Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Мир глазами ребенка"
рабочая программа ( класс) на тему

Найденко Алла Дмитриевна

Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления в форме интенсива, состоящим из нескольких разделов.При изучении программного материала предполагаются экскурсии,посщения выставок, поездки по городу и краю, что позволяет за определенный период времени осуществить сразу несколько часов программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_mir_glazami_rebenka.docx75.46 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   

                                                         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

комплексная

социального направления

Мир глазами ребенка

4 года

 

1-4  класс

 

                                                                 

                                            Учитель                            Найденко Алла Дмитриевна

                                 1.Пояснительная записка.

Рабочая программа курса «Мир глазами ребенка» рассчитана на 270 часов, что соответствует внеурочному плану МБОУ СОШ №20 г.Ейска.

Рабочая программа «Мир глазами ребенка» расширяет изучение курса региональной программы для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края «Кубановедение». Авторы – составители Ерёменко, Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В., Мирук М.В., Науменко Т.А., Паскевич Н.Я. допущенной департаментом образования и науки Краснодарского края.- Краснодар: Перспективы образования , 2009.Рабочая  программа курса «Мир глазами ребенка» представлена в форме интенсива (согласно методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС начального общего образования к письму МОН Краснодарского края от 27.09.2012 №47-14800/12-14) и  составлена для работы с младшими школьниками .Рабочая программа направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности.

При составлении рабочей программы учтены требования к результатам усвоения внеурочной деятельности начального общего образования и программы универсальных учебных действий МБОУ СОШ №20 города Ейска.

Данная  программа курса создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности.   Такой вид внеклассной деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Актуальность программы состоит в том, что основным требованием ФГОС второго поколения является перевод ребенка, подростка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание цели, разрабатывать проекты преобразования общества и отдельных институтов, реализовывать данные проекты. Иными словами, речь идет о формировании юного субъекта социального творчества.

Социальное творчество-высшая форма социальной деятельности; созидательный процесс, направленный на преобразование и создание качественно новых форм социальных отношений и общественного бытия.

В «Методическом конструкторе внеурочной деятельности школьников»(авторы Д.В.Григорьев,П.В.Степанов,Центр теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО) предполагается возможность организации занятий крупными блоками «интенсивами».Учащиеся за время «интенсива» получают опыт в нескольких параллельных формах работы, которые стимулируют творческий процесс и дают место для обмена социальным и эмоциональным опытом. То есть, в ограниченный срок происходит максимальное формирование определенного социального опыта. В  основе программы лежит развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.   

Таким образом, возникла необходимость в применении данной рабочей программы в МБОУ СОШ №20 г.Ейска.

 Данная программа построена в форме интенсива, состоящим из нескольких разделов, при изучении которых предполагаются экскурсии, посещения городских творческих выставок, памятных мест и достопримечательностей города и края  – овладение обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру.

Программа конкретного вида внеурочной деятельности рассчитана  на школьников 1-4 классов и предусматривает разнообразие организационных форм, учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности

          Целью программы является формирование основ гражданской индентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, Кубани, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, расширение собственного культурного опыта, интерес к истории Кубани.

Данная программа призвана решать следующие задачи:

  • Изучение своеобразие истории, культуры, природы родного города через проектную работу;
  • Развитие экологическое мышление; формирование экологической грамотность;
  • Осознание ответственности человека за общее благополучие

        Основные принципы, положенные в основу программы «Мир глазами ребенка»:

  • принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
  • научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
  • систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе,  накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо– туристические технологии, проектные технологии.

Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
  • практические методы: проектная деятельность.

 Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Мир глазами ребенка» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, проведение праздников, проработка индивидуальных исследовательских тем, конференции, подготовка и организация школьниками акций, подготовка и проведение классных часов.

           Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.

Модель плана внеурочной деятельности

Направление внеурочной деятельности

Формы внеурочной деятельности

1уровень

2уровень

3уровень

1кл.

2кл.

3кл.

4кл.

