Рабочая программа внеурочной деятельности (социальное направление) " Азбука вежливости"
календарно-тематическое планирование (1 класс) на тему
Пояснительная записка.
Цель и задачи программы.
Планируемые результаты реализации программы.
Содержание программы.
Учебно-тематический план.
Список литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_azbuka_vezhlivosti.docx | 29.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности
Направление: социальное
Курс: «Азбука вежливости»
Возраст обучающихся: 6-7 лет (1 класс)
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Азбука вежливости» разработана на основе:
1.основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СШ № 3»;
2.программы развития МБОУ «СШ № 3» «Школьник-гражданин России» на 2016-2018 годы.
Программа «Азбука вежливости» направлена на духовно-нравственное, общекультурное и социальное развитие обучающихся начальной школы.
Программа «Азбука вежливости» формирует нравственные качества личности, культуру поведения.
Мир в наше время требует от маленького человека эффективных навыков поведения и общения. Каждый ребенок должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Не секрет, что сегодня в нашем обществе проявляется дефицит доброжелательности, наблюдается нарушение тех общепринятых нравственных норм и принципов, которые регулируют отношения людей в обществе.
Неумение вести себя в обществе, отсутствие навыков приличных манер, дефицит культурного общения приводят не только ребенка, но и взрослого человека к нравственному обнищанию.
А ведь формирование нравственных качеств личности возможно через вовлечение детей в изучение основ современного этикета.
Дети «группы риска» зачастую занимают в общении и поведении по отношению к другим ребятам агрессивно-негативную позицию, так как большинство из них являются носителями отрицательного нравственного опыта, ориентируясь на пример своих родителей.
Результаты исследований и ежедневные наблюдения за такими детьми показывают необходимость проведения систематической и целенаправленной работы по формированию первоначальных знаний и умений у учащихся в области этикета, ведь для них - это дальнейшее условие успешного взаимодействия в социуме. Важно помочь этим детям адаптироваться, научить их справляться со своими проблемами, сформировать нравственные качества и навыки культуры поведения.
Приоритетом в реализации программы является активное взаимодействие учеников младшего школьного возраста с социумом, таким образом, ребенок получает не только информативные знания, но и учится применять их в ситуациях реальной жизни.
В программе есть занятия, содержание которых дополняет и расширяет темы урочных занятий по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру.
Данная программа предоставляет широкие возможности для организации обучения нормам и правилам этикета, формированию у школьников детской дипломатии и нравственных норм поведения, что может облегчить период взросления и будет способствовать формированию социальной готовности выпускников начальной школы.
Цель программы:
-формирование этически грамотной личности, умеющей достойно вести себя в любой ситуации, уважающей себя и окружающих, обладающей внутренней культурой и хорошими манерами.
Задачи программы:
1. Последовательное и систематическое знакомство с нормами этикета.
2. Обогащение конкретных представлений обучающихся о нравственных качествах человека, характеризующих его с позиций добра и зла.
3. Формирование навыков культурного поведения в повседневной жизни, культуры общения, доброжелательного и уважительного отношения к другим людям.
4. Развитие у детей потребности в самовоспитании и реализации таких качеств личности, как вежливость, тактичность, общительность, доброта, сострадание, готовность прийти на помощь другому.
5. Развитие общей культуры.
Сроки реализации программы: программа курса рассчитана на 1 учебный год (33 ч.)
Формы организации: коллективные, групповые, индивидуальные.
Методы деятельности: игровой, информационно-развивающий, репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, словесные и наглядные методы, практические.
Формы и режим занятий: экскурсии, практические занятия, беседы, рассказы, лекции, игры, конкурсы, просмотр кинофильмов, мультфильмов, ролевые игры, викторины, инсценировки, изготовление наглядных пособий, выполнение иллюстраций, рисунков, работа с литературой.
Место проведения занятий: учебная аудитория, школьная библиотека, школьный музей, школьная столовая, школьный стадион, улицы вокруг школы, парк.
