Тема | Все профессии важны? |
|
|
Цель темы - | углубить представления детей о важности и необходимости каждой профессии |
|
|
Планируемый результат | Предметные умения | УУД | Личностные |
| уточнить свои представления о профессиях людей и их важности в жизни человека; -освоить словарный запас, касающийся связи качеств человека и профессии, которую он для себя выбирает; - показать, какими качествами должен обладать мастер того или иного дела, профессионал. - приобретать опыт совместной работы | Личностные: - принятие социальной роли обучающегося, - положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; - формирование готовности к саморазвитию, стремление преодолевать возникающие затруднения; Регулятивные: - формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приемов; - умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - умение планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) свои действия; - умение действовать согласно плану, инструкциям; - умение оценивать результаты решения поставленной задачи; Познавательные: - умение определять понятие; - умение находить нужную информацию в различных источниках, -анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями; - Коммуникативные: - умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых группах; - умение вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения | понимать важность всех профессий существующих на земле как великой духовной ценности |
Основные понятия | Профессии, человеческие качества, мастер своего дела |
Организация пространства |
|
|
|
Межпредметные связи | Формы работы: фронтальная, парная | Ресурсы:компьютер; мультимедийный проектор |
Литературное чтение, музыка, изобразительное искусство, математика. | Виды деятельности: исследовательская деятельность индуктивного типа в малых группах; подготовка и представление выступления; решение познавательных задач, проблемных ситуаций. |
|
|
Организационная структура занятия |
Этапы занятия | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
Самоопределение к деятельности Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Организует включение обучающихся в образовательную деятельность на личностно -значимом уровне. Определяет содержательные рамки урока. Актуализирует требования к обучающимся со стороны внеурочной образовательной деятельности. - Ребята, наше занятие мне бы хотелось начать такими словами. Прочитайте их внимательно. «Добрые люди день начинают работой. А к вам относятся эти слова? (Ответы детей. Да. Мы тоже работаем – учимся. Это тоже труд). - Предположите, о чем мы будем говорить на занятии? (дети высказывают свое мнение) – Ребята и сегодня на занятие мы будем говорить именно о труде. Узнаем, зачем люди трудятся? - Что такое профессии, об их роли в нашей жизни. - А для начала мы разгадаем кроссворд 1. Скажи-ка, кто так вкусно Готовит щи капустные, Пахучие котлеты, Салаты, винегреты, Все завтраки, обеды? (Повар)
2. Не художник он, но краской Пахнет неизменно, По картинам он не мастер – Мастер он по стенам! (Маляр)
3. Кто у постели больного сидит? И как лечиться, он всем говорит: Кто болен – он капли предложит принять, Тому, кто здоров, – разрешит погулять. (Доктор)
4. Ежедневно спозаранку В руки он берёт баранку. Крутит, вертит так и сяк, Но не съест её никак! (Шофёр)
5. Мелом пишет и рисует, И с ошибками воюет, Учит думать, размышлять, Как его, ребята, звать? (Учитель)
6. У эколога сосед Сколотил сам табурет, А ещё для птичек дом. Значит, станет… (столяром).
7. За коровами глядит, А когда на них сердит, Громко щёлкает кнутом. Так загадочно о ком? (Пастух)
8. Средь облаков, на высоте, Мы дружно строим новый дом, Чтоб в тепле и красоте Счастливо жили люди в нём. (Строители)
9. В небе синем самолёт, Управляет им… (пилот). – Молодцы ребята разгадали кроссворд. Какое слово получилось из красных букв, давайте его прочитаем. Д. Получилось слово «Профессии». – Молодцы, именно о профессиях мы будем сегодня говорить.
