рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Все цвета, кроме черного" 4 класс начального общего образования
рабочая программа по зож (4 класс) на тему
Программа разработана на основе авторской программы М. М. Безруких, А. Г. Макеев, Т. А. Филиппова - «Все цвета, кроме черного», Москва, центр «Вентана-Граф», 2011г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_sotsialnogo_napravleniya.docx | 46.02 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» на заседании МО | «Согласовано» | «Утверждаю» |
Протокол № ___ от «__» ____2015 | Заместитель директора по УВР | Директор МБОУ «Гимназия №80» |
/М.А. Попова | /Г.В. Минакова | /А.А. Миронов |
Подпись /расшифровка | Подпись /расшифровка | Подпись /расшифровка |
Дата «_____»______2015 | Дата «_____»________2015 Приказ №_____________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной образовательной деятельности:
«Все цвета, кроме черного»
направление – социальное
4 «г» класс начального общего образования
Срок реализации программы 2015/2016 учебный год
Разработчик рабочей программы:
Осяева Александра Владимировна,
учитель начальных классов
высшей категории
г. Барнаул, 2015
Пояснительная записка
Программа разработана на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения ;
- инструктивно – методического письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС на 2012-2016 учебный год;
Программа «Все цвета, кроме черного», подготовлена в рамках федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2011-2015 годы».
Цели и задачи:
Цель курса: формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков.
Учебно-методический комплект «Все цвета, кроме черного» направлен на реализацию следующих задач:
Задачи курса:
• формировать у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
• расширить знаний детей о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила;
• формировать умения оценивать себя (свое состояние, поступки, поведение) и других людей;
• формировать представления об особенностях своего характера, навыков управления своим поведением, эмоциональным состоянием;
• развивать коммуникативных навыков (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов);
• формировать умения противостоять негативному давлению со стороны окружающих;
• пробуждать у детей интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность в признании, общении, получении но и их знаний;
• просвещать родителей в вопросах развития у детей представлений о здоровом образе жизни, предупреждения вредных привычек.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
содержание курса базируется на данных исследований в области возрастной психологии, физиологии, педагогики; отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с формированием у детей навыков эффективной социальной адаптации, предупреждение раннего приобщения к одурманивающим веществам; а также динамическому развитию и системности.
Обоснование выбранных технологий, средств, форм, организации внеурочной деятельности и режим занятий:
Содержание и методы обучения направлены на формирование навыков общения, а также способности оценивать свое поведение, самостоятельно принимать решения и формирование способности противостоять негативным влияниям внешней среды.
Учебный план и программа обучения охватывает основные сферы социализации ребёнка ,наиболее актуальные , значимые для них ситуации развития.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, практические занятия «Учусь общаться».
Формы проведения занятий:
- Игра, игра-тренинг
- Ролевые игры и упражнения-активаторы — для психологической разминки учеников.
- Форма круга - подчеркивает демократичность - важнейшее условие создания безопасности и доверительной обстановки в группе.
- Анкетирование — позволяет лучше ориентироваться в ситуации.
Основные методы и технологии
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Режим занятий
Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 40 минут в 2-4 классах.
Формы предоставления результатов:
• полученные знания позволят детям понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни;
• дети смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствия;
• дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими;
• дети получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, научатся отказываться от предложений, которые считают опасными.
Возрастная группа: программа ориентирована на учащихся 1-4 классов
Назначение программы курса:Данная программа предназначена для обучения младших школьников в образовательных учреждениях начального общего образования на основе линии УМК «Все цвета, кроме черного» М.М.Безруких, А.Г.Макеевой, Т.А. Филипповой. Программа имеет социально - педагогическую направленность.
Планируемые результаты
Личностные и метапредметные результаты освоения курса.
В процессе освоения материалов кружка ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Занятия направлены на развитие у ребенка интереса к тому, что думают и чувствуют другие люди, как они выражают свои чувства, а также умения адекватно оценивать поступки других людей.
Происходит формирование навыков общения, а также способности оценивать свое поведение, самостоятельно принимать решения, отвечать за свои поступки, рассматриваются вопросы формирования характера, силы воли, дружбы, межличностных отношений.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации?Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах кружка содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе);
В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.
Содержание курса внеурочной деятельности:
4 класс «Учусь общаться»- 34 часа
- Вводное занятие (1ч. аудит.)
Ознакомление с планом и работой факультатива. Знакомство с правилами внутреннего распорядка, с правилами по технике безопасности во время занятий в кабинете, в зале, во время экскурсий.
- Что вы знаете друг о друге (1ч. аудит., 2 внеаудит.)
Анкетирование. Обучение умению рассказывать о себе, своих интересах, увлечениях, интересах и увлечениях своих одноклассников. Формирование адекватной самооценки у себя и других. Игры «Моё любимое занятие», «Расскажи о себе»
- Твой класс (2ч. аудит., 1 внеаудит.)
Обучение умению анализировать свои симпатии, привязанности; бережно относиться к чувствам других людей. Социометрия. Составление «Цветовой карты настроения»
- Кто твой друг (3ч. аудит., 1 внеаудит.)
Расширение представлений детей о дружбе, позитивном отношении к людям. «Законы дружбы». Качества и черты характера, их значение и проявление.
- Как научиться жить дружно (1ч. аудит., 1 внеаудит.)
Наблюдение над особенностями построения дружеских отношений в коллективе, тренинг в их построении. Причины ссор.
- Как помириться после ссоры (1ч. аудит., 1 внеаудит.)