Материально-техническое обеспечение программы: аудио и видеотехника, компьютер, фотоаппарат, книги, иллюстрации, таблицы, столы, стулья, канцелярские принадлежности.
Методическое обеспечение программы: методические разработки занятий, материалы для отслеживания результатов работы, психолого-педагогическая литература.
Формы подведения итогов реализации программы
В соответствии с целью и задачами программы предполагается оценка эффективности ее реализации, с очередностью, предусмотренной программой.
Для усвоения программного материала используются различные методы диагностики результатов обучения: анкетирование, опрос, наблюдение, викторины, конкурсы, тесты, кроссворды, викторины. Закончить и обобщить полученные детьми знания рекомендуется презентацией книги «Азбука вежливости».
Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения универсальных учебных действий (далее - УУД).
Личностные УУД:
- cамоопределение;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих;
- установка на здоровый образ жизни.
Регулятивные УУД:
- понимание и сохранение учебной задачи;
- адекватное восприятие оценки учителя и окружающих;
- осуществление пошагового и итогового контроля;
- различие способа и результата действия.
Познавательные УУД:
- включение в творческую деятельность учителя;
- установление причинно-следственных связей в изучаемом круге событий;
- осуществление поиска необходимой информации и выделение конкретной информации с помощью учителя;
- построение этически грамотных высказываний в устной и письменной форме.
Коммуникативные УУД:
- адекватное использование коммуникативных средств для решения поставленных задач;
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- аргументация своего решения и координация его с решениями партнеров в сотрудничестве при выработке общего направления в совместной деятельности.
Планируемые результаты реализации программы
К концу первого года реализации программы обучающиеся научатся:
- понимать социальную реальность в повседневной жизни через освоение способов межличностного взаимодействия со сверстниками, педагогами, окружающим;
- проявлять знания общественных норм поведения в результате расширения социокультурного пространства, где ученик «примеряет» на себя роль пассажира, покупателя, читателя библиотеки, зрителя, слушателя и.т.д.
У ученика будут сформированы:
- внутренняя позиция на основе положительного отношения к миру, в котором он живет;
- опыт культурного поведения в социальной среде.
Ученик получит возможность научиться:
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
К концу первого года реализации программы обучающиеся получат возможность опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, общество, природа, труд, культура, Отечество), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
У ученика необходимо сформировать:
- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и многообразии народов, культур, человеческих взаимоотношений;
- отношение к иному мнению, культуре других народов;
- умение быть ведущим и ведомым в совместных проектах.
Ученик получит возможность научиться:
- доброжелательному и уважительному отношению к людям разных профессий, вероисповеданий, их культуре;
- навыкам сотрудничества в разных ситуациях, умению вести диалог, вносить свой труд в общее творческое дело.
Обучающиеся должны получить опыт самостоятельного общественного действия, становление человека, гражданина через взаимодействие учащихся с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Наиболее эффективно это происходит во время социально-ориентированных акций.
У ученика необходимо сформировать:
- умения ставить вопросы, формулировать затруднения, обращаться за помощью к сверстникам и взрослым;
- желание и способность прийти на помощь (посильную) и оказать ее в затруднительной для кого-то ситуации, действовать в сотрудничестве.
Ученик получит возможность формировать:
- активную жизненную позицию;
- внутреннюю потребность добровольного участия в мероприятиях вне школы, где будет применен личный опыт делового общения ребенка, навык вежливого общения и поведения;
- самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.
Содержание программы
1 блок – «Мир вежливости, мир хороших манер».
История происхождения понятия «этикет». Определение понятия «этикет». Формирование правил поведения людей. Особенности русского этикета. Доброжелательность и вежливость - основа современного этикета.
Способы проявления и выражения вежливости. Вежливые слова в общении с людьми. Слова просьбы, слова благодарности, слова извинения. Приветливость, доброжелательность, умение держать слово, прийти на помощь любому - показатели вежливости человека.
