Учебно-тематический план курса "По радуге нравственности"
рабочая программа (3 класс)

Беляева Лиллия Маратовна

Рабочая программа по внеурочной деятельности «По радуге нравственности» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, по Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно-тематический план курса

№ п/п

Название тем

Кол-во часов

Формы проведения    занятий

Содержание программы.

Раздел № 1 – «Познаем себя»

1.

Познай самого себя

1ч.

Беседа.

Теория.

Интерактивная беседа о самооценки личности «Нужно ли знать себя?». Определение знаний детей о себе, создание автопортретов.

Тест «Самооценка» или «Лесенка» (приложение 1).

2.

Коллектив начинается с меня.

1ч.

Урок-игра.

Практика.

 Игра «Волшебный клубочек». Подвести детей к мысли, что каждый человек по-разному себя чувствует в группе, обществе, у каждого своя дистанция, некоторые себя комфортно чувствуют, когда он вместе с кем-то, другие наоборот – им нужна свобода действий. Взаимодействия людей могут для одних быть комфортными, для других нет; у каждого человека есть своя дистанция общения; иногда действия одних ведут к действиям других, поэтому надо быть осторожными, чтобы другим не причинить вред.

3.

Добрым жить на белом свете веселее.

1ч.

Видеоурок

Теория.

Знакомство  с двумя главными этическими категориями: добро и зло, научить оценивать поступки с точки зрения добра и зла (презентация).

Практика.

 Просмотр видео мультфильма.

Творческая минутка: рисунки по теме «Дерево доброты». Задания по разделу «О добром отношении к людям» (приложение 2).

4.

Совесть- основа нравственности

1ч.

Час размышлений.

Теория.

Беседа о совестливости - как нравственном качестве, которое всегда ценилось людьми.

Практика.

 Чтение и анализ рассказа М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть».

5.

Твоя красота – в твоем сердце

1ч.

Урок Человечности. Тренинг.

Практика.

Учить высказываться о наболевшем, не стесняться говорить о своих проблемах. Учить чувствовать сердцем.

Практика.

Проведение тренинга, цель которого учить детей рассказывать о себе, своих переживаниях, интересах и увлечениях. Дать возможность детям пережить понятия «красота сердца», «сердечный человек».  Групповое занятие:-анализ пословиц,

- разгадывание кроссворда,

- упражнение «Волшебный огонек»,

- чтение притчи «Роза Сердца»,

- рисование Розы Сердца.

6.

Самолюб – никому не люб.

1ч.

Семейный час (викторина)

Практика. Урок викторина проводится с привлечением родителей.

Мозговой штурм.

Упражнение «Салфетка».

Работа по содержанию рассказа  В. Осеевой «Долг».

Раздел № 2- «Этика общения человеческих отношений»

7.

Этикет разговора

1ч.

Урок-игра.

Познакомить ребят с основными законами и правилами общения между сверстниками и с взрослыми людьми. Учить социально приемлемым способам общения в различных жизненных ситуациях. Занятие с элементами социально-психологического тренинга. Предупредить ребят о том, что в конце года будут подводиться итоги и проходить награждение по разным номинациям.

8.

Школьный этикет  

1ч.

Час размышлений.

Теория. 

Познакомить с правилами школьного этикета.

Разговор на примере «телефон на уроке».

Практика.

Сюжетно-ролевая игра «Звонок другу».

Тест «Умение пользования мобильным телефоном?» (приложение 3).

9.

Внешкольный этикет

1ч.

Заочное путешествие

Теория.

Правила поведения в кино, в театре, в музее, на дне рождении.

Практика.

Учить быть настоящими участниками театрального действа, быть чуткими и благодарными зрителями.  Не шуми, аплодируй артистам, во время спектакля не отвлекай соседей, проходи по рядам повернувшись к сидящим лицом. Учить тому, что к посещению театра нужно готовиться заранее:  не рассчитывать на  «лишний билетик», одеться нарядно, привести себя в порядок; Выходить из дома надо с запасом времени.

Тест «Знание правил поведения в общественных местах» (приложение 4).  

10.

Вежливый отказ, несогласие.

1ч.

Тренинг

Теория.

Дать учащимся представление о вежливой  форме выражения  отказа, возражения, протеста.

Практика.

Проведение тренинга «Вежливый отказ», «Я не согласен».

11.

В трудной ситуации, попытаемся разобраться.

1ч.

Игровой час.

Теория.

Учить не оставаться в стороне, если у кого-то беда. Учить помогать, словом и делом. Учить проявлять тактичность при обсуждении проблем.

Практика.

Сюжетно-ролевая игра «Помоги ближнему».

12.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

1ч.

Устный журнал.

Теория.

Привести в систему уже имеющееся у детей знание о труде, формировать желание и готовность участвовать в нём.

Провести беседу на тему «Тот, кто научился делать всё сам, никогда не окажется беспомощным и не будет в тягость другим».

Практика.

 Инсценировка басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей». Осмысление данной ситуации.

13.

Нравственная оценка поступков

1ч.

Урок-КВН между обучающимися и родителями.

Практика.

Командная игра. Инсценировка жизненных ситуаций. Дискуссия «Десять заповедей - основа нравственности».

Диагностика этики поведения (приложение 5).

Проект как домашнее задание «В мире мудрых мыслей».

Раздел № 3 –«Вечная ценность – человек»

14.

