Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по курсу"Мир деятельности" по теме " Что значит быть внимательным"
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Хмелёва Татьяна Юрьевна

Разработка технологической карты

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Внеурочная деятельность

«Мир деятельности» 1 класс

Тема

 Как быть внимательным на уроке

Цели

Сформировать представление о необходимости быть внимательным в учебной деятельности.

Сформулировать простейшие приёмы развития устойчивости внимания.

Основное содержание темы, термины и понятия

Внимательность (слышать, видеть, думать), правила, помогающие быть внимательными

Планируемый результат

Задачи

Понимать  необходимость быть внимательным в учебной деятельности и развития устойчивости внимания.

Воспитательные: 

(Коммуникативные).

- упражнять в применении  правил поведения  и общения в паре

(Личностные)

- учить проводить самооценку  деятельности

Развивающие:

(Регулятивные)

- уметь определять и формулировать цель  деятельности с помощью учителя;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

Обучающие:

(Познавательные)

- понимать качество личности- внимательность

-знать правила, помогающие быть внимательным

(Регулятивные)

-уметь проверять правильность выполнения задания  по эталону

 (Коммуникативные)

-формулировать связный ответ на поставленный вопрос

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литературное чтение

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Презентация

I этап. Мотивация к деятельности

Цель

- мотивировать учащихся на изучение темы;

 -создать благоприятную рабочую обстановку;

-Какова перспективная цель наших занятий ( Научиться учиться.) Слайд 2

- Помогать нам будут наш знакомый Смайлик и гость. Слайд 3

-Кто это? Вы его узнали?  (Это Знайка.)

  • Почему его так зовут? (Он очень много знает...)
  • Как вы считаете, почему важно много знать? Где это может пригодиться? (...)
  • Знайка много знает, потому что он умеет учиться. А вы помните, как надо учиться? (Вначале надо понять, чего мы не знаем, а затем самим найти новый способ.)
  • Но он знает еще много разных секретов успешного учения. Один из них вам предстоит сегодня узнать, хотите?

 - Что себе и другим пожелаем?

 - Я вам желаю активности.  В чём выражается  активность в учении? ( С желанием выполнять все задания)

Фронтальная беседа

2 этап. Актуализация знаний и индивидуальное затруднение в пробном действии.

Цель

- актуализировать имеющиеся знания (правила поведения на уроке)

- зафиксировать затруднение, связанное с «незнанием»

-формирование коммуникативных УУД, посредством работы в парах  

  • С чего начнем свою работу? (С повторения.)

- Повторение - мать учения.

1.Актуализация правил поведения на уроке 

Знайка приготовил для вас задание для повторения. Он предлагает вам выполнить его в па-
рах. Что нужно для этого вспомнить? (Правила работы в парах.)
 Слайд 4

Давайте теперь посмотрим, какое задание вам приготовил наш гость. Рассмотрите
задание.
 Слайд 5

  • Что нужно вспомнить, чтобы выполнить это задание? (Правила работы на уроке.)
  • Итак, вам нужно верно соединить стрелочками правила с ролью
    учителя и найти недостающее правило.

- Проверьте по эталону. Слайд 6

  • Какого правила не хватает? (Не хватает правила «Будь внимательным».)
  • Когда нужно соблюдать это правило? (Когда учитель в роли организатора.)

Запишите в пустом квадрате большую букву В (внимательно). Слайд 7

  1. 2.Формирование у учащихся представлений о понятии «быть внимательным».
  • Ребята, Знайка специально не включил этого правила. Он хотел привлечь к нему ваше вни-
    мание.
     Скажите, важно ли быть внимательным, когда вы учитесь? (Да.) Почему?
  • А что значит «быть внимательным» на уроке? (...)

Знайка, решил вам помочь. У него всегда с собой «Волшебная книга знаний». Давайте в нее
заглянем.
 Слайд 8

  • Прочитайте, что значит быть внимательным? (Это значит слышать, видеть, думать.)

Как вы думаете, почему важно слышать, что говорит учитель и другие ученики? (Чтобы по-
нять задание, способ его решения...)
 Слайд 9

Почему важно видеть то, что показывают? (Надо все правильно записать, рисунки помогают лучше понять задание...) Слайд 10

  • А почему важно думать? (Чтобы найти решение, получить результат...) Слайд 11

Значит, внимательный ученик всегда все слышит, видит и думает, поэтому он обязательно
получит хороший результат.
Слайд 12

Смотрите, какой образ предлагает использовать Знайка. 