Социальное направление

Кружок «Мир глазами ребенка»

66

Объединение «Мир глазами ребенка»

68

68

Клуб «Мир глазами ребенка»

68

Кружок «Мир глазами ребенка» реализует социальное   направление во внеурочной деятельности в 1 классе в формах организации деятельности как экскурсии, встречи с интересными людьми, прогулки, участие в праздниках. Целесообразно согласовать с учреждениями дополнительного образования города и района план работы, что существенно облегчит задачу педагога по реализации изучения курса «Мир глазами ребенка»

Объединение «Мир глазами ребенка» реализует социальное направление во внеурочной деятельности во 2-3 классах. Для реализации изучения данного модуля курса педагог опирается на такие формы, как путешествия и походы на дальние расстояния, проработка индивидуальных исследовательских тем, проведение конференций, выпуск газет.

Клуб «Мир глазами ребенка» реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 4 классе в формах организации деятельности учащихся как диспуты, конференции, участие в социальных проектах и мероприятиях района, школы, подготовка сценариев к праздникам, поездки и экскурсии по краю

Основные разделы программы «Мир глазами ребенка»:

-Когда я вышел на улицу.

-Кубань спортивная.

-Летопись времени. Ейск вчера, сегодня, завтра

-Встреча с прекрасным

-Символика Ейска

-Символика края

-Моя семья

-Ейск православный

-Казачьему роду нет переводу

Место изучения программы «Мир глазами ребенка» в плане внеурочной деятельности

         Программа предусматривает 4 года обучения.  1 класс-66 часов, 2-4 классы – по 68 учебных часов.В связи с тем, что программа изучается в форме интенсива (в ходе проведения экскурсий, встреч с интересными людьми, посещением достопримечательностей, мероприятий школы и района) и рассчитана в большей мере на проведение внеаудиторных часов, то планирование  является ориентировочным- оно определяется не временем , а результатами, о которых можно судить по качеству проводимых работ детского творчества, исследований. Для реализации программы в полном объеме, возможна корректировка календарно-тематического планирования в течение года на усмотрение учителя , в связи с условиями усвоения учащимися пройденных тем.

      Поэтому тема, содержание, форма проведения занятий  и дата работы кружка  могут быть изменены по усмотрению учителя. Индивидуальные  творческие задания  (по ряду тем) по желанию обучающихся могут выполняться  дома,  тогда  как в классе предусмотрена  презентация выполненных работ.

Описание ценностных ориентиров содержания программы «Мир глазами ребенка»

       Одним из результатов освоения курса является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности традиций родного края.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества,  приоритета знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; интерес к своей стране: её истории, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность.

2.Тематический план программы «Мир глазами ребенка»

Наименование разделов/

модулей, тем

Всего, час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

1 класс

2

3

4

1.

Когда я вышел на улицу.

30

10

10

5

5

-принимать образ «хороший пешеход, хороший пассажир»;

-нести самостоятельность и личную ответственность за свои поступки,

 -относиться с уважением

к другим участникам дорожного движения;  

-применять основные правила поведения в окружающей среде, в общественных местах, на дорогах, у водоёмов, в школе;

-осознавать ответственность человека за общее благополучие;

-осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе

-применять установленные правила.

-использовать речь для регуляции своего действия

2.

Кубань спортивная

10

5

5

-принимать здоровый образ жизни- как неотъемлемую часть своего бытия;

-осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.

-участвовать в беседе с информантами;

-посещать музеи и другие культурные учреждения;

-участвовать в спортивных эстафетах, в праздниках.

-испытывать гордость за спортивные достижения своих товарищей и известных спортсменов Кубани

-концентрировать волю для преодоления физических препятствий

3.

Летопись времени. Ейск вчера, сегодня, завтра

38

8

10

10

10

-ориентироваться в историческом времени;

-рассказывать о родной стране, своем городе (селе);

-показывать   на   физической   карте   Краснодарского   края основные изучаемые объекты, свой населённый пункт;

-рассказывать  о  достопримечательностях  родного  города, станицы;

-посещать музеи и другие культурные учреждения;

-знать фамилии  и  имена  выдающихся  исторических,  научных, культурных деятелей Ейска, Кубани

-определять хронологическую последовательность основных событий (исторических, культурных, спортивных)

-осваивать коммуникативные навыки дома, в школе,

 в обществе;

-работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

-ставить вопросы;

-обращаться за помощью;

-формулировать свои затруднения;

-применять самоорганизацию для  выполнения исследовательских проектов

4.

