Учебно-тематический план курса "По радуге нравственности"
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «По радуге нравственности» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, по Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebno-tematicheskiy_plan_kursa_po_raduge_nravstvennosti.docx | 28.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-тематический план курса
№ п/п | Название тем | Кол-во часов | Формы проведения занятий | Содержание программы. | |
Раздел № 1 – «Познаем себя» | |||||
1. | Познай самого себя | 1ч. | Беседа. | Теория. Интерактивная беседа о самооценки личности «Нужно ли знать себя?». Определение знаний детей о себе, создание автопортретов. Тест «Самооценка» или «Лесенка» (приложение 1). | |
2. | Коллектив начинается с меня. | 1ч. | Урок-игра. | Практика. Игра «Волшебный клубочек». Подвести детей к мысли, что каждый человек по-разному себя чувствует в группе, обществе, у каждого своя дистанция, некоторые себя комфортно чувствуют, когда он вместе с кем-то, другие наоборот – им нужна свобода действий. Взаимодействия людей могут для одних быть комфортными, для других нет; у каждого человека есть своя дистанция общения; иногда действия одних ведут к действиям других, поэтому надо быть осторожными, чтобы другим не причинить вред. | |
3. | Добрым жить на белом свете веселее. | 1ч. | Видеоурок | Теория. Знакомство с двумя главными этическими категориями: добро и зло, научить оценивать поступки с точки зрения добра и зла (презентация). Практика. Просмотр видео мультфильма. Творческая минутка: рисунки по теме «Дерево доброты». Задания по разделу «О добром отношении к людям» (приложение 2). | |
4. | Совесть- основа нравственности | 1ч. | Час размышлений. | Теория. Беседа о совестливости - как нравственном качестве, которое всегда ценилось людьми. Практика. Чтение и анализ рассказа М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть». | |
5. | Твоя красота – в твоем сердце | 1ч. | Урок Человечности. Тренинг. | Практика. Учить высказываться о наболевшем, не стесняться говорить о своих проблемах. Учить чувствовать сердцем. Практика. Проведение тренинга, цель которого учить детей рассказывать о себе, своих переживаниях, интересах и увлечениях. Дать возможность детям пережить понятия «красота сердца», «сердечный человек». Групповое занятие:-анализ пословиц, - разгадывание кроссворда, - упражнение «Волшебный огонек», - чтение притчи «Роза Сердца», - рисование Розы Сердца. | |
6. | Самолюб – никому не люб. | 1ч. | Семейный час (викторина) | Практика. Урок викторина проводится с привлечением родителей. Мозговой штурм. Упражнение «Салфетка». Работа по содержанию рассказа В. Осеевой «Долг». | |
Раздел № 2- «Этика общения человеческих отношений» | |||||
7. | Этикет разговора | 1ч. | Урок-игра. | Познакомить ребят с основными законами и правилами общения между сверстниками и с взрослыми людьми. Учить социально приемлемым способам общения в различных жизненных ситуациях. Занятие с элементами социально-психологического тренинга. Предупредить ребят о том, что в конце года будут подводиться итоги и проходить награждение по разным номинациям. | |
8. | Школьный этикет | 1ч. | Час размышлений. | Теория. Познакомить с правилами школьного этикета. Разговор на примере «телефон на уроке». Практика. Сюжетно-ролевая игра «Звонок другу». Тест «Умение пользования мобильным телефоном?» (приложение 3). | |
9. | Внешкольный этикет | 1ч. | Заочное путешествие | Теория. Правила поведения в кино, в театре, в музее, на дне рождении. Практика. Учить быть настоящими участниками театрального действа, быть чуткими и благодарными зрителями. Не шуми, аплодируй артистам, во время спектакля не отвлекай соседей, проходи по рядам повернувшись к сидящим лицом. Учить тому, что к посещению театра нужно готовиться заранее: не рассчитывать на «лишний билетик», одеться нарядно, привести себя в порядок; Выходить из дома надо с запасом времени. Тест «Знание правил поведения в общественных местах» (приложение 4). | |
10. | Вежливый отказ, несогласие. | 1ч. | Тренинг | Теория. Дать учащимся представление о вежливой форме выражения отказа, возражения, протеста. Практика. Проведение тренинга «Вежливый отказ», «Я не согласен». | |
11. | В трудной ситуации, попытаемся разобраться. | 1ч. | Игровой час. | Теория. Учить не оставаться в стороне, если у кого-то беда. Учить помогать, словом и делом. Учить проявлять тактичность при обсуждении проблем. Практика. Сюжетно-ролевая игра «Помоги ближнему». | |
12. | Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. | 1ч. | Устный журнал. | Теория. Привести в систему уже имеющееся у детей знание о труде, формировать желание и готовность участвовать в нём. Провести беседу на тему «Тот, кто научился делать всё сам, никогда не окажется беспомощным и не будет в тягость другим». Практика. Инсценировка басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей». Осмысление данной ситуации. | |
13. | Нравственная оценка поступков | 1ч. | Урок-КВН между обучающимися и родителями. | Практика. Командная игра. Инсценировка жизненных ситуаций. Дискуссия «Десять заповедей - основа нравственности». Диагностика этики поведения (приложение 5). Проект как домашнее задание «В мире мудрых мыслей». | |
Раздел № 3 –«Вечная ценность – человек» | |||||