Этикет знакомства. Правила этикета при представлении и знакомстве. Речевые формы при знакомстве, приставлении. Речевые ошибки при знакомстве.
Этикет приветствий. История зарождения приветствий, их особенности. Национальные особенности этикета приветствий. Общепринятые нормы приветствий.
Роль жестов и мимики в приветствиях. Нестандартные формы приветствий жителей разных стран. Национальные особенности рукопожатий. Типы рукопожатий и их смысл. Поклон, кивок, улыбка. Жесты, сопровождающие приветствия.
Этикет прощания. Общепринятые нормы ритуала прощания. Общеупотребляемые фразы при прощании. Выбор прощальной фразы в зависимости от обстоятельств.
Виды обращений. Обращения в официальной и неофициальной обстановке. Слова и сочетания слов, при помощи которых осуществляется обращение. Положительное и отрицательное при общении.
Правила ведения телефонного разговора. Этикетные правила телефонного разговора. Соблюдение культуры речи при общении по телефону. Основные требования к телефонному разговору.
2 блок - «Я и люди,которые меня окружают».
Я и ты. О друзьях и дружбе. Понятие «Дружба» и «друг». Качества, отличающие настоящего друга: честность, преданность, уважение, стремление оказать помощь.
Я в школе. Основные правила поведения школьника: бережное отношение к школьному имуществу, соблюдение чистоты и порядка, дисциплинированность. Соблюдение чистоты и порядка в школе. Внешний вид школьника.
Я и мои одноклассники. Мои товарищи, совместная учеба, игры, отдых. Дружба между мальчиками и девочками в классе как проявление внимания к друг другу. Скромность, сдержанность, доброжелательность – основа отношений в классе.
Основы гостеприимства. У истоков гостеприимства. Приглашение и особые визиты. Парадоксы гостеприимства. Рассаживание гостей за столом. Трапеза как общение и ритуал. Сервировка чайного стола. Я – гость. Правила поведения в гостях. Обязанности гостя. Опоздавший гость. Выбор и вручение подарков. Поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами.
3 блок - «Культура внешнего вида».
Требования к внешнему виду человека. Значение внешнего вида в жизни человека. Культура внешнего вида. Советы по уходу за кожей лица, рук, волос.
Домашняя одежда Внешность и одежда дома. Аккуратность домашней одежды. Ночная одежда, домашняя обувь. Правила ухода за домашней одеждой.
Повседневная одежда. Соответствие одежды месту и событию. Правила этикета для повседневной одежды. Выбор повседневной одежды в зависимости от сезона года.
Культура одежды. Родословная вещей, основные требования при выборе одежды, стремление человека быть красивым, современный костюм и его значение в создании образа.
Роль движений о внешнем облике человека. Взаимосвязь внешнего облика человека с манерой движения. Выразительность движений. Простонародные приметы и поверья, связанные с различного рода перемещениями человека.
4 блок - «Культура поведения в общественных местах».
В школьной столовой. Проявление уважения к труду работникам столовой. Соблюдение чистоты, порядка и тишины в столовой. Культура поведения за столом: тщательное пережевывание пищи, умение пользоваться приборами. Бережное отношение к хлебу. Благодарность работникам столовой за приготовление пищи и приятное обслуживание.
Я – покупатель. Приведение в порядок внешнего вида перед походом в магазин. Предупредительность и внимательность в дверях магазина: пропускаем входящих, придерживаем за собой дверь. Соблюдение порядка и очередности в магазине. Умение внятно и четко изложить свою просьбу продавцу при приобретении покупки. Слова вежливости и благодарности за обслуживание.
Я – зритель. Внешний вид при посещении кинотеатра, театра. Умение приобрести билет в кассе, найти свое место в зале. Культура поведения в зале: заблаговременное расположение на своем месте, снятие головного убора, соблюдение чистоты, исключение шума, крика, хождений и комментариев фильма, спектакля. Вежливость в отношении с соседями. Соблюдение порядка при выходе из зала.