Встреча с прекрасным

66

14

14

14

14

-посещать музеи и другие культурные учреждения;

-называть выдающиеся памятники культуры и истории Краснодарского края

-различать растения своей местности по видам (травы, деревья, кустарники, лекарственные и ядовитые растения)

-бережно относиться к растительному и животному миру Кубани

-уметь осуществлять поиск и обработку дополнительной информации о растительном и животном мире Краснодарского края, промыслах и ремёслах, распространённых на Кубани,

 -рассказывать о заповеднике,  находящемся  на  территории   Краснодарского края, о природных памятниках края;

-определять важнейшие экологические проблемы Краснодарского края

-осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе;

-предлагать помощь и сотрудничество;

-слушать собеседника;

-договариваться и приходить к общему решению;

применять самоорганизацию для  выполнения исследовательских проектов

5.

Символика Ейска

4

2

2

-различать  символы Ейска   флаг,  герб  Ейска и Краснодарского края

-соблюдать правила  поведения во время прослушивания гимна и поднятия флага

-исполнять гимн Краснодарского края

-осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.

-формулировать собственное мнение и позицию;

6.

Символика края

20

10

10

7.

Моя семья

40

16

16

4

4

-определять

родственные связи в семье, уклад семьи

 -посещать музеи и другие культурные учреждения;

-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

-осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.

пользоваться правилами поведения в обществе;

обращаться с соблюдением правил этикета к знакомым и незнакомым людям;

- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников

-применять самоорганизацию для  выполнения исследовательских проектов

8.

Ейск православный

52

16

16

10

10

-слушать, принимать  чужую точку зрения, отстаивать свою

- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников

. - уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов

-формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий

-  сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,

9.

Казачьему роду нет переводу

20

10

10

-определять на карте границы и крупные города края

- приводить примеры исторических и культурных памятников страны

-узнавать особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Краснодарского края

-знать особенности труда и быта земляков

-прогнозировать и

разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников

применять самоорганизацию для  выполнения исследовательских проектов

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Итого

270

66

68

68

68

 

                                  3.Содержание программы(270 часов)

                                                    1 класс   (66 часов)                                                      

                                    Когда я вышел на улицу(10 часов)

Как вести себя в общественных местах. Безопасное поведение на улицах города. Правила пешехода и пассажира. Правила поведения при проведении спортивных мероприятий.

Формы проведения: веселые старты, прогулка в школьном дворе, экскурсии с целью практических закреплений знания правил дорожного движения, викторины по правилам дорожного движения, конкурсы рисунков, тематические классные часы.

                      Летопись времени. Ейск вчера, сегодня, завтра(8 часов)

История края и его населенных пунктов. Становление Ейска. Подворье казака. Наш земляк Иван Поддубный. Ейск в годы Великой Отечественной войны. Памятники архитектуры нашего города. Места боевой славы города и района. Музеи города Ейска.

Формы проведения: посещения музеев города, участие в мероприятиях школы и района, посещение достопримечательностей города, встречи с ветеранами ВОВ и труда «Уроки мужества», тематические классные часы

                                 Встреча с прекрасным(14 часов)

Красота природы нашего города. Народные ремесла в прошлом. Разноцветный мир на полотнах художников города. Театральное и цирковое искусство .

Формы проведения: экскурсии, выставки рисунков, тематические классные часы, экскурсии в художественный салон города Ейска, посещения театральных представлений по графику заезда артистов, посещения кинотеатра, экскурсии в парк.

                                       Символика Ейска (2 часа)

История герба, гимна, флаг Ейска.