| Слушают речь учителя; психологический настрой на продуктивную работу. Выдвигают предположения о теме урока. Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя. | Личностные УУД: принятие социальной роли обучающегося, положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений. Регулятивные УУД: уметь слушать в соответствии с целевой установкой; принимать и сохранять учебную цель и задачу. Коммуникативные УУД: дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности Цель: активизация деятельности, мотивация к последующей работе, выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Актуализирует знания о труде людей. Мотивирует к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию. Организует выполнение пробного действия и фиксацию затруднения. Организует анализ полученных ответов и фиксирует индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании. Организует фиксацию образовательной цели. - Кто знает, что такое профессия? - Прочитайте в толковом словаре точное объяснение этого слова «Профессия – основное занятие человека, его трудовая деятельность». Обратите внимание на слово «трудовая», а что же такое труд? - Правильно, ребята. Труд это работа, занятие, дело. Все что требует усилий, стараний, заботы. Послушайте сказку: Жили-были в одном городе разные профессии. Жили дружно, вместе трудились, друг другу помогали, все у них ладилось. Так бы и было, если бы не спор . -Я, говорит одна профессия, очень важная. Без меня люди бы не были здоровыми . -Я всех важнее,- говорит другая. Я воспитываю и учу детей. - А я охраняю жизнь и спокойствие людей. Значит я важнее . - Ну а я одеваю людей и делаю их еще красивее, – вмешалась четвертая. - Постойте, я важнее всех! Без меня негде людям было бы жить. - Грустно стало в городе, скучно, все перестали работать. Всему городу нужна помощь! - Какие профессии спорили? (Врач, учитель, швея, милиционер, строитель) . - Ребята, сможете ли вы прийти на помощь и разрешить спор? -Что вы посоветуете этим профессиям? Они ведь поссорились. (Помириться, жить дружно, вместе трудиться) . -А зачем им трудиться? (Чтобы приносить пользу себе и другим: строить дома, растить хлеб, охранять людей, воспитывать детей, одевать людей, водить самолеты) . -Что за спор произошел между профессиями? (Кто важнее) -Расположите профессии по ступенькам. Какая самая важная? (работа в парах) (на каждой парте слова с названиями профессий) - Мнения разошлись. И даже очень! (Каждая пара высказывает свое мнение). -Где и почему возникли затруднения? (ответы детей: Кто прав? Как быть?) -Что мы можем сделать для преодоления трудностей? (ответы детей: Искать выход, истину) . -Какую цель поставим перед собой на занятии? (Ответы детей: Доказать важность каждой профессии) . -Есть ли предположение (гипотеза), чем закончится спор у профессий и у ребят? (Ответы детей: ) – Профессии помирятся и будут жить дружно). | Отвечают на вопросы учителя. Слушают сказку и задание учителя. Высказывают предположения на поставленный вопрос. Фиксируют личное затруднение. Определяют цель урока. | Личностные УУД: формирование положительной мотивации Познавательные УУД: умение строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт; умение обобщать Коммуникативные УУД: умение правильно выражать свои мысли в речи, уважать в сотрудничестве партнера |
Открытие нового знания Цель: построение нового знания
| Организует работу над новой темой. Организует работу по формированию умений делать выводы. - А давайте попытаемся доказать важность каждой из этих профессий. Поможем профессиям помириться -. Ваша задача слушать и отмечать в таблице, насколько нужна людям каждая профессия (всегда нужна, почти не нужна, совсем не нужна). Насколько нужна людям каждая профессия
| Всегда нужна | Почти не нужна | Совсем не нужна | врач |
|
|
| учитель |
|
|
| швея |
|
|
| милиционер |
|
|
| строитель |
|
|
|
- Какие профессии оказались совсем не нужны? Почти не нужны? -Сделайте вывод сами. (Все профессии нужны и важны). - По вашему мнению, какая же тема сегодняшнего занятия? (ответы детей: Все профессии важны).
-Кто считает ,что он мало знает о профессиях и хотел бы еще больше узнать? Поднимите руку. - Каждый из вас мечтает о том, кем бы был он в будущем. Значит, нам надо еще поработать, а чтобы мечта каждого из вас осуществилась в будущем надо поставить цели, на это занятие: -На занятии я хочу узнать….. -пообщаться с одноклассниками …. -поиграть… -познакомиться… - Какие профессии вы знаете? Мы сейчас узнаем. - А кем хотите быть вы? Поиграем в профессии. | Извлекают информацию. Ориентируются в своей системе знаний и осознают необходимость нового знания Делают предварительный отбор источников информации для поиска нового знания. Добывают новые знания (информацию) из различных источников и разными способами | Познавательные УУД умение находить нужную информацию в различных источниках, анализировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями. Регулятивные УУД: умения принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные УУД: умение участвовать в коллективном обсуждении, умение строить монологические высказывания |
Физминутка | А сейчас минутка отдыха. Мы отважные пилоты (руки в стороны) Водим в небе самолеты (имитация) На родной земле летаем (Вращение туловищем) Обгоняя птичьи стаи (махи руками) Хоть взлетаем высоко (прыжки на месте) Приземляемся легко!(посадка на место)
| Выполняют упражнения, повторяя движения за учителем | Регулятивные УУД: осуществление пошагового контроля своих действий, умение ориентироваться на показ движений учителем |
Первичное закрепление нового материала и самостоятельная работа Цель: усвоение нового знания | - Мы говорили о профессиях, что-то узнали нового, интересного и полезного. - Как называют человека, в совершенстве владеющего профессией? Выберите запись на доске (мастер, мастеровой, мастерский) - Что человеку надо делать, чтобы стать мастером своего дела? (постоянно учиться) - Мастерство везде в почете -Сейчас вы попытаетесь сами выяснить важность каждой профессии Вы будете работать в парах .Задания по парам.
