. Что сказал ему дежурный по переезду?», «Мальчики с корзинками грибов перебегали железнодорожное полотно, когда поезд был уже виден» и др.
Работа с пословицей «Поспешишь — людей насмешишь» в соответствии с обсуждаемыми ситуациями. Рисование дорожных знаков, регулирующих движение на железнодорожном переезде.
Движение в трудных условиях
Просмотр рисунков (фото, видеофильмов) с разными явлениями природы (ливень, гроза, туман, гололёд, снегопад, сильный ветер и др.) и оценивание особенностей движения в этих условиях. Беседа по вопросам: почему затрудняется вождение автомобиля в плохую погоду? Какими становятся тротуары и шоссе, когда идёт сильный снег или дождь?
Изменяется .ли видимость на дорогах во время тумана? Составление памятки «Внимание! Плохая погода!».
Жилая зона
Ролевая игра «Беседа с сотрудником ГИБДД». Рисование знакаов «жилая зона», «конец жилой зоны».
Мы ориентируемся на местности
Экскурсия по населённому пункту. Оценка объектов, находящихся на чётной (нечётной) стороне улицы. Оценка интенсивности движения, знаков дорожного движения.
Создание плана микрорайона с учётом дорожной обстановки.
- Ты — пассажир
Выходить из транспортного средства на проезжую часть только в том случае, если нет опасности и не создаются помехи для других участииков движения.
Труд водителя
Рассказы детей па тему «Моя профессия — водитель». Анализ и суждение ситуации, которые могут быть опасными на дороге.
Что такое тормозной путь
Рассказ учителя «Что такое тормозной путь» (с использованием иллюстративного материала). Рисование схемы «Тормозной путь». Подготовка памятки «Внимание! Тормозной путь!».
Световые сигналы автомобиля
Практическая работа: определить направление движения автомобиля.
Случай на дороге
Завершение рассказа: «Петя шёл по тротуару. Рядом на велосипеде ехал Олег. Мальчики не спешили, несмотря на мелкий моросящий дож; Они разговаривали, обсуждали школьные новости. Вдруг...»
В метро
Ответ на вопрос «Почему такие ситуации опасны?»: мальчики сто; на перроне спиной к железнодорожному полотну; женщина перешла, ограничительную линию и наклонилась вперёд, чтобы посмотреть, не идёт ли поезд; дети бегут по эскалатору; мальчики сидят на ступеньках; эскалатора и т. д. Составление памятки «Правила поведения в метро».
Проверим себя
Ответы на вопросы, проведение беседы по изученному материалу.
4. Тематическое планирование
Раздел | Тема | Количество часов |
1. Ориентировка в окружающем мире (8ч) | Будем осторожными | |
Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП)? | ||
Виды транспорта | ||
Виды транспорта | ||
Какие бывают дороги | ||
Какие бывают дороги | ||
Дорожное движение | ||
Дорожное движение | ||
2.Ты — пешеход (18ч) | Перекрёсток и автомагистраль | |
Дорожные знаки | ||
Дорожные знаки | ||
Дорожные знаки | ||
Регулировщик | ||
Правила для пешеходов | ||
Правила для пешеходов | ||
Правила для пешеходов | ||
Правила для пешеходов | ||
Правила для пешеходов | ||
Населённый пункт | ||
Движение на загородной дороге | ||
Внимание! Железнодорожный переезд! | ||
Движение в трудных условиях | ||
Движение в трудных условиях | ||
Жилая зона | ||
Мы ориентируемся на местности | ||
Мы ориентируемся на местности | ||
Мы ориентируемся на местности | ||
3.Ты — пассажир (8ч) | Труд водителя | |
Что такое тормозной путь | ||
Световые сигналы автомобиля | ||
Случай на дороге | ||
Случай на дороге | ||
В метро | ||
Проверим себя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Все цвета, кроме черного" 4 класс начального общего образования
Программа разработана на основе авторской программы М. М. Безруких, А. Г. Макеев, Т. А. Филиппова - «Все цвета, кроме черного», Москва, центр «Вентана-Граф», 2011г....
Рабочая программа внеурочной деятельности социальное направление "Моя первая экология" для 3-4 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности социальное направление "Моя первая экология" для 3-4 класса содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Мир глазами ребенка"
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления в форме интенсива, состоящим из нескольких разделов.При изучении программного материала предполагаются экскурсии,посщения выставок, по...
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Школа добрых дел" для 2 класса
Рабочая программа составлена на основе экологического дневника Е.Е. Морозовой "Школа добрых дел" для учащихся 2 класса общеобразовательной школы.Программа разработана для занятий с уча...
Рабочая программа внеурочной деятельности (социальное направление) " Азбука вежливости"
Пояснительная записка.Цель и задачи программы.Планируемые результаты реализации программы.Содержание программы.Учебно-тематический план.Список литературы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности социальной направленности “МЫ ВМЕСТЕ ” для учащихся 4 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы вместе" включает 8 разделов, охватывающих всю школьную жизнь четвероклассников....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ социального направления «Мир вокруг нас» НА УРОВЕНЬ начального ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 1 класс
В сфере личностных УУД изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни. Изучению курса "Мир вокруг нас" способствует формированию предметных и метапредметн...