Формы проведения: викторины, конкурсы чтеца, конкурсы рисунков, изучение источников информации, тематические классные часы

                                           Моя семья(16 часов)

Откуда появились фамилии. История моей фамилии. История моего имени. Моя родословная. Знакомство с семейными традициями. Профессии моих родителей.

Формы проведения: выставка рисунков, встреча с родителями одноклассников, посещение мест работы родителей одноклассников, тематические классные часы.

                                     Ейск православный (16 часов)

Храмы города Ейска. Правила поведения в храме. Православные праздники

Формы проведения: экскурсии в храмы города, посещение православных выставок художественного и прикладного творчества, выставки рисунков, тематические классные часы

                                            2 класс(68 часов)

                                    Когда я вышел на улицу(10 часов)

Как вести себя в общественных местах. Безопасное поведение на улицах города. Правила пешехода и пассажира. Правила поведения при проведении спортивных мероприятий. Социальная адаптация в обществе.

Формы проведения: практическое закрепление правил поведения на улицах города в ходе проведения экскурсий, выставка рисунков по темам безопасного поведения

                                           

                      Летопись времени. Ейск вчера, сегодня, завтра(10 часов)

Здесь я родился (моя малая Родина). Известные люди нашего города (села).История края и его населенных пунктов. Становление Ейска. Обычаи и праздники народов, живущих на Кубани. Наши земляки в годы Великой Отечественной войны.

Формы проведения: посещение памятных мест города и района, памятников архитектуры нашего города, места боевой славы, музеев города Ейск, встречи с интересными людьми, встречи с ветеранами ВОВ и труда «Уроки мужества»;

                                 Встреча с прекрасным(10 часов)

Красота природной зоны парков города и района. Кубанские умельцы. Старинные ремесла казаков. Художники нашего города. Известные артисты города и края.

Формы проведения: экскурсии в художественный салон города Ейска, посещения театральных представлений по графику заезда артистов, посещения кинотеатра ,экскурсии в парк Поддубного, составление фотоколлажей, экскурсии, прогулки в парк, проектные работы, экологические походы

                                       Символика Ейска (2 часа)

Герб, гимн, флаг Ейска. Правила поведения при слушании гимна.

Формы проведения :выпуск классной газеты, экскурсии в музеи города, проектная работа.

                                           Моя семья( 16часов)

Народные обычаи и традиции. Знакомство с семейными традициями. Профессии моих родителей. Встречи с членами семьи одноклассников. Что означает мое имя. История моей фамилии.

Формы проведения: праздники, выпуск газет, фотоальбомов и презентаций

                                     Ейск православный ( 16 часов)

Храмы города Ейска. Под сенью храма. Святой угол. Православные праздники на Кубани. История празднования Рождества, Великой Пасхи, Троицы. Мои друзья- люди разных национальностей.

Формы проведения:   экскурсии в музеи и библиотеки города Ейска, посещения храмов, встречи с интересными людьми.
                                                         3 класс (68 часов)                                                                                                   

                                    Когда я вышел на улицу(5 часов)

Безопасное поведение на улицах города. Правила пешехода и пассажира. Правила поведения при проведении спортивных мероприятий. Правила безопасности во время проведения похода. Социальная адаптация в обществе.

Формы проведения: представление своих знаний для младших школьников, подготовка презентаций, составление фотоколлажей, разработка маршрута экскурсии

                                           Кубань спортивная (5 часов)

Известные спортсмены прошлого и настоящего Кубани. Сочинская здравница-кузница спортивных надежд. Символы сочинской олимпиады. Зимние виды спорта.

 Формы проведения: выставки рисунков, экскурсии, спортивные эстафеты и праздники, участие в спортивных турнирах и эстафетах, зкскурсии в спортивные клубы и секции города, встречи с известными спортсменами города.

                      Летопись времени. Ейск вчера, сегодня, завтра(10 часов)

Жизнь и быт казаков в прошлом .Вещи рассказывают о прошлом. Основание городов и станиц-добрых соседей города Ейска. Подвиги кубанских матерей Ейска и Ейского района.