  • Что вы видите? (Мишень.)
  • Как вы думаете, почему именно мишень? (Внимательный ученик не отвлекается, достигает цели, у него все получится...)
  • Вспомните ситуации, когда вы были внимательны на уроке. Какой результат вы получили?
    (...)
  • Вспомните ситуации, когда вы были невнимательны. Что получилось в результате?

Вывод: внимательность помогает получить хороший результат, а невнимательность мешает. 

  • А легко ли быть внимательным? Почему? (...)

Быть всегда внимательным помогают  правила. Попробуйте их найти! Слайд 13
3. Задание на пробное действие.

-Прочитайте каждую карточку. Вам нужно выбрать и отметить те правила, которые должен выполнять ученик, чтобы быть внимательным на уроке.

Рефлексия выполненного задания.

  • Кто не смог выбрать карточки? Учащиеся поднимают руки.
  • Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли выполнить задание.)
  • Кто смог выбрать карточки, назовите правила.
  • Кто из вас может доказать, что его выбор правильный?
  • Что вы не можете сделать? (Мы не можем обосновать, что наш выбор правильный.)

Молодцы! Вы поняли, в чем ваша трудность. Пора выяснить, почему эта трудность возникла. Слайд 14

Учащиеся по цепочке называют правила парной работы.

Учащиеся в парах выполняют задание, проверяют по эталону

 Учебный

диалог

Учащиеся приводят примеры из своего опыта.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание 

Учащиеся испытывают затруднение

 Фиксация ?

3 этап. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: 

- фиксация проблемы;

- поиск её решения

  • Какое задание вы выполняли? (Выбирали правила, которые помогают быть внимательным на уроке.)
  • Почему у вас возникло затруднение? (Мы не знаем правила, которые помогают быть внимательным на уроке.)
  • Какую же цель вы перед собой поставите? (Узнать правила, которые помогают ученику быть внимательным на уроке.)
  • Назовите тему урока. (Как быть внимательным на уроке.)

Какими способами мы можем получить новое знание? (мы можем попробовать сами, спросим учителя; Слайд 15

Учитель фиксирует тему на доске

4 этап. Реализация построенного проекта.

Цель

- проверка полученных выводов

Я предлагаю вам выполнить практические задания и сделать выводы.

  • Упражнения ( учитель показывает противоположные движения)

 Руки вверх, вниз…….

- Всем ли удалось безошибочно выполнять задания. Почему?

  • Верно, вы отвлеклись и перестали думать над заданием. Смогли вы получить результат?
    (Да/Нет.)

Какое же правило поможет вам сохранять внимание, чтобы получить результат? (Думать о
задании, стараться не отвлекаться.)
 Слайд 16

2. – Закончи рисунок по образцу. Слайд 17

- Сравните линии рисунка в начале и в конце работы. Где результат лучше? Почему?

-Действительно, когда человек устает, он становится невнимательным.

- Какое правило возьмём  в помощники? Слайд 18

  1. Что нужно предпринять, чтобы устранить усталость? (В этом случае нужно сделать паузу для отдыха. )

-Как вы думаете, что во время паузы нужно делать? (...)

-Знайка рекомендует выполнять специальные упражнения:

 Упражнение 1.

Массаж мочек ушей. Обеими руками щипковыми движениями массировать мочку снизу вверх.
Упражнения повторяется 2 раза. На третий раз нужно ладошками растереть всю ушную рако-
вину.

Упражнение 2.

Указательным пальцем правой руки найти точку под носом над верхней губой. Выполнять массирование точки в течение 20—30 секунд,
j Упражнение 3.

Закрыть глаза на 5—10 секунд, потом открыть. Упражнение повторяется 3 раза.

  • Помогла вам физкультминутка отдохнуть?
  • Разумно ли делать длинную паузу? Почему? (Пауза не должна быть большой, потому что
    можно забыть задание...)

3. Ребята, кого вы видите на картинках? (Это спортсмены.) Слайд 19

  • Почему вы так решили? (Они сильные, у них в руках награды, медали...)
  • Сразу ли спортсмены становятся чемпионами? (Нет.)
  • Что они делают для этого? (Они тренируются.)

Чтобы вы смогли быть внимательными долгое время, нужно так же тренироваться. Итак, какое правило, по вашему мнению, должен выполнять ученик, чтобы научиться быть внимательным на уроке? («Тренировать свое внимание».) Слайд 20

  • Проговорите еще раз, что значит быть внимательным?
  • А какие правила надо выполнять, чтобы научиться быть внимательным?
  • Молодцы! Вы достигли цели!