Игра «Определи по действию» - Тушит пожары (пожарный)
- Рисует картины (художник)
- Продаёт товары (продавец)
- Делаетстрижки (парикмахер)
- Приносит письма (почтальон)
- Убирает улицы, дворы (дворник)
- Готовит еду (повар)
- Воспитывает детей (воспитатель)
- Строит дом (строитель)
10.Учит детей (учитель) - Молодцы, справились и с этим заданием Задание «Угадай профессию по предметам» -Наперсток, нитки, швейная машина(швея) -Ведро каска, огнетушитель (Пожарный) -Книга ,ручка, доска (учитель) -Сумка, конверт, почтовый ящик (почтальон) -Разделочная доска,нож,кастрюля (повар) -Тележка, лопата, метла (дворник) -Градусник, витамины, трубка (доктор) Все поработают с пословицами (у каждой пары пословицы) Задание «Собери пословицы» - О труде и об отношении к труду русский народ создал много пословиц. Предлагаю вам вспомнить некоторые. -Соедини начало и конец пословицы. Ваша задача: собрать пословицы, затем подумать и объяснить значение каждой. Понятно? Приступаем к работе. Кто будет готов – поднимите руку, я увижу. - Кто любит труд, того люди чтут.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
- Без труда –не вытащишь и рыбку из пруда.
- Все справились с заданием, а теперь давайте посмотрим, что у вас получилось и объясним значение каждой пословицы.
Драгоценный сувенир Изготовил … (Кто?) (ювелир) Игра «Ювелир». А сейчас мы с вами поработаем ювелирами, будем собирать красивые драгоценные бусы. У каждого из вас на столе лежат кружки (бусинки) из разноцветного картона, на них написаны названия профессий. Из этих бусинок мы будем собирать бусы. Я вам буду читать начало строчки, а вы читаете профессию-продолжение на своей бусинке . Затем берёте бусинку с этой профессией и приклеиваете на верёвочку. 1. Щуку, окуни, судак – Нам улов принёс … (рыбак). 2. Мебель, хлеб и огурцы Продают нам … (продавцы) 3. Знает точно детвора: Кормят вкусно … (повара) 4. «Лапы вверх! Постой, негодник!» В волка выстрелил … (охотник). 5. Под весенний птичий свист Пашет землю (тракторист) 6. С сумкой тяжёлой обходит район Письма нам в ящик кладёт … (почтальон) 7. Победит огонь коварный Тот, кого зовут … (пожарный) 8. Игры, песни очень кстате Подобрал нам … (воспитатель) 9. Мелом пишет и рисует, И с ошибками воюет, Учит думать, размышлять Как его, ребята, звать? (Учитель). Ребята, посмотрите, какие у нас красивые и длинные бусы получились, но это ещё не все профессии, профессий очень много на земле и каждая важна. Решай мой друг, кем быть тебе? Ведь жизнь у нас одна. |
| Регулятивные УУД: умения формулировать проблему, проговаривать последовательность действий для ее решения Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества Познавательные УУД: умение находить ответы используя жизненный опыт; анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные Регулятивные УУД: овладение способами переработки полученной информации, составление плана работы над выступлением в результате совместной работы Коммуникативные УУД: умение договариваться и приходить к общему решению |
Включение в систему знаний, повторение Цель: включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | - Людям, каких профессий надо трудиться? ( Трудиться надо всем) - Молодцы, ребята! Хорошо сегодня работали, о разнообразных профессиях вспомнили и поговорили. Вопрос выбора профессии за одно занятие, за один день не решить. Пройдет еще не мало лет, прежде чем вы будете делать свой выбор, а сейчас у вас есть главный труд. Какой? - Учеба и получение хороших знаний – тоже труд и труд непростой. - Итак, скажите мне пожалуйста, можно ли назвать самую главную профессию? Нет! А почему? (Все профессии важны, все профессии нужны!) |
| Познавательные УУД: Отвечать на вопросы, используя жизненный опыт; анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные |
Рефлексия Цель: сопоставление поставленных задач и достигнутого результата | - Какой вопрос мы ставили в начале занятия? (кто важнее) - Как вы думаете, мы смогли на него ответить? (Все профессии важны, все профессии нужны! ) Много в мире профессий разных. -Какую выбрать-не узнаешь сразу. В жизни все сгодится. -Стоит только хорошо учиться. _-Что вам нужно делать уже сейчас, чтобы ваши мечты сбылись? (хорошо учиться) В заключении я предлагаю вам посмотреть мультфильм ,который еще раз докажет «Профессий много на земле и все они важны» | Обучающиеся слушают учителя, делают выводы и отвечают на вопросы | Регулятивные УУД: умение оценивать результаты своей деятельности – выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить |
Подведение итогов урока. Рефлексия. Цель: осуществление рефлексии деятельности | -Мне с вами было очень приятно работать, вы показали свои знания и желание учиться! Всего доброго! Спасибо за работу. |
| Регулятивные УУД ценивание результатов своей деятельности на уроке Личностные УУД: умение адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями и трудолюбием |
|
|
|
|