Ты не один на свете

1ч.

 Урок-игра

Теория.

Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций.

Практика.

Работа в группах (как нужно было поступить в этой ситуации?) Учащимся предлагаются ситуации нравственного выбора с неоднозначной оценкой поступков.

Чтение и анализ в группах. Притча “Мудрый Соломон”. Притча «Мальчик и зеркало»

15-16.

Люби всё живое

2ч.

Урок экскурсия

Практика.

Воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли, формирование нравственных качеств.

Художественное творчество на тему «рисунок волшебного леса».

17.

Счастье – что это?

1ч.

Час общения

Познакомить учащихся с понятием "счастье", помочь осмыслить суть данного понятия.

Работа над пословицами.

Игра «Закончи предложение».

Просмотра мультфильма «Как ослик счастье искал».

18.

Лгать нельзя, но если…?

1ч.

Ситуативный урок.

Теория.

Познакомить с понятием «Ложь». Познакомить с ситуациями, когда обманывать необходимо. Например, если твоя очень пожилая бабушка нарядилась комично. То есть, ложь во спасение.

Практика.

Обсудить случаи, когда бывает «ложь во спасение». Придумать и разыграть эти ситуации.

19.

Сила духа, сила воли– что это?

1ч.

Соревнования

Практика.

Раскрыть смысл понятий «сила духа», «сила воли», воспитывать у детей понимание приоритета духовных ценностей, подвести учащихся к пониманию необходимости тренировки силы воли, характера для преодоления трудностей, научить способам тренировки моральной дисциплины.

Соревнования, подвижные игры под руководством учителя физкультуры.  

20.

Для чего человек живёт на свете?

1ч.

Круглый стол.

Диагностика отношения к жизненным ценностям  (приложение 6).

Раздел № 4- «Искусство и нравственность»

21

Нравственное содержание древних мифов.

1ч.

Урок-путешествие.

Теория.

Сформировать знания о нравственном содержании древних мифов, воспитывать уважительное отношение к духовному, нравственному и культурному наследию человечества. Видеофильм «Путешествие в прошлое».

22.

Положительные герои в былинах и сказках.

1ч.

Урок-путешествие в детскую библиотеку.

Практика.

Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Игра-анаграммы (соберите  из  букв  слова).

23-24.

Красота в искусстве и жизни.

2ч.

Творческий урок.

Теория.

Расширять сферу познавательных интересов в области искусства и  формировать у учащихся целостный взгляд на мир во всём его многообразии и единстве. Развивать творческие способности учащихся. Воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи, способствовать сплоченности классных коллективов. Беседа на тему: «Почему в большей степени важна красота внутренняя, а не внешняя».

Практика.

Изображение красоты в двух красках.

Сделать дома подбор видеоряда на тему «красота в разные эпохи».

25.

«Вот человек. Что скажешь ты о нем?»

1ч.

Дискуссия

Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.

26.

«Зло, как и добро имеет своих литературных героев».

1ч.

Литературный час.

Практика (групповая работа).

Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле.

Теория.

Сбор информации по предложенной теме. Обработка и обсуждение  полученной информации. Подготовка презентации проекта «Если добрый ты…».

Диагностика нравственной мотивации (приложение 6).

27.

«Знатоки искусства»

1ч.

КВН.

        

Практика.

Командное соревнование на проверку знаний.

Раздел № 5- «Я – гражданин своей страны – России»

28.

Россия – родина моя

1ч.

Игровой час.

Теория.

Способствовать получению и расширению знаний учащихся о России и родном крае. Раскрыть понятие РФ, символы РФ. Толерантное отношение к народам России.

Практика.

Игра «поле чудес»: «Я - гражданин своей страны»

30

 «Слава тебе, победитель, солдат!»

1ч.

Лирико – поэтический час

Теория.

Просмотр презентации.

Прослушивание музыкальных произведений.

Практика.

Конкурс рисунков ко Дню Победы.

31.

Город, в котором я живу

1ч.

Виртуальная экскурсия.

Теория.

Беседа о городе, рассматривание альбома «Мой любимый город», виртуальная экскурсия к достопримечательностям города.

Практика.

Составление рассказа «Город, в котором я живу».

32.

Моя семья

1ч.

Журнал

Теория.

Беседа о родословной «Откуда мы родом».

Практика.

Выполнение семейного древа.

33.

Моя школа, мой класс

1ч.

Проект

Практика (коллективная работа) .

Данный проект подразумевает сбор информации, о нашем классе и жизни в школе, где каждый ученик принимает участие. В альбоме должен содержаться материал такого плана: рисунки и фотографии одноклассников, рассказ о первой учительнице, которая является ещё вдобавок и классным руководителем. Выражение своего отношения про школу, учёбу, о дружном классе. Также можно в проекте использовать оригинальные идеи и стихи, рисунки.

34

Чему научились на уроках этики.

1ч.

Праздник.

Практика.

Подведение итогов за год, разыгрывание сценок с различными жизненными ситуациями. Награждение победителей за конкурс рисунков, за лучшее оформление своих работ, по разным номинациям.

Праздник «Подведение итогов за год».

Диагностика нравственной самооценки (приложение 7).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 классаУМК "Школа России"...

Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс «Уроки доброты».

Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности   1 класс  «Уроки доброты»....

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 1 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 1 класса УМК "Школа России"...