Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по теме "Осевая симметрия"
план-конспект занятия по математике (2 класс)

Погибелева Татьяна Борисовна

Педагогическая целесообразность данной методической разработки внеурочного занятия «Наглядная геометрия» обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Занятия по наглядной геометрии является наиболее актуальными на сегодняшний момент, так как обеспечивают развитие УУД учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Данная методическая разработка предназначена для учителей начальной школы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnoe_zanyatie_po_teme_osevaya_simmetriya_.doc162 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 8»

ОСЕВАЯ СИММЕТРИЯ

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 8

Погибелева Татьяна Борисовна

г. Радужный    2019г.

Аннотация

Педагогическая целесообразность данной методической разработки внеурочного занятия «Наглядная геометрия» обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Занятия по наглядной геометрии является наиболее актуальными на сегодняшний момент, так как обеспечивают развитие УУД учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Данная методическая разработка предназначена для учителей начальной школы

Основная часть

Направление внеурочной деятельности:

Общеинтеллектуальное

Название программы:

«Наглядная геометрия»

Тема:

«Осевая симметрия»

Класс:

2

Цель:

Подвести учащихся к пониманию понятия симметричные фигуры с осью симметрии.

Планируемые результаты:

-ознакомление с понятием симметрия;

- формирование и развитие познавательных интересов;

- формирование логического мышления;

Оборудование:

-зеркала, альбомный лист, гуашь, кисточка, компьютер, мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска.

Межпредметные связи:

Изобразительное искусство, технология, окружающий мир, литературное чтение

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности

Этап занятия

Время мин

ФОДУ

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент.

2.Психологический настрой на работу.

1 мин

2 мин

Фро-нтальная

 

- Здравствуйте, ребята!

- Мы начинаем наше занятие. Предлагаю начать его такими словами:

« Учитесь … открывать!»  Какое слово нужно вставить, чтобы занятие стало интереснее?

- «Учитесь тайны открывать!». Как вы думаете, почему именно с этих слов мы начинаем наш урок?

- Я желаю вам успеха на уроке. А какие качества помогут вам добиться успеха?

Объясняют собственное понимание высказывание.

Выбирают подходящие слова (тайны,портфель, дверь)

Личностные (смыслообразования):

мотивационная готовность к учебной деятельности.

Коммуникативные:

умение учитывать позицию партнера, организовывать и осуществлять

сотрудничество со сверстниками.

3.Актуализация знаний.

1 мин

2 мин

парная

Существует старинная притча о буридановом осле. У одного философа, по имени Буридан, был осёл. Однажды, уезжая надолго, философ положил перед ослом две совершенно одинаковые охапки сена – одну слева, а другую справа. Осёл не мог решить, с какой охапки ему начинать, и умер с голоду.

Притча об осле – это, разумеется, шутка. Однако если приглядеться и посмотреть вокруг себя, то можно заметить множество предметов, где левое и правое настолько одинаково, что нельзя отдать предпочтение ни тому, ни другому. Иными словами, мы имеем дело с симметрией (слайд №1)

Ребята, обсудите в паре и расскажите друг другу, где вы слышали это слово? Кто смог объяснить значение этого слова? Кто затруднился? Значит, поставьте себе цель на это занятие. Я должен узнать …что такое симметрия.

Слушают притчу и осмысливают ее содержание

Обсуждают учебную задачу, строят монологическое высказывание.

Познавательные

выделение необходимой информации

Познавательные

подведение под понятие

Коммуникативные 

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Регулятивные

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно

4.Изучение нового материала.

3мин

2 мин

Инди-видуально сильные учащиеся

А что такое симметрия?

С чем её едят?

Или это такая болезнь?

Или это такая птица?

Или это неизвестная страна?

Нет! Это не еда!

Не болезнь, не птица, не страна!

Это совсем другое!

Без симметрии нет красоты! (слайд №2)

Именно природа учила нас симметрии – формами снежинок, кристаллов, листьев цветов. Симметричны животные, рыбы, птицы, насекомые и человеческое тело (слайд №3)

Я в листочке, я в кристалле

Я в живописи, архитектуре

Я в геометрии, я в человеке

Одним я нравлюсь, другие

Находят меня скучной

Но все признают, что

Я – элемент красоты (слайд №4)

Итак, подведём итог.