Обучение умению находить пути выхода из конфликтов, развить представление о необходимости и важности примирения. Проигрывание ситуаций примирения. Анализ жизненных ситуаций.
- Какой у тебя характер (1ч. аудит., 1 внеаудит.)
Представление о характере, многообразии черт характера. Анализ своего характера. Словарная работа.
- Как воспитывать свой характер (2ч. аудит., 1 внеаудит.)
Представление о возможности воспитывать в себе определённые черты характера. Сила воли и твёрдость характера.
- Проектная работа «Люди сильные духом» (1ч. аудит., 3 внеаудит.)
- Как сказать «нет» и отстоять свое мнение (1ч. аудит., 1 внеаудит.)
Обучение умению отстаивать своё мнение и сопротивляться негативному влиянию со стороны взрослых и сверстников. Критическое оценивание ситуаций и поступков других людей. Игра «Да» и «нет»- не говорить!»
- Фантастическое путешествие (1ч. аудит., 2 внеаудит.)
Проблемы сохранения здоровья, экология. Игра «Воздушные шарики».
- Конкурс знатоков. (1ч. аудит.)
- Итоговое занятие (1ч. аудит.)
Контроль и проверка знаний. Анкетирование.
- Проектная работа «Путешествие в лето» (1ч. аудит., 2 внеаудит.)
Методическое обеспечение учебного курса:
1. М. М. Безруких, А. Г. Макеев, Т. А. Филиппова - «Все цвета, кроме черного» Москва центр «Вентана-Граф» 2011г.
2. И. В. Плющ, А. П. Третьякова, Н. О. Герьянская - «Организация деятельности по профилактики злоупотребления психоактивных веществ в образовательных учреждениях» Новосибирск НИПК и ПРО 2011г.
3. С. Б. Белокурова, В. Ю. Климович - «Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивление распространению наркомании» Центр планетариум Москва 2011г.
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
в рабочую программу курса «Все цвета, кроме черного» в 4 г классе
Учитель – Осяева А.В.
№ п/п | Исходная программа | Внесение изменений в программу | ||
дата | тема | дата | тема | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Аудиторных | Внеаудиторных | Характеристика деятельности | Дата | |||
По плану | По факту | ||||||||
«Учусь общаться»- 34 часа | |||||||||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | Ознакомление с планом и работой факультатива. Знакомство с правилами внутреннего распорядка, с правилами по технике безопасности во время занятий в кабинете, в зале, во время экскурсий. | |||||
2 | Что вы знаете друг о друге | 3 | 1 | 2 | Анкетирование. Обучение умению рассказывать о себе, своих интересах, увлечениях, интересах и увлечениях своих одноклассников. Формирование адекватной самооценки у себя и других. Игры «Моё любимое занятие», «Расскажи о себе» | ||||
3 | Твой класс | 3 | 2 | 1 | Обучение умению анализировать свои симпатии, привязанности; бережно относиться к чувствам других людей. Социометрия. Составление «Цветовой карты настроения» | ||||
4 | Кто твой друг | 4 | 1 | 3 | Расширение представлений детей о дружбе, позитивном отношении к людям. «Законы дружбы». Качества и черты характера, их значение и проявление. | ||||
5 | Как научиться жить дружно | 2 | 1 | 1 | Наблюдение над особенностями построения дружеских отношений в коллективе, тренинг в их построении. Причины ссор. | ||||
Как помириться после ссоры | 2 | 1 | 1 | Обучение умению находить пути выхода из конфликтов, развить представление о необходимости и важности примирения. Проигрывание ситуаций примирения. Анализ жизненных ситуаций. | |||||
Какой у тебя характер | 2 | 1 | 1 | Представление о характере, многообразии черт характера. Анализ своего характера. Словарная работа. | |||||
Как воспитывать свой характер | 3 | 2 | 1 | Представление о возможности воспитывать в себе определённые черты характера. Сила воли и твёрдость характера. | |||||
Проектная работа «Люди сильные духом» | 4 | 1 | 3 | Формирование навыков общения, а так же способности оценивать своё поведение, самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои поступки. | |||||
Как сказать «нет» и отстоять свое мнение | 2 | 1 | 1 | Обучение умению отстаивать своё мнение и сопротивляться негативному влиянию со стороны взрослых и сверстников. Критическое оценивание ситуаций и поступков других людей. Игра «Да» и «нет»- не говорить!» | |||||
Фантастическое путешествие | 3 | 1 | 2 | Проблемы сохранения здоровья, экология. Игра «Воздушные шарики». | |||||
Конкурс знатоков. | 1 | 1 | Формирование навыков общения, а так же способности оценивать своё поведение, самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои поступки | ||||||
Итоговое занятие | 1 | 1 | Контроль и проверка знаний. Анкетирование | ||||||
Проектная работа «Путешествие в лето» | 3 | 1 | 2 | Формирование навыков общения, а так же способности оценивать своё поведение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Учимся учиться» для 1-4 классов начального общего образования
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования(приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373), Концепции духовно-нравс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы) ...
Внеурочная деятельность "Планета игр" (динамические паузы) 1 класс, начальное общее образование
Внеурочная деятельность Кружок "Планета игр" ! класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.О...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» составлена на основе следующих источников:Закон РФ№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Чтение с увлечением" для 1 класса начального общего образования
Программа представляет собой интеграцию предметов «Литературного чтение», «Окружающий мир» и «Русский язык» (развитие речи) и является одним из возможных вариантов ...