Формы проведения: посещение краеведческих музеев города и края, представление своего опыта перед одноклассниками и младшими школьниками, составление тематического альбома, викторины, экскурсии, выпуск стенгазеты, проектные работы, встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;   встречи с участниками «горячих точек»,  тематические классные часы;

                                 Встреча с прекрасным (66 часов)

Береги землю родимую, как мать любимую.Заповедные зоны нашего края.Талантливые художники, артисты Кубани. Нет краше родины нашей. Красота парковой зоны города. Мастерство умельцев народно-прикладного творчества.

Формы проведения: составление тематических альбомов, экскурсии, походы, проектные работы, экскурсии в художественный салон города Ейска, посещения театральных представлений по графику заезда артистов, посещения кинотеатра, экскурсии в парк Поддубного.

                                              Символика края (10 часов)

История Кубани в символах. Исторические факты, предметы, традиции в символике края.

 «Ты,Кубань, ты наша родина!».

Формы проведения: конкурсы рисунков, проведение праздников, проработка индивидуальных исследовательских тем.

                                           Моя семья ( 4часа)

Моя родословная. Знакомство с семейными праздниками и традициями. Профессии моих родителей. Из истории кубанских фамилий.

Формы проведения: совместные поездки, экскурсии, походы с родителями, встречи с членами семьи одноклассников, проектные работы, тематические альбомы

                                     Ейск православный ( 10 часов)

Старейшие храмы Ейска .С верою в сердце. Колокола Кубани. Традиционные православные праздники на Кубани. Мои друзья- люди разных национальностей и вероисповеданий.

Формы проведения: экскурсии в музеи и библиотеки города Ейска, встречи с интересными людьми, составление тематических альбомов.
                                   Казачьему роду нет переводу( 10 часов)

Твои земляки-труженики. Места боевой славы земляков. Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор. Кто ленится, тот не ценится.

Формы проведения: экскурсии, праздники, проектные работы, встречи с известными людьми города и района

                                                 4 класс   (68 часов)                                                      

                                    Когда я вышел на улицу(5 часов)

Закрепление правил поведения на улице и в общественных местах. Правила пешехода и пассажира. Правила поведения при проведении спортивных мероприятий. Социальная адаптация в обществе.

Формы проведения: экскурсии, походы с целью практического закрепления правил безопасности

                                           Кубань спортивная (5 часов)

Известные спортсмены прошлого и настоящего. Проведение спортивных турниров и эстафет .Экскурсии в спортивные клубы и секции города. Встречи с известными спортсменами города. Спортивные эстафеты и турниры. Подготовка к походу Правила безопасности в походе.

Формы проведения :спортивные эстафеты, турниры, составление плана местности,

разработка маршрута.

                      Летопись времени. Ейск вчера, сегодня, завтра(10 часов)

Подворье казака в прошлом. Земля отцов-моя земля. Здесь я родился (моя малая Родина). Известные люди нашего города (села) История края и его населенных пунктов. История города в архитектуре. Становление Ейска. Ейск в годы Великой Отечественной войны. Ейск спортивный. Достопримечательности Ейска. Улицы нашего города.

Формы проведения: экскурсии к памятникам архитектуры нашего города, к местам боевой славы, посещение музеев города Ейска, встречи с интересными людьми,   встречи с участниками «горячих точек», тематические классные часы; интервьюирование, выполнение коллективных и индивидуальных заданий в ходе проведения экскурсии, проектные работы.

                                 Встреча с прекрасным (14 часов)

Кубанские умельцы. Всякая работа мастера хвалит. Народно-прикладное искусство и современность. Охранные природные зоны нашего края. Памятники природы края.

Формы проведения: проектные работы, научная конференция, экологический десант, экологические акции, выпуск стенгазет, экскурсии в художественный салон города Ейска, посещения театральных представлений по графику заезда артистов, посещения кинотеатра, экскурсии в парк Поддубного, экологические десанты.

                                              Символика края (10 часов)

Герб, гимн, флаг края. История и современность.

Формы проведения: праздники, проработка индивидуальных исследовательских тем, конференция научного общества.