Узнаем значение этого слова по толковому словарю (слайд №5) Работу выполняет сильные учащиеся.

Симметрия – это соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей. Мы рассмотрим ту симметрию, которую можно непосредственно увидеть и получить самому.

Симметрия делится на разные виды. Мы познакомимся с зеркальной и осевой симметрией (слайд №6)

Отвечают на вопросы учителя

Наблюдают, анализируют, сравнивают объекты

Знакомятся с определением слова «симметрия»

Познавательные

анализ объектов с целью выделения признаков

Познавательные

поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение задач с использованием общедоступных источников информации

Коммуникативные инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

5.Практическая работа.

3 мин

5 мин

4 мин

Фронталь-ная

Индиви-дуальная

Парная

Фронталь-ная

- Королева Геометрия: - Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи….

- Оля: - Ой, здравствуйте, королева Геометрия!

Очень рада Вас видеть!

Королева Геометрия:  Я приглашаю тебя

В удивительный город.

В королевстве моем дивном

Там повсюду светят ярко

Разной формы зеркала.

-Оля: - Как здесь светло и красиво!

( фрагмент из сказки «Королевство кривых зеркал»)

- Учитель: - Что же увидела Оля, попав в сказочное королевство?

- А вы хотите отправиться в Зазеркалье?

-Тогда возьмите свое зеркальце и поглядитесь в него?

- Что Вы видите?

- Правильно. И сегодня, с помощью зеркала, мы прикоснемся к удивительному математическому явлению – симметрия.

- Начертите в тетради квадрат со сторонами: 5см. Через 2 клетки вправо начертите прямую. Теперь возьмите зеркало и поставьте его на прямую.

- Посмотрите в зеркало. Что вы видите?

- Одинаковы ли эти геометрические фигуры?

- Начертите справа от прямой такой квадрат, который вы увидели в зеркале.

(ВЗАИМОПРОВЕРКА).

- Молодцы! Про эти квадраты можно сказать, что они симметричны?

- Правильно. А вот прямая на которую мы ставили зеркало называется осью симметрии.

Зеркальную симметрию мы можем получить своими руками. Для этого предлагаю всем на время превратиться в волшебников и научиться показывать фокусы. В этом нам поможет обычное зеркальце.

  • Перед вами буквы: С. Г, Р, П, И с помощью зеркала превратите их в О, П, Ф, Ш, М. (Приложение 1)

- Осью симметрии обладают и многие предметы, окружающие нас

- Посмотрите вокруг, назовите предметы, обладающие осью симметрии. Докажите.

- Молодцы!

- А как вы думаете, симметричен человек? Докажите?

Слушают театральную сценку, отвечают на вопросы учителя по содержанию услышанного

Выполняют практическое задание

Анализируют фигуры, делают выводы

Проверяют работу товарища

Выполняют практическое задание

Доказывают что симметрией обладают названные предметы

Познавательные

извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров

Познавательные

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Регулятивные

выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить

Коммуникативные

управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий

Познавательные

построение логической цепочки рассуждений

Физкульт

минутка

1 мин

Групповая

- Симметричен человек

И увидеть можно:

Глаза – два (зарядка для глаз)

И уха – два (массаж мочек уха)

И ноздри две – точно! (массаж внешних пазух носа)

Ручки – две так хлопают (хлопки),

А две ножки – топают (топанье ногами)

А пять пальцев на руках

Могут складываться так (сложить пальцы, поднять вверх)

Потянем наш позвоночник,

Ведь именно он является осью симметрии у человека.

Выполняют физические упражнения для снятия утомления

1мин

1 мин

Парная

Групповая

Учитель: Возьмите конверты и рассмотрите содержимое и определите, с какой целью, находятся эти предметы там.

(Приложение 2)

- Издавна человек использовал осевую симметрию в архитектуре (слайд 7), ведь именно симметрия придает зданию гармоничность, законченность.

- Посмотрите на проект нового дворца королевы Геометрии. Скажите, симметричен ли он?