Я – читатель. Библиотека - книжный храм. Запись в библиотеку. Вежливое обращение с просьбой помочь найти нужную книгу. Бережное отношение к книгам, своевременное возвращение их в библиотеку, соблюдение тишины и порядка в библиотеке.
В музее. Культура поведения в музее: соблюдение тишины, осторожное обращение с экспонатами. Внешний вид экскурсанта. Умение вести себя во время экскурсии по музею: культура обращения с вопросами после экскурсии, способы выражения благодарности экскурсоводу.
О вежливости на улице и в городском транспорте. Тон вежливой речи. Я - прохожий. Забота о внешнем виде выходящего на улицу. Правила поведения на улице. Я - пассажир. Лица, которым отдается предпочтение при входе в транспорт и предоставлении мест в транспорте. Правила поведения в транспорте: соблюдение чистоты, исключение громких разговоров, вежливость в отношении с пассажирами и кондуктором. Вежливые слова, обращенные к пассажирам при движении к выходу, при передаче денег на билет.
В поезде и самолете. Подготовка к дальней поездке. Сбор и упаковка необходимых вещей. Забота о внешнем виде. Заблаговременное прибытие на вокзал. Ожидание поезда, самолета. Основные правила поведения на вокзале: соблюдение тишины, чистоты и порядка, вежливое отношение к пассажирам. Культура поведения во время поездки, полёта.
Поведение на природе. Природа поселка, её красота. Растения и животные ближайшего природного окружения, бережное отношение к ним. Подкормка птиц. Соблюдение чистоты, тишины при отдыхе на природе. Осторожное обращение с огнем. Правила «общения» с природой.
Учебно-тематический план
№п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 блок - «Мир вежливости, мир хороших манер» | 12 | ||
1 | История происхождения понятия «этикет». | 1 | |
2 | Из истории хороших манер. | 1 | |
3 | Мимика и жесты в этикете. | 1 | |
4 | Способы проявления и выражения вежливости. | 1 | |
5 | Вежливые слова в общении с людьми. | 1 | |
6 | Этикет знакомства. | 1 | |
7 |
| 1 | |
8 | Роль жестов и мимики в приветствиях. | 1 | |
9 | Этикет прощания. | 1 | |
10 | Виды обращений. «Ты» и «Вы» в общении. | 1 | |
11 | Правила ведения телефонного разговора. | 1 | |
12 | Мобильный телефон. Служебный телефон. | 1 | |
2 блок - «Я и люди, которые меня окружают» | 8 | ||
1 | Я и ты. О друзьях и дружбе. | 1 | |
2 | Общение со взрослыми. Общение с младшими. | 1 | |
3 | Я в школе. | 1 | |
4 | Я и мои одноклассники. | 1 | |
5 | Общение с одноклассниками и учителями. | 1 | |
6 | Основы гостеприимства. | 1 | |
7 | Прием гостей. | 1 | |
8 | Я – гость. | 1 | |
3 блок - «Культура внешнего вида» | 5 | ||
1 | Требования к внешнему виду человека. | 1 | |
2 | Домашняя одежда. | 1 | |
Повседневная одежда. | 1 | ||
Культура одежды. | 1 | ||
Роль движений во внешнем облике человека. | 1 | ||
4 блок - «Культура поведения в общественных местах» | 8 | ||
1 | В школьной столовой. | 1 | |
2 | Я - покупатель. | 1 | |
3 | Я - зритель. | 1 | |
4 | Я - читатель. | 1 | |
5 | В музее. | 1 | |
6 | О вежливости на улице и в городском транспорте. | 1 | |
7 | В поезде и самолете. | 1 | |
8 | Поведение на природе. | 1 |
Список литературы
- Алешина Л.Г. О вежливости, о такте, о деликатности. – Л., 1991.