14. | Ты не один на свете | 1ч. | Урок-игра | Теория. Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций. Практика. Работа в группах (как нужно было поступить в этой ситуации?) Учащимся предлагаются ситуации нравственного выбора с неоднозначной оценкой поступков. Чтение и анализ в группах. Притча “Мудрый Соломон”. Притча «Мальчик и зеркало» | |
15-16. | Люби всё живое | 2ч. | Урок экскурсия | Практика. Воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли, формирование нравственных качеств. Художественное творчество на тему «рисунок волшебного леса». | |
17. | Счастье – что это? | 1ч. | Час общения | Познакомить учащихся с понятием "счастье", помочь осмыслить суть данного понятия. Работа над пословицами. Игра «Закончи предложение». Просмотра мультфильма «Как ослик счастье искал». | |
18. | Лгать нельзя, но если…? | 1ч. | Ситуативный урок. | Теория. Познакомить с понятием «Ложь». Познакомить с ситуациями, когда обманывать необходимо. Например, если твоя очень пожилая бабушка нарядилась комично. То есть, ложь во спасение. Практика. Обсудить случаи, когда бывает «ложь во спасение». Придумать и разыграть эти ситуации. | |
19. | Сила духа, сила воли– что это? | 1ч. | Соревнования | Практика. Раскрыть смысл понятий «сила духа», «сила воли», воспитывать у детей понимание приоритета духовных ценностей, подвести учащихся к пониманию необходимости тренировки силы воли, характера для преодоления трудностей, научить способам тренировки моральной дисциплины. Соревнования, подвижные игры под руководством учителя физкультуры. | |
20. | Для чего человек живёт на свете? | 1ч. | Круглый стол. | Диагностика отношения к жизненным ценностям (приложение 6). | |
Раздел № 4- «Искусство и нравственность» | |||||
21 | Нравственное содержание древних мифов. | 1ч. | Урок-путешествие. | Теория. Сформировать знания о нравственном содержании древних мифов, воспитывать уважительное отношение к духовному, нравственному и культурному наследию человечества. Видеофильм «Путешествие в прошлое». | |
22. | Положительные герои в былинах и сказках. | 1ч. | Урок-путешествие в детскую библиотеку. | Практика. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества. Игра-анаграммы (соберите из букв слова). | |
23-24. | Красота в искусстве и жизни. | 2ч. | Творческий урок. | Теория. Расширять сферу познавательных интересов в области искусства и формировать у учащихся целостный взгляд на мир во всём его многообразии и единстве. Развивать творческие способности учащихся. Воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи, способствовать сплоченности классных коллективов. Беседа на тему: «Почему в большей степени важна красота внутренняя, а не внешняя». Практика. Изображение красоты в двух красках. Сделать дома подбор видеоряда на тему «красота в разные эпохи». | |
25. | «Вот человек. Что скажешь ты о нем?» | 1ч. | Дискуссия | Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей. | |
26. | «Зло, как и добро имеет своих литературных героев». | 1ч. | Литературный час. | Практика (групповая работа). Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле. Теория. Сбор информации по предложенной теме. Обработка и обсуждение полученной информации. Подготовка презентации проекта «Если добрый ты…». Диагностика нравственной мотивации (приложение 6). | |
27. | «Знатоки искусства» | 1ч. | КВН.
| Практика. Командное соревнование на проверку знаний. | |
Раздел № 5- «Я – гражданин своей страны – России» | |||||
28. | Россия – родина моя | 1ч. | Игровой час. | Теория. Способствовать получению и расширению знаний учащихся о России и родном крае. Раскрыть понятие РФ, символы РФ. Толерантное отношение к народам России. Практика. Игра «поле чудес»: «Я - гражданин своей страны» | |
30 | «Слава тебе, победитель, солдат!» | 1ч. | Лирико – поэтический час | Теория. Просмотр презентации. Прослушивание музыкальных произведений. Практика. Конкурс рисунков ко Дню Победы. | |
31. | Город, в котором я живу | 1ч. | Виртуальная экскурсия. | Теория. Беседа о городе, рассматривание альбома «Мой любимый город», виртуальная экскурсия к достопримечательностям города. Практика. Составление рассказа «Город, в котором я живу». | |
32. | Моя семья | 1ч. | Журнал | Теория. Беседа о родословной «Откуда мы родом». Практика. Выполнение семейного древа. | |
33. | Моя школа, мой класс | 1ч. | Проект | Практика (коллективная работа) . Данный проект подразумевает сбор информации, о нашем классе и жизни в школе, где каждый ученик принимает участие. В альбоме должен содержаться материал такого плана: рисунки и фотографии одноклассников, рассказ о первой учительнице, которая является ещё вдобавок и классным руководителем. Выражение своего отношения про школу, учёбу, о дружном классе. Также можно в проекте использовать оригинальные идеи и стихи, рисунки. | |
34 | Чему научились на уроках этики. | 1ч. | Праздник. | Практика. Подведение итогов за год, разыгрывание сценок с различными жизненными ситуациями. Награждение победителей за конкурс рисунков, за лучшее оформление своих работ, по разным номинациям. Праздник «Подведение итогов за год». Диагностика нравственной самооценки (приложение 7). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 классаУМК "Школа России"...
Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс «Уроки доброты».
Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс «Уроки доброты»....
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 1 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 1 класса УМК "Школа России"...