Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Школа добрых дел" для 2 класса
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
Рабочая программа составлена на основе экологического дневника Е.Е. Морозовой "Школа добрых дел" для учащихся 2 класса общеобразовательной школы.
Программа разработана для занятий с учащимися 2 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, примерной программы начального общего образования, учебного пособия для учащихся начальной школы «Эколого-образовательный проект «Школа добрых дел» авторов Морозовой Е.Е., Пономаревой О.Н., Федоровой О.А., Золотухиной О.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_dobryh_del.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа р.п. Пушкино Советского района Саратовской области
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Школа добрых дел»
(социальное направление)
для учащихся 2 класса
учителя начальных классов высшей квалификационной категории
Ивановой Татьяны Николаевны
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка.
Программа разработана для занятий с учащимися 2 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, примерной программы начального общего образования, учебного пособия для учащихся начальной школы «Эколого-образовательный проект «Школа добрых дел» авторов Морозовой Е.Е., Пономаревой О.Н., Федоровой О.А., Золотухиной О.А.
Цель программы: познавательное, коммуникативное, личностное и социальное развитие учащихся.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Темы занятий сформулированы согласно заданиям учебного пособия для учащихся начальной школы «Школа добрых дел» авторов Морозовой Е.Е., Пономаревой О.Н., Федоровой О.А., Золотухиной.
Программа предполагает использование новых подходов в работе, направленных на формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Цель курса – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Целевые установки:
- воспитание у детей ценностных ориентаций в их отношениях с окружающей средой;
- становление и развитие у детей целостного мировосприятия;
- активное присвоение детьми нравственных норм, запретов и предписаний в отношениях между природой и обществом;
- формирование у детей начального опыта защиты природной среды и культуры здорового образа жизни.
Задача курса: познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта.
Процесс обучения сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Учащиеся в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий.
Основной способ получения знаний - деятельностный подход.
Решение проблемных творческих задач - главный способ осмысления мира. Таким образом, в целом у учеников должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач.
Планируемые результаты:
первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний об экологии, о принятых в обществе нормах отношения к природе; овладение способами самопознания, рефлексии.
второй уровень результатов – развитие ценностных ориентаций, формирование нравственно – этических и эстетических отношений.
Обучающиеся научатся:
- называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
- объяснять, как люди помогают друг другу жить;
- называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- оценивать правильность поведения в быту.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, страны;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы;
-осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса «является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие;
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения;
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, выбрать какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- планировать порядок выполнение задания;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрациями, текстом пособия;
- учиться работать по совместно составленному с учителем плану.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную из разных источников;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
- объяснять, как люди помогают друг другу жить;
- называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- оценивать правильность поведения в быту
Характеристика деятельности учащихся.
- Обсудить правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками
- Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах
- Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в школе и других общественных местах
- Работать в группах и самостоятельно с источниками информации
- Называть окружающие предметы и их признаки
- Различать предметы и выделять их признаки
- Проводить групповые и самостоятельные наблюдения
- Объяснять, какую роль играют родителя, учителя и книги в становлении и обучении человека
- Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи на основе бесед школьников с родителями
- Практическая работа: составление перечня обязанностей школьника в семье и обсуждение его с одноклассниками
- Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных
- Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями
- Моделировать и оценивать различные ситуации поведения с друзьями
- Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в дружбе
- Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста
- Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»
- Подготовить небольшие сообщения о достопримечательностях родного города (села) на основе дополнительной информации
- Подбирать к своему сообщению иллюстрации, видеокадры
Календарно-тематическое планирование
2 класс – Блок «Школа Добрых Дел». (34 часа)
№ | Тема занятий | Количество часов |
1. | Что такое школа? Тестирование «С какой целью ты посещаешь школу?» | 1 |
2. | Экскурсия в школьный музей, экскурсия по школе | 1 |
3. | Диспут на тему «Если б не было учителя…» | 1 |
4. | Знание и здание. | 1 |
5. | Что мы знаем о нашей школе? Традиции нашей школы. | 1 |
6 | Правила поведения в школе. Синквэйн о школе. | 1 |
7. | Проект «Эмблема школы». | 1 |
8. | Давай подумаем над проблемой. Высказывания о школе. | 1 |
9. | Какие дела можно назвать добрыми? | 1 |
10. | Игра – драматизация «Сказка о пропавшей школе». | 1 |
11. | Путешествие «Твоя дорога в школу». Объекты природы и культурной жизни человека. | 1 |
12. | Деревья и кустарники. Культурные растения. | 1 |
13. | Животные в нашем посёлке. | 1 |
14. | Проект «Покорми птиц». Наблюдение за птицами, прилетающими к кормушкам. | 1 |
10 | Опасные места на пути от дома до школы. | 1 |
11,12 | Проект «Доброе дело» | 2 |
13,14 | Виртуальный проект «Школа будущего». | 2 |
15 | Что такое экологические проекты? | 1 |
16 | Выбираем работу в эколого-образовательных мини-проектах. | 1 |
17,18 | Проект «Водоёмы нашего посёлка». | 2 |
20,21 | Проект «Экологические сказки». | 2 |
21,22 | Исследовательская работа «Видовой состав растений пришкольного участка» | 1 |
23,24 | Проект «Красная книга Саратовской области – сигнал опасности». | 1 |
25 | Экологическая тропа. | 1 |
26, 27 | Проект «Берегите воду». | 1 |
28,29 | Проект «Планета цветов». | 1 |
30. | Что полезного я сделал? | 1 |
31-33 | Работа по благоустройству школьного участка. | 3 |
34 | Обобщающее тестирование. |
Источники, используемые для написания программы.
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч-4-е изд.,перераб.-М.:Просвещение, 2012.
- Планируемые результаты начального общего образования/ [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.] 4 под редекцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логи новой.-2-е изд.-М.: Просвещение, 2010.
- Морозова Е.Е., Пономарёва О.Н., Фёдорова О.А., Золотухина О.А. Эколого-образовательный проект «Школа добрых дел» Учебное пособие для учащихся начальной школы. Саратов. Издательство: ИЦ «Наука» 2009
- http://www.school2100.ru/uroki/osn_programma/osn_programma1.php
- http://nsportal.ru/sites/default/files/2011/12/programma_yunyy_ekolog.docx
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Все цвета, кроме черного" 4 класс начального общего образования
Программа разработана на основе авторской программы М. М. Безруких, А. Г. Макеев, Т. А. Филиппова - «Все цвета, кроме черного», Москва, центр «Вентана-Граф», 2011г....
Рабочая программа внеурочной деятельности социальное направление "Моя первая экология" для 3-4 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности социальное направление "Моя первая экология" для 3-4 класса содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Клуб "Твори добро" в 3 классе
Острой проблемой современного общества является нарастание из года в год негативных тенденций среди населения, в особенности среди подростков и молодежи. В частности, у значительной части молодежи про...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика. Азбука добра» 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика. Азбука добра» 2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Этика: азбука добра", 4 класс
Данная рабочая программа предназначена для работы в 4 классе по внеурочной деятельности....
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Школа добрых дел»
Рабочая программа внеурочной деятельности...