- Антилогова Л.Н. Основы современного этикета. - М., 2006.
- Байдурина А.К. У истоков этикета.- М., 2006.
- Безруких М.Я. и другие. Я или Правила поведения для всех – М., 1991.
- Божович Л.И. Золотая книга хорошего тона.- М., 1997.
- Бушелева Б.В. Правила хорошего тона.- М., 2006.
- Волченко Л.Б. Этика и этикет. – М., 2005.
- Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. – М., 1989.
- Гольдин В.Е. Этикет и речь. – Саратов, 1990.
- Дунцова К.Г. Этикет за столом. – М., 1990.
- Домострой. – М., 1991.
- Канторович В.Я. Ты и Вы. – М., 1990.
- Колесов В.В., Культура речи – культура поведения.- Л.,1998
- Ладыгина Л.В. Воспитатель в детском доме.- М., 2006.
- Лутошкин А.Н. Как вести за собой.- М., 1996.
- Марейн К.Н. Воспитательная работа.- М., 1998.
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.- М., 2002.
- Смолка К. Правила хорошего тона. – М., 1990.
- Соколова О.А. Этикет для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб., 2003.
- Хорват Ф., Орлик Ю. Вежливость на каждый день. – М., 1991.
- Шахманова А.Ш. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста.- М., 2005.
- Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах.- М., 2000.
- Юрьев Ю.М. Разговор о важном: Этикет на каждый день. – М., 1989.
- Ягодинский В.Н. Наш этикет. – М., 1988.
Список литературы для детей
- Гримак Л.П. Общение с собой. – М., 1991.
- Карзов С.В. Энциклопедия для маленьких джентльменов. – СПб., 1997.
- Карзов С.В. Энциклопедия для маленьких принцесс. - СПб., 1998.
- Коротеева Л.А. Золушка становится принцессой. (Книга для девочек).- М., 1992.
- Куликова Л.Н. Воспитать себя. – М., 1991.
- Левитан К.М. Знаете ли вы себя? – Свердловск, 1991.
- Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина.- М., 1995.
- Панкеев И.А. Энциклопедия этикета для детей. – М., 2003.
- Пивовар В.В. Энциклопедия хороших манер. – СПб., 1998.
- Рыданова И.И. И лицо, и одежда… - Минск, 1988.
- Шалаева Г.П. Большая книга правил поведения для воспитанных детей.- М.: Филол. о-во СЛОВО, Эксмо, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Все цвета, кроме черного" 4 класс начального общего образования
Программа разработана на основе авторской программы М. М. Безруких, А. Г. Макеев, Т. А. Филиппова - «Все цвета, кроме черного», Москва, центр «Вентана-Граф», 2011г....
Рабочая программа внеурочной деятельности социальное направление "Моя первая экология" для 3-4 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности социальное направление "Моя первая экология" для 3-4 класса содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Мир глазами ребенка"
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления в форме интенсива, состоящим из нескольких разделов.При изучении программного материала предполагаются экскурсии,посщения выставок, по...
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Школа добрых дел" для 2 класса
Рабочая программа составлена на основе экологического дневника Е.Е. Морозовой "Школа добрых дел" для учащихся 2 класса общеобразовательной школы.Программа разработана для занятий с уча...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности социальной направленности “МЫ ВМЕСТЕ ” для учащихся 4 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы вместе" включает 8 разделов, охватывающих всю школьную жизнь четвероклассников....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ социального направления «Мир вокруг нас» НА УРОВЕНЬ начального ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 1 класс
В сфере личностных УУД изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни. Изучению курса "Мир вокруг нас" способствует формированию предметных и метапредметн...
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления с детьми с ОВЗ "Мир в котором я живу"
Целями и задачами данной программы является накопление детьми нового положительного коммуникативного опыта в процессе социального общения. Они развивают у обучающихся социально значимый ко...