                                           Моя семья( 4часов)

Воспитание казаков в прошлом. Моя родословная. Знакомство с семейными традициями. Профессии моих родителей. Родной отцовский дом. Семейные традиции старшего поколения.  «Храни меня, мой талисман»

Форма проведения: совместные праздники, экскурсии, проектные работы, научная конференция, встречи с членами семьи одноклассников

                                     Ейск православный ( 10 часов)

Храмы города Ейска. Святые места в Ейском районе. Православные праздники. Мои друзья- люди разных национальностей и вероисповеданий.

Формы проведения: экскурсии в музеи и библиотеки города Ейска, научная конференция.
                                   Казачьему роду нет переводу( 10 часов)

Твои земляки-труженики. Места боевой славы земляков. Народные обычаи и традиции. Предания старины глубокой. Пословицы, сказания и легенды.

Формы проведения: праздники, экскурсии, составление фотоколлажей, презентация личного опыта посещения экскурсий, проектные работы.

                        4.Предполагаемые результаты реализации программы

В результате реализации программы «Мир глазами ребенка» обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов деятельности, которые распределяются по трем уровням.

  Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни (1 класс).

Второй уровень результатов — получение обучающимся  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения,

т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает) (2 – 3 классы).

Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится ( а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком (4 класс).

К концу четвёртого года обучения учащиеся научатся:

  1. Проявлять творческую инициативу в проведении классных и общешкольных мероприятий.
  2. Бережно относиться к своей малой родине, к прошлому и настоящему Кубани, к памятникам культуры и искусства.
  3. Уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков.
  4. Воспитать в себе такие качества, как отзывчивость, честность, трудолюбие, сопереживание, стремление помочь окружающим.

Получат возможность научиться:

1.Ориентироваться в традициях православной культуры, знать и чтить казачьи обычаи, семейные обряды.

2. Использовать элементы здорового образа жизни в повседневной жизни.

3.Приобрести комплекс специальных знаний и навыков природоохранной деятельности, а также применять их в быту и передавать свои знания другим людям.

4.Приобрести комплекс знаний по вопросам  личной безопасности и безопасности окружающих.

                                Личностные и метапредметные результаты

                              усвоения программы «Мир глазами ребенка»

Планируемые личностные результаты

Самоопределение: 

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

- принятие образа «хорошего ученика»;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-  экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

- осознание своей этнической принадлежности;

- гуманистическое сознание*;

- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам;

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире.

Смыслообразование:

- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);

- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Нравственно-этическая ориентация:

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

- гуманистические и демократические ценности  многонационального российского общества.

                                          Планируемые метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Планирование:

- применять установленные правила в планировании способа решения;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;

- составлять план и последовательность действий;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Осуществление учебных действий:

- выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах;

- использовать речь для регуляции своего действия.

Прогнозирование: 

- предвосхищать результат;

- предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;

- предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. 

Контроль и самоконтроль:

- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- различать способ и результат действия;

- использовать установленные правила в контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- осуществлять констатирующий и прогнозирующий  контроль по результату и по способу действия.

Коррекция:

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; 

Саморегуляция:

- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач;

- активизация  сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.

Познавательные универсальные учебные действия

Общеучебные:

- ставить,  формулировать и решать проблемы;

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; 

Информационные:

- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

- сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными;

- обработка информации (определение основной и второстепенной информации); 

- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;

- анализ информации;

- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);

- интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью  ИКТ);

- применение и представление  информации;

- оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).

Логические:

- установление причинно-следственных связей;

- построение рассуждения; обобщение.

                Коммуникативные универсальные учебные действия

Инициативное сотрудничество:

- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

Планирование учебного сотрудничества:

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Взаимодействие:

- формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;

- строить понятные для партнёра высказывания;  

- строить монологичное высказывание;

-оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности*;

- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

                                                  5.Формы контроля.

-выставки рисунков

-мини сочинения

-презентации проектов

-фотовыставки

-творческая выставка поделок

-проведение праздников

-проведение конференций

                                          6. Методические рекомендации.