( нет)

- А вы знаете, королева Геометрия: очень любит симметричность. Давайте поможем королеве Геометрии закончить проект дворца, чтобы он стал симметричным.

(работа с интерактивной доской).

Рассматривают фрагменты картин и делают выводы.

Наблюдают за симметрией в архитектуре

Создают дворец из геометрических фигур на интерактивной доске

Регулятивные

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Познавательные

синтез составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов

7.Творческая работа.

7мин

Инди-видуальная

Попробуем получить осевую симметрию (слайд № 11)

Для этого отправимся в лабораторию для проведения опытов с чудо тушью.

Проведём испытание и узнаем, можно ли из проказницы кляксы получить

красивый симметричный рисунок.

Для этого возьмите чистый лист бумаги. Перегните его пополам. Линия сгиба – это ось симметрии.

А теперь наберем в пипетку тушь и капнем на одну сторону листа.

Как этот рисунок сделать симметричным?

Прижмем лист по линии сгиба. Раскроем. Что видим?

Проявите своё воображение и подпишите, на что стала похожа ваша клякса.

Выполняют творческую работу

Предлагают варианты решения учебной проблемы

Познавательные

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

8. Итог урока.

Рефлексия.

2 мин

Фрон-тальная

Задайте себе вопрос « Можно ли в жизни обойтись без симметрии?»

Своей работой мы нашли ответ, чтобы применять её в своей жизни. Симметрия помогает наводить порядок в окружающем мире.

Она присутствует в нашей жизни буквально во всём, но мы настолько к ней привыкли, что этого не замечаем.

Продолжите предложение:

Я узнал(а)….

Я понял(а)…..

Я научился(ась)……

Прием карандаша.

Размышляют

Оценивают результат своей деятельности.

Коммуникативные:

умение организовывать и осуществлять

сотрудничество со сверстниками.

Регулятивные

умение осуществлять рефлексию собственной деятельности.



Заключение

Тема «Осевая симметрия»  предполагает целенаправленное развитие в ходе обучения математике познавательных процессов, среди которых в младшем школьном возрасте наиболее важными являются: внимание, воображение, память, мышление.  Программа занятий кружка способствует формированию математических способностей учащихся: учит обобщать математический материал, логически рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать и т. д.

Выполнение задач и заданий аналогичного вида будет способствовать развитию познавательных способностей и умственной активности детей, т.к. все это требует постоянных умственных усилий, внимания, а также активизации знаний, будет помогать устанавливать взаимосвязи между новым и уже изученным материалом и применять знания в новых для детей условиях.

Курс «Наглядная геометрия» предусматривает развитие у детей  конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.

Любая работа с элементами геометрии  не только увлекательна, но и познавательна. Знакомство с геометрией дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность. Дети постигают поистине универсальный  её характер. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.


 

Приложение1


Приложение2



 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по теме: "Создание электронной презентации по произведениям В. Осеевой"

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности "Учусь создавать проект" по теме: "Создание электронной презентации"...

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по курсу «Я познаю психологию жизни»

Предметная область: внеурочная деятельность.Тема занятия: «Мир людей – мир личностей».Тип урока: изучение новогоЗадачи: - развивать навыки рефлексии, способность к самоана­лизу, умение отвечать за сво...

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по курсу экологического клуба «Зелёная планета»

Технологическая карта занятия по теме "Симметрия "внеурочной деятельности  "Зелёная планета"...

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности нравственно-эстетического направления во 2 классе театра "Улыбка"

В результате занятия дети будут вовлечены в творческо-игровую деятельность, освоят новые развивающие упражнения на внимание, воображение, мелкую моторику....

Методическая разработка: технологическая карта занятия внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности - «Подвижные игры» 3кл.

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности - «Подвижные игры» 3кл....

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности «Здоровей-ка» (спортивно-оздоровительное направление) Тема занятия: « Питание и здоровье. Что такое здоровая пища».

Цель:формирование у детей навыков здорового образа жизни через здоровое питание. Задачи: формировать представление о здоровье как одной из важнейших жизненных ценностей;развивать у детей потребно...