Учитель фиксирует на доске первое правило «Думай о задании, не отвлекайся»

«Устал — сделай
паузу».

 Анализ картинки

Вывод: Тренируй внимание.

5 этап. Первичное закрепление во внешней речи

Цель

- выполнение задания с проговариванием

Игра « Радио» Знаете ли вы, как называют человека, который ведет передачу на радио? (Ведущий.) Слайд 21

  • Сегодня по радио ведущий будет говорить о детях из нашего класса. Он будет
    кого-нибудь описывать, а мы по его рассказу узнаем, кого он загадал. Сначала ведущим буду, слушайте. Это девочка. На ней красный свитер, клетчатый фартук, в косичках белые ленты. Она хорошо поет песни, дружит с Верой. Кто знает эту девочку?
  • Всем ли удалось быть внимательными?
  • Какие правила вы должны были соблюдать?
  • Кто из вас отвлекался? На что?

- Что вам нужно научиться делать? (Думать о задании.)

  • Если кто из вас устал играть в эту игру? Что нужно сделать в этом случае? (Сделать паузу и сделать разминку.)

- Помогает ли наша игра «Радио» тренировке внимания? Чем? (...)

6 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель

- самостоятельное использование полученных знаний;

- формирование коммуникативных УУД, посредством работы в парах

1)- Вам нужно дополнить каждое правило словами, подходящими по смыслу.

2)- Зафиксируйте каждый свой результат знаками «+» или «?».

3)-Сделайте вывод. (Например, я запомнил правила, которые нужно соблюдать, чтобы быть
внимательным; мне еще надо потренироваться.)
Слайд22

Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

 Проверяют по эталону, рефлексия выполненного задания

7 этап. Включение в систему знаний и повторение

Цель

- выявить границы применимости нового знания.

  • Где вы можете применить эти правила? (Дома при выполнении домашних заданий, при сбо-
    ре конструктора, при рисовании, уборке...)
  • Молодцы, быть внимательным человеку очень важно, и теперь вы сможете тренировать в
    себе это качество.

8 этап. Рефлексия деятельности

Цель 

- зафиксировать содержание урока.

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной деятельности.

  • Какую цель вы перед собой ставили? (Узнать, какие правила нужно соблюдать, чтобы быть
    внимательными.)
  • Достигли ли вы цели? Докажите. (Мы достигли цели, мы составили эталон.)
  • Я предлагаю вам оценить свою работу.
  • Что вы можете оценить с помощью этой шкалы? (Насколько мы знаем
    правила на внимательность, и как мы умеем их применять.)
  • Сможем ли мы сейчас оценить свое умение? (Пока нет, надо сначала потренироваться при-
    менять эти правила на уроках.)
  • Верно. Сейчас вы будете оценивать только свое знание этих правил.
  • Те, кому наши новые правила не понятны- низкий уровень
  • Те, кто разобрался, зачем ученику нужны эти правила и может о них рассказать не было ошибок в самостоятельной работе- высокий уровень, у кого была одна ошибка- хороший уровень
  • А если у вас остались вопросы, и вам еще надо время, чтобы их осмыслить- средний уровень

 Работа со шкалой самооценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по курсу «Я познаю психологию жизни»

Предметная область: внеурочная деятельность.Тема занятия: «Мир людей – мир личностей».Тип урока: изучение новогоЗадачи: - развивать навыки рефлексии, способность к самоана­лизу, умение отвечать за сво...

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по курсу экологического клуба «Зелёная планета»

Технологическая карта занятия по теме "Симметрия "внеурочной деятельности  "Зелёная планета"...

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по теме «Кем быть»

Технологическая карта занятия внеурочной деятельностипо теме «Кем быть»...

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности "История фарфоровой чашки" по курсу "Знакомьтесь: Невский район"

Данное занятие является частью этапа сбора информации в долгосрочном коллективном проекте. На занятие отводится 1 час  по программе «Знакомьтесь: Невский район» (курс рассчитан на обу...

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по курсу «Занимательный русский язык»

Технологическая карта  занятия внеурочной деятельности по курсу «Занимательный русский язык». Тема "В стране Перевертундии". 4 класс...

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по курсу «Уроки здоровья» во 2 классе по теме “Разговор о правильном питании”

Тема: «Разговор о правильном питании»Цель: создать условия для формирования у обучающихся правильного отношения к своему здоровью через понятие здорового питания.Задачи:Познавательная: поз...