 Сердцу каждого из нас близок и дорог свой уголок земли, место, где ты родился. Сколько бы лет не прошло, куда бы не увели нас дороги жизни, но не раз оглянешься назад и вспомнишь родную сторонку, знакомую улицу, друзей детства…

Разделы программы изучаются в ходе проведения экскурсий, поездок по району и краю, посещения достопримечательностей .Подготовительная работа подразумевает проведение инструктажей, предварительный осмотр места посещения экскурсии на предмет безопасности.

Для отражения эффективности результативности реализации программы «Мир глазами ребенка» целесообразно использовать авторскую тетрадь .Следует отметить, что авторская тетрадь может содержать не только информационный материал. К каждой теме учитель подбирает  задания творческого и исследовательского характера. Данные задания учат учащихся добывать информацию, классифицировать, перерабатывать, применять на практике.

Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности, создании презентационных работ.

После экскурсионных занятий проводится не только беседа с учащимися, но и предлагается написать мини – сочинение по плану:

1. Какое настроение у меня было перед экскурсией?

2. Что я ожидал от экскурсии?

3. Что мне особенно запомнилось?

4. Что меня удивило.

5. О чем захотелось узнать подробнее.

6. Какое настроение было после экскурсии.

7 Куда бы я хотел еще съездить.

Проведение данных мини-сочинений помогает систематизировать знания полученные на экскурсии, определить значимость экскурсии индивидуально для каждого ребенка. Каждое занятие заканчивается объявлением темы следующего. Это позволяет проводить обучение на опережение. Дети самостоятельно подбирают материал к следующей теме.

Для выявления и оценки результативности внеурочной деятельности учитель может использовать методики, которые представлены в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» -М.,Просвещение,2010 г

              9. Описание материально-технического обеспечения программы

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*

Для учителя: Ейск-вчера, сегодня, завтра

Н.И.Бондарь, С.А.Жиганова «Фольклор и этнография Кубани»,Традиция,2012

Ю.М.Бодяев «Кубанские были», Перспективы образования, Краснодар, 2012

Л.Л.Шевченко «Православная культура»,М.2007

А.В.Маслов «Кубанская старина».-К,2007

1 шт

1шт

1шт

1шт

1шт

1шт

2. Печатные пособия

Тетради по кубановедению

По кол-ву учащихся

3. Технические средства обучения

Интерактивная доска

4. Оборудование кабинета

МФУ устройство

Фотоаппарат

компьютер

1 шт

1 шт

1 шт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТ СОЦИАЛЬНО_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ МОЯ ПЕРВАЯ ЭКОЛОГИЯ

Рабочая программа внеурочной деятельности  по курсу «Моя первая экология»  составлена на основе авторской программы «Моя первая экология» Самковой В.А. (Сборник программ  внеурочной дея...

рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Все цвета, кроме черного" 4 класс начального общего образования

Программа разработана на основе авторской программы М. М. Безруких, А. Г. Макеев, Т. А. Филиппова - «Все цвета, кроме черного», Москва, центр «Вентана-Граф», 2011г....

Рабочая программа внеурочной деятельности социальное направление "Моя первая экология" для 3-4 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности социальное направление "Моя первая экология" для 3-4 класса содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Школа добрых дел" для 2 класса

Рабочая программа составлена на основе экологического дневника Е.Е. Морозовой "Школа добрых дел" для учащихся 2 класса общеобразовательной школы.Программа  разработана для занятий с уча...

Рабочая программа внеурочной деятельности (социальное направление) " Азбука вежливости"

Пояснительная записка.Цель и задачи программы.Планируемые результаты реализации программы.Содержание программы.Учебно-тематический план.Список литературы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности социальной направленности “МЫ ВМЕСТЕ ” для учащихся 4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы вместе" включает 8 разделов, охватывающих всю школьную жизнь четвероклассников....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ социального направления «Мир вокруг нас» НА УРОВЕНЬ начального ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 1 класс

В сфере личностных УУД изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни. Изучению курса "Мир вокруг нас" способствует формированию предметных